Битва при Фучжоу

редактировать
Битва при Фучжоу. Морской бой Фу-Чеу. 馬江海 戰
Часть Китайско-французская война
BattleFoochow.jpg . Битва при Фучжоу, 23 августа 1884 года (живопись XIX века)
Дата23-26 августа 1884 года
МестоположениеГавань Мауэй, Фучжоу, Китай
РезультатРешающая победа Франции
Воюющие стороны
Династия Цин Китай Flag of France.svg Франция
Командиры и лидеры
Династия Цин Чжан Пэйлунь Flag of France.svg Амеде Курбе
Войска задействовано
Флот Фуцзянь Дальневосточная эскадра
Численность
22 корабля. (11 кораблей западного образца, остальные китайские джонки )13 кораблей
Потери и потери
796 убитыми. 150 ранеными. 51 пропавшими без вести. 9 кораблей потоплены. 10+ кораблей повреждены10 убитыми. 48 ранеными. 2 корабля повреждены
Французские потери включают в себя все потери с 23 по 31 августа 1884 года (то есть как в Фучжоу, так и во время спуска реки Мин). Общее количество китайских потерь составляет 2000 или 3000 человек на западе. гневный конфликт (т.е. включая спуск реки Мин)

Битва при Фучжоу, или Битва при Фучжоу, также известная как Битва у пагоды Анкоридж (франц. : Combat naval de Fou-Tchéou, кит.: , 馬 江 之 役 или 馬尾 海戰, буквально Битва при Mawei ), было первым сражением 16-месячной китайско-французской войны (декабрь 1883 г. - апрель 1885 г.). Битва произошла 23 августа 1884 года у пагоды Анкоридж в гавани Mawei (馬尾), в 15 км к юго-востоку от города Fuzhou (Foochow). Во время битвы Дальневосточная эскадра адмирала Амеде Курбе фактически уничтожила флот Фуцзянь, один из четырех региональных флотов Китая.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Боевой порядок
  • 3 Размещение флота
  • 4 Битва при Фучжоу
  • 5 Бомбардировка военно-морской верфи Фучжоу
  • 6 Спуск по реке Мин
  • 7 потерь
  • 8 факторов победы французов
  • 9 кораблей, участвовавших в действиях на реке мин
  • 10 французской военно-морской формы, 1884 г.
  • 11 поле боя сегодня
  • 12 см. Также
  • 13 Примечания
  • 14 Источники

История вопроса

11 мая 1884 года французские и китайские переговорщики заключили Тяньцзиньское соглашение, соглашение, призванное положить конец нескольким месяцам необъявленных военных действий между Францией и Китаем в Тонкин. 23 июня 1884 года французские войска, продвигавшиеся для занятия Лонг Сан, в соответствии с условиями этого соглашения, столкнулись возле городка Бок Лу с отрядом китайской армии Гуанси. Китайцы открыли огонь по наступающим французам, что привело к двухдневному сражению, в котором французская колонна была серьезно потрепана. Этот инцидент, засада Бэк Лэ, был непосредственной причиной китайско-французской войны.

Военно-морская верфь Фучжоу, построенная под руководством французского администратора Проспера Жикеля

Когда новости о засаде на Бэк-Лу достигли Парижа, то, кого считали вопиющими китайцами, возмутило ярость. предательство. Правительство Жюля Ферри потребовало извинений, компенсации и немедленного выполнения условий Тяньцзиньского соглашения. Китайское правительство согласилось на переговоры, но отказалось принести извинения или выплатить компенсацию. Настроение во Франции было против компромисса, и, хотя переговоры продолжались в течение июля, адмиралу Курбе было приказано перебросить свою эскадру в Фучжоу (Фучжоу).

Курбе было приказано подготовиться к уничтожению военно-морской верфи Фучжоу, в пятнадцати километрах вниз по реке от Фучжоу в районе Мэвэй, и атаковать китайский флот в гавани Мэвэй. По иронии судьбы, военно-морская верфь Фучжоу представляла собой значительные французские инвестиции в будущее Китая, поскольку она была построена несколькими годами ранее под руководством французского администратора Проспера Жикеля. Во второй половине июля и в первой половине августа Курбе постепенно сосредоточил свою эскадру в гавани Мавэй, в пагоде Анкоридж, названной в честь известной китайской пагоды Луосинта (羅 星 塔), стоявшей на холме над гаванью.

Переговоры между Францией и Китаем прервались в середине августа, и вечером 22 августа Курбе получил от французского правительства разрешение на начало боевых действий. Он должным образом уведомил иностранных консулов, генерал-губернатора Фуцзяня и Чжэцзяна и командиров нескольких нейтральных военных кораблей, пришвартованных у пагоды Анкоридж (британские канонерские лодки, Чемпион и Сапфир и Американский корвет USS Enterprise ).

Боевой порядок

Адмирал Анатоль-Амеде-Проспер Курбе (1827–85) Чжан Пэйлунь (1843–1903), китайский командир в Фучжоу

Только небольшая часть Дальневосточная эскадра присутствовала у пагоды Анкоридж утром 23 августа. В частности, ни один из четырех броненосцев дальневосточной эскадры не был немедленно доступен. Баярд, флагман Курбе, находился на Пике Шарп, недалеко от Остров Мацу, охраняющий жизненно важную телеграфную станцию. Аталанте выслеживал пиратские корабли в Тонкинском заливе. Курбе вызвал броненосцев Триумфанта из Шанхая и Ла Галиссоньер из Килунга, чтобы они присоединились к нему у Фучжоу, но Ла Галиссоньер была задержана в Килунге. плохая погода, и хотя Триумфальный Находясь на Мин-Ривер, было неясно, сможет ли она пересечь перекладину на ее входе.

Под непосредственным командованием Курбе были крейсеры первого класса Duguay-Trouin, Villars и d'Estaing, крейсер третьего класса Volta (который он выбрал своим флагманом во время сражения), канонерские лодки Lynx, Aspic и Vipère и Торпедные катера No. 45 и 46. Крейсер второго класса Châteaurenault и военный корабль Saône были оставлены на перевале Цзиньпай, у входа в реку Мин, чтобы китайцы не устроили заградительный огонь, чтобы предотвратить побег эскадры.

Китайский флот Фуцзянь состоял из деревянного корвета Янву (флагман), разведывательных транспортов Ченхан, Юнбао, Фупо, Фэйюнь и Цзиань, весельный пароход Yixin, деревянные канонерские лодки Zhenwei и Fuxing и канонерские лодки Rendel flatiron Fusheng и Jiansheng. Рядом находились двенадцать больших джонок, но в бою не участвовали. Французская эскадра водоизмещением 14 500 тонн и насчитывала 1780 человек, в то время как одиннадцать боевых кораблей китайского флота водоизмещением 8 000 тонн и включали 1040 человек. Французская эскадра была намного лучше управляема и вооружена, чем китайский флот. Лишь немногие из китайских кораблей были способны оказать серьезное сопротивление атаке Курбе. Оборона Китая находилась под командованием имперского комиссара Чжан Пэйлуня (張佩綸), одного из ведущих членов отряда войны Китая.

Таблица 1: Действия французских военных кораблей на реке Минь, Август 1884 г.

ИмяТипТехнические характеристикиКонструкцияКапитан
Триумфант станционный броненосец (кираса круизьер)4585 тонн1879, Рошфорcapitaine de vaisseau Baux
La Galissonnière броненосный стан (кираса де круизер)4645 тонн1874, Брестcapitaine de vaisseau Fleuriais
железный крейсер 1-го класса3479 тонн1879, Cherbourgcapitaine de vaisseau Desnouy
Villarsкрейсер 1-го класса2363 тонны1881, Cherbourgcapitaine de vaisseau Vivielle
d'Estaingкрейсер 1-го класса2363 тонны1881, Брестcapitaine de vaisseau Coulombeaud
Châteaurenault 2-го класса wo оден крейсер1820 тонн1869, Normandcapitaine de frégate Le Pontois
Voltaдеревянный крейсер 3-го класса1323 тонны1869, Шербурcapitaine de frégate Gigon
Saôneтранспорт1575 тонн1880, Тулонcapitaine de frégate Monin
Lynxсоставная канонерская лодка465 тонн~ 1870-е годы, Шербурлейтенант де вайссо Бонайр
Aspicсоставная канонерская лодка465 тонн~ 1870-е годы, Рошфорлейтенант де Вайссо де Фок де Жонкьер
Виперкомпозитная канонерская лодка465 тонн~ 1870-е гг., Рошфорлейтенант де Вайссо Пикар Дестелан
Торпедный катер № 45торпедный катер30,58 тонн~ 1879, Гаврлейтенант де Вайссо Латур
Торпедный катер № 46торпедный катер30,58 тонн~ 1879, Гаврлейтенант де Вайссо Дузан

Таблица 2: Состав флотилии Фуцзянь, август 1884 г.

Имя (пиньинь)Имя (Уэйд Джайлс)ПерсонажиТипСтроительствоТехнические характеристикиКапитан
Янву Ян У揚 武деревянный корвет1872, военно-морская верфь Фучжоу1393 тонны, 15 узлов, 13 британских дульных заряжателейЧанг Ченг
ЮнбаоЮн-пао永保транспортно-разведывательный1873, военно-морская верфь Фучжоу1391 тонна, 3 пушки(в доке)
ЧенханЧэнь-ханг琛 航транспортно-разведывательный1874, военно-морская верфь Фучжоу1391 тонна, 3 пушки(в доке)
Fupo Fu-p'o伏波транспортно-разведывательный1870, Foochow Navy Yard1258 тонн, 5 орудийЛюй Вэнь-ин
ФэйюньФэй-юнь飛雲транспортно-разведывательный1872 г., флот Фучжоу Двор1258 тонн, 13 узлов, 5 прусских казнозарядных устройствКао Тэн-юнь
ЦзианьЧи-ан濟 安транспортно-разведывательный1873, военно-морская верфь Фучжоу1258 тонн, 12 узлов, 5 орудий?
ZhenweiChen-wei振威деревянная канонерская лодка1872, военно-морская верфь Фучжоу572,5 тонны, 10 узлов, 6 пистолетыСюй Шоу-шен
Фусин Фу-син福星деревянная канонерская лодка1870, военно-морская верфь Фучжоу515 тонн, 3 орудияЧэнь Инь
ФушэнФу-шэн福 勝канонерская лодка Rendel утюга1875, Лэрд, Биркенхед280 тоннЙе Чен
ЦзяньшэнЦзяншэн建 勝канонерская лодка Rendel flatiron1875, Laird, Birkenhead250 тоннLin Sen-lin
YixinI-hsin藝 新речной патрульный катер1876, военно-морская верфь ФучжоуПодробная информация отсутствуетЛинь Цзэ-ю

Размещение флота

Китайский флагман Yangwu и канонерская лодка Fuxing на якоре у военно-морской верфи Фучжоу накануне битвы

Китайский флот был разделен на северную группу из восьми кораблей и южную группу из трех кораблей, между которыми располагалась французская эскадра. Деревянный корвет Yangwu, деревянная канонерская лодка Fuxing, вооруженный транспорт Fupo, канонерские лодки Rendel Flatiron Jiansheng и Fusheng и небольшой весельный пароход Yixin были развернуты на северо-западном изгибе реки, между французскими кораблями и военно-морской верфью Фучжоу. Немного позади них стояли невооруженные транспорты «Юнбао» и «Ченхан», стоявшие на якоре недалеко от верфи. Роль этой северной группы кораблей, очевидно, заключалась в том, чтобы помешать французам атаковать военно-морскую верфь. Тем временем вооруженные деревянные транспорты «Цзиань» и «Фэйюнь» и деревянная канонерская лодка «Чжэньвэй» находились ниже по течению от французской эскадры, в опасной изоляции на юго-западном участке реки, перед зданием таможни. Их работа, похоже, заключалась в защите здания таможни и блокировке выхода Курбе из реки Мин.

План Курбе предусматривал применение подавляющей огневой мощи против китайского флота. Он заметил, что китайские корабли колеблются вместе с приливом, и решил атаковать незадолго до начала прилива в 14:00. на следующий день, в субботу, 23 августа, когда, если повезет, китайские корабли отклонятся от французских кораблей и представят атакующим свои уязвимые кормы. Это время было важно и по другой причине. Если Триумфанте успешно поднимется на реку Мин, то именно тогда она и появится.

Если предположить, что китайский флот не изменил своей позиции, приказ Курбе предусматривал, что французские корабли должны быть на боевых постах в 13.45. и вступить в бой около 14:00 по его сигналу. Сражение начнется с атаки торпедных катеров № 45 и № 46 на Янву и Фупо. Эта атака будет поддерживаться пушечным и ружейным огнем Вольты. Затем Вольта сконцентрируется на уничтожении линии боевых джонок и боевых кораблей, выстроенных к западу от острова Лозинг. Как только атака торпедных катеров расчистит путь, канонерские лодки «Аспик», «Випер» и «Рысь» направятся вверх по реке к Военно-морской верфи и сразятся с другими кораблями китайской северной группы. Четыре паровых катера под командованием лейтенанта де Вайссо Огюстена Буэ де Лапейрера, будущего французского адмирала, получили задание защитить Вольту и три французских канонерских лодки от нападения китайских минных катеров. Восточнее Дюге-Труэн, Виллар и д'Эстен должны были сократить три корабля китайской южной группы, нанести удар по военным джонкам с фланга и нанести удар по батарее, вооруженной тремя пушками Круппа возле пагоды и тремя другими. батареи, вооруженные пушкой Круппа, которые защищали Арсенал. Их катера будут использоваться для защиты от китайских торпедных атак.

Битва при Фучжоу

Китайский флагман Янву и вооруженный транспортный корабль Fupo подвергаются атаке французских торпедных катеров No. 46 и № 45. Combat naval de Fou-Tchéou («Морское сражение при Фучжоу»), Шарль Кувассег, 1885 лейтенант де Вайссо Латур, на торпедном катере № 45, атакующий Китайский транспортный флот Фупо

Утром в субботу 23 августа, хотя китайское командование знало, что французы начнут атаку около 14:00, моряки обоих флотов продолжили свои обычные дела. Корабли Фуцзяньского флота не пытались передислоцировать или предвидеть французское нападение, открывая огонь первыми. Французские экипажи отправились к месту боевых действий в 13:30 после полуденной трапезы. Китайцы не отреагировали на эту очевидную угрозу и в 13.45. шквал активности на французских кораблях утих. В течение следующих десяти минут напряжение на борту французских кораблей росло по мере того, как минуты шли к 14 часам. В 1.55. китайский минный катер двинулся на французскую эскадру. Курбе немедленно приказал начать атаку, всего на пять минут меньше своего первоначального расписания.

В начале битвы китайский флагман Янву был успешно атакован лонжеронной торпедой с торпедного катера № 46 (лейтенант де Вайссо Дузанс) и приземлился. Во время атаки французский торпедный катер получил повреждение своего котла. Судно-диспетчерское судно Fupo было менее успешно атаковано торпедным катером № 45 (лейтенант де Вайссо Латур), впоследствии было повреждено торпедным пуском Вольты и доставлено на борт моряками Буэ де Лапейрера. Она уже была подожжена французским артиллерийским огнем, и в конце концов была оставлена ​​французской призовой командой и затонула посреди реки Мин.

Их рангоутные торпеды израсходованы, два французских торпедных катера после атаки дрейфовали вниз по реке к якорной стоянке нейтральных судов у острова Лозинг. Лейтенант Латур был серьезно ранен в глаз во время атаки, но он отказался от предложения медицинской помощи от американских офицеров на USS Enterprise, объяснив это тем, что он не может покинуть свой пост, пока битва еще продолжается.

Адмирал Курбе на мостике Вольта во время битвы

Тем временем французские крейсера и броненосный «Триумфант», присоединившиеся к французской эскадре всего за несколько минут до начала битвы, быстро расправились с остальной частью китайского флота. Chenhang, Yongbao, Feiyun, Ji'an, Fusheng и Jiansheng были либо потоплены, либо подожжены обстрелами крейсеров Duguay-Trouin, Villars и d'Estaing. Только Фупо и Исинь выжили в битве без серьезных повреждений, убежав вверх по реке до того, как канонерские лодки Lynx, Aspic и Vipère успели сразиться с ними. Чжэньвэй был подорван одиночным снарядом из Триумфанта.

Перед тем, как вывести их из строя, китайские корабли с лишним вооружением сосредоточили свой огонь на французском флагмане Вольта, надеясь убить Курбе и его окружение. Несколько матросов на борту французского крейсера были убиты или ранены, и вскоре после начала битвы снаряд пробил командную группу Курбе на мостике флагмана, убив британского пилота Томаса и едва не пропустив капитана де Фрегата Жигона, капитана Вольты. Несколькими минутами позже осколками разорвавшегося китайского снаряда был ранен лейтенант де Вайссо Равель, адъютант Курбе.

Бои закончились в 17:00, но в ночь на 23 августа китайцы совершили ряд неудачных атак с использованием боевых кораблей на французские военные корабли, вынудив некоторых из них сдвинуть якорные стоянки, чтобы уклониться от них.

Бомбардировка военно-морской верфи Фучжоу

Бомбардировка военно-морской верфи Фучжоу, 24 августа 1884 г.

Утром 24 августа Курбе отдал приказ десантным ротам своих кораблей сойти на берег вместе с военно-морскими инженерами. уничтожить военно-морскую верфь Фучжоу. Подготовка к высадке была сделана, но Курбе затем передумал, заметив, что военно-морская верфь защищена организованными группами китайской пехоты. Атака была отменена, поскольку французские моряки собирались забраться на свои лодки.

Вместо этого французы обстреляли военно-морскую верфь Фучжоу, повредив несколько хозяйственных построек и задержав шлюп Хэнхай (Хэн-хай, 橫), который все еще строился и лежал на стапелях. Определенный ущерб был нанесен, но без поддержки тяжелых орудий Triomphante и Duguay-Trouin или немного более легких орудий крейсеров Villars и d'Estaing, которые набирали слишком много воды, чтобы выйти на мелководье у Военно-морской верфи, за исключением во время прилива Курбе не смог полностью разрушить верфь. Он сам признал в своем официальном отчете, что нанесенный ущерб «был не таким большим, как я ожидал».

Французская эскадра оставалась у Фучжоу в ночь на 24 августа. В очередной раз китайцы попытались нанести ночную атаку. В 4 часа утра два китайских торпедных катера попытались атаковать канонерскую лодку Vipère, стоявшую на якоре во главе французской линии. Оба катера были освещены прожекторами на французских кораблях и атакованы огнем Гочкиса Дюге-Труэном. Один катер был потоплен мгновенно, а экипаж другого покинул корабль и поплыл к берегу.

Спуск по реке Мин

Французский крейсер Duguay-Trouin направляется в перевал Минань, за ним следует бронированный «Триумфант».

25 августа, после получения поздравлений от капитанов Благодаря профессионализму, продемонстрированному французской эскадрой во время боевых действий 23 августа нейтральные военные корабли, Курбе начал вести свои корабли обратно по реке Мин. Два самых тяжелых корабля отряда, Triomphante и Duguay-Trouin, шли впереди.

25 и 26 августа французы обстреляли батареи Тяньлуовань (田螺 灣) и Миньань (閩 安), две китайские береговые батареи, прикрывавшие подход к Фучжоу через узкий проход Миньань. Китайские батареи, построенные так, чтобы вести огонь только по кораблям противника, приближающимся из устья реки, были взяты задним ходом и уничтожены Дюге-Труэном и Триумфантом.

27 и 28 августа французская эскадра обстреляла и разрушила китайскую оборону на перевале Цзиньпай у входа в реку Минь. Батареи Цзиньпай (金牌) и Чанмэнь (長 門), известные французам как Форт Кимпай и Белый форт (Форт Блан), были выведены из строя, французы также нанесли тяжелые потери ряду китайских полевых батарей и пехоты. образования. Однако до того, как его орудия были уничтожены, Белый форт смог нанести умеренный урон французскому броненосцу La Galissonnière, который приплыл из Килунга, чтобы присоединиться к эскадре Курбе, и безуспешно пытался пробиться в реку Мин. Китайская пехота на перевале Цзиньпай также убила и ранила нескольких французских моряков на борту канонерской лодки Vipère 27 августа.

Потери

Лейтенант де Вайссо Буэ-Вильомес, Випер, убит 27 августа 1884 года во время спуска с корабля. Река Мин

Потери французской эскадры в ходе операций у Фучжоу и на реке Мин были относительно небольшими (10 убитых и 48 раненых). Большинство этих потерь было вызвано не артиллерийским обстрелом во время боя 23 августа, а снайперским огнем китайской пехоты при спуске эскадрильи по реке Минь. Среди убитых французов были лейтенант де Вайссо Буэ-Вильомез, заместитель командира канонерской лодки «Випер», и сын известного французского адмирала Луи-Эдуарда Буэ-Вильомеса (1809–1871 гг.), Который был застрелен на мостике Випера во время обмена перестрелка с защитниками форта Кимпай 27 августа. За исключением La Galissonnière и торпедного катера № 46, ни одно из судов Курбе не понесло серьезных повреждений.

Обломки китайского флагмана «Янву»

Китайцы потеряли девять из одиннадцати кораблей Фуцзянского флота. Некоторые китайские корабли затонули там, где они были атакованы, затонув у якорной стоянки у пагоды и военно-морской верфи Фучжоу. Остальные плыли вниз по реке и либо сели на мель, либо затонули между Островом Затерянный и перевалом Минъан. Французские офицеры на борту Châteaurenault, стоявшего на якоре у входа в реку Мин, вечером 23 августа увидели три китайских военных корабля, дрейфующих вниз по реке, брошенных их командами и пылающих от носа до кормы. Один из китайских кораблей взорвался у них на глазах.

Китайский транспортный корабль «Юнбао» затонул у военно-морской верфи Фучжоу

Курбе оценил китайские потери в от 2000 до 3000 убитых. Памятные таблички в святыне, воздвигнутой вскоре после войны в пагоде Анкоридж в честь погибших китайцев, содержат имена 831 моряка и солдата, убитого 23 августа, но в этот список не включены сотни китайских солдат, убитых французами во время их смерти. спуск по реке Минь.

Китайский имперский комиссар Чжан Пэйлунь, который не предпринял серьезных попыток координировать сопротивление флотилии Фуцзянь, был унижен после битвы и заменен генералом-ветераном Цзо Цзунтаном (). Хэ Цзин (何 璟), генерал-губернатор Фуцзянь и Чжэцзян, Чжан Чжаотун (張兆棟), губернатор Фуцзянь, и Хэ Жужан (何如璋), генеральный директор военно-морской верфи Фучжоу, также были унижены. маньчжурский генерал Фучжоу Мутушан (穆圖 善), который 27 и 28 августа умело и энергично руководил обороной перевала Цзиньпай, продолжал свою работу.

Кантонский морской офицер Чжан Чэн (張 成), выпускник военно-морского училища Фучжоу и капитан китайского флагмана Янву, покинул корабль сразу после начала битвы и позже был обезглавлен за трусость.

Факторы французской победы

Яркое изображение битвы при Фучжоу японским гравером Утагава Кунисада III Китайская литография битвы при Фучжоу

Один из факторов французской победы при Фучжоу было то, что французская эскадра плыла по реке Минь в мирное время. Китайцы заявили после битвы, с некоторым оправданием, что французы никогда не смогли бы подняться по реке, если бы две страны находились в состоянии войны. Вторым важным фактором было отсутствие в сражении современных линкоров Dingyuan и Zhenyuan, которое недавно было завершено в Германии для китайского флота Бэйян (Северные моря флот). Китайские линкоры были более мощными, чем любые корабли под командованием Курбе, и в декабре 1883 года, предвидя неизбежность войны с Китаем, французы убедили правительство Германии задержать их в случае военных действий. Германское правительство придумало ряд веских оправданий для того, чтобы держать два линкора в порту, и они оставались в Германии на время китайско-французской войны. В конце концов они были освобождены в июле 1885 года и присоединились к флоту Северных морей в октябре того же года.

Китайский отчет о китайско-французской войне, напечатанный в Шанхае 1883–1885 гг.

Некоторые Китайские историки, смущенные полнотой победы французов, утверждали, что разобщенность в китайской командной структуре была важным фактором поражения Китая. Китайские региональные флоты и армии представляли собой значительные «личные» вложения доходов и престижа, которые использовались для усиления влияния при дворе, и соответствующие командиры флотов часто не хотели, чтобы эти важные активы были уменьшены военным ущербом. В результате в Фучжоу флот Фуцзянь получил небольшую помощь от трех других региональных флотов Китая. Несмотря на призывы Чжан Пэйлуня и прямые приказы вдовствующей императрицы Цыси, командиры флота Бэйян, флота Наньян и Флот Гуандун отказался послать корабли для усиления Флота Фуцзянь. Feiyun и Ji'an, два фуцзянских корабля, которые были переданы в аренду флоту Гуандун в 1882 году для наблюдения за перемещениями французов в Тонкинском заливе, в начале августа были отправлены обратно в Фучжоу Чжан Чжидун, генерал-губернатор двух Гуан, прибывший как раз вовремя, чтобы разделить судьбу своих товарищей в предстоящей битве. Однако Чжан не выпустил ни одного из своих судов в провинции Гуандун. Ли Хунчжан нарушил приказ отправить два корабля из флота Бэйян в Фучжоу, а губернатор провинции Чжэцзян Лю Бинчжан (劉秉璋) отказался освободить наньянское судно Chaowu.

Суда, участвовавшие в действиях на реке Мин

Flag of France.svg Франция :

Династия Цин Китай :

военно-морская форма Франции, 1884 год

Поле битвы сегодня

См. Также

Примечания

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с битвой при Фучжоу.
  • Курбе, Амедее (июль 1885 г.). «ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ АДМИРАЛА КУРБЕ, ГЛАВНОГО ОТРЯДА КРАЙНЕГО ВОСТОКА, МИНИСТРУ МОРСКИХ МОРСКИХ И КОЛОНИЙ, Мацу, 11 сентября 1884 г.». В (ред.). Информация из-за границы. Статьи по военно-морским операциям. Серия общих сведений № 4. Вашингтон, округ Колумбия: Генеральная типография. pp. 18–24 頁.
  • Destelan, P., Annam et Tonkin: Notes de voyage d'un marin (Paris, 1892)
  • Duboc, E., Trente cinq mois de campagne en Chine, au Tonkin (Париж, 1899)
  • Ферреро, С., Формоз, vue par un marin français du XIX века (Париж, 2005)
  • Юар, La guerre du Tonkin (Париж, 1887)
  • Луар, М., L'escadre de l'amiral Courbet (Париж, 1886)
  • Лунг Чанг [龍 章], Юэ-нанюй Чун-фа чан-ченг [越南 與中法 戰爭, Вьетнам и китайско-французская война] (Тайбэй, 1993)
  • Роулинсон, Дж., Борьба Китая за военно-морское развитие, 1839–1895 гг. (Гарвард, 1967)
  • Rollet de l'Isle, M., Au Tonkin et dans les mers de Chine (Париж, 1886)
  • Томази, A., La conquête de l'Indochine (Париж, 1934)
  • Vienet, R., 'Devant le champ de bataille de Mawei (Chine)', La Géographie, 1525 (июнь 2007 г.), 31–53
  • Райт, Р., Китайский паровой флот, 1862–1945 (Лондон, 2001)
  • Джеймс Ф. Рош, Л. Л. Коуэн (1884). Французы в Фучжоу. Отпечатано в офисе «Поднебесной». Стр. 49. Получено 6 июля 2011 г.

Координаты : 25 ° 58′37 ″ N 119 ° 27′04 ″ E / 25,97694 ° N 119,45111 ° E / 25,97694; 119.45111

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:29:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте