Битва при Кинбурне (1855)

редактировать

Битва при Кинбурне
Часть Крымской войны
Французские бронированные плавучие батареи в Кинбурне 1855.jpg . Иллюстрация бомбардировки бронированных батарей Кинбурн
Дата17 октября 1855 г.
Местоположениеоконечность полуострова Кинбурн
РезультатПобеда союзников
Воюющие стороны
Франция Французская империя. Соединенное Королевство Россия Российская Империя
Командиры и лидеры
Франция Арман Джозеф Брюат. United Королевство Эдмунд Лайонс Россия Максим Коханович
Сила
10 линейных кораблей. 3 броненосные батареи. 8000 солдат1500 солдат. 80 орудий

Битва при Кинбурне, совместное наземно-морское сражение на заключительном этапе Крымская война, произошла на оконечности полуострова Кинбурн (на южном берегу устья реки Днепр на территории нынешней Украины ) 17 октября 1855 г. Во время боя объединенный флот судов французского флота и британского королевского флота подвергся бомбардировке Русские прибрежные укрепления после того, как их осадили англо-французские сухопутные войска. Три французские броненосные батареи провели главный удар, в результате которого главная русская крепость была разрушена в ходе боевых действий, продолжавшихся около трех часов.

Битва, хотя она была стратегически незначительной и мало повлияла на исход войны, примечательна тем, что впервые в боевых действиях использовались современные бронированные боевые корабли. Несмотря на частые удары, французские корабли разрушили русские форты в течение трех часов, неся при этом минимальные потери. Эта битва убедила современные военно-морские силы отказаться от деревянных кораблей и сосредоточиться на бронировании ; это спровоцировало военно-морскую гонку вооружений между Францией и Великобританией, которая длилась более десяти лет.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Участвующие силы
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 Примечания
  • 5 Источники

Справочная информация

В сентябре 1854 г. Англо-французская армия, находившаяся в Варне, была переправлена ​​через Черное море и высадилась на Крымском полуострове. Затем они с боями прорвались к главной российской военно-морской базе на полуострове, городу Севастополь, который они осадили. В конце концов, в начале сентября 1855 года русский гарнизон покинул город, освободив французский и британский флот для решения других задач. Последовала дискуссия о том, какую цель следует атаковать дальше; французское и британское высшее командование рассматривало возможность переезда из Крыма в Херсон и начало крупных кампаний в Бессарабии или Кавказе. Вместо этого, по настоянию французских командиров, они остановились на более мелкой операции по захвату русского форта в, который защищал устье Днепра. Британцы утверждали, что захват Кинбурна без продвижения к Николаеву послужит лишь предупреждением русских об угрозе для порта. Фокс Мауле-Рамзи, в то время британский государственный секретарь по вопросам войны, предположил, что без плана по захвату крепости единственной целью операции было бы дать флотам чем заняться.

Вовлеченные силы

Девастейшн-класс броненосная батарея Лав, c. 1855 г.

Крепость располагалась на Кинбурнской косе, на крайней западной оконечности полуострова Кинбурн, и состояла из трех отдельных укреплений. В основном каменном форте, квадратном и оборудованном бастионами, находилось 50 орудий, некоторые из которых были установлены в защитных казематах ; остальные были в установках en barbette, стреляя через парапеты. Еще ниже по косе располагались две меньшие крепости, на которых было установлено десять и одиннадцать орудий соответственно. Первый представлял собой небольшой каменный форт, а второй - простой песчаный земляной вал. Форты были вооружены только орудиями среднего и меньшего калибра, самые большие орудия были 24-фунтовые. Генерал-майор командовал гарнизоном из 1500 человек, большинство из которых размещалось в главном форте. На другом конце лимана находился форт Николаев в городе Очаков с еще пятнадцатью орудиями, но они были слишком далеко, чтобы сыграть роль в сражении.

Для атаки фортов англичане и Французы собрали флот, состоящий из четырех французских и шести британских линейных кораблей, во главе с британским контр-адмирал Эдмунд Лайонс и французский вице-адмирал Арман Джозеф Брюат. Британцы предоставили еще семнадцать фрегатов и шлюпов, десять канонерских лодок и шесть бомбардировщиков, а также десять транспортных судов. Французская эскадра включала три корвета, четыре авизо, двенадцать канонерских лодок и пять бомбардировщиков. Транспортеры несли отряд из 8000 человек из французских и британских армейских полков, которые будут использоваться для осады фортов.

В дополнение к контингенту обычных парусных кораблей французская эскадра привезла три экспериментальных броненосных боевых корабля, которые недавно были прибыл из Франции. Это первые три бронированные батареи классов Devastation - Lave и… были отправлены в Черное море в конце июля, но прибыли слишком поздно, чтобы принять участие в осаде. Севастополя. Эти корабли, первые броненосные военные корабли, несли восемнадцать 50-фунтовых орудий и были защищены 4-дюймовым (100-миллиметровым) покрытием из кованого железа. Наблюдатели предположили, что эти непроверенные боевые корабли будут неэффективны в бою из-за их низкой скорости и плохого управления.

Битва

Карта, показывающая расположение флота и укреплений во время битвы

В попытке Чтобы сбить с толку русских, 8 октября объединенный флот сделал ложный маневр на запад в сторону Одессы, прежде чем повернуть на восток, к Кинбурну. Объединенный французский и британский флот прибыл у Кинбурна 14 октября. Той ночью отряд из девяти канонерских лодок сопровождал транспорты с 8000 человек во главе с Франсуа Ахилле Базеном, которые высадились за фортами, дальше по полуострову. Силой канонерских лодок командовал контр-адмирал Хьюстон Стюарт, который приказал своим командам вести огонь в темноте, если они не могли четко видеть русскую цель. Русские не начали контратаку на высадке, позволив французским и британским солдатам вырыть окопы, в то время как канонерские лодки обстреливали главный форт, хотя и безуспешно. К утру 17-го солдаты завершили значительные укрепления: французские войска стояли перед укреплениями, а британские войска укомплектовали внешнюю оборону против возможной попытки русских освободить гарнизон. К этому времени французы начали строительство подкапывающих траншей, которые затем попали под обстрел русской крепости. Тем временем ночью 16-го французское судно провело промеры глубины вблизи главного форта, чтобы определить, насколько близко корабли могут к нему подойти. Все это время сильное волнение моря не позволяло флоту вести продолжительную бомбардировку русских позиций.

Около 9:00 17 октября англо-французский флот занял позицию, чтобы начать бомбардировку. Линейным кораблям было трудно занять эффективные позиции из-за мелей в окружающей воде, и поэтому большая часть работы приходилась на суда меньшего размера и с меньшей осадкой , в первую очередь три бронированные батареи. Плавучие батареи были поставлены на якорь всего в 600 ярдах (550 м) от русской крепости, где они оказались невосприимчивыми к огню русской артиллерии, которая либо отскакивала, либо безвредно взрывалась на их кованой железной броне. Французские и британские линейные корабли стояли на якоре дальше, примерно на 1200 ярдах (1100 м), а бомбардировщики размещались еще дальше, на 2800 ярдах (2600 м). Пока их орудия били по укреплениям, у броненосцев был контингент из королевской морской пехоты, которые нанесли значительные потери русским артиллерийским расчетам. Единственным значительным ударом по броненосным батареям стал один снаряд, попавший в орудийный порт на Девастейшн, в результате чего двое человек погибли, но в остальном не причинили серьезного ущерба кораблю.

Канонада вызвала пожар в главная крепость и быстро выведенные из строя русские орудия. Когда огонь русских начал ослабевать, канонерские лодки заняли позицию за крепостями и начали их обстрел. В течение утра три французских судна выпустили около 3000 снарядов по форту, и к 12:00 он был нейтрализован объединенной огневой мощью англо-французского флота. Одинокий русский поднял белый флаг над фортом в знак капитуляции, и Коханович вышел поговорить с французским наземным командующим. По словам историка Джеймса Гранта, около 1100 русских из 1500 человек гарнизона выжили в битве и им было разрешено уйти без оружия. Герберт Уилсон считает, что потери россиян намного ниже - 45 убитых и 130 раненых. Для французов и британцев единственными убитыми мужчинами были двое на борту «Девастейшн» и еще 25 раненых, все из которых находились на борту плавучих батарей. В ходе битвы Дэвастейшн получил 75 ударов, Лаве получил 66 ударов, а Тоннанте получил примерно такое же количество ударов. Ни один из кораблей не вышел из боя с небольшими вмятинами на броневой пластине.

Последствия

HMS Warrior, первый британский морской корабль броненосный военный корабль

20 августа. В октябре пехота Базина провела разведку в направлении Херсона и не встретила организованного сопротивления до отхода. После того, как они вернулись в Кинбурн, французское и британское командование решило, что форт может быть восстановлен и удерживаться до предстоящей зимы. Сила в 1700 человек была оставлена ​​для гарнизона позиции вместе с тремя бронированными батареями. Остальные силы вернулись в Крым. Хотя первоначально британцы рассматривали возможность продолжения восхождения по Днепру для захвата Николаева, после захвата Кинбурна стало ясно, что для этого потребуется гораздо большее количество солдат, чтобы очистить скалы, возвышающиеся над рекой, чем предполагалось изначально. Британцы планировали в конечном итоге начать наступление на Николаев в 1856 году, но война закончилась до того, как она могла быть начата.

Поскольку им не хватало сил для взятия Николаева в одной кампании, захват Кинбурна оказался удачным. ограниченный стратегический эффект. Тем не менее, атака на Кинбурн была значительной, поскольку продемонстрировала, что французский и британский флот разработали эффективные десантные возможности и технологические преимущества, которые дали им решающее преимущество над своими русскими противниками. Разрушение прибрежных укреплений Кинбурна завершило англо-французскую военно-морскую кампанию в Черном море; у русских больше не оставалось значимых сил, чтобы противостоять им на море. В следующем году британские и французские военно-морские силы планировали перебросить силы в Балтийское море для усиления операций там. Дипломатическое давление со стороны все еще нейтральной Австрии убедило царя Николая I в России просить о мире, который был заключен в феврале следующего года Парижским договором.

В его докладе Бруат сообщил своему начальству, что «[е] всего можно ожидать от этих грозных орудий войны». Эффективность бронированных батарей в нейтрализации русских орудий, хотя до сих пор обсуждается военно-морскими историками, тем не менее убедила французского императора Наполеона III приказать больше бронированных боевых кораблей. Их успех в Кинбурне, в сочетании с разрушительным эффектом, который новые артиллерийские орудия оказали на деревянные военные корабли в Синопской битве в начале войны, побудили большинство французских военно-морских офицеров поддержать новые бронетранспортеры. Программа Наполеона III создала первый морской броненосец Gloire, положив начало гонке военно-морского строительства между Францией и Великобританией, которая продлилась до начала франко-прусской войны в 1870 году. Британский Королевский флот, у которого было пять бронированных батарей в стадии строительства, заложил еще четыре после победы при Кинберне и ответил Глуару парой собственных бронированных фрегатов Warrior и Black Prince. Франция построила еще одиннадцать батарей трех различных конструкций, а ВМФ построил пятнадцать бронированных плотов для обороны гавани.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с битвой при Кинбурне (1855).
  • Грант, Джеймс (2013). Крымская война. Барнсли: Ручка и меч. ISBN 978-1-4738-4698-2.
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие бронированного военного корабля, 1854–1891. Пенсильвания: Da Capo Press. ISBN 0-938289-58-6.
  • Ламберт, Эндрю (2011). Крымская война: Великая стратегия Великобритании против России, 1853–1856 гг. Фарнем: Ашгейт. ISBN 978-1-4094-1012-6.
  • Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-21478-5.
  • Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: набросок морских сражений с 1855 по 1895 годы. Лондон: S. Low, Marston and Company.

Координаты : 46 ° 36'08 ″ N 31 ° 29′52 ″ E / 46,6023 ° N 31,4978 ° E / 46,6023; 31.4978

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:36:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте