Бенни Картер | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Беннетт Лестер Картер |
Родился | (1907-08-08) 8 августа 1907 года. Гарлем, Нью-Йорк, США |
Умер | 12 июля 2003 (2003-07-12) (95 лет). Лос-Анджелес, Калифорния |
Жанры | Свинг, джаз |
Род занятий |
|
Инструменты | Саксофон, труба, кларнет |
Активные годы | 1920-е - 1997 гг. |
Ярлыки | Клеф, Норгран, Верв, Пабло, Конкорд, MusicMasters |
Веб-сайт | bennycarter.com |
Беннет Лестер Картер (8 августа 1907 г. - 12 июля 2003 г.) был американцем джазовый саксофонист, кларнетист, трубач, композитор, аранжировщик и руководитель оркестра. С Джонни Ходжес, он был пионером в альт-саксофоне. С самого начала своей карьеры в 1920-х он был популярным аранжировщиком, написав чарты для биг-бэнда Флетчера Хендерсона, которые сформировали стиль свинга. У него была необычно долгая карьера, которая длилась до 1990-х годов. В течение 1980-х и 90-х годов он был номинирован на восемь премий Грэмми, включая получение Премии за заслуги перед жизнью.
Родился в Нью-Йорке в 1907 году. Его мать и другие жители города давали ему уроки игры на фортепиано. Он играл на трубе и некоторое время экспериментировал с саксофоном C-melody, прежде чем остановился на альт-саксофоне. В 1920-х он выступал с Джун Кларк, Билли Пейдж и Эрлом Хайнсом, затем гастролировал в составе Wilberforce Collegians под руководством Горация Хендерсона. Впервые он появился в официальной записи в 1927 году как член «Райской десятки» во главе с Чарли Джонсоном. Он вернулся в Collegians и стал их руководителем до 1929 года, включая выступление в Savoy Ballroom в Нью-Йорке.
В свои 20 лет Картер работал аранжировщиком в Fletcher. Хендерсон после того, как эту должность освободил Дон Редман. У него не было формального образования в области аранжировки, поэтому он методом проб и ошибок, встав на колени и глядя на существующие таблицы, научился «сначала писать ведущую трубу и сначала ведущий саксофон, что, конечно, нелегко. Прошло довольно много времени, прежде чем я узнал, что такое оценка ».
Он оставил Хендерсона, чтобы занять прежнюю работу Редмана в качестве лидера McKinney's Cotton Pickers в Детройте. В 1932 году он сформировал группу в Нью-Йорке, в которую входили Чу Берри, Сид Катлетт, Кози Коул, Билл Коулман, Бен Вебстер, Дики Уэллс и Тедди Уилсон. Аранжировки Картера были сложными. Среди наиболее значимых были «Храните песню в своей душе», написанную для Хендерсона в 1930 году, и «Одинокие ночи» и «Симфония в рифах» 1933 года, оба из которых показывают сочинение Картера для саксофонов.
Автор В начале 1930-х Картер и Джонни Ходжес считались ведущими альт-саксофонистами. Картер также стал ведущим солистом на трубе, заново открыв для себя этот инструмент. Он много записывался на трубе в 1930-е годы. Недолговечный оркестр Картера играл в Гарлемском клубе в Нью-Йорке, но записал лишь несколько записей для Columbia, OKeh и Vocalion. Стороны OKeh были выпущены под названием Шоколадные денди.
В 1933 году Картер участвовал в сессиях с лидером британской группы Спайком Хьюзом, который отправился в Нью-Йорк, чтобы организовать записи с выдающимися афроамериканскими музыкантами. Эти 14 плюс четыре стороны биг-бэнда Картера, называвшегося в то время Спайком Хьюзом и его негритянским оркестром, изначально были выпущены только в Англии. Музыканты были из группы Картера: Ред Аллен, Дикки Уэллс, Уэйман Карвер, Коулман Хокинс, Дж. К. Хиггинботэм и Чу Берри.
Картер переехал в Лондон и два года проработал аранжировщиком BBC Big Band. В Англии, Франции и Скандинавии он записывался с местными музыкантами и привез свою группу в Нидерланды. В этих условиях Картер играл на трубе, кларнете, фортепиано, альт-саксофоне и тенор-саксофоне, а также иногда выступал с вокалом. В 1938 году вернулся в Америку. Он нашел постоянную работу, руководя своей группой в Savoy Ballroom в Гарлеме до 1941 года. В группу входили Шад Коллинз, Сидни Де Пари, Вик Дикенсон и Фредди Вебстер. После этой помолвки он возглавил группу из семи человек, в которую входили Эдди Бэрфилд, Кенни Кларк и Диззи Гиллеспи.
В середине 1940-х он сделал Лос-Анджелес своим домом, сформировав еще один биг-бэнд, в который иногда входил Дж. Дж. Джонсон, Макс Роуч и Майлз Дэвис. Но это будут его последние большие группы. За исключением случайных концертов, выступления с Jazz at the Philharmonic и записи, он перестал работать в качестве лидера гастролирующего биг-бэнда. Лос-Анджелес предоставил ему много возможностей для студийной работы, и они доминировали в его время на протяжении десятилетий. Он написал музыку и аранжировки для телевидения и фильмов, таких как Stormy Weather в 1943 году. В 1950-х и 60-х годах он написал аранжировки для таких вокалистов, как Луи Армстронг, Рэй. Чарльз, Элла Фицджеральд, Пегги Ли и Сара Воан. После своего возвращения в 1970-х Картер снова вернулся к игре на саксофоне и совершил поездку по Ближнему Востоку благодаря любезности Государственного департамента США. Он начал ежегодно посещать Европу и Японию.
В 1969 году Морро Бергер уговорил Картера провести выходные в Принстонском университете. профессор социологии из Принстона, писавший о джазе. Это привело к новому проявлению таланта Картера: обучению. В течение следующих девяти лет он пять раз посещал Принстон, в большинстве своем ненадолго, за исключением одного случая в 1973 году, когда он провел там семестр в качестве приглашенного профессора. В 1974 году в Принстоне ему было присвоено звание почетного доктора. Он проводил обучение на практикумах и семинарах в нескольких других университетах и в течение недели в 1987 году был приглашенным лектором в Гарварде. Морро Бергер написал «Бенни Картер - Жизнь в американской музыке» (1982), двухтомный труд о карьере Картера.
Время мало повлияло на способности Картера. В 1980-х он написал длинную композицию Central City Sketches, которую исполнял в Cooper Union Американский джазовый оркестр. Другая длинная композиция, Glasgow Suite, была исполнена в Шотландии. Линкольн-центр поручил ему написать "Good Vibes" в 1990 году. Национальный фонд искусств предоставил ему грант на создание "Сказок о восходящем солнце" и "Гарлемский ренессанс". Эта музыка была исполнена в 1992 году, когда ему было 85 лет.
Картер сделал необычайно долгую карьеру. Он был, пожалуй, единственным музыкантом, записавшимся за восемь разных десятилетий. Еще одной характеристикой его карьеры была его разносторонность в качестве музыканта, руководителя группы, аранжировщика и композитора. Он помог определить звучание альт-саксофона, но он также выступал и записывал на сопрано-саксофоне, тенор-саксофоне, трубе, тромбоне, кларнете и фортепиано. Он помог заложить основу для аранжировки еще в 1930 году, когда он аранжировал "Keep a Song in Your Soul" для биг-бэнда Флетчера Хендерсона. Его композиции включают новый хит «Cow-Cow Boogie », записанный Эллой Мэй Морс, и обширные Central City Sketches, написанные, когда ему было 80 лет, и записанные с Американским джазовым оркестром.
Картер умер в возрасте 95 лет в Лос-Анджелесе в медицинском центре Cedars-Sinai 12 июля 2003 г. от осложнений, вызванных бронхитом.
25 июня 2019 г. The New York Times Magazine перечислил Бенни Картера среди сотен артистов, чей материал, как сообщается, был уничтожен в Вселенском пожаре 2008 года.
Он был введен в Down Beat Зал славы джаза. в 1977 году. В 1978 году он был введен в Зал славы черных кинематографистов . В 1980 году он получил награду «Золотая партитура» Американского общества музыкальных аранжировщиков и композиторов. Его 75-летие было ознаменовано радиостанцией в Нью-Йорке, которая безостановочно крутила его музыку более недели. Национальный фонд искусств вручил ему награду NEA Jazz Masters за 1986 год.
В 1987 году он получил премию Grammy Lifetime Achievement Award. В 1994 году он выиграл Премия «Грэмми» за соло в «Прелюдии к поцелую» и получение звезды на Голливудской аллее славы.
В 1989 году Линкольн-центр отпраздновал 82-летие Картера сборником его песен в исполнении Эрнестин Андерсон и Сильвии Симс. В 1990 году он был назван джазовым исполнителем года в опросах Down Beat и JazzTimes. Он был Почетным званием Центра Кеннеди в 1996 году и получил почетные докторские степени от Принстона (1974), Рутгерса (1991), Гарварда (1994), и Музыкальной консерватории Новой Англии (1998). В 2016 году Национальный музей американской истории сделал Картера героем своего плаката Месяца признания джаза.
В 2000 году президент наградил его Национальной медалью искусств. Билл Клинтон.
Год | Категория | Название | Примечания |
---|---|---|---|
1963 | Лучшая аранжировка фона (позади вокалиста или инструменталиста) | «Busted» | Номинация |
1986 | Лучшее инструментальное джазовое исполнение, Группа | Swing Reunion | Номинация |
1987 | Награда за выслугу | Победа | |
1988 | Лучшая инструментальная композиция | " Эскизы Центрального города (сторона 2) " | Номинация |
1992 | Лучшее выступление большого джазового ансамбля | Гарлемское Возрождение | Номинация |
1992 | Лучшая инструментальная композиция | "Harlem Renaissance Suite" | Win |
1993 | Лучшее инструментальное джазовое соло | «The More I See You» | Номинация |
1994 | Лучшая инструментальная композиция | «Элегия в синем» | Номинация |
1994 | Лучшее джазовое инструментальное исполнение, индивидуальное или групповое | Elegy in Blue | Номинация |
1994 | Лучшее джазовое инструментальное соло | «Prelude to a Kiss» | Win |
Информация с AllMusic.com
Год | Название | Примечания | Этикетка |
---|---|---|---|
1952 | Вместе наедине | с Оскаром Peterson Quintet | Norgran |
1953 | Cosmopolite | Clef | |
1954 | Benny Carter Plays Pretty | также выпущен как Moonglow | Norgran |
1954 | Грозный Бенни Картер | Норгран | |
1954 | Городской мистер Картер | Норгран | |
1955 | Новые джазовые звуки | с Диззи Гиллеспи и Билл Харрис | Норгран |
1957 | Urbane Jazz | с Роем Элдриджем | Verve |
1958 | Jazz Giant | Contemporary | |
1958 | Размах 20-х | с Эрлом Хайнсом | Contempora ry |
1958 | The Fabulous Benny Carter Band | Переиздание записей 1943 года | Audio Lab |
1959 | Играет Can-Can Коула Портера and Anything Goes | United Artists | |
1959 | Aspect | также выпущен как The Benny Carter Jazz Calendar | United Artists |
1960 | Sax ala Carter! | United Artists | |
1961 | Дополнительные определения | Импульс! | |
1962 | BBB Co. | с Беном Вебстером и Барни Бигардом | Свингвилль |
1963 | Бенни Картер в Париже | 20th Century Fox | |
1966 | Дополнения к Additional Definitions | CD переиздан в качестве бонус-треков на альбоме Additional Definitions | Impulse! |
1976 | Король | Пабло | |
1976 | Картер, Gillespie Inc. | с Диззи Гиллеспи | Пабло |
1976 | Страна чудес | Выпущен в 1986 | Пабло |
1977 | 'Живи и хорошо в Японии! | Пабло Лайв | |
1977 | Бенни Картер 4: Монтрё '77 | Пабло Лайв | |
1980 | Летняя серенада | Сторивилл | |
198 3 | Phontastic | ||
1985 | Джентльмен и его музыка | Конкорд | |
1987 | Билли Экстин поет с Бенни Картером | с Билли Экстайном | ЭмАрси |
1987 | Бенни Картер встречается с Оскаром Петерсоном | с Оскаром Петерсоном | Пабло |
1987 | Central City Sketches | с Американским джазовым оркестром | MusicMasters |
1988 | В настроении для свинга | MusicMasters | |
1989 | Мои проблемы | Пабло | |
1989 | Над радугой | MusicMasters | |
1990 | Cookin 'at Carlos I | MusicMasters | |
1990 | Мэриан МакПартленд играет сборник песен Бенни Картера | Concord Jazz | |
1990 | Мой мужчина Бенни, мой мужчина Фил | с Фил Вудс | MusicMasters |
1991 | MusicMasters | ||
1992 | Harlem Renaissance | MusicMasters | |
1992 | Legends | с Хэнком Джонсом - выпущен 1997 | MusicMasters |
1994 | Elegy in Blue | MusicMasters | |
1996 | Сборник песен Бенни Картера | с разными вокалистами | MusicMasters |
1996 | Другое время, другое место | с Филом Вудсом | Evening Star |
1997 | Сборник песен Бенни Картера, том II | с разными вокалистами | MusicMasters |
1997 | New York Nights | MusicMasters |
Год | Название | Исполнитель | Жанр | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1960 | Сюита Канзас-Сити | Граф Бэйси и его оркестр | Джаз | Рулетка |
1961 | Легенда | Граф Бэйси и его оркестр | Джаз | Рулетка |
1962 | Биг-бэнд Джаз с вершины | Луи Беллсон | Джаз | Рулетка |
1963 | Взрывоопасная сторона Сары Воан | Сара Воан | Джаз | Рулетка |
1963 | Одинокие часы | Сара Воан | Джаз | Рулетка |
1963 | Норка Джаз | Пегги Ли | Джаз | Капитолий |
1964 | Сладости для сладкого вкуса любви | Гарри "Сладости" Эдисон | Джаз | Ви-Джей |
1964 | Кили Смит поет Джона Леннона - Песенник Пола Маккартни | Кили Смит | Джаз | Реприза |
1967 | Портрет Кармен | Кармен МакРэй | Джаз | Атлантика |
1968 | Изготовители души | Джеки Уилсон и Граф Бэйси | Соул-джаз | Брансуик |
1968 | 30 Элла | Элла Фицджеральд | Джаз | Капитолий |
1979 | Шикарная пара | Элла Фицджеральд с оркестром графа Бэйси | Джаз | Пабло |
С Пегги Ли
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Бенни Картером. |