Битва при Лалакаоне

редактировать
Битва при Лалакаоне
Часть арабо-византийских войн
Средневековье миниатюра, показывающая столкновение двух противостоящих групп кавалерии с потерями в середине . Битва, изображенная на Мадрид Скилиц
Дата3 сентября 863 г.
МестоположениеРека Лалакаон, Пафлагония, Малая Азия
РезультатРешающая византийская победа
Воюющие
Эмират Мелитена. Аббасидский халифатВизантийская империя
Командиры и лидеры
Умар аль-Акта . Карбеас (?)Михаил III (?). Петронас. Насар

Битва при Лалакаоне (греч. : Μάχη τοῦ Λαλακάοντος), или Посон или Порсон (греч : Μάχη τοῦ Πό (ρ) σωνος), воевал в 863 году между Византийской империей и вторжением Арабская армия в Пафлагонии (современная северная Турция ). Византийское войско возглавлял Петронас, дядя императора Михаила III (r. 842–867), хотя арабские источники также упоминают присутствие императора Михаила. Арабов возглавлял эмир Мелитены (Малатья ), Умар аль-Акта (r. 830–863).

Умар аль-Акта преодолел первоначальное сопротивление Византии своему вторжению и достиг Черного моря. Затем византийцы мобилизовали свои силы, окружив арабскую армию у реки Лалакаон. Последовавшая битва, закончившаяся победой Византии и смертью эмира на поле боя, сопровождалась успешным контрнаступлением Византии через границу. Византийские победы были решающими; основные угрозы византийским окраинам были устранены, и началась эра византийского господства на Востоке (кульминацией которого стали завоевания X века).

Византийский успех имел еще одно следствие: избавление от постоянного арабского давления на восточной границе позволило византийскому правительству сосредоточиться на делах в Европе, особенно в соседней Болгарии. На болгар оказывали давление, заставляя принять византийское христианство, начав свое поглощение византийской культурной сферой.

Содержание

  • 1 Предыстория: арабо-византийские пограничные войны
  • 2 Арабское вторжение 863 года
  • 3 Битва
  • 4 Последствия
  • 5 Влияние на героическую поэзию
  • 6 Источники
  • 7 Источники

Предпосылки: арабо-византийские пограничные войны

После В результате стремительных мусульманских завоеваний 7 века Византийская империя была ограничена Малой Азией, южным побережьем Балкан и некоторыми частями Италии.. Поскольку Византия оставалась главным врагом халифата, неверных, арабские набеги на Малую Азию продолжались на протяжении VIII и IX веков. Эти экспедиции, запускаемые с баз в арабской пограничной зоне почти ежегодно, в конечном итоге приобрели квазиритуалистический характер как часть мусульманского джихада (священной войны)

. Византийцы, как правило, оборонялись в течение 7–9 веков и потерпели некоторые катастрофические поражения, такие как разрушение Амориума (родного города правящей династии Амориан ) в 838 году. Однако с ослаблением власти Аббасидского халифата после 842 года и появлением полунезависимых эмиратов вдоль восточной византийской границы, византийцы могли все больше заявлять о себе.

В течение 850-х гг. наиболее серьезной угрозой Византийской империи был эмират Мелитена (Малатья ), находившийся под властью Умара аль-Акты; эмират Тарс, при Али ибн Яхья («Али Армянин»); эмират Каликала (Феодосиополь, современный Эрзурум ) и павликиан из Тефрике во главе с Карбеасом. В частности, Мелитена была серьезной угрозой для Византии; его расположение, на западной стороне хребта Анти-Тельца, давало прямой доступ к Анатолийскому плато. Признак угрозы, исходящей от этих светлостей, появился в 860 году, когда они объединились, чтобы создать для византийцев annus horribilis. Умар и Карбеас совершили набег вглубь Малой Азии, вернувшись с существенным разграблением. Вскоре за этим последовал еще один набег сил Тарса под командованием Али. Наконец, морская атака из Сирии захватила Атталию, военно-морскую столицу Cibyrrhaeot Theme.

Арабское вторжение 863 года

Геофизическая карта Анатолии с провинциями, основными поселениями и дорогами Карта Византийской Малой Азии и византийско-арабского пограничного региона посередине. 9-го века.

Умар снова нанес удар летом 863 года, объединив силы с генералом Аббасидом Джафаром ибн Динар аль-Хайят (вероятно, губернатором Тарса) для успешного рейда в Каппадокия. Арабы пересекли Киликийские ворота на территорию Византии, грабя на своем пути, пока не приблизились к Тиане. Армия Тарса вернулась домой, но Умар получил разрешение Джафара продвигаться в Малую Азию. Силы Умара составляли большую часть силы его эмирата, но их размер неизвестен; современный мусульманский историк Якуби пишет, что в распоряжении Умара было 8000 человек, но византийские историки Генезий и Феофан Континуат увеличили арабскую армию до 40000 человек.. По словам византиниста Джона Халдона, первое число было ближе к реальности; Халдон оценивает объединенные арабские силы в 15 000–20 000 человек. Вполне вероятно, что контингент павликанцев под командованием Карбеаса также присутствовал, хотя это явно не подтверждается.

Император Михаил III собрал свою армию для отражения арабского набега и встретил их в битве в районе, известном в арабских источниках. как Мардж аль-Ускуф («Епископский Луг»): нагорье около Малакопеи, к северу от Назианзуса. Битва была кровопролитной, с тяжелыми потерями с обеих сторон; согласно персидскому историку ат-Табари, только тысяча воинов Умара выжила. Тем не менее, арабы бежали от Византии и продолжили свой набег на север в Армянский Темат, достигнув Черного моря и разграбив портовый город Амисос. Византийские историки сообщают, что Умар, разгневанный тем, что море заблокировало его продвижение, приказал бить его; современные ученые считают, что этот рассказ, скорее всего, вдохновлен аналогичной историей о Ксерксе во время персидских войн.

битвы

Когда Майкл узнал о падении Амисоса, он приказал необходимо собрать силы - ат-Табари утверждает, что 50 000 человек - под своим дядей Петронасом (доместикос тōн схолен ) и Насаром, стратигос Буцелларианской темы. Согласно ат-Табари, император лично командовал этими войсками, но это не подтверждается византийскими источниками. Учитывая предубеждение против Михаила, которое писали историки во время последующей македонской династии, упущение может быть умышленным. Византийские армии, собранные со всей империи, сошлись на арабах с трех сторон: северная армия, составленная из сил черноморской тематики армянинов, букеллариан, Колонии и Пафлагонии ; южные силы (вероятно, те, которые сражались на Бишопс-Медоу и с тех пор следили за арабской армией), из тем анатолий, опсиков и каппадокийцев и клейсурай (приграничные районы) Селевкеи и Харсианон ; и западные войска под командованием Петронаса, с людьми из македонской, фракийской и фракизской тематики и имперских тагмата из столицы.

Несмотря на трудность координации этих широко разделенных сил, византийские армии встретились 2 сентября и окружили меньшую армию Умара в месте, известном как Посон (Πόσων) или Порсон (Πόρσων), недалеко от реки Лалакаон. Точное местонахождение реки и места битвы не установлено, но большинство ученых сходятся во мнении, что они находились около реки Халис, примерно в 130 километрах (81 миль) к юго-востоку от Амисоса. С приближением византийских армий единственным выходом, открытым для эмира и его людей, был стратегически расположенный холм. Обе стороны пытались занять его ночью, но византийцы победили. На следующий день Умар бросил все свои силы на запад (где находился Петронас) в попытке прорваться. Византийцы стояли твердо, давая двум другим византийским армиям время приблизиться и атаковать оголенные тылы и фланги арабской армии. Разгром был завершен, большая часть арабской армии (и Умара) пала в битве. Среди жертв мог быть павликианский лидер Карбеас; хотя его участие в битве неизвестно, записано, что он умер в том же году.

Только сын эмира, возглавлявший небольшую армию, избежал поля битвы, спасаясь бегством на юг к приграничной области Харсианона. Преследуемый Махерасом, клейсурархами Чарсианона, он был побежден и взят в плен вместе со многими своими людьми.

Последствия

Средневековая миниатюра с изображением людей, приходящих на крещение Успех битвы при Лалакаоне и последующих операций позволили Империи сосредоточить свои мощь против Болгарии, что привело к ее успешной христианизации. Изображение крещения болгар из Манассийской хроники.

Византийцы быстро воспользовались своей победой; Византийская армия вторглась в удерживаемую арабами Армению и примерно в октябре или ноябре разбила и убила эмира Али ибн Яхья. Таким образом, за один сезон кампании византийцы устранили трех самых опасных противников на своей восточной границе. Эти успехи были решающими, навсегда разрушившими мощь Мелитены. Победа Византии при Лалакаоне изменила стратегический баланс в регионе и ознаменовала начало столетнего наступления Византии на Восток.

Важность этих побед не осталась незамеченной в то время. Византийцы приветствовали их как месть за разграбление Амориума 25 годами ранее, победившие генералы получили триумфальный въезд в Константинополь, а также были проведены особые торжества и службы. Петронас получил высокий придворный титул magistros, а клейсура Харсианона была повышена до статуса полноценной темы. Ат-Табари сообщает, что известие о гибели Умара и Али - «сильных защитников ислама, людей огромного мужества, вызвавших огромную похвалу в приграничных районах, где они служили» - вызвали излияние горя в Багдаде и других городах, достигнув высшей точки. в беспорядках и грабежах. Хотя частные пожертвования и добровольцы для священной войны начали собираться на границе, «центральные власти [не были] готовы в те дни послать войска против византийцев за свой счет» из-за продолжающихся внутренних беспорядков в халифате Аббасидов.

Устранение восточной угрозы и рост византийского доверия также открыли возможности на западе, где болгарский правитель Борис (r. 852–889) вел переговоры с Папой и Людовиком Немецким (r. 817–876) для обращения себя и своего народа в христианство. Византийское правительство не могло мириться с потенциальным расширением церковного влияния Рима до порога Константинополя. Победоносные восточные армии были переброшены в Европу и вторглись в Болгарию в 864 году, демонстрация военной мощи, которая убедила ее правителя принять вместо этого византийских миссионеров. Борис был крещен - приняв имя Михаил в честь византийского императора - положив начало христианизации Болгарии и поглощению его народа византийским восточно-христианским миром..

Влияние на героическую поэзию

Согласно французскому византинисту Анри Грегуару, успехи Византии против арабов, кульминацией которой стала битва при Лалакаоне, вдохновившая на создание одного из старейших сохранившихся акритических (героических) стихотворений: Песнь Армурис. По словам Грегуара, одноименный главный герой (молодой византийский воин Армурис) был вдохновлен императором Михаилом III. Битва в византийском эпическом цикле вокруг Дигениса Акритаса также напоминает события в Лалакаоне, когда одноименный герой окружает арабскую армию около Малакопеи. Сильное влияние также можно найти в эпизодах арабских, а затем и турецких эпосов о Баттале Гази и в эпизоде ​​из Тысячи и одной ночи.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:39:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте