Беатрис д'Эсте

редактировать
Для других женщин с этим именем см Беатрис д'Эсте (значения).

Беатрис д'Эсте
Beatriced'Este.jpg Портрет Беатрис д'Эсте работы Леонардо да Винчи, около 1495 года.
Родился 29 июня 1475 г., Феррара, Италия.
Умер 3 января 1497 г. (1497-01-03)(21 год) Милан, Италия
Дворянская семья Дом Эсте
Супруг (а) Людовико Сфорца ​( М. 1491)
Проблема Массимилиано Сфорца Франческо II Сфорца
Отец Эрколе I д'Эсте
Мать Леонора Неаполитанская
Подпись Фирма Беатрис д'Эсте.png

Беатрис д'Эсте (29 июня 1475 - 3 января 1497) была герцогиней Бари и Милана в браке с Людовико Сфорца (известный как «Иль Моро»). Она слыла одной из самых красивых и опытных принцесс итальянского Возрождения. Член семьи д'Эсте, она была младшей дочерью Эрколе I д'Эсте и сестрой Изабеллы д'Эсте и Альфонсо д'Эсте.

Она была одной из самых важных личностей его времени и, несмотря на свою короткую жизнь, попала в ряды итальянской политики. Она была культурной женщиной, важным покровителем, лидером моды: вместе со своим прославленным мужем она сделала Милан одной из величайших столиц европейского Возрождения. Обладая собственной решимостью и воинственным характером, она была душой миланского сопротивления французскому врагу во время первой итальянской войны.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 жизнь
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Детство в Неаполе
    • 1.3 Брак
    • 1,4 герцогиня Милана
      • 1.4.1 Осада Новары
    • 1.5 Последний год и смерть
  • 2 Внешний вид и личность
  • 3 Политическая роль и отношения с мужем
    • 3.1 «Память памяти»
      • 3.1.1 Древние авторы
      • 3.1.2 Современные авторы
    • 3.2 Семейная связь
  • 4 Образование и покровительство
  • 5 Беатрис модный лидер
  • 6 портретов
  • 7 выпуск
  • 8 В массовой культуре
    • 8.1 Литература
      • 8.1.1 Трагедии и стихи
      • 8.1.2 Романы
      • 8.1.3 Детские рассказы
      • 8.1.4 Комиксы
    • 8.2 Кино
    • 8.3 Музыка
    • 8.4 Кулинария
    • 8.5 Посмертные дани
    • 8.6 Легенды
  • 9 предков
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Жизнь

Рождение

Бюст Ферранте Арагонский, король Неаполя, дед Беатрис

Она родилась 29 июня 1475 года в Кастелло Эстенсе в Ферраре, вторым ребенком Эрколе I д'Эсте и Элеоноры д'Арагона. Он был назван в честь Беатрис д'Эсте, сестры Эрколе, и Беатрис Арагонской, сестры герцогини Элеоноры. Герцог Феррарский мечтал о наследнике мужского пола, так что она? рождение приветствовалось как позор.

Детство в Неаполе

Два года спустя Беатрис вместе с матерью и сестрой предстала перед арагонским двором по случаю второго брака короля Ферранте с Жанной Арагонской. Процессия в сопровождении Никколо да Корреджо прибыла в Пизу и оттуда погрузилась на камбуз, прибывший в Неаполь 1 июня 1477 года. 19 сентября Элеонора родила Ферранте, и менее чем через месяц ей пришлось вернуться в Феррару. она решила взять с собой свою старшую дочь Изабеллу, а король Ферранте убедил ее оставить новорожденного и Беатриче в Неаполе, в которую он сразу же показал себя влюбленным.

Эрколе д'Эсте, отец Беатрис, в скульптуре Сперандио Савелли.

Таким образом, Беатрис жила в неаполитанском городе восемь лет, доверенная заботе медсестры Серены и культурной и добродетельной тети Ипполиты Марии Сфорца, и росла между герцогской резиденцией Кастель Капуано, где она жила со своим младшим братом и с ней. три кузена, Феррандино, Пьетро и Изабелла, и королевская резиденция Кастель Нуово, где проживали король и королева Неаполя. Ферранте считал, что это «то же самое» с инфантой Джованнеллой, его дочерью, настолько, что посол Эсте написал в 1479 году ее матери Элеоноре, что отец также вернет ее сына, теперь, когда он стал старше, но не Беатриче, потому что » его величество хочет выдать ее замуж и оставить себе ".

Свадьба

Феррарский дом Эсте и миланский дом Сфорца всегда были в дружеских отношениях, и в 1490 году, чтобы укрепить союз, Людовико Сфорца официально попросил Эрколе д'Эсте выдать ему руку своей дочери в браке. Людовико, который в то время был герцогом Бари и регентом герцога Миланского, первоначально просил обручиться с Изабеллой, старшей сестрой Беатриче, но, поскольку она уже была обещана Франческо Гонзаге, Эрколе предложил ему вместо этого Беатриче. Иль Моро не возражал против этого соглашения, и Беатрис вышла за него замуж в январе 1491 года.

Беатрис в возрасте десяти лет, Косме Тура, 1485 г.

Официальное бракосочетание должно было состояться в 1490 году в виде двойной свадьбы: Беатрис выходит замуж за Людовико, а Изабелла выходит замуж за Франческо одновременно, но герцог Бари не раз откладывает свадьбу. Наконец, примерно через год они поженились двойной свадьбой Сфорца и Эсте: Людовико женился на Беатриче, а брат Беатриче, Альфонсо д'Эсте, женился на Анне Сфорца, сестре Джана Галеаццо Сфорца. Леонардо да Винчи организовал свадебное торжество.

Миниатюра 19-летней Беатрис, содержащаяся в свидетельстве о дарении от 28 января 1494 года, которым ее муж передал ей многочисленные земли, ныне хранящиеся в Британской библиотеке в Лондоне.

В Милане у Беатриче будут, в частности, два дорогих человека: зять Галеаццо Сансеверино, ее верный спутник приключений, которому, особенно в первые дни, Людовико доверил задачу развлечь свою молодую жену поездками в сельская местность и подобные развлечения, а также Бьянка Джованна, внебрачная дочь Людовико и жена вышеупомянутого Галеаццо, во время свадьбы отца девятилетней девочкой, которую Беатриче сразу же полюбила и хотела быть с ней по любому поводу.

Герцогиня миланская

Беатрис была тщательно образована и воспользовалась своим положением хозяйки одного из самых великолепных дворов Италии, чтобы собрать вокруг своих ученых людей, поэтов и художников, таких как Никколо да Корреджо, Бернардо Кастильоне, Донато Браманте, Леонардо да Винчи, и многие другие.

Ее покровительство способствовало возведению ряда зданий, включая замок Сфорца в Милане и Чертоза ди Павия. Летописец эпохи Возрождения Франческо Муральто отметил ее красоту и любовь к танцам, далее описывая ее как «изобретателя новой одежды».

В мае 1493 года она посетила Венецию в качестве посла своего мужа в его политических планах, которые состояли в основном из желания быть признанным герцогом Миланским.

Портрет Людовико иль Моро, 1496 год.

После рождения старшего сына Эрколе главной заботой Беатрис было обеспечение правопреемства ее сына Миланским герцогством, которое, однако, на законных основаниях принадлежало сыну его двоюродной сестры Изабеллы. Напряженность между ними накапливалась в течение следующего года, пока 25 января 1494 года не умер старый король Ферранте, который уже предвещал начало войны, которую он всеми силами пытался избежать. Взойдя на трон Неаполя, его сын Альфонсо II, не колеблясь, бросился на помощь своей дочери Изабелле, объявив войну своему зятю Людовико и заняв в качестве первого признака враждебности город Бари. Людовико ответил на угрозы, оставив зеленый свет королю Франции Карлу VIII, чтобы он отправился в Италию, чтобы завоевать Неаполитанское королевство, которое, как он считал, было правильным, будучи отнятым у арагонцев из Анжу.

В последовавшей за этим бурной фазе войн Беатрис обнаружила, что ей приходится поддерживать своего мужа в его профранцузской политике, несмотря на то, что это означало войну с собственными родственниками. 23 июля 1494 года она приветствовала в Милане герцога Людовика Орлеанского, двоюродного брата короля Франции, который прибыл в Италию с авангардом французской армии, а затем, 11 сентября того же года, отправился в Асти, чтобы встретиться с ним. Карл VIII лично. Их встретили массовыми беспорядками и вечеринками, и оба заявили, что, согласно французскому обычаю, поцеловали в губы герцогиню и всех прекрасных подружек невесты ее повязки.

Галеаццо Сансеверино, зять Беатриче и Людовико иль Моро.

Король Карл особенно восхищался грациозностью, с которой он танцевал, и богатством ее мантии, и попросил ее портрет, который, возможно, мог бы соответствовать эскизу, сделанному Леонардо да Винчи углем. После смерти Джана Галеаццо Сфорца узурпация Людовико была узаконена.

Осада Новары

Вскоре, осознав, что его планы пошли не так, как планировалось, Людовико отказался от союза с французами и присоединился к Священной лиге, специально сформированной среди различных итальянских держав для изгнания иностранцев с полуострова. В то время как Карл после завоевания Неаполя все еще находился в королевстве в ситуации серьезной напряженности, 11 июня 1495 года, вопреки приказу короля, Людовик Орлеанский занял город Новара со своими людьми и дошел до Виджевано, конкретно угрожая напасть на Милан с намерением узурпировать герцогство, которое он считал своим правом, будучи потомком Валентины Висконти.

Людовико поспешил закрыть себя с женой и детьми в Рокка-дель-Кастелло в Милане, но, не чувствуя себя в такой же безопасности, он подумывал о том, чтобы покинуть герцогство и укрыться в Испании. Только железная оппозиция его жены и некоторых членов совета, как пишет Бернардино Корио, убедила его отказаться от этой идеи.

Лодовико [...] так опечалился, что разделился, чтобы попасть в больницу в Аррагоне, и там спокойно закончил свои дни в уединении. Но Беатрис д'Эсте, женщина с сильной и отважной душой, преследовала его и заставила однажды подумать о нем как о государь.

-  Карло Морбио, история Новары из мира Фарнези, все современное.

Однако из-за серьезного напряжения момента Людовико заболел, почти наверняка из-за инсульта, который оставил его парализованным на короткое время, и поэтому Беатрис оказалась одна, столкнувшись с тяжелой ситуацией войны. Однако ему удалось заручиться поддержкой и лояльностью миланской знати и сопротивляться до прибытия помощи из Венеции и Феррары. Именно тогда ее муж официально назначил ее губернатором Милана вместе с ее братом Альфонсо, который вскоре пришел им на помощь.

В этом случае Беатрис продемонстрировала - в отличие от своих родственников-мужчин - замечательную склонность к войне, о чем свидетельствует тот факт, что одна, без мужа, она отправилась в военный лагерь Виджевано, чтобы наблюдать за порядком и настраивать капитанов против французов. в то время как Людовико оставался больным в Милане. Это очень важно, если учесть, что ведение военных действий в то время было прерогативой мужчин.

Дети Беатрис. Слева: детский портрет старшего сына Геракла Максимилиана. Справа: детский портрет второго сына Франческо.

Луи д'Орлеан, запертый в Новаре, был, таким образом, вынужден выдержать долгую и изнурительную осаду, опустошившую его людей из-за голода и эпидемий, осада, из которой он был окончательно побежден через несколько месяцев после того, как король Карл вернулся в Франция.

Беатрис д'Эсте удалось изгнать из Новары герцога Орлеанского, который захватил его, прямо угрожая Милану, которым она хвасталась правами владения. Был подписан мир, и Карл вернулся во Францию, так и не принес никаких серьезных плодов из своего предприятия. Лодовико Сфорца порадовался этому результату. Но это был недолгий юбилей его.

-  Франческо Джарелли, Storia di Piacenza dalle origini ai nostri giorni

После этих событий Людовико больше никогда не расставался со своей женой, он действительно взял ее с собой в военный лагерь недалеко от Новары во время осады. По случаю их визита был проведен, к удовольствию герцогини, высоко ценившей факты вооружения, был составлен памятный армейский журнал в полном объеме. Очевидно, вмешательство Беатриче в определенные дела не должно было слишком сильно повлиять на маркиза Мантуанского, ее зятя, тогдашнего генерал-капитана Лиги, если в какой-то момент он не слишком любезно пригласил Людовико запереть его жену «в казну». ". В любом случае, Беатрис лично участвовала в военном совете, а также в мирных переговорах, а также участвовала во всех встречах, проведенных ранее с французами, которые не преминули удивиться, увидев ее активное сотрудничество вместе с ней. муж.

Более того, в течение некоторого времени Людовико демонстрировал намерение сделать ее единоличным правителем государства, и на самом деле в 1494 году он устроил ей многочисленные распри, в том числе парк и замок Павии и даже любимую Сфорцеску, ферму, которая Людовико за много лет до этого создал на территории Виджевано.

После битвы при Форново (1495 г.) он и его жена приняли участие в мирном конгрессе в Верчелли между французским Карлом VIII и итальянскими князьями, на котором Беатриче проявила большие политические способности.

Последний год и смерть

Летом 1496 года Беатрис и мавр встретили Максимилиана I Габсбургского в Маллесе. Император был особенно добр к герцогине, дошел до того, что сам разрезал блюда на ее тарелке, и вызвал большое восхищение ее охотничьими способностями и упорным характером. Затем все трое поехали в Бормио, чтобы посетить спа. Затем император оставался на некоторое время в Милане, в строго дружеских отношениях с двумя герцогами, компанию которых он объявил единственной, кого он желал.

Однако в последние месяцы отношения между двумя супругами сильно испортились из-за супружеской неверности Людовико с Лукрецией Кривелли, фрейлиной его жены. Несмотря на плохое настроение, Беатрис оказалась беременной в третий раз, но беременность осложнялась как печалью, вызванной открытием, что Лукреция также ждет ребенка от Людовико, за что она чувствовала себя глубоко униженной, так и недоношенными и недоношенными. трагическая гибель возлюбленной Бьянки Джованны, внебрачной дочери Людовико и ее дорогого друга с первого дня приезда в Милан. Наконец, роды состоялись в ночь с 2 на 3 января 1497 года, но ни мать, ни сын не выжили.

В письме, написанном через несколько часов после ее смерти, Людовико сообщил своему зятю Франческо Гонзага, что его жена «отдала свой дух Богу» через полчаса после полуночи. Их ребенок родился в одиннадцать часов ночи и был мертворожденным сыном.

Людовико обезумел от боли и две недели оставался запертым в темноте в своих квартирах, после чего побрил голову и отпустил бороду. С этого момента он носил только черную одежду с порванным плащом нищего. Его единственной заботой стало украшение семейного мавзолея, и запущенное состояние пришло в упадок.

Похоронена в хоре церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Герцог заказал похоронный памятник для себя и своей жены Кристофоро Солари, но после его смерти в плену во Франции он был переведен пустым в Чертоза-ди-Павия, где он стоит до сих пор.

В 1499 году Луи д'Орлеан вернулся во второй раз, чтобы претендовать на Миланское герцогство, и, поскольку гордой Беатриче больше не было, чтобы противостоять ему, он легко сыграл с удрученным Моро, который после побега и краткого возвращения закончил его дней как заключенный во Франции.

Лодовико, который черпал все силы духа из предусмотрительного и решительного совета своей жены Беатрис д'Эсте, похищенной смертью несколькими годами ранее, оказался изолированным и лишенным смелости и храбрости до такой степени, что он не видел другого выхода против угрожавшей ему гордой процедуры, кроме бегства. Так он и сделал.

-  Раффаэле Альтавилла, Breve compendio di storia Lombarda

Внешний вид и личность

Гробница Людовико иль Моро и Беатрис д'Эсте работы Кристофоро Солари.

Сохранившиеся ее портреты и описания тех, кто ее знал, дают нам образ молодой пышной женщины, приятной, с маленьким носиком и слегка загнутым вверх, полными щеками, типичными для арагонцев, коротким и круглым подбородком, темными глазами и длинные каштановые волосы до талии, которые она всегда укладывала в коаццон, с несколькими прядями, которые падали на щеки, костюм, который она уже приняла в детстве в Неаполе по воле своего предка Ферранте, который сделал ее подходить и одеваться по-кастильски.

Фреска представляет это как «in iuvenili aetate, formosa ac nigri colorix». Мы знаем, что она была невысокого роста и поэтому носила плитку, чтобы уменьшить разницу в росте со своим мужем, более одного метра и восьмидесяти метров в высоту. В Международном музее обуви Виджевано также есть пианелла конца пятнадцатого века, приписываемая герцогине, которая, учитывая размер, должна была иметь высоту 34-35 футов.

Благодаря своему юному возрасту Беатрис имела веселый, веселый, беззаботный, игривый характер, но, в отличие от всех своих братьев-мужчин, она также была нереалистичной, агрессивной, импульсивной и легко позволяла гневу унести себя. Доказательством этого являются многие эпизоды миланского периода, в том числе знаменитый, случившийся в апреле 1491 года, когда, идя с некоторыми из своих дам на рынок, переодетая простолюдином, она была удивлена ​​ливнем и, вернувшись в замок, поссорились на улице с некоторыми простолюдинами, которые оскорбляли ее из-за одежды, в которой она и дамы укрывали голову от дождя, что в Милане не принято так одеваться. В другой раз, поняв, что Людовико хотел заставить ее носить платье, которое он сшил для Галлерани, он устроил сцену и заставил его прекратить внебрачную связь.

Слева: бронзовая проба для большой головы с изображением Беатриче, которую Людовико иль Моро отчеканил сразу после смерти своей жены (1497 г.). Справа: серебряная репродукция вышеупомянутой большой головы (1989 г.).

В любом случае миланский суд был судом, который любил шалости, и Беатрис, в частности, очевидно унаследовав жестокость от своих арагонских родственников, любила тяжелые, если Людовико напишет, что однажды утром она повеселилась со своей кузиной Изабеллой, чтобы сбросить своих дам. ее лошадь. Однако самые ужасные шутки были направлены против серьезного посла Эсте Джакомо Тротти, которому тогда было семьдесят, который несколько раз обнаруживал, что в дом вторгались «большое количество лис, волков и диких кошек», которых Людовико покупал у некоторых villani vigevanesi и что Беатрис, осознав, как много похожих зверей «ненавидят и раздражают» посла, заставила его бросить в дом столько, сколько он мог, с помощью официантов и обслуживающего персонала, которые прибегали к самым немыслимым приемам.

Поскольку посол был также весьма скуп, Беатрис даже однажды зашла так далеко, что лишила его того, что он был одет, но по уважительной причине: на самом деле Людовико все еще держал его за руки, но она забрала два золотых дуката из скарселлы., шелковую шляпу и новый тканевый плащ олтремонтано, а затем отдал два дуката племяннице Тротти, которая, очевидно, должна была найти их в нужде. Посол то и дело жаловался отцу герцогини, говоря: «а это мои заработки, раз уж у меня повреждения и оскорбления, и я должен тратить время на их написание!»

Столь серьезные шутки, возможно, были вызваны своего рода личной местью: Людовико открыто рассказывал Тротти обо всем, а последний, особенно в первые недели брака, постоянно информировал герцога Эрколе о поведении, которое его дочь держала в постели. с ее мужем. Не факт, что Беатрис знала об этом, но ей определенно не нравилось вмешательство Тротти, когда он упрекал ее в ее фригидности, говоря, что «мужчины хотят, чтобы их хорошо видели и ласкали, что справедливо и честно. жены », если последняя тогда сообщила отцу, что его дочь с ним« немного дикая ».

Тем не менее, у Беатрис были пределы, и она никогда не доходила до цинизма своего деда Ферранте. Фактически, когда Изабелла Арагонская овдовела своим мужем Джаном Галеаццо, который узнал о том, что ее кузина, хотя и была беременна, все время оставалась запертой в темных комнатах замка Павия, заставляя даже ее маленьких детей Чтобы одеть траур и страдать вместе с ней, Беатрис проявила великое сострадание и настояла на том, чтобы она приехала в Милан и улучшила условия жизни детей.

Предполагаемый портрет, на самом деле очень похожий, двух сестер: Беатрис (слева) и Изабеллы (справа) на потолочной фреске Сала-дель-Тесоро в Палаццо Костабили недалеко от Феррары. Приписывается Бенвенуто Тиси да Гарофало и датируется 1503–1506 гг., Без сомнения, после смерти Беатриче.

Со своими братьями она всегда поддерживала прекрасные отношения, особенно проявляла привязанность к Ферранте, с которым она выросла в Неаполе, и к Альфонсу, который несколько раз приезжал к ней в Милан. С ее сестрой Изабеллой отношения были уже более сложными, потому что, хотя двое испытывали искреннюю привязанность друг к другу, на определенный период они разошлись из-за зависти Изабеллы, которая уже со дня свадьбы начала питать смешанные чувства к Беатрис, которой она завидовала и удачному браку, и огромному богатству, и, прежде всего, двум здоровым сыновьям, родившимся на небольшом расстоянии друг от друга, в то время как она годами тщетно пыталась родить ей наследника муж Франческо. Однако со временем зависть утихла, а затем полностью растворилась в результате преждевременной смерти ее сестры, в связи с чем Изабелла выказала глубокую и искреннюю боль.

Беатрис с сыном Эрколе Массимилиано. Деталь из дворца Сфорца, ок. 1494–1495. В настоящее время в Пинакотеке Брера, Милан.

Однако две сестры были очень разными, хотя и разделяли одни и те же амбиции, на самом деле, в отличие от Изабеллы, которая выражала недовольство своими дочерьми за то, что они родились женщинами, и возлагала вину на своего мужа Франческо (который вместо этого очень гордился своими дочерьми), Беатрис была Несмотря на свой юный возраст, жена и образцовая мать очень любила своих детей и уделяла им много внимания, о чем свидетельствуют нежные письма, отправленные ее матери Элеоноре, в которых она описывала хорошее здоровье и рост маленького Эрколе.

Винченцо Кальмета, ее верный и любящий секретарь, хвалил ее изобретательность, приветливость, грацию, щедрость, превозносил ее двор джентльменов, музыкантов и поэтов. Он определенно был настолько любителем роскоши, что единственный гардероб в ее комнатах в замке Павия содержал 84 платья, а также бесчисленное множество других ценностей.

Как и дедушка Ферранте, Беатриче очень любила животных, и ее муж часто дарил их ей: среди множества лошадей, собак, кошек, лисиц, волков, обезьяны и даже волшебницы, тоже в парке замка В Милане был зверинец с многочисленными видами экзотических животных. Тем не менее, Беатриче ценила охоту не меньше, особенно охоту на сокола, который, вероятно, уже был предком в ее детстве в Неаполе, поскольку король Ферранте был большим поклонником этой дисциплины. Он также был отличным наездником и, прежде всего, в этих случаях проявлял чванство и безрассудство, настолько, что не раз подвергал ее жизнь опасности, как, например, когда летом 1491 года во время охоты ее лошадь была сбита. сбежавшим оленем. Людовико не без некоторого восхищения рассказывает, что ее лошадь impennò высока, «сколько стоит хорошее копье», но что Беатрис крепко держалась за седло и что когда им удалось добраться до нее, они нашли ее, которая «смеялась и не имела страх в мире ». Олень с рогами коснулся ее ноги, но Людовико уточняет, что его жена не пострадала.

Таким же образом в следующем году, будучи беременной своим старшим сыном, Беатрис бросилась на нападение разъяренного кабана, который уже ранил несколько борзых и первым ударил его. Однако в этом случае охотничья форма должна была вызвать у нее новый приступ малярийной лихорадки, который уже поразил ее в прошлом году и на этот раз затруднил центральные месяцы беременности, хотя и не повредил еще не родившегося ребенка и не усложнил роды.

Несмотря на то, что Беатрис была очень религиозной, она не была строгой в отношении плотских вопросов: она хорошо знала, что войны можно выиграть не только с помощью оружия, и по этой причине некоторые из подружек невесты ее ретины имели задачу сексуально развлечь монархов и иностранных высокопоставленных гостей, гостей Королевства. корт. На самом деле историки не без некоторого удивления вспоминают, как, когда в 1495 году она была в лагере Новара, Беатриче, не колеблясь, предложила лично добыть своему зятю Франческо Гонзаге, генерал-капитану Лиги, женщина, с которой отпразднует победу, официально, чтобы уберечь его и ее сестру Изабеллу от ужасных мальфранцев, которые в то время опустошили полуостров, по правде говоря, чтобы завоевать его симпатии, так как он хотел получить взаймы от маркиза сокровище, которое он был захвачен из палатки Карла VIII после битвы при Форново, когда лагерь французов был разграблен, сокровищем которого самым интересным объектом был альбом, содержащий распутные портреты всех любовниц короля Франции.

Однако в том, что касается ее собственной личности, она была довольно скромной, на самом деле она доверилась услугам акушерки-одиночки, комаре Фразины да Феррара, которая представила свою мать, и что Беатрис потребовала, чтобы она приехала помочь ей в Милане. даже во время своих третьих родов, несмотря на то, что женщина тогда была больна, и несмотря на то, что ее отец порекомендовал другую не менее талантливую акушерку из Феррары. Герцогиня и мобилизованные люди неоднократно настаивали на своем, и в конце концов, comare Frasina отправилась на муле, чтобы вовремя добраться до Милана.

Политическая роль и отношения с мужем

"Damnatio memoriae"

Италия на заре сошествия Карла VIII (1494 г.)

Совершенно неверно мнение некоторых ученых, которые полагают, что Беатрис не играла никакой роли в политике герцогства, фактически сводя ее к «скромной и даже приятной» жене Людовико, как он сам описывает ее в письме, написанном вскоре после свадьба. Беатриче с самого начала проводила политику своего отца Эрколе, который в течение многих лет планировал заменить Людовико на Джана Галеаццо, фактически находившегося во владении герцогства Милана, и который именно с этой целью передал его ему в жены. Следует полагать, что без вмешательства своей жены Людовико никогда бы не предпринял шага по узурпации герцогства своему племяннику во всех отношениях и что он был бы доволен тем, что продолжал бы управлять им как регентом, как он делал это раньше. чем десять лет. Неслучайно по тому же признанию Людовико было сказано, что с рождением маленького Эрколе Массимилиано Беатриче родила сына своему мужу, а также своему отцу.

Люнет Беатрис д'Эсте в Палаццо дельи Ателлани в Милане, начало шестнадцатого века, возможно, Бернардино Луини.

Когда тогда, во время первого французского вторжения, Беатрис почувствовала первые различия интересов между ними - Эрколе оставался официально нейтральным, но склонялся к французам, а Лодовико вместо этого встал на сторону Священной лиги - он проявил себя очень озлобленным и озлобленным. не колеблясь, даже с обычным сыновним почтением, упрекнуть отца в том, что он не хотел послать им запрошенную помощь. Более того, как дипломатическая миссия в Венеции, ее постоянное присутствие в военных советах и ​​на встречах с французами, так и, прежде всего, ее решительная позиция в те возбужденные дни, когда Орлеан угрожал Милану, на этот раз резко контрастировали с намерениями ее мужа. чтобы убежать, ясно продемонстрировать, что ее принятие решений и политическая власть были гораздо более последовательными, чем принято думать. Добавьте к этим утверждениям также фактическое изменение состояния Сфорца после смерти Беатриче.

Беатрис помогала мужу мудрыми советами в служебных помещениях, даже не как принц, а как итальянский принц; и это государство процветало, пока такая женщина оставалась с Лодовико. С ее смертью общественное разрушение больше не сдерживалось.

-  Неизвестный автор, Орландо Furioso corredato di note storiche e filologiche.

Единственная причина, по которой работа герцогини осталась незамеченной в глазах потомков, даже больше, чем из-за ее преждевременной смерти, заключалась в том, что в отличие от ее сестры Изабеллы, которая не хотела открыто отклоняться от интересов и решений своего мужа Франческо, так сильно так что последний сетовал на это, говоря, что, поступая так, его жена делает его смешным и обвинял ее в том, что она была причиной ее собственного разорения, даже до того, что назвал ее "шлюхой моей жены", Беатрис всегда принимала заботиться о том, чтобы не уродовать своего мужа в глазах общественного мнения и никогда не ставить супружеские разногласия выше общих интересов семьи.

Древние авторы

С другой стороны, современные историки, в отличие от современных, признали его важность: в дополнение к Санудо, который пишет о ней, что, несмотря на «пятый месяц беременности», куда бы ее муж ни пошел, «за все, что он следил за ним», Гвиччардини также отмечает, что Беатрис была «усердной компаньонкой» своему мужу «не меньше в важных делах, чем в приятных». Паоло Джовио, с другой стороны, рисует совершенно негативную картину этого, обвиняя Беатрис, которую традиционно приписывают Людовико, в том, что она призвала французов в Италию, хотя он единственный автор, который говорит об этом в следующих терминах:

Беатриче, жена Лодовико... женщина великолепной и большой пышности, которую он много раз использовал гораздо более высокомерно, чем это удобно для женщины, вмешиваться в выполнение важных дел, распределять должности и все же командовать 'судьи по уголовным и гражданским делам, так что Лодовико, которого до этого соблазняла ее лесть, сохраняли очень любящий свою жену, иногда приходилось удовлетворять желание беспокойной женщины

-  Dell'historie del suo tempo di Mons. Паоло Джовио да Комо, vescovo di nocera tradotta per Lodouico Domenichi, 1560.

В отличие от ее секретаря, Винченцо Кальмета оценивает поведение, достойное похвалы, а не упрека, когда пишет о ней:

Она была женщиной литературы, музыки, звука и любила все другие добродетельные упражнения и в вопросах государства, помимо пола и возраста, проявляла мужскую терпимость. Она решила происшествия с такой ловкостью и единством, и, тем не менее, ушла, довольная, что тот, кто от ее светлости не получил той выгоды, которую она получила. Она добавила к этому щедрости с ней, из чего можно сказать, что в свое время она была единственным вместилищем всякого добродетельного духа, с помощью которого начинала использоваться всякая похвальная добродетель.

-  Винченцо Кальмета, Triumphi. Деталь кенотафа с изображением Беатрис.

В отличие от Бальдассара, Кастильоне вспомнил ее много лет спустя несколькими, но важными словами в своем «Кортегиано»: «Мне до сих пор больно, что вы все не встретили герцогиню Беатриче Миланскую [...], так что вы больше никогда не встретитесь с ней. восхищаться изобретательностью женщины ".

Людовико Ариосто пошел еще дальше, объединив судьбу Беатрис с судьбой ее мужа и всей Италии:

Beatrice bea, vivendo, il suo consorte, e lo lascia infelice alla sua morte; anzi tutta l'Italia, che con lei fia triunfante, e senza lei, captiva.

Ее супруга Беатрис, пока она дышит, благословляет и оставляет несчастной после ее смерти; Да, Италия; Что с ней торжествует ярко, Без этой дамы прекрасная будет пленницей.

—Лудовико Ариосто, Орландо Фуриозо, песня 42 (октавы 91–92) —Уильям Стюарт Роуз

Бернардино Корио даже утверждает, что уже в возрасте тринадцати лет, еще до прибытия в Милан, Беатрис вместе со своим отцом Эрколе убедили Людовико полностью передать управление городом в свои руки, однако ее реальное влияние в тот период трудно оценить. доказывать. Тем не менее, уже во время ее пребывания в Неаполе и, следовательно, в еще юном возрасте, он оказался таким, что побудил графа Диомеда Карафа написать ее отцу: духом и умением командовать ».

Современные авторы

Даже в девятнадцатом веке о нем встречаются спорадические упоминания в произведениях почти всегда малоизвестных авторов: Луцио и Ренье называли ее «душой всех подвигов и прелестей ее мужа»; Франческо Антонио Бьянкини называет ее «женщиной с высокими чувствами и мужественной душой», Антон Доменико Росси «душой более, чем мужественной»; Гоффредо Казалис «женщина бодрого духа и редкого чутья»; Самуэле Романин «принцесса большого таланта и проницательности, и хотя и молода, но очень хорошо осведомлена в государственных делах». Жан де Прешак добавляет, что она «оказала большое влияние на волю Людовико: она была единственным доверенным лицом и властелином его мыслей. Незрелая ее смерть [...] с горечью распространила дни Лодовико; он имел только катастрофы и развалины »; Раффаэле Альтавилла пишет, что Людовико «черпал все силы духа из предусмотрительного и твердого совета своей невесты», а Пьер Амброджо Курти - что «нашему герцогу не хватало самого действенного совета, души его предприятий, после смерти непогода. Беатрис д'Эсте, которая доминировала над ним по своей воле и к которой он публично щеголял необычайной привязанностью, и с этого часа ему больше не повезло ». Антонио Локателли не согласен со многими похвалами, говоря, что у нее «было только зло как женщина».

После долгого молчания ее фигура была недавно переоценена в работах таких историков, как Мария Серена Мацци (2004), Алессандра Феррари, Лаура Джованнини и Луиза Джордано (2008).

Брачная связь

Людовико, с другой стороны, искренне любил свою жену, хотя продолжал иметь любовников даже после свадьбы, как и большинство лордов того времени. В письме он пишет о ней: « Она мне дороже солнечного света ». Гармоничность пары подтверждается и Джакомо Тротти, а также перепиской его сестры Изабеллы д'Эсте и Галеаццо Сансеверино, который уже после свадьбы пишет ей: «Между ними такая любовь, что я не думаю. два человека могут любить друг друга больше ».

Бюст Беатриче во входном портале приходского прихода Сант-Амброджо в Милане.

С другой стороны, Малагуцци Валери отмечает, что, если правда, что любовь, проявленная Людовико, не следует подпитывать никакими сомнениями, тем не менее, степень и реальная природа чувства, с которым его жена ответила ему взаимностью, остаются неопределенными. Несомненно, даже если вначале Беатрис проявляла нежелание, ее муж все же сумел за короткое время покорить ее своей щедростью, приветливостью и щедростью, но, прежде всего, очень богатыми дарами, которые в первые дни он приносил ей почти каждый день. Настолько, что уже через несколько месяцев после свадьбы Беатрис написала серию писем своему отцу, все в благодарность за то, что он соизволил «поставить меня с этим прославленным Господом, моим супругом», который », который не оставляет меня в желании за все, что может принести мне честь или удовольствие », и все еще добавляет:« Я полностью обязан вашей светлости, потому что она является причиной всего моего блага ». Таким образом, из переписки того периода следует, что очень юная Беатрис ослеплена богатством и значимостью своего мужа, который в то время был одним из самых влиятельных людей на полуострове, наделен значительным обаянием и еще не проявлял слабости и слабости. противоречия последних лет.

Следует также отметить, что ее матери Элеоноре никогда не приходилось призывать ее заботиться о своем муже во время его болезней, что Беатрис всегда делала спонтанно и лично, поскольку ей приходилось увещевать другую дочь Изабеллу, которая вместо этого пренебрегала ею. больной муж, а также пренебрегали даже дочерьми. Всегда в отличие от Изабеллы, с которой сам Людовико годами позже утверждал, что у него были тайные отношения, слух, который его тесть Эрколе поспешил опровергнуть, Беатрис никогда не отступал даже от малейшего подозрения в супружеской неверности. Именно потому, что он слепо ей доверял, Людовико предоставил ей большую свободу и поручил ей развлекать иностранных правителей и сановников.

Беатрис, с другой стороны, знала о внебрачных связях своего мужа, но не придавала им значения, потому что знала, что они отвлекают. Баланс был резко нарушен с появлением Лукреции Кривелли в рядах любовниц, поскольку Беатриче пришлось осознать, что на этот раз Людовико серьезно влюбился и что она начала уделять новому возлюбленному всю заботу и внимание, которые она когда-то посвященный ей.

Союз Сфорца и герб Эсте, надгробие в память герцога Людовико иль Моро и его жены Беатрис д'Эсте, Конка ди Виаренна в Милане, 1497 год.

Образование и покровительство

Беатрис д'Эсте принадлежала к лучшему классу женщин эпохи Возрождения и была одним из культурных влияний своего времени; В значительной степени ее покровительство и хороший вкус обуславливают великолепие Кастелло Сфорцеско в Милане, Чертоза в Павии и многих других известных зданий в Ломбардии.

Юность она провела при дворе Феррары вместе со своей сестрой Изабеллой и сводной сестрой Лукрецией в окружении таких художников, как Маттео Мария Боярдо, Никколо да Корреджо, Пьетро Бембо, Антонио Корнаццано, Антонио Каммелли, Тито Строцци, Антонио Тибальдео и многими другими.. Воспитанная дедом Ферранте, испанцем по происхождению, Беатрис в детстве привыкла выражать себя на смеси каталонского, кастильского и итальянского языков - привычки, которую она, похоже, не сохранила во взрослом возрасте. Ее мать направила ее к изучению латыни и греческого, а также греческой и римской истории под руководством Баттисты Гуарино, одного из самых уважаемых гуманистов того времени, однако она никогда не владела древними языками правильно и даже не изучала иностранные языки. Она научилась танцу у Амброджо да Урбино и Лоренцо Лаваньоло, а также пению, так что в ее путешествиях ее всегда сопровождали певцы и музыканты. Она играла на альте, лютне и клавикорде, созданном для нее Лоренцо Гуснаско из Павии, одним из лучших мастеров своего времени.

Она ценила провансальские рыцарские стихи и каролингский цикл, а также представление греческих комедий и трагедий, большим поклонником которых был ее отец. Она особенно любила слушать комментарии к Божественной комедии Антонио Грифо, страсть, которую разделял и ее муж, который часто останавливался с ней, чтобы послушать ее чтения.

Она использовала свое положение дамы одного из самых великолепных дворов Италии, чтобы окружить себя деятелями культуры и выдающимися художниками. Ее двор посещали такие художники, как Леонардо да Винчи, Амброджо де Предис, Джованни Антонио Больтраффио, Андреа Солари, архитекторы, такие как Браманте и Амадео, скульпторы, такие как Джан Кристофоро Романо, Кристофоро Солари и Карадоссо, поэты, такие как Никколо да Корреджо, Бернардо Беллинчони, Антонио Каммелли, Гаспаре Висконти, Серафино Аквилано, Антонио Грифо, гуманисты, такие как Бальдассарре Кастильоне, музыканты и мастера, такие как Франкино Гаффурио, Лоренцо Гуснаско, Якопо ди Сан-Секондо, Антонио Тестагросса, а также многие из самых известных певцов. танцоры того времени.

После ее смерти, как писал Винченцо Кальмета, «все обратилось в руины и пропасть, и от счастливого неба до темного ада двор был обращен, так что каждый добродетельный был вынужден пойти другим путем». Так началась медленная диаспора миланских поэтов, художников и писателей, вынужденная, особенно после окончательного падения моро, искать счастья в другом месте.

Лидер моды Беатрис

Сейчас Беатрис известна прежде всего своим изобретательным гением в создании новой одежды, которая была одной из ее самых больших страстей и которую она иногда шила сама. Пока он был жив, у него не было соперников ни при каком дворе, он диктовал моду во многих городах того времени, и, следуя ее примеру, многие итальянские дворянки, даже за пределами миланского двора, использовали прическу coazzone, которая вошла в моду.

Беатрикс Эстенсис, Ludovici uxor. Copia libera antica.

Муралто помнит ее как «novarum vestium inventoryrix», и благодаря переписке вездесущего Тротти и письмам самой Беатрис сестре и мужу сохранилось множество описаний ее богатой одежды и изобретений. Абсолютной новинкой были, например, платья в полоску, подобные тому, что она носит в Pala Sforzesca, и ее, похоже, также была идея подчеркнуть талию, затянув вокруг нее шнур из большого жемчуга, который она определила в стиле Святого Франциска. Остальные жемчужины были ее самой большой привычкой, и с детства он постоянно использовал их, как в виде ожерелий, так и в прическах, и в качестве украшения одежды. Он очень любил ткани, украшенные предприятиями Sforza и Este, и, прежде всего, мотивом винчианских узлов, разработанным Леонардо да Винчи. Иногда он носил шляпы, украшенные перьями сороки, и известны более экстравагантные способы использования, такие как цепочка из цельного золота, которую он, казалось, носил на бюсте, вырезанном на портале комнаты раковины Чертоза ди Павия, которая принадлежала исключительно мужское использование.

Avecques luy fist venir sa partie qui de Ferrare fille du duc estoit: de fin drap d'or en tout ou en partie de jour en jour voulentiers se vestoit: Chaines, colliers, affiquetz, pierrerie, ainsi qu'on dit en ung commun proverbe, tant en избегайте que c'estoit diablerie. Краткое описание mieulx valoit le lyen que le gerbe. Autour du col bagues, joyaulx, carcans, et pour son Chief de richesse estoffer, bordures d'or, devises et brocans: ung songe estoit de la voir triumpher.

С собой он привел свою жену, ту, которая была дочерью герцога Феррары: на конце золотой ткани, полностью или частично, изо дня в день она охотно одевала: цепи, ожерелья, броши, драгоценные камни; как гласит расхожая пословица, у него было так много, что это было чертовщиной. Короче, цепочка дороже гирлянды. Вокруг шеи кольца, драгоценности, воротники, а вокруг головы богатства украшены золотые каймы, девизы и парча: увидеть это торжество было мечтой.

- Андре де ла Винь, Le Vergier d'honneur

После ее смерти роль лидера моды взяла на себя ее сестра Изабелла, которая, однако, не сохранила наследство.

Портреты

До нас дошло множество портретов Беатрис, как современных, так и посмертных. Большинство из них имеют определенную идентификацию, либо потому, что они носят имя рядом с ним, либо из-за отличительных черт Беатрис, таких как coazzone, который присутствует в каждом из них без исключения. Самыми известными остаются бюст Джан Кристофоро Романо, надгробный памятник Кристофоро Солари и алтарь Сфорца. Однако Малагуцци Валери отмечает, что, как и Солари, он не удосужился воспроизвести истинные черты Беатриче, поскольку похоронная статуя должна быть помещена на вершине памятника и, следовательно, видна снизу и издалека, поэтому неизвестный и грубый художник Алтарь Сфорца изменил физиономию Беатриче по сравнению с изысканными оригинальными рисунками Амброджо де Предиса, сделав черты лица почти неузнаваемыми: «он предпочитал заботиться об аксессуарах платья с бесконечной монотонностью, так что герцогиня, более чем живой человек, кажется куклой слишком разукрашенной ».

Ее детский портрет, сделанный Косме Тура, был утерян в прошлом веке, но черно-белое фото сохранилось в каталоге Фонда Зери.

Предполагаемый рисунок Леонардо да Винчи, сохранившийся в Уффици под номером 209, выполнен ляписом и акварелью, но повсюду был немного отретуширован рукой XVI века.

Беатриче не была бы женщина изображается в так называемой Портрет дамы по Амброджо де Predis в Пинакотека Амброзиана в Милане, который долгое время приписывали ей: черты лица очень отличаются от тех, из ее отдельных портретов, нет и обычного coazzone. Исследования, проведенные в период с 2010 по 2013 год Мартином Кемпом / Паскалем Котте  [ фр ] и немецким исследователем, выявили убедительные доказательства того, что настоящая фигура картины - не Беатрис д'Эсте, а Анна Сфорца.

Скорее, это будет портрет Беатрис во время свадьбы, который был внесен в каталог в Уффици как Портрет Барбары Паллавичино работы Алессандро Аральди, на котором, помимо самых известных элементов, изображено, прежде всего, жемчужное ожерелье с подвеской, которое полностью соответствует к описанию, сделанному послом Тротти на подарке Людовико будущей невесте в 1490 году.

Беатрис также является одним из возможных кандидатов на отождествление с так называемой La Belle Ferronnière Леонардо да Винчи.

Она также приписывает Портрет молодой женщины в профиле по Амброджо де Predis и картина известна как The Rothschild леди или Портрет молодой женщины в профиле, из частной коллекции, считается работой круга Леонардо да Винчи, и именно Бернардино де Конти.

Совсем недавно она была удостоена чести вместе со своим двором в работах таких художников, как Джамбаттиста Джигола (1816-1820), Джузеппе Диотти (1823), Франческо Гонен (1845), Франческо Подести (1846), Керубино Корниенти (1840 и 1858), Элеонора Фортескью-Брикдейл (1920) и отдельно в «Портрете Беатрис д'Эсте» Доменико Минджоне (2021), который точно воспроизводит рисунок углем Леонардо да Винчи.

Проблема

  • Эрколе Массимилиано, (1493–1530), граф Павии, герцог Миланский 1513-1515;
  • Сфорца Франческо (1495–1535), принц Россано и граф Боррелло 1497–1498, граф Павия и герцог Миланский 1521–1524 женился в 1533 году на Кристине Датской (1522–1590), дочери короля Дании Кристиана II..
  • Третий сын родился мертвым и, не будучи крещеным, не мог быть помещен вместе с матерью в гробницу. Людовико, убитый горем, поэтому похоронил его над дверью монастыря Санта-Мария-делле-Грацие с этой латинской эпитафией: «О несчастливые роды! мать и отец лишили его жены. В такой тяжелой судьбе, одно это может утешить меня, что божественные родители родили меня, Людовико и Беатриче, герцогов Миланских. 1497, 2 января ».

В массовой культуре

Литература

Беатрис появляется как главный герой или персонаж в различных литературных произведениях:

Трагедии и стихи

  • Триумфы, стихотворение Винченцо Кальмета (1497).
  • Смерть Людовико Сфорца, известного как Мавр, трагедия Пьетро Феррари (1791).
  • Лодовико Сфорца, известный как Моро, трагедия Джованни Баттиста Никколини (1833).

Романы

  • Лодовико иль Моро, Джованни Кампильо (1837).
  • Леонардо - Воскресение богов Дмитрия Мересковского (1901).
  • La città ardente - роман Лодовико иль Моро Дино Бонарди (1933).
  • Частный Ренессанс, от Марии Беллонси (1986).
  • Герцогиня Миланская, Майкл Эннис (1992).
  • L'invito di Ludovico il Moro, Федерико Дж. Мартини (1998).
  • Лебеди Леонардо, по Карен Эссекс (2006).
  • Дни любви и войны, Карла Мария Руссо (2016).
  • La misura dell'uomo, Марко Мальвальди (2018).
  • Il Moro - Gli Sforza nella Milano di Leonardo, Карло Мария Ломартире (2019).

Детские рассказы

Комиксы

  • Людовико иль Моро - Синьор ди Милано, комикс 2010 года.

Кино

  • В минисериале RAI 1971 года «Жизнь Леонардо да Винчи» Беатрис изображает Оттавия Пикколо.
  • В фильме 2004 года Le grandi dame di casa d'Este Диего Ронсисвалле ее играет Люсия Бендиа.
  • В фильме 2019 года Essere Leonardo da Vinci ее играет Лара Гаспарини, хотя внешность проста.
  • В сериале « Леонардо» 2021 года ее сыграет Мириам Далмацио.

Музыка

  • Французский композитор Рейнальдо Хан вызывает ее двор в своей сюите 1905 года для духовых, фортепиано, духовых, двух арф и ударных Le Bal de Béatrice d'Este.

Кулинарный

Дольчеризо дель Моро украшает предприятие Сфорца Сковино.

Изобретение Dolceriso del Moro, типичного десерта Виджевано, традиционно приписывается самой Беатрис, которая задумала его весной 1491 года, чтобы доставить удовольствие своему прославленному супругу. Это своего рода рисовый пудинг с рикоттой, завернутый в обертку из песочного теста и обогащенный цукатами, кедровыми орехами, миндалем и розовой водой. Этот последний ингредиент служил, как кажется, для установления гармонии, гармонии и верности в паре.

Посмертная дань

  • Пустерла Беатриче, одни из второстепенных ворот города в Брере, Моро посвятил памяти своей жены;
  • В наше время одна из усаженных деревьями аллей вдоль валов Милана, Виале Беатрис д'Эсте, была названа в ее честь.

Легенды

Говорят, что в замке Сфорца в Виджевано и именно в мужском крыле жаркими летними ночами духи Беатрис и ее дам продолжают оживлять апартаменты, когда-то принадлежавшие герцогине, и так называемую «лоджию делле дама». который Людовико построил специально для своей жены.

Предки

использованная литература

Примечания

  1. ^ а б

    Малагуцци Валери

    -  С. 35-37..
  2. ^ а б

    Calmeta

    -  стр. 25.
  3. ^ а б

    Джарелли

    -  стр. 292 ;

    Пировано

    -  стр. 27 ;

    Пречак

    -  стр. 160 ;

    Морбио

    -  стр. 130 ;

    Il mondo illustrato

    -  стр. 395.
  4. ^

    Санудо

    -  стр. 438.
  5. ^ a b c Дж. М. Картрайт, Беатрис д'Эсте, герцогиня Миланская, 1475–1497, Лондра, 1903 г., стр. 4–5
  6. ^ a b Anonimo ferrarese. Diario ferrarese.
  7. ^ Gerolamo Melchiorri (2014). Грациано Группиони (ред.). Donne illustri ferraresi dal Medioevo all'Unità. prefazione di Enrica Guerra. Феррара: Грациано Группиони. 2G Editrice. п. 96. ISBN   9788889248188.
  8. ^ а б в г Мария Серена Мацци. Come rose d'inverno, le signore della corte estense nel '400.
  9. ↑ Картрайт (1903), стр. 8–9
  10. ↑ JM Картрайт, Беатрис д'Эсте, герцогиня Миланская, 1475–1497, Лондра, 1903, стр. 60–66
  11. ^ Шелл, Дженис; Сирони, Грациозо (1992). "Сесилия Галлерани: Дама Леонардо с горностаем". Artibus et Historiae. 13 (25): 47–66 с. 57. DOI : 10.2307 / 1483456. JSTOR   1483456.
  12. ^ a b c Джулия Картрайт, Беатрис д'Эсте, герцогиня Миланская.
  13. ^ ГОРДОН КЭМПБЕЛЛ, изд. (2003). «Эсте, Беатрис д ' ». Оксфордский словарь эпохи Возрождения. Издательство Оксфордского университета.(требуется подписка)
  14. ^ Muraltus, Франциск (1861). Петрус Алоизиус Дониниус (ред.). Анналия. Милан. п. 54. Anno Christi MCDLXXXXVII Beatrix Herculis Ducis Ferrariae filia ac Ludovici Sfortiae Mediolani Ducis uxor hoc anno tertio ianuarii ex infelici partu suum diem clausit extremum, duobus post se natis masculis relictis; quae erat in iuvenili aetate, formosa ac nigri coloris, novarum vestium inventoryrix, die noctuque stans in choreis ac deliciis.
  15. ^ a b Ф. Малагуцци Валери, La corte di Lodovico il Moro, Milano, 1913, стр. 35–36
  16. ^ F. Malaguzzi Valeri, Ла Корте ди Лодовико иль Моро, Milano, 1913, стр. 48
  17. ^

    Корио

    -  стр. 1077.
  18. ^

    Морбио

    -  стр. 130
  19. ^ Бернардино Самботти. Diario Ferrarese dall'anno 1476 sino al 1504. п. 252.
  20. ^ a b Марино Сануто, Экспедиция Карла VIII в Италии, 1883 г., стр. 438.
  21. ^

    Джарелли

    -  стр. 292
  22. ^ F. Malaguzzi Valeri, Ла Корте ди Лодовико иль Моро, Milano, 1913, стр. 381
  23. ^ а б

    Картрайт

    -  С. 270-271..
  24. ^

    Корио

    -  С. 1102-1103..
  25. ↑ Картрайт (1903), стр. 307–308
  26. ^

    Картрайт

    -  стр. 281.
  27. ^

    Санудо, Диарии

    -  стр. 272.
  28. ^

    Верри

    -  С. 100-114..
  29. ^

    Альтавилла

    -  стр. 4.
  30. ^

    Малагуцци Валери, т. 2

    -  С. 26-27. ;

    Малагуцци Валери

    -  С. 35-37. ;

    Archivio storico lombardo, vol. 48

    -  С. 319-320..
  31. ^

    Archivio storico lombardo, vol. 7

    -  стр. 88
  32. ^ "Коллекция". Museo della Calzatura - Виджевано.
  33. ^ "Le scarpette di Beatrice - la Provincia Pavese". Archivio - la Provincia Pavese.
  34. ^ Даниэла Пиццагалли, La dama con l'ermellino.
  35. ^ Даниэла Пиццагалли. Синьора дель Ринасименто. Жизнь и великолепие Изабеллы д'Эсте на корте Мантуи.
  36. ^ F. Malaguzzi Valeri, Ла Корте ди Лодовико иль Моро, Milano, 1913, стр. 376
  37. ^ R.Renier, Delle relazioni d'Изабелла д'Эсте Гонзаго против Лодовико Сфорца е Беатрис, Milano, 1890, стр. 87
  38. ^ a b c d Луиза Джордано, Беатрис д'Эсте.
  39. ^

    Орландо фуриозо

    -  стр. 303.
  40. ^ Società storica lombarda. Archivio storico lombardo. п. 57.
  41. ^ Марино Сануто, La spedizione di Carlo VIII in Italia, 1883, стр. 100.
  42. ^ Франческо Гвиччардини. «XI». Storia d'Italia. 1, II.
  43. ^ Alessandro Luzio; Родольфо Ренье. Делайте отношения Изабеллы д'Эсте Гонзага с Людовико и Беатрис Сфорца. п. 126. Tutti sentono Che questa lettera non è una delle solite partecipazioni mortuarie a frasi fatte. Da ogni linea traspira un cordoglio profondo edtenso. E infatti fu questo il pi forte dolore che il Moro avesse a soffrire, perché Beatrice fu forse l'unica persona al mondo che egli amò con passione viva, disteressata e tenace. Quella Donna Rapita Ai Vivi Mentre Era Ancora Così Giovane, Mentre Era L'anima di Все Imprese Ei Diletti del Marito, Madre da Pochi Anni di Due Fanciullini Adorati, Colpì il Cuore di Tutti.
  44. ^ Франческо Антонио Бьянкини (1828). Le cose rimarchevoli della città di Novara Predute da compendio storico. Presso G. Miglio. п. 157.
  45. ^ Ristretto ди Storia отечество объявление УСО - де»Пьячентини dell'avvocato Anton-Доменико Росси. 3. 1831. с. 71.
  46. ↑ Ди Гоффредо Казалис (1843). Dizionario geografico-storico-statistico-commerciale degli stati del Redi Sardegna (и т. Д.). п. 365.
  47. ^

    Романин

    -  стр. 18.
  48. ↑ Ди Жан де Пречак (1817). История Клариче Висконти, герцогиня Миланская. п. 113.
  49. ^ Раффаэле Альтавилла (1878). Breve compendio di storia Lombarda. 1–2. п. 4.
  50. ^ Пьер Амброджо Курти (1857). Tradizioni e leggende в Ломбардии. 2. п. 14.
  51. ↑ Антонио Локателли (1837). Iconografia italiana degli uomini e delle donne Celebri dall'epoca del Risorgimento delle scienze e delle arti fino ai nostri giorni. п. IV.
  52. ^ Густаво Узелли. Леонардо да Винчи и трое gentildonne milanesi del secolo XV. Сесилия Галлерани и Лукреция Кривелли были созданы в стиле Лодовико-аспиранта-дель-куоре и сенси, эпохи Беатриче спроектированы для всех. Egli lo sentiva. Quindi la morte della Duchessa fu certo causa in lui di profondo e Sincero pianto. Сказка об авенименте, созданном для того, чтобы узнать о принципах, которые были реализованы, и о трех представлениях, которые были представлены, и о том, что вы хотите узнать, и которые не требуются, чтобы узнать, как это работает.
  53. ^ Даниэла Пиццагалли. La dama con l'ermellino. п. 126. Da una lettera dell'ambasciatore Trotti: "la duchessa de Milano [Isabella d'Aragona] dixe che a lei molto più doleva de Cecilia che non a la duchessa de Bari [Beatrice d'Este], la quale saveva e intendeva il tutto, come se niente fosse, ma che non era sì ignorante erossa che non savesse e intendesse ogni cosa ".
  54. ^

    Джордано

    -  стр. 70.
  55. ^

    Джордано

    -  стр. 148.
  56. ^

    Archivio storico lombardo, vol. 7

    -  стр. 88.
  57. ^

    Малагуцци Валери, т. 2

    -  С. 270-271..
  58. ^ a b "Fogli e Parole d'Arte - Isabella d'Aragona, la Dama dell'Ambrosiana e il cardinale sconfessato". www.foglidarte.it.
  59. ^

    Малагуцци Валери

    -  стр. 737.
  60. ^ "FONDAZIONE ZERI | КАТАЛОГ: Anonimo lombardo sec. XV / XVI, Ritratto di Beatrice d'Este". catalogo.fondazionezeri.unibo.it.
  61. ^

    Малагуцци Валери, т. 2

    -  стр. 27.
  62. ^ Рейман, Sascha: " Ritratto ди Dama (Ambrosiana Милан) сиделки - Художник - Новые Evidences", сл, декабрь 2013 года; см. также Kemp, Martin / Cotte, Pascal, 2010. La Bella Principessa. Лондон: Hodder amp; Stoughton, стр. 63.
  63. ^

    Малагуцци Валери

    -  стр. 51.
  64. ^ "Женский портрет, dit à Tort La Belle Ferronnière". 5 октября 1490 г. - через Лувр.
  65. ^ "FONDAZIONE ZERI | КАТАЛОГ: Предис Джованни Амброджо де ', Ritratto di giovane donna di profilo". catalogo.fondazionezeri.unibo.it.
  66. ^ "CERCHIO DI LEONARDO DA VINCI | Ritratto di una signora di profilo".
  67. ^ "FONDAZIONE ZERI | КАТАЛОГ: Conti Bernardino de ', Ritratto di giovane donna di profilo". catalogo.fondazionezeri.unibo.it.
  68. ^ "ВИКТОРИЯ БЕКХЭМ ОТОБРАЛА 16 КАРТИН ДЛЯ SOTHEBY'S". 25 июня 2018.
  69. ^ "Страница 11". www.leonardoediotti.it.
  70. ^ Infoelix partus; amisi ante vitamque in luce ederer: infoeliciorque matri moriens vitam ademi et parentem consorte suo orbari, in tam adverso fato hoc solum mihi potest jocundum esse, quia divi parentes me Lodovicus et Beatrix Mediolanenses duce genuere, 1497, tertio
  71. ^ "Dolceriso: la tora di Beatrice d'Este e Ludovico il Moro | Certosa Tourism". www.certosatourism.it.
  72. ^ "Il Fantasma ди Беатрис д'Эсте". 8 декабря 2012 г.
  73. ^ "ВИГЕВАНО: Я ФАНТАЗМИ". 26 июля 2017.

Источники

Библиография

внешние ссылки

СМИ, связанные с Беатрис д'Эсте, герцогиней Миланской, на Викискладе?

Последняя правка сделана 2023-03-29 06:04:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте