Берта Паппенгейм

редактировать

Берта Паппенгейм
Pappenheim 1882.jpg В 1882 г.
Родился(1859-02-27) 27 февраля 1859 г.. Вена, Австрийская империя
Умер28 мая 1936 (1936-05-28) (77 лет). Ной-Изенбург, Нацистская Германия
Национальностьнемец австрийского происхождения
Другие именаАнна О. «Только девушка»
Род занятийСоциальный работник и президент из Jüdischer Frauenbund, JFB (Лига еврейских женщин)
Известен поРанний случай Йозефа Брейера, Jüdischer Frauenbund

Берта Паппенгейм (27 февраля 1859 - 28 мая 1936 г.) была австрийской -еврейской феминисткой, пионером в социальной сфере и основательницей Ассоциации еврейских женщин (Jüdischer Frauenbund). Под псевдонимом Анна О. она также была одним из наиболее документированных пациентов Йозефа Брейера из-за того, что Фрейд писал о случае Брейера.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и юность
    • 1.2 Болезнь
    • 1.3 Франкфурт
    • 1.4 Jüdischer Frauenbund
    • 1.5 Neu-Isenburg
    • 1.6 Последние годы и смерть
  • 2 Литературные произведения
    • 2.1 Рассказы, пьесы, стихи
    • 2.2 Переводы
    • 2.3 Статьи и информационные буклеты
  • 3 Признание
  • 4 Ссылки
  • 5 Ссылки с дополнительной информацией
Биография

Детство и юность

Берта Паппенгейм родилась 27 февраля 1859 года в Вене, она была третьей дочерью Зигмунда Паппенгейма и Речи Паппенгейм. Ее отец Зигмунд (1824–1881), купец, сын ортодоксальной еврейской семьи из Пресбурга, Австро-Венгрия (сегодняшняя Братислава, Словакия), был соучредителем православной церкви. Schiffschul в Вене; фамилия намекает на франконский город Паппенгейм. Ее мать Реча, урожденная Гольдшмидт (1830–1905), была из старой и богатой семьи из Франкфурта-на-Майне. Как «просто еще одна дочь» в строго традиционной еврейской семье, Берта знала, что ее родители предпочли бы ребенка мужского пола. Семьи ее родителей придерживались традиционных еврейских взглядов на брак и уходили корнями в ортодоксальный иудаизм. Берта воспитывалась в стиле воспитанной барышни хорошего класса. Она посещала римско-католическую школу для девочек и вела жизнь, организованную еврейским праздничным календарем и летними каникулами в Ишле.

. Когда ей было восемь лет, ее старшая сестра Генриетта (1849–1867) умер от "скачущего потребления." Когда ей было 11 лет, семья переехала из Леопольдштадта Вены, где в основном жили бедные евреи, на Лихтенштейнштрассе в Альзергрунд. Она бросила школу, когда ей было шестнадцать, посвятила себя рукоделию и помогала матери кошерно готовить им еду. Ее 18-месячный младший брат Вильгельм (1860–1937) тем временем учился в средней школе, что вызвало у Берты сильную ревность.

Болезнь

С 1880 по 1882 год Берту Паппенгейм лечил австрийский врач. Йозеф Брейер из-за множества нервных симптомов, которые появились, когда ее отец внезапно заболел. Брейер держал своего тогдашнего друга Зигмунд Фрейд в курсе ее случая, рассказывая о своем самом раннем анализе истерии истерии. На эту тему они опубликовали Исследования истерии в 1895 году.

Франкфурт

В ноябре 1888 года, когда ей было двадцать девять лет и после выздоровления, она и ее мать переехали в Франкфурт-на-Майне. Их семейное окружение было частично православным, а частично либеральным. В отличие от жизни в Вене они увлеклись искусством и наукой, а не только благотворительностью. Семьи Гольдшмидтов и Оппенгейм были хорошо известны как коллекционеры и меценаты и оказывали поддержку научным и академическим проектам, особенно во время основания Франкфуртского университета.

. В этой среде Берта Паппенгейм активизировала свои литературные усилия (ее публикации начались в 1888 г. и первоначально были анонимными, позже появились под псевдонимом «П. Бертольд») и стали вовлечены в общественную и политическую деятельность. Сначала она работала в столовой и читала вслух в приюте для еврейских девочек, управляемом Israelitischer Frauenverein (Ассоциация израильских женщин). В 1895 году она временно заведовала приютом, а через год стала его официальным директором. В течение следующих 12 лет она смогла направить образовательную программу от единственной цели - последующего замужества - к обучению с целью профессиональной независимости.

В 1895 г. во Франкфурте состоялось пленарное заседание Allgemeiner Deutscher Frauenverein (ADF) (Всеобщей ассоциации немецких женщин). Паппенгейм был участником, а позже внес свой вклад в создание местной группы ADF. В последующие годы она начала - прежде всего в журнале Ethische Kultur (Этическая культура) - публиковать статьи на тему прав женщин. Она также перевела книгу Мэри Уоллстонкрафт Защита прав женщин.

Jüdischer Frauenbund

на первой немецкой конференции по борьбе с торговлей женщинами Берта Паппенгейм была проведена во Франкфурте в октябре 1902 года, и ей было предложено отправиться в Галицию, чтобы изучить там социальную ситуацию. В своем отчете 1904 года об этой поездке, продолжавшейся несколько месяцев, она описала проблемы, возникшие в результате сочетания аграрной отсталости и ранней индустриализации, а также столкновения хасидизма и сионизма.

На заседании Международного совета женщин, состоявшемся в 1904 году в Берлине, было решено создать национальную еврейскую женскую ассоциацию. Подобно Bund Deutscher Frauenverein (BDF) (Федерация ассоциаций немецких женщин), соучредителем которой была Хелен Ланге в 1894 году, целью было объединить социальные и освободительные усилия ассоциаций еврейских женщин. Берта Паппенгейм была избрана первым президентом Jüdischer Frauenbund, JFB (Лиги еврейских женщин) и возглавляла ее в течение 20 лет, участвуя в ее усилиях до своей смерти в 1936 году. JFB присоединилась к BDF в 1907 году. Между 1914 и 1924 годами Паппенгейм. был членом правления BDF.

С одной стороны цели JFB были феминистскими - укрепление прав женщин и продвижение оплачиваемой занятости еврейских женщин, а с другой стороны, они соответствовали традиционным целям еврейской филантропии - практической благотворительности, как божественное предписание. Паппенгейму не всегда было легко объединить эти различные цели. Особое возражение заключалось в том, что в своей борьбе против торговли женщинами она не только открыто говорила о еврейских женщинах как о жертвах, но и о еврейских мужчинах как о преступниках. Она критиковала восприятие женщин в иудаизме и, как член немецкого феминистского движения, требовала, чтобы идеал равных прав для женщин реализовывался также в еврейских учреждениях. Ее особенно беспокоили вопросы образования и равенства рабочих мест.

Заявление, которое она сделала на первом собрании делегатов JFB в 1907 году - «по еврейскому закону женщина не является индивидуумом, не личностью; ее судят и оценивают только как сексуальное существо» - вызвало жестокость по всей стране реакция со стороны ортодоксальных раввинов и еврейской прессы. Существование условий, которые критиковал Паппенгейм, - торговля женщинами, пренебрежение незаконнорожденными еврейскими сиротами - было отрицано, и ее обвинили в «оскорблении иудаизма». Кроме того, у политически либеральных и эмансипированных евреев было патриархальное и традиционное отношение к правам женщин.

Между тем, JFB неуклонно росла и в 1907 году насчитывала 32 000 членов в 82 ассоциациях. Какое-то время JFB была крупнейшей благотворительной еврейской организацией, насчитывающей более 50 000 членов. В 1917 году Берта Паппенгейм призвала «положить конец раздроблению еврейской благотворительной деятельности», что привело к основанию Zentralwohlfahrtsstelle der Juden в Германии (Центральное агентство благосостояния немецкого еврейства), которое существует и сегодня. Ее работу над советом поддержала Сидони Вернер.

После того, как нацисты пришли к власти в 1933 году, Паппенгейм снова стал президентом JFB, но ушел в отставку в 1934 году, потому что она не могла отказаться от своего отрицательного отношения к сионизму, несмотря на существующую угрозу для евреев. в Германии, в то время как в JFP, как и среди немецких евреев в целом, сионизм все больше поддерживался после 1933 года. Особенно ее отношение к иммиграции молодежи в Израиль (Молодежная алия ) было спорным. Она отвергла эмиграцию детей и молодежи в Палестину, пока их родители остались в Германии. Однако она сама благополучно перевезла группу детей из приюта в Великобританию в 1934 году. После того, как 15 сентября 1935 года были приняты антисемитские Нюрнбергские законы, она изменила свое мнение и выступила за эмиграцию еврейского населения.. После смерти Паппенгейма ее позиции в JFB частично перешла к Ханной Кармински. В 1939 году нацисты распустили Лигу еврейских женщин.

Ной-Изенбург

Берта Паппенгейм была основателем - или инициатором - многих учреждений, включая детские сады, общественные дома и образовательные учреждения. Она считала делом своей жизни приют для еврейских девочек в Ной-Изенбурге (Mädchenwohnheim Neu-Isenburg).

После того, как она выступила с речью в Israelitischer Hilfsverein (Израильская ассоциация помощи женщинам) в 1901 году, была сформирована женская группа с целью координации и повышения профессионализма работы различных социальных инициатив и проектов. Эта группа сначала была частью Israelitischer Hilfsverein, но в 1904 году стала независимой организацией Weibliche Fürsorge (Помощь женщинам)....

Примерно с 1906 года Паппенгейм посвятила себя созданию убежища для оказания помощи. незаконнорожденные девушки и / или еврейские женщины, которым угрожает проституция и торговля женщинами, где она могла бы реализовать свои теории о социальной работе с евреями. Этот дом должен был эксплуатироваться на следующих принципах:

  • В отличие от традиционных еврейских благотворительных организаций, должна проводиться современная социальная работа, сосредоточенная в основном на образовании и обучении для самостоятельной жизни.
  • В соответствии с принципом «последующей помощи», продвижение жизни бывших обитателей дома должно было отслеживаться в течение длительного периода, чтобы предотвратить повторную халатность.
  • Дом не должен быть «учреждением по уходу за несовершеннолетними в юридическом смысле, не каменный памятник какому-то фундаменту с надписями, вотивные таблички, коридоры, общежития и столовые, начальная школа, камера заключения и камеры, а также семья доминирующего директора, а скорее дом, хотя он может быть только суррогатом для правильное воспитание детей в их собственных семьях, что было предпочтительнее ".
  • Жители должны быть вовлечены в еврейские традиции и культуру.
  • Дом должен быть простым, чтобы жители стали знаком с реалиями и потребности домохозяйства низшего среднего класса.

Луиза Гольдшмидт, родственница матери Паппенгейма, предоставила в Ной-Изенбург недалеко от Франкфурта-на-Майне пару двухквартирных домов, где можно было бы разместить дом для девочки. со всеми его клиниками и социальными учреждениями. В отличие от прусского Франкфурта, менее жесткие законы земли Гессен Ной-Изенбург также имели преимущества для лиц без гражданства.

Благодаря пожертвованиям в размере 19 000 марок на меблировку дома 25 ноября 1907 года он мог начать работу с целью обеспечения «защиты нуждающихся в защите и образования для тех, кто нуждается в образовании».

Помещение было простым, и его иногда критиковали за чрезмерное содержание. Например, не было водопровода в ванных комнатах, а центральное отопление было добавлено только в 1920 году. Но оборудование действительно позволяло строго придерживаться еврейских диетических требований и требований чистоты (кашрут, кошерный). В подвале была даже пасхальная кухня, хотя она требовалась только раз в год.

Искусство в доме и саду должно было служить просвещением жителей. Примеры - детский фонтан Der vertriebene Storch (Изгнанный аист), разработанный Фрицем Дж. Кормисом для иллюстрации рассказа Паппенгейма, серии лекций, скромных театральных представлений и выступлений, в том числе Мартина Бубера, друг Паппенгейма и несколько раз гость.

Изначально количество жителей было небольшим, но со временем увеличилось с 10 в 1908 году до 152 в 1928 году. Имущество и существующие здания были расширены за счет покупок и пожертвований и адаптированы для удовлетворения растущих потребностей и дополнительных построены здания. В итоге дом состоял из четырех корпусов, в том числе одного для беременных и только что родивших женщин - сами роды проходили во Франкфуртской клинике - и изолятора.

Дети школьного возраста из дома ходили в начальную школу Ной-Изенбурга. Жителям оказывалась обширная медицинская помощь и - через регулярные промежутки времени - психиатрические обследования. Паппенгейм отказался от психоаналитического лечения жителей. Хотя сама она никогда не проходила надлежащую психоаналитическую терапию, проходя только незаконченное гипнотическое лечение Йозефа Брейера, Паппенгейм только однажды говорил о психоанализе в целом: «Психоанализ в руках врача, какое признание в руках? католического священника; станет ли он хорошим инструментом или обоюдоострым мечом, зависит от того, кто им управляет, и от лечения ».

Поскольку желательно, чтобы текущее финансирование дома не зависело от отдельных богатых покровителей, ассоциация Heim des jüdischen Frauenbundes e.V. (Дом Ассоциации еврейских женщин) была создана в качестве спонсора и владельца. Членские взносы в размере 3 марки в год должны были обеспечить широкое покрытие текущих расходов.

Берта Паппенгейм не сразу выразила признательность за ее работу в Ной-Изенбурге. Ортодоксальные еврейские круги считали создание дома скандалом, а его существование - молчаливым терпением к проституции и безнравственности. В целях реинтеграции в еврейскую общину матерей-одиночек, молодых проституток и их детей, которых в большинстве случаев отвергали их семьи, дом попытался убедить семьи возобновить отношения с ними, а известных отцов - жениться на матерях своих детей., либо платить алименты.

Последние годы и смерть

После смерти матери в 1905 году Берта Паппенгейм долгие годы жила одна без каких-либо личных привязанностей. «Mir ward die Liebe nicht» («Любовь не приходила ко мне»), - сетовала она в стихотворении, датированном 1911 годом. В мае 1923 года она была одним из основных докладчиков на Первом Всемирном конгрессе еврейских женщин в Вене, где она говорила о необходимости защиты еврейских девушек и женщин от торговли людьми и проституции.

В 1924 году началась тесная дружба с Ханной Кармински, женщиной на 40 лет моложе ее, когда Ханна взяла на себя руководство Jüdischer Mädchenclub (Клуб еврейских девушек). Обе женщины как можно больше проводили свободное время вместе. Когда в 1925 году Кармински переехал на время в Берлин, они писали друг другу почти ежедневно.

Во время поездки в Австрию в 1935 году она пожертвовала две свои коллекции (кружева и небольшие чугунные предметы) Музею прикладного искусства в Вене. Из Вены она отправилась в Ишль. Во время путешествия ее общее состояние ухудшилось, и ее доставили в израильскую больницу в Мюнхене. Во время операции было установлено, что у нее злокачественная опухоль. Несмотря на болезнь, в конце 1935 года она поехала в Амстердам, чтобы встретиться с Генриеттой Сольд, главой Молодежной алии, и снова в Галисию, чтобы дать совет школам Бет Джейкоб. После возвращения во Франкфурт ее страдания усилились, и она стала прикованной к постели. У нее также была желтуха.

. В течение последних нескольких дней жизни ее вызвали на допрос в полицейский участок штата в Оффенбахе, причиной которого было донос со стороны сотрудника дома. Девушка с умственной отсталостью сделала то, что полиция сочла унизительным, в отношении Адольфа Гитлера. Паппенгейм отказался явиться на слушание из-за плохого состояния здоровья. После слушания дела 16 апреля 1936 года, на котором она спокойно, но твердо предоставила информацию относительно обвинения, со стороны полиции не было предпринято никаких дальнейших шагов.

Она умерла 28 мая 1936 года, о которой заботились до конца. своей подругой, и был похоронен рядом с матерью на еврейском кладбище во Франкфурте.

После смерти Берты Паппенгейм работа в Ной-Изенбурге могла продолжаться практически беспрепятственно до 1936 года Олимпийских игр. В 1937 году проживающим в доме детям больше не разрешалось посещать начальную школу Ной-Изенбург, и их приходилось ежедневно привозить в еврейскую школу во Франкфурте. В 1938 г. изенбургское отделение НСДАП инициировало закрытие дома.

10 ноября 1938 года, через день после ноябрьского погрома (Reichskristallnacht ), дом подвергся нападению. Главное здание было подожжено и сожжено, остальные были разрушены. 31 марта 1942 г. дом был распущен гестапо. Остальные жители были депортированы в концлагерь Терезиенштадт, где многие погибли. 9 декабря 1942 года Ханна Кармински была доставлена ​​в лагерь смерти в Аушвиц-Биркенау, где она была убита 4 июня 1943 года.

Литературные произведения

Рассказы, пьесы, стихи

Берта Паппенгейм опубликовала свои первые работы анонимно, а затем под псевдонимом «Пол Бертольд», что до сих пор было обычным явлением среди писательниц того времени. Псевдоним она получила, изменив свое собственное имя: «Причал (a) P appenheim» стал «P (aul) Berth ( стар.). «Начиная с 1902 г. она издала повести и пьесы под своим именем.

Kleine Geschichten für Kinder (Маленькие рассказы для детей) появились анонимно в 1888 году, а в 1890 году последовал сборник сказок In der Trödelbude (В старом магазине). Девять новелл в этом томе имеют предметом в каждом случае дефектный или иным образом бесполезный предмет, такой как кусок кружева, музыкальная шкатулка или кофейник.

В 1913 году она опубликовала пьесу «Tragische Momente». Дрей Лебенсбилдер (Трагические моменты. Три сцены из жизни). Сцены соответствуют трем эпизодам из жизни еврейской пары. В первой сцене молодая пара переживает зверства русских погромов 1904 года и бежит во Франкфурт. Во второй сцене их как русских евреев не принимают в общину. Еврейский трактирщик хочет нанять женщину в качестве хозяйки, а мужчину - в качестве обманщика. Когда они отклоняют его предложение, он объявляет их политическими преступниками, и они бегут в Палестину. Третья сцена показывает мужчину вдовцом, ожидающим возвращения сына из Европы. Когда сын признается, что не может представить себе жизнь фермера в Палестине, его отец кончает жизнь самоубийством. Паппенгейм отказался от представления пьесы на собрании делегатов JFP в 1933 году, «поскольку« Трагические моменты », которые я написал без каких-либо скрытых мотивов, несомненно, вызовут возражения в сионистских кругах из-за их своевременности». Она не советовала «разбрасывать взрывчатку среди женщин».

Вдобавок она написала множество неопубликованных текстов при ее жизни. Большинство из них потеряно, а то, что осталось, разбросано. Среди разрозненных текстов - так называемые Denkzettel («Memoranda»), короткие изречения и высказывания, некоторые из которых датированы, а некоторые из них она позже поручила своему секретарю Люси Джордан собрать и скопировать. Пример: «Кто отказывается от своей свободы без острой необходимости, тот ее не заслуживает». Эти тексты также включают молитвы, опубликованные Лигой еврейских женщин вскоре после смерти Паппенгейма. Это не молитвы в традиционном иудаизме, а личные стихи, адресованные Богу.

Одно из стихотворений Паппенгейма, написанных в период 1910–1912 годов:

Любовь не приходила ко мне -. Итак, я расту как растение,. В подвале, без света. Любовь не пришла ко мне -. Так я звучу, как скрипка,. Чей смычок сломан.. Любовь не приходила ко мне -. Так что я с головой погрузился в работу,. Жить себе больно от долга.. Любовь не приходила ко мне -. Так что я с радостью думаю о смерти,. как о дружелюбном лице.

Переводы

Одним из первых ее произведений был перевод на английский язык программного доклада Мэри Уоллстонкрафт о движении за права женщин. Он появился в 1899 году под названием Мэри Уоллстонкрафт - Eine Verteidigung der Rechte der Frau (Мэри Уоллстонкрафт - в защиту прав женщин ).

Начиная с 1910 года она перевела на немецкий несколько идиш текстов:

Появилась только первая часть ее перевода Женской Библии (Берещит, соответствует Первой книге Моисея). Переводы Второй и Третьей книг (Шемот и Ваджикра), по-видимому, утеряны.

Берта Паппенгейм имела дело исключительно с текстами, написанными женщинами или для женщин. «Маассебух» и «Женская Библия» были наиболее распространенными произведениями «женской литературы» на идиш. Что касается целей своих переводов, то в предисловии к мемуарам Гликла она написала:

Перевод текста на современный язык и пунктуацию имеет целью реанимировать образ женщины, которая, глубоко укоренившаяся в свое время, выделяется из-за ее необычных интеллектуальных способностей и верна своей вере, верна своему народу, верна своей семье и верна себе.

И в предисловии к Маасебуху она написала:

В руках родителей, педагогов и учителей Allerlei Geschichten (все виды историй) могут стать мостом к новому пониманию значения традиционной еврейской культуры и верований.

Вместе со своим братом Вильгельмом и Стефаном Майером, родственником, она узнала, исследуя свое генеалогическое древо, что она была дальним родственником Гликл. Она также попросила Леопольда Пилиховски (1869–1933) сделать ее портрет в образе Гликла.

Статьи и информационные буклеты

Немецкая почтовая марка (1954 г.) из серии «Благодетели человечества»

Однако в ее трудах основное внимание уделялось предоставлению информации, особенно о социальном положении еврейских беженцев. и торговля женщинами. В 1924 году она опубликовала свою самую известную книгу «Сизиф-Арбейт» («Сизифов труд»), посвященную торговле женщинами и проституции в Восточной Европе и на Востоке.

Признание

В 1954 году немецкая почтовая марка с портретом Берты Паппенхайм была выпущена в серии «Благотворители человечества» в знак признания ее заслуг. В 50-ю годовщину ее смерти была проведена конференция, посвященная различным аспектам ее жизни. На месте бывшего дома Ной-Изенбург для девочек, находящихся под угрозой исчезновения, и незамужних матерей в 1997 году были открыты комната для семинаров и памятник Берте Паппенгейм.

Источники
  1. ^Каплан, Марион (1979). Еврейское феминистское движение в Германии. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 29–40.
  2. ^Дженсен, Эллен М. (1984). Streifzüge durch das Leben von Anna O./Bertha Pappenheim: Ein Fall für die Psychiatrie - Ein Leben für die Philanthropie. Франкфурт-на-Майне: ZTV Verlag. п. 19. По словам Дженсена, вторая дочь семьи умерла в возрасте двух лет в 1855 году, за четыре года до рождения Берты.
  3. ^Йенсен (1984), Streifzüge, стр. 21.
  4. ^Например, Katharina und Moritz Oppenheimsche Stiftung учредила кафедру теоретической физики во Франкфуртском университете и была членом и покровителем Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft.
  5. ^Pappenheim, "Zur Sittlichkeitsfrage". В: Хельга Хойбах (ред.), Сизиф: Gegen den Mädchenhandel - Galizien. Фрайбург-им-Брайсгау: Kore, 1992. стр. 112. Оригинал на немецком языке: «vor dem jüdischen Gesetz ist die Frau kein Individualuum, keine Persönlichkeit, nur als Gattin und Mutter wird sie gewertet und beurteilt».
  6. ^Паппенгейм, Берта. Aus der Arbeit des Heims des Jüdischen Frauenbundes в Изенбурге, 1914–1924 гг. п. 8.
  7. ^Паппенгейм, Aus der Arbeit, стр. 5.
  8. ^Цитируется по: Loentz, Elizabeth (2007). Позвольте мне продолжать говорить правду: Берта Паппенгейм как автор и активист. Цинциннати: издательство Hebrew Union College Press. п. 219.
  9. ^Гюртлер, Криста. «Берта Паппенгейм: Soziale Arbeit, Frauenbewegung, Religion» (на немецком языке). Literaturhaus Wien. Проверено 23 ноября 2018 г.
  10. ^Seminar- und Gedenkstätte Bertha Pappenheim. "Schenkung Bertha Pappenheim Seminar- und Gedenkstätte: Thora-Zeiger im Andenken an Anni Salinger" [пресс-релиз] (13 января 2012 г.). Получено с http://neu-isenburg.de/buergerservice/rathauspresse/archiv-pressemitteilungen/ 2015-08-28. Изначально коллекции были переданы в постоянную ссуду Stiftung Siegmund- und Recha-Pappenheim, а позже перешли во владение музея в качестве пожертвований.
  11. ^Лейтнер, Теа (1998). Fürstin, Dame, Armes Weib. Ungewöhnliche Frauen im Wien der Jahrhundertwende. Вена: Уберройтер. п. 349.
  12. ^На основании Gesetz gegen die Überfüllung deutscher Schulen und Hochschulen (закон против переполненности немецких школ и университетов) от 25 апреля 1933 года.
  13. ^«Центральная база данных имен жертв Шоа». Проверено 20 февраля 2017 г.
  14. ^Jensen (1984), Streifzüge, p. 43 ф.
  15. ^Берта Паппенгейм фрау Клем Крамер, датировано Изенбургом, январь 1933 года. Городской архив Франкфурта (Франкфуртский муниципальный архив). Среди утраченных текстов, по-видимому, были две другие пьесы, упомянутые в этом письме. Их титулы - Ostern («Пасха») и Das Gesindel («Чернь»).
  16. ^Йенсен (1984), Streifzüge, стр. 179–195.
  17. ^Городской архив Франкфурта. Нахласс Дора Эдингер. Блатт II. (Муниципальный архив Франкфурта. Поместье Доры Эдингер. Лист II).
  18. ^Memoiren der Glückel von Hameln (2005). Вайнхайм: Beltz. п. IX.
  19. ^Брентцель, Марианна (2014). Анна О. - Берта Паппенгейм: Биография. Геттинген: Wallstein Verlag. п. 248.
  20. ^Магистрат дер Штадт Ной-Изенбург. "Zur Eröffnung der Seminar- und Gedenkstätte" [пресс-релиз].
Ссылки с дополнительной информацией
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:46:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте