Белизские креолы

редактировать
Белизские креолы Белиз
Общая численность населения
прибл. 260 000 (включая 21% населения Белиза)
Регионы со значительным количеством населения
Языки
Преимущественно Белизский криол, английский, испанский
Религия
Преимущественно протестантизм,. католицизм, растафаризм меньшинства
Родственные этнические группы
никарагуанские креолы, афро-ямайцы, Баймен, Caracoles, Райсалес, афро-карибцы, вест-индусы, западноафриканцы, луизианские креолы

белизские креолы, также известные как криолы, являются креолами потомками черных африканцев, которые были порабощены и в Белиз от английских и шотландских лесорубов, известных как Baymen. На протяжении многих лет они вступали в брак с Мискито из Никарагуа, ямайцами и другими карибскими народами, метисами, пардос, европейцы, гарифуна, майя и китайцы и индийцы. Последние были привезены в Белиз в качестве наемных рабочих. Все эти разные народы смешались, чтобы создать эту этническую группу.

Белизский криол язык, первоначально разработанный в результате взаимодействия африканцев и европейцев, исторически использовался только ими. Креолы составляли большинство населения до 1980-х годов и стали синонимом национальной идентичности Белиза. В результате использование языка криол стало более распространенным. Сейчас на нем говорят около 75% белизцев, включая многих новых иммигрантов, прибывших с конца 20 века. В 21 веке креолы проживают преимущественно в городских районах, таких как Белиз, и в большинстве прибрежных городов и деревень.

Содержание
  • 1 Этническая принадлежность
  • 2 История
  • 3 Язык
  • 4 Культура
    • 4.1 Maypole
  • 5 Музыка
  • 6 Еда и напитки
  • 7 Креольские организации
  • 8 Ссылки
Этническая принадлежность

До начала 1980-х годов белизские креолы составляли около 60% от населения Белиза. Но демография страны заметно изменилась. Из-за совокупного воздействия иммиграции в Белиз людей из других стран Центральной Америки и эмиграции примерно 85 000 креолов, в основном в Соединенные Штаты, в начале 21 века креолы составляют лишь около 25% населения Белиза. В результате многовекового происхождения смешанной расы люди, идентифицирующие себя как креолы, обладают широким спектром физических особенностей, от темной кожи и курчавых волос до светлой кожи и светлых волос, с множеством градаций между ними. Термин креол обозначает этническую культуру, а не какой-либо узкий стандарт внешнего вида.

В Белизе креол является стандартным термином для любого человека хотя бы частично черного африканского происхождения, который не Гаринагу, или любое лицо, говорящее на криоле в качестве первого или единственного языка. Таким образом, иммигранты из Африки и Вест-Индии, поселившиеся в Белизе и вступившие в брак с местными жителями, также могут идентифицировать себя как креолы. Представление о креолах как о смешанной расе охватило практически любого человека, имеющего афро-европейское происхождение в сочетании с любой другой этнической принадлежностью, включая метисов или майя.

Когда Национальный совет криола начал стандартизацию орфографии для криола, он решил продвигать орфографию криол только для языка, но продолжать использовать орфографию креольский для обозначения людей на английском языке.

История

Согласно местным исследованиям, белизские креолы произошли от союзов полиглотов пиратов и европейских поселенцев, развивавших торговлю бревнами в 17 веке, и африканских рабы, которых они похищали и использовали в качестве рабов для рубки и перевозки бревен. Национальный совет криолов Белиза утверждает, что черные рабы использовались в качестве рабочих на побережье Центральной Америки с 16 века и ранее, а также использовались испанцами на побережье. К 1724 году британцы тоже стали приобретать рабов с Ямайки и других мест, чтобы рубить бревна, а позже красное дерево. Самое раннее упоминание об африканских рабах в британском поселении Белиз появилось в отчете испанского миссионера 1724 года, в котором говорилось, что британцы недавно ввозили их с Ямайки и Бермудских островов. Европейцы подвергали рабынь сексуальному насилию, в результате чего рождались дети смешанной расы.

Во второй половине восемнадцатого века численность рабов составляла около 3000 человек, что составляло около трех четвертей всего населения. Большинство рабов, даже если они были доставлены через рынки Вест-Индии, родились в Африке, в основном из Ганы (Ga и народа эве, ашанти - Фанте ), вокруг бухты Бенина и бухты Биафра ; Нигерия (Йоруба, Игбо, Эфик ); Конго и Ангола. Другие рабы были взяты из народов волоф, фула, хауса и конго.

игбо (известные как Эбоэ или Ибо), кажется, были особенно многочисленны; одна часть Белизтауна была известна как город Эбоэ в первой половине 19 века. Сначала многие рабы поддерживали африканскую этническую идентичность и культурные обычаи. Однако постепенно они объединили некоторые из своих культур, а также адаптировались к элементам европейских; в процессе креолизации их потомки создали новую синкретическую креольскую культуру.

По большинству утверждений, рабы в Белизе вели лучшую жизнь, чем большинство в Вест-Индии, но все же оставались плохо обращались. Многие бежали в соседние испанские колонии или основали небольшие бордовые поселения в лесу. Считается, что эти рабы помогали защищать только что зародившееся поселение на протяжении большей части конца 18 века, особенно в 1798 году в битве при Кайе Святого Георгия. Эта история обсуждалась и вызывает споры в Белизе.

Креолы поселились там, где у них была работа: в основном в Белиз-Тауне (ныне Белиз-Сити ) и на берегах реки Белиз в первоначальных поселениях из бревенчатых деревьев, включая Баррелл Бум, Bermudian Landing, Crooked Tree, Gracie Rock, Rancho Dolores, Flowers Bank и Бельмопан. Также было значительное количество на плантациях к югу от Белиз-Сити и Плаценции и вокруг них. Многие креолы занимались торговлей живыми морскими черепахами и другими промыслами. В течение XIX века они распространились по всем округам, особенно Дангрига и Река Обезьян, по мере роста колонии. Их чувство гордости приводило к случайным столкновениям с властью, таким как бунты по поводу девальвации валюты 1894 года, которые предвещали грядущие конфликты.

В ХХ веке креолы возглавили организацию застройки поселения. Беспорядки 1919 и 1934 годов в сочетании с ужасными условиями, возникшими в результате разрушительного урагана 1931 года, привели к развитию первых профсоюзов Белиза. Благодаря этой организации они создали первую политическую партию, Объединенную народную партию (ПНП). Креолы продолжают вести нацию в политике. Но условия в Белиз-Сити ухудшились после другого крупного урагана 1961 года. Вскоре после этого началась (и продолжается) крупномасштабная эмиграция в США и Англию. Из этих стран работающие присылали деньги, чтобы помочь семьям, оставшимся дома.

Попытки объединить креолов для развития, такие как Объединенная ассоциация чернокожих в целях развития, дали неоднозначные результаты.

Язык
Культура

В рамках сентябрьских праздников на территории Дома культуры проводится ежегодный креольский фестиваль. Фестиваль примечателен как часть усилий креольского населения Белиза заявить о себе как об отдельной группе, богатой своими собственными традициями.

Maypole

Maypole - это праздник, который включает в себя Maypole, высокий деревянный шест, украшенный несколькими длинными цветными лентами, подвешенными к вершине. Это похоже на Palo de Mayo или Maypole в RAAS регионе в Никарагуа. Нет однозначного ответа, как этот обычай дошел до Никарагуа. Многие историки отмечают, что есть много различий в праздновании, и что оно исходило от никарагуанских креолов, населявших карибское побережье Никарагуа; другие историки полагают, что оно произошло косвенно с Ямайки. Майские шесты исторически были частью традиционных британских обычаев в Англии.

Традиционный огненный самбай Гейлс-Пойнт Ламантин - необычный креольский танец, сохранившийся с колониальных времен. В тот период рабы собирались в разных частях города Белиз «племенами», в зависимости от их африканского региона происхождения, чтобы отпраздновать рождественские праздники. Традиционно группа образовывала ночью большой круг вокруг полной луны в центре квадрата. Один человек за раз выходил на середину ринга, чтобы танцевать. Мужской танец отличается от женского, потому что это танец плодородия. Танец знаменует собой время, когда девочки и мальчики, считающиеся половозрелыми, могут танцевать на публике в рамках своего перехода к взрослой жизни.

Музыка

С колониальных времен музыка и танцы были неотъемлемой частью креольской культуры, как и в других культурах. Танцы с барабанами были основной частью Рождества и других праздников в креольских общинах. Стиль музыки под названием Brukdown возник из ночных вечеринок, устраиваемых креольскими семьями; они были сосредоточены как на социальных комментариях, так и на шутках. Брукдаун - жанр музыки Белиза.

Уилфред Питерс, самый известный современный исполнитель и новатор Брукдауна, считается национальной иконой Белиза. Музыка представляет собой смесь европейских гармоний, африканских синкопированных ритмов и формата «вызов-и-ответ», а также лирических элементов из местных народы области. В своей современной форме brukdown - это деревенская народная музыка, особенно связанная с лесозаготовительными городами внутри Белиза. Традиционные инструменты включают банджо, гитару, барабаны, звон колокольчика, аккордеон и челюсть осла . проводя палкой вверх и вниз по зубам. Брукдаун остается сельским, редко записываемым жанром. Эта музыка и связанные с ней социальные собрания приходят в упадок, поскольку молодежь перенимает культуры внешнего мира.

Еда и напитки
белизейские вскипятите. Сочетание различных вареных крахмалов, овощей и «желчного пирога» с рыбой или свиным хвостом

Среди основных продуктов креольского обеда - рис и бобы с некоторыми видами мяса, например, тушеная курица, запеченная курица, тушеная свинина, тушеная говядина и т.д.; салат, будь то картофель, овощи или салат из капусты; морепродукты, в том числе рыба, моллюски, лобстеры; некоторые виды мяса дичи, включая игуану, оленя, пекари и гибнут; и молотые продукты, такие как маниока, картофель, какао и бананы. Обычно подают свежий сок или воду, иногда их заменяют безалкогольными и алкогольными напитками (особенно распространены домашние вина из щавеля, ягод, кешью, сорози, грейпфрута и риса). Завтраки обычно включают креольский хлеб и булочку Криол, пирожные и жареные лепешки (также называемые жареными котлетами).

С конца 20 века креолы переняли продукты из других групп, особенно «испанские» блюда, приготовленные из лепешек. В более общей национальной кухне Белиза были разработаны и заимствованы традиционные блюда, принесенные многими иммигрантами из Центральной Америки.

рис и бобыкокосом молоко), тушеная курица рекадо и картофельный салат

Креолы в целом придерживаются относительно сбалансированной диеты. вскипание (или вскипание) описано выше. Другие важные креольские продукты - суп из коровьих лап, тушеное мясо с кокоями и рубцом, а также широкий выбор блюд из рыбы. Кокосовое молоко и масло - общие ингредиенты, хотя они становятся все более редкими и дорогими. Чума "смертельного пожелтения" убила большую часть кокосовых пальм в 1990-х годах.

В Белизе из маниоки традиционно делали «бамми», небольшой жареный пирог из маниоки, связанный с гарифуна хлебом из маниоки. Корень маниоки натирают, хорошо промывают, сушат, солят и прессуют, чтобы получить лепешки диаметром около 4 дюймов и толщиной 1/2 дюйма. Лепешки слегка обжариваются, затем окунаются в кокосовое молоко и снова обжариваются. Бамми обычно подавали в качестве крахмалистого гарнира к завтраку, к рыбным блюдам или отдельно в качестве закуски. Поне из маниоки (пластиковый торт) - это традиционный белизский креольский и пан- вест-индский пирог из муки маниока, иногда готовящийся с кокосами и изюмом. Среди других распространенных десертов - сладкое картофельное пюре, хлебный пудинг, стрейч-ми-кишки (разновидность ириски), таблетка (кокосовая стружка), вангла (кунжут) и пудра, а также различные пироги.

Креольские организации
Ссылки
  • Крон, Лита и Фройла Салам. Чтения по истории Белиза 3-е изд. 2005: Print Belize, Belize.
  • Веб-сайт Национального совета криолов [1]
  • Шоман, Асад. 13 глав истории Белиза. 1994: Angelus Press, Белиз.
  • St. Колледж Джона. Заметки и чтения по вводной антропологии. 2006.
Последняя правка сделана 2021-05-12 10:43:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте