Баяджидда

редактировать
Легендарный основатель хауса утверждает, что

Баяджидда (Хауса : Баяджидда) был, согласно легендам, окружавшим большинство западноафриканских государств до 19 века, основателя государства хауса.

Большинство источников говорят, что Баяджидда происходил из Багдада. Баяджидда сначала приехал в Борно, где ему дали в жены одну из дочерей майя, а затем некоторое время жил в Хаусаланде, где женился на королеве Дауры, которая также подарила ему любовницу Гвари в качестве награды за убийство «Сарки»., как говорят, была большая змея, которая лишила свой народ доступа к воде. От царицы Дауры у Баяджидды был сын по имени Баво, еще один сын по имени Бирам принцессой Борно и еще один сын, Карбагари от его любовника-гвари. Сообщается, что Баво стал преемником своего отца и имел шестерых сыновей, которые стали правителями Дауры, Кацины, Заззау, Гобира, Кано и Рано. Они вместе с Бирамом, которым правил сын Баяджидды и принцессы Борно, образовали «Хауса Баквай» или «Хауса 7». Однако у Карбагари, сына хозяйки Гвари, тоже было семь сыновей, которые правили Кебби, Замфара, Гвари, Джукун, Илорин, Нупе и Яури, которые в этой традиции упоминаются как «Банза Баквай» или «Незаконная семерка»

Содержание
  • 1 Легенда о его герое
    • 1.1 Уход героя из Багдада и его пребывание в Борно
    • 1.2 Прибытие в Дауру и убийство змея
    • 1.3 Отношения с Магаджия Даурамой
    • 1.4 Две группы потомков
  • 2 Социальный контекст
    • 2.1 Социальная принадлежность легенды
    • 2.2 Реконструкция во время фестиваля Гани / Маулуд
    • 2.3 Отражение в других региональных традициях
  • 3 Историческое значение
    • 3.1 Средневековая история
    • 3.2 Символическая история
  • 4 Библиография
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Легенда о его герое

Отъезд героя из Багдада и его пребывание в Борно

Согласно легенде, Баяджидда был принцем из Багдада (столица Ирака ) а Он был сыном короля Абдуллахи, но был изгнан из своего родного города после того, как королева Зидам, также известная как Зигава, захватила город. Покинув Багдад, он путешествовал по Африке с многочисленными воинами и прибыл в Борно.

. Оказавшись в Борно, рассказы расходятся относительно того, что вызвало напряженность в отношениях с местным королем. Согласно одной истории, Баяджидда понял, что его силы были сильнее, чем у царя; из-за этого он планировал свергнуть его. Однако король услышал о заговоре и, посоветовавшись со своими советниками, отдал Баяджидде свою дочь Магарам (также известную как Магира) в браке . Позже, когда царь напал и захватил несколько городов, он обманом заставил своего нового зятя оставить своих людей охранять города, тем самым уменьшив количество людей, которых Баяджидда имел в своем распоряжении. Баяджидда понял, что его обманули, когда у него остались только жена и одна рабыня; Ночью они бежали в Гарун Габас, который сейчас находится в районе Хадеджа. Там Магарам родила первого ребенка Баяджидды, Бирама, одноименного предка маленького царства Габас-та-Бирам («к востоку от Бирама»).

Однако, согласно другой версии истории, Баяджидда был принят в Борно, женился на Магарам и стал популярен среди людей. Из-за этого царь завидовал ему и замышлял против него заговор; узнав об этом от его жены, он бежал с ней из Борно.

Прибытие в Дауру и убийство змея

Баяджидда оставил жену и ребенка в Гарун Габасе и продолжил свой путь в деревню Гая около Кано - который другие считают Гая в современном Нигере - где он приказал местным кузнецам сделать ему нож. Затем он прибыл в город Даура (расположенный в современном штате Кацина ), где он вошел в дом и попросил у старухи воды. Она сообщила ему, что змей по имени Сарки (сарки - хауса слово для царь ) охраняет колодец и что людям разрешается черпать воду только раз в неделю. Баяджидда направился к колодцу и убил змея мечом и обезглавил его ножом, который сделали для него кузнецы, после чего выпил воды, положил голову в мешок и вернулся в дом старухи. (Колодец Кусугу, где, как говорят, это произошло, в настоящее время является туристической достопримечательностью.)

На следующий день люди Дауры собрались у колодца, гадая, кто убил змею; Магаджия Даурама, местная королева, предложила владычество над половиной города тому, кто сможет доказать, что он убил змею. Несколько человек вытащили змеиные головы, но головы не соответствовали телу. Старая женщина, владелица дома, в котором остановился Баяджидда, сообщила королеве, что ее гость убил его, после чего Даурама вызвал Баяджидду. Подарив голову змеи, доказав ей, что он был тем, кто убил Сарки, он отклонил предложение половины города, вместо этого попросив ее руки и сердца; она вышла за него замуж из благодарности за убийство змея.

Отношения с Магаджия Дорама

Даура Карта расположения Нигерии
Карта основных языковых групп Нигерии по состоянию на 1979 год (хауса и фулани выделены желтым).. Местоположение Даура обозначена красной точкой.

Поскольку это было против обычаев жителей Дауры, чтобы их царицы женились, Даурама пошла на компромисс с Баяджиддой и сказала, что она вступит с ним в половую связь только позже; из-за этого она дала ему наложницу по имени Багвария. (Согласно устной дворцовой версии легенды, Даурама подарила ему Багварию, потому что она хотела нарушить свой «королевский обет оставаться девственницей», но для этого ей пришлось пройти ритуалы.)

У Багварии был сын родился от Баяджидды, и она назвала его Карап да Гари, или Карбагари, что означает «он захватил город» в хауса. Это беспокоило Даураму, и когда у нее был собственный сын (также отцовский от Баяджидды), она назвала его Баво, что означает «вернуть его».

Две группы потомков

На протяжении всего его жизнь, Баяджидда, как говорят, родил троих детей от трех разных женщин. У Баво было шестеро собственных сыновей, которых звали Даура, Гобир, Кано, Кацина, Рано и Зария (также известный как Заззау ). Вместе с Бирамом, сыном Магарама, эти семеро правили семью «законными» штатами хауса, хауса бакваи. (В некоторых версиях сказки Баво и Магарам полностью отсутствуют, а Бирам, Даура, Гобир, Кано, Катсина, Рано и Зария - сыновья Баяджидды и Даурамы). Тем временем потомки Карбагари основали семь «незаконных» государств, Банза Баквай. Царство хауса началось как семь государств, основанных легендой о Баяджидде и шестью сыновьями Баво и им самим, в дополнение к сыну героя Ибрагиму от более раннего брака.

Социальный контекст

Социальная принадлежность легенды

Различные персонажи повествования Баяджидды были воплощены точными должностными лицами бывшего царства Даура: король представлял Баяджидду, официального королева-мать Магаджия Даурама и официальная королевская сестра Багвария.

Реконструкция во время фестиваля Гани / Мавлуд

Раньше празднование праздника Мавлуд или Гани состояло в воспроизведении основных деталей легенды: отбытие из Ирака, убийство змея в колодце и брак между героем и королевой. До сих пор считается, что королевский меч и нож использовались для убийства змеи и отсечения ее головы.

Отражение в других региональных традициях

Легенда Баяджидды широко распространена. известен при дворах королей «Семи Хауса», где считается, что он соответствует древнейшей известной истории Хаусаленда. Как уже заметил путешественник Генрих Барт, основное деление на Семь Хауса и Семь Банза используется среди Сонгхай, чтобы различать северную хауса и южную сторону Гурмы реки. Нигер.

Историческое значение

Существует множество взглядов на историю Баяджидды, с разными взглядами на значение и историчность рассказа. Некоторые ученые предполагают, что Баяджидда - историческая личность, основатель семи государств хауса, и современные члены королевской семьи хауса, особенно в Дауре и Зарии (Заззау), прослеживают свою родословную и черпают от него свой авторитет (см. Kano Chronicle ). Напротив, другие утверждают, что Баяджидда никогда не существовала.

Средневековая история

W. К.Р. Халлам утверждает, что Баяджидда представляет собой "народное олицетворение" сторонников Абу Язида (хариджита берберского мятежника 10 века), чьи последователи бежали на юг из Северной Африки после поражения Язида и его смерти от рук Фатимидов. Согласно этой теории, государства хауса были основаны беженцами-хариджитами в X веке нашей эры. Элизабет Исичей в своей работе «История африканских обществ до 1870 года» предполагает, что пребывание Баяджидды в Борно до прибытия в Хаусаленд, «возможно, является народным воспоминанием о происхождении на окраине Борно или отражением политики Борно. и культурное господство ».

Символическая история

Согласно одной точке зрения, история брака Баяджидды и Даурамы символизирует слияние араба и бербера племена Северной и Западной Африки.

Библейский антрополог Элис К. Линсли утверждает, что ближайшим библейским аналогом Баяджидды является Каин [1]. Говорят, что Каин бежал от своего отца, женился на принцессе, которую встретил у колодца, и был связан с мастерами по металлу. Большинство героев Книги Бытия встречали своих жен у священных колодцев или источников. Авраам женился на Хеттуре у колодца Савского (Беэр-Шева). Иссак (Ицак) нашел жену у колодца в Араме. Моисей встретил свою жену у священного для мадианитян колодца и выиграл ее руку после того, как избавил женщин и стадо от египетских разбойников.

Считается, что древность рассказа о происхождении хауса подтверждается той ролью, которую вода играет в этой истории. В древнем мире святыни строили вдоль рек и колодцев или источников от Западной Центральной Африки до долины реки Инд. Змеи населяли эти места, их почитали и боялись. На санскрите змей - это нага, на иврите - нахаш, а в хауса - это наджа.

В своей книге 1989 года «Имперские сумерки» Гавейн Белл предполагает, что брак Баяджидды и Даурамы сигнализирует о «переходе от матриархальной системы к патриархальной». (До прихода Баяджидды монархия Даура была исключительно женской.)

Библиография
  • Барт, Генрих: Путешествие и открытия в Северной и Центральной Африке, 3 тома, Нью-Йорк, 1857- 9.
  • Hallam, WKR (1966). «Легенда Баяджида в фольклоре хауса». Журнал африканской истории. 7 : 47–60. doi : 10.1017 / S002185370000606X. JSTOR 179458.
  • Хогбен, С.Дж. и Энтони Кирк-Грин : Эмираты Северной Нигерии, Лондон, 1966 г. (стр. 145-155).
  • Ланге, Д.: «Легенда Баяджидды и история хауса», в: Э. Брудер и Т. Парфитт (ред.), Исследования черного иудаизма, Кембридж, 2012, 138–174.
  • Николя, Гай: Dynamique sociale et appréhension du monde au sein d'une société hausa, Париж, 1975.
  • Palmer, Herbert R.: Sudanese Memoirs, Bd. 3, Lagos 1928 (Bayajidda-Legende, p. 132-146).
  • Смит, Майкл: Дела Дауры, Беркли, 1978.
Примечания и ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:52:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте