Битва при Стиклестаде

редактировать
Битва 1030 г. в Трёнделаге, Норвегия
Битва при Стиклестаде
Арбо-Олав ден Хеллигес падает на Stiklestad.jpg
Дата29 июля 1030 г. ( trad.)
МестоположениеСтиклестад, Норвегия
РезультатРешительная победа крестьянской армии
Воюющие
третья Олафа Харальдссона и союзники.«Крестьянская армия». Соперничающая знать, богатые фермеры и другие, верные Кнуту Великому.
Командиры и лидеры
Олаф Харальдссон . Даг Рингссон. Харальд Хардрада (WIA )Кальфр Арнасон. Торир Хунд. Гарек из Тьётты
Сила
ок. 6600ок. 14 400
Несчастные случаи
ок. 4200ок. 4600

Битва при Стиклестаде (норвежский : Slaget ved Stiklestad, древнескандинавский : Stiklarstair) в 1030 году - одно из самых известных сражений в истории из Норвегии. В этой битве был убит король Норвегии Олаф II (древнескандинавский : Óláfr Haraldsson). Во время понтификата Папы Александра III Римско-католическая церковь объявила Олафа святым в 1164 году.

Его младший сводный брат, Харальд Хардрада также присутствовал в битве. Харальду было всего пятнадцать, когда произошла битва при Стиклестаде. Он стал королем Норвегии в 1047 году до своей смерти в результате неудавшегося вторжения в Англию в битве при Стэмфорд Бридж в 1066 году.

Подлинность битвы как исторического события зависит от вопрос. Современные источники говорят, что король был убит. Согласно англосаксонской хронике 1030 года, Олаф был убит своими собственными людьми. Адам Бременский писал в 1070 году, что Олаф был убит в засаде, как и Флоренция Вустер в 1100 году. Это единственные современные источники, в которых упоминается смерть короля. После канонизации царя посчитали, что святой не мог умереть при таких обстоятельствах. История битвы при Стиклестаде, известная большинству, постепенно развивалась в течение двух столетий после смерти короля Олафа. Будучи святым, Олаф, должно быть, пал в крупной битве за христианство.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 Оценка
  • 5 Наследие
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Другие источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
История вопроса

В 9 веке Норвегия была разделена между несколькими местными королями, контролировавшими свои собственные вотчины. К концу столетия король Харальд Фэйрхейр (древнескандинавский: Харальд Харфагри, Харальд Харфагре в современный норвежский ) сумел, в основном благодаря военному превосходству, полученному его союзом с Сигурд Ладеджарл из Нидарос, чтобы поработить эти мини-королевства, и он создал единое норвежское государство.

Этот союз распался после смерти Харальда. Ярлы Лейда и различные потомки Харальда Фэйрхейра проведут следующий век, сцепившись во вражде за власть. Помимо силовой политики, религия также сыграла свою роль в этих конфликтах, поскольку два потомка Харальда Фэйрхейра, Хакон Добрый и Олаф Трюггвасон пытались обратить тогдашних норвежских язычников в Христианство. В 1000 году Свейн (древнескандинавский: Sveinn) и Эрик (древнескандинавский: Eiríkr) из Ладе взяли под свой контроль Норвегию при поддержке датского Король Свейн. В 1015 году Олаф Харальдссон, представлявший потомков Харальда Фэйрхейра, вернулся из одной из своих поездок викингов и сразу же был избран королем Норвегии. В июне 1016 года он выиграл битву при Несьяре против ярлов Лейда.

. Успеху Олава Харальдссона в становлении королем Норвегии способствовало то, что датчане были заняты текущими сражениями в Англия. В 1028 году датский король Кнут Великий заключил союз с Ладами, и Олаф был вынужден отправиться в изгнание в Киевскую Русь (древнескандинавский язык: Гардарики). В 1029 году последний Лейд, Хакон Ярл, утонул, и Олаф вернулся в Норвегию со своей армией, чтобы вернуть себе трон и Королевство Норвегия.

Битва

Согласно источникам саг, Олаф путешествовал со своей армией из 3600 человек через Швецию и пересек горы в долину Вердаль (стар. Норвежский: Верадалр), примерно в 80 км к северу от города Тронхейм. Олаф и его люди прибыли на Стиклестад, ферму в нижней части долины. Именно здесь произошла битва при Стиклестаде, как описано Снорри Стурлусоном в его знаменитом труде Heimskringla, написанном примерно 200 лет спустя.

В Стиклестаде Олаф встретил армию во главе с Хареком из Тьётты (древнескандинавский: Hárekr ór Þjóttu), Ториром Хундом из Бьяркёй и Кальфом Арнасоном, человек, который раньше служил Олафу. Согласно Снорри, крестьянская армия состояла из ста сотен, что в длинных сотнях означает 14 400, а не 10 000. Он заявляет, что боевым кличем людей Олафа был Фрам! Фрам! Кристменн, кроссменн, конгсменн! (Вперед! Вперед! Люди Христа, люди креста, люди царя!), В то время как противостоящая армия была Фрам! Фрам! Бондер! (Вперед! Вперед! Колхозники!).

Падение короля Олафа

Согласно Снорри, Олаф получил три тяжелых ранения - в колено, в шею, и, когда он прислонился к большому камню, последнее смертное копье вонзилось под его кольчугой рубашку и в живот. Согласно источникам саги, Торир был среди тех, кто нанес Олафу смертельные раны, вместе с Калвом Арнессоном и Торстейном Кнарремедом из Ровде в Суннмёре. В то время как более ранние источники не уточняют, кто нанес королю его удары, Снорри возлагает ответственность за последнего на Торира Хунда, используя копье, которое убило его племянника и привело к столкновениям между королем и Ториром. Во время битвы при Стиклестаде король Олаф чуть не убил Торира Хунда боевым молотом. Однако Торстейну Кнарремеду удалось встать между ними и нанести Олафу рану прямо над его левым коленом. Вскоре Торир Хунд вонзил свое копье в живот короля, прежде чем Калв Арнессон ударил его мечом в горло. Торстейн Кнарремед впоследствии был убит ударом в спину, но в тот же день отомстил ему одним из людей Торира. Тело короля унесли и тайно похоронили на песчаном берегу реки Нидельва к югу от города Тронхейм.

Последствия
Святой Олаф

Через год после битвы, его могила и гроб были открыты, и, по словам Снорри, тело было нетленным, а волосы и ногти выросли с тех пор, как он был похоронен. Затем гроб перевезли в церковь Св. Климента в Тронхейме. Среди епископов, которых Олаф привез с собой из Англии, был Гримкетель, и именно он инициировал беатификацию Олафа 3 августа. Церковь Стиклестад (Stiklestad kyrkje) была возведена на вершине камня, у которого умер святой Олаф. Камень предположительно до сих пор находится внутри алтаря церкви.

Сто лет спустя собор Нидарос был построен в Тронхейме на месте его первоначального захоронения. Тело Олафа было перенесено в эту церковь и помещено в серебряный реликварий за главным алтарем. Этот реликварий имел форму миниатюрной церкви, типичной для средневековых реликвариев, в которой находилось все тело святого, но был уникален тем, что, как говорят, имел головы дракона на вершине фронтонов, подобные тем, которые все еще можно увидеть на норвежском языке.>деревянные церкви. В XVI веке, в период протестантской Реформации, тело Олафа было извлечено из этого реликвария, который был переплавлен для чеканки по приказу датско-норвежского короля. Его останки были перезахоронены где-то в соборе Нидарос - именно там, где до сих пор остается неразгаданная тайна. Королева Жозефина Лейхтенбергская Норвегии и Швеции, супруга Оскара I, попросила одну известную оставшуюся реликвию святого Олафа, локтевую кость или радиус в средневековом реликварии в Датском национальном музее от короля Дании Фридриха VII, который он подарил ей, а она, в свою очередь, передала Св.. Собор Олафа в Осло в августе 1862 года.

Оценка

В то время как описание сражений Снорри в Хеймскрингле делает его эпическим прочтением, хотя его величие больше всего вероятно, это связано со вкусом писателя к великому.

В Гардарике Олафа окружали только его самые преданные последователи. Точно так же нельзя ожидать, что вербовка была особенно многочисленной в Швеции или в малонаселенных долинах, по которым путешествовал Олаф. Таким образом, армия Олафа, вероятно, имела довольно разношерстный характер, впечатление усиливалось рассказами о том, как местные группы грабителей присоединялись к ней, когда Олаф спускался вниз Вердал. Вербовка банд грабителей и другие недоброжелатели, вероятно, не были сюрпризом для язычников-политеистов, которые выступали против попыток Олафа насильственно обратить их, убивая и пытая региональных ярлов и королей, чтобы они терроризировали их и заставили принять христианство.

На самом деле, почему Олаф решил путешествовать через политически враждебный Трёнделаг, а не пытаться сплотить своих родственников и политических союзников из Восточной Норвегии, именно к этому день неразгаданная тайна. Возможно, он делал последнюю попытку захватить Нидарос, надеясь добиться признания своих прав на трон среди крестьян Трёнделага.

С другой стороны, оппозиция, в основном низшая знать и крупные фермеры под влиянием короля Кнута, не могла иметь много времени для того, чтобы собрать большие силы. Когда их предупредили о присутствии Олафа, они, должно быть, отреагировали быстро, учитывая, что они встретили Олафа относительно далеко в долине. Следовательно, их действия больше направлены на небольшой, наспех организованный сбор людей, а не на продуманную логистику, которая потребовалась бы для создания армии численностью 10 000 человек.

Те, кто мог мобилизовать крупную армию, местные дворяне Трёнделага (из которых Эйнар Тамбарскельфир был ярким примером) были примечательны в основном своим отсутствием с обеих сторон. Кроме того, поле битвы между почти 20 000 человек должно было привести к богатым археологическим находкам в этом отношении; в Стиклестаде, однако, их мало. Однако это обычное дело в Норвегии - каменистая почва не так хорошо подходит для археологии поля боя, как континентальная или английская почва, это делает показания георадара практически непригодными для использования, а местоположение места битвы весьма неопределенным. Однако на Стиклестаде почва глубокая с некоторым количеством глины, и в 2008 году использовался георадар, который показал следы больших зданий, но не очень, чтобы указать на поле битвы. Как и в случае с большинством сражений, упомянутых в сагах, размеры сражающихся армий, вероятно, невозможно определить.

Роль Олафа в истории Норвегии только началась после его смерти. В то время как дворяне и богатые фермеры ожидали, что их положение улучшится с устранением агрессивного Олафа, произошло обратное. Правление любовницы Кнута и их маленького сына Свейна было чрезвычайно суровым по отношению к людям. Особенно сильно пострадала церковь, традиционный союзник Олафа.

Таким образом, это подчеркнуло статус покойного короля как мученика, поскольку оно присоединилось к простому народу и подстрекало его к восстанию против невзгод, навязанных последующим датским правлением. Пропаганда, провозглашающая, что последний героический бой Олафа был сделан за великий материал для строительства нации в незрелом норвежском государстве, где воинственная этика викингов, их богов и богинь все еще высоко ценилась. По словам Снорри, даже природа протянула руку, поскольку день битвы совпал с почти полным солнечным затмением, что отражено в описании злополучного «кровавого красного солнца», которое было истолковано как определенное предзнаменование грядущих неприятностей. Однако солнечное затмение произошло около 14:00. 31 августа того же года, в отличие от традиционной даты битвы 29 июля.

Олаф был довольно упорным и опрометчивым правителем. Современные историки в целом согласны с тем, что Олаф был склонен к насилию и жестокости. По иронии судьбы он стал покровителем Норвегии. Его канонизация была проведена только через год после его смерти епископом Нидаросским. Культ Олафа не только объединила страну, он также выполнил преобразование нации, то, за что король боролся так сильно

Хотя раскол в жизни, в смерти Олаф стал. - Rex Perpetuus Norvegiae - вечный король Норвегии обладал объединяющей силой, которую ни один иностранный монарх не мог надеяться разрушить. Кнут, которого больше всего отвлекала задача управления Англией, сумел править Норвегией в течение пяти лет после битвы через своего сына наместника Свейна. Однако, когда внебрачный сын Олафа Магнус (по прозвищу «Хороший») претендовал на норвежский трон, Кнут был вынужден уступить. Таким образом, последовал век процветания и расширения, продолжавшийся до тех пор, пока королевство снова не погрузилось в эпоху гражданской войны в Норвегии из-за вопроса о наследовании ».

Наследие
Мемориал в Сталхейме Olavsstøtta в Olavhaugen

Национальный культурный центр Stiklestad (Stiklestad Nasjonale Kultursenter) в Verdal был основан постановлением парламента в 1995 году. Olavsstøtta - памятник в Национальном культурном центре Stiklestad. Он был построен в 1807 году в память о битве при Стиклестаде. Мемориал - один из старейших сохранившихся общественных памятников Норвегии.

В 1901 году поэт Пер Сивле написал стихотворение Торд Фолесон о знаменосце короля Олафа в битве. Фолесон смог установить знамя перед своей смертью, и оно оставалось стоять на протяжении всей битвы, даже после того, как король пал. Его поддерживали в вертикальном положении и заменяли местное население на протяжении веков, и сегодня на этом месте стоит мемориал. Самая известная строка стихотворения Merket det stend, um mannen han stupa («Символ стоит, даже когда человек падает») начертана на мемориале в Сталхейме, Норвегия. Это также есть на стене с надписью в концлагере Берген-Бельзен мемориальное место.

Пол Кристиан Эгген (вверху) сыграл короля Норвегии Олафа II в Святой Olav Drama в 2014 году.

The Saint Olav Drama (норвежский : Spelet om Heilag Olav) - театральное представление под открытым небом, которое разыгрывается каждый конец июля в Стиклестаде. В июле 1954 года владелец фермы в Стиклестаде дал разрешение на постановку спектакля, основанного на битве на его территории. Пьеса была написана Олавом Гуллвогом и ставится каждый год с 1954 года. Ежегодно люди едут в Стиклестад, чтобы посмотреть драму Святого Олафа в том, что сейчас является самым большим театром под открытым небом в Скандинавии.

См. Также
    Ссылки
    Другие источники
    • Багге, Сверре Крест и скипетр (Princeton University Press, 2014) ISBN 978-0691161501
    • Багге, Сверре От оплота викингов до христианского царства (музей Tusculanum Press.2010) ISBN 978-8763507912
    • Хенриксен, Вера Сент-Олав из Норвегии: король, святой и загадка (TANO. 1985) ISBN 978-8251820554
    • Myklebus, Morten Olaf Viking Saint (Норвежский совет по делам культуры, 1997) ISBN 978-82-7876-004-8
    • Винрот, Андерс Преобразование Скандинавии (Издательство Йельского университета, 2012 г.) ISBN 978-0300205534
    F прочтение

    на норвежском

    • Экрем, Ингер; и другие. Olavslegenden og den Latinske Historieskrivning i 1100-tallets Norge (Museum Tusculanum Press, 2000) ISBN 978-87-7289-616-8
    • Moseng, Ole Georg, et al. Norsk history: 750–1537 (Aschehoug. 1999) ISBN 978-82-518-3739-2
    • Hjardar, Kim and Vike, Vegard Vikinger i krig (Spartacus. 2011)) ISBN 978-82-430-0475-7
    • Лангслет, Ларс Роар (1995) Олав ден Хеллиг (Осло: Гильдендал) ISBN 8205230390
    • Мортен, Ойстейн (2013) Jakten på Olav den hellige (Spartacus forlag, Осло) ISBN 978-82-430-0565-5
    • Hoftun, Oddgeir (2008) Kristningsprosessens og herskermaktens ikonografi i nordisk middelalder (Осло: Solum Forlag) ISBN 978-82-560-1619-8
    Внешние ссылки

    Координаты : 63 ° 47′48 ″ с.ш., 11 ° 34′00 ″ в.д. / 63,79667 ° с.ш., 11,56667 ° в.д. / 63,79667; 11,56667

    .

    Последняя правка сделана 2021-05-12 06:59:09
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте