Берта Моризо | |
---|---|
Берта Моризо | |
Родилась | Берта Мари Полин Моризо. (1841-01-14) 14 января 1841. Бурж, Шер, Франция |
Умер | 2 марта 1895 (1895- 03-02) (54 года). Париж, Франция |
Место упокоения | Cimetière de Passy |
Национальность | Французский |
Известен по | Живопись |
Известная работа | Колыбель, Вид на Париж с Трокадеро, После обеда, Летний день |
Движение | Импрессионизм |
Супруг (ы) | Эжен Мане (m.1874; умер в 1892 г.) |
Берта Мари Полин Моризо (французский: ; 14 января 1841 - 2 марта 1895) была художницей и членом кружок художников в Париже, которые стали известны как импрессионисты.
В 1864 году Моризо впервые выставился в престижном Парижском салоне. Спонсируемый правительством и оцененный Академиками, Салон был официальной, ежегодной выставкой Академии изящных искусств в Париже. Ее работы были выбраны для выставок в шести последующих Салонах, пока в 1874 году она не присоединилась к «отвергнутым» импрессионистам на первой из их собственных выставок, среди которых были Поль Сезанн, Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей. Оно проходило в студии фотографа Надара. В период с 1874 по 1886 год Моризо участвовал во всех, кроме одной из следующих восьми выставок импрессионистов.
Моризо была замужем за Эженом Мане, братом ее друга и коллеги Эдуард Мане.
Гюстав Жеффрой описал ее в 1894 году как одну из «les trois grandes dames» импрессионизма наряду с Мари Бракемон и Мэри Кассат.
Моризо родилась в Бурже, Франция, в зажиточную буржуазную семью. Ее отец, Эдме Тибурс Моризо, был префектом (старшим администратором) отдела в Шер. Он также изучал архитектуру в École des Beaux Arts. Ее мать, Мари-Жозефин-Корнели Томас, была внучатой племянницей Жана-Оноре Фрагонара, одного из самых плодовитых художников рококо старого режима. У нее было две старшие сестры, Ив (1838–1893) и Эдма (1839–1921), а также младший брат Тибурсе, родившийся в 1848 году. Семья переехала в Париж в 1852 году, когда Моризо была еще ребенком.
Для дочерей буржуазных семей было обычным делом получать художественное образование, поэтому Берта и ее сестры Ив и Эдма обучались в частном порядке у Жоффруа-Альфонса Шокарна и Жозефа Гишара. Первоначально Моризо и ее сестры начали брать уроки, чтобы каждый мог нарисовать своему отцу на день рождения. В 1857 году Гишар, руководивший школой для девочек на улице Мулен, познакомил Берту и Эдму с галереей Лувр, где с 1858 года они учились, копируя картины. Моризотам не только запретили работать в музее без присмотра, но им также полностью запретили формальное обучение. Гишар также познакомил их с работами Гаварни.
. Будучи студентами-художниками, Берта и Эдма работали в тесном сотрудничестве до 1869 года, когда Эдма вышла замуж за Адольфа Понтильона, морского офицера, переехала в Шербур и уехала. меньше времени на покраску. Письма между сестрами показывают любовные отношения, подчеркнутые сожалением Берты о расстоянии между ними и уходом Эдмы от живописи. Эдма искренне поддерживала продолжение работы Берты, и их семьи всегда оставались близкими. Эдма написала: «… Я часто мысленно с тобой, дорогая Берта. Я нахожусь в твоей студии, и мне нравится ускользать, хотя бы на четверть часа, чтобы вдохнуть ту атмосферу, которую мы разделяли много лет…».
Ее сестра Ив вышла замуж за Теодора Гобийяра, налогового инспектора, в 1866 году и была нарисована Эдгаром Дега как миссис Теодор Гобиллард (Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Как переписчик в Лувре, Моризо познакомился и подружился с другими художниками, такими как Мане и Моне. В 1861 году она познакомилась с Жаном-Батистом-Камилем Коро, главным пейзажистом барбизонской школы, который также преуспел в рисовании фигур. Под влиянием Коро она перешла на пленэр (на открытом воздухе). К 1863 году она училась у другого барбизонского художника [fr ]. Зимой 1863–64 она изучала скульптуру под руководством Эме Милле, но ни одна из ее скульптур не сохранилась.
Трудно проследить этапы обучения Моризо и сказать точное влияние ее учителей, потому что она никогда не была довольна своей работой и она уничтожила почти все произведения искусства, созданные до 1869 года. Учитель Жоффруа-Альфонс Шокарн научил ее основам рисования. Через несколько месяцев Моризо начал посещать уроки Гишара. В этот период она рисовала в основном античные классические фигуры. Когда Моризо выразила интерес к пленэру живописи, Гишар послал ее следовать за Коро и Удино. Рисуя на открытом воздухе, она использовала акварельные краски, которые легко носить с собой. В то время Моризо также заинтересовался пастелью.
В этот период Моризо все еще считал масляную живопись трудной и работал в основном акварелью. Выбор цветов у нее довольно сдержанный; однако деликатное повторение оттенков дает сбалансированный эффект. Благодаря особым характеристикам акварели как среды, Моризо смогла создать полупрозрачную атмосферу и легкое прикосновение, которые способствовали свежести ее картин.
Став Более уверенно относясь к масляной живописи, Моризо работал маслом, акварелью и пастелью одновременно, как и Дега. Она рисовала очень быстро, но делала много набросков в качестве подготовки, поэтому могла нарисовать «рот, глаза и нос одним мазком кисти». Она провела бесчисленное количество исследований своих предметов, которые были взяты из ее жизни, поэтому она хорошо с ними познакомилась. Когда стало неудобно рисовать на открытом воздухе, тщательно обработанные акварели, выполненные на подготовительных этапах, позволили ей продолжить рисовать в помещении позже.
После 1885 года в рисовании стало преобладать рисование. Работы Моризо. Моризо активно экспериментировал с углем и цветными карандашами. Возрождение интереса к рисованию было вызвано ее друзьями-импрессионистами, известными размытыми формами. В этот период Моризо сделала акцент на прояснении формы и линий. Кроме того, на нее повлияли фотография и японизм. Она переняла стиль размещения объектов вдали от центра композиции из японских гравюр того времени.
Моризо начала использовать технику квадратуры и среду калька, чтобы точно перенести ее рисунок на холст. Используя этот новый метод, Моризо смог создавать композиции с более сложным взаимодействием между фигурами. Она подчеркнула композицию и формы, в то время как ее мазки импрессионистов остались. Оригинальный синтез импрессионистского подхода с широкими мазками и отражениями света, а также графический подход с четкими линиями сделали ее поздние работы особенными.
Художница Моризо. Критики-мужчины часто называли картины полными «женского очарования» за их элегантность и легкость. В 1890 году Моризо написала в блокноте о том, как она боролась за то, чтобы к ней относились серьезно как к художнику: «Я не думаю, что когда-либо был мужчина, который относился бы к женщине как к равному, и это все, о чем я бы попросил, поскольку я знаю. Я стою не меньше их ". Ее легкие мазки часто приводили к тому, что критики использовали глагол «effleurer» (слегка касаться, касаться) для описания ее техники. В молодости Моризо рисовала под открытым небом, как и другие импрессионисты, чтобы искать истину в наблюдениях. Примерно в 1880 году она начала рисовать на холстах без грунтовки - технику Мане и Ева Гонсалес также экспериментировали в то время - и ее манера письма стала более свободной. В 1888–1889 годах ее мазки перешли от коротких быстрых мазков к длинным извилистым мазкам, определяющим форму. Внешние края ее картин часто оставались незавершенными, что позволяло холсту просвечивать и усиливать ощущение спонтанности. После 1885 года она работала в основном по предварительным рисункам, прежде чем начала писать картины маслом. Она также работала одновременно масляными красками, акварелью и пастелью, а также делала наброски с использованием различных средств рисования. Работы Моризо почти всегда небольшие по размеру.
Моризо создает ощущение пространства и глубины за счет использования цвета. Хотя ее цветовая палитра была несколько ограниченной, коллеги-импрессионисты считали ее «виртуозным колористом». Обычно она широко использовала белый цвет, чтобы создать ощущение прозрачности, будь то чистый белый или смешанный с другими цветами. В ее большой картине «Вишневое дерево» цвета более яркие, но все же используются для подчеркивания формы.
Вдохновленная рисунками Мане, она свела использование цвета к минимуму при построении мотива. В ответ на эксперименты, проведенные Мане и Эдгаром Дега, Моризо использовал едва тонированные белые цвета для гармонизации картин. Как и Дега, она одновременно играла в одной картине тремя медиа: акварелью, пастелью и масляными красками. Во второй половине своей карьеры она училась у Ренуара, копируя его мотивы. Она также разделяла интерес к поддержанию баланса между плотностью фигур и атмосферными чертами света с Ренуаром в ее более поздних работах.
Моризо рисовала то, что она испытывала ежедневно. Большинство ее картин включают домашние сцены семьи, детей, женщин и цветов, изображающие жизнь женщин в конце девятнадцатого века. Вместо изображения публичного пространства и общества Моризо предпочитал приватные, интимные сцены. Это каким-то образом отражает культурные ограничения ее класса и пола в то время. Как и ее коллега-импрессионист Мэри Кассат, она сосредоточилась на семейной жизни и портретах, в которых она могла использовать семью и личных друзей в качестве моделей, включая свою дочь Джули и сестру Эдму. Стенографическое изображение ее повседневной жизни дает сильную надежду остановить мимолетное течение времени. Изображая цветы, она использовала метафоры, чтобы отметить женственность. До 1860-х годов Моризо рисовал предметы в соответствии с барбизонской школой, а затем обратился к сценам современной женственности. Такие картины, как «Колыбель» (1872 г.), в которых она изобразила современные тенденции в области детской мебели, отражают ее чувствительность к моде и рекламе, и то и другое было очевидно для ее женской аудитории. Ее работы также включают пейзажи, сады, сцены катания на лодках и тему скуки или тоски. Позже в своей карьере Моризо работала с более амбициозными темами, такими как обнаженная натура. В своих поздних работах она часто обращалась к прошлому, чтобы вспомнить воспоминания о своей прежней жизни и юности, а также о своих ушедших товарищах.
Первое появление Моризо в Salon de Paris произошло в возрасте двадцати трех лет в 1864 году, когда были приняты две пейзажи картины.. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до первой выставки импрессионистов. Она выставлялась вместе с импрессионистами с 1874 года, пропустив выставку только в 1878 году, когда родилась ее дочь.
Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным сенсорным восприятиям побудила многих критиков утверждать: Оглядываясь назад, можно сказать, что этот стиль, когда-то прежде всего поле битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женским и лучше всего подходил женщинам с более слабым темпераментом, меньшими интеллектуальными способностями и большей чувствительностью.
Во время выставки Моризо 1874 года с импрессионистами, такими как Моне и Мане, критик Le Figaro Альберт Вольф отмечал, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых одна - женщина... [чья] женственная грация сохраняется среди излияний безумного ума».
<96 Зрелая карьера Моризо началась в 1872 году. Она нашла публику для своей работы у Дюран-Рюэля, частного дилера, который купил двадцать две картины. В 1877 году критик Le Temps охарактеризовал ее как «единственного настоящего импрессиониста в этой группе». Она предпочла выставляться под своей полной девичьей фамилией, а не под псевдонимом или своей фамилией по браку. По мере того, как ее навыки и стиль улучшались, многие начали пересматривать свое мнение о Моризо. На выставке 1880 года многие рецензенты признали Моризо одной из лучших, в том числе критик Le Figaro Альбер Вольф. Эдуард Мане, Берта Моризо с букетом фиалок (в трауре по ней отец), 1872, Musée d'Orsay Jeune Fille au Manteau Vert, холст, масло, ок. 1894Моризо происходила из знатной семьи, была дочерью государственного чиновника и внучатой племянницей известного художника рококо Жана-Оноре Фрагонара. Она познакомилась со своим давним другом и коллегой, Эдуардом Мане, в 1868 году. После введения Мане Моризо вышла замуж за брата Эдуара, Эжена Мане в 1874 году. 14 ноября 1878 года, она родила своего единственного ребенка, Джули, которая часто позировала своей матери и другим художникам-импрессионистам, включая Ренуара и ее дядю Эдуарда.
Переписка между Моризо и Эдуардом Мане показывает теплые чувства, и Мане подарил ей мольберт в качестве рождественского подарка. Моризо часто позировал Мане, и есть несколько портретных картин Моризо, таких как Отдых (Портрет Берты Моризо) и Берта Моризо с букетом. Моризо умерла 2 марта 1895 года в Париже от пневмонии, заразившейся во время лечения аналогичной болезни своей дочери Джули, в результате чего она стала сиротой в возрасте 16 лет. Она была похоронена в Cimetière де Пасси.
Этот ограниченный выбор частично основан на книге Берта Моризо Чарльза Ф. Стаки, Уильяма П. Скотта и Сьюзен Г. Линдси, которая, в свою очередь, взята из каталога 1961 года Мари-Луизой Батай, Руаартом Дени и Жоржем Вильденштейном. Есть различия между датами исполнения, первого показа и покупки. Заголовки в разных источниках могут отличаться.
Сестры, 1869, Национальная художественная галерея
Сестра художника у окна, 1869, Национальная художественная галерея
Гавань в Лорьяне, 1869, Национальная художественная галерея
На балконе, 1872, Нью-Йорк
Рединг, 1873, Кливлендский художественный музей
Le Berceau (Колыбель), 1872, Musée d ' Орсе
Портрет мадам Бурсье и ее дочери, ок. 1873, Бруклинский музей
Вывешивание белья для сушки, 1875, Национальная художественная галерея
Дама за туалетом, 1875 Художественный институт Чикаго
Эжен Мане на Остров Уайт, 1875, Музей Мармоттан Моне
Столовая, ок. 1875 Национальная галерея искусств
Jour d'été Летний день, 1879, Национальная галерея, Лондон Альтернативное название: Французский: Le Lac du Bois de Boulogne Озеро в Булонский лес
Зима, также известная как Женщина с муфтой, 1880 г., Музей искусств Далласа
Ребенок среди Холлихоков, 1881 г., Музей Вальрафа-Рихарца
Дочь художников Джули с ней Няня, 1884, Миннеаполисский институт искусств
Ванна (девушка, укладывающая волосы), 1885–86, Художественный институт Кларка
Джули Мане и сын Леврие Лаэрте, 1893, Музей Мармоттан Моне
Фрагмент из Балкон Эдуарда Мане, с портретом Берты на переднем плане, 1868
Берта Моризо позирует для Отдых, 1870, Автор Эдуар Мане
Берта Моризо на диване, 1872 год, Эдуард Мане
Портрет Берты Моризо с веером, 1874 год. Автор Эдуард Мане
Портрет Берты Моризо, 1876 год, автор Марселлен Десбутин
Портрет Берты Моризо, 1882 г., Эдуард Мане
Берта Моризо au soulier rose, 1872 г. Автор Эдуар Мане. Художественный музей Хиросимы
Берта Моризо и ее дочь Жюли Мане, 1894 г., автор Пьер-Огюст Ренуар
Берта Моризо, 1892 г., Ренуар
Работы Моризо продавались сравнительно хорошо. Она достигла двух самых высоких цен на аукционе Hôtel Drouot в 1875 году: «Интерьер» («Молодая женщина с зеркалом») была продана за 480 франков, а ее пастель «На лужайке» - за 320 франков. Ее работы в среднем стоили 250 франков, что являлось лучшей относительной ценой на аукционе.
В феврале 2013 года Моризо стала самой дорогой художницей, получив портрет «После обеда» (1881 г.), молодой рыжеволосой в соломенной шляпе и фиолетовое платье, проданное за 10,9 миллиона долларов на аукционе Christie's. Картина была примерно в три раза выше его верхней оценки, превысив 10,7 миллиона долларов за скульптуру Луизы Буржуа в 2012 году.
Ее изобразила актриса Марин Дельтерм в французском биографическом телефильме 2012 года режиссера Кэролайн Шамптье. Персонаж Беатрис де Клерваль в Элизабет Костова Воры-лебеди в значительной степени основан на Моризо.
Она была представлена как «Первый импрессионист» в статья, написанная Энн Труитт в New York Times 3 июня 1990 года.
От Мелиссы Бёрдик Хармон, редактора журнала Biography: «Хотя некоторые работы Моризо могут показаться нам сегодня сладкими изображениями младенцев в колыбели, в то время эти изображения считались чрезвычайно интимными, поскольку предметы, связанные с младенцами, принадлежали исключительно женскому миру ".
Избранные персональные выставки Берты Моризо | Дата |
Париж, Буссо, Валадон и Си. Выставка картин, пастелей и рисунков Берты Моризо. | 1892, 25 мая - 18 июня |
Париж, Галерея Дюран-Рюэль. Берта Моризо (мадам Эжен Мане): exposition de son œuvre. | 1896, 5–23 марта |
Париж: Галерея Дюран-Рюэль. Экспозиция Берты Моризо. | 1902, 23 апреля - 10 мая |
Париж, Galerie E. Druet. Экспозиция Берты Моризо. | 1905, январь – февраль |
Париж, Galerie Manzi-Joyant. Экспозиция Берты Моризо. | 1912 |
Париж. Галерея Manzi-Joyant. Экспозиция Берты Моризо. | 1914, апрель |
Париж, Galerie Bernheim-Jeune. Cent oeuvres de Berthe Morisot (1841–1895). | 1919, 7–22 ноября |
Париж, Galerie Marcel Bernheim. Réunion d'oeuvres, par Berthe Morisot. | 1922, 20 июня - 8 июля |
Чикаго, Клуб искусств Чикаго. Экспозиция картин Берты Моризо. 3 шт. | 1925, 30 января - 10 марта |
Лондон, Ernest Brown Phillips, The Leicester Galleries. Выставка Берты Моризо | 1930, март – апрель |
Нью-Йорк, Wildenstein Galleries. Выставка Берты Моризо. | 1936, 24 ноября - 12 декабря |
Париж, Musée de l'Orangerie. Берта Моризо, 1841–1895 гг. | 1941, лето |
Париж, Galerie Weil. Берта Моризо, ретроспектива. | 1947 |
Копенгаген, штат Нью-Йорк Carlsberg Glyptotek. Берта Моризо, 1841–1895: Mälningar: Olja och Akvarellsamt Teckningar. | 1949, 20 августа - 23 октября |
Бостон, Музей изящных искусств, Бостон. Берта Моризо: Рисунки, пастель, акварель. | 1960, 10 октября - 10 декабря |
Париж, Musée Jacquemart-Andre, lnstitut de France. Берта Моризо. | 1961 |
Paris, Galerie Hopkins-Thomas. Berthe Morisot. | 1987–88, April – May 9 |
London, JPL Fine Arts. Berthe Morisot (1841–1895). | 1990–91, November 7 – January 18 |
Paris, Galerie Hopkins Thomas. Berthe Morisot. | 1993, October 15 – November 30 |
Lille, the Palais des Beaux-Arts, Berthe Morisot | 2002, March 10 – June 9 |
Washington DC, National Museum of Women in the Arts, Berthe Morisot: An Impressionist and Her Circle | 2005, January 14 – May 8 |
Spain, Madrid, Museo Thyssen-Bornemisza, Berthe Morisot: The Woman impressionist | 2012, November 15 – February 12 |
Québec, The Musée National des Beaux-arts du Québec, Berthe Morisot: Woman Impressionist | 2018, June 21 – September 23 |
Wikisource has the text of a 1920 Encyclopedia Americana article about Berthe Morisot. |
External video | |
---|---|
Morisot's The Mother and Sister of the Artist, (3:35) | |
Video Postcard: Woman at Her Toilette (1875/80) on YouTube, (1:58) Art Institute of Chicago |