Битва при Лиссе (1811 г.)

редактировать
Морские действия в Адриатическом море

Битва при Лиссе
Часть Адриатической кампании из наполеоновских войн
Битва при Лиссе 1811.jpg . Битва при Лиссе, 13 марта 1811 г., Николас Покок
Дата13 марта 1811 г.
МестоположениеOff Лисса, Адриатическое море 43 ° 05′21 ″ N 16 ° 10′18 ″ E / 43,08917 ° N 16,17167 ° E / 43,08917; 16.17167
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Соединенное Королевство Франция. Италия
Командиры и лидеры
Уильям Хосте Бернар Дюбурдье
Сила
3 фрегата. 1 почтовый корабль6 фрегатов. 1 бриг. 2 шхуны. 1 xebec. 2 канонерские лодки
Потери и потери
45 убитыми. 145 раненых700 убитых, раненых и захваченных. 2 захваченных фрегата. 1 уничтоженный фрегат

Битва при Лиссе, также известная как Битва при Висе ; Французский : Батай де Лисса; итальянский : Battaglia di Lissa; хорватский : Вишка битка) - это морское сражение между британской эскадрой фрегатов и гораздо более крупной эскадрой французских и итальянских фрегатов и судов меньшего размера в среду, 13 марта 1811 года, во время Адриатический поход из наполеоновских войн. Сражение происходило в Адриатическом море за владение стратегически важным хорватским островом Вис (Лисса по-итальянски), с которого британская эскадра мешала французскому судоходству в Адриатике. Французы должны были контролировать Адриатическое море, чтобы снабжать растущую армию в иллирийских провинциях, и, следовательно, в марте 1811 года отправили войска вторжения, состоящие из шести фрегатов, множества небольших судов и батальона итальянских солдат.

Французские силы вторжения под командованием Бернара Дюбурдье были встречены капитаном Уильямом Хостом и его четырьмя кораблями, базировавшимися на острове. В последующем сражении Хосте потопил французский флагман, захватил два других и рассыпал остатки франко-венецианской эскадры. Битва была провозглашена важной британской победой как из-за несоответствия между силами, так и из-за сигнала, поданного Хостом, бывшим подчиненным Горацио Нельсона. Хост поднял лозунг «Помните Нельсона», когда французы устремились вниз, а затем предпринял маневр, чтобы вывести флагман Дюбурдье на берег и рассеять его эскадру, что было описано как «одно из самых блестящих морских достижений войны».

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Битва
    • 2.1 Маневр Хоста
    • 2.2 Погоня
    • 2.3 Заключение
  • 3 Последствия
  • 4 Боевой порядок
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Предыстория

Наполеоновские войны, название последовательности связанных конфликтов между армиями французского императора Наполеона и его европейскими противниками, длились девять лет. когда война Пятой коалиции закончилась в 1809 году. Шенбруннский договор, последовавший за войной, дал Наполеону владение последней частью Адриатического побережья, не находящейся под его контролем: Иллирийские провинции. Это формализовало контроль, который французы осуществляли в Иллирии с 1805 года и над всем Адриатическим морем с Тильзитского мирного договора в 1807 году. В Тильзитском договоре Россия предоставил Франции контроль над септинсулярной республикой и вывел свои силы из региона, предоставив Наполеону свободу действий в Адриатике. В Шенбрунне Наполеон сделал иллирийские провинции частью метрополии Франции и, следовательно, под прямым французским правлением, в отличие от соседнего Королевства Италии, которое было номинально независимым, но на самом деле перешло под его личное правление. Таким образом, Шенбруннский договор официально закрепил контроль Наполеона над почти всем побережьем Адриатики и, если ему не встретят сопротивления, позволил бы ему перебрасывать войска и припасы на Балканы. Французская армия, формирующаяся в иллирийских провинциях, вероятно, была предназначена для вторжения в Османскую империю вместе с русскими; две страны подписали соглашение о поддержке друг друга против османов в Тильзите.

Чтобы сорвать подготовку этой армии, британский Королевский флот, который контролировал большую часть Трафальгарская битва в 1805 году, в 1807 году был захвачен далматинский остров Лисса и использован как база для набегов на прибрежные корабли Италии и Иллирии. Эти операции захватили десятки кораблей и вызвали панику и нарушение французской стратегии в регионе. Чтобы противостоять этому, французское правительство начало крупную программу судостроения в итальянских морских портах, в частности, Венеции, и отправило собственные фрегаты для защиты своих судов. Франко-венецианские силы коммодора Бернара Дюбурдье были неспособны привести меньшие британские силы под командованием Уильяма Хоста к согласованным действиям, в которых превосходящие силы Дюбурдье могли оказаться решающими. Вместо этого британские и французские эскадрильи фрегатов участвовали в кампании набегов и контратак в 1810 году.

Капитан Бернар Дюбурдье Капитан Уильям Хосте

В октябре 1810 года Дубурдье высадил 700 итальянских солдат на Лиссу. в то время как Хосте тщетно искал французскую эскадру в Южной Адриатике. Остров был оставлен в ведении двух гардемаринов, Джеймса Лью и Роберта Кингстона, которые увели все население острова в центральные горы вместе со своими припасами. Итальянским войскам остался заброшенный главный город Порт-Сент-Джордж. Французы и итальянцы сожгли несколько судов в гавани и захватили другие, но оставались на острове не более семи часов, отступая до возвращения Хосте. Остаток года был тихим, британская эскадра завоевала превосходство после подкрепления линейным кораблем третьего класса линейного HMS Montagu.

В начале 1811 г. кампании начались снова, и британские атаки вдоль итальянского побережья побудили Дюбурдье организовать второе вторжение в Лиссу. Воспользовавшись временным отсутствием Монтегю, Дюбурдье собрал шесть фрегатов и множество небольших судов и погрузил на борт более 500 итальянских солдат под командованием полковника Александра Гиффленги. Эскадра, собранная Дюбурдье, не только превосходила британцев по численности людей и кораблей, но и была вдвое тяжелее по весу выстрелов. Дубурдье планировал сокрушить эскадру фрегатов Хоста, а затем вторгнуться и захватить остров, что устранило бы британскую угрозу в Адриатике на несколько месяцев вперед.

Битва

Дубурдье (как коммодор ) возглавил эскадру в составе шести фрегатов (четыре по 40 орудий и два по 32 орудия), 16-пушечный бриг, две шхуны, одна xebec и две канонерские лодки. Три его корабля были из французского флота, а остальные - из флота Королевства Италия. Кроме того, в эскадрилье находилось 500 итальянских солдат. В отсутствие Монтегю эскадра Хоста состояла из трех фрегатов (один из 38 орудий и два из 32 орудий) и одного 22-пушечного почтового корабля. Сам остров Лисса защищал небольшое количество местных войск под командованием двух гардемаринов.

Эскадра Дубурдье была замечена капитаном Гордоном в на подходе к острову Лисса в 03:00 12 марта 1811 года. HMS Active, который возглавлял британскую эскадру из Порт-Сент-Джордж в круизе у Анконы. Повернув на запад, британская эскадра ожидала подхода французов впереди, двигаясь вдоль северного побережья острова в пределах полумили от береговой линии. К 06:00 Дубурдье подходил к британской линии с северо-востока двумя дивизиями, возглавляя Фаворит во главе наветренной или западной дивизии. Дубурдье надеялся обойти Актив во главе британской линии и пересечь ее дальше на восток с Данаей, которая возглавляла подветренную дивизию. Дубурдье намеревался прорвать британскую линию в двух местах и ​​уничтожить британскую эскадру под перекрестным огнем.

Начальные этапы битвы

В течение следующих трех часов эскадрильи продолжали сближаться, слабый ветер ограничивал их чуть более три узла. Став протеже Нельсона, Хост вспомнил вдохновляющий эффект сигнала Нельсона перед Трафальгарской битвой и поднял свой собственный: «Помните Нельсона», который был встречен бешеной радостью отряда. Когда он приблизился к силам Хоста, Дубурдье понял, что он не сможет успешно пересечь нос Active из-за скорости британского корабля, а также не сможет прорвать их линию из-за непосредственной близости британских кораблей друг к другу. Вместо этого он стремился атаковать второй корабль в британской линии, флагман Хоста HMS Amphion. Дубурдье обладал значительным преимуществом не только в кораблях, но и в людях, итальянские солдаты на борту давали ему возможность сокрушить британские экипажи, если он сможет успешно подняться на их фрегаты. Первые выстрелы в битве были сделаны в 09:00, поскольку британцы использовали свое более широкое поле огня, чтобы атаковать ведущие французские корабли, «Фаворит» и «Даная», без сопротивления в течение нескольких минут. Французская эскадра сдерживала огонь, Дубурдье собирал свои войска и матросов на носу Фаворита, чтобы максимизировать эффект своей первоначальной атаки, когда его флагманский корабль вошел в контакт с Амфионом.

Хост был осведомлен о намерениях Дюбурдье и французов. численное преимущество, и, следовательно, заказал большую 5,5-дюймовую (140 мм) гаубицу на палубе Амфиона с тройным выстрелом, пока пушка не содержала более 750 мушкетных ядер. «Фаворит» находился в нескольких ярдах от кормы «Амфиона», Хост дал разрешение на выстрел, и выстрел пушки мгновенно унес нос «Фаворит» в сторону от французской и итальянской абордажных групп. Среди десятков убитых и раненых были Дубурдье и все офицеры фрегата, оставив полковника Гиффленга командовать «Фаворитом». Когда «Фаворит» и «Амфион» сблизились, продолжалась стрельба между британским тылом и французской подветренной дивизией, возглавляемой Данаей. Несколько французских кораблей подошли под углом, под которым они могли навести свои орудия на HMS Cerberus, самый задний британский корабль, и обе стороны вели регулярный огонь друг по другу.

Маневр Хоста

После смерти Дубурдье капитан Перидье на Флоре приказал французским и венецианским кораблям атаковать британскую линию напрямую. Потрепанный Фаворит предпринял попытку обойти Амфион и разгромить ее, прежде чем поймать ее под перекрестный огонь, как это и было изначально задумано Дюбурдье. Остальная часть франко-венецианской эскадры последовала этому примеру и попыталась направить свои превосходящие силы на борьбу с британской эскадрой. Хост был готов к такому повороту событий и немедленно приказал своим кораблям носить, повернув на юг, а затем на восток, чтобы изменить направление. Это движение привело в замешательство франко-венецианскую эскадру, и в результате ее формирование стало дезорганизованным. Фаворит, потерявший почти весь свой офицерский состав, не смог достаточно быстро отреагировать на маневр и в замешательстве выехал на каменистый берег, превратившись в полное крушение.

Потеря Фаворита еще больше смутила его., французские и венецианские соединения начали распадаться, и британская эскадра смогла опередить своих противников; ведущим французским кораблям «Флора» и «Беллона» удалось достичь только Амфиона, который теперь находился в тылу британской линии. Амфион оказалась зажатой между двумя фрегатами, и это настолько замедлило линию британских войск, что французская восточная дивизия во главе с Данаей смогла нанести удар по HMS Volage, теперь ведущему британскому кораблю после обгона Цербера во время поворота.. Волаж был намного меньше, чем ее противник, но был вооружен 32-фунтовой карронадой, орудиями ближнего действия, которые нанесли Данаи такой урон, что французский корабль был вынужден отойти и снова вступить в бой с большей дальности. Напряжение боя на таком большом расстоянии нарушило дальнобойные карронады Волажа и оставило корабль сильно ослабленным, имея только одну пушку, с помощью которой можно было сражаться с противником.

Чейз

Битва при Лиссе, 13 марта 1811 г.. Гравировка по картине 1812 года.

За Волажем и Данаей Венецианская Корона сразилась с Цербером в поединке на близком расстоянии, во время которого Цербер получил тяжелые повреждения, но нанес аналогичные повреждения итальянскому кораблю. Этот обмен продолжался до тех пор, пока прибытие Активных не привело к тому, что Даная, Корона и Каролина отошли в сторону и отступили на восток. В тылу Амфиону удалось приблизиться к Флоре и разгромить его, что вызвало такой урон, что в течение пяти минут офицеры французского корабля выбросили французские знамена за борт в знак капитуляции. Капитан Перидье был тяжело ранен в бою и не принимал участия в более поздних передвижениях Флоры. Затем Амфион атаковал Беллону и в бою, который длился до 12:00, вынудил итальянский корабль сдаться. Во время этого боя небольшой корабль «Принципесса Августа» обстреливал Амфион на расстоянии, пока фрегат не смог направить на них орудие и отогнать их. Хост послал лодку, чтобы завладеть Беллоной, но из-за полученных повреждений не смог спустить лодку, чтобы захватить Флору. Понимая трудности Амфиона, офицеры Флоры, которые поспешно отремонтировали во время конфликта между Амфионом и Беллоной, немедленно отправились во французскую гавань на Лесине (Хвар), несмотря на то, что уже сдались.

Актив, единственный британский корабль, все еще находящийся в боевом состоянии, начал преследование отступающего врага и в 12:30 поймал «Корону» в проливе между Лиссой и небольшим островом Спалмадон. Следующий час фрегаты маневрировали друг вокруг друга; капитаны Гордон и Паскуалиго ищут лучшую позицию для боя. Фрегаты вступили в бой в 13.45. Актив вынудил Корону сдаться через 45 минут после того, как на борту итальянского корабля вспыхнул пожар. «Актив» тоже сильно пострадал, и, поскольку британская эскадра не была достаточно сильной, чтобы продолжить бой, атаковав оставшуюся эскадру в защищенной гавани на Лесине, битва подошла к концу. Все выжившие из франко-венецианской эскадры достигли безопасности; Каролина и Даная использовали конфликт между Активом и Короной, чтобы прикрыть свой побег, в то время как Флора указала каждому британскому кораблю, мимо которого она проходила, что она сдалась и находится во владении Великобритании, несмотря на отсутствие британского офицера на борту. Как только Флора покинула британскую эскадру, она направилась в безопасное место, достигнув батарей Лесины вскоре после ее Каролины и Данаи и опередив хромую британскую погоню. Меньшие корабли франко-венецианской эскадры рассыпались на заключительных этапах сражения и самостоятельно достигли Лесины.

Заключение

Последние этапы сражения. Горящий Фаворит можно увидеть на заднем плане.. Гравюра Анри Мерке по картине Джорджа Вебстера, 1812 г.

Хотя Фаворитка потерпела крушение, более 200 ее членов экипажа и солдат-пассажиров достигли земли и, поджег свой корабль, приготовились к походу на порт Сент-Джордж под руководством полковника Гиффленги. Два британских гардемарина, оставшиеся во главе города, организовали британское и местное население в оборонительные силы и двинулись навстречу Гиффленге. Младшие британские офицеры сообщили Гиффленге, что возвращение британской эскадры приведет к тому, что подавляющее количество моряков, морской пехоты и морской артиллерии нанесет удар по его небольшим силам, и что, если он немедленно сдастся, он может ожидать лучших условий. Гиффленга признал, что его позиция несостоятельна, и капитулировал. В порту Сент-Джордж венецианская канонерская лодка «Лодола» незаметно проскользнула в гавань и чуть не захватила сицилийского капера Винчиторе. Рейдер был отброшен оставшимся гарнизоном города без приза, когда он пытался вывести его из бухты.

В море у Лиссы британские призовые экипажи прилагали большие усилия, чтобы защитить свои захваченные; Корона сильно загорелась из-за своей помолвки с Active, и британская призовая команда боролась с пламенем вместе со своими итальянскими заключенными. Пожар в конечном итоге удалось взять под контроль, но не без гибели пяти человек и еще нескольких человек, которые серьезно сгорели в результате обрушения горящей грот-мачты. Проблемы также возникли на борту «Беллоны», где капитан Дуодо планировал зажечь пороховой склад и уничтожить корабль после его капитуляции. Дуодо был смертельно ранен в бою, и поэтому приказал своему заместителю зажечь запал. Офицер пообещал это сделать, но вместо этого передал контроль над журналом британской команде, когда они прибыли. Дуодо умер, все еще полагая, что запал сгорел.

Хост также оставался в море, путешествуя на потрепанном Амфионе за пределами досягаемости береговых батарей на Лесине. Хост был в ярости от поведения офицеров Флоры и отправил Лесине записку с требованием отдать корабль, о чем свидетельствует его более ранняя сдача. Сдаваясь, а затем убегая, офицеры Флоры нарушили неформальное правило военно-морского конфликта, согласно которому корабль, который добровольно ударил по своему флагу, подчинялся противнику, чтобы предотвратить дальнейшую гибель людей среди его команды. Флоре удалось беспрепятственно пройти через британскую эскадру только потому, что было признано, что она сдалась, и такое злоупотребление этим обычаем считалось, особенно в Королевском флоте, бесчестным поступком. Французы в Лесине не ответили на записку Хоста, и британская эскадра в конце концов была вынуждена вернуться на Лиссу для ремонта.

Последствия

Обе стороны понесли тяжелые потери. Британские корабли потеряли 190 человек убитыми или ранеными в бою, а еще несколько кораблей погибло в результате пожара на борту «Короны». Капитаны Хост и Хорнби были тяжело ранены, и вся британская эскадра нуждалась в срочном ремонте перед возобновлением кампании. Во французской и итальянской эскадрильях ситуация была еще хуже, хотя точные потери не известны. По меньшей мере 150 человек погибли на борту «Фаворит» в результате боевых действий или крушения, а 200 выживших членов экипажа и пассажиров были взяты в плен. Bellona понесла по меньшей мере 70 жертв, и Corona также понесла большие потери. Среди уцелевших кораблей известно меньше об их потерях, но все требовали ремонта и подкрепления, прежде чем кампания могла возобновиться. Общие потери французов и итальянцев оцениваются не менее чем в 700 человек. Особенно велики потери среди офицеров объединенной эскадры: коммодор Дюбурдье и капитаны Мейлери и Дуодо убиты, а Перидье тяжело ранен.

Сразу после этого Хосте возобновил попытки побудить французов отдать Флору, но эти усилия были отвергнуты капитаном «Данаи», который принял командование французской эскадрой. Уцелевшие французские и венецианские корабли были первоначально заложены в Рагуза (Дубровник) в ожидании припасов для продолжения кампании, но отдельная британская эскадра обнаружила и потопила корабль снабжения в Парензо (Пореч), что потребовало полного ухода французов из этого района. В Великобритании действия Хоста получили широкую поддержку; все первые лейтенанты эскадрильи были произведены в командиры, а капитаны были награждены памятными медалями. Почти четыре десятилетия спустя битва также была отмечена в выпуске застежки Лиссы к Медалью за военно-морскую службу, присуждаемой всем британским участникам, все еще жившим в 1847 году. По прибытии в Великобританию Corona и Bellone были отремонтированы и позже приобретенный для службы в Королевском флоте, недавно построенный Corona получил название HMS Daedalus, а Bellone стал военным кораблем Dover. Дедал был введен в эксплуатацию в 1812 году под командованием капитана Мюррея Максвелла, но прослужил ему меньше года; потерпел крушение Цейлон в июле 1813 года.

Британское численное превосходство в регионе было обеспечено; Когда 25 марта французские подкрепления для Адриатики отбыли Тулон, они были выслежены и отброшены во Францию ​​капитаном Робертом Отвеем на HMS Ajax еще до того, как они прошли Корсика. Однако в течение оставшейся части 1811 года эскадры британских и французских фрегатов продолжали сражаться через Адриатическое море, наиболее значительным из которых была операция 29 ноября 1811 года, в которой была уничтожена вторая французская эскадра. Действие имело значительные долгосрочные последствия; уничтожение одной из наиболее подготовленных и лучше всех управляемых эскадрилий французского флота и смерть агрессивного Дюбурдье лишили французов возможности нанести удар по Балканам против Османской империи.

Боевой порядок

Эскадра капитана Хоста
КорабльСкоростьОрудияФлотКомандирПотериПримечания
УбитыеРаненыеВсего
HMS Активный Пятый разряд 38Капитан Джеймс Александр Гордон 42428
HMS Amphion Пятый разряд 32Капитан Уильям Хост 154762
HMS Volage Шестой разряд 22Капитан Фиппс Хорнби 133346
HMS Cerberus Пятый ранг 32Капитан Генри Уитби 134154
Потери: 45 убитых, 145 раненых, всего 190
Эскадра коммодора Дюбурдье
КорабльСтавкаПушкиВМФКомандирПотериПримечания
Наветренная дивизия
Фаворит Пятый курс 40Co mmodore Бернар Дюбурдье . Капитан Антони-Франсуа-Завье Ла Марр-ла-Мейлери ~ 150Выброшен на берег и уничтожен.
Флора Пятый ранг 40Капитан Жан-Александр ПеридьенеизвестноСдался, но позже сбежал в безопасное место.
БеллонаПятый разряд 32Капитан Джузеппе Дуодо ~ 70Захвачен и позже введен в состав Королевского флота в качестве военного корабля HMS Dover.
Подветренная дивизия
Даная Пятая ступень 40Капитан Вийоннеизвестно
Корона Пятая ступень 40Капитан Николо Паскуалиго неизвестенЗахвачен и позже введен в состав Королевского флота как HMS Daedalus.
| КаролинаПятый разряд 32Капитан Джованни Паликуччанеизвестно
Эскадру Дюбордье сопровождали 16-пушечный бриг Mercure, две небольшие шхуны Principessa Augusta и Principessa di Bologna, xebec Eugenio и две канонерские лодки (одна по имени Lodola), ни одна из которых не была сильно занят. В эскадрилье находилось около 500 солдат итальянской армии под командованием полковника Алессандро Гиффленга.
Потери: около 700 убитыми, ранеными или взятыми в плен
Источники: Gardiner, p. 173; Хендерсон, стр. 112; Джеймс, стр. 351; Смит, стр. 356; Вудман, стр. 253

Ключ

  • Символ A † указывает на то, что офицер был убит во время боя или впоследствии скончался от полученных ран.
  • Корабли располагаются в той последовательности, в которой они строились для боя.
  • = Королевский флот, = ВМС Франции, = ВМС Королевства Италии.

Примечания

Ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Битва при Лиссе (1811 г.).

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:40:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте