Бетсимисарака

редактировать
Бетсимисарака
Femmes Betsimisarakas puisant de l'eau, 1890-1910.jpg Бетсимисарака
Общая численность населения
более 1 500 000 (2011)
Регионы со значительным населением
Восточное побережье Мадагаскар
Языки
(Малагасийцы Северный Бетсимисарака)
Родственные этнические группы
Цимихети

Бетсимисарака («многие неразлучные») являются второй по величине этнической группой на Мадагаскаре после мерина и составляют примерно пятнадцать процентов малагасийского народа. Они занимают значительную часть восточного побережья Мадагаскара, от Мананджари на юге до Анталаха на севере. Бетсимисарака имеют долгую историю активного взаимодействия с европейскими моряками и торговцами, что привело к появлению значительной подгруппы со смешанным европейско-малагасийским происхождением, получившей название занана-малата. Европейское влияние проявляется в местных музыкальных жанрах вальс (вальс) и баса, которые обычно исполняются на аккордеоне. Церемонии тромба (одержимости духом) широко используются в культуре Бетсимисарака.

В конце 17 века различными кланами восточного побережья управляли вожди, которые обычно правили одной или двумя деревнями. Зана-малата по имени Рацимилахо появился, чтобы объединить эти кланы под своим правлением в 1710 году. Его правление длилось 50 лет и установило чувство общей идентичности и стабильности во всем королевстве, но его преемники постепенно ослабили этот союз, оставив он уязвим для растущего влияния и присутствия европейских и особенно французских поселенцев, работорговцев, миссионеров и торговцев. Расколотое королевство Бетсимисарака было легко колонизировано в 1817 году Радамом I, королем Имерины, который правил из своей столицы в Антананариву в Центральном нагорье. Покорение Бетсимисараки в 19 веке привело к тому, что население относительно обеднело; в период колонизации французами (1896-1960) были предприняты целенаправленные усилия для расширения доступа к образованию и оплачиваемой работе на французских плантациях. Производство бывших плантационных культур, таких как ваниль, иланг-иланг, кокосовое масло и кофе, остается основным видом экономической деятельности в регионе, помимо натурального сельского хозяйства и рыболовства, хотя добыча полезных ископаемых также является источником дохода.

В культурном отношении Бетсимисарака можно разделить на северную и южную подгруппы. Многие элементы культуры являются общими для обеих групп, включая уважение к предкам, одержимость духом, ритуальное жертвоприношение зебу и патриархальную социальную структуру. Эти группы различаются языковыми субдиалектами и различными фейдами (табу), а также некоторыми похоронными практиками и другими обычаями. Бетсимишарака практикуют фамадихану (перезахоронение) и самбатру (обрезание) и верят в колдовство и широкий спектр сверхъестественных сил. Многие табу и сказки вращаются вокруг лемуров и крокодилов, которые распространены на всей территории Бетсимисараки.

Содержание

  • 1 Этническая принадлежность
  • 2 История
  • 3 Общество
    • 3.1 Религиозная принадлежность
  • 4 Культура
    • 4.1 Фэди
    • 4.2 Похоронные обряды
    • 4.3 Танцы и музыка
  • 5 Язык
  • 6 Экономика
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография

Этническая принадлежность

Распределение малагасийских этнических групп

Бетсимисарака составляют примерно 15 процентов населения Мадагаскара и насчитывают более 1 500 000 человек. в 2011 году. Часть населения, занана-малата, имеет частично европейское происхождение в результате нескольких поколений смешанных браков между местным малагасийским населением и европейскими пиратами, моряками и торговцами, пришвартовавшимися или поселившимися вдоль восточного побережья. Как и сакалава на западе, бетсимисарака состоят из многочисленных этнических подгрупп, которые в начале 18 века образовали конфедерацию. Большинство Бетсимисарака имеют смешанные банту африканские и азиатские австронезийские корни. Бетсимисарака занимают длинную узкую полосу территории, которая тянется вдоль восточного побережья Мадагаскара от Мананджари на юге до Анталаха на севере, включая главный порт острова в Туамасина и крупные города Фенерив Эст и Мароансетра. Они часто подразделяются на северный Бетсимисарака (Антаваратра) и южный Бетсимисарака (Антацимо), разделенные подкланом Бетанимена Бетсимисарака (называвшимся Цикоа примерно до 1710 года).

История

До начала В XVIII веке народы, составлявшие ядро ​​Бетсимисараки, были организованы в многочисленные кланы под властью вождей (филохани), каждый из которых обычно правил не более чем одной или двумя деревнями. Окружающие бухту Антонжил на севере занимали сравнительно более официальную позицию, с регалиями лидерства, засвидетельствованными по крайней мере с 1500 года. Наличие естественных бухт вдоль северной береговой линии, которые стали портовыми городами Антонгил, Титингу, Фоулпойнт, Фенерив и Таматаве выступали за экономическое и политическое развитие Антаваратры Бетсимисарака; южная часть этой береговой линии, напротив, не имела никаких участков, пригодных для портов. Жители окрестных портов вывозили рис, скот, рабов и другие товары на близлежащие Маскаренские острова. Стратегическое положение восточных портов для региональной торговли привлекло в эту часть острова самые крупные европейцы, в частности британских и американских пиратов, численность которых резко возросла с 1680-х до 1720-х годов вдоль побережья с сегодняшнего дня Анциранана на севере до Нуси-Бораха и Фулпойнт на востоке. Смешанные браки между этими европейскими пиратами и дочерьми местных вождей привели к появлению большого смешанного населения, получившего название занана-малата.

Рацимилахо правил объединенным Бетсимисарака из своей столицы в наши дни Фулпоант.

Около 1700 года Цикоа начали объединяться вокруг серия сильных лидеров. Раманано, глава Vatomandry, был избран в 1710 году вождем цикоа («стойких») и инициировал вторжение в северные порты. Согласно устным историям, Раманано создал вооруженное ополчение в Вохимасине, которое он отправил в вторжения, чтобы сжечь соседние деревни, осквернить местные гробницы и поработить женщин и детей, что способствовало его репутации жестокого и непопулярного лидера. Северный Бетсимисарака дзана-малата по имени Рацимилахо, который родился у дочери местного филохани и британского пирата по имени Томас Тью около 1694 года и ненадолго путешествовал со своим отцом в Англию и Индию, возглавил сопротивление эти вторжения и успешно объединили его соотечественников вокруг этого дела, несмотря на его юный возраст. Он захватил Фенерив в 1712 году, в результате чего Цикоа бежали через мокрые красные глиняные поля, которые прилипали к их ногам, что принесло им новое имя Бетанимена («Многие из Красной Земли»). Рацимилахо был избран королем всех Бетсимисарака и получил новое имя, Рамароманомпо («Господь, которому служат многие») в своей столице Фулпойнт. Он дал своим северным соотечественникам имя Бетсимисарака, чтобы подтвердить их единство перед лицом врагов. Затем он заключил мир с Бетанименой, предложив их королю контроль над портом Таматаве, но это поселение распалось через шесть месяцев, в результате чего Рацимилахо отбил Таматаве и заставил царя Бетанимен бежать на юг. Он заключил союзы с южным Бетсимисарака и соседним Безанозано, расширив свою власть на эти области, позволив местным вождям сохранять свою власть, предлагая при этом подношение в виде риса, скота и рабов; к 1730 году он был одним из самых могущественных королей Мадагаскара. К моменту его смерти в 1754 году его умеренное и стабилизирующее правление обеспечило почти сорок лет единства между различными кланами в рамках политического союза Бетсимисарака. Он также соединил Бетсимисараку с другим могущественным королевством того времени, Сакалавой западного побережья, через брак с Матаве, единственной дочерью Ибоины царя Андрианбабы.

Сын Рацимилахо Занахари сменил его в 1755 году. Деспотический лидер, Занахари предпринял серию нападений на деревни, находившиеся под его властью, и был убит своими собственными подданными в 1767 году. Захарий наследовал его сын Иави, которого ненавидели за то, что он продолжал свои дела. практика отца нападать на деревни, находящиеся под его контролем, и для обогащения за счет сотрудничества с французскими работорговцами. Во время правления Иви восточноевропейский авантюрист по имени Морис Бенёвски основал поселение в стране Бетсимисарака и провозгласил себя королем Мадагаскара, убедив нескольких местных вождей больше не платить дань Ибоине. Это действие вызвало гнев Сакалава, и в 1776 году солдаты Сакалава вторглись в этот район, чтобы наказать жителей Бетсимисарака и убить Бенёвски, но в конечном итоге потерпели неудачу в последней цели. Закаволо, сын Иави, стал преемником своего отца после его смерти в 1791 году. Европейские источники осуждают Закаволо за то, что он настаивал на том, чтобы они дарили ему подарки, и за оскорбление, когда европейцы отказались удовлетворить его требования. Его подданные низложили его в 1803 году с помощью тогдашнего генерал-губернатора Магаллона, который управлял французскими островными территориями; В конце концов Закаволо был убит своими бывшими подданными. В течение десятилетий после смерти Рацимилахо французы установили контроль над Иль-Сент-Мари и основали торговые порты на всей территории Бетсимисарака. К 1810 году французский посланник по имени Сильвен Ру фактически имел экономический контроль над портовым городом, хотя номинально им управлял дядя Закаволо Цихала. Спор между родственниками Цихалы по поводу контроля над городом привел к дальнейшему расколу политического единства Бетсимисараки, ослабив способность Бетсимисараки объединяться против усиливающегося иностранного вторжения. В следующем году он потерял власть в пользу другого занамалата, Жана Рене, который поддерживал тесное сотрудничество с французами.

пиратское кладбище в Нуси-Бораха. Подгруппа дзана-малата Бетсимисарака ведет свое происхождение от браков между европейскими пиратами и женщинами Бетсимисарака.

Королевство Имерина в центре острова быстро объединялось и расширялось с конца 18 века. В 1817 году Мерина король Радама I возглавил армию из 25000 солдат из Антананариву, чтобы успешно захватить Тоамасину. Хотя Жан Рене не был соучастником и не получил никаких предупреждений о военной кампании, когда прибыл Радама, европейцы и занамалата не были изгнаны; скорее, Радама наладил сотрудничество с ними для развития дипломатических и экономических отношений с французами, как он уже делал в течение последнего десятилетия с британскими миссионерами на родине Мерины в центральном нагорье. Область была эффективно колонизирована, с гарнизонами Мерины в портах и ​​во внутренних районах Бетсимисараки. Бетсимисарака возмущались господством Мерины и, не получая помощи от французов, как они надеялись, подняли безуспешное восстание в 1825 году. По мере роста присутствия и авторитета Мерины в бывшем королевстве Бетсимисарака многие местные фермеры мигрировали в районы, не контролируемые Мериной, или искали работу у них. Европейские поселенцы на плантациях, где им может быть предоставлена ​​некоторая защита. Все остатки правящей линии в Бетсимисараке были уничтожены королевой Мериной Ранавалоной I, которая приказала многим дворянам подвергнуться смертоносному тангену суровым испытанием. На протяжении всего ее правления культурные обычаи, связанные с европейцами, были запрещены, включая христианство и западные музыкальные инструменты; в конце концов все европейцы были изгнаны с острова на время ее правления. Ее сын, Радама II, снял эти ограничения, и постепенно европейское присутствие на территории Бетсимисарака вновь появилось, когда французские предприниматели основали плантации для выращивания экспортных культур, таких как ваниль, кофе, чай и кокосы. Растущее число колонистов Мерины на рубеже XIX века и европейцев с 1860-х годов создали конкуренцию за использование портов, традиционно находившихся под контролем Бетсимисараки, до такой степени, что местному населению было запрещено торговать с целью максимизации прибыли для Мерины и Европейцы. Это серьезное экономическое ограничение в сочетании с жестким введением фанампоаны (неоплачиваемый труд вместо налогов) серьезно подорвало благосостояние местного населения, которое сопротивлялось, отказываясь выращивать излишки урожая, которые только еще больше обогатили бы внешних торговцев. Другие покинули оседлую жизнь деревень своих предков, чтобы укрыться в лесу, чтобы жить за пределами власти Мерины. Некоторые из них сформировались в группы бандитов, которые грабили торговые группы Мерины вдоль восточного побережья и время от времени совершали набеги на территорию Мерины; эти группы также периодически нападали на поселенцев Мерины, европейских миссионеров, правительственные аванпосты и церкви.

Когда французы колонизировали Мадагаскар в 1896 году, первоначальное удовлетворение Бетсимисараки падением правительства Мерины быстро переросло в неудовольствие с французским контролем. Это привело к восстанию в том же году среди Бетсимисарака, особенно среди бандитов и других преступников, которые долгое время жили по своим законам в восточных тропических лесах; движение распространилось на более широкое население Бетсимисарака, которое оказало сильное сопротивление французскому правлению в 1895 году. Эти усилия в конечном итоге были подавлены. После восстановления контроля французские колониальные власти предприняли шаги по устранению последствий исторического порабощения Бетсимисарака королевством Мерина, предоставив расширенный доступ к базовому образованию, а также возможности для оплачиваемого труда на плантациях, но часто на бывших землях Бетсимисарака, которые французы власти вынудили местных жителей уступить место колонистам.

В 1947 г. началось общенациональное восстание против французского колониального господства в Мораманге, городе на территории Безанозано, соседствующей с Бетсимишарака. Во время конфликта националисты Бетсимисарака сражались с французскими и сенегальскими солдатами в безуспешной попытке восстановить контроль над портом Таматаве, важнейшим торговым портом острова. Бойцы Бетсимисарака и мирные жители понесли очень тяжелые потери и некоторые из самых серьезных нарушений прав человека, в том числе казни, будучи брошенными живыми с самолетов.

Страна получила независимость в 1960 году. Ее возглавляли на протяжении всей Второй республики (1975-1992) Адмирал Дидье Рацирака, Бетсимисарака. Он был избран президентом демократическим путем и снова руководил страной с 1995 по 2001 год во время Третьей республики, прежде чем был отстранен от власти после оспариваемых президентских выборов 2001 года последователями бизнесмена и лидера оппозиции Мерины Марк Раваломанана. Он остается влиятельной и неоднозначной политической фигурой на Мадагаскаре. Племянник Рацираки, Роланд Рацирака, также является важной политической фигурой, баллотировавшейся в президенты и занимавшей пост мэра Туамасины, главного торгового порта страны.

Общество

Социальное жизнь вращается вокруг сельскохозяйственного года: подготовка полей начинается в октябре, сбор урожая риса - в мае, а зимние месяцы с июня по сентябрь отведены для поклонения предкам и других основных ритуалов и обычаев.

Есть четкое гендерное разделение среди Бетсимисарака. При путешествии пешком в составе смешанной гендерной группы женщинам запрещено ходить раньше мужчин. Женщины традиционно выступают в роли носильщиков, неся легкие предметы на голове и тяжелые на спине; если присутствует женщина, то мужчина считает нелепым что-то носить. Во время еды мужчины одной ложкой наполняют свои тарелки из общей миски и съедают пищу на тарелках, тогда как женщины должны использовать две отдельные ложки, чтобы наполнять свои тарелки и есть. Мужчины, как правило, несут ответственность за обработку рисовых полей, добычу еды, сбор дров и строительство семейного дома и мебели, а также участвуют в дискуссиях и дебатах по общественным делам. В задачи женщин входят выращивание сельскохозяйственных культур, прополка рисовых полей, сбор урожая и обработка риса, доставка воды, разжигание огня в очаге и приготовление ежедневных блюд, а также ткачество.

Религиозная принадлежность

Религиозные обряды и обычаи традиционно возглавляются служителем тангаламена. Сообщества Бетсимисарака широко верят в различных сверхъестественных существ, включая призраков (ангатра), русалок (зазававы ан-драно) и бесовских каламоро. Попытки христианизировать местное население начались в начале 19 века, но поначалу в значительной степени не увенчались успехом. В колониальный период влияние христианства среди местного населения росло, но там, где оно практикуется, оно часто синкретично смешивается с традиционным поклонением предкам. Синкретизм христианских и местных верований привел к мотиву, согласно которому солнце (или луна) было изначальным местом Эдемского сада.

Культура

Хотя между северной и южной Бетсимисаракой есть различия., многие основные аспекты их культуры схожи. Основные обычаи Бетсимишараки включают самбатру (обрезание), фоланаку (рождение десятого ребенка), ритуальное жертвоприношение зебу для предков и празднование открытия только что построенного дома. Бракосочетание, смерть, рождение ребенка, Новый год и День Независимости также отмечаются совместно. Практика тромба (ритуального одержания духа) широко распространена среди Бетсимисарака. И мужчины, и женщины выступают в роли медиумов и зрителей в этих событиях.

Местная рафия была основным волокном для одежды, которую традиционно носили Бетсимисарака. Листья рафии были расчесаны, чтобы отделить волокна, которые были завязаны узлами, образуя пряди, которые затем можно было сплести вместе, чтобы сформировать ткань. Среди различных народов, объединившихся в конфедерацию Бетсимисарака, женщины носили короткую накидку (симбо), обычно с топом-бандо (акандзё), в то время как мужчины носили халаты. Некоторые Бетсимисарака до сих пор носят традиционную одежду из рафии.

Бетсимисарака очень уважают лемуров и рассказывают несколько легенд, в которых лемуры приходят на помощь выдающимся персонажам Бетсимисарака. Согласно одной из легенд, лемур спас жизнь предка Бетсимисарака от серьезной опасности. В другом рассказе группа Бетсимисарака искала убежище в лесу от мародерствующей группы врагов. Их враги последовали за ними в лес, выслеживая Бетсимисараку по тому, что они считали звуком их голосов. Достигнув источника звука, они обнаружили группу лемуров, похожих на призраков, и, полагая, что Бетсимисарака были превращены в животных с помощью магии, в ужасе покинули местность. Считается, что духи предков Бетсимисараки обитают внутри тел лемуров. Следовательно, Бетсимисараке запрещено убивать или есть лемуров, и обязательно освобождать пойманного лемура и закапывать мертвого лемура с помощью тех же обрядов, что и человека.

Крокодилы также рассматриваются вместе с ними. благоговение и страх. На берегах рек, где они, как известно, собираются, жители деревни Бетсимисарака нередко бросают им заднюю часть зебу (наиболее предпочтительный отруб), целых гусей и другие подношения. Амулеты для защиты от крокодилов обычно носят или бросают в воду в местах скопления животных. Принято считать, что ведьмы и колдуны тесно связаны с крокодилами, будучи способными приказывать им убивать других и ходить среди них, не подвергаясь нападению. Бетсимисарака верят, что ведьмы и колдуны умиротворяют крокодилов, кормя их рисом по ночам, а некоторых обвиняют в том, что они гуляли с крокодилами по деревням Бетсимисарака в полночь или даже были женаты на крокодилах, которых они затем порабощали, чтобы выполнять их приказы.

Фади

Среди некоторых Бетсимисарака считается фади, когда брат пожимает руку своей сестре или молодые люди носят обувь при жизни своего отца. У многих Бетсимишарака угорь считается священным. Запрещено трогать, ловить рыбу или есть угря. Хотя многие прибрежные малагасийские общины имеют склонность к употреблению свинины, это не является повсеместным или распространенным явлением среди бетсимисарака, которые часто держат свиней в своих деревнях.

С первыми родами женщины связаны сложные табу и обряды. Перед родами ее укрывают в специальном родильном доме, который называется комби. Листья, которые она ест, и отходы, производимые новорожденным, в течение семи дней хранятся в специальной емкости, после чего сжигаются. Образовавшийся пепел втирают в лоб и щеки матери и ребенка, и его следует носить в течение семи дней. На пятнадцатый день оба купаются в воде, в которой вымочены листья лайма или лимона. Этот ритуал называется раном-боаханги (омовение из листьев). Община собирается выпить рома и отпраздновать это соревнованиями по борьбе, но мать должна оставаться в комби. Ей не разрешается есть что-либо, кроме зелени саонджо и специально приготовленной для нее курицы. После этого празднования она должна покинуть комби и вернуться к повседневной жизни.

Среди Бетсимисарака, как и в некоторых других малагасийских этнических группах, существует поверье против того, чтобы произносить имя вождя после его смерти или чего-либо еще. слово, входившее в состав имени. Умершему лидеру после смерти было дано новое имя, которое все должны были использовать, и были выбраны определенные синонимы, чтобы заменить слова, составляющие его имя, для использования в обычном разговоре; любой, кто произносил запрещенные слова, был бы строго наказан или в некоторых случаях казнен.

Похоронные обряды

Некоторые Бетсимисарака, в основном живущие вокруг Мароанцетры, практикуют фамадихана церемонию перезахоронения., хотя и в более простой форме, чем та, что практикуется в Хайленде. Гробы помещают в гробницы только в южной части Бетсимисараки; на севере их размещают под укрытиями на открытом воздухе. В трауре женщины распускают косу и перестают носить акандзё, а мужчины больше не носят шляпу; период траура обычно длится от двух до четырех месяцев в зависимости от того, насколько близко человек был связан с умершим.

Танцы и музыка

Стиль церемониальной танцевальной музыки, наиболее тесно связанный с тромбой среди Бетсимисарака называется басса и исполняется на аккордеоне. В традиционной басе, исполняемой для церемоний тромба, используются шейкеры кайамба, чтобы подчеркнуть ритм; тексты песен всегда поются на местном диалекте Бетсимисарака. Сопровождающий танец выполняется руками по бокам тела и тяжелыми движениями ног. Современная баса, популярная на острове, исполняется с использованием современной ударной установки и электрогитары и баса под аккомпанемент клавишных или аккордеона, а связанный с этим танцевальный стиль находится под влиянием танцев, исполняемых под sega и kwassa kwassa музыка с острова Реюньон. Базеса также исполняется Антандрой, но у Бетсимисараки этот стиль выполняется значительно медленнее. Другой важный музыкальный стиль, характерный для этого региона, - вальс, малагасийские интерпретации традиционных европейских вальсов моряков, исполняемые на аккордеоне; этот жанр никогда не исполняется во время церемоний тромба.

Язык

Бетсимисарака говорят на нескольких диалектах малагасийского языка, который является ответвлением малайско-полинезийского языковая группа происходит от языков барито, на которых говорят на юге Борнео.

Экономика

Бетсимисаракский курятник и рисовый амбар в 1911 году, Фенерив. Фото Вальтер Каудерн.

Экономика Бетсимисараки остается в основном сельскохозяйственной, многие выращивают ваниль и рис. Также обычно выращиваются маниок, сладкий картофель, фасоль, таро, арахис и различные виды зелени; другие основные культуры включают сахарный тростник, кофе, бананы, ананасы, авокадо, хлебное дерево, манго, апельсины и личи. Крупный рогатый скот не разводится широко; Чаще всего Бетсимисарака может ловить и продавать речных крабов, креветок и рыбу, маленьких ежей, различных местных насекомых или кабанов, птиц и лемуров в лесу. Они также производят и продают домашнее пиво из сахарного тростника (бетса) и ром (тоака). Производство специй для кулинарии и перегонки в парфюмерию остается основным видом экономической деятельности, поскольку в Феноариву Ацинанана находится завод по производству духов. Золото, гранат и другие драгоценные камни также добываются и вывозятся из региона Бетсимисарака.

Примечания

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-12 14:33:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте