Битва при Шипу

редактировать
Битва при Шипу
Участник китайско-французской войны
Битва при Шипу.svg . Карта сражения
Дата14 февраля 1885 года
Место(石浦 灣)
РезультатПобеда Франции
Воюющие
Франция Французская Республика Династия Цин
Командиры и лидеры
Франция Адмирал Амеде Курбе Династия Цин Адмирал Ву Анькан
Сила
2 броненосца. 3 крейсера. 1 канонерская лодка3 крейсера. 1 фрегат. 1 шлюп
Жертвы и потери
1 убитый1 потопленный фрегат. 1 шлюп потоплен дружественным огнем

Битва при Шипу (кит.: 石浦 沉船 事件) была французской морской победой во время китайско-французской войны (август 1884 – A прил 1885 г.). Битва произошла в ночь на 14 февраля 1885 года в заливе Шипу (石浦 灣), недалеко от Нинбо, Китай.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Погоня
  • 3 Битва
  • 4 Французские военные корабли в экспедиции Шипу
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Предыстория

Битва возникла в результате попытки части китайского флота Наньян (флот Южных морей) ослабить французскую блокаду Формозы (Тайвань). 18 января 1885 г. китайские крейсеры Nanchen (南 琛), Nanrui (南瑞) и Kaiji (開 濟) покинули Шанхай в сопровождении фрегата Yuyuan (馭 遠) и составной шлюп Chengqing (澄 慶) и отплыли к Формозе. Китайская флотилия находилась под командованием адмирала Ву Аньканга (吳安康). Корабли Nanyang изначально должны были сопровождать Chaoyong (超 勇) и Yangwei (揚威), два относительно современных крейсера из Флота Beiyang, находящиеся под управлением командование немецкого «адмирала-гостя» Зибелина, но Ли Хунчжан направил эти два бэйянских корабля в корейские воды. (Напряжение в отношениях между Китаем и Японией из-за Кореи в тот период достигло высокого уровня после того, как Юань Шихкай победил переворот в Гапсине в декабре 1884 года.)

Согласно Л.С. Арлингтон, американский военно-морской офицер, служивший «иностранным советником» на борту фрегата Yuyuan, совершил вылет в настроении глубокого уныния. Китайские капитаны не были уверены в своей способности встретиться с французами в бою и были полны решимости по возможности избегать сражений. Китайская флотилия плыла на юг медленно и нерешительно, никогда не скрываясь с суши, и с частыми остановками для упражнений с корабельными орудиями. Еще до того, как флотилия достигла Тайваньского пролива, адмирал Ву уже отчаялся завершить свою миссию. Вместо этого он предложил просто объявить, что китайская флотилия движется к Формозе, в надежде, что этот ложный слух заставит французов снять блокаду Формозы и сосредоточить свои военные корабли для защиты. Китайская флотилия развернулась и направилась обратно в бухту Санмэнь, недалеко от китайского порта Нинбо.

Вылет китайцев был должным образом освещен в гонконгских газетах в конце января 1885 года. Капитан Бо из Триумфанте, который был размещен в Гонконге для отслеживания новостей из Китая, немедленно телеграфировал эту новость адмиралу Амедее Курбе в Килунг (Цзилонг). Французы, утомленные монотонной рутиной блокады и разочарованные своей неспособностью вступить в борьбу с китайцами, ухватились за шанс уничтожить половину Наньянского флота в море. В начале февраля Курбе отплыл из Килунга на север, чтобы выследить китайцев с броненосцами Баярд и Триумфанте, крейсерами «Нилли», «Эклерёр» и «Дюге-Труэн», канонерской лодкой «Аспик» и военным кораблем «Сона».

Погоня
Запуск французской торпеды, атакующий китайский фрегат Юйюань, 14 февраля 1885 г.

Не зная, где найти врага, Курбе сначала заглянул в устье реки Мин (7 февраля), а затем направился на север вдоль Китайского побережья.

9 февраля, когда запасы угля на некоторых кораблях стали истощаться, Курбе был вынужден отправить крейсер Дюгуай-Труэн обратно в Килунг.

10 В феврале остальная часть французской эскадры достигла островов Чусан и 11 февраля вошла в устье реки Янцзы, по тревоге китайских батарей в Усонге. Китайцев по-прежнему не было видно. В конце концов французы установили связь с берегом и прочесали китайские газеты в поисках последних новостей о вылазке. Они обнаружили, что дальневосточная эскадра миновала китайские крейсеры во время своего путешествия на север, и что вражеские суда теперь скрываются в бухте Санмэнь. Курбе немедленно двинулся на юг и повел эскадру ночью через опасные проходы островов Чусан, чтобы как можно скорее сблизиться с противником. 13 февраля у залива Шипу (залив Шейпу, как тогда его называли европейцы), к югу от островов Чусан, Эклерр заметил китайскую флотилию и дал сигнал «Пять пароходов на юге».

Французская эскадра немедленно открыла бой и напала на китайцев. Китайская флотилия первоначально двинулась против французов в строю «V» во главе с флагманом адмирала Ву «Кайджи», и на один короткий, волнующий момент французы поверили, что китайцы приняли бой. Они не сомневались, что легко уничтожат китайские корабли. Однако внезапно, не дожидаясь закрытия полигона, вражеская флотилия сломала строй и рассыпалась. Три крейсера направились на юг, преследуемые эскадрой Курбе, в то время как Yuyuan и Chengqing укрылись в заливе Шипу. По словам Арлингтона, адмирал Ву был недоволен капитанами этих двух кораблей и намеренно принес их в жертву, чтобы спасти остальную часть китайской флотилии.

Корабли Курбе не смогли догнать более быстрые китайские крейсеры, и вечером 13 февраля Курбе отвел свою эскадру обратно в залив Шипу, чтобы разобраться с Ююанем и Чэнцином.

Битва
Американский военно-морской офицер Л.С. Арлингтон, служивший с Наньянским флотом во время китайско-французской войны лейтенант де Вайссо Эмиль Дюбок и капитан де Фрегат Пальма Гурдон, командиры французских торпедных пусков в битве при Шипу.

В ночь на 14 февраля французы атаковали китайские корабли двумя торпедными пусками, которыми командовали соответственно капитан де фрегат Пальма Гурдон и лейтенант де Вайссо Эмиль Дюбок. Оба мужчины уже отличились в первых боях Тонкинской кампании. Гурдон был одним из первых офицеров вьетнамской обороны в битве при Туанане (20 августа 1883 г.), а Дубок героически сражался в битве у Бумажного моста (19 мая 1883 г.) и битва при Фу Хоай (15 августа 1883 г.).

Два французских офицера приурочили свою атаку к началу фестиваля китайского лунного Нового года в надежде застать китайцев врасплох. Бухта была также полна джонок и сампанов, укрывшихся там от французов, и Дюбок и Гурдон надеялись, что их маленькие лодки, выкрашенные в черный цвет для маскировки, смогут смешаться с этими судами и незаметно приблизиться к своим целям. (Арлингтон предупредил китайских капитанов, чтобы они удалили эти небольшие лодки от двух китайских военных кораблей, но его совет был проигнорирован.) Два французских катера под покровом темноты сумели приблизиться к своим целям на расстояние менее 100 метров, оставаясь незамеченными.. Но китайские часовые на обоих кораблях были начеку, а французские катера были замечены на некотором расстоянии от своих целей. Под сильным огнем китайских винтовок Дубок и Гурдон сделали чрезвычайно опасный подход и успешно взорвали свои рангоутные торпеды по корпусу Ююаня, повредив китайский фрегат. Оба катера затем совершили побег из залива Шипу и на следующее утро были обнаружены Соной. Один французский моряк был убит выстрелом из винтовки во время атаки.

Арлингтон оставил ценное описание битвы с китайской точки зрения. Он был на борту Yuyuan, когда фрегат был атакован двумя французскими катерами, и ярко описал панику, возникшую после взрыва торпед с рангоутом, когда китайские члены экипажа покинули корабль и поплыли к берегу. Во время беспорядочной атаки французов китайские береговые батареи открыли огонь. Огонь китайской артиллерии был совершенно неточным, и по крайней мере один снаряд, похоже, попал в составной шлюп Chengqing, выколол и его:

Сцена, которая сейчас произошла, почти не соответствует описанию. Кто-то пытался спустить лодки, кто-то метался между палубами, пытаясь спасти свое имущество, многие прыгали за борт в море. Фактически, каждый был сам за себя, а черт побери. Когда у меня было время осознать, что произошло на самом деле, передо мной развернулась странная сцена. Прямо перед нами лежал маленький Цзин-цзин, медленно опускающийся под водой; на нее напал тот же торпедный катер, который потопил нас. Наш собственный корабль постепенно тонул, его орудия были на одном уровне с кромкой воды. Вдоль берега и в воде вокруг нас были моряки, солдаты, куры, утки, гуси и всяческие вещи. Виной всему были китайцы - даже в последний момент, если бы они попытались отбить торпедный катер, они могли бы отразить катастрофу и, возможно, вместо этого потопить врага. Подобной попытки предпринято не было, и французы избежали внезапного побега.

Утром 15 февраля французы разведали бухту Шипу и обнаружили, что оба китайских корабля были потоплены. Гурдон и Дюбок были отмечены по возвращении во французскую эскадру, и оба были награждены за героизм, который они проявили при проведении торпедной атаки под огнем.

Смущенные потерей одного из своих кораблей из-за дружественного огня, китайские власти позже заявили, что Чэнцин был умышленно затоплен, чтобы не допустить его попадания в руки французов. Тем не менее, и Арлингтон, и Дубок зафиксировали яркую вспышку и громкий взрыв на борту Чэнцина во время битвы. Арлингтон предположил, что шлюп был поражен французской торпедой, но, похоже, он скорее пал жертвой китайского снаряда. Дубок и Гурдон настаивали на том, что они напали только на Юйюань, а не на Чэнцин.

Французские военные корабли в экспедиции Шипу
Примечания
Ссылки
  • Арлингтон, Л.С., Глазами дракона (Лондон, 1931)
  • Де Лонли, Д., Ламираль Курбе и др. «Баярд»; récits, исторические сувениры (Париж, 1886)
  • Duboc, E., Trente cinq mois de campagne en Chine, au Tonkin (Париж, 1899)
  • Huard, L., La guerre du Tonkin (Париж, 1887 г.)
  • Луар, М., L'escadre de l'amiral Courbet (Париж, 1886)
  • Лунг Чанг [龍 章], Юэ-нань ю Чун-фа чан -cheng [越南 與 中法 戰爭, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
  • Randier, J., La Royale (La Falaise, 2006) ISBN 2352610222
  • Роулинсон, Дж., Борьба Китая за военно-морское развитие, 1839–1895 (Гарвард, 1967)
  • Томази, А., La conquête de l'Indochine (Париж, 1934)
  • Райт Р., Китайский паровой флот, 1862–1945 (Лондон, 2001)
Внешние ссылки

Координаты : 29 ° 11′06 ″ с.ш., 121 ° 54′50 ″ в.д. / 29,18500 ° с.ш., 121,91389 ° в.д. / 29,18500; 121.91389

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:57:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте