Бегум Рокея

редактировать
Бенгальский писатель-феминистка и социальный реформатор, устанавливающий права женщин в Бенгалии во времена Британской Индии.

Бегум Рокейя
Бегум Рокея.jpg
РодилсяРокейа Хатун. (1880-12-09) 9 декабря 1880 года. Пайрабанд, Рангпурский район, Президентство Бенгалии, Британская Индия
Умер9 декабря 1932 г. (1932-12-09) (52 года). Калькутта, Президентство Бенгалии, Британская Индия
Место отдыхаСодепур, Индия
ПрофессияПисатель, педагог, активист
Супруг (а)Хан Бахадур Сахават Хоссейн ​​(m.1898⁠ – ⁠1909) ​
РодственникиКаримуннеса Ханам Чаудхурани (сестра)

Рокейя Сахават Хоссейн (бенгальский : রোকেয়া সাখাওয়াত হোসেন; 9 декабря 1880? - 9 декабря 1932), широко известный как Бегум Рокейя, была бенгальской мыслителем-феминисткой, писателем, педагогом и политическим активистом из Британской Индии (в настоящее время Бангладеш ). Она широко известна как пионер освобождения женщин в Южной Азии.

. Она выступала за то, чтобы к мужчинам и женщинам относились одинаково как к разумным существам, отмечая, что недостаток образования женщин является причиной их низкое экономическое положение. Среди ее основных работ: «Матичур» («Нить сладкого жемчуга», 1904 и 1922), сборник эссе в двух томах, в котором выражаются ее феминистские мысли; Мечта султаны (1908), феминистская научно-фантастическая новелла, действие которой происходит в Лэдленде, где правят женщины; Падмараг («Сущность лотоса», 1924), изображающий трудности, с которыми сталкиваются бенгальские жены; и Абародхбасини («Заключенные женщины», 1931), энергичная атака на крайние формы пурды, которые ставили под угрозу жизнь и самооценку женщин.

Рокейя считал образование центральным условием освобождения женщин, создав первую школу ориентирована в первую очередь на мусульманских девушек Калькутты. Говорят, что она ходила из дома в дом, убеждая родителей отправить девочек в ее школу в Нише. До самой смерти она руководила школой, несмотря на враждебную критику и социальные препятствия.

В 1916 году она основала Ассоциацию мусульманских женщин, организацию, которая боролась за образование и занятость женщин. В 1926 году Рокейя председательствовала на конференции по образованию женщин Бенгалии, созванной в Калькутте, что стало первой значительной попыткой объединить женщин в поддержку прав женщин на образование. Она участвовала в дебатах и ​​конференциях, касающихся улучшения положения женщин, вплоть до своей смерти 9 декабря 1932 года, вскоре после того, как председательствовала на заседании Индийской конференции женщин.

Бангладеш отмечает День Рокейи 9 сентября. Ежегодно декабрь, чтобы отметить ее работы и наследие. В тот день правительство Бангладеш также награждает Бегум Рокейя Падак отдельным женщинам за их исключительные достижения. В 2004 году Рокейя занял 6 место в опросе BBC величайших бенгальцев всех времен.

Содержание
  • 1 История и семья
  • 2 Брак
  • 3 Литературная карьера
    • 3.1 Литературный стиль
  • 4 Работы
  • 5 Смерть и наследие
    • 5.1 Эпонимы
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История и семья
Остатки дома детства Рокейи в Пайрабанде, Рангпур, на фото 2012 год.

Рокия Хатун родился в 1880 году в деревне Пайрабанд, Рангпур в тогдашней Британской Индии. Ее предки служили в армии и судебной системе во время режима Великих Моголов. Ее отец, Джахируддин Мухаммад Абу Али Хайдар Сабер, был заминдаром и многоязычным интеллектуалом. Он был женат четыре раза; его брак с Рахатуннессой привел к рождению Рокейи, у которой было две сестры и три брата, один из которых умер в детстве. Старший брат Рокеи Ибрагим Сабер и ее ближайшая старшая сестра Каримуннеса Ханам Чаудхурани оказали большое влияние на ее жизнь. Каримуннеса хотела изучать бенгальский, язык большинства бенгальцев, вопреки желанию своей семьи, которая предпочитала использовать арабский и персидский как средство образования. Ибрагим обучал Рокейю и Каримуннесу английскому и бенгали. Каримуннеса женился в возрасте четырнадцати лет и позже стал поэтом. Оба ее сына, Абдул Карим Газнави и Абдул Халим Газнави, стали политиками и заняли министерские должности при британских властях.

Брак
Рокейя со своим мужем Сахаватом Хуссейном (1898 г.)

Рокейя вышла замуж в 1898 году за 38-летнего хана Бахадура Сахавата Хуссейна. Он был урду заместителем магистрата Бхагалпура (современный район штата Бихар ). Он получил степень бакалавра сельского хозяйства в Англии и был членом Королевского сельскохозяйственного общества Англии. Он женился на Рокее после смерти первой жены. Как либерал он призвал Рокейю продолжить изучение бенгали и английского языка. Он также поощрял ее писать, и по его совету она приняла бенгальский язык в качестве основного языка для своих литературных произведений.

Литературная карьера

Рокейя начала свою литературную карьеру в 1902 году с бенгальского эссе под названием Пипаса (Жажда). Позже она опубликовала книги «Матичур» (1905) и Сон султаны (1908) до смерти ее мужа в 1909. В «Сне султаны» Рокейя написала, что роли мужчин и женщин меняются местами, в которых женщины были доминирующим полом, а мужчины были подчиненными. Она также описывает альтернативное, феминистское видение науки, в котором такие изобретения, как солнечные печи, летающие машины и конденсаторы облаков, используются на благо всего мира. общество. Это считается известной и влиятельной сатирой. Она регулярно писала для Саогат, Махаммади, Набапрабха, Махила, Бхаратмахила, Аль-Ислам, Навроз, Махе Нао, Бангия Мусалман Сахитья Патрика, The Mussalman, Indian Ladies Magazine и др.

Через пять месяцев после смерти мужа Рокейи она основала среднюю школу, назвав ее Старшая школа Мемориала для девочек Сахават. Он начался в Бхагалпуре, районе, традиционно говорящем на урду, с пятью студентами. Спор с семьей ее мужа из-за собственности вынудил ее переехать в школу в 1911 году в Калькутту, район, где говорят на бенгальском языке. Она руководила школой 24 года.

Рокейя основала «Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам» (Исламская женская ассоциация), которая активно проводила дискуссии и конференции, посвященные положению женщин и образованию. Она выступала за реформы, особенно для женщин, и считала, что ограниченность и чрезмерный консерватизм в основном ответственны за относительно медленное развитие мусульман в Британской Индии. Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам организовывала мероприятия для социальных реформ, основанные на первоначальных учениях ислама, которые, по ее словам, были утеряны.

Литературный стиль

Рокейя написал несколько жанров, рассказы, стихи, эссе, романы и сатирические произведения, развивающие самобытный литературный стиль, характеризующийся творчеством, логикой и острым чувством юмора. Она начала писать в Набаноре примерно с 1903 года под именем миссис Р. С. Хоссейн. Однако есть мнение, что ее первое опубликованное сочинение «Пипаша» появилось в «Набапрабхе» в 1902 году. Ее сочинения призывали женщин протестовать против несправедливости и сломать социальные барьеры, дискриминирующие их.

Работы
Всякий раз женщина пытается поднять голову, ей по голове ударяют оружие в виде религий или священных писаний. … Люди распространяют эти Священные Писания как заповеди Бога, чтобы покорить нас во тьме. … Эти Священные Писания - не что иное, как системы, созданные людьми. Слова, которые мы слышим от святых мужчин, были бы другими, если бы их произносили святые женщины. … Религии только усиливают иго рабства вокруг женщин и оправдывают мужское господство над женщинами.

Рокейя в 1904 г.

  • Пипаса («Жажда», 1902 г.).
  • Матичур (эссе, 1-й том 1904 г., стр. 2-й том 1922 г.). Второй том включает рассказы и сказки:
    • Саураджагат (Солнечная система),
    • Делиция Хатья (перевод «Убийства Делиции», сделанный Мэри Корелли)
    • Джнан- пхал (Плод познания)
    • Нари-Сришти (Сотворение женщин)
    • Медсестра Нелли
    • Мукти-пхал (Плод эмансипации)
  • Мечта султаны
  • Падмараг («Сущность лотоса», роман, 1924)
  • Абародхбасини («Уединенные женщины», 1931)
  • Болигарто (рассказ).
  • Нарир Адхикар ("Права женщин"), незаконченное эссе для Исламской женской ассоциации
  • Бог дает, Человек Робс, 1927
  • Идеалы образования для современной индийской девушки, 1931
Смерть и наследие
Могила Рокейи в кампусе средней школы для девочек Панихати, Содепур

Рокейя умерла от проблем с сердцем 9 декабря 1932 года, в свой 52-й день рождения. 9 декабря в Бангладеш отмечается День Рокейя.

Могила Рокейи в Содепуре была обнаружена заново благодаря усилиям историка Амаленду Де.

Статуя Рокейи в помещении Рокейя-холла, Университет Дакки

Рокейя считается пионером феминистки Бенгалии. В Бангладеш в честь нее были названы университеты, общественные здания и Национальная премия. Она была источником вдохновения для многих женщин-авторов более позднего поколения, в том числе Суфия Камаль, Тахмима Анам и других.

9 декабря 2017 года Google отметила свой 137-й день рождения Google Doodle.

Eponyms

  • День Бегум Рокейя, празднование годовщины рождения и смерти Рокейи, которое ежегодно отмечается 9 декабря в Бангладеш.
  • Бегум Рокейя Падак, национальная награда Бангладеш, присуждаемая отдельным женщинам за их исключительные достижения.
  • Мемориальный центр Бегум Рокейя, академический и культурный центр в Пайрабанде, Бангладеш.
  • Рокейя Шорони, дорога в Дакке.
  • Университет Бегум Рокейя, государственный университет в Бангладеш.
  • Рокейя Холл, самый большой женский жилой зал в Университете Дакки.
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:47:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте