Бегум Рокейя | |
---|---|
Родился | Рокейа Хатун. (1880-12-09) 9 декабря 1880 года. Пайрабанд, Рангпурский район, Президентство Бенгалии, Британская Индия |
Умер | 9 декабря 1932 г. (1932-12-09) (52 года). Калькутта, Президентство Бенгалии, Британская Индия |
Место отдыха | Содепур, Индия |
Профессия | Писатель, педагог, активист |
Супруг (а) | Хан Бахадур Сахават Хоссейн (m.1898 – 1909) |
Родственники | Каримуннеса Ханам Чаудхурани (сестра) |
Рокейя Сахават Хоссейн (бенгальский : রোকেয়া সাখাওয়াত হোসেন; 9 декабря 1880? - 9 декабря 1932), широко известный как Бегум Рокейя, была бенгальской мыслителем-феминисткой, писателем, педагогом и политическим активистом из Британской Индии (в настоящее время Бангладеш ). Она широко известна как пионер освобождения женщин в Южной Азии.
. Она выступала за то, чтобы к мужчинам и женщинам относились одинаково как к разумным существам, отмечая, что недостаток образования женщин является причиной их низкое экономическое положение. Среди ее основных работ: «Матичур» («Нить сладкого жемчуга», 1904 и 1922), сборник эссе в двух томах, в котором выражаются ее феминистские мысли; Мечта султаны (1908), феминистская научно-фантастическая новелла, действие которой происходит в Лэдленде, где правят женщины; Падмараг («Сущность лотоса», 1924), изображающий трудности, с которыми сталкиваются бенгальские жены; и Абародхбасини («Заключенные женщины», 1931), энергичная атака на крайние формы пурды, которые ставили под угрозу жизнь и самооценку женщин.
Рокейя считал образование центральным условием освобождения женщин, создав первую школу ориентирована в первую очередь на мусульманских девушек Калькутты. Говорят, что она ходила из дома в дом, убеждая родителей отправить девочек в ее школу в Нише. До самой смерти она руководила школой, несмотря на враждебную критику и социальные препятствия.
В 1916 году она основала Ассоциацию мусульманских женщин, организацию, которая боролась за образование и занятость женщин. В 1926 году Рокейя председательствовала на конференции по образованию женщин Бенгалии, созванной в Калькутте, что стало первой значительной попыткой объединить женщин в поддержку прав женщин на образование. Она участвовала в дебатах и конференциях, касающихся улучшения положения женщин, вплоть до своей смерти 9 декабря 1932 года, вскоре после того, как председательствовала на заседании Индийской конференции женщин.
Бангладеш отмечает День Рокейи 9 сентября. Ежегодно декабрь, чтобы отметить ее работы и наследие. В тот день правительство Бангладеш также награждает Бегум Рокейя Падак отдельным женщинам за их исключительные достижения. В 2004 году Рокейя занял 6 место в опросе BBC величайших бенгальцев всех времен.
Рокия Хатун родился в 1880 году в деревне Пайрабанд, Рангпур в тогдашней Британской Индии. Ее предки служили в армии и судебной системе во время режима Великих Моголов. Ее отец, Джахируддин Мухаммад Абу Али Хайдар Сабер, был заминдаром и многоязычным интеллектуалом. Он был женат четыре раза; его брак с Рахатуннессой привел к рождению Рокейи, у которой было две сестры и три брата, один из которых умер в детстве. Старший брат Рокеи Ибрагим Сабер и ее ближайшая старшая сестра Каримуннеса Ханам Чаудхурани оказали большое влияние на ее жизнь. Каримуннеса хотела изучать бенгальский, язык большинства бенгальцев, вопреки желанию своей семьи, которая предпочитала использовать арабский и персидский как средство образования. Ибрагим обучал Рокейю и Каримуннесу английскому и бенгали. Каримуннеса женился в возрасте четырнадцати лет и позже стал поэтом. Оба ее сына, Абдул Карим Газнави и Абдул Халим Газнави, стали политиками и заняли министерские должности при британских властях.
Рокейя вышла замуж в 1898 году за 38-летнего хана Бахадура Сахавата Хуссейна. Он был урду заместителем магистрата Бхагалпура (современный район штата Бихар ). Он получил степень бакалавра сельского хозяйства в Англии и был членом Королевского сельскохозяйственного общества Англии. Он женился на Рокее после смерти первой жены. Как либерал он призвал Рокейю продолжить изучение бенгали и английского языка. Он также поощрял ее писать, и по его совету она приняла бенгальский язык в качестве основного языка для своих литературных произведений.
Рокейя начала свою литературную карьеру в 1902 году с бенгальского эссе под названием Пипаса (Жажда). Позже она опубликовала книги «Матичур» (1905) и Сон султаны (1908) до смерти ее мужа в 1909. В «Сне султаны» Рокейя написала, что роли мужчин и женщин меняются местами, в которых женщины были доминирующим полом, а мужчины были подчиненными. Она также описывает альтернативное, феминистское видение науки, в котором такие изобретения, как солнечные печи, летающие машины и конденсаторы облаков, используются на благо всего мира. общество. Это считается известной и влиятельной сатирой. Она регулярно писала для Саогат, Махаммади, Набапрабха, Махила, Бхаратмахила, Аль-Ислам, Навроз, Махе Нао, Бангия Мусалман Сахитья Патрика, The Mussalman, Indian Ladies Magazine и др.
Через пять месяцев после смерти мужа Рокейи она основала среднюю школу, назвав ее Старшая школа Мемориала для девочек Сахават. Он начался в Бхагалпуре, районе, традиционно говорящем на урду, с пятью студентами. Спор с семьей ее мужа из-за собственности вынудил ее переехать в школу в 1911 году в Калькутту, район, где говорят на бенгальском языке. Она руководила школой 24 года.
Рокейя основала «Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам» (Исламская женская ассоциация), которая активно проводила дискуссии и конференции, посвященные положению женщин и образованию. Она выступала за реформы, особенно для женщин, и считала, что ограниченность и чрезмерный консерватизм в основном ответственны за относительно медленное развитие мусульман в Британской Индии. Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам организовывала мероприятия для социальных реформ, основанные на первоначальных учениях ислама, которые, по ее словам, были утеряны.
Рокейя написал несколько жанров, рассказы, стихи, эссе, романы и сатирические произведения, развивающие самобытный литературный стиль, характеризующийся творчеством, логикой и острым чувством юмора. Она начала писать в Набаноре примерно с 1903 года под именем миссис Р. С. Хоссейн. Однако есть мнение, что ее первое опубликованное сочинение «Пипаша» появилось в «Набапрабхе» в 1902 году. Ее сочинения призывали женщин протестовать против несправедливости и сломать социальные барьеры, дискриминирующие их.
Рокейя в 1904 г.
Рокейя умерла от проблем с сердцем 9 декабря 1932 года, в свой 52-й день рождения. 9 декабря в Бангладеш отмечается День Рокейя.
Могила Рокейи в Содепуре была обнаружена заново благодаря усилиям историка Амаленду Де.
Статуя Рокейи в помещении Рокейя-холла, Университет ДаккиРокейя считается пионером феминистки Бенгалии. В Бангладеш в честь нее были названы университеты, общественные здания и Национальная премия. Она была источником вдохновения для многих женщин-авторов более позднего поколения, в том числе Суфия Камаль, Тахмима Анам и других.
9 декабря 2017 года Google отметила свой 137-й день рождения Google Doodle.