Битва при мысе Пассеро (1940) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
. британского лёгкого крейсера HMS Ajax во время Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенное Королевство | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эдвард Маккарти | Карло Марготтини † | ||||||
Сила | |||||||
1 тяжелый крейсер. 1 легкий крейсер | 4 эсминца. 3 торпедных катера | ||||||
Потери и потери | |||||||
13 убитых. 22 раненых. 1 легкий крейсер поврежден | 325 убитых. 1 эсминец потоплен. 2 торпедных катера потоплен. 1 эсминец поврежден |
Битва при мысе Пассеро (1940), Вторая мировая война морское столкновение между британским легким крейсером HMS Ajax и семью торпедными катерами и эсминцами итальянской Регия-Марина, к юго-востоку от Сицилии, рано утром 12 октября 1940 года. Это произошло после британской операции снабжения на Мальту.
В октябре 1940 года они начали операцию по пополнению запасов на Мальте из Александрии, получившей обозначение MB6. В составе конвоя было четыре грузовых корабля в сопровождении двух зенитных крейсеров и четырех эсминцев. Экранирующий отряд возглавлял вице-адмирал флагман сэра Эндрю Каннингема, HMS Warspite и трое других линкоры, два авианосца, шесть крейсеров и 16 эсминцев. Единственным примечательным инцидентом во время конвоя было повреждение эсминца HMS Imperial при наезде на минное поле. Торговцы прибыли в пункт назначения 11 октября. До этого плохая погода помешала вмешательству итальянского флота. Самолет заметил возвращающиеся корабли вскоре после того, как они покинули Мальту. Тем временем HMS Ajax был отделен от других крейсеров для разведки.
Итальянский командующий - адмирал Иниго Кампиони - приказал отряду эсминцев Мыс Бон, на случай, если британские военные корабли направятся в Гибралтар. По мнению Кампиони, для итальянских линкоров и крейсеров было уже слишком поздно действовать против конвоя. Флотилия из четырех эсминцев и трех торпедных катеров одновременно патрулировала между 35 ° 45 'северной широты и 35 ° 25' северной широты, примерно на 3 морских миль (3,5 миль ; 5,6 км ) друг от друга, при полном лунном свете. Итальянские эсминцы - все класса Солдати - это Артильер, Камиция Нера, Авьер и Жаньер. Торпедные катера были класса Spica Ariel, Alcione и Airone.
В 01:37 Альсион заметил Аякс, двигавшийся на восток, 19 600 ярдов (17 900 м) по левому борту . В 01:48 три торпедных катера на полном ходу приближали британский крейсер. Крейсер совершенно не подозревал о приближении противника. В 01:57 Альсионе выпустил две торпеды с дальности 1 900 ярдов (1700 м). Капитан Банфи, командующий итальянским формированием, приказал флагманскому кораблю Airone открыть огонь по противнику из своих 100-мм (3,9 дюйма) орудий, а затем последовали его родственные корабли. Три выстрела попали в цель, два - по мосту, а третий - на 6 футов (1,8 м) ниже ватерлинии.
Аякс понял, что находится под атакой, и открыл огонь по ближайшему торпедному катеру - «Ариэль» - на полной скорости. Ариэль была разбита залпами и затонула через 20 минут, хотя, возможно, она смогла выпустить торпеду. Капитан Марио Рута, его заместитель и большая часть экипажа погибли. Следующим итальянским кораблем, подвергшимся поражению, стал Airone. Ей удалось запустить две торпеды, прежде чем она была выведена из строя, почти сразу загорелась, ее мостик и верхняя палуба были обстреляны Аяксом из пулеметов с близкого расстояния. Через несколько часов она затонула. Банфи был среди выживших. Затем Альсионе - единственный неповрежденный итальянский военный корабль - прервал контакт в 02:03.
Тем временем, после маневрирования во время боя, «Аякс» продолжил свой курс на восток. В 02:15 ее радар управления огнем обнаружил два итальянских эсминца, командир которых - капитан Карло Марготтини - заметил огонь с юга. Неисправность радиосвязи помешала Марготтини атаковать в полную силу, когда три его эсминца взяли курс на северо-запад, а не на север, как было приказано. Aviere был разбит внезапным залпом британского крейсера, предотвратив торпедную атаку, и был вынужден отступить на юг, получив серьезные повреждения. Артильеру удалось выстрелить торпедой и четырьмя полными 120-мм (4,7 дюйма) залпами орудий на расстоянии 2 800 ярдов (2600 м), прежде чем он был подбит и подбит. Торпеда промахнулась, но четыре выстрела попали в две башни вспомогательного орудия «Аякса», уничтожили ее порт китобой и вывели из строя ее радар. После неудачной стрельбы по Камисии Нера «Аякс» прервал бой. Она выпустила 490 снарядов разного калибра и четыре торпеды. Тринадцать членов ее корабельной роты были убиты и 22 ранены, а крейсеру потребовался месяц ремонта, прежде чем он вернулся в действующую службу.
Инвалид Артильер - с убитым ее командиром и большинством штабных офицеров - был взят на буксир. пользователя Camicia Nera. С первыми лучами солнца они были удивлены крейсером HMS York, который отъехал от Камисии Нера и потопил дрейфующий Артильер торпедой. Выжившие были спасены на следующий день итальянскими военно-морскими силами.
Артильер с HMS Orion и HMAS Sydney на заднем плане после столкновения
Вид со стороны правого борта итальянского эсминца Artigliere. Корабль был остановлен, брошен и загорелся вперед после столкновения с британским крейсером HMS Ajax. На следующее утро «Артильер» был потоплен крейсером HMS York.
«Артильер» завершился торпедой с корабля «Йорк» утром 12 октября.
Этот бой стал первым опытом «Региа Марина» в превосходных навыках и снаряжении Королевского флота в ночных боях. Прежде, чем итальянцы смогли преодолеть технический пробел, пришлось противодействовать широкому использованию звездных снарядов, прожекторов и зажигательных снарядов Королевским флотом. Они также подозревали, что противник использовал радар, но в то время это были только предположения. Они пришли к выводу, что плохое воздушное наблюдение со стороны Италии помешало быстрой реакции итальянских тяжелых частей, передав британцам тактическое преимущество, заключающееся в том, чтобы избегать контакта в неблагоприятных условиях.
Викискладе есть материалы, связанные с битвой при мысе Пассеро (1940). |