Битва при Фучжоу. Морской бой Фу-Чеу. 馬江海 戰 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Китайско-французская война | |||||||
. Битва при Фучжоу, 23 августа 1884 года (живопись XIX века) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Китай | Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чжан Пэйлунь | Амеде Курбе | ||||||
Войска задействовано | |||||||
Флот Фуцзянь | Дальневосточная эскадра | ||||||
Численность | |||||||
22 корабля. (11 кораблей западного образца, остальные китайские джонки ) | 13 кораблей | ||||||
Потери и потери | |||||||
796 убитыми. 150 ранеными. 51 пропавшими без вести. 9 кораблей потоплены. 10+ кораблей повреждены | 10 убитыми. 48 ранеными. 2 корабля повреждены | ||||||
Французские потери включают в себя все потери с 23 по 31 августа 1884 года (то есть как в Фучжоу, так и во время спуска реки Мин). Общее количество китайских потерь составляет 2000 или 3000 человек на западе. гневный конфликт (т.е. включая спуск реки Мин) |
Битва при Фучжоу, или Битва при Фучжоу, также известная как Битва у пагоды Анкоридж (франц. : Combat naval de Fou-Tchéou, кит.: 馬 江 海 戰, 馬 江 之 役 или 馬尾 海戰, буквально Битва при Mawei ), было первым сражением 16-месячной китайско-французской войны (декабрь 1883 г. - апрель 1885 г.). Битва произошла 23 августа 1884 года у пагоды Анкоридж в гавани Mawei (馬尾), в 15 км к юго-востоку от города Fuzhou (Foochow). Во время битвы Дальневосточная эскадра адмирала Амеде Курбе фактически уничтожила флот Фуцзянь, один из четырех региональных флотов Китая.
11 мая 1884 года французские и китайские переговорщики заключили Тяньцзиньское соглашение, соглашение, призванное положить конец нескольким месяцам необъявленных военных действий между Францией и Китаем в Тонкин. 23 июня 1884 года французские войска, продвигавшиеся для занятия Лонг Сан, в соответствии с условиями этого соглашения, столкнулись возле городка Бок Лу с отрядом китайской армии Гуанси. Китайцы открыли огонь по наступающим французам, что привело к двухдневному сражению, в котором французская колонна была серьезно потрепана. Этот инцидент, засада Бэк Лэ, был непосредственной причиной китайско-французской войны.
Военно-морская верфь Фучжоу, построенная под руководством французского администратора Проспера ЖикеляКогда новости о засаде на Бэк-Лу достигли Парижа, то, кого считали вопиющими китайцами, возмутило ярость. предательство. Правительство Жюля Ферри потребовало извинений, компенсации и немедленного выполнения условий Тяньцзиньского соглашения. Китайское правительство согласилось на переговоры, но отказалось принести извинения или выплатить компенсацию. Настроение во Франции было против компромисса, и, хотя переговоры продолжались в течение июля, адмиралу Курбе было приказано перебросить свою эскадру в Фучжоу (Фучжоу).
Курбе было приказано подготовиться к уничтожению военно-морской верфи Фучжоу, в пятнадцати километрах вниз по реке от Фучжоу в районе Мэвэй, и атаковать китайский флот в гавани Мэвэй. По иронии судьбы, военно-морская верфь Фучжоу представляла собой значительные французские инвестиции в будущее Китая, поскольку она была построена несколькими годами ранее под руководством французского администратора Проспера Жикеля. Во второй половине июля и в первой половине августа Курбе постепенно сосредоточил свою эскадру в гавани Мавэй, в пагоде Анкоридж, названной в честь известной китайской пагоды Луосинта (羅 星 塔), стоявшей на холме над гаванью.
Переговоры между Францией и Китаем прервались в середине августа, и вечером 22 августа Курбе получил от французского правительства разрешение на начало боевых действий. Он должным образом уведомил иностранных консулов, генерал-губернатора Фуцзяня и Чжэцзяна и командиров нескольких нейтральных военных кораблей, пришвартованных у пагоды Анкоридж (британские канонерские лодки, Чемпион и Сапфир и Американский корвет USS Enterprise ).
Только небольшая часть Дальневосточная эскадра присутствовала у пагоды Анкоридж утром 23 августа. В частности, ни один из четырех броненосцев дальневосточной эскадры не был немедленно доступен. Баярд, флагман Курбе, находился на Пике Шарп, недалеко от Остров Мацу, охраняющий жизненно важную телеграфную станцию. Аталанте выслеживал пиратские корабли в Тонкинском заливе. Курбе вызвал броненосцев Триумфанта из Шанхая и Ла Галиссоньер из Килунга, чтобы они присоединились к нему у Фучжоу, но Ла Галиссоньер была задержана в Килунге. плохая погода, и хотя Триумфальный Находясь на Мин-Ривер, было неясно, сможет ли она пересечь перекладину на ее входе.
Под непосредственным командованием Курбе были крейсеры первого класса Duguay-Trouin, Villars и d'Estaing, крейсер третьего класса Volta (который он выбрал своим флагманом во время сражения), канонерские лодки Lynx, Aspic и Vipère и Торпедные катера No. 45 и 46. Крейсер второго класса Châteaurenault и военный корабль Saône были оставлены на перевале Цзиньпай, у входа в реку Мин, чтобы китайцы не устроили заградительный огонь, чтобы предотвратить побег эскадры.
Китайский флот Фуцзянь состоял из деревянного корвета Янву (флагман), разведывательных транспортов Ченхан, Юнбао, Фупо, Фэйюнь и Цзиань, весельный пароход Yixin, деревянные канонерские лодки Zhenwei и Fuxing и канонерские лодки Rendel flatiron Fusheng и Jiansheng. Рядом находились двенадцать больших джонок, но в бою не участвовали. Французская эскадра водоизмещением 14 500 тонн и насчитывала 1780 человек, в то время как одиннадцать боевых кораблей китайского флота водоизмещением 8 000 тонн и включали 1040 человек. Французская эскадра была намного лучше управляема и вооружена, чем китайский флот. Лишь немногие из китайских кораблей были способны оказать серьезное сопротивление атаке Курбе. Оборона Китая находилась под командованием имперского комиссара Чжан Пэйлуня (張佩綸), одного из ведущих членов отряда войны Китая.
Таблица 1: Действия французских военных кораблей на реке Минь, Август 1884 г.
Имя | Тип | Технические характеристики | Конструкция | Капитан |
---|---|---|---|---|
Триумфант | станционный броненосец (кираса круизьер) | 4585 тонн | 1879, Рошфор | capitaine de vaisseau Baux |
La Galissonnière | броненосный стан (кираса де круизер) | 4645 тонн | 1874, Брест | capitaine de vaisseau Fleuriais |
железный крейсер 1-го класса | 3479 тонн | 1879, Cherbourg | capitaine de vaisseau Desnouy | |
Villars | крейсер 1-го класса | 2363 тонны | 1881, Cherbourg | capitaine de vaisseau Vivielle |
d'Estaing | крейсер 1-го класса | 2363 тонны | 1881, Брест | capitaine de vaisseau Coulombeaud |
Châteaurenault | 2-го класса wo оден крейсер | 1820 тонн | 1869, Normand | capitaine de frégate Le Pontois |
Volta | деревянный крейсер 3-го класса | 1323 тонны | 1869, Шербур | capitaine de frégate Gigon |
Saône | транспорт | 1575 тонн | 1880, Тулон | capitaine de frégate Monin |
Lynx | составная канонерская лодка | 465 тонн | ~ 1870-е годы, Шербур | лейтенант де вайссо Бонайр |
Aspic | составная канонерская лодка | 465 тонн | ~ 1870-е годы, Рошфор | лейтенант де Вайссо де Фок де Жонкьер |
Випер | композитная канонерская лодка | 465 тонн | ~ 1870-е гг., Рошфор | лейтенант де Вайссо Пикар Дестелан |
Торпедный катер № 45 | торпедный катер | 30,58 тонн | ~ 1879, Гавр | лейтенант де Вайссо Латур |
Торпедный катер № 46 | торпедный катер | 30,58 тонн | ~ 1879, Гавр | лейтенант де Вайссо Дузан |
Таблица 2: Состав флотилии Фуцзянь, август 1884 г.
Имя (пиньинь) | Имя (Уэйд Джайлс) | Персонажи | Тип | Строительство | Технические характеристики | Капитан |
---|---|---|---|---|---|---|
Янву | Ян У | 揚 武 | деревянный корвет | 1872, военно-морская верфь Фучжоу | 1393 тонны, 15 узлов, 13 британских дульных заряжателей | Чанг Ченг |
Юнбао | Юн-пао | 永保 | транспортно-разведывательный | 1873, военно-морская верфь Фучжоу | 1391 тонна, 3 пушки | (в доке) |
Ченхан | Чэнь-ханг | 琛 航 | транспортно-разведывательный | 1874, военно-морская верфь Фучжоу | 1391 тонна, 3 пушки | (в доке) |
Fupo | Fu-p'o | 伏波 | транспортно-разведывательный | 1870, Foochow Navy Yard | 1258 тонн, 5 орудий | Люй Вэнь-ин |
Фэйюнь | Фэй-юнь | 飛雲 | транспортно-разведывательный | 1872 г., флот Фучжоу Двор | 1258 тонн, 13 узлов, 5 прусских казнозарядных устройств | Као Тэн-юнь |
Цзиань | Чи-ан | 濟 安 | транспортно-разведывательный | 1873, военно-морская верфь Фучжоу | 1258 тонн, 12 узлов, 5 орудий | ? |
Zhenwei | Chen-wei | 振威 | деревянная канонерская лодка | 1872, военно-морская верфь Фучжоу | 572,5 тонны, 10 узлов, 6 пистолеты | Сюй Шоу-шен |
Фусин | Фу-син | 福星 | деревянная канонерская лодка | 1870, военно-морская верфь Фучжоу | 515 тонн, 3 орудия | Чэнь Инь |
Фушэн | Фу-шэн | 福 勝 | канонерская лодка Rendel утюга | 1875, Лэрд, Биркенхед | 280 тонн | Йе Чен |
Цзяньшэн | Цзяншэн | 建 勝 | канонерская лодка Rendel flatiron | 1875, Laird, Birkenhead | 250 тонн | Lin Sen-lin |
Yixin | I-hsin | 藝 新 | речной патрульный катер | 1876, военно-морская верфь Фучжоу | Подробная информация отсутствует | Линь Цзэ-ю |
Китайский флот был разделен на северную группу из восьми кораблей и южную группу из трех кораблей, между которыми располагалась французская эскадра. Деревянный корвет Yangwu, деревянная канонерская лодка Fuxing, вооруженный транспорт Fupo, канонерские лодки Rendel Flatiron Jiansheng и Fusheng и небольшой весельный пароход Yixin были развернуты на северо-западном изгибе реки, между французскими кораблями и военно-морской верфью Фучжоу. Немного позади них стояли невооруженные транспорты «Юнбао» и «Ченхан», стоявшие на якоре недалеко от верфи. Роль этой северной группы кораблей, очевидно, заключалась в том, чтобы помешать французам атаковать военно-морскую верфь. Тем временем вооруженные деревянные транспорты «Цзиань» и «Фэйюнь» и деревянная канонерская лодка «Чжэньвэй» находились ниже по течению от французской эскадры, в опасной изоляции на юго-западном участке реки, перед зданием таможни. Их работа, похоже, заключалась в защите здания таможни и блокировке выхода Курбе из реки Мин.
План Курбе предусматривал применение подавляющей огневой мощи против китайского флота. Он заметил, что китайские корабли колеблются вместе с приливом, и решил атаковать незадолго до начала прилива в 14:00. на следующий день, в субботу, 23 августа, когда, если повезет, китайские корабли отклонятся от французских кораблей и представят атакующим свои уязвимые кормы. Это время было важно и по другой причине. Если Триумфанте успешно поднимется на реку Мин, то именно тогда она и появится.
Если предположить, что китайский флот не изменил своей позиции, приказ Курбе предусматривал, что французские корабли должны быть на боевых постах в 13.45. и вступить в бой около 14:00 по его сигналу. Сражение начнется с атаки торпедных катеров № 45 и № 46 на Янву и Фупо. Эта атака будет поддерживаться пушечным и ружейным огнем Вольты. Затем Вольта сконцентрируется на уничтожении линии боевых джонок и боевых кораблей, выстроенных к западу от острова Лозинг. Как только атака торпедных катеров расчистит путь, канонерские лодки «Аспик», «Випер» и «Рысь» направятся вверх по реке к Военно-морской верфи и сразятся с другими кораблями китайской северной группы. Четыре паровых катера под командованием лейтенанта де Вайссо Огюстена Буэ де Лапейрера, будущего французского адмирала, получили задание защитить Вольту и три французских канонерских лодки от нападения китайских минных катеров. Восточнее Дюге-Труэн, Виллар и д'Эстен должны были сократить три корабля китайской южной группы, нанести удар по военным джонкам с фланга и нанести удар по батарее, вооруженной тремя пушками Круппа возле пагоды и тремя другими. батареи, вооруженные пушкой Круппа, которые защищали Арсенал. Их катера будут использоваться для защиты от китайских торпедных атак.
Утром в субботу 23 августа, хотя китайское командование знало, что французы начнут атаку около 14:00, моряки обоих флотов продолжили свои обычные дела. Корабли Фуцзяньского флота не пытались передислоцировать или предвидеть французское нападение, открывая огонь первыми. Французские экипажи отправились к месту боевых действий в 13:30 после полуденной трапезы. Китайцы не отреагировали на эту очевидную угрозу и в 13.45. шквал активности на французских кораблях утих. В течение следующих десяти минут напряжение на борту французских кораблей росло по мере того, как минуты шли к 14 часам. В 1.55. китайский минный катер двинулся на французскую эскадру. Курбе немедленно приказал начать атаку, всего на пять минут меньше своего первоначального расписания.
В начале битвы китайский флагман Янву был успешно атакован лонжеронной торпедой с торпедного катера № 46 (лейтенант де Вайссо Дузанс) и приземлился. Во время атаки французский торпедный катер получил повреждение своего котла. Судно-диспетчерское судно Fupo было менее успешно атаковано торпедным катером № 45 (лейтенант де Вайссо Латур), впоследствии было повреждено торпедным пуском Вольты и доставлено на борт моряками Буэ де Лапейрера. Она уже была подожжена французским артиллерийским огнем, и в конце концов была оставлена французской призовой командой и затонула посреди реки Мин.
Их рангоутные торпеды израсходованы, два французских торпедных катера после атаки дрейфовали вниз по реке к якорной стоянке нейтральных судов у острова Лозинг. Лейтенант Латур был серьезно ранен в глаз во время атаки, но он отказался от предложения медицинской помощи от американских офицеров на USS Enterprise, объяснив это тем, что он не может покинуть свой пост, пока битва еще продолжается.
Адмирал Курбе на мостике Вольта во время битвыТем временем французские крейсера и броненосный «Триумфант», присоединившиеся к французской эскадре всего за несколько минут до начала битвы, быстро расправились с остальной частью китайского флота. Chenhang, Yongbao, Feiyun, Ji'an, Fusheng и Jiansheng были либо потоплены, либо подожжены обстрелами крейсеров Duguay-Trouin, Villars и d'Estaing. Только Фупо и Исинь выжили в битве без серьезных повреждений, убежав вверх по реке до того, как канонерские лодки Lynx, Aspic и Vipère успели сразиться с ними. Чжэньвэй был подорван одиночным снарядом из Триумфанта.
Перед тем, как вывести их из строя, китайские корабли с лишним вооружением сосредоточили свой огонь на французском флагмане Вольта, надеясь убить Курбе и его окружение. Несколько матросов на борту французского крейсера были убиты или ранены, и вскоре после начала битвы снаряд пробил командную группу Курбе на мостике флагмана, убив британского пилота Томаса и едва не пропустив капитана де Фрегата Жигона, капитана Вольты. Несколькими минутами позже осколками разорвавшегося китайского снаряда был ранен лейтенант де Вайссо Равель, адъютант Курбе.
Бои закончились в 17:00, но в ночь на 23 августа китайцы совершили ряд неудачных атак с использованием боевых кораблей на французские военные корабли, вынудив некоторых из них сдвинуть якорные стоянки, чтобы уклониться от них.
Утром 24 августа Курбе отдал приказ десантным ротам своих кораблей сойти на берег вместе с военно-морскими инженерами. уничтожить военно-морскую верфь Фучжоу. Подготовка к высадке была сделана, но Курбе затем передумал, заметив, что военно-морская верфь защищена организованными группами китайской пехоты. Атака была отменена, поскольку французские моряки собирались забраться на свои лодки.
Вместо этого французы обстреляли военно-морскую верфь Фучжоу, повредив несколько хозяйственных построек и задержав шлюп Хэнхай (Хэн-хай, 橫), который все еще строился и лежал на стапелях. Определенный ущерб был нанесен, но без поддержки тяжелых орудий Triomphante и Duguay-Trouin или немного более легких орудий крейсеров Villars и d'Estaing, которые набирали слишком много воды, чтобы выйти на мелководье у Военно-морской верфи, за исключением во время прилива Курбе не смог полностью разрушить верфь. Он сам признал в своем официальном отчете, что нанесенный ущерб «был не таким большим, как я ожидал».
Французская эскадра оставалась у Фучжоу в ночь на 24 августа. В очередной раз китайцы попытались нанести ночную атаку. В 4 часа утра два китайских торпедных катера попытались атаковать канонерскую лодку Vipère, стоявшую на якоре во главе французской линии. Оба катера были освещены прожекторами на французских кораблях и атакованы огнем Гочкиса Дюге-Труэном. Один катер был потоплен мгновенно, а экипаж другого покинул корабль и поплыл к берегу.
25 августа, после получения поздравлений от капитанов Благодаря профессионализму, продемонстрированному французской эскадрой во время боевых действий 23 августа нейтральные военные корабли, Курбе начал вести свои корабли обратно по реке Мин. Два самых тяжелых корабля отряда, Triomphante и Duguay-Trouin, шли впереди.
25 и 26 августа французы обстреляли батареи Тяньлуовань (田螺 灣) и Миньань (閩 安), две китайские береговые батареи, прикрывавшие подход к Фучжоу через узкий проход Миньань. Китайские батареи, построенные так, чтобы вести огонь только по кораблям противника, приближающимся из устья реки, были взяты задним ходом и уничтожены Дюге-Труэном и Триумфантом.
27 и 28 августа французская эскадра обстреляла и разрушила китайскую оборону на перевале Цзиньпай у входа в реку Минь. Батареи Цзиньпай (金牌) и Чанмэнь (長 門), известные французам как Форт Кимпай и Белый форт (Форт Блан), были выведены из строя, французы также нанесли тяжелые потери ряду китайских полевых батарей и пехоты. образования. Однако до того, как его орудия были уничтожены, Белый форт смог нанести умеренный урон французскому броненосцу La Galissonnière, который приплыл из Килунга, чтобы присоединиться к эскадре Курбе, и безуспешно пытался пробиться в реку Мин. Китайская пехота на перевале Цзиньпай также убила и ранила нескольких французских моряков на борту канонерской лодки Vipère 27 августа.
Потери французской эскадры в ходе операций у Фучжоу и на реке Мин были относительно небольшими (10 убитых и 48 раненых). Большинство этих потерь было вызвано не артиллерийским обстрелом во время боя 23 августа, а снайперским огнем китайской пехоты при спуске эскадрильи по реке Минь. Среди убитых французов были лейтенант де Вайссо Буэ-Вильомез, заместитель командира канонерской лодки «Випер», и сын известного французского адмирала Луи-Эдуарда Буэ-Вильомеса (1809–1871 гг.), Который был застрелен на мостике Випера во время обмена перестрелка с защитниками форта Кимпай 27 августа. За исключением La Galissonnière и торпедного катера № 46, ни одно из судов Курбе не понесло серьезных повреждений.
Обломки китайского флагмана «Янву»Китайцы потеряли девять из одиннадцати кораблей Фуцзянского флота. Некоторые китайские корабли затонули там, где они были атакованы, затонув у якорной стоянки у пагоды и военно-морской верфи Фучжоу. Остальные плыли вниз по реке и либо сели на мель, либо затонули между Островом Затерянный и перевалом Минъан. Французские офицеры на борту Châteaurenault, стоявшего на якоре у входа в реку Мин, вечером 23 августа увидели три китайских военных корабля, дрейфующих вниз по реке, брошенных их командами и пылающих от носа до кормы. Один из китайских кораблей взорвался у них на глазах.
Китайский транспортный корабль «Юнбао» затонул у военно-морской верфи ФучжоуКурбе оценил китайские потери в от 2000 до 3000 убитых. Памятные таблички в святыне, воздвигнутой вскоре после войны в пагоде Анкоридж в честь погибших китайцев, содержат имена 831 моряка и солдата, убитого 23 августа, но в этот список не включены сотни китайских солдат, убитых французами во время их смерти. спуск по реке Минь.
Китайский имперский комиссар Чжан Пэйлунь, который не предпринял серьезных попыток координировать сопротивление флотилии Фуцзянь, был унижен после битвы и заменен генералом-ветераном Цзо Цзунтаном (). Хэ Цзин (何 璟), генерал-губернатор Фуцзянь и Чжэцзян, Чжан Чжаотун (張兆棟), губернатор Фуцзянь, и Хэ Жужан (何如璋), генеральный директор военно-морской верфи Фучжоу, также были унижены. маньчжурский генерал Фучжоу Мутушан (穆圖 善), который 27 и 28 августа умело и энергично руководил обороной перевала Цзиньпай, продолжал свою работу.
Кантонский морской офицер Чжан Чэн (張 成), выпускник военно-морского училища Фучжоу и капитан китайского флагмана Янву, покинул корабль сразу после начала битвы и позже был обезглавлен за трусость.
Один из факторов французской победы при Фучжоу было то, что французская эскадра плыла по реке Минь в мирное время. Китайцы заявили после битвы, с некоторым оправданием, что французы никогда не смогли бы подняться по реке, если бы две страны находились в состоянии войны. Вторым важным фактором было отсутствие в сражении современных линкоров Dingyuan и Zhenyuan, которое недавно было завершено в Германии для китайского флота Бэйян (Северные моря флот). Китайские линкоры были более мощными, чем любые корабли под командованием Курбе, и в декабре 1883 года, предвидя неизбежность войны с Китаем, французы убедили правительство Германии задержать их в случае военных действий. Германское правительство придумало ряд веских оправданий для того, чтобы держать два линкора в порту, и они оставались в Германии на время китайско-французской войны. В конце концов они были освобождены в июле 1885 года и присоединились к флоту Северных морей в октябре того же года.
Китайский отчет о китайско-французской войне, напечатанный в Шанхае 1883–1885 гг.Некоторые Китайские историки, смущенные полнотой победы французов, утверждали, что разобщенность в китайской командной структуре была важным фактором поражения Китая. Китайские региональные флоты и армии представляли собой значительные «личные» вложения доходов и престижа, которые использовались для усиления влияния при дворе, и соответствующие командиры флотов часто не хотели, чтобы эти важные активы были уменьшены военным ущербом. В результате в Фучжоу флот Фуцзянь получил небольшую помощь от трех других региональных флотов Китая. Несмотря на призывы Чжан Пэйлуня и прямые приказы вдовствующей императрицы Цыси, командиры флота Бэйян, флота Наньян и Флот Гуандун отказался послать корабли для усиления Флота Фуцзянь. Feiyun и Ji'an, два фуцзянских корабля, которые были переданы в аренду флоту Гуандун в 1882 году для наблюдения за перемещениями французов в Тонкинском заливе, в начале августа были отправлены обратно в Фучжоу Чжан Чжидун, генерал-губернатор двух Гуан, прибывший как раз вовремя, чтобы разделить судьбу своих товарищей в предстоящей битве. Однако Чжан не выпустил ни одного из своих судов в провинции Гуандун. Ли Хунчжан нарушил приказ отправить два корабля из флота Бэйян в Фучжоу, а губернатор провинции Чжэцзян Лю Бинчжан (劉秉璋) отказался освободить наньянское судно Chaowu.
Франция :
Triomphante
La Galissonnière
Duguay-Trouin
Volta
Торпедные катера №46 и №45.
Китай :
Фупо (伏波)
Фусин (福星)
Цзяньшэн (建 勝)
Исинь (藝 新)
Французский моряк
«Вступление в бой»
На Викискладе есть материалы, связанные с битвой при Фучжоу. |
Координаты : 25 ° 58′37 ″ N 119 ° 27′04 ″ E / 25,97694 ° N 119,45111 ° E / 25,97694; 119.45111