Битва при Седане (1940)

редактировать

Битва при Седане
Часть вторжения Германии во Францию ​​и Нидерланды на Западном фронте Второй мировой войны
Bundesarchiv Bild 146-1978-062-24, Floing, Pontonbrücke über die Maas.jpg . Немецкие войска с французскими военнопленными переходили Маас 15 мая 1940 г. возле Седана
Дата12–15 мая 1940 г.
МестоположениеСедан и его окрестности, Франция 49 ° 42′9 ″ N 4 ° 56′33 ″ E / 49,70250 ° N 4,94250 ° E / 49, 70250; 4,94250 Координаты : 49 ° 42′9 ″ N 4 ° 56′33 ″ E / 49,70250 ° N 4,94250 ° E / 49,70250; 4.94250
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Франция. Соединенное Королевство Германия
Командиры и лидеры
Морис Гамлен. Французская Третья республика Чарльз Ханцигер. Французская Третья республика Анри Жиро. Пьер Лафонтен. Французская Третья республика Марсель Тету. Французская Третья республика Андре Кора. Французская Третья республика полковник. Понселе . Патрик Плейфэр Герд фон Рундштедт. Эвальд фон Клейст. Хайнц Гудериан. В. фон Рихтгофен. Бруно Лерцер. Нацисты Германия Генрих Крампф. Карл Вайзенбергер. Фридрих Кирхнер. Рудольф Вайль. Нацисты Германия Фердинанд Шааль
Сила

20000 человек. 300 танков. 174 артиллерийские орудия. 152 бомбардировщика.

250 истребителей
60000 человек. 41000 машин. 771 танк. 1470 самолетов. 141 артиллерийское орудие. 96 каучук лодки
Жертвы и потери
живой потери силы неизвестны. артиллерийские потери неизвестны. потери танков неизвестны. 167 самолетов120 убитыми. 400 ранеными (12–14 мая). 647 убитых или раненых (15–17 мая). не менее 81 резиновой лодки

Битва при Седане или Вторая битва при Седане (12–15 мая 1940 г.) имело место во время Второй мировой войны во время битвы за Францию ​​ в 1940 году. Это было частью оперативного плана германского вермахта под кодовым названием Fall Gelb (Case Yellow) для наступления через холмистые и лесистые Арденны, чтобы окружить союзные армии в Бельгии и на севере -восточная Франция. Немецкая группа армий А пересекла рекуперация Маас с намерением захватить Седан и продвинуться на север к берегу Ла-Манша, чтобы заманить в ловушку союзников. войска, продвигавшиеся на восток, в Бельгию, в рамках союзного плана Диле.

Седан расположен на восточном берегу реки Маас. Его захват даст немцам базу для перехода через мосты Мааса и переправы через. Затем немецкие дивизии могли продвигаться через открытую и незащищенную французскую сельскую местность к Ла-Маншу. 12 мая Седан был захвачен без сопротивления, и немцы нанесли поражение французской обороне вокруг Седана на западном берегу Мааса. Люфтваффе бомбардировки и низкий боевой дух не позволили французским защитникам разрушить плацдармы. Немцы захватили мосты через Маас у Седана, что позволяет им перебросить силы через реку. 14 мая ВВС союзников, Королевские военно-воздушные силы (RAF) и Armée de l'Air (французские ВВС) попытались разрушить мосты. Люфтваффе помешало им сделать это. В крупных воздушных боях союзники понесли большие потери, что истощило их бомбардировочные силы в кампании.

Французы контратаковали немецкие плацдармы с 15 по 17 мая, но наступление пало жертвой задержек и неразберихи. 20 мая, через пять дней после закрепления своих плацдармов, немецкая армия вышла к Ла-Маншу. Переправа через Маас позволила немцам достичь конечных целей Фалл-Гелб и окружить сильнейшие армии союзников, в том числе и сильнейшие армии союзников. В результате июньских сражений оставшаяся французская армия была уничтожена как эффективная боевая сила, британцы были изгнаны с континента, что привело к поражению Франции.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Немецкий план
    • 1.2 «Непреодолимый» Арденны
    • 1.3 Французская оборона у Седана
    • 1.4 Немецкое наступление
  • 2 Участвуют войска
    • 2.1 Немецкие войска
    • 2.2 Французские войска
  • 3 Переправа через Маас
    • 3.1 Захват Седана
    • 3,2 штурм люфтваффе
    • 3,3 1-я танковая дивизия в Голье
    • 3,4 2-я танковая дивизия в Дончери
    • 3,5 10-я танковая дивизия в Ваделинкуре
    • 3,6 бомбардировки союзников
  • 4 французское контрнаступление
    • 4,1 упущенный шанс
    • 4.2 Гонка до Булсона
    • 4.3 Битва при Булсоне
    • 4.4 Битва при Стонне
  • 5 Последствия
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
Предыстория

Немецкий план

10 мая 1940 года Вермахт вторгся в Люксембург, Нидерланды и Бельгию. В Нидерландах немцы неуклонно продвигались вперед. К 12 мая части немецкой группы армий B приближались к Роттердаму и Амстердаму, в то время как в центральной Бельгии немцы были близки к достижению Река Дайл к востоку от Брюсселя. В ответ на вторжения первая группа армий союзников под командованием Гастона Биллотта, в составе седьмой французской армии, французской девятой армии, Французская 1-я армия двинулась к реке Дайл, чтобы сформировать прочную линию фронта в рамках плана оборонительной стратегии, чтобы остановить наступление немцев в Бельгии. Однако наступление группы армий «Б» было отвлечением. Главный удар Фалл-Гелб должен был быть нанесен группа армий А через Арденны в Люксембурге и южной Бельгии. Как только эти слабо защищенные районы были преодолены, группа армий А XIX. Танковый корпус (19-й танковый корпус) под командованием Хайнца Гудериана был нанести удар по Франции у Седана, расположенного на реке Маас. Его захват позволяет немцам продвинуться в беззащитные глубины Франции и к Ла-Маншу, в тыл подвижным силам союзников, продвигавшимся в Бельгию. Результатом будет окружение на стратегическом уровне.

Для наступления верховное командование вермахта (немецкое верховное командование) предоставило группу армий А самую мощную концентрацию немецких танковых и моторизованных сил. Хотя группе армий B было выделено 808 танков, более ⁄ 4 от общего числа немецких танков, в основном это были легкие танки, такие как Panzer I и Panzer II, в отличие от Panzer III и Panzer IV. Более тяжелые танки были переданы Группе армий «А», поскольку для проведения важнейших операций в Седане требовались лучшие машины. Группа армий А насчитывала 1753 танка более жесткого типа.

«Непробиваемые» Арденны

После Первой мировой войны французский генеральный штаб исключил идею будущего немецкого прорыва через Арденны –Седан сектор. Французы были уверены, что танки по такой местности не преодолеть. Маршал Филипп Петен назвал их «неприступными». Морис Гамлен описал географический объект как «лучшее танковое препятствие в Европе». «Барьер» Мааса и Арденн казался надежной стратегической защитой, будущий противник не мог ни преодолеть, ни обойти. Французы пришли к выводу, что немецкое наступление через Арденны на Седан в лучшем случае достигнет Мааса только через две недели после начала любого немецкого наступления, а на то, чтобы прорваться только через Арденны, потребуется от пяти до девяти дней.

Французские оценки были менее известными в свете военных учений, проведенных в 1938 году. В том же году генерал Андре-Гастон Претела взял на себя командование маневрами, которые создали сценарий, по которому используется наша немецкая армия начала атаку семью дивизий, включая четыре мотострелковых дивизии и две танковые бригады (тип остальных трех не указывается). Оборона «французской» стороны рухнула. «Результатом было поражение настолько всеобъемлющего характера, что разумность его публикации была поставлена ​​под сомнение, чтобы моральный дух не пострадал». Еще в марте 1940 года французский доклад Гамлену назвал оборону в Седане, «последнюю усиленную» позицию на Маасе и последнюю перед открытую территорией Франции, как «совершенно не укрепленную». Претела правильно определил местность как относительно легкую для прохождения броней местность. В лучшем случае, заключил он, немцам понадобится 60 часов, чтобы добраться до Мааса, и один день, чтобы пересечь его. Эта оценка оказалась опозданием всего на три часа. Немцы достигли переправы через Маас всего через 57 часов.

Французская армия предприняла новые попытки увеличить укреплений осенью 1939 года, но суровая зимняя погода помешала заливке бетона и доставке необходимые материалы. 11 апреля 1940 года Чарльз Ханцигер попросил еще четыре дивизии для работы на обороне, но получил отказ.

Французская оборона у Седана

Вид на Маас во французских Арденнах

французская оборона у Седана была слабой и запущенной. Французы долгое время, что немецкая армия не будет атаковать через сектор Седана в рамках своих считанных усилий, и только бригадного генерала 55-я французская пехотная дивизия, дивизия категории B., был выделен в этот сектор. Линия Мажино заканчивалась в 20 км (12 миль) к востоку от Седана у Ла-Ла-Ла-Те, где форт № 505 находился в самом западном Ферном положении. Седан был частью протяженной линии Мажино, которая шла на север за рекой Маас. Между Седаном и Ла Ферте лежала брешь Стене, представлявшая собой участок незащищенной местности, не перекрытой французской обороной или естественными препятствиями. Это было причиной того, что значительное количество французских генералов настаивали на усилении этого сектора, игнорируя при этом Седан.

Когда французы строили укрепление укрепления, разведывательная авиация люфтваффе подхватила активность и доложила о ней. Крутые склоны на берегу Мааса, добавленные к тому, что, по данным фотографической разведки, представляют собой грозный барьер из бункеров и оборонительных рубежей, вынудили фельдмаршала Герда фон Рундштедта, главнокомандующего армий А, подвергнуть сомнению мудрость Гудериана в выборе Седана как в точки максимальных усилий. Чтобы определить, насколько сильны эти укрепления, была вызвана группа фотографов для оценки снимков. Их анализ пришел к выводу, что то, что выглядело сильными укрепленными позициями, было всего лишь строительными площадками недостроенными бункерами, которые, по сути, были пустыми снарядами. Вклад специалистов склонил план атаки Седана в пользу Гудериана.

Генерал Ханцигер был полагаться на «бетон» для обеспечения безопасности Седана, поскольку он отверг, что немцы будут атаковать через Арденны. Вторая армия построила 52 000 кубометров (1 800 000 куб. Футов) бетонных укреплений вдоль своего фронта, но очень мало в секторе Седан. Только 42 бункера защищали плацдармы «Седан» в начале войны в сентябре 1939 года, а к 10 мая был построен еще 61 бункер. Однако к 10 мая большая часть бункеров была незавершенной, из-за отсутствия заслонок орудийных окон для артиллерийских казематов. В некоторых бункерах не было задних дверей, что делало их уязвимыми для проникновения пехоты. К северу от Седана, на северной излучине Мааса, город Глер выходил на переправы на реке, где немецкая бронетехника должна была нанести самый сильный удар. Между бункером 305 в Глэре и бункером 211 с мостом Пон-Нёф был промежуток в 2 километра (1,2 мили). Это разрешающему, идущему с севера, использовать хорошие дорожные маршруты через ось Fleigneux - Saint-Menges -Glaire, чтобы войти в Седан с севера.

В обороне Седана также не было мин. Вторая французская армия охраняла фронт протяженностью 70 километров (43 мили) и получила всего 16 000 мин. Из этого числа 7000 были переданы кавалерийским дивизиям, которые должны были задержать продвижение немцев через южную Бельгию, а также блокпосты вдоль франко-бельгийской границы. Осталось 2 000 человек на защиту реки Маас. Из них 55-я пехотная дивизия получила 422. Не все из них были заложены, и некоторые заграждения были перенесены во время строительства бункера в секторе Седан.

Немецкое наступление

По мере продвижения немецкой армии 12 мая через южную Бельгию генерал Эвальд фон Клейст и Гудериан столкнулись из-за того, где должен был упасть главный пункт усилия. Клейст был непосредственным начальником Гудериана, командовал танковой группой фон Клейста, состоящей из XLI танкового корпуса и XIX танкового корпуса (под командованием Гудериана). Клейст настаивал на том, чтобы главная точка находилась в Флизе, западнее Седана. Клейст утверждал, что удар позволит избежать двойного пересечения рек через Маас (в Седане) и Арденнский канал (к западу от Седана). Более того, удар нанесет удар по разделительной линии между 9-й французской армией и 2-й французской армией. Гудериан видел вещи по-другому и тому, что удар в соответствии с планом Клейста приводит к, что фланг наступления северной границы в пределах досягаемости крепостной артиллерии в Шарлевиль-Мезьер, примерно в 25 километрах (16 миль) к -западу. седана. Смещение дальше на север также рассеяло концентрацию (или Шверпункт) и нарушило интенсивное планирование немецких тактических подразделений, в течение нескольких месяцев тренировались для атаки Седана и наступления на северо-запад. Он также чувствовал, что период перегруппировки перед Седаном задержит штурм на 24 часа и позволит французам подтянуть подкрепление. Клейстился с тем, что такая задержка неприемлема, поэтому он согласился с планом Гудериана.

Тем не менее, хотя Клейст признал безрассудство обходного пути Флизе, он настоял на том, чтобы сосредоточить наступления нужно было сделать западнее Арденнского канала. Клейст подтвердил это в письме Гудериану 18 апреля, но когда начались операции, Гудериан полностью проигнорировал это. Гудериан хотел иметь большой 20-километровый плацдарм в Седане и быстрое занятие Стонна и возвышенностей, окружающих Седан.

План Гудериана на 13 мая был прост. 2-я танковая дивизия на севере должна быть сформирована правый фланг атакующих сил, когда они достигли Мааса Дончери. 1-я танковая дивизия, усиленная пехотным полком Großdeutschland, саперно-саперным батальоном и дивизионной артиллерией 2-й и 10-й танковых дивизий, должна была произвести атака, переправившись через Маас к северу от Седана и захватив высоты Ла Марфи с видом на город. 10-я танковая дивизия должна была форсировать Маас к югу от Седана и прикрыть южный фланг корпуса. В течение дня большие массы войск и техники собрались к северу от Мааса для подготовки к переправе через рекуперацию.

Вовлеченные силы

Немецкие войска

Немецкие войска состояли из 1-я, 2-я и 10-я танковые дивизии. 1-я танковая дивизия под командованием генерал-майора (генерал-майора ) Фридриха Киршнера в своем составе 52 Panzer II, 98 Panzer III, 58 Panzer IV, 40 Panzer 35 (t) и восемь Sd.Kfz. 265 Panzerbefehlswagens. 2-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта (генерал-лейтенанта ) Рудольфа Вейля должна была передать 45 Panzer I, 115 Panzer II, 59 Panzer III и 32 Panzer IV. Также на нем было 16 Sd.Kfz. 265. 10-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Фердинанда Шаля 44 танка I, 113 танков II, 58 танков III, 32 танка IV и 18 Sd.Kfz. 265. Всего Гудериан смог собрать 60 000 человек, 22 000 автомобилей, 771 танк и 141 артиллерийское орудие. Он также мог вызвать 1470 самолетов.

Отчасти проблема Гудериана заключалась в отсутствии мобильной артиллерии. У него не было намерения останавливаться прорыв, чтобы дождаться, пока дополнительные артиллерийские части будут размещены на месте для штурма Седана. Вместо этого Гудериан запросил максимальную поддержку у люфтваффе. В первые несколько дней поддержки группы армий B. Большую часть поддержки с воздуха над Седаном должна была обеспечить Luftflotte 3 (Воздушный флот 3). Первоначально предполагалось использовать только ограниченное количество авиационных частей, но рабочая нагрузка люфтваффе была значительно увеличена ближе к моменту боя. Люфтваффе должно было совершить I. Fliegerkorps (1-й воздушный корпус под командованием Ульриха Грауэрта ), II. Fliegerkorps (под Бруно Лерцер ), В. Fliegerkorps (под Роберт Риттер фон Грейм ) и VIII. Fliegerkorps (под Вольфрам Фрайхер фон Рихтгофен ). Эти подразделения принадлежали Люфтфлотт 2 и Ягдфлигерфюрер 3 (Командир истребителей 3). Самым значительным отрядом был VIII. Fliegerkorps, получивший прозвище Nahkampf-Fliegerkorps (Воздушный корпус непосредственной поддержки), содержал Sturzkampfgeschwader 77 (пикирующее бомбардировочное крыло 77), мощное скопление пикирующих штурщиков бомбардировщиков, оснащенное Junkers Juunkers Juke 87. Это мощное воздушное скопление насчитывало около 1470 самолетов; 600 Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 средние бомбардировщики и Dornier Do 17 легкие бомбардировщики, 250 Ju 87s, 500 Messerschmitt Bf 109s и 120 Messerschmitt Bf 110s.

Французские войска

В секторе Longwy, Sedan и Namur, где встречаются Арденны и река Маас, 9-я армия и 2-я армия состояли в основном из дивизий низкого качества. Подкрепления были минимальными. Ресурсы в двух дивизиях серии B, 55-й и позднее 71-й пехотные дивизии, которые были нести основную тяжесть атаки, были слабыми. У них почти не было регулярных офицеров, и они не были задействованы в боевых условиях, находясь в контакте с противником.

У 55-й пехотной дивизии, охранявшей Седан, было мало времени для боевой подготовки, поскольку ее время было потрачено в строительных работах. Дивизия состояла в основном из резервистов, большинство из которых были старше 30 лет. Не было предпринято особых попыток улучшить плохие боевые качества дивизии. Один офицер, старший лейтенант Делас 1-го батальона 147-го крепостного пехотного полка, был арестован и заключен в тюрьму на 15 суток за то, что приказал провести стрельбу из 25-мм противотанковой пушки в соседнем карьере. Командир дивизии, генерал Лафонтен, больше полагался на укрепления, чем на обучение, поскольку считал, что это компенсирует слабость дивизии. Когда произошла битва, бойцам дивизии не хватало уверенности и желания сражаться.

Организация французской 55-й пехотной дивизии была хаотичной. Большинство частей были задействованы в строительных работах и ​​постоянно перемещались на разные тактические позиции. Из девяти компаний, занявших позиции к 10 мая, лишь несколько занимали соответствующие должности даже несколько дней и не были с ними знакомы. Один из высших пехотных полков, 213-й пехотный полк, был полностью снят с строя и заменен 331-м полком. В некоторых случаях пехотные полки состояли из нескольких разных рот из нескольких разных батальонов из разных полков. Например, 6-я рота 295-го пехотного полка, 2-й батальон, состояла из четырех разных рот, которые были набраны из трех разных батальонов, принадлежащих к трем разным полкам.

Такие действия повредили сплоченности изначально сильных частей. 147-й крепостной полк составлял костяк 55-й пехотной дивизии и должен был занять позиции бункеров на Маасе. В начале мобилизации у отряда был высокий моральный дух и очень хорошая сплоченность. Однако из-за постоянных изменений в организации батальоны подразделения снова и снова «разрывались на части».

Чтобы сменить 55-ю пехотную дивизию, французской 71-й пехотной дивизии было приказано покинуть резерв и на передовую. Присутствие 71-го пехотного полка сократило фронт с 20 до 14 километров (от 12,4 до 8,7 миль) вдоль Мааса. Это увеличило бы плотность боевых сил в непосредственной близости, но такое движение было завершено лишь частично к10 мая, поскольку его планировалось завершить 13–14 мая, через три дня после немецкой атаки. Хотя у двух дивизий было 174 артиллерийских орудия, что больше, чем у противостоящих им немецких сил, они должны были разделить эти силы между собой. Обе дивизии испытывали недостаток в противотанковых и зенитных орудиях, что было серьезным недостатком.

Переход через Маас

Захват Седана

Основная проблема, с которой столкнулись Гудериан, и его стратегия «седан» заключалась в недостаточной артиллерийской поддержки. Несколько батарей застряли в движении в Арденнах, и он не может полагаться только на артиллерийские батареи своих танковых дивизий. Все зависело от поддержки люфтваффе. Генерал дер Флигер Хьюго Сперрле, командующий Luftflotte 3, запланировал обычный метод краткой бомбардировки до того, как двинутся наземные войска. После подготовительных налетов средние и пикирующие бомбардировщики должны были разгромить французскую оборону. концентрированный удар продолжительностью 20 минут. Рейд был запланирован на 16:00 до перехода пехоты через Маас. В сотрудничестве II. Компания Fliegerkorps вместе с Гудерианом разработала концепцию непрерывного рейда. От идеи единого массированного удара отказались, и немецкие авиационные части должны были атаковать небольшими группами, но постоянно, в течение дня. Считалось, что эффект будет тройным; французская артиллерия будет уничтожена, эффект непрерывных налетов нанесет урон моральному духу врага, некоторые группы будут более систематичными и точными против целей, таких как бункеры.

Гудериан не знал, что фон Клейст, его непосредственный начальник, имел связался с Лоерцером и запретил предложенный Гудерианом длительный систематический подход в пользу одной большой атаки. - пожаловался Гудериан. Клейст проигнорировал его. Тем не менее, на следующее утро Лерцер отверг метод Клейста и приступил к согласованной катящейся бомбардировке, как это обсуждалось с Гудерианом. Позже Лерцер скажет, что официальный приказ от Хуго Сперрле прибыл слишком поздно, чтобы внести изменения.

К ночи 12 мая XIX. Танковый корпус въехал в седан. Гудериан сообщил, что врага не было видно. Теперь, когда сам был в безопасности, Гудериану пришлось нанести удар на юг, через защищенный тыл за Седаном, в свою очередь, был защищен большим бункерным комплексом, расположенным на хребте Марфи, куске возвышенности, покрывающим реку Седан-Маас на юге.. Но было три основных варианта. Он мог подчиняться тактической необходимости и защищать плацдармы от французской контратаки с юга; он мог нанести удар своим корпусом на запад, в сторону Парижа; Или он мог бы броситься к Каналу. Вспомнив, как начальник оперативного управления 1-й танковой дивизии Вальтер Венк сказал: «Бей кулаками, не трогай пальцами!», Гудериан остановился на последнем варианте.

Рано утром 13 мая 10-я танковая дивизия заняла позицию выше по течению к северо-востоку от Седана, готовая нанести удар по назначенному контрольно-пропускному пункту около города Ваделинкур. Ниже по течению 2-я танковая дивизия заняла позицию для переправы через Дончери. 1-я танковая дивизия готовилась нанести удар по плацдарму Голье, недалеко от Floing, в центре тактического фронта Седана. Именно на северном изгибе петли Седан-Маас люфтваффе было приложить максимум усилий, между Голье и Ваделинкуром. Чтобы дополнить поддержку с воздуха, Гудери лишил большинства своих танковых дивизий их артиллерии, которые расположены напротив Голье. Однако артиллерийским полкам не хватало боеприпасов. Продолжительный и разрушительный обстрел путем обстрела был невозможен. Люфтваффе должно было сделать большую часть работы. Гудериан сообщил, что его корпус имел только 141 артиллерийское орудие против 174 французов. К северу и югу от Седана и (артиллерийской крепости Шарлевиль-Мезьер) могли также добавить свою артиллерию и снарядить танковые части Гудериана, когда они пересекали плацдармы.. Медленное продвижение артиллерийских частей на увеличенное численное превосходство немцев, против которых теперь 1: 3. Только во второй половине дня немецкая артиллерия показалась, но без особого эффекта. 2-я танковая дивизия была вынуждена атаковать без артиллерийской поддержки. По этой причине Гудериан решил, что исход зависит от качества поддержки воздуха, действующей как летающая артиллерия.

Атака Люфтваффе

Luftflotte 3 и Luftflotte 2 (Альберт Кессельринг ), осуществил самую тяжелую воздушную бомбардировку, которую когда-либо видел, и самую интенсивную бомбардировку Люфтваффе во время войны. Люфтваффе направило в штурм два Sturzkampfgeschwader (крылья пикирующих бомбардировщиков), совершив 300 боевых вылетов против французских позиций, причем только Sturzkampfgeschwader 77 совершил 201 боевой вылет. В общей сложности 3940 самолет-вылетов было совершено девятью подразделениями Kampfgeschwader (крыло бомбардировщика), часто входящими в состав группы.

Запланированная воздушная атака продлится восемь часов с 08:00 до 16:00.. Лерцер и Рихтгофен направили в атаку две штуки. Ju 87 Loerzer совершил около 180 вылетов против бункеров Седана, а Рихтгофен - 90. Девять Kampfgruppen (крылья бомбардировщиков) II. Fliegerkorps совершил 900 вылетов против 360 из VIII. Fliegerkorps. VIII. Общее количество миссий Fliegerkorps на фронте Мааса составило 910 по сравнению с II. Fliegerkorps 1770 вылетов.

Целью Люфтваффе были высоты Марфи, которые лежали за Седаном на юго-востоке. Они укрепленные артиллерийские позиции и доминированные подходы к стратегическим и оперативным глубинам за Седаном и Маасом. Люфтваффе опоздали на два часа, но приложили большие усилия. Атаки производились группировкой (группировкой) по линии максимального сопротивления вдоль артиллерийского рубежа. Чтобы ограничить передвижение и связь, немецкие истребители обстреляли территорию, перерезав наземные линии и обстреляв укрепление, при этом несколько раз отстреливая радиоантенны с командных пунктов. Атаки изолировали передовые линии обороны. Sturzkampfgeschwader 77 нанес первый удар утром 13 мая. Всего за пять часов было совершено 500 самолетов-вылетов Ju 87.

Люфтваффе запугало защитников, сломив их психологически. Артиллеристы, костяк обороны, покинули свои позиции к моменту начала немецкого штурма. Люфтваффе стоило всего шесть самолетов, три из которых были Ju 87.

Французская 55-я пехотная дивизия не была подготовлена ​​к такой атаке. Французские солдаты отметили массивный психологический эффект бомбардировки, в частности сирены Ju 87. Однако после войны было обнаружено, что ни один из бункеров не был прямыми попаданиями. Более того, французы потеряли всего 56 человек. Причина была в косвенном эффекте. Телекоммуникационные функции были разрушены (большинство из них были проложены на открытом воздухе) в результате бомбардировок, парализовавших связь дивизии, а психологический ущерб ослабил ее обороноспособность.

Последовавший психологический ущерб способствовал «панике Булсона».. Примерно в 19:00 13 мая отчет французского артиллерийского наблюдателя был передан неверно. Ходили слухи, что к городу Бульсон подходят немецкие танки. Распространились ложные сообщения, и 55-я пехотная дивизия французов покинула свои позиции. Согласно немецким источникам, первый немецкий танкек реку Маас спустя 12 часов. Кого времени, когда ошибка была обнаружена большинством артиллеристов и пехотинцев произвести свою тяжелую технику.

1-я танковая дивизия в Голье

Немецкое наступление к 14 мая 1940 года.

Центральная наземная атака должна состояться под командованием 1-й танковой дивизии при поддержке пехотного полка Großdeutschland и 43-го штурмового инженерного батальона (43-й штурмовой инженерный батальон), поскольку в 1-й танковой дивизии был только один стрелковый полк. Großdeutschland будет присоединен к 1-й танковой дивизии на оставшуюся часть кампании и станет первым подразделением, которое прорвало оборону на высоте 247, возвышенности над Голье. Полк, к их большому удивлению, обнаружил, что люфтваффе не удалось уничтожить вражеские бункеры. Огонь вражеского стрелкового оружия привел к тому, что переправу через реку у моста Пон-Нёф невозможно было осуществить на резиновых штурмовых катерах, как задумано. Полк отступил. Разведка обнаружила, что вражеский бункер № 211 все еще был активен. Его расположение охраняло плацдарм, что делало опасным для немецкой пехоты попытки переправы. Взвод пехотных орудий (75-мм короткоствольная артиллерия) не смог его подбить. Для выполнения этой задачи было задействовано орудие двойного назначения 8,8 cm FlaK (88 мм). Это удалось, но следующая переправа не удалась, поскольку пулеметный огонь велся с другой позиции с фланга, которую не заметили. Как только с этим разобрался 2-й батальон, остатки полка переправились через реку. В течение оставшейся части дня полк продвигался к французской обороне, 6-я, 7-я и 8-я роты 2-го батальона постепенно выводили из строя каждый бункер. Несмотря на то, что два других батальона удерживались южнее, к 20:00 центральная высота 247 была взята. Полк Großdeutschland теперь прорвался на 8 км (5,0 миль) в оборону Франции.

На высоте 301, дальше на запад, Первый стрелковый полк под командованием полковника Германа Балька помог занять позицию к ночи. С помощью двух взводов 3-й роты 34-го штурмового инженерного батальона ему удалось выбить позицию бункера. Полк медленно продвигался на запад и смог увидеть 2-ю танковую дивизию на крайнем западном фланге 1-й танковой дивизии, атакующей позиции бункера возле Дончери. Несколько танков были подбиты. Первый стрелковый полк, 1-й танковый, перешел границу на территории 2-й танковой. Они облегчили проход 2-й танковой дивизии, выбив несколько бункеров на их восточном фланге, и преуспели в перерезании дороги Дончери-Седан. Пехоте также удалось выбить большинство казематов в этом районе, используя огнеметные команды, чтобы уничтожить бункеры, пехота которых не смогла быстро сдаться. Последний бункер сдался 13 мая в 22:40. К тому времени части 1-й и 2-й танковых дивизий вышли на реку Маас.

2-я танковая дивизия в Дончери

2-я танковая дивизия получила наиболее сложную задачу. Его продвижение через Арденны остановило и задержало движение почти на 250 километров (160 миль). Следовательно, он прибыл к Дончери поздно, после того, как 1-я и 10-я танковые дивизии начали наступление через Маас. Благодаря опозданию и атакам родственных частей, оборона противника была предупреждена до наступления 2-й танковой дивизии. Пересекая крайний западный конец сектора Седан на оси Дончери, он вынужден был продвигаться по открытой местности последние 3 км, прежде чем достигнуть плацдарма. Это подвергло дивизию обстрелу из Дончери и 75-мм артиллерийских казематов замка Бельвю, расположенных немного восточнее города. Несколько лодок были привязаны к Panzers и протащены, но танки были подбиты. Основная масса из 174 артиллерийских орудий, имевшихся у французов у ​​Седана, была сосредоточена на фронте 2-й танковой дивизии. Большинство из них располагалось в бункерах на южной стороне сектора реки Маас-Дончери. Некоторые батареи французской 102-й пехотной дивизии также присоединились с северо-запада, у Шарлевиля. Единственным способом ответить были гаубицы, но 2-я танковая дивизия передала свои тяжелые гаубицы 1-й танковой дивизии. Осталось всего 24 орудия, и они прибыли на поле боя только в 17:00. Когда они прибыли, у них было всего несколько снарядов на орудие из-за логистики в Арденнах.

Все попытки высадиться на южной стороне Мааса провалились. К счастью для Гудериана, 1-й танковой дивизии удалось форсировать Маас в центре (см. Выше). После завершения он направился на правый (восточный) фланг французов у ​​Дончери. Некоторые из его частей преодолели излучину Мааса. Штурмовые инженеры и 1-я танковая дивизия нейтрализовали орудия в замке Бельвю и очистили позиции бункеров вдоль реки Маас с тыла. Падение артиллерии на восточный фланг 2-й танковой дивизии было остановлено. Когда угроза артиллерийского огня с его правого фланга была устранена, части на левом фланге 2-й танковой переправились через реку и в 20:00 проникли на французские позиции напротив Дончери. Сильный огонь французов продолжался из бункеров перед Дончери на южной стороне Мааса. Лишь в 22:20, в темноте, регулярные переправы позволили укрепить немецкий плацдарм.

10-я танковая дивизия в Ваделинкуре

10-я танковая дивизия, как и 2-я танковая дивизия, выделил для поддержки соседних частей свои тяжелые артиллерийские батареи. В нем осталось всего 24 легких 105-мм гаубиц. К тому же в батареях не хватало боеприпасов. Люфтваффе не помогло 10-й танковой дивизии, поскольку большая часть воздушных атак была направлена ​​на поддержку 1-й танковой дивизии в центральном секторе. Это означало, что все позиции французской артиллерии и пулеметов в районе Ваделинкура не были потревожены. Кроме того, недавно добавленные 71-я пехотная дивизия и французский X корпус в районе Ремилли не позволили 10-й танковой дивизии добиться быстрого продвижения вперед. Дивизии также пришлось продвигаться к реке на открытой равнине примерно 600–800 метров (2 000–2 600 футов).

Около города Базель, инженеры и штурмовая пехота собрались, чтобы подготовить лодки к переправе через Маас у Ваделинкура, когда артиллерийский обстрел с французских позиций уничтожил 81 из 96 резиновых лодок. План атаки предусматривал атаку 69-го и 89-го пехотных полков, но потеря такого количества лодок означала, что только 86-й пехотный полк смог провести переправу. 69-й пехотный полк был оставлен в резерве, чтобы следовать за 86-м в качестве подкреплений.

Атаки 10-й танковой дивизии провалились на всем фронте Мааса. Единственный успех был достигнут небольшой командой из 11 человек (пять инженеров и шесть пехотинцев) 2-й роты 49-го Panzerpionier-Batailion (49-й танковый инженерный батальон), подчиненной 1-му батальону 86-го пехотного полка. Не имея поддержки и действуя по собственной инициативе, этот небольшой отряд во главе с фельдфебелем открыл решающий прорыв, выбив семь позиций бункера. Подразделения сопровождения из 1-го батальона 86-го стрелкового полка переправились к 21:00 и штурмовали оставшиеся бункеры на высоте 246, где находились основные позиции французской обороны. К концу дня плацдарм был улажен, а цель взята.

бомбардировка союзников

RAF Fairey Battle понесла большие потери на плацдарме

в центральном секторе, у Голье, немцы начали перебрасывать через Маас легкую пехотную артиллерию 3,7 cm Pak 36 для поддержки пехоты через рекуперацию. К 01:00 14 мая был возведен понтонный мост, над которым Sd.Kfz. 222, Sd.Kfz. 232 и Sd.Kfz. На плацдармы начали спешиваться 264 броневика. Во французских сообщениях говорилось о переходе мостов немецкими танками. Такие отчеты были ошибочными, так как первые танки переправились только в 07:20 14 мая. До этого через него проезжали массы грузовиков, бронемашин и других транспортных средств, но не танков.

Захват Седана и расширение плацдармов встревожили французов, которые призвали к общим усилиям против плацдармов у Седана. изолировать три танковые дивизии. Генерал Гастон-Анри Биллот, командующий Первой французской группой армий, правый фланг которой развернулся к Седану, призывалить мосты через Маас воздушной атакой, что «над ними пройдет либо победа, либо поражение!». Генерал Марсель Тету, командующий тактическими военно-воздушными силами союзников, приказал: «Сконцентрируйте все на седане. Приоритет между седаном и Хо составляет 1 000 000 к 1 ».

Нет. 103-я эскадрилья и No. 150-я эскадрилья RAF из Advanced Air Striking Force (AASF) совершила 10 боевых вылетов по целям ранним утром. При этом они понесли всего одну при вынужденной посадке. Между 15: 00–16: 00 взлетел 71 бомбардировщик Королевских ВВС в сопровождении истребителей союзников. Впечатляющий эскорт нивелировался наличием немецких истребительных частей, которые превосходили по численности истребители эскорта союзников в факении 3: 1. проиграл 10 Фейри Батлс и пять Бристоль Бленхейм. проиграл 14–18 боёв и проиграл 11 боёв. Из 71 отправленного бомбардировщика 40–44 бомбардировщика были потеряны, то есть уровень потерь составил 56–62 процента. AASF потеряли еще пять Hawker Hurricanes. AASF совершили 81 боевой вылет и потеряли 52 процента своей численности. Группа №2 РАФ также внесла 28 боевых вылетов. Результаты бомбардировки были неудовлетворительными: три моста были повреждены и один, возможно, разрушен.

Французские ВВС под командованием Командующих войсками (Командующего войсками) Марселя Тету Aeriennes де Сотрудничества дю Фронт Норд-Эст (Фронт сотрудничества Арденн Северо-Восток, или FACNE) редко поддерживал британские усилия, несмотря на большие подкрепления. В среднем они совершали всего один вылет в день, включая стратегические оборонительные задачи. Одной из причин этого были большие потери французских бомбардировщиков в предыдущие два дня. Во время битвы при Маастрихте в Нидерландах у Groupement de Bombardement (Bomber Groups, или GB) были сокращены эскадрильи. В GB I / 12 и II / 12 между ними было всего 13 LeO 451. В Groupement de Bombardement d'Assaut 18 (GBA 18) осталось только 12 из 25 Breguet 693. GB I / 34 и II / 34 могли собрать восемь самолетов из 22 Amiot 143, I / 38 - семь из 12 и II / 38 шесть из 11. Все эти группы были отправлены на Седан. 14 мая. Сопровождение было предоставлено Groupement de Chasse (Fighter Groups, или GC). GC III / 7 с 12 Morane 406, 12 Bloch 152 I / 8 и девятью Dewoitine D.520 I / 3. GBA 18 сопровождали 15 Bloch 152 из GC I / 8. Миссия обошлась французам в пять бомбардировщиков, два - от огня с земли. После этой даты французские бомбардировщики были выведены из боя за Седан. Основные усилия теперь были предприняты AASF.

Бомбардировщики союзников получили в основном плохую защиту. Всего было совершено 93 боевых вылета истребителей (из них 60 - французов). Французы потеряли в ходе операции 21 истребитель. Немецкая противовоздушная оборона вскоре была усилена Jagdgeschwader 26 и Jagdgeschwader 27 (истребительные крылья 26 и 27). Один из ведущих немецких истребителей, ответственных за высокий уровень потерь, был Jagdgeschwader 53 (Fighter Wing 53), который позже вступил в бой с французскими бомбардировщиками, которые пытались добиться успеха там, где AASF потерпели неудачу. Атаки не увенчались успехом, поскольку они не были скоординированы. Наряду с истребительной авиацией немцы создали в Седане мощные зенитные скопления. Батальоны FlaK 1-й, 2-й и 10-й танковых дивизий измеряли 303 зенитных орудия. Эти силы были построены вокруг 102-го полка FlaK с его 88-мм, 37-мм и 20-мм скорострельным оружием. Оборонительный огонь был настолько силен, что бомбардировщики союзников не могли сосредоточиться на цели. Пилоты бомбардировщиков союзников назвали это «адом на Маасе». 14 мая союзники совершили 250 боевых вылетов, французы потеряли 30 (по другим данным 21), а британские ВВС потеряли 20 истребителей. Еще 65 были серьезно повреждены. Из 109 отправленных бомбардировщиков RAF 47 были сбиты. Это означало, что по одной цели было потеряно 167 самолетов. Лерцер назвал 14 мая «днем истребителя».

Немецкие генералы, в частности Гудериан, были рады, что Люфтваффе помешало бомбардировщикам союзников подвести их мосты снабжения. К ночи по крайней мере 600 танков, включая танки 2-й танковой дивизии, которым пришлось использовать мост 1-й танковой дивизии в Голье (поскольку их еще не построили), переправились через Маас. Победа Германии в воздушном сражении была решающей.

Французское контрнаступление

Ханцигер, командующий 2-й армией, не был обеспокоен захватом Седана или крахом французской обороны в лицо воздушного нападения. Он ожидал, что значительные французские резервы, особенно X корпус, стабилизируют фронт. Силы в распоряжении Ханцигера были огромными. Решение Гудериана нанести удар на северо-запад оставило 10-ю танковую дивизию в одиночестве защищать плацдарм. Против этой силы выступил 21-й корпус (3-я бронетанковая дивизия, 3-я моторизованная пехотная дивизия, 5-я легкая кавалерийская дивизия, 1-я кавалерийская бригада) под командованием Флавиньи. Вторая группа, состоящая из 2-й легкой кавалерийской дивизии и 3-й танковой дивизии, усилила Флавиньи. X корпус с 12-м и 64-м разведывательными батальонами, части 71-й пехотной дивизии, 205-го пехотного полка, 4-й танковый батальон также должны были присоединиться к атаке. У французов было около 300 танков, из них 138 основных боевых танков состояли из Hotchkiss и Char B1-Bis.

. Французские танки имели более тяжелую броню и вооружение, чем Panzers. Panzer IV имел 30 мм брони, Hotchkiss - 45 мм, а Char B1 - 60 мм. Более того, его основное вооружение - одна 47-мм и одна 75-мм пушка - превосходило все немецкие танки. В открытом бою у брони Гудериана было мало шансов. Две трети его частей были оснащены Panzer I и II. Всего 30 Panzer IV были в его боевом порядке. Однако одним из важнейших недостатков французских танков, рассматриваемых в целом, была их низкая выносливость. Им потребовалась дозаправка всего через два часа. Они также были медленными в скорости, что усложняло операции в высоком темпе.

Упущенный шанс

14 мая генерал Лафонтен переместил командный пункт 55-й пехотной дивизии с его позиции на от высот Марфи до Булсона, в 10–11 км (6–7 миль) к югу от Седана. Французы в какой-то мере подготовились к прорыву немцев у Седана и, соответственно, разместили X корпус для контратаки. Он должен был занять позицию Булсона на оси Шери –Бульсон– Хароур и нанести удар по плацдармам Мааса. Местность включала густо лесистые районы, и оставленные подразделения убедили генерала Чарльза Ханцигера, командующего 2-й французской армией, в том, что они смогут удержать Булсон, а немцы не смогут использовать свою тактическую победу при Седане 14 мая.

Немцы потерпели семь часов задержки в переброске своей бронетехники через мост с 01: 20-07: 30, что могло иметь катастрофические последствия для танковых дивизий. Французы уже приступили к планам контратак с использованием бронетехники на удерживаемый немцами плацдарм в ночное время, но задержки с привлечением войск, промедление и нерешительность со стороны местного французского командования в целом усугублялись ошибочными сообщениями разведки и в результате замешательства из-за паники и отступления пехоты, которая также оставила свои позиции и артиллерию в рамках «паники Булсона», атака стала возможной только утром 14 мая. Командующий артиллерией X корпуса полковник Понселе пытался удержать свои части на месте, но неохотно приказал отступить. Это решение привело к тому, что артиллерийские дивизии Корпуса оставили многие тяжелые артиллерийские орудия, а также привело к развалу 55-й пехотной дивизии («паника Булсона») и частичному развалу 71-й пехотной дивизии. Через несколько дней Понселе покончил с собой.

13–14 мая немцы были уязвимы. Сильная атака французских бронетранспортеров могла помешать Гудериану прорваться с плацдармов Мааса и изменить исход кампании. Однако французские командиры, уже глубоко обученные и сведущие в довольно стойкой, ориентированной на оборону, широкой, обобщенной доктрине методологической войны, находились далеко в тылу, что означало, что у них не было картины битвы в реальном времени. Французским войскам в этом районе также препятствовали ошибочные сообщения разведки, согласно которым немецкие танки уже переправились через реку Маас, за несколько часов до этого, когда первый немецкий танк фактически пересек реку Маас. Когда разведка все же просочилась, она устарела. Это должно было оказаться фатальным, особенно в сочетании с тем фактом, что французское генерал в целом ожидало значительно более продолжительного процесса начальной фазы немецкого нападения и общей атаки в целом.

Гонка к Булсону

Забег на хребет Балсон начался 13 мая в 16:00. В 07:30 14 мая французская бронетехника продвинулась к хребту Балсон с целью захватить возвышенность, освобожденную пехотой 55-й пехотной дивизии 13 мая, и, что более важно, разрушить немецкие плацдармы. Хотя это могло быть возможным 13 мая, шансы изменились против французов.

Атака X корпуса включала в себя удар по левому флангу 213-го пехотного полка и 7-го танкового батальона, а также по правому флангу. с фланга - 205-й пехотный полк и 4-й танковый батальон. Правые фланговые силы прибыли с опозданием, поэтому 213-й пехотный и 7-й танковый батальон продвигались в одиночку на северном направлении. Считалось, что 213-й танковый батальон сможет достичь района между Шери и Бульсоном за один час пятьдесят минут, а 7-й танковый батальон - за два часа. Тем не менее, только через 17 часов после первоначального приказа о наступлении на Балсон передовые французские танки достигли хребта Балсон. Они обнаружили, что немцы избили их там на несколько минут.

Лафонтен колебался в течение 24 часов после полудня 13 мая. Он часами исследовал местность, иногда пытаясь сдержать бегство и рассуждать о бегстве, разбивая множество французских пехотинцев и артиллеристов 55-й и 71-й пехотных дивизий и путешествуя по местности к различным штабам полков в поисках своего командира корпуса генерала Грансара ( который в течение некоторого времени намеренно проводил разведку местности в тот относительный момент времени), чтобы получить приказ атаковать, и, тем временем, временно оценивая и совещаясь с некоторым местным командным составом. Из-за этого Лафонтен также отложил отдать приказы тактическим ударным частям до 05:00 14 мая, когда немцы укрепили свой плацдарм, и пехотные группы общевойсковых танковых дивизий уже продвигались вглубь суши. Булсон. У Лафонтена был план миссии с 20:00 13 мая по разгрому немцев и возвращению плацдармов в Маасе, но он ждал приказа о продолжении. Потребность Лафонтена в приказе противоречила действиям немецких подразделений, которые использовали более эффективную с тактической точки зрения систему Auftragstaktik (Mission Command ). В конце концов, Лафонтен растратил ценные часы, необходимые для потенциально решающей контратаки.

У французов была возможность отбросить немцев обратно в Маас, но они упустили свой шанс из-за плохой работы персонала. 1-я танковая дивизия изо всех сил пыталась продвигаться так быстро, как ей хотелось, и оказалась застрявшей на дорогах, ведущих из Голье и Седана. Более того, немецкие солдаты были измотаны пятидневным наступлением. Быстрый контрудар всего двух пехотных полков и двух танковых батальонов «ввергнул бы немцев в кризис». Даже неудачная атака и удержание Балсона позволили бы ее использовать соединениям 2-й французской армии и танковым частям, включая 3-ю французскую бронетанковую дивизию генерала Жан Адольф Луи Робер Флавиньи мощный 21-й французский корпус, который продвигался вверх от линии Мажино на юге.

У французов, усугубляющих свои проблемы, не хватало мобильных танков и танков наступательного назначения. Французская военная доктрина требовала, чтобы танки, в основном FCM 36, предназначенные для оборонительной поддержки пехоты, должны были наступать вместе с пехотой. По этой причине скорость FCM 36 не была рассчитана на ускорение, поэтому его максимальная скорость составляла всего 24 км / ч (15 миль в час). 14 мая с 07:30 до 08:45 французская бронетехника преодолела последние 2 километра (1,2 мили) до гребня. Головные части 1-й и 2-й танковых дивизий достигли гребня всего за несколько минут до этого, преодолев 9 километров (5,6 миль) за меньшее время. Но первоначальная схватка была не в пользу немцев. Вместо того чтобы удостовериться, что средние танки Panzer III и Panzer IV имеют приоритет при форсировании Мааса, немцы послали немногочисленных, а передовой авангард содержал в основном легковооруженные и легкобронированные, хотя и более быстрые Panzer Is и Panzer II.

Битва при Булсоне

Карта танковых сражений при Булсоне и Коннаже, 14 мая

Первые столкновения произошли, когда битва при Ханнате происходила в Бельгии. Результаты были примерно такими же. На южной стене Балсона командир 1-й танковой дивизии Киршнер потерпел несколько тактических неудач и увидел, как 37-мм снаряды из его 3,7 cm противотанковых орудий PaK 36 и Panzer III отскакивают от более сильных ударов. бронированные французские танки. Несколько немецких танков были быстро подбиты. Немцам пришлось удерживать французов у ​​гребня. Киршнер был вынужден послать свои танки в мелочах - тактика, которую Гудериан ненавидел, но сам решил, что другого выхода нет. И снова радиооборудование немецких танков позволяло им быстро перемещаться и общаться друг с другом, быстро менять точку защиты или нападения. Скорость немецких танков также позволяла им компенсировать свое отставание по боевой мощи от французских танков. Часто Panzer III и IV могли быстро проникнуть в тыл французских соединений, быстро приближаясь и выбивая французскую броню с тыла. Немцы отметили особую слабость между шасси и башней французских танков, которые были уязвимы для их огня.

Французская артиллерия, скрытая в лесу, оказалась более мощной, чем танки. Немецкая 1-я танковая рота была уничтожена французской артиллерией и отступила с помощью всего одного боеспособного танка. Компания отступила под прикрытием части гребня и двигала свой единственный танк вперед и назад, имитируя присутствие многих немецких танков. Отвлеченная от успеха у Голье, близ Седана, 2-я танковая рота была срочно направлена ​​к месту и сумела задержать наступление французских бронетранспортеров. Позднее прибытие пехотного полка Großdeutschland склонило чашу весов. Им удалось ликвидировать противотанковые рубежи и укрепить французскую пехоту.

PaK 36 в действии 1940 года. Он был неэффективен против французских тяжелых танков.

На левой стороне хребта Бульсона немцы встретили 13 французских танков с поддержка пехоты около Шери. Наступление немцев намеревалось нанести удар южнее города Шери, чтобы обойти французов. Киршнер отреагировал быстро и приказал разместить в Коннаже два противотанковых взвода. 37-мм орудия изо всех сил пытались остановить французскую бронетехнику, которая затем обошла позицию, двигаясь на запад, в то время как пехота продвигалась с юго-востока на правый фланг немцев. Прибыли 43-й штурмовой инженерный батальон и 8-я рота 2-го батальона 2-го танкового полка и отбросили французов обратно в город Шемери-сюр-Бар, примерно в 5 км (3,1 мили) к юго-западу от Булсон и к югу от.

В 10:45 Лафонтен приказал отступать, и Гудериан наконец получил тяжелую артиллерию из пехотного полка Гросдойчленд. 88-мм артиллерийские орудия двойного назначения и более тяжелые Panzer III и IV достигли района боя. К этому времени французский 7-й танковый батальон был разгромлен, а 213-й пехотный полк был разгромлен. Из 40 французских танков осталось всего 10. В двух генеральных боях 7-й танковый батальон в тот день потерял 10 из 13. Задержки на правом фланге означали, что 205-й пехотный полк и 4-й танковый батальон вышли на старт только в 10:45, к этому времени битва на берегу левое крыло было потеряно, и дальнейшие атаки справа не имели смысла. Парад победы 1-й танковой дивизии прошел в Чемери в 12:00, но был прерван, когда люфтваффе по ошибке бомбили площадь, в результате чего несколько человек пострадали.

Битва при Стонне

Карта с изображением первых немцев атака на Стонне, 15 мая

Немецкое командование не хотело использовать победу при Седане и Бульсоне, пока немецкие пехотные дивизии не догнали три танковые дивизии. Для Гудериана это было безумием, оно лишило бы победы при Седане и дало бы противнику время восстановить и реорганизовать свои все еще грозные бронетанковые подразделения. Гудериан решил настаивать на проливе Ла-Манша, даже если это означало игнорирование высшего командования и Гитлера. Гудериан приказал 10-й танковой дивизии и пехотному полку Großdeutschland удерживать плацдарм в Седане, а 1-я и 2-я танковые дивизии нанесли удар на северо-запад, в направлении Ла-Манша. Теперь, когда они в основном продвигались к «открытой двери», 1-я и 2-я танковые дивизии быстро продвигались в незащищенный тыл французов.

Плацдармы седана все еще были небезопасны. Французские войска концентрировались на юге. Гудериан решил, что лучше организовать агрессивную оборону, учитывая отсутствие подходящего противотанкового оружия для оборонительного боя. Лучшим вариантом было бы атаковать, а не защищаться. Продвижение 1-й и 2-й танковых дивизий способствовало его продвижению. Они натолкнулись на части X корпуса возле Чемери и нанесли им поражение. Французский корпус двигался к Седану, но после боя отступил на юг. Любая потенциальная угроза на западном фланге Германии была устранена.

Карта, показывающая неудавшуюся французскую контратаку 15 мая.

Часть первоначального плана Гудериана предусматривала обманный маневр на юг к линии Мажино и за ней, чтобы замаскировать намерение воткнуть в канал. Генерал Франц Гальдер сбросил его с Фалл-Гельба, но Гудериан воскресил его и приказал 10-й танковой дивизии и пехотному полку Großdeutschland атаковать через плато Стонн. В этом безобидном городке произошла жестокая двухдневная битва, в которой немцы впервые столкнулись лицом к лицу с лучшим французским танком Char B1-Bis. Один из этих танков, которым командовал Пьер Биллот, оказался неуязвимым для немецкого противотанкового огня, получил 140 попаданий и подбил 13 немецких танков (два PzKpfw IV и одиннадцать PzKpfw III) и ряд противотанковых средств. танковые пушки. Выяснилось, что французы сосредоточили там свою броню, чтобы провести еще одну атаку на плацдармах Седана. Битва при Стонне произошла с 15 по 17 мая, и город переходил из рук в руки 17 раз. В конечном итоге неудача французов в его удержании означала окончательную неспособность уничтожить плацдармы Седана.

Карта, показывающая французские атаки 16 мая. Также показывала путь "Eure"

Французское наступление на Стонн имело жизненно важное значение.. Город оставался базой, расположенной на возвышенности над Седаном. Французы могли использовать его как базу для долгосрочных атак на Седан. 15 мая началось сражение. Французы захватили 3-ю роту 49-го танкового батальона; 1-я рота 45-го танкового батальона; и 2-я рота 4-го танкового батальона; 1-й батальон 67-го пехотного полка; и 1-я рота 51-го пехотного полка. Французская пехота продвигалась медленно, а это означало, что броня превосходила ее. В одиночку танки попытались атаковать, но потерпели неудачу. В то время Стонне удерживался только 1-м батальоном Großdeutschland при поддержке только девяти из 12 противотанковых артиллерийских орудий полка. Пока французы продвигались вперед, слабая немецкая оборона изо всех сил пыталась удержать свои позиции. Однако когда одному немецкому взводу удалось подбить три французских Char B1, французские танкисты запаниковали и уехали на юг. Это была психологическая победа немцев, которая подтолкнула их к дальнейшей защите позиций. В следующих атаках они удерживали позиции и дрались. В течение следующих 48 часов город падет с каждой стороны, поскольку наступление сменяется контратакой. 10-я танковая дивизия направила свой 1-й батальон 69-го пехотного полка для поддержки оказавшейся в тяжелом положении Гросдойчланда. Немцы вернули город в 17:00 17 мая, в четвертый раз за девять часов.

Немцы усилили оборону в ночь на 16 мая шестым корпусом в составе 16-го. Дивизия под руководством Генриха Крампфа и 24-я пехотная дивизия. Это было своевременное развертывание. К этому времени Großdeutschland потерял 570 человек и нуждался в отдыхе, а 14-я танковая противотанковая рота (Panzerjägerkompanie 14) потеряла шесть из своих 12 орудий. Он также потерял 12 человек убитыми и 65 ранеными. Стонн был разрушен. Было подбито около 33 французских танков и 24 немецких танка. Теперь, когда 4-й корпус поддерживает немецкую оборону и контратаки, город был захвачен 17-й и последний раз в 17:45 17 мая.

Уничтожен французский B1 bis. Немецкий PzKpfw IV Ausf. Округ Колумбия. 1940.
Смена рукДатаВремяРезультат
Первый15 мая08:00Победа Германии
Вторая15 мая09:00Победа Франции
Третья15 мая09:30Победа Германии
Четвертая15 мая10:30Победа Франции
Пятая15 мая10:45Победа Германии
Шестое15 мая12:00Победа Франции
Седьмое15 мая17:30Победа Германии
Восьмое16 мая07:30Победа Франции
Девятая16 мая17:00Победа Германии
Десятаяночь 16–17 маяНезанятые-
Одиннадцатое17 мая09:00Победа Германии
Двенадцатая17 мая11:00Победа Франции
Тринадцатое17 мая14:30Победа Германии
Четырнадцатое17 мая15:00Французский v ictory
Пятнадцатое17 мая16:30Победа Германии
Шестнадцатое17 мая17: 00Победа Франции
Семнадцатое17 мая17:45Победа Германии
Последствия

Французы поражение при Седане оставило союзников в Бельгии с редкой защитой флангов. Прорыв был настолько быстрым, что драки было мало. Многие французские солдаты были взяты в плен, прежде чем смогли оказать сопротивление, что также объясняет низкое количество жертв, понесенных обеими сторонами. Два штурмовых саперных батальона под командованием Корталса достигли важнейшего успеха. Уничтожив бункеры в секторе Бельвю, они сделали возможным прорыв 1-й и 2-й танковых дивизий, и это было достигнуто без потерь. Военные историки сходятся во мнении, что битва при Седане решила судьбу Бельгии и Франции. 14 мая силы союзников ошиблись и из-за своих неудач в развертывании проиграли кампанию. Продвижение к Ла-Маншу захватило 1 700 000 солдат и изгнало союзников из Западной Европы. Основная часть британской армии бежала из порта Дюнкерк, но союзники оставили после себя большое количество оборудования. При спорных обстоятельствах немецким вооруженным силам не удалось устранить британцев, застрявших в кармане. Окружение уничтожило лучшие части французской армии, в том числе военнопленных всего 40 000, но 139 732 британских и 139 037 французских солдат спаслись. Французские и британские войска были отправлены из Англии и участвовали в боях в июне 1940 года, французы сдались вместе с остальными французскими вооруженными силами 25 июня 1940 года, когда вступило в силу перемирие от 22 июня. 276>

Примечания
Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:56:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте