Битва при Сан-Доминго

редактировать
Морское сражение Наполеоновских войн

Битва при Сан-Доминго
Часть наполеоновских войн
Duckworth's action off San Domingo, 6 February 1806, Nicholas Pocock.jpg. Действия Дакворта у побережья Сан-Доминго, 6 февраля 1806 г., Николас Покок
Дата6 февраля 1806 г.
МестоВыкл. Санто-Доминго, Карибское море 18 ° 18'N 70 ° 03'W / 18,300 ° N 70,050 ° W / 18,300; -70.050
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Франция
Командиры и лидеры
Джон Дакворт Корентин Лейссег
Сила
7 линейных кораблей. 2 фрегата. 2 брига5 линейных кораблей. 2 фрегата. 1 корвет
Потери и потери
338 убитыми и ранеными1500 убитых и раненых. 1156 захваченных. 2 линейных корабля уничтожены. 3 линейных корабля захвачены
.

Битва при Сан-Доминго была морским сражением Наполеоновских войн, сражавшихся 6 февраля 1806 года между эскадронами французских и британских линейных кораблей у южного побережья оккупированных французами испанских колоний Генерал-капитанство Санто-Доминго (Сан-Доминго на современном британском английском) в Карибском бассейне.

Все пять линейных французских кораблей, которыми командовал вице-адмирал Корентен-Урбен Лейссег, были захвачены или уничтожены. Королевский флот во главе с вице-адмиралом сэром Джоном Томасом Даквортом не потерял кораблей и потерял менее сотни убитых, в то время как французы потеряли около 1500 человек. Лишь небольшая часть французской эскадры смогла спастись.

Битва при Сан-Доминго была последним сражением флота в войне между французскими и британскими крупными кораблями в открытой воде.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Крейсер Дакворта
  • 2 Битва
    • 2.1 Атака Дакворта
    • 2.2 Разрушение французского тыла
    • 2.3 Лейссег выбрасывает на берег
    • 2.4 Уничтожение Империи и Диомед
  • 3 Последствия
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
  • 6 Библиография
История вопроса
Вице-адмирал Корентен-Урбен Лейссег

В конце 1805 года первый лорд Адмиралтейства лорд Бархэм снял блокаду французских портов в Атлантическом океане после Трафальгарской кампании, в ходе которой французский флот потеряли 14 линейных кораблей. Бархам считал, что французы, понесшие такие тяжелые потери, не смогут и не захотят начать крупное наступление в Атлантике до конца зимы. Однако он неправильно рассчитал численность флота в Бресте, главном французском морском порту на Атлантике. Брестский флот не участвовал в кампании 1805 года и, следовательно, не пострадал.

Воспользовавшись снятием британской блокады, император Наполеон приказал двум эскадрильям выйти в море с приказом совершить набег на британские торговые пути, пересекавшие Атлантику. Эти силы должны были нанести как можно больший экономический ущерб Великобритании, не задействуя эквивалентную британскую военно-морскую эскадру и не рискуя поражением и захватом. Предполагалось, что круиз продлится 14 месяцев и будет поддерживаться захваченными запасами продовольствия с британских торговых судов. Плывя без сопротивления 13 декабря 1805 года, эскадры разделились через два дня в погоне за британскими торговыми конвоями: одна эскадра направлялась в Южную Атлантику под командованием контр-адмирала Жана-Батиста Уилломеса, а другая - под командованием вице-адмирала Корентина-Урбена Лейссега., плывем в Карибское море. Адмиралтейство в Лондоне не обнаружило, что французы отплыли до 24 декабря, и две эскадры, которые они подготовили для преследования, под командованием заднего адмирала сэра Ричарда Страчана и контр-адмирал сэр Джон Борлас Уоррен, отплыл только в январе 1806 года, когда французы уже исчезли в Атлантике.

Однако была одна британская эскадра, которая поддерживала связь с французы: после Трафальгарской битвы в октябре 1805 года Адмиралтейство разместило эскадру под командованием вице-адмирала сэра Джона Томаса Дакворта у Кадиса для наблюдения за остатками объединенного флота. В ноябре 1805 года до Дакворта дошли сообщения о французской эскадре, действовавшей против британских конвоев у Диких островов между Мадейрой и Канарскими островами., принадлежавший контр-адмиралу Захари Аллеманд, покинул Францию ​​в июле 1805 года. Сразу же отправившись на разведку, Дакворт покинул Кадис, оставив только два фрегата наблюдать за союзным флотом на якоре. Миновав Сэвидж и Канарские острова, Дакворт продолжил путь к островам Зеленого Мыса, прежде чем признать, что французы сбежали от него, и снова повернул на север. Аллеманд был уже далеко на севере. В конце концов, 23 декабря он вернулся во Францию ​​без происшествий.

Круиз Дакворта

Во время своего обратного путешествия в Кадис 23 декабря Дакворт встретил HMS Arethusa под командованием капитана Чарльз Брисбен сопровождает небольшую группу торговых судов. Лейссег перехватил, преследовал и разогнал конвой Брисбена в Бискайском заливе 15 декабря, при этом Брисбен оставил только самые большие торговые суда, чтобы помочь прикрыть бегство меньших судов. После того, как он избежал преследования Лейссега, Брисбен отправился в поисках поддержки в Кадис, продолжая двигаться на юг, поняв, что Дакворта нет на назначенной ему станции. Сразу же взяв курс, который, как он полагал, должен был перехватить Лейссег, Дакворт повернул на северо-запад и 25 декабря обнаружил вражескую эскадру примерно в 200 морских милях (370 км) к северо-западу от Канарских островов. Дакворт приказал своей эскадрилье продолжать преследование, погоня продолжалась весь день и продолжалась до 26 декабря, когда стало ясно, что его цель - не Аллеманд. Фактически, Дакворт обнаружил отряд Уиллаумеса. Однако французский адмирал приказал своим кораблям идти впереди Дакворта, а не вступать в бой. К 13:00 26 декабря было очевидно, что британский флагман, HMS Superb, опередит самый задний французский корабль, когда Дакворт внезапно прекратил преследование. Позже он утверждал, что был обеспокоен тем, что передовые корабли его эскадры будут сокрушены сконцентрированной французской эскадрой, прежде чем отставшие, некоторые из которых находились более чем в 45 морских милях (83 км) позади Superb, могли вступить в бой.

Вице-адмирал сэр Джон Томас Дакворт. Генри Уильям Бичи, 1809, Национальный морской музей

Когда Уиллаумес сбежал в Южную Атлантику, Дакворт приказал своей эскадре плыть на Барбадос для пополнения запасов перед тем, как отправиться в долгий путь обратно в Кадис. Когда он прибыл 12 января 1806 года, он приказал фрегату HMS Acasta на St. Киттс, чтобы организовать необходимое водоснабжение, и 19 января переместил эскадрилью на якорную стоянку у Бастер. Там к нему присоединились два корабля эскадры Подветренных островов, HMS Northumberland и HMS Atlas. Нортумберленд был флагманом контр-адмирала Александра Кокрейна, командира станции. Прибытие Кокрейна увеличило количество адмиралов в эскадрилье до трех, поскольку заместителем Дакворта был контр-адмирал Томас Луи в HMS Canopus. Лейссег также был на пути к Карибскому морю, зимние штормы у Азорских островов задержали его, разделили Александра и Храброго и нанесли ущерб Юпитеру <25.>и Диомед. Прибыв 20 января в контролируемый французами город Санто-Доминго на острове Эспаньола, Лейссег высадил более 1000 солдат в качестве подкрепления для гарнизона и произвел поспешный ремонт, ожидая прибытия войск. прибытие пропавших без вести кораблей, появившееся 29 января. Во время пребывания в гавани Лейссег высадился на берег и приказал перебросить корабли в море после их атлантического плавания, что было трудным и длительным процессом.

1 февраля небольшой шлюп HMS Kingfisher прибыл в Бастер с информацией о том, что три линейных французских корабля были замечены у Санто-Доминго. Дакворт приказал флоту немедленно отплыть. 3 февраля бриг HMS Epervier присоединился к нему в St. Томас и 5 февраля фрегат HMS Magicienne под командованием капитана Адама Маккензи соединились около прохода Моны. Маккензи сопровождала датская шхуна, которая несколько дней назад отплыла из Санто-Доминго, и чья команда смогла предоставить подробный отчет о составе французской эскадры. Перед тем, как шхуна отплыла, ряд французских офицеров прокомментировали риск, связанный с выходом судна из порта, но адмирал отказался от их требований сжечь датский корабль. Дакворт теперь был уверен, что он превосходит Лейссег численностью и превосходит по вооружению. В ночь на 5 февраля британская эскадра медленно подошла к Санто-Доминго, Акаста и Мэджикьен, ведя разведку перед основным флотом.

Битва

Атака Дакворта

В 06:00 на 6 февраля разведчики Дакворта заметили французов, заметив два фрегата, пять линейных кораблей и одно большое торговое судно, стоящие на якоре у входа в Санто-Доминго. Лейссег, как сообщается, отдал приказ эскадре отплыть на Ямайку, хотя несколько французских кораблей еще не были готовы к выходу в море, а два фрегата уже находились под парусами, когда прибыли британцы. Лейссег не был на борту «Империал»; он и несколько его офицеров все еще вели свои дела в городе и поэтому были вынуждены присоединиться к эскадре на небольших лодках, что задержало ее. Несколько офицеров, в том числе, возможно, и Лейссег, не добрались до своих кораблей до начала боя. Понимая, что его противник находится в уязвимом положении, Дакворт поднял все паруса, чтобы сблизиться с французами. Лейссег тоже осознал опасность, в которой находились его корабли, и приказал им подняться на якорь и затем плыть на запад вдоль побережья в направлении Низао. Сохраняя плотный строй, французы сформировали боевой порядок, во главе которого стоял капитан во главе с Александром, за ним следовали Империаль, Диомед, Юпитер и Храбрый. Фрегаты и корвет заняли позицию между линией фронта и берегом. Дакворт был обеспокоен тем, что на западе могут быть другие французские силы. Поэтому он развернул свою линию атаки, чтобы пройти через фронт французской линии, и дал знак своей эскадре направить огонь по трем передним кораблям: Александру, Империалю и Диомеду.

Битва при Сан-Доминго, 6 февраля 1806 г. с HMS Канопус присоединяется к действию, Томас Лайд Хорнбрук

В 08:00 корабли Дакворта разделились на две части, западная линия к наветренной под Даквортом с Superb, Нортумберленд, HMS Spencer и HMS Агамемнон и восточная линия при Людовике с Канопусом, HMS Donegal и Атласом. Британские фрегаты выстроились в строю к западу от британских позиций, ожидая приказа оказать помощь в случае необходимости. В течение следующих двух часов британцы медленно приближались к французской эскадре, британские дивизии распадались, поскольку более быстрые корабли опережали более медленные. Эскадра Луи отставала от Дакворта, а Агамемнон отставал от трех других кораблей своей дивизии, которые в остальном оставались плотным строем. Небольшой сдвиг ветра позволил Лейссегу скорректировать свое направление на юго-запад, но близкое присутствие суши ограничивало французские передвижения, и в 10:10 Superb смог открыть огонь по Александру.

Позиции обоих флотов примерно в 10:00.

Когда британский флагман вступил в бой с ведущим французским судном, Нортумберленд открыл огонь по следующему в очереди, флагману Лейссега «Империал». Французский корабль нес 120 орудий против 74 Нортумберленда, но Кокрейн плотно вступил в бой при быстрой поддержке Спенсера, который открыл огонь одновременно по Империалю и Диомеду. В течение 15 минут британцы продолжали сближаться, обе эскадрильи плыли на запад вдоль побережья по ветру. В 10:25 поврежденный Александр внезапно вышел из строя, пытаясь проехать между Спенсером и Нортумберлендом и разгребать их обоих. Капитан Роберт Стопфорд на Спенсер быстро отреагировал, повернувшись через лук Александра и сгребая ее, а затем потянулся вдоль противоположной стороны Александра Гарро и открыл огонь с близкого расстояния. В дыму и замешательстве ни Суперб, ни Нортумберленд не заметили движения Спенсера; оба сделали несколько выстрелов в Спенсера, прежде чем осознали свою ошибку. Убрав Спенсера и Александра с дороги, Империал смог нанести удар обоим ведущим британским кораблям, угрожая сокрушить их. Кокрейн двинулся на защиту флагмана, потянув Нортумберленд между Империал и Суперб, получив ужасные повреждения, но сохранив корабль Дакворта нетронутым. Огонь Империаля был настолько силен, что несколько выстрелов прошли прямо через Нортумберленд в Суперб.

Разрушение французского тыла

Пока бушевала битва во главе линии, остальные обе эскадрильи пытались присоединяйтесь к битве. Британская восточная дивизия под командованием Луи достигла сражающихся Александра и Спенсера в 10:35, два корабля сцепились вместе к югу от основного сражения. Когда они проходили, Канопус, Донегол и Атлас обстреляли французский корабль, обрушив все его мачты и оставив его в искалеченном состоянии. Затем Канопус направился прямо к битве вокруг Империала, когда Донегол и Атлас повернули на северо-запад, чтобы перехватить Храброго и Юпитера соответственно. В 11:00 Спенсер последовал за Канопусом, а команда Александра была занята тушением пожара, вспыхнувшего на борту. Александра была так сильно повреждена, что не могла ни убежать, ни продолжить бой; формально она сдалась через десять минут.

Капитан Пултени Малкольм на Донеголе атаковал Брейва напрямую, выстрелил из своих орудий по правому борту, а затем пересек корму Брейва, нанеся серьезный урон граблям, прежде чем снова двинуться вдоль борта. и атаковать с близкого расстояния. Сильно поврежденный, Brave сдался. Затем Малькольм приказал капитану Ричарду Данну в Акасте завладеть, когда Донегол двинулся вперед, чтобы сразиться с Юпитером. Вместе с Донеголом рядом с Юпитером капитан Сэмюэл Пим в Атласе отказался от своего краткого столкновения с французским кораблем и направился в рукопашную схватку вокруг все более изолированного Империала. Воспользовавшись превосходной скоростью своего корабля, Малькольм опередил Юпитер, а затем протаранил его нос, скрепив корабли вместе, чтобы не дать французскому судну ускользнуть. Понимая, что дальнейшее сопротивление безнадежно, капитан немедленно сдался. Затем Малькольм послал на борт 100 человек в качестве призовой команды и прикрепил буксирный трос к французскому кораблю, как раз в тот момент, когда следящий за ним Агамемнон, наконец, вышел в бой.

Лейссег выезжает на берег

Под покровом тяжелых дым, который сбивал с толку позиции и опознавательные знаки кораблей во главе линии, маневрирование стало опасным: Атлас произвел два залпа в Империаль, когда она прибыла, а затем разгромила французский флагман, прежде чем его румпель застрял в тот момент, когда появился Диомед. из дыма. Получив тяжелый залп от французского корабля, Атлас впоследствии столкнулся с Канопусом, так как он тоже появился сразу же впереди, оторвав свой бушприт при столкновении. Вернувшись в бой, Атлас вступил в бой с Диомедом с близкого расстояния, в то время как остальная часть британской эскадры сосредоточила свой огонь на осажденном Империале, за исключением поврежденного Нортумберленда, который уходил с линии фронта.

С его грот и бизань-мачты рухнули, и спастись невозможно, Лейссег повернул свой корабль к берегу в 11:30, обогнав огонь дрейфующего Нортумберленда и оставив Superb позади. Дакворт не хотел рисковать своим кораблем на мелководье. Канопус поддерживал давление, преследуя французский флагман, пока в 11:40 не стало ясно, что Impérial жестко сел на мель на коралловом рифе, менее чем в миле от пляжа. Диомед, атакованный Атласом и недавно вернувшимся Спенсером, последовал за Империал на берег. Когда они столкнулись с рифом, оба французских корабля потеряли свои оставшиеся мачты и серьезно пострадали корпуса. Затем их экипажи собрались на палубе и приготовились покинуть корабль, поскольку британская эскадра отступала из-под огня с берега. Во время боя все французские фрегаты и корвет проскользнули между сражающимися эскадрильями и береговой линией и ушли на запад. Британские фрегаты были слишком озабочены посадкой и буксировкой призов, чтобы начать преследование.

Уничтожение Империала и Диомеда

Сэр Дж. Действия Дакворта у Сан-Доминго, 7 8 февраля 1806 г., Томас Уиткомб, 1817 г., Национальный морской музей

Когда Дакворт собрал свою эскадру, грот-мачта Нортумберленда рухнула на палубу, причинив серьезные повреждения кораблю. судовое оборудование. Хотя флагман Кокрейна был наиболее сильно поврежден в эскадрилье, все в определенной степени пострадали: люди Superb насчитали 60 пробоин, в то время как Атлас вышла из-под контроля, а Донегол потерял одну из своих верхних мачт. Потери также были распределены по всему флоту, больше всего пострадали Нортумберленд и Спенсер, а меньше всего - Атлас, за исключением едва вступившего в бой Агамемнона. Общие потери составили 74 убитых и 264 раненых, а несколько кораблей были повреждены, но Дакворт быстро отремонтировал, поскольку его корабли оставались на стоянке, чтобы наблюдать за ситуацией на берегу.

Империаль и Диомед сели на мель между Низао и Мыс Каталония, их корпуса бортом к берегу и их днища утрамбованы рифами, лежащими на берегу. Используя оставшиеся корабельные лодки и при помощи берега, раненых и выживших переправили на пляж. Эти операции продолжались непрерывно до 8 февраля, когда Дакворт отправил лодки из Акасты и Мэджикьен к затонувшим кораблям. Не встретив сопротивления, стороны на лодке удалили оставшихся французских членов экипажа в качестве пленных и подожгли оба корабля, чтобы лишить французов возможности их использования, хотя Лейссег фактически уже отдал приказ сжечь их после того, как будут эвакуированы последние люди. Ее капитан был среди 150 пленных британцев, взятых у Диомеда. Напротив, британцы обнаружили на борту Impérial только шесть человек, ни один из них не был офицером. Французские потери в бою были очень тяжелыми: более 500 человек, по оценкам, были убиты или ранены только на Империале, и более 1000 дополнительных потерь были распределены между остальной частью флота. Юпитер не был серьезно поврежден в бою, и Brave, хотя и был поврежден в корпусе, находился в рабочем состоянии. Оба корабля сдались в начале боя, потеряв своих капитанов убитыми или ранеными при первоначальных обменах. Александр, напротив, был разбитым кораблем. Ее британская призовая команда только не допустила, чтобы зияющие дыры в ее корпусе затопили ее.

Дакворт оставался на якоре у Санто-Доминго еще несколько дней, пока вся его эскадрилья и их призы не были готовы к путешествию на Ямайку. отправка командира Натаниэля Дэй Кокрейна в Британию в Зимородок с официальными депешами. Адмирал Кокрейн отделился от флота в день отбытия, и Нортумберленд и Агамемнон отплыли на Барбадос на случай, если другие французские силы появятся на Подветренных островах, пока основной флот ремонтирует на Ямайке. Дакворт был встречен на Ямайке с «восторженными благодарностями», и его призы были повторно собраны для поездки обратно в Великобританию. В результате Brave потерпел крушение у Азорских островов с потерей трех человек, а Александр был слишком сильно поврежден для дальнейшей службы, будучи разбитым по прибытии. Только Юпитер, переименованный в HMS Maida после недавнего поражения французов в битве при Майде в Италии, продолжил карьеру в Королевском флоте. Единственные уцелевшие французские корабли, фрегаты Comète и Félicité, а также корвет Diligente вернулись во Францию ​​без происшествий в течение следующих месяцев.

Последствия

Победа, всего через четыре месяца после успеха на Трафальгаре, была отмечена в Британии и по всей Империи, особенно в Карибском бассейне. Простые слухи о присутствии Лейссега задушили торговлю и вызвали панику в торговых домах Вест-Индии, а победа Дакворта помогла снова восстановить доверие к коммерческим морским путешествиям. В Великобритании и Палата общин, и Палата лордов выразили свою благодарность всей эскадрилье, когда был зачитан отчет Дакворта о действиях, ходатайства возглавил лорд Гренвилл. и Чарльз Грей, которые оба произнесли пространные речи, восхваляющие Дакворта. Головные деньги - награда за убитых, раненых или взятых в плен военнослужащих противника - была выплачена за 4268 человек, хотя записи показали, что на французском флоте было значительно меньше людей. Дополнительные денежные призы были выплачены за захваченный Юпитер, а награды в виде денег, церемониальных доспехов и изысканных мечей были изготовлены патриотическими обществами и лондонскими страховщиками. Адмирал Луи был сделан баронетом, а Кокрейн рыцарем-компаньоном Ордена Бани, в то время как ряд повышений был распределен между первыми лейтенантами. Однако Дакворт не получил ничего, кроме своей доли общих наград. Вице-адмирал лорд Коллингвуд, главнокомандующий Средиземным морем, был в ярости из-за того, что Дакворт покинул свой пост у Кадиса, не смог привести Уиллаумеса в бой в декабре, а затем отплыл в Вест-Индию, чтобы пополнить запасы, вместо того, чтобы вернуться. до побережья Испании. Историки Уильям Джеймс и Уильям Лэрд Клоуз оба считали, что, если бы Дакворт не победил Лейссег, он, вероятно, столкнулся бы с военным трибуналом. Отсутствие Дакворта вынудило Коллингвуда отвлечь часть своих кораблей на блокаду Кадиса. Предоставленных сил все же оказалось недостаточно - 26 февраля эскадра французских фрегатов вырвалась из порта и ускользнула в Рошфор. Влияния Коллингвуда было достаточно, чтобы заблокировать дополнительные награды для Дакворта, который впоследствии вернулся в Средиземное море и в 1807 году командовал флотом в безрезультатной операции «Дарданеллы». Более четырех десятилетий спустя битва была отмечена застежкой, прикрепленной к медалью за общие службы военно-морского флота, которая была вручена по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году.

Во Франции правительственная пресса исказила битву. Le Moniteur Universel опубликовал отчет, якобы написанный капитаном Рэймондом Коко с корвета Diligente. Отчет начался с неточного утверждения, что британская эскадра состояла из девяти линейных кораблей. Отчет заканчивался информацией о том, что два британских корабля были уничтожены на побережье Сан-Доминго вместе с тремя французскими и что два других были обезврежены и серьезно повреждены. Официальный французский отчет, написанный Leissègues, но не опубликованный во Франции, опроверг эту версию событий. Лейссег заявил, что Коко вместе с другими меньшими военными кораблями в начале сражения выплыл на запад и что к тому времени, когда флагман сошёл на берег, Дилигенте уже скрылся из виду. Лейссег оставался на Санто-Доминго в течение некоторого времени, но вернулся в Европу к тому времени, когда колония пала объединенными силами Великобритании и Испании в июле 1809 года. Позже он получил региональное командование в Ионическом море. и участвовал в Адриатической кампании.

Атлантический поход продолжался всю весну и лето. Уиллаумес смог избежать поисков британской эскадрильи, оставшись глубоко в Южной Атлантике. Однако 13 марта 1806 британцы под командованием Уоррена перехватили и разбили французскую эскадру под командованием контр-адмирала Шарля-Александра Дюрана Линуа. В конце концов, вынужденный север в поисках дополнительных запасов продовольствия, Уиллаумес вошел в Карибское море, где он надеялся перехватить конвой с Ямайки в Великобританию. Неповиновение одного из его собственных капитанов сорвало план Уиллаумеса, и он приказал своей эскадрилье выйти на последний этап плавания Ньюфаундленда. 18 августа 1806 года, когда он находился глубоко в Центральной Атлантике, свирепый ураган схватил эскадру и разогнал ее. В конце концов Уиллаумес нашел убежище в Гаване ; несколько его кораблей достигли портов в Соединенных Штатах, некоторые из них слишком сильно повреждены, чтобы когда-либо снова отправиться в плавание. Только четыре из 11 линейных кораблей, вышедших из Бреста в декабре 1805 года, вернулись во Францию. Сан-Доминго был последним сражением флота во время войн на открытой воде; Единственным последующим столкновением между флотами была Битва на Баскских дорогах, произошедшая на узком мелководье в устье реки Шаранта.

Примечания
Ссылки
Библиография
  • Адкинс, Рой; Адкинс, Лесли (2006). Война за все океаны. Лондон: Abacus. ISBN 0-349-11916-3.
  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 г., том V. Chatham Publishing. ISBN 1-86176-014-0.
  • Гардинер, Роберт, изд (2001) [1998]. Победа морской мощи. Издания Caxton. ISBN 1-84067-359-1. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка ) CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Грокотт, Теренс (2002) [1997]. Кораблекрушения революционной и наполеоновской эпохи. Выпуски Caxton. ISBN 1-84067-164-5.
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 4, 1805–1807. Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-908-5.
  • Роджер, NAM (2004). The Command of the Ocean. Allan Lane. ISBN 0-7139-9411-8.
  • Роуз, Дж. Холланд (1929). "Британская Вест-Индская торговля как фактор наполеоновской войны". Cambridge Historical Journal. 3 (1): 34–46. OCLC 48537238.
  • Вудман, Ричард (2001). Sea Warriors. Constable Publishers. ISBN 1-84119-183-3.

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:55:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте