Люди бемба

редактировать
Бемба
Аба-Бемба
Общее население
5,335,000
Регионы со значительной численностью населения
Замбия (Северный, Луапула и Провинции Коппербелт ), Провинция Катанга (Демократическая Республика Конго )
Языки
язык бемба
религия
христианство, традиционные африканские религии
родственные этнические группы
народ ламба и другие банту люди
человекУмуБемба
ЛицаАбаБемба, Авемба, БаВемба
ЯзыкИчиБемба
СтранаКулубемба

Бемба (или AbaBemba с использованием префикса Aba- для обозначения "людей из", и также называвшегося Awemba или BaWemba в прошлом) принадлежат к большой группе банту народов в основном в северном, луапуле, Мучинге, северной части центральной провинции. Банту также принадлежат к медному поясу Провинции Замбии, проследившие свое происхождение s в государствах Луба и Лунда в верхнем бассейне Конго, называемом Кола, в том, что стало Катанга провинцией на юге Демократической Республики Конго. Бемба вошел в современную Замбию через реку Луапула в Чипье в вождестве старшего вождя Матанды в провинции Манса-Луапула, и этот вождь Матанда (Мвата Матанда) и его народ уши были первыми, кто пришел в Замбию к 1328 году из Колы. Группа этнических групп, известная как бемба, имеет правящий класс по имени Абена Нганду. Этот клан ведет свою родословную от Мбембы Ншинга (он же Нзинга), который правил Конго с 1509-1543 гг. Мбемба был назван королем Афонсо португальцами, которых он принимал в своем королевстве много лет. Это одна из самых крупных этнических групп в Замбии. (Несколько других этнических групп в провинциях Северная, Луапула и Коппербелт в Замбии говорят на языках, похожих на бемба, но не обязательно на том же самом. Например, хотя ламба имеют те же корни, что и бемба, они никогда не полагались на Аристократия бемба для руководства. Действительно, народ бемба не является исключительно коренным жителем провинции Коппербелт, поскольку он воссоединился с ламба в этой провинции в 1930-х годах, когда они в большом количестве отправились туда в поисках возможностей трудоустройства, вызванных открытием крупных медных рудников. Напротив, члены королевской семьи Биса почти все являются потомками Читимукулу, как и многие представители аристократии Свака и Лала. История Бембы - важное историческое явление в развитии вождей в большом и однородном в культурном отношении регионе Центральной Африки.

Народ ламба, который является коренным жителем провинции Коппербелт, также присутствует в провинции Катанга Демократической Республики Конго. Следующие вожди ламба в этом районе ДРК:

вождь Сайли (область Лумбембе), вождь Катала (Мокамбо), вождь Мфундамина (Мфундамина), вождь Комбе (комбо), вождь Катанга (Лубумбаши) это интересно Отметим, что даже название провинции взято у одного из вождей ламба. Вождь Нсаканья (сакания), вождь Капонда (Ликаси), вождь Ншиндаика (Ликаси).

В провинции Катанга 8 вождей ламба, а в Замбии - 15 вождей.

Некоторые проводят различие между людьми, говорящими на бембе, и этническими бембасами. Традиционный правитель этнических бембасов - Читимукулу. Они жили в деревнях с населением от 100 до 200 человек и насчитывали 250 000 человек в 1963 году. Существует более 30 кланов бемба, названных в честь животных или природных организмов, таких как королевский клан, «люди крокодила» (Бена Нганду) или Бена Бова (Клан грибов). Они были людьми, которые наконец остановили продвижение на север Нгуни и Сото - Цвана спустились народ Нгони через вождя Chileshe Chitapankwa Muluba. Клан леопарда БаШимба, или бена Нго, живущий среди народа бемба, является частью народа басимба, ныне живущего в Танзании, Уганде и ДР Конго.

В современной Замбии слово «бемба» первоначально означало огромное пространство, подобное морю, это имя называлось потомками племени Луба после завоевания большого пространства земли на территории современной северной Замбии. Сегодня значение было изменено на несколько значений. Он может обозначать людей происхождения бемба, независимо от того, где они живут, например живут ли они в городских районах или в первоначальной сельской местности Бембы. С другой стороны, он может охватывать гораздо более многочисленное население, которое включает «восемнадцать различных этнических групп», которые вместе с бемба образуют тесно связанный этнолингвистический кластер матрилинейно-матрифокальных земледельцев, известных как говорящие на бемба народы Замбии.

Колониализм и разрушение местных традиций несколько исказили историю африканцев, и бемба не исключение. История Бембы больше связана с племенами Восточной Африки, чем с племенами Западной Замбии. Тот факт, что бемба, как говорят, произошел с Кольского полуострова, был неверно истолкован европейцами как означающий Анголу. Фольклор бемба, передаваемый из поколения в поколение, цитирует происхождение племени бемба как происхождение от упавшей с небес женщины по имени Мумби Мукаса, у которой были длинные уши. Кикуйю в Кении имеют тот же фольклор и похожие традиции, в том числе способ постройки своих традиционных хижин. Когда бемба прибыли на их нынешнюю территорию, у них было оружие. У бемба богатый словарный запас, который включает в себя пустыни и верблюдов, что, конечно, не то, что они знали бы из Анголы. Западный текст - полезный путеводитель, но на него нужно смотреть как на таковой.

Содержание

  • 1 История Аба-Бембы (с XV века до наших дней)
    • 1,1 До 1808 года
    • 1,2 1808 года и позже
  • 2 Язык
  • 3 Культура
  • 4 Цитаты из исследований of AbaBemba
  • 5 Также см.
  • 6 Цитированная литература
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История AbaBemba (с 15 века до наших дней)

До 1808 года

Аба-Бемба (народ бемба) в Замбии в Центральной Африке - банту. Историография Аба-Бембы начинается в 15 веке, когда была начата португальская экспедиция 1484–1485 годов под командованием Диего Кама (также известного как Диогу Као), после чего европейцы впервые вступили в контакт с устьем реки Конго и взаимодействовали с Королевством Конго.

В настоящее время не существует textus рецептора в истории Бембы; так что многое из того, что известно об Аба-Бембе, особенно о первых годах их становления, представляет собой разумный синтез разрозненных историй. Такая история включает устные традиции Бембы (Mushindo, 1977; Tanguy, 1948), исторические тексты о ранних империалистических и колониалистских предприятиях и европейских начинаниях после Берлинской конференции в регионе (Bandinel, 1842; Richards, 1939; Roberts, 1970; Tweedie, 1966).), выводы из историографических упоминаний об известных личностях бемба (Bandinel, 1842; Gondola, 2002; Reid, 2012), связи с историческими сочинениями о других центральноафриканских королевствах (African Elders Labrecque, 1949; Gondola, 2002; Reid, 2012) и историографические исследования прошлого столетия, сфокусированные на Бембе (Mushindo, 1977; Roberts, 1970; Roberts, 1973; Tanguy, 1948).

Примерно в 1484 году Диего Кам наткнулся на Конго Река на атлантическом побережье Центральной Африки (Bandinel, 1842). Он исследовал реку и вошел в контакт с Королевством Конго, королевством банту, которое занимало обширную территорию во многих частях нынешних стран Анголы, Демократической Республики Конго. и Конго-Браззавиль. Правящим монархом Конго в то время был Нзинга а Нкуву (Gondola, 2002). На местном уровне монархическим титулом был Мани Конго или Мвене Конго, что переводится как «владелец королевства Конго». Нзинга (известный Аба-Бемба как Ншинга) был Мвене Конго VII. «Нкуву» с грамматической префиксом «а» - это отчество: Мвене Конго Нзинга был сыном Нкуву.

В первую очередь благодаря усилиям католических миссионеров, португальцы сильно повлияли на внутреннюю политику Королевства Конго: Мвене Конго VII Нзинга а Нкуву крестился в 1491 году как Жуау I (Иоанн I) имя португальского короля (Гондола, 2002; Танги, 1948). Мвене Конго Нзинга умер в 1506 году [1], и ему наследовал его сын Мвемба а Нзинга (Мвемба, сын Нзинги). Мвене Конго VIII Мвемба (также известный как Мухемба, Мбемба или Мубемба) также принял христианское крещение и получил королевское португальское имя в качестве имени при крещении: Альфонсо I (Рейд, 2012).

Вскоре после смерти в 1543 г. Мвене Конго VIII Мвембы, нзинга (Альфонсо Мубемба), первые предки Аба-Бембы восстали против Королевства Конго, которое находилось под сильным влиянием и доминированием португальцев, особенно через христианское обращение, рабство, торговля и европейское образование. Эти повстанцы откололись от Королевства Конго, мигрировали на восток из своих поселений на Кольском полуострове и стали неотъемлемой частью Королевства Люба в современной Демократической Республике Конго (Tanguy, 1948).

Антипортугальское восстание 17-го века в королевстве Люба привело к еще одному движению на восток отколовшейся группы, которая позже будет известна как Аба-Бемба. Из королевства Люба повстанцами руководили двое сыновей короля Любы Мукулумпе: Нколе и Чити (Мушиндо, 1977; Танги, 1948). Матерью Нколе и Чити была Мумби Люлу Мукаса из клана Бена-Нганду. С тех пор Бена-Нганду стал королевским кланом Аба-Бембы. Крокодил (ing’wena в современном Bemba; ing’andu в старом Bemba) - тотемный объект клана. Сегодня в хорошо охраняемых королевских архивах (бабенье) во дворце Читимукулу находятся четыре христианские статуи, полученные 600 лет назад от первых католических миссионеров в Королевстве Конго. Мвене Конго VIII Мвемба а Мзинга (Альфонсо Мубемба) считается прародителем Аба-Бембы. Звукоподражательное сходство между -вемба (в Мвемба) и -бемба (в Аба-Бемба), а также существование христианских статуй в королевских архивах (баненье) исторически связывают Аба-Бембу с Королевством Конго.

Прото-Аба-Бемба мигрировал из королевства Люба, пересек реку Луапула и поселился сначала у (ниже озера Мверу ), затем у (около озера Бангвеулу ), в, а затем в. Затем они пересекли реку Чамбеши у порогов Сафва и поселились в, Ипунга, Мунгу и. Затем они пересекли реку Чамбеши и снова двинулись на запад в. Царское предзнаменование якобы вынудившего Аба-Бембу поселиться и прекратить свои миграции (Mushindo, 1977; Tanguy, 1948; Tweedie, 1966). Это поселение было названо Нг'вена и стало первой столицей Улу-Бембы - Королевства Бемба. Войны между бемба и нгони в 19 веке велись в районе Нгвены.

С того времени, как Аба-Бемба утвердилась как отдельная группировка, до 21-го Читимукулу, Бемба, как утверждается, управлялась одним верховным вождем или королем (Робертс, 1970, 1973; Танги, 1948). Однако во время правления 22-го Читимукулу в конце 18-го века Аба-Бемба стал заметно более экспансионистским. Читимукулу Мукука ва Малекано начал вытеснять аба-лунгу (народ лунгу) из современной области Касамы. Когда он вынудил Аба-Лунгу переехать на запад и поселиться на западном берегу реки Луомбе, географический охват расширился до такой степени, что управлять им из Улу-Бембы было непрактично. Итак, Читимукулу Мукука ва Малекано передал недавно приобретенную территорию Итуны своему младшему брату Читунду в качестве отдельного королевства Мвамба, подчиненного государства королевства Бемба (Мушиндо, 1977; Танги, 1948). Читунду превратился в Мвин Тунец, Мвамба I.

1808 и позже

Королевство Казембе в расцвете сил в первой половине XIX века.

При 23-м Читимукулу Чильямафва Аба-Бемба продолжала экспансию в годы, ведущие до 1808 г. Читимукулу подтолкнул Аба-Мамбве (народ мамбве) на север, создав область, которая будет называться Мпанда. В то же время младший брат Читимукулу Чильямафвы, Мубанга Кашампупо, взошедший на трон Мвамбы как Мвин Туна Мвамба II, продолжал продвигать Аба-Лунгу на запад и юг, создавая район Калунду. Читимукулу Чильямафва создал вассальное королевство Мпанда, над которым его сын Нондомпья будет править как Макаса I; Мвамба Кашампупо создал вассальное королевство Калунду, которым правил его сын как Мунконге I (Танги, 1948). Будущие короли бемба продолжили завоевания, и 25-й Читимукулу, Чилеш Чепела (1810-1860), и 27-й Читимукулу, Мутале Читапанква (1866-1887), подчинили себе соседние племена.

К тому времени, когда первое крупное европейское присутствие начало проявляться в Замбии в конце 1800-х годов, Аба-Бемба вытеснил многих более ранних иммигрантов на плато Танганьика: в том числе Табва, Биса, Лунгу и Мамбве.. Улу-Бемба в разной степени простирался на север до озера Танганьика, на юго-запад до болот озера Бангвеулу, на восток до откоса Мучинга и долины Луангва и до озера Мверу на западе. Аба-Бемба был подразделен на более чем пятнадцать вождей во время правления различных братьев, сыновей и племянников Читимукулу. Ричардс (1939) отмечает, что политическое влияние Читимукулу охватывало большую часть территории, отмеченной четырьмя большими озерами (Мверу, Бангвеулу, Танганьика и Ньяса), и простиралось на юг в страны Лала и Ламба на территории современного Центрального и Коппербелтского регионов. Провинции Замбии.

Несмотря на приход колониального правления и позднее обретение независимости, многие политические институты бемба остаются похожими на свои старые формы. Читимукулу - Мвине Любемба (владелец королевства Бемба) и верховный вождь; Улу-Бемба разделен на полуавтономные вожди под властью братьев, сыновей и племянников Читимукулу. Нкула и Мвамба - старшие братья Читимукулу и обычно наследники трона Читимукулу; Нколе Мфуму и Мпепо - младшие братья Читимукулу. Нколе Мфуму обычно приходит на трон Мвамба, в то время как Мпепо обычно приходит на трон Нколе Мфуму. Иногда Мпепо и Нколе Мфуму переходили прямо на трон Читимукулу. Из сыновей Читимукулу Макаса является старшим.

С момента создания Протектората в начале 20-го века во время правления 30-го Читимукулу, Мутале Чикванда (1911-1916), трон Читимукулу теперь больше культурно-церемониальный, чем исполнительный и административный. Однако это не полностью устранило политическое значение Верховного вождя. Текущий Читимукулу, Читимукулу Каньята-манга II, занимает 38-е место на троне Читимукулу. Он вступил на престол в августе 2013 года и был коронован 31 июля 2015 года. В 2016 году Читимукулу Каньянта-манга II написала статью под названием «Призрачная роль Читимукулу», в которой размышлял о принятом им учреждении. В этой статье изложены руководящие роли, которые стремился взять на себя 38-й Читимукулу. Вскоре после этого верховный вождь изложил свою собственную программу социально-экономического развития королевства Бемба, предполагая создание Академии Улу-Бембы и решив использовать туристический и промышленный потенциал для своего народа. Все программы развития и инвестиций должны координироваться уже созданным Инвестиционным центром УлуБемба, за создание которого отвечал Читимукулу Каньянта-манга II.

Язык

Файл: Брайан Мумба говорит на Bemba.webm Воспроизвести медиа Спикер Бемба, записанный в Замбии для Викитонгов.

язык бемба (ичибемба) наиболее тесно связан с языками банту суахили в Восточной Африке, Каонде (в Замбии и ДРК), Люба (в ДРК), Нсенга и Тонга (в Замбии) и Ньянджа / Чева (в Замбии и Малави). В Замбии на чибембе в основном говорят в провинциях Северная, Луапула и Коппербелт, и он стал самым распространенным африканским языком в стране, хотя и не всегда в качестве первого языка.

Культура

Многие бемба являются подсечно-огневыми земледельцами, основными культурами которых являются маниок и пальмовое просо. Однако многие бемба также разводят коз, овец и другой домашний скот. Некоторые бемба также работают в горнодобывающей промышленности.

Традиционное общество бемба по материнской линии, где тесные связи между женщинами или матерью и дочерью считаются важными.

Мвине Любемба Читимукулу Каньянта-манга II. Нынешний Читимукулу народа Бемба. Он взошел на трон в 2013 году.

Цитаты из исследований Аба-Бембы

Ричардс (1939, стр. 29–30) отмечает, что Аба-Бемба

«… одержим проблемами статуса и постоянно на них забота об их личном достоинстве, что, возможно, естественно в обществе, в котором так много зависит от ранга. Во всех их человеческих отношениях преобладают правила уважения к возрасту и положению... Вероятно, именно это всеобщее признание права звания заставляет бемба казаться такими покорными и почти рабскими перед европейцами... высокомерными по отношению к другим племенам и обидчивыми по отношению к своим собратьям, они, кажется, молча переносят любое обращение со стороны вождя (sic, следует читать «монарх») или европейца.

На мой взгляд, их наиболее привлекательные характеристики - это быстрое сочувствие и приспособляемость в человеческих отношениях, тщательно продуманная вежливость и чувство этикета и прекрасная речь. День, проведенный при дворе Paramount (так в оригинале, следует читать как «король»), по контрасту может сделать манеры европейского наблюдателя грубыми и грубыми ». (стр. 139–140)

Мукука (2013, стр. 139–140) замечает, что

«С введением английского государственного строя в колонии (Северная Родезия), давно установившаяся цивилизация бемба и присущая ей Психологические реалии были нарушены. Для многих аба-бемба произвольное объединение более 70 этнических групп означало 1) новую идентичность, непонятную и беспочвенную; 2) страх потери того, что они знали (политически, социально и экономически) об управлении своей жизнью. ; и, 3) новые центры власти (политические, социальные и культурные), в которых они должны были научиться ориентироваться. Инсака и ифибвансе, давно созданные центры обучения мальчиков и девочек бемба, соответственно, потеряли свою власть в западных школах, которые обещали успешные учащиеся имеют социальный статус рядом со статусом «белых» колонизаторов. Культурные обычаи и идеалы бембы жестко осуждались как колонизаторами, так и христианскими миссионерами. Следовательно, аба-бемба спросил: «Кто мы в Северной Родезии? Каково наше место в этой стране». с амальгамой? Как мы вписываемся? Использование письменного текста, вопросы о том, кто мы, где мы находимся и как мы вписываемся, нашли выражение в литературе Бембы; в частности, более двадцати задокументированных фактических романов Бембы... "


[1] Для Танги (1948) год смерти Мвене Конго VII Мзинга - 1507; для Гондолы (2002) - 1506.

См. Также

  1. язык бемба
  2. Королевство Конго
  3. Королевство Луба
  4. Казембе

Цитированная литература

  1. Бандинель, Дж. (1842 г.). Некоторые сведения о торговле рабами из Африки в связи с Европой и Америкой: от появления торговли в современной Европе до настоящего времени. Лондон: Longman, Brown, Co.
  2. Gondola, D. (2002). История of Congo: The Greenwood History of the Modern Nations. Лондон: Greenwood Press.
  3. Mukuka, R. (2013). Ubuntu в Shalapo Canicandala SM Kapwepwe: Insights for Afrocentric Psyology. Journal of Black Studies, 44 (2), 137-157.
  4. Мушиндо, PMB (1977). Краткая история Бембы: Рассказывает Бемба. Лусака: Neczam.
  5. Reid, RJ (2012). A история современной Африки: 1800 г. по настоящее время (2-е изд.). Западный Сассекс: Джон Уил ey Sons.
  6. Ричардс, А. И. (1939). Земля, труд и диета в Северной Родезии: экономическое исследование племени бемба. Лондон: Oxford University Press.
  7. Робертс, А. (1970). Хронология Бембы (Н.Е. Замбия). Journal of African History, 11 (2), 221-240.
  8. Робертс, А. Д. (1973). История бембы: политический рост и изменения на северо-востоке Замбии до 1900 года. Лондон: Longman.
  9. Tanguy, F. (1948). Имиланду я Бабемба [История Бембы]. Лондон: Oxford University Press.
  10. African Elders Labrecque, E. (1949). История Бена-Нг’ома (Ба Чунгу ва Мукулу). Лондон, Macmillan Co. Ltd.

Дополнительная литература

  • Познер, Дэниел Н. (2003). «Колониальное происхождение этнических разногласий: пример лингвистических разделений в Замбии». Сравнительная политика. 35 (2): 127–146.

Ссылки

Внешние ссылки

  • flag Замбийский портал
Последняя правка сделана 2021-05-12 11:21:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте