Бернхард Крузель

редактировать

Бернхард Крузель

Бернхард Хенрик Крузель (15 октября 1775 - 28 июля 1838) был шведским - финский кларнетист, композитор и переводчик, «самый значительный и всемирно известный финский классик композитор и действительно - выдающийся финский композитор до Сибелиуса ".

Содержание

  • 1 Ранние годы и обучение
  • 2 Карьера кларнетиста
  • 3 Карьера композитора
  • 4 Другое достижения и награды
  • 5 Музыкальный фестиваль Crusell
  • 6 Список музыкальных произведений
    • 6.1 Солист с оркестром
    • 6.2 Камерная музыка
    • 6.3 Вокальные произведения
    • 6.4 Музыка для сцены
  • 7 Примечания
  • 8 Цитированные источники
  • 9 Другие источники
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы и обучение

Крузелл родился в Уусикаупунки (шведский: Нистад), Финляндия, в бедную семью переплетчиков. Его дед, Бернхард Крузелиус, научился ремеслу бу переплетал в Турку и Стокгольм, затем поселился в Пори, где у него было девять детей, в том числе отец Крузелла Якоб, который также стал переплетчиком. В 1765 году, после того как Якоб завершил свое ученичество, он переехал в Уусикаупунки и женился на Хелене Иландер, но она умерла примерно через год. В 1769 году он женился на Маргарете Мессман. У пары было четверо детей, но Бернхард был единственным, кто дожил до взрослого возраста. Позже Крузелл описал этот период своей жизни, написав от третьего лица :

В своем маленьком городке, где родился, был только один человек, который проявлял активный интерес к музыке: продавец, которого можно было услышать в вечерами играл на флейте для собственного развлечения. Однажды ночью четырехлетний Берндт сидел на улице, прислонившись к стене, на вершине мира и восхищался сладкими мелодиями. Его родители, долгое время искавшие сына, жестоко ругали его, но это не могло помешать мальчику вернуться на свое любимое место на следующий вечер. На этот раз его избили за непослушание, но, поскольку это было напрасно, они оставили его на произвол судьбы, будучи уверенными, что он вернется домой, как только флейта умолкнет...

Когда Крузелл был На восемь лет семья переехала в Перттула, сельскую деревню Нурмиярви примерно в 23 милях к северу от Хельсинки. Его врожденный интерес к музыке продолжился, и он научился играть на кларнете друга на слух. Вскоре он начал проходить обучение у члена полковой группы Найланд.

В 1788 году, когда ему было тринадцать, другой друг семьи, зная о природных способностях молодого человека, взял его см. майора О. Валлентьерна в Свеаборге (финский : Виапори ). Свеаборг - шведская крепость, построенная на шести островах недалеко от побережья Хельсинки. Образованные офицеры форта оказали значительное влияние на культуру и политику города. Валлентьерна, впечатленный игрой Крузелла, пригласил его добровольцем в военный оркестр Свеаборга и дал ему место для жизни со своей семьей. Крузелл получил образование в Свеаборге и преуспел в музыке и языках. В 1791 году Валлентьерна переехал в Стокгольм, и Крузель поехал с ним. Хотя Крузелл большую часть своей жизни провел в Швеции, он всегда считал себя финном. В последние годы жизни в письме к Рунебергу он называл себя «финским землевладельцем» (финном). Он также вел свои дорожные дневники на финском языке.

Карьера кларнетиста

В Стокгольме Крузелл продолжил учебу и зарекомендовал себя как солист кларнета. В 1792 году, в возрасте шестнадцати лет, он был назначен директором полкового оркестра, а в 1793 году стал главным кларнетом с Hovkapellet (Королевский придворный оркестр), которым руководил его учитель композиции, немец. композитор аббат Фоглер. В 1798 году он получил финансовую помощь, которая позволила ему прожить несколько месяцев в Берлине и учиться у известного немецкого кларнетиста Франца Тауша (1762–1817). Тауш основал немецкую школу игры на кларнете, которая подчеркивала красоту тона над техникой. Прогресс Крузелла был стремительным, он выступал на концертах в Берлине и Гамбурге, прежде чем вернуться в Швецию. Отзыв о концерте в Гамбурге в Allgemeine musikalische Zeitung был положительным.

Крузель прожил в Швеции всю оставшуюся жизнь, вернувшись в Финляндию лишь однажды. После поездки на Св. -Петербург, на обратном пути в Швецию, он выступил в Хельсинки 7 июля 1801 года с пианистом Фредриком Литандером в качестве его концертмейстера, а в Турку 30 июля на концерте, организованном оркестром. Музыкального общества Турку.

В Стокгольме Крузель познакомился с французским послом в Швеции. Эта дружба воодушевила его и позволила ему совершить поездку в Париж в 1803 году. Там он выступал и учился на кларнете с Жаном-Ксавье Лефевром во вновь образованной Консерватории. 2 июня, при поддержке Лефевра, он приобрел новый мундштук, сделанный Мишелем Амлинге (1741–1816), и 14 сентября кларнет C с шестью клавишами, сделанный Жаном Жаком Бауманом. Примерно до 1800 года Крузелл играл с поднятым тростником, но позже отказался от него, современная практика и позиция, более совместимая с игрой на кантабиле. Точно не установлено, когда именно он это сделал, но он, возможно, предпочел позицию над тростником из-за того, что его зубы не ровные.

Примерно в это же время Théâtre-Italien de Paris предложил Крузеллу должность первого кларнетиста. Густав IV Адольф из Швеции, желая сохранить Крузелла в королевском оркестре, отклонил прошение о продлении отпуска и в качестве положительного побуждения сделал его главным дирижером оркестров полка телохранителей. После того, как Крузелл вернулся в Стокгольм, он оставался с Королевским придворным оркестром до 1833 года.

В июне 1811 года Крузелл совершил еще одну поездку, чтобы увидеть Тауша в Берлине, и двое мужчин обсуждали кларнет. Позже в том же месяце он посетил благотворителя в Лейпциге, а в июле приобрел новый инструмент у Генриха Грензера в Дрездене. Его кларнет Grenser был усовершенствованной для того времени конструкцией с одиннадцатью клавишами. (Изображение кларнета Grenser Крузелла можно найти здесь.) Позже, в 1822 году, он снова поехал в Дрезден и купил дополнительные кларнеты у преемника магазина Grenser, Grenser Wiesner, а также у другого производителя по имени Бормана. Стокгольмский музыкальный музей располагает пятью кларнетами, изготовленными Grenser Wiesner в 1822 году или позже, четыре с одиннадцатью и один с десятью клавишами.

За свою карьеру Крузел стал известен как кларнет. солистка не только в Швеции, но и в Германии, и даже в Англии. Он играл произведения Бетховена, Джадина, Кроммера, Лебрена, Моцарта и Питера Винтера. и другие. Из более чем 50 известных обзоров концертов (большинство из которых появилось в немецкой Allgemeine musikalische Zeitung) ни один не содержал отрицательных комментариев. Карл Абрахам Манкелл (1802–1868), музыкальный критик Svenska Tidningen («Шведские новости»), восхищался игрой Крузелла за округлость его тона и равномерность качества во всем диапазоне инструмента. Крузелла также очень восхищались его игрой на пианиссимо. «О его репутации свидетельствует то, что он много лет был самым высокооплачиваемым музыкантом придворного оркестра».

Карьера композитора

Между 1791 и 1799 годами Крузелл изучал теорию музыки и композицию. с аббатом Фоглером и другим учителем немецкого языка, Даниэлем Бёрицем, когда Бёриц жил в Стокгольме. В 1803 году, находясь в Париже, Крузель изучал композицию в Консерватории у Госсека и Бертона. Он сочинял пьесы, в том числе концерты и камерные произведения, не только для себя, но и для других духовых музыкантов придворного оркестра. В 1811 году он отправился в Лейпциг, где установил отношения с музыкальным издательством Bureau de Musique, которое стало частью C. Ф. Петерс в 1814 году.

С 1818 по 1837 год летом он руководил военными оркестрами в Линчёпинге, обеспечивая им организацию маршей и увертюр Россини, Шпор и Вебер и сочинение пьес для мужского хора. В 1822 году он опубликовал три тома песен на тексты шведского поэта Тегнера и других, а в 1826 году еще один том, «Сага о Фритиофе», с десятью песнями на тексты Тегнера. Опера «Лилла славиннан» («Маленькая рабыня») впервые была исполнена в Стокгольме в 1824 году и повторялась 34 раза в последующие 14 лет.

Другие достижения и награды

Крузелл был искусным лингвистом, переводя важные итальянские, французские и немецкие оперы для выступлений в Швеции. Его перевод Моцарта Le nozze di Figaro, впервые исполненный в 1821 году, привел к тому, что он был принят в Geatish Society, ассоциацию литературных ученых Швеции. В 1837 году он был награжден золотой медалью Шведской академией и был введен в должность ордена Васа за заслуги перед государством и обществом. Национальная библиотека Швеции хранит две рукописные автобиографии.

Музыкальный фестиваль Круселла

С 1982 года Неделя Крузелла проводится каждое лето в Уусикаупунки, Финляндия (место рождения Бернхарда Крузелла). Фестиваль посвящен музыке для деревянных духовых инструментов. Художественный руководитель Crusell Week - Юсси Сяркка.

Список музыкальных произведений

Даты сочинения и первой публикации, а также другая информация взяты из Asiado, Dahlström и WorldCat (OCLC ), если не указано иное.

Солист с оркестром

  • Концерт для кларнета ми-бемоль мажор, соч. 1
    • Движения: Аллегро - Адажио - Рондо. Аллегретто
    • Завершено в 1808 году? или 1810 г.; опубликовано, Лейпциг, А. Кюнель, 1811 г., табл. 907 (после 1814 г. перепечатано К. Ф. Петерсом).
    • Продолжительность: ок. 22 минуты.
    • Другие публикации:
      • Издание Фабиана Дальстрёма при содействии Маргареты Рёрби. Стокгольм: издание Reimers, 1995, полная партитура (xxi, 158 страниц; включает вводные примечания на английском и шведском языках и «Критический комментарий», стр. 153–158) OCLC 34351150.
      • Издание для кларнет и фортепиано Брента Коппенбаргера. Висбаден [и т. Д.]: Breitkopf Härtel, 2000 (авторское право 1990, Monteux: Musica Rara), партитура (45 страниц) и часть OCLC 66044639.
      • Издание для кларнета и фортепиано. пользователя Памела Уэстон. Вена: Универсальное издание, 1990, партитура (30 страниц) и часть (11 страниц) OCLC 277190887, 24315821, 369133146 ; репринт 2004 г., ISBN 978-3-7024-1558-7, OCLC 316025438.
      • Urtext Edition для кларнета и фортепиано Николая Пфеффера. Мюнхен: Генле, 2016, кат. нет. HN 1208, партитура (31 страница) и партия (11 страниц), ISMN 979-0-2018-1208-3.
  • Концерт для кларнета фа минор, соч. 5 ("Grand")
    • Движения: Allegro - Andante pastorale - Рондо. Аллегретто
    • Впервые исполнено 1815 г.; опубликовано Leipzig, C. F. Peters, 1817, номер пластины. 1335.
    • Продолжительность: ок. 24 минуты.
    • Другие публикации:
      • Издание Йоста Майклса для кларнета и фортепиано с каденцией. Гамбург: Сикорский, ок. 1962 г., тарелка H.S.549, кат. нет. 549, партитура (35 страниц) и часть OCLC 277176309, 221334057.
      • Издание Памелы Вестон для кларнета и фортепиано. Вена: Универсальное издание, 1991, партитура (29 страниц) и часть (11 страниц) OCLC 26218888.
      • Urtext Edition для кларнета и фортепиано Николая Пфеффера. Мюнхен: Генле, 2015, кат. нет. HN 1209, партитура (31 страница) и партия (11 страниц), ISMN 979-0-2018-1209-0.
  • Концерт для кларнета си-бемоль мажор, соч. 11
    • Движения: Allegro risoluto - Andante moderato - Alla polacca
    • Составлено ок. 1807 ?, позже переработанный и опубликованный Лейпциг, К. Ф. Петерс, 1829, табл. 2077.
    • Продолжительность: ок. 25 минут.
    • Другие публикации:
      • Под редакцией Майера. Нью-Йорк: Издание Петерса.
      • Издание для кларнета и фортепиано Бигера / Ферстера. Нью-Йорк: Издание Петерса.
      • Издание Памелы Вестон для кларнета и фортепиано. Вена: универсальное издание, 1988 г., кат. нет. 18267, партитура (36 страниц) и часть (12 страниц) OCLC 277176313, 29756553.
      • Urtext Edition для кларнета и фортепиано Николая Пфеффера. Мюнхен: Генле, 2015, кат. нет. HN 1210, партитура (32 страницы) и партия (12 страниц), ISMN 979-0-2018-1210-6.
  • Концертная симфония си-бемоль мажор, для кларнета, валторны, фагота и оркестр, соч. 3
    • Движения: Allegro - Andante sostenuto - Allegro ma non tanto
    • Первое исполнение 1804; переработано и опубликовано Leipzig, CF Peters, 1830.
    • Другие публикации:
      • Amsterdam: KW-Verlag, 1961, партитура (68 страниц) и 22 части OCLC 473737390, 71483351, 21900633.
      • Фортепианная редукция. Амстердам: KaWe, 1981; пластина KW50a, партитура (18 страниц); пластина K.51W, 3 отдельные части OCLC 11704272, 495858539, 314306269 ; репринт 1985 OCLC 314418643.
  • Концертино си-бемоль мажор для фагота с оркестром
    • Завершено и опубликовано Лейпциг, CF Peters, 1829.
    • Другие публикации:
      • Переложение для фагота и фортепиано Харри Ахмаса. Хельсинки: Musiikki Fazer Musik, 1984, FM 06658-9, партитура (33 страницы) и часть (8 страниц) OCLC 12886100, 472360592 ; перепечатка [Хельсинки?]: Warner / Chappell Music Finland, 1995, ISBN 978-951-757-485-3, OCLC 49790635.
      • Хельсинки, Fennica Gehrman Oy, 2015: партитура (87 страниц) и части, ISMN 979-0-55011-250-6.
  • Introduction et Air suedois, для кларнета с оркестром, соч. 12
    • Альтернативное название: Интродукция и вариации для кларнета с оркестром, соч. 12
    • Основано на популярной песне «Supvisa» Олофа Альстрёма
    • Впервые исполнено в 1804 году как Variationer på visan: Goda gosse, glaset töm (Вариации на песню: «Дорогой мальчик, опустоши glass ")
    • Переработано и опубликовано, Лейпциг, 1830 г.
    • Другие публикации:
      • Гамбург: Musikverlag Hans Sikorski, 1983, табличка HS 1263 K, партитура (23 страницы) и часть (7 страниц) OCLC 271806031.
      • Винтертур: Амадей, 1992, партитура (15 страниц) часть (7 страниц) OCLC 496748832, 316294677, 29937522 ; репринт 2006 OCLC 316294677.
  • Воздушные суэдуа для фагота и оркестра (1814)
    • Эту работу часто путают с вышеупомянутым «Введение и воздушными суедуами» для кларнета и оркестра. Это совсем другое дело. Арии suedois для фагота остались относительно неясными из-за потери полной партитуры. Тем не менее, это прекрасная и интересная работа.
    • Оркестровано Грэмом Шином [партитуру можно получить у редактора]. Лондон: Park Publications, 1985, партитура (35 страниц) и часть (10 страниц) OCLC 83527195.
    • Сольная партия фагота и фортепианная редукция композитора, опубликованные Emerson Edition, под редакцией Грэм Шин
      • Записано Грэмом Шином и Элизабет Берли на музыкальном компакт-диске SFZ «Прощай, мистер Галлиард» SFZM0109
      • Записано Кнутом Сонстевольдом и Стефаном Линдгреном на компакт-диске Дафны «Фаготтиссимо»
      • Также: [Лондон]: Британское общество двойного тростника, ок. 1993, партитура (21 страница) и часть OCLC 315579789.

Камерная музыка

  • Квартет ми-бемоль мажор для кларнета, скрипки, альта и виолончели, соч. 2
    • Составлено 1807 ?; опубликовано Leipzig, A. Kühnel, 1811.
    • Другие публикации:
      • Edition Peters, cat. нет. EKB 019.
      • По редакции Бернхарда Пойлера. Винтертур: Амадеус, 2006, партитура (15 страниц) и 4 части OCLC 143629504, 219822346.
      • Переложение для 3 кларнетов и бас-кларнета Белы Ковач. Леверкузен: Издание Darok, ок. 1996, партитура (20 страниц) и 4 части OCLC 493914889.
  • Квартет до минор для кларнета, скрипки, альта и виолончели, соч. 4
    • Составлен в 1804 г. ?; опубликовано Leipzig, C. F. Peters, 1817.
    • Другие публикации:
      • Edition Peters, cat. нет. EKB 039.
      • По редакции Бернхарда Пойлера. Winterthur: Amadeus, 2006, партитура (16 страниц) + 4 части OCLC 143629861, 219816803, 317648992.
      • Рукопись издана Лайл Т. Баркхаймер (Университет Индианы), 1975, партитура (стр. 53–91) и 4 части OCLC 13024716.
  • Квартет ре мажор для кларнета, скрипки, альта и виолончель, соч. 7
    • Составлено 1821 ?; опубликовано Leipzig, C. F. Peters, 1823, cat. № 1723 и 1783B.
    • Другие публикации:
      • Edition Peters, cat. нет. EKB 040.
      • Транскрипция для гобоя до мажор Курта Мейера. Винтертур: Амадей, 2002, партитура (16 страниц) и 4 части OCLC 216912237, 56612024, 85272139
  • Квартет в D мажор для флейты, скрипки, альта и виолончели, соч. 8 (Издание Peters EKB 056)
    • Переложение соч. 7
    • Составлен 1821 ?; опубликовано Leipzig, CF Peters, 1823.
    • Другие публикации:
      • Helsinki: Suomalaisen Musiikin Tiedotuskeskus, 1991, партитура (25 страниц) и 3 части OCLC 30964138.
      • Издание Курта Мейера. Винтертур: Амадей / Бернхард Пойлер, 2002, миниатюрная партитура (16 страниц) и 4 части OCLC 163139099, 519199702, 52367998.
      • Переложение («Соната») для флейты и фортепиано Тимо Хонгисто. Эспоо : Fazer Music, 1990, партитура (44 страницы) и часть OCLC 66487836.
  • Три кларнетных дуэта: № 1 фа мажор, № 2 ре минор (оценка ), № 3 до мажор
    • Опубликовано Leipzig, CF Peters, 1821.
    • Другие публикации:
      • Edition Петерс, кот. нет. EP 7780.
      • Три прогрессивных дуэта кларнетов, Лондон: Hinrichsen Edition, 1960, партитура (3 тома партитуры и 3 части) OCLC 221151418.
  • Концертное трио ( Попурри) для кларнета, валторны и фагота
    • Издание Бернхарда Пойлера. Винтертур: Amadeus, 2005, партитура (8 страниц) и 3 части OCLC 69664938, 218898550, 150238464 ; OCLC 427966254, 314684689.
    • Аранжировка Стига Рыбранта. Лидингё: Буш, 2007, партитура (12 страниц) и партии OCLC 315794765.
  • Дивертисмент до мажор для гобоя, двух скрипок, альта и виолончели, соч. 9
    • Свободная оценка на IMSLP.
    • Даты: опубликовано, Лейпциг, C. F. Peters, 1823, кат. нет. 1728.
    • Другие публикации:
      • Издание Бернхарда Пойлера. Winterthur: Amadeus, 2003, партитура (15 страниц) и 5 ​​частей OCLC 164935031.

Вокальные произведения

  • Sångstycken («Песни»)
  • Frithiofs saga (10 песен), для голоса и фортепиано
    • Тексты Esaias Tegnér
    • Опубликовано Stockholm, 1826; увеличено в 1827 году.
    • Другие публикации:
      • Сага Цвельфа Гесанге аус дер Фритиофа (Двенадцать песен из саги Фритиофа), перевод со шведского Готлиба Мохнике. Лейпциг: C.F. Peters, [1827], партитура (28 страниц) OCLC 35515659.
      • Tolf sånger ur Frithiofs saga, Stockholm: Elkan Schildknecht, [186-?], Партитура (35 страниц) OCLC 16449386.
      • Лунд : Gleerup; Копенгаген : Lose Olsen, без даты, партитура (28 страниц) OCLC 473459716.
  • «Из прекрасных нитей Ганга» для голоса, кларнета и фортепиано
    • От случайной музыки к Den lilla slafvinnan (Маленькая рабыня).
    • Изначально для сопрано и камерного оркестра.
    • Опубликовано Ampleforth, Yorkshire: Emerson Edition, 1980, партитура ( 22 страницы) и 2 части OCLC 7818366.
  • «Oi terve Pohjola!» для вокального квартета
    • Шведское название: "Hell dig, du höga Nord!" («Привет, о Северная страна!»)
    • Также аранжировка для хора.
    • Вероятно, самая известная композиция Крузелла в Финляндии.

Музыка для сцены

  • Лилла Славиннан (Маленькая рабыня)), опера в 3-х действиях
    • Либретто Рене Шарля Гильбера де Пиксерекура ; переведено Ульриком Эмануэлем Маннергьертой и Дж. Лагербьельке.
    • Впервые исполнено в Стокгольме 18 февраля 1824 года.
    • Отрывки опубликованы в Стокгольме, 1824 г.
    • Состоялось в Стокгольмском театре Кунглига Библиотека
    • Другие публикации:
      • Фортепианная редукция Людвига Антона Эдварда Пасси. Стокгольм: Вестерберг, [ок. 1825], партитура (52 стр., «Обл. Фол.») OCLC 497781417.
      • Либретто, Стокгольм, 1824 OCLC 186783678.
      • Мотив из "Tusen och en natt". Helsingfors, 1909, оценка (4 страницы) OCLC 58237418.

Примечания

Цитированные источники

Другие источники

  • Dahlströhm, Fabian (1976). Бернхард Хенрик Крузель: klarinettisten och hans större Instrumentalverk. Гельсингфорс: Svenska litteratursällskapet в Финляндии. Язык: шведский. ISBN 978-951-9017-21-1. OCLC 2695486.
  • Каллио, Илмари (1994). Бернхард Хенрик Крузель (1775–1838). Уусикаупунки: Crusell-Society. Язык: финский. OCLC 246856237.
  • Спикнолл, Джон Пейн (1974). Сольные произведения на кларнете Бернарда Хенрика Крузелла (1775–1838). Диссертация - Мэрилендский университет. OCLC 5665626.
  • Уилсон, Свен (1977). Бернхард Крузель: тонизирующие, кларнеттвиртуо. Стокгольм: Kungliga Musikaliska Akademien (Шведская Королевская Музыкальная Академия ). Язык: шведский. ISBN 978-91-85428-07-6. OCLC 185869706. Примечание. Включает выдержки из дневников Крузелла о поездках за границу в 1803, 1811 и 1822 годах. OCLC 4882756.

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Бернхард Хенрик Крузел.
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:31:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте