В греческой мифологии, Бел (Древнегреческий : Βῆλος Bē̂los) был царем Египта и отцом Эгипта. и Данаус и (обычно) брат Агенора. Жена Бела была названа Ачироэ или Сид (эпоним финикийского города Сидон).
Диодор Сицилийский утверждает, что Бел основал колонию на реки Евфрат и назначил священников-астрологов, которых вавилоняне называют халдеями, которые, как и жрецы Египта, освобождены от налогов и других услуг государству.
Бел был сыном Посейдона и Ливия. Он также может быть Бусирисом, сыном Ливии, правителем Египта, убитым Гераклом, хотя Геракл родился через много поколений после Бэла, поскольку он был внуком Персея ; см. генеалогию Аргуса ниже. Согласно Павсанию, Бел основал храм Геракла в Вавилоне.
. Библиотека также утверждает, что Агенор был братом-близнецом Бэла. Бел правил в Египте, а Агенор правил Сидоном и Тиром в Финикии. Жена Бела была названа Ачироэ, предположительно дочерью речного бога Нила. Ее сыновья Эгипт и Данай были близнецами. Позже Эгипт правил Египтом и Аравией, а Данай правил Ливией. Псевдо- Аполлодор говорит, что именно Еврипид добавил Цефей и Финеус в качестве дополнительных сыновей Бела.
В Гезиодическом Каталоге женщин Белус был также отцом дочери по имени Трония, от которой Хермаон, то есть Гермес, отцом Араба, предположительно эпонима Аравии.
Согласно Ферекид Афинский, у Белуса также была дочь по имени, которая вышла замуж за Агенора (брата Бэла)., ее дядя) и родила ему Феникс и двух дочерей по имени, которые стали женами соответственно сыновьям Бела (их кузены) Эгипту и Данаю. Еще один источник сообщает, что дочь Бэла, вышедшая замуж за Агенора, звали Антиопа.
Некоторые источники считают Бэла отцом Ламии, а Антонин упоминает его как отца Тиас (отец Смирны ) по нимфу Орифия.
Нонн делает Бэла отцом пяти сыновей, а именно Финея, Феникса, Агенор (идентифицированный как отец Кадма ), Эгипт и Данай, хотя Нонн в другом месте делает Финея братом Кадма. Нонн заставляет Кадма идентифицировать Бэла как «ливийского Зевса» и ссылаться на «новый голос Зевса Асбистеса», имея в виду оракул Зевса Аммон в Асбисте.
Отношение | Имена | Источники | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гесиод | Фар. | Эсхил | Еврипид | Геродот | Страбон | Аполлодор | Диодор | Гигин | Павсаний | Антонин | Нонн | Цецес | Неизвестно | ||
Эхояй | |||||||||||||||
Родители | Посейдон и Ливия | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||
Ливия | ✓ | ||||||||||||||
Жена | Ачироэ | ✓ | |||||||||||||
Орифия | ✓ | ||||||||||||||
Сторона | ✓ | ||||||||||||||
Дети | Трония | ✓ | ✓ | ||||||||||||
Дамно | ✓ | ||||||||||||||
Эгипт | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||
Данай | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||
Цефей | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||
Финеус | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||||
Антиопа | ✓ | ✓ | |||||||||||||
Тиас | ✓ | ||||||||||||||
Феникс | ✓ | ✓ | |||||||||||||
Агенор | ✓ | ✓ | |||||||||||||
Нин | ✓ |
Павсаний писал:
"
Эта предполагаемая связь между Белом Египетским и Зевсом Белом (богом Мардуком ), вероятно, является более научным предположением, чем подлинной традицией. Павсаний, похоже, считает ничего не знают о предполагаемой связи между Белом, сыном Ливии, и Зевсом Амоном, что Нонн позже представит, как указано выше.
Современные авторы предполагают возможную связь между Белом и тот или иной бог, носивший общий северо-западный семитский титул Баал. Согласно некоторым источникам, Бел был сыном Посейдона от Ливии, он связан с Вавилон и Ассирия, и его имя является отголоском ханаанского бога Ваала (Redfield, 1989, стр. 28 и 30-31), которые лингвистически являются синонимами Энлиля и Мардука, а также в древней левантийской / ханаанской мифологии бог плодородия, атрибутами которого являются молнии, ливни и силы природы.
| |
|
.
Redfield, BG (1989) Краткий словарь мифологии, Peerage Books, Лондон, стр. 28 и 30-31.