История | |
---|---|
Соединенное Королевство | |
Имя : | Джон Эббс |
Заказ: | 1916 |
Строитель: | Кокрейнс, Селби, Англия |
Спущен на воду: | 2 октября 1917 г. |
Не используется: | 1920 |
Судьба : | Продан в Бельгию |
Бельгия | |
Имя: |
|
Приобретено: | 1920 |
Списано: | 1946 |
Судьба: | Списано на слом Sp ain, 1948 год |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | морской траулер |
Водоизмещение: | 339 тонн (334 длинных тонны; 374 коротких тонны) |
Длина: | 45 метров (148 футов) |
Осадка: | 4,5 метра (15 футов) |
Установленная мощность: | 600 лошадиных сил (450 кВт) |
Скорость: | от 9 до 10 узлов (от 17 до 19 км / ч; от 10 до 12 миль в час) |
Общие характеристики Royal Navy | |
Вооружение: |
|
Общие характеристики ВМС Бельгии | |
Состав: | 27 |
Вооружение: |
патрульное судно A4 (французское: Patrouilleur A4) было небольшим военным траулером, эксплуатировавшимся Бельгией в Вторая мировая война. Первоначально построенный для британского Королевского флота под именем HMS John Ebbs, корабль примечателен своей ролью в эвакуации бельгийского золотого запаса в Англию во время битвы за Бельгию в мае 1940 года. Успех Операции не только позволили бельгийскому правительству в изгнании финансировать свои операции, но и лишили немецких оккупантов важного актива для поддержки их военных действий. После капитуляции Бельгии судно и его команда интернировались в нейтральной Испании. И экипаж, и судно были освобождены в 1946 году, а вскоре после этого A4 был списан.
Пилот 4 (позже переименованный в Patrouilleur A4) был приобретен бельгийским морским корпусом в 1920 году, ранее служившим в британском Королевском флоте во время Первой мировой войны как HMS John Ebbs (FY3566). Судно представляло собой военно-морской траулер типа Mersey, построенный Кокрейнсом в Селби, Северный Йоркшир, и спущен на воду 2 октября 1917 года. Водоизмещение 339 тонн (334 длинных тонн; 374 коротких тонны), длина судна составляла 45 метров (148 футов), а осадка составляла 4,5 метра (15 футов). Оснащенный двигателями мощностью 600 лошадиных сил (450 кВт), он мог развивать скорость от 9 до 10 узлов (от 17 до 19 км / ч; от 10 до 12 миль в час). В составе 27 человек бельгийцы вооружили судно двумя пулеметами Maxim на мостике и 47-мм (1,9 дюйма) пушкой на корма. В 1939 году A4 ожидал списания, но ухудшение международной ситуации, вызванное немецким экспансионизмом, привело к его реактивации Министерством национальной обороны.
. Из-за нейтрального статуса Бельгии на ранних этапах Второй мировой войны, A4 имел большие бельгийские триколоры, нарисованные на каждой стороне корпуса, а также слово «BELGIË » (голландский для «Бельгии») белым цветом, чтобы не допустить, чтобы его приняли за воюющий корабль. После того, как 10 мая 1940 года в Бельгию вторглись немецкие войска, его не перекрашивали.
В межвоенный период Бельгия создала основанную на золоте валюту, названную Белга, которая действовала параллельно бельгийскому франку.. Belga предназначалась для международной торговли и означала, что Национальный банк Бельгии накопил значительные золотые резервы, составившие около 600 тонн (590 длинных тонн; 660 коротких тонн) к 1940 году.
В течение В связи с обострением международной напряженности в 1930-х годах бельгийское правительство начало переправлять большие объемы золота в США, Великобританию и Канаду, но было вынуждено сохранить некоторое количество золота в стране для поддержания стоимости Belga.
Когда немцы вторглись в Бельгию в мае 1940 года, в Бельгии еще оставалось 40 тонн (39 длинных тонн; 44 коротких тонны) золота, хранящихся в офисах банка в порту Остенде. Единственным кораблем, доступным в этом районе, был A4, которым командовал лейтенант Ван Вэренберг. 19 мая 1940 года судно было загружено золотом и, избегая Дюнкерка, бомбившего Люфтваффе, направилось к британскому побережью в сопровождении корабля, на борту которого находились беженцы.. После транспортировки из порта в порт из-за опасений за сохранность груза во время разгрузки золото было выгружено в Плимуте 26 мая, за два дня до капитуляции Бельгии. Наконец, золото было депонировано в Банке Англии. На A4 также находился Юбер Ансио, государственный служащий, которому поручено наблюдать за вывозом золота в Англию и будущий управляющий Национального банка.
Тот факт, что так много бельгийского золота было спасено до того, как немецкая оккупация позволила бельгийскому правительству в изгнании финансировать свои собственные операции, в отличие от большинства других правительств в изгнании, которым приходилось полагаться на финансовую поддержку Великобритании.
Бельгия официально капитулировала 28 мая, и официального бельгийского правительства в Англии еще не существовало, экипаж A4 направил свой корабль в Бильбао в нейтральной Испании, чтобы избежать необходимости возвращаться в Бельгию и стать немецкими военнопленными. Они прибыли в Испанию 26 июня и провели остаток войны в интернировании. Управление кораблем было возвращено Бельгии в 1946 году, а в 1948 году оно было списано.
За свою роль в эвакуации золота лейтенант Ван Вэренберг был награжден Орденом Леопольда II.