Битва при Лисе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Третьей итальянской войны за независимость | |||||||
. Морское сражение Лиссы, Карл Фредерик Соренсен | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Австрия | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Вильгельм Тегеттоф | Карло ди Персано | ||||||
Сила | |||||||
4 броненосцы. 3 бронированных фрегата. 1 линейный корабль. 5 винтовых фрегатов. 1 винтовой корвет. 2 канонерские лодки. 6 канонерских лодок. 1 винтовой тендер. 3 парохода | 9 броненосцев. 1 бронированный фрегат. 2 бронекорвета. 7 винтовых фрегатов. 1 винтовой корвет. 2 гребных корвета. 1 шлюп. 3 канонерские лодки. 2 авизо. 4 торговца | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
176 убитых и раненых | 660 убитых и раненых. 2 потоплены 2 броненосца | ||||||
Местоположение в Хорватии |
Битва Лиссы (или Битва при Висе ) произошла 20 июля 1866 года в Адриатическом море около далматинского острова Вис (Лисса по-итальянски) и была значительной победой Австрийской Империи над численно превосходящей итальянской силой. Это была первая крупная морская битва между броненосцами и одна из последних, в которой использовался преднамеренный таран. Итальянский флот произвел около 1450 выстрелов во время боя, но не смог потопить ни один австрийский корабль, потеряв при этом два броненосца.
Одной из основных причин этой плохой работы было внутреннее соперничество между командующими итальянского флота: например, итальянский вице-адмирал Альбини со своими кораблями не вступил в бой с противником.. Схватка состояла из нескольких небольших сражений: главное сражение произошло между семью австрийскими и четырьмя итальянскими броненосцами и показало способность австрийского полководца Тегетгофа разделить своих более многочисленных противников, а затем уничтожить изолированные броненосцы.
Битва произошла в рамках Третьей войны за независимость Италии, в которой Италия объединилась с Пруссией в ходе конфликта против Австрии. Главной целью итальянцев было захватить Венецию и хотя бы часть ее окрестностей со стороны Австрии. Флот состоял из небронированных парусных кораблей с паровыми двигателями и бронированных броненосных кораблей, также сочетающих паруса и паровые машины. Итальянский флот из 12 броненосцев и 17 небронированных кораблей превосходил австрийский флот в 7 и 11 соответственно. Австрийцы также сильно уступали по нарезным орудиям (от 276 до 121) и общему весу металла (от 53 236 тонн до 23 538 тонн). В акции участвовал единственный башенный корабль - итальянский Affondatore. Пьемонтский граф Карло ди Персано командовал итальянским флотом, а австрийским флотом командовал Контерадмирал Вильгельм фон Тегетгоф. Форт на острове Лисса находился под командованием оберста Давида Урс де Маргина, этнического румына из Трансильвании. Итальянский флот под командованием Персано был разделен на три подразделения: Персано командовал основными боевыми силами с 9 броненосцами; его заместитель Альбини командовал дивизией «поддержки» (занимавшейся в основном высадками); а адмирал Вакка командовал третьей «резервной» дивизией с небольшими деревянными кораблями. Атакующий австрийский флот также был разделен на три дивизии. 1-я дивизия состояла из броненосных кораблей, а 2-я - из мощного, но устаревшего небронированного деревянного линейного корабля Kaiser и 5 фрегатов. 3-я дивизия состояла из небольших винтовых канонерских лодок и вооруженных торговых судов. Вооруженный торговый крейсер Стадион опережал флот, действуя как разведчик.
Три австрийские дивизии были сформированы в три последовательные стрелочные или V-образные соединения; бронетанковая 1-я дивизия Тегеттхофа находилась в фургоне, более слабые канонерские лодки и гребные пароходы 3-й дивизии - в тыл, а мощные, но небронированные суда 2-й дивизии Коммодора Петца были в центре. Австрийский план, из-за их более слабой огневой мощи, заключался в том, чтобы быстро приблизиться к мелэ и использовать огонь с близкого расстояния и таран, чтобы потопить небольшую часть итальянского флота, тем самым сломив волю итальянцев к сражению. Итальянцы, несмотря на численное превосходство, не были готовы к бою. Они были заняты подготовкой к высадке на острове Вис (Лисса), когда до них дошло известие о том, что австрийский флот находится в море и ищет битву. Персано отменил высадку, приказал флоту выстроиться в линию в ряд, но, задумываясь, отменил этот приказ (вызвав замешательство среди итальянских командиров) и приказал флоту разделиться на три дивизии в строю впереди, такой же строй, как в боях в эпоху парусов. Первая дивизия в авангарде состояла из Principe di Carignano, Castelfidardo и Ancona под командованием адмирала Вакки, капитана 1-го класса Faà di Bruno ' 2-й дивизион в центре состоял из Ре д'Италия и Сан-Мартино, а 3-й дивизион в тылу имел Ре-ди-Портогалло, Регина Мария Пиа и в крайнем тылу Варезе под командованием капитана Аугусто Рибо. Всего в боевом строю итальянцев было 11 броненосцев. Остальные (деревянные) корабли были рассредоточены по линии фронта. Исключение составлял Аффондатор, который находился на дальней стороне 2-й эскадрильи и вне линии боя. Persano, возможно, предполагал, что это незапланированный резерв. Перед битвой Персано вызвал еще большее замешательство, решив передать свой флаг Аффондаторе, и 2-я и 3-я дивизии замедлились, чтобы позволить Ре д'Италия спустить свои лодки. Однако сигнал о замедлении так и не дошел до 1-й дивизии, и они продолжили движение, позволив брешь в итальянской боевой линии. Чтобы усугубить ошибку, Персано никогда не подавал сигнал о смене флага, и на протяжении всей операции итальянцы продолжали искать приказы у старого флагмана Re d'Italia, а не у Affondatore.
В австрийском флоте царил энтузиазм, но также и страх, потому что итальянский флот был больше: 12 броненосцев и 19 деревянных кораблей с 641 пушкой, в то время как у австрийцев было только 7 броненосцев и 20 деревянных кораблей с 532 орудиями... Когда началось сражение, итальянская дивизия Вакка находилась на длинном обходном пути к северу от Лиссы, и поэтому поначалу находилась вдали от сражения. И любопытно, что корабли Альбини с их 398 орудиями, хотя Персано приказал это сделать, не произвели ни единого выстрела на протяжении всего боя.
Игнорируя предупреждения своих пикетов о подозрительных кораблях в поле зрения, Персано эффективно позволил австрийцам устроить засаду на его силы, пока они еще формировались. Тегетхофф, увидев, что между 1-й и 2-й дивизиями образовалась брешь, втолкнул в нее свой флот и сосредоточился на сгребании итальянцев и таране. Это означало, что он позволил пересечь свой Т. Пока австрийцы приближались, 1-я итальянская дивизия Вакки обрушила на них сильный огонь. Австрийцы могли ответить только своими охотничьими ружьями. Поскольку Персано был в процессе переноса своего флага, никакого общего приказа не было. 2-я и 3-я дивизии не присоединились, и австрийцы пересекли район поражения, получив серьезные повреждения, но ни один корабль не был потерян. Drache на крайнем правом (правом) крыле 1-й австрийской дивизии был поражен 17 раз тяжелыми снарядами, потеряв грот-мачту и временно потеряв тягу. Ее капитан Генрих фон Молл был обезглавлен тяжелым снарядом, но его подчиненный, Карл Вейпрехт, вернул корабль в бой. К 10:43 австрийцы привели итальянский фургон в бой. Габсбург, Саламандра и кайзер Макс на левом крыле Австрии вступили в бой с итальянской 1-й дивизией, а правое крыло дона Хуана д'Австрия, Драхе и Принц Ойген вступили в бой со 2-й итальянской дивизией. Персано, находившийся теперь на самом мощном военном корабле любого флота, Аффондаторе, держался подальше от сражения.
С замешательством в итальянском фургоне коммодор фон Петц воспользовался возможностью, чтобы отвести свою 2-ю дивизию в тыл Италии и попадают на их 3-й дивизион. Небронированные деревянные корабли 2-й австрийской дивизии столкнулись с современными броненосцами, вооруженными тяжелыми орудиями, но, несмотря на сильный огонь, они держались вместе. Винтовой фрегат Новара получил 47 попаданий, а его капитан, Эрик аф Клинт, погиб. был поражен тяжелым снарядом ниже ватерлинии, но все еще оставался на плаву, а был выведен из строя шквальным итальянским огнем и брошен по течению. Видя, что дела идут плохо, Персано решил протаранить небронированный винтовой линкор «Кайзер», а не один из бронированных кораблей, вступивших в бой с гораздо более близкой к нему итальянской 2-й дивизией. Однако Кайзеру удалось увернуться от Аффондатора. Воодушевленный своим адмиралом, капитан Ре ди Портогалло обрушил сильный огонь на Кайзера из своих нарезных орудий. В последний момент фон Петц превратился в барана, нанеся встречный удар. Удар оторвал ствол и бушприт Кайзер, оставив ее подставное лицо в Ре ди Портогалло. Итальянка воспользовалась случаем и поразила Кайзер огнем, поставив грот-мачту и воронку в море. Дым был настолько сильным, что, когда они отступили к следующему тарану, они потеряли друг друга из виду и закончили дуэль. Примерно в то же время Тегеттофф бросил свой флагман Эрцгерцог Фердинанд Макс (командующий Максимилиан Доблебски фон Стернек ) сначала в бывший итальянский флагман Re d'Italia, а затем в Палестро. В обоих случаях он наносил лишь скользящие удары, но они нанесли серьезный ущерб, особенно Палестро, который был обезврежен и подожжен.
Тегетхофф (в центре) в битве при Лиссе, картина Антона Ромако.Капитан Палестро, Каппеллини, вытащил свой корабль из строя. Его команда отказалась покинуть своего капитана, и Палестро, наконец, взорвался и затонул в 14.30, оставив только 19 выживших из 230. Тем временем Эрцгерцог Фердинанд Макс кружил над Редом Фаа ди Бруно. «Италия» полилась огнем перед тем, как броситься вперед и добиться хорошего удара своим тараном, чему способствовала плохо продуманная попытка итальянца избежать перекрещивания лука австрийца в решающий момент. Это привело к образованию ямы на 18 футов (5,5 м) ниже ватерлинии Ре д'Италия, и она поразила свой цвет и затонула через две минуты. По легенде, ее капитан застрелился, отдав приказ наносить удары по флагам. Когда Эрцгерцог Фердинанд Макс, хромая, ушел, поврежденный после трех таранных атак, Анкона приблизилась к ее попытке протаранить. Итальянские артиллеристы получили полный залп в упор, но, хотя они и помнили о порохе, в возбуждении забыли зарядить выстрел. После его столкновения с Ре ди Портогалло в начале битвы и, пробив путь подальше от Марии Пиа, кайзер коммодора фон Петца оказался на близком расстоянии с Аффондатором.
Несмотря на то, что Кайзер был идеальной целью для барана, он выжил, когда Персано приказал Аффондаторе отвернуться. Победу Тегетгофа приветствовали его моряки - в основном хорваты и венецианцы, из Венеции, Истрии и Далмации - с традиционным венецианским криком победы: "Viva San Marco!" («Ура святому Марку!»). К 15:00 Тегеттофф привел свой флот в гавань Лиссы, куда уже прибыл поврежденный кайзер, не потревоженный итальянскими кораблями; Несмотря на приказ Персано атаковать австрийские корабли, и Альбини, и Вакка проигнорировали приказы, поскольку последний откровенно свидетельствовал на суде над Персано. Из-за того, что у его кораблей осталось мало топлива и боеприпасов, а его экипажи были израсходованы, Персано повел свой флот обратно к своему порту приписки Анкона. Столкновение Кайзера с Аффондатором было последним крупным действием битвы. Итальянцы отступили, после того как два броненосных корабля были потоплены, хотя в течение нескольких часов ожидались перестрелки с дальней дистанции.
В Италии Персано объявил о победе, вызвав большое празднование, пока не был оглашен реальный исход битвы. Возмущение по поводу потери двух броненосцев было огромным, и Персано после битвы был осужден итальянским сенатом, осужден за некомпетентность и лишен звания, в то время как адмирал Альбини был просто отстранен от командования, а адмирал Вакка был лишен звания. вскоре выйти на пенсию по возрастным ограничениям. Тегеттофф вернулся домой героем, получил звание визеадмирала и считается одним из величайших военно-морских командиров в австрийской истории. Поражение Италии было омрачено сокрушительной победой Пруссии над австрийской армией при Кениггретце. Австрия, униженная Пруссией и запуганная Наполеоном III из Франции, согласилась уступить Венецию Италии, несмотря на общий провал итальянских военных усилий. Усилия Тегетгоффа сыграли важную роль в предотвращении захвата итальянцами некоторых далматинских островов, которые когда-то были частью Венецианской республики.
. Важность тарана в битве привела к тому, что военно-морские конструкторы перебрали следующие 50 лет - оснащение будущих военных кораблей (особенно линкоров и крейсеров) таранными луками. Это усугубило ряд случаев потопления кораблей товарищами по эскадрилье в результате случайных столкновений. Таран больше никогда не использовался как жизнеспособная тактика боя. Зацикленность на таране могла также тормозить развитие артиллерийского огня. Современные комментаторы теперь придерживаются мнения, что Лисса возникла в период разработки оружия, когда броня была значительно сильнее, чем оружие, доступное для ее поражения. С итальянской стороны это усугублялось плохой артиллерией, а со стороны Австрии - тем фактом, что ряд их кораблей (включая Фердинанда Макса) были вынуждены вступить в бой без полного вооружения из-за прусского эмбарго. Примечательно, что Кайзер сообщила, что готова к действиям на следующее утро после битвы. Ее подвиг - деревянный корабль без брони, охотно сражающийся с четырьмя броненосцами с близкого расстояния, - кажется беспрецедентным и никогда не повторялся.
Суда ранжируются по боевой мощи (сначала самые мощные).
СМС Лисса, австро-венгерский броненосец, был спущен на воду в 1869 году и назван в честь битвы при Лиссе. Она была списана между 1893 и 1895 годами.
Альфредо Каппеллини из Палестро был тезкой итальянской бронированной канонерской лодки, спущенной на воду в 1868 году, и итальянского монитора Альфредо Каппеллини, спущенного на воду в 1915 году.
Фаа ди Бруно из Re d'Italia был тезкой итальянской бронированной канонерской лодки, спущенной на воду в 1868 году, и монитора, спущенного на воду в 1916 году. Во время Второй мировой войны итальянская подводная лодка с его именем была потоплена в 1940 году недалеко от Шотландии.
Аугусто Рибо из Варезе был тезкой итальянского лидера эсминцев , спущенного на воду в 1916 году (который пережил обе мировые войны и был списан в 1951 году).
Визеадмирал фон Тегетгоф был тезкой австро-венгерской центральной батареи , спущенной на воду в 1878, класса линкоров дредноутов и головного корабля этого класс, спущенный на воду в 1912 году. По иронии судьбы, в конце Первой мировой войны последний корабль был передан Королевскому флоту Италии, который в 1924–1925 годах списал его на слом. на нем было имя человека, который победил его в первой битве.
Современная версия доступна в «Инженере» от 15 мая 1885 г. http://www.gracesguide.co.uk/images/d/d4/Er18850515.pdf
На Викискладе есть медиафайлы по теме Битва при Лисе (1866 г.). |