Бернард Лонерган

редактировать
Преподобный. Бернард Лонерган. SJ CC
Бернард Lonergan SJ.jpg Лонерган в Бостонском колледже
РодилсяБернард Джозеф Фрэнсис Лонерган. (1904-12-17) 17 декабря 1904. Бэкингем, Квебек, Канада
Умер26 ноября 1984 (1984-11-26) (79 лет). Пикеринг, Онтарио, Канада

Бернард Джозеф Фрэнсис Лонерган SJ CC (17 декабря 1904 - 26 ноября 1984) был канадским иезуитским священником, философ и теолог, которого многие считают одним из самых важных мыслителей 20-го века.

Среди работ Лонергана «Проницательность: исследование человеческого понимания» (1957) и «Метод» в области теологии (1972), а также два исследования Фомы Аквинского, несколько учебников по теологии и многочисленные эссе, в том числе два опубликованных посмертно эссе по макроэкономике. Планируемый 25-томный сборник сочинений находится в стадии разработки в University of Toronto Press. Он занимал должности в Папском григорианском университете, Regis College, Торонто, в качестве заслуженного приглашенного профессора в Boston College и в качестве профессора богословия Стилмана в Гарвардский университет.

Содержание

  • 1 Цели
  • 2 Жизнь
  • 3 Влияния
  • 4 Работы
    • 4.1 Благодать и свобода
    • 4.2 Verbum: Слово и идея в Аквинском
    • 4.3 Понимание: Исследование человеческого понимания
    • 4.4 Метод в теологии
    • 4.5 Тринитарное богословие
    • 4.6 Христология
    • 4.7 Макроэкономика
  • 5 Философия: обобщенный эмпирический метод
  • 6 Герменевтика
  • 7 Почести
  • 8 Конференции и журналы
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Цели

Лонерган намеревался сделать для человеческой мысли в наше время то, что Фома Аквинский сделал для своего времени. Фома Аквинский успешно применил мысли Аристотеля к христианскому пониманию Вселенной. Программа Лонергана заключалась в том, чтобы сходным образом примириться с современным научным, историческим и герменевтическим мышлением. Он следовал этой программе в своих двух самых фундаментальных работах, Insight и Method in Theology.

Ключом к проекту Лонергана является самоприсвоение, то есть личное открытие и личное принятие динамической структуры исследования, понимания, суждение и решение. Посредством самоприсвоения человек находит в своем собственном уме, рассудительности и ответственности основу любого исследования и базовую схему операций, лежащих в основе методических исследований во всех областях.

Его часто связывают - со своим товарищем. Иезуиты Карл Ранер и Джозеф Марешал - с «трансцендентальным томизмом », т. Е. Философией, которая пытается объединить томизм с определенными взглядами или методы, обычно ассоциируемые с трансцендентным идеализмом Иммануила Канта . Однако Лонерган не считал этот ярлык особенно полезным для понимания его намерений.

Life

Надгробие Лонергана на территории Лойола Хаус.

Бернард Джозеф Фрэнсис Лонерган родился 17 декабря. 1904, Букингем, Квебек, Канада. Проработав четыре года в Колледже Лойола (Монреаль), он поступил в Верхнюю Канаду (английскую) провинцию Общества Иисуса в 1922 году и принес клятву в праздник Св. Игнатий Лойола, 31 июля 1924 года. После еще двух лет образования и обучения ему было поручено изучать схоластическую философию в Heythrop College, Лондон, в 1926. Лонерган уважал компетентность и честность своих профессоров в Хейтропе, но был глубоко недоволен их суарезской философией. Находясь в Хейтропе, Лонерган также получил внешние степени по математике и классике в Лондонском университете. В 1930 году он вернулся в Канаду, где в течение трех лет преподавал в колледже Лойола, Монреаль.

. В 1933 году Лонерган был отправлен на богословские исследования в Папский григорианский университет в Риме. Он был рукоположен в католическое священство в 1936 году. Через год иезуитского образования («тертианство ») в Амьене, Франция, Лонерган вернулся в Григорианский университет в 1937 году, чтобы продолжить обучение в докторантуре по теологии. Из-за Второй мировой войны его выгнали из Италии и вернули в Канаду в мае 1940 года, всего за два дня до запланированной защиты его докторской диссертации. Он начал преподавать богословие в College de l'Immaculee Conception, на факультете иезуитского богословия в Монреале в 1940 году, а также в Институте Томаса Мора в 1945-46. В таком случае он официально не защитит диссертацию и не получит докторскую степень до тех пор, пока 23 декабря 1946 года в Монреале не будет созвана специальная экзаменационная комиссия Immaculee Conception.

Лонерган преподавал богословие в Regis College (теологическая школа при Университете Торонто ) с 1947 по 1953 год и в Григорианском университете с 1953 по 1964 год. В григорианском университете Лонерган преподавал Троицу и христологию в разные годы, а также произвел содержательные учебники по этим темам. В 1964 году он снова поспешно вернулся в Северную Америку, на этот раз для лечения рака легких. Он был снова назначен в Реджис-колледж с 1965 по 1975 год, был профессором богословия Стилмана в Гарвардском университете в 1971-72 годах и заслуженным приглашенным профессором в Бостонском колледже с 1975 по 1983 год. Он умер при иезуите лазарет в Пикеринг, Онтарио, 26 ноября 1984 года.

Влияет

Имена Лонергана Августин и Джон Генри Ньюман как основное влияние на его раннее мышление. Исследование Дж. А. Стюартом доктрины идей Платона также оказало большое влияние.

В эпилоге к «Прозрению» Лонерган упоминает важную личную трансформацию, произведенную в нем десятилетним ученичеством мысли Фомы Аквинского. Он подготовил два основных экзегетических исследования Фомы Аквинского: «Благодать и свобода» и «Verbum: слово и идея в Аквинском».

Работы

University of Toronto Press опубликовал работу Лонергана в 25-томной серии «Собрание сочинений Бернарда Лонергана». Архивные материалы доступны на сайте bernardlonergan.com.

Благодать и свобода

Докторская диссертация Лонергана была исследованием теории действующей благодати в мысли Фомы Аквинского. Его директор Чарльз Бойер, С.Дж., указал ему на отрывок в Summa theologiae и предположил, что полученные интерпретации ошибочны. Исследование Фомы Аквинского о божественной благодати и человеческой свободе хорошо соответствовало его интересу к разработке теоретического анализа истории. Диссертация завершена в 1940 г.; он был переписан и опубликован в виде серии статей в журнале Theological Studies. Эти статьи были отредактированы в книгу Дж. Патута Бернса в 1972 году, и как исправленная, так и оригинальная версия его исследования были впоследствии опубликованы в его «Собрании сочинений как благодать и свобода: действующая благодать в мысли св. Фомы Аквинского». 149>

Verbum: Word and Idea in Aquinas

После своего возвращения из Рима Лонерган написал серию из четырех статей для Theological Studies о внутреннем слове. в Фома Аквинский, который оказал большое влияние на изучение рассказов Св. Фомы о знании и познании. Позже статьи были собраны и опубликованы под названием Verbum: Word and Idea in Aquinas.

Insight: A Study of Human Understanding

В 1945 году Лонерган читал курс в Институте Томаса Мора в Монреале. Этот курс длился с сентября по апрель 1946 года под названием «Мысли и реальность», и успех этого курса послужил вдохновением для его решения написать книгу «Проницательность». Преподавая богословие в Collegium Christi Regis, ныне Regis College, объединившемся с Университетом Торонто, Лонерган написал «Insight: A Study of Human Understanding», открывая общий эмпирический метод (GEM). GEM принадлежит к движению «трансцендентального томизма », основанному Жозефом Марешалом. Этот метод начинается с анализа человеческого знания, разделенного на три уровня - опыт, понимание и суждение - и, подчеркивая объективность суждения больше, чем это сделал Кант, развивает томистское видение Бытие как цель динамической открытости человеческого духа.

Метод в теологии

В 1973 году Лонерган опубликовал «Метод теологии», в котором дисциплина делится на восемь «функциональных специальностей». Метод - это явление, которое применяется повсеместно во всех дисциплинах и сферах сознания. Своей работой над методом Лонерган стремился, среди прочего, создать прочную основу для согласия и прогресса в таких дисциплинах, как философия и теология. Лонерган считал, что отсутствие согласованного метода среди ученых в таких областях препятствует достижению существенного согласия и прогрессу, в то время как в естественных науках, например, широко распространенное согласие среди ученых по научному методу позволил замечательный прогресс. Глава «Религиозная приверженность» в методе теологии была прочитана в лекции на симпозиуме Университета Вилланова и опубликована в: The Pilgrim People: A Vision with Hope, Volume IV (ed. Joseph Papin, Villanova University Press, 1970). Карл Ранер, SJ, однако, раскритиковал богословский метод Лонергана в короткой статье, озаглавленной: «Некоторые критические мысли о« функциональных особенностях в теологии »», где он заявляет: «Теологическая методология Лонергана кажется мне настолько общей, что она действительно подходит для любой науки., следовательно, это не методология богословия как таковая, а всего лишь очень общая методология науки ». Мышление Лонергана в методе было действительно вдохновляющим в объединении богословия и психологии уникальным образом, например, Бернард Дж. Тиррелл, «Христотерапия: богословие христианского исцеления и просвещения, вдохновленное идеями Томаса Хора и Бернарда Лонергана» в Papin Festschrift: Мудрость и знания, Очерки в честь Джозефа Папина, Том II (изд. Джозеф Арменти, Villanova University Press, 1976, стр. 293–329).

Тринитарное богословие

В Григорианском университете Лонерган составил двухтомный учебник латинского языка De Deo Trino (третье издание, 1964 г.). Недавно он появился в Сборнике сочинений вместе с переводом на английский язык под заголовками Триединый Бог: Доктрины (2009) и Триединый Бог: Систематика (2007).

В Триедином Боге: Доктрины начинается Лонерган. с исследованием диалектического процесса, посредством которого догмат Троицы развился в первые четыре столетия. Этот раздел ранее был опубликован на английском языке как The Way to Nicea. Во втором разделе работы выдвигаются догматические тезисы о (1) единосущности Сына с Отцом, (2) божественности Святого Духа, (3) различении божественных личностей отношениями происхождение и (4) исхождение Святого Духа от Отца и Сына (Filioque ). Пятый и последний тезис заключается в том, что Троица является богословской тайной в строгом смысле слова и может быть понята только аналогично. Заключительная схолия представляет новозаветные свидетельства в пользу «психологической» аналогии с Троицей.

В «Триедином Боге: Систематика» Лонерган развивает теорию разумных (или духовных) эманаций в Боге, изложенную в Фома Аквинский. Том начинается с обсуждения метода систематического богословия, который стремится к несовершенному, но весьма плодотворному пониманию тайн веры посредством аналогий. В следующих главах развивается аналогичная концепция божественных шествий (как понятных эманаций), отношений, личностей и двух миссий Слова и Духа.

Христология

Лонерган выпустил два учебника по христологии. В 1956 году он выпустил дополнительный том «Де Конституции христианской онтологии и психики»; четвертое и последнее издание 1964 года было представлено в Собрании сочинений с переводом между листами как «Онтологическая и психологическая конституция Христа» (2002). Лонерган проясняет метафизические принципы конституции Христа как одной личности в двух различных природах и переносит эту структуру, чтобы обратиться к сознанию Христа как единого субъекта двух различных сознательных субъективностей.

Начиная с выпуска 1960 года, Лонерган представил свой собственный учебник для своего курса христологии, De Verbo Incarnato. Последующие издания были опубликованы в 1961 и 1964 годах. De Verbo Incarnato состоит из четырех частей. Первая часть - это толкование божественности и человечности Христа, представленное в Новом Завете (тезис 1). Вторая часть резюмирует формирование догматической богословской традиции христологии через монофелитский спор в седьмом веке (тезисы 2–5). Третья часть, охватывающая почти тот же материал, что и Конституция Христа, но в несколько иной манере, формулирует то, что Лонерган называет «теологическими выводами» из ипостатического союза относительно онтологической конституции Христа как одного человека в две природы (тезисы 6-9) и его психологическая конституция как единый субъект двух субъективностей (тезис 10). Четвертая часть касается того, «что принадлежит Христу» (de iis quae christi sunt), включая Его благодать, знание, безгрешность и свободу (тезисы 11-14). Пятый и последний раздел касается искупительного дела Христа в трех тезисах: искупление в Новом Завете (тезис 15), удовлетворение, данное Христом (тезис 16), и «Понимание тайны: Закон Креста», представляющий Синтетическое понимание работы Христа Лонерганом (тезис 17).

Он также выпустил отдельный трактат о Искуплении, дата неизвестна и никогда не публиковалась. Этот трактат в шести главах, разделенных на 45 статей, рассматривает добро и зло, божественную справедливость, смерть и воскресение Христа, крест Христов, удовлетворение, данное Христом, и работу Христа.

Среди наиболее примечательных вкладов Лонергана в христологию - его теория об онтологической и психологической конституции Христа, его интерпретация человеческого познания Христа и его интерпретация искупительной работы Христа.

Оба De Verbo Incarnato и приложение «Искупление» находятся в стадии подготовки к Собранию сочинений. Планируется представить два тома: «Воплощенное слово», в которое будут входить тезисы 1–14 на латыни с переводом на английский с разделителями, и «Искупление», в которое будут входить тезисы 15–17 и приложение по искуплению.

Макроэкономика

В 1930-х и начале 1940-х годов Лонерган проявлял большой интерес к макроэкономическому анализу, но никогда не публиковал рукопись, которую он разработал. Позже, преподавая в Бостонском колледже, Лонерган вернулся к экономическим интересам своей юности. University of Toronto Press опубликовал две его работы по теме экономика : За новую политическую экономию и макроэкономическую динамику: эссе по анализу обращения.

Философия: обобщенный эмпирический метод

Лонерган описал свою философскую программу как обобщение эмпирического метода (GEM) для исследования не только данных, передаваемых через внешнее ощущение, но и внутренних данных сознания. В частности, объекты известны при рассмотрении соответствующих операций субъекта и наоборот, переживания и последующие операции интеллекта являются компонентами как знания, так и реальности. Метод для Лонергана - это не техника, а конкретный образец действий.

Лонерган придерживался того, что он называл критическим реализмом. Под реализмом он утверждал, что мы делаем истинные суждения о фактах и ​​ценностях, а с помощью критики он основывал знание и оценку на критике сознания. GEM прослеживает до своих корней в сознании источники всех значений и ценностей, составляющих личность, социальные порядки и исторические события. Более подробный обзор работы Лонергана доступен в Интернет-энциклопедии философии.

. Идеи Лонергана включают радикальную непонятность, теологический критический реализм и функциональную специализацию. Учитывая тот факт, что сегодня ни одна наука не может быть освоена одним человеком, Лонерган выступал за подразделение научного процесса на все области. Один из ведущих голосов в усилиях по реализации функциональной специализации - Филип МакШейн.

Герменевтика

Фредерик Г. Лоуренс, заявивший, что работы Лонергана можно рассматривать как кульминацию постмодерна герменевтическая революция, начатая Мартином Хайдеггером. Хайдеггер заменил феноменологию чистого восприятия Эдмунда Гуссерля своей собственной лингвистической феноменологией. Ханс-Георг Гадамер разработал это основополагающее понимание своей философской герменевтики. Однако, согласно Лоуренсу, Хайдеггер и, в меньшей степени, Гадамер, остались под влиянием Канта, когда они отказались серьезно относиться к возможности благодати и искупления. Лоуренс делает наблюдение, что Хайдеггер - под влиянием также неспособности Августина разработать теоретическое различие между благодатью и свободой - соединил конечность и паденность в своем понимании человека. Таким образом, «грех» поглощается «падением», а падшее - просто часть человеческого состояния. Лонерган основывается на «теореме сверхъестественного», достигнутой в средневековые времена, а также на различии между благодатью и свободой, разработанном Фомой Аквинским, и, таким образом, с его уникальным синтезом способен убрать все скобки и вернуться к истинному конкретному. «Иерусалим и Афины».

Почести

В 1970 году он стал кавалером Ордена Канады.

. В 1971 году Колледж Лойола, одно из учреждений-основателей Университета Конкордия наградило Лонергана медалью Лойолы. В 1977 году Конкордия также присвоила Лонергану звание почетного доктора.

Конференции и журналы

Ежегодный семинар Лонергана проводится в Бостонском колледже под руководством Фредерика Г. Лоуренса. Труды семинара публикуются под тем же названием Lonergan Workshop под редакцией Фредерика Г. Лоуренса. Мастерская началась при жизни Лонергана и продолжилась после его смерти. Институт методов Западного побережья спонсирует ежегодный симпозиум Fallon Memorial Lonergan в университете Лойола Мэримаунт. Симпозиум Lonergan проводится уже 32 года.

Бостонский колледж имеет Институт Лонергана, а также издает два раза в год «Метод: журнал исследований Лонергана». Журнал был основан и редактировался до 2013 года Марком Д. Морелли. Информационный бюллетень исследований Lonergan издается четыре раза в год Исследовательским институтом Lonergan в Торонто; он предоставляет самую последнюю библиографическую информацию о движении Лонерган. Недавно Университет Сетон Холл выпустил Обзор Lonergan..

Центры Lonergan были открыты в различных местах (см. Ниже, Внешние ссылки). Исследовательский институт Лонергана в Торонто хранит архивы Лонергана, а также хорошую коллекцию вторичных материалов, включая полное собрание диссертаций по работе Лонергана. Большая часть первичных архивных материалов доступна в Интернете в Архиве Бернарда Лонергана (см. Ниже, Внешние ссылки), а также был создан сайт для вторичных материалов благодаря работе Роберта М. Дорана.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 13:21:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте