Битва на Восточных Соломонах

редактировать
Битва авианосцев Второй мировой войны на Тихоокеанском театре

Битва на Восточных Соломонах
Часть Тихоокеанский театр из Вторая мировая война
Военный корабль США «Энтерпрайз» (CV-6) подвергся атаке и сожжению во время битвы на Восточных Соломонах 24 августа 1942 г. (NH 97778).jpg . USS Enterprise радикально маневрирует под воздушным ударом и огнем 24 августа 1942 года. Зенитные очереди снарядов направлены на атакующих японцев пикирующие бомбардировщики видны над авианосцем.
Дата24–25 августа 1942 г.
Местоположениек северу от Санта-Исабель, Соломоновы Острова
РезультатПобеда Америки
Воюющие стороны
Соединенные ШтатыЯпония
Командиры и лидеры
Фрэнк Джек Флетчер. Томас К. Кинкайд Нобутаке Кондо. Чуичи Нагумо. Хироаки Абе. Чуичи Хара
Сила
Несчастные случаи и потери
  • 1 авианосец сильно поврежден
  • 20 уничтоженных самолетов
  • 90 убитых
  • 1 легкий авианосец потоплен
  • 1 эсминец потоплен
  • 1 потоплен транспортный
  • 1 легкий крейсер поврежден
  • 1 гидросамолет-тендер сильно поврежден
  • 75 самолетов уничтожено
  • 290+ убито

Военно-морская Битва на Восточных Соломонах (также известная как Битва на островах Стюарта и, согласно японским источникам, Вторая битва на море Соломона ) произошла 24–25 августа 1942 года и была третьим авианосным сражением в Тихоокеанской кампании Второй мировой войны. и второе крупное сражение между ВМС США и Императорским флотом Японии во время кампании на Гуадалканале. Как и во время битвы в Коралловом море и битвы у Мидуэя, корабли двух противников никогда не были в пределах видимости друг друга. Вместо этого все атаки проводились с авианосной или наземной авиации.

После нескольких разрушительных воздушных атак надводные корабли ВМС из Америки и Японии покинули район боевых действий, не обеспечив ни одной из сторон чистой победы. Однако США и его союзники получили тактическое и стратегическое преимущество. Потери Японии были больше и включали десятки самолетов и их опытные летные экипажи. Кроме того, японское подкрепление, предназначенное для Гуадалканала, было отложено и в конечном итоге доставлено военными кораблями, а не транспортными кораблями, что давало союзникам больше времени для подготовки к японскому контрнаступлению и не позволяло японцам высадить тяжелую артиллерию, боеприпасы и другие предметы снабжения..

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Битва
    • 2.1 Прелюдия
    • 2.2 Действия авианосцев 24 августа
    • 2.3 Действия 25 августа
  • 3 Последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Библиография
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

7 августа силы союзников (в основном Корпус морской пехоты США единиц) высадились на Гуадалканале, Тулаги и Флоридских островах на Соломоновых островах. Высадка на острова должна была отрицать их использование японцами в качестве баз для создания угрозы маршрутам снабжения между США и Австралией и обеспечить безопасность островов в качестве отправных точек для кампании с конечной целью изолировать главную японскую базу в Рабаул, одновременно поддерживая кампанию союзников в Новой Гвинее. Эти высадки положили начало шестимесячной кампании на Гуадалканале.

США. Авианосцы Wasp (на переднем плане), Saratoga и Enterprise (на заднем плане), действовавшие в Тихом океане к югу от Гуадалканала 12 августа 1942 г.

Высадку союзников осуществляли при непосредственной поддержке трех американских авианосцев оперативных групп (TF): TF 11 (USS Saratoga ), TF 16 (USS Enterprise ) и (USS Wasp ), их соответствующие авиационные группы и вспомогательные надводные боевые корабли, включая линкор, крейсеры и эсминцы. Главным командующим трех авианосных групп был вице-адмирал Фрэнк Джек Флетчер, который под флагом был на Саратоге. Самолеты трех авианосцев обеспечивали непосредственную поддержку с воздуха для сил вторжения и защищали от японских воздушных атак из Рабаула. После успешной высадки они остались в районе южной части Тихого океана, и перед ними стояли четыре основные задачи: охранять линию сообщения между основными базами союзников в Новой Каледонии и Эспириту-Санто ; оказание поддержки сухопутным войскам союзников на Гуадалканале и Тулаги против возможных японских контрнаступлений; прикрытие движения судов снабжения, помогающих Гуадалканалу;

В период с 15 по 20 августа американские авианосцы прикрывали доставку истребителей и бомбардировщиков на недавно открытый Хендерсон-Филд на Гуадалканале. Этот небольшой, с трудом завоеванный аэродром был критической точкой на всей цепочке островов, и обе стороны считали, что контроль над авиабазой дает возможность контролировать местное воздушное пространство. Фактически, Хендерсон Филд и базирующиеся там самолеты вскоре ограничили передвижение японских войск на Соломоновых островах и в истощении японских военно-воздушных сил в Южно-Тихоокеанском регионе. Контроль союзников над Хендерсон-Филд стал ключевым фактором во всей битве за Гуадалканал.

Удивленные наступлением союзников на Соломоновых островах, японские военно-морские силы (под командованием адмирала Исороку Ямамото ) и Армия подготовила контрнаступление с целью вытеснить союзников из Гуадалканала и Тулаги. Контрнаступление было названо Операцией Ка, от первого слога японского названия Гуадалканала.) Военно-морские силы имели дополнительную цель уничтожить силы военных кораблей союзников в южной части Тихого океана, в частности авианосцы США.

Битва

Prelude

16 августа конвой из трех медленных транспортных кораблей, груженных 1411 японскими солдатами из 28-го «Ичики» пехотного полка, as а также несколько сот военно-морских сил из 5-го специального морского десанта Йокосука (SNLF) покинули главную японскую базу в лагуне Трук (Чуук) и направились в сторону Гуадалканала. Транспорты охраняли легкий крейсер Дзинцу, восемь эсминцев и четыре патрульных катера, возглавляемые контр-адмиралом Райзо Танакой (флаг в Дзинцу). Также из Рабаула для защиты конвоя отходили четыре тяжелых крейсера 8-го флота, которыми командовал вице-адмирал Гуничи Микава. Это были те же относительно старые тяжелые крейсера, которые победили надводные силы союзников в более ранней битве у острова Саво (за вычетом Како, потопленных американская подводная лодка). Танака планировал высадить войска из своего конвоя на Гуадалканал 24 августа.

Вице-адмирал Японии Чуичи Нагумо

21 августа остальная часть японских военно-морских сил Ка покинула Трук, направляясь к южным Соломоновым островам. Эти корабли в основном были разделены на три группы: в «основной корпус» входили японские авианосцы Сёкаку и Зуйкаку, легкий авианосец Рюдзё, и прикрытие из одного тяжелого крейсера и восьми эсминцев под командованием вице-адмирала Чуичи Нагумо в Сёкаку; «авангард» состоял из двух линкоров, трех тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера и трех эсминцев под командованием контр-адмирала Хироаки Абэ ; а «передовые силы» состояли из пяти тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера, шести эсминцев и авианосца Титосэ, которым командовал вице-адмирал Нобутакэ Кондо. Наконец, около 100 наземных бомбардировщиков, истребителей и разведывательных самолетов IJN были размещены в Рабауле и близлежащих островах для оперативной поддержки. Основные силы Нагумо расположились за «авангардом» и «передовыми» силами в попытке более легко скрыться от американских разведывательных самолетов.

План Ка требовал, чтобы после обнаружения американских авианосцев либо японские разведывательные самолеты или нападение на один из японских надводных сил, авианосцы Нагумо немедленно запустят ударную группу, чтобы уничтожить их. Когда американские авианосцы будут уничтожены или выведены из строя, «авангард» Абэ и «передовые» силы Кондо приблизятся к оставшимся военно-морским силам союзников и уничтожат их в боевых действиях надводных кораблей. Это позволило бы японским военно-морским силам нейтрализовать Хендерсон-Филд с помощью бомбардировок, прикрывая высадку японских войск, чтобы отбить Гуадалканал и Тулаги.

В ответ на непредвиденный наземный бой между США Морские пехотинцы на Гуадалканале и японские силы 19–20 августа, авианосные группы США под командованием Флетчера повернули вспять к Гуадалканалу со своих позиций в 400 миль (350 морских миль ; 640 km ) на юг 21 августа. Американские авианосцы должны были поддержать морских пехотинцев, защитить Хендерсон-Филд, вступить в бой с противником и уничтожить все японские военно-морские силы, прибывшие для поддержки японских войск в сухопутном сражении на Гуадалканале.

США Вице-адмирал Фрэнк Джек Флетчер США Карта военно-морского флота 1943 года, показывающая примерные пути и действия японских (вверху) и союзных (внизу) военно-морских сил в битве 23–26 августа 1942 года. Гуадалканал - это большой остров примерно овальной формы в левом центре карты.

22 августа военно-морские силы союзников и Японии продолжали сближаться, и обе стороны вели интенсивную разведку самолетов, однако ни одна из сторон не заметила своего противника. Исчезновение по крайней мере одного из их разведывательных самолетов (сбитых самолетом с «Энтерпрайза» до того, как он смог передать сообщение по радио), заставило японцев серьезно подозревать, что авианосцы США находятся в непосредственной близости. США, однако, не знали о расположении и численности приближающихся сил японских надводных кораблей.

23 августа в 09:50 летучая лодка PBY Catalina (базируется в Ндени на островах Санта-Крус ) сначала заметил конвой Танаки. К вечеру, когда японские корабли больше не видели, два авиационных ударных отряда из Саратоги и Хендерсон-Филд вылетели, чтобы атаковать конвой. Однако Танака, зная, что после обнаружения PBY будет нападение, изменил курс после того, как покинул район, и ускользнул от ударного самолета. После того, как Танака сообщил своему начальству, что потерял время, повернув на север, чтобы избежать ожидаемого авиаудара союзников, высадка его войск на Гуадалканале была перенесена на 25 августа. К 18:23 23 августа, когда японские авианосцы не были обнаружены и новые разведывательные не сообщали об их присутствии в этом районе, Флетчер отцепил Wasp (у которого было мало топлива) и остальную часть TF 18 для двухдневная поездка на юг к острову Эфате для дозаправки. Таким образом, Оса и сопровождающие ее военные корабли пропустили предстоящее сражение.

Действие авианосца 24 августа

В 01:45 24 августа Нагумо приказал контр-адмиралу Чуичи Хара ( с легким авианосцем Ryūj, тяжелым крейсером Tone и эсминцами Amatsukaze и Tokitsukaze ), чтобы продвинуться впереди основных японских сил и направить авиационную атаку против Хендерсона Поле на рассвете. Миссия Рюдзё, скорее всего, была ответом на просьбу Нисидзо Цукахара (флотского командующего в Рабауле) о помощи объединенного флота в нейтрализации Хендерсон-Филда. Эта миссия также могла быть задумана Нагумо как уловочный маневр, чтобы отвлечь внимание США, позволяя остальным японским силам приблизиться к военно-морским силам США незамеченными, а также для обеспечения защиты и прикрытия конвоя Танаки. Большая часть самолетов на Сёкаку и Дзуйкаку была готова к запуску в короткие сроки, если будут обнаружены авианосцы США. Между 05:55 и 06:30 американские авианосцы (в основном «Энтерпрайз», дополненный PBY Catalinas из Ндени) запустили свои собственные разведывательные самолеты для поиска японских военно-морских сил.

В 09:35 «Каталина» совершила рейс. первое появление силы Рюдзё. Позже этим утром последовало еще несколько наблюдений за Рюдзё и кораблями сил Кондо и Микавы с авианосца и других разведывательных самолетов США. Утром и ранним днем ​​американская авиация также заметила несколько японских разведывательных самолетов и подводных лодок, что заставило Флетчера поверить в то, что японцы знали, где находятся его авианосцы, но на самом деле это еще не так. Тем не менее, Флетчер не решался отдать приказ нанести удар по группе Рюдзё, пока не убедился, что в этом районе нет других японских авианосцев. Наконец, не имея твердых слов о присутствии или местонахождении других японских авианосцев, в 13:40 Флетчер нанес удар 38 самолетами из Саратоги, чтобы атаковать Рюдзё. Тем не менее, он держал в резерве самолеты обоих американских авианосцев, потенциально готовые к обнаружению японских авианосцев.

Между тем, в 12:20 Рюдзё запустил шесть Nakajima B5N 2 бомбардировщика Kate. и 15 истребителей A6M3 Zero для атаки на Хендерсон-Филд в связи с атакой 24 Mitsubishi G4M 2 бомбардировщиков «Бетти» и 14 бомбардировщиков Zero из Рабаула. Однако самолет Рюдзё не знал, что самолет Рабаул столкнулся с суровой погодой и вернулся на свою базу ранее в 11:30. Самолет Рюдзё был обнаружен радаром Саратогой, когда они летели в сторону Гуадалканала, уточняя местоположение своего корабля для надвигающейся атаки США. Самолет Рюдзё прибыл над Хендерсон-Филд в 14:23 и зацепился с истребителями Хендерсона (члены ВВС «Кактус» ) во время бомбардировки аэродрома. В результате боя три «Кейтс», три Зеро и три американских истребителя были сбиты, и Хендерсон-Филд не получил значительных повреждений.

Почти одновременно, в 14:25, японский разведывательный самолет с крейсер Чикума заметил авианосцы США. Хотя самолет был сбит, его отчет был передан вовремя, и Нагумо немедленно приказал нанести удар по Сёкаку и Дзуйкаку. Первая волна самолетов (27 Aichi D3A 2 "Val" пикирующих бомбардировщиков и 15 Zeros) под командованием лейтенант-коммандера Мамору Секи прошла мимо 14:50 и на пути к Энтерпрайзу и Саратоге. По совпадению примерно в это же время два американских разведывательных самолета наконец заметили основные силы Японии. Однако из-за проблем со связью эти сообщения о наблюдениях так и не дошли до Флетчера. Перед тем как покинуть этот район, два американских разведывательных самолета атаковали Сёкаку, нанеся незначительный урон, но вынудив пятерых из Зеро первой волны броситься в погоню, таким образом прервав свою миссию. В 16:00 вторая волна из 27 вальсов и девяти зеро под командованием лейтенанта Садаму Такахаши была запущена японскими авианосцами и направилась на юг в сторону авианосцев США. Силы «Авангарда» Абэ также рвались вперед в ожидании встречи с американскими кораблями в наземных боях после наступления темноты.

Выведенный из строя Рюдзё (справа от центра) подвергся высокоуровневой атаке бомбардировщиков B-17 24 августа 1942 года. эсминец Amatsukaze (в центре внизу) на полной скорости движется от Рюдзё, а Tokitsukaze (слабо видно, в центре справа) отступает от носа Рюдзё, чтобы уклониться от падающих бомб.

И снова случайно, примерно в это же время, удар Саратога Прибыли силы и атаковали Рюдзё, ударив и сильно повредив ее тремя-пятью бомбами и, возможно, одной торпедой, и убив 120 членов ее команды. Также в это время несколько тяжелых бомбардировщиков США B-17 атаковали искалеченного Рюдзё, но не причинили дополнительных повреждений. С наступлением темноты экипаж покинул сильно поврежденный японский авианосец, и вскоре он затонул. Амацукадзе и Токицукадзе спасли оставшихся в живых Рюдзё и экипажи возвращающихся ударных сил, которые бросили свой самолет в океане поблизости. После завершения спасательных операций и японские эсминцы, и Tone присоединились к основным силам Нагумо.

В 16:02, все еще ожидая окончательного отчета о местонахождении авианосцев японского флота, радар американских авианосцев обнаружил их. первая набегающая волна японской ударной авиации. Пятьдесят три истребителя F4F-4 Wildcat с двух американских авианосцев были направлены на атакующих с помощью радаров. Однако проблемы со связью, ограниченные возможности радара идентификации самолетов, примитивные процедуры управления и эффективное прикрытие японских пикирующих бомбардировщиков с помощью их сопровождения Зеро не позволили почти всем истребителям США вступить в бой с Vals до того, как они начали атаки на авианосцы США. Незадолго до того, как японские пикирующие бомбардировщики начали свои атаки, «Энтерпрайз» и Саратога очистили свои палубы от предстоящих действий, запустив самолеты, которые они держали наготове на случай обнаружения авианосцев японского флота. Этим самолетам было приказано лететь на север и атаковать все, что они могут найти, или же кружить за пределами зоны боевых действий, пока не станет безопасным возвращение.

Японский пикирующий бомбардировщик Val, который, как полагают, пилотировал Йошихиро Иида, сбит зенитным огнем прямо над «Энтерпрайзом».

В 16:29 японские пикирующие бомбардировщики начали атаку. Хотя некоторые из них попытались атаковать Саратогу, они быстро вернулись к более близкому авианосцу, Энтерпрайзу. Таким образом, «Энтерпрайз» стал целью почти всей японской авиации. Несколько Диких Кошек последовали за Валсами в их атакующие пикировки, несмотря на интенсивный зенитный артиллерийский огонь Энтерпрайза и его прикрывающих боевых кораблей, в отчаянной попытке сорвать их атаки. Целых четыре Wildcats были сбиты огнем американской зенитной артиллерии, а также несколько валсов.

Из-за эффективного зенитного огня с американских кораблей, а также маневров уклонения, бомбы первых девяти Валс соскучился по Энтерпрайзу. Однако одному из вальсов из второго дивизиона (во главе с лейтенантом Кейити Арима ) удалось поразить бронебойной, бомбой замедленного действия, которая проник в кабину экипажа возле кормовой лифта и прошел через три палубы, прежде чем взорвался ниже ватерлинии, убив 35 человек и еще 70 ранены. Входящая морская вода заставила Энтерпрайз слегка крениться, но это не было серьезным нарушением целостности корпуса.

Всего 30 секунд спустя следующий Вал установил свою бомбу всего на 15 футов (4,6 метра). м) вдали от места попадания первой бомбы. Возникшая в результате детонация привела к сильному вторичному взрыву одного из ближайших 5-дюймовых (127-мм) гильз для пороха, убившего 35 членов ближайших расчётов и начавшего большой пожар.

Третья и последняя бомба, сброшенная мимо. Самолет, пилотируемый Кадзуми Хори, погибшим в результате атаки, попадает в «Энтерпрайз», нанося незначительные повреждения. Дым от первых двух попаданий бомб можно увидеть в верхнем левом углу изображения.

Примерно через минуту, в 16:46, третья и последняя бомба попала в «Энтерпрайз» на кабину экипажа впереди того места, где упали первые две бомбы.. Эта бомба взорвалась при контакте, образовав в палубе дыру 10 футов (3,0 м), но не причинила дальнейших повреждений. Семь Вальсов (три из Сёкаку, четыре из Дзуйкаку) затем оторвались от атаки на Энтерпрайз, чтобы атаковать американский линкор Северная Каролина. Однако все их бомбы не попали в цель, и все участники Вальса были сбиты либо зенитным огнем, либо истребителями США. Атака закончилась в 16:48, и уцелевшие японские самолеты собрались небольшими группами и вернулись на свои корабли.

Обе стороны думали, что они нанесли больше повреждений, чем было на самом деле. США заявили, что сбили 70 японских самолетов, хотя всего их было всего 37. Фактические потери японцев - по всем причинам - составили 25 самолетов, при этом большая часть экипажей потерянных самолетов не была восстановлена ​​или спасена. Японцы, со своей стороны, ошибочно полагали, что они сильно повредили два американских авианосца, а не только один. США потеряли шесть самолетов в бою и пять пилотов.

Хотя «Энтерпрайз» был сильно поврежден и загорелся, ее команды по устранению повреждений смогли отремонтировать корабль, чтобы возобновить полеты в 17: 46, всего через час после окончания помолвки. В 18:05 ударная группа Саратога вернулась с потопления Рюдзё и приземлилась без серьезных инцидентов. Вторая волна японских самолетов приблизилась к американским авианосцам в 18:15, но не смогла определить местонахождение американских авианосцев из-за проблем со связью и должна была вернуться на свои авианосцы, не напав ни на какие корабли США, потеряв при этом пять самолетов из-за сбоев в работе. Большая часть американских самолетов-носителей, запущенных незадолго до атаки первой волны японских самолетов, не смогла найти никаких целей. Тем не менее, два SBD Dauntlesses из Саратоги заметили передовые силы Кондо и атаковали тендер-гидросамолет Титосэ, нанеся два почти попадания, которые серьезно повредили небронированный корабль. Американский авианосец либо приземлился в Хендерсон-Филд, либо смог вернуться на свои авианосцы после сумерек. Корабли США отступили на юг, чтобы уйти из зоны действия приближающихся японских военных кораблей. Фактически, силы «Авангарда» Абэ и силы «Наступления» Кондо двигались на юг, чтобы попытаться поймать авианосные группы США в надводном сражении, но они развернулись в полночь, не вступив в контакт с военными кораблями США. Основные силы Нагумо, понесшие тяжелые потери самолетов в бою и имея мало топлива, также отступили на север.

Действия 25 августа

Полагая, что два американских авианосца были выведены из строя с серьезными повреждениями, Конвой с подкреплением Танаки снова направился в сторону Гуадалканала, и к 08:00 25 августа они были в пределах 150 миль (130 миль; 240 км) от пункта назначения. В это время к конвою Танаки присоединились пять эсминцев, которые прошлой ночью обстреляли Хендерсон-Филд, причинив небольшой урон. В 08:05 18 американских самолетов из Хендерсон-Филд атаковали конвой Танаки, в результате чего Джинцу был серьезно поврежден, 24 члена экипажа были убиты, а Танака потерял сознание. Военный транспорт «Кинрю Мару» также был подбит и в конце концов затонул. Так же, как эсминец Муцуки двинулся вместе с Кинрю Мару, чтобы спасти свою команду и погрузить войска, она была атакована четырьмя американскими B-17 из Эспириту-Санто, которые сбросили пять бомб на Муцуки или вокруг него, сразу же потопив ее. Неповрежденный, но потрясенный Танака перешел на эсминец Кагеро, отправил Дзинцу обратно в Трук и доставил конвой на японскую базу на Шортлендских островах.

И японцы, и США полностью вывести свои боевые корабли из района, закончив битву. Японские военно-морские силы задерживались у северных Соломоновых островов, вне досягаемости американских самолетов, базирующихся в Хендерсон-Филд, прежде чем 5 сентября наконец вернуться в Трук.

Последствия
Сгоревшие- из 5-дюймовой (127-мм) галереи орудий на Энтерпрайзе, сфотографировано после битвы

Битва обычно считается тактической и стратегической победой США, потому что японцы потеряли больше кораблей, самолетов и экипажей, а также японские войска. для Гуадалканала были отложены. Подытоживая значение битвы, историк Ричард Б. Франк заявляет:

Битва на Восточных Соломоновых островах, несомненно, была американской победой, но она не имела долгосрочного результата, если не считать дальнейшего сокращения. в корпусе подготовленных японских авианосцев. (Японское) подкрепление, которое не могло прибыть на медленном транспорте, скоро достигнет Гуадалканала другими средствами.

США потеряли в битве только семь членов экипажа. Тем не менее, японцы потеряли 61 летный экипаж ветерана, которого японцам было трудно заменить из-за узаконенных ограниченных возможностей их программ обучения военно-морских летных экипажей и отсутствия подготовленных резервов. Войска конвоя Танаки были позже погружены на эсминцы на Шортлендских островах и доставлены по частям, без большей части тяжелой техники, на Гуадалканал, начиная с 29 августа. Японцы заявили о значительно большем ущербе, чем нанесли, в том числе о том, что Хорнет - не в бою - был потоплен, тем самым отомстив за свое участие в Рейде Дулитла.

Подчеркивая стратегическое значение Хендерсон-Филд, 28 августа в 70 милях (61 морская мили; 110 км) к северу от Гуадалканала в 70 милях (61 морская мили; 110 км) к северу от Гуадалканала был потоплен японский эсминец Asagiri, а два других японских эсминца были сильно повреждены. «Слот » с самолета США, базирующегося на аэродроме.

Энтерпрайз отправился в Перл-Харбор для капитального ремонта, который был завершен 15 октября. Она вернулась в южную часть Тихого океана 24 октября, как раз к битве за острова Санта-Крус и к ее реваншу с Сёкаку и Дзуйкаку.

См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Битвой на Восточных Соломоновых Островах.

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:22:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте