Координаты : 39 ° 20'20 "N 45 ° 3'26" E / 39,33889 ° N 45,05722 ° E / 39,33889; 45.05722
Аварайрская битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
. Армянская миниатюра XV века, изображающая битву | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Сасанидская империя. просасанидские армяне | Христиане армяне | ||||||
военачальники и вожди | |||||||
. Михр Нарсех. Изад Гушнасп.. Васак Сюник | Вардан Мамиконян †. Гевонд Ванандеци | ||||||
Сила | |||||||
200 000–300 000 сасанидов. 60,000 армянских сторонников. Неизвестное количество слонов | 66,000 армян | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тяжелые | Тяжелые |
Аварайрская битва (Армянский : Ավարայրի ճակատամարտ Avarayri čakatamart) произошло 2 июня 451 года на Аварайрской равнине в Васпуракане между армянской христианской армией под командованием Вардана Мамико ниан и Сасанид Персия. Считается одним из первых сражений в защиту христианской веры. Хотя персы одержали победу на поле боя, битва оказалась важной стратегической победой армян, поскольку Аварайр проложил путь к Нварсакскому договору 484 г. н.э., который подтвердил право Армении свободно исповедовать христианство.
Битва считается одним из самых значительных событий в истории Армении. Командующий армянскими войсками Вардан Мамиконян считается национальным героем и канонизирован Армянской Апостольской церковью.
Королевство Армения при династии Аршакидов в Армении был первым народом, официально принявшим христианство, в 301 году нашей эры при Тиридате III. В 428 году армянская знать обратилась к Бахраму V с просьбой низложить Арташес IV (Арташир IV). В результате страна стала зависимой от Сасанидов с правителем Сасанидов. Армянская знать изначально приветствовала персидское правление при условии, что им было разрешено исповедовать христианство; но Йездигерд II, обеспокоенный тем, что Армянская церковь иерархически зависела от латыни и грекоязычной христианской церкви (связанной с Римом и Константинополем, а не с арамейоязычной и поддерживаемой персами церковью Восток ) пытался вынудить Армянскую церковь отказаться от Рима и Византии в пользу Церкви Востока или просто перейти в зороастризм. Он вызвал ведущих армянских дворян в Ктесифон и заставил их разорвать связи с Православной Церковью, как он и предполагал. Сам Йездигерд II был зороастрийцем, а не христианином, и его заботой была не религия, а обеспечение политической лояльности.
Согласно армянской традиции, были предприняты попытки разрушить церкви и построить храмы огня, и несколько зороастрийских магов были посланы при поддержке персидских войск для замены армянского духовенства и подавления христианства.
Но политика Йездигерда спровоцировала, а не предотвратила христианское восстание в Армении. Когда весть о принуждении знати достигла Армении, вспыхнуло массовое восстание; по возвращении к восставшим присоединилась знать во главе с Варданом Мамиконяном. Йездигерд II, узнав об этом, собрал огромную армию для нападения на Армению. Вардан Мамиконян послал в Константинополь за помощью, так как у него были хорошие личные отношения с Феодосием II, который сделал его генералом, и он, в конце концов, боролся, чтобы остаться в Православной церкви; но эта помощь не пришла вовремя.
66-тысячное армянское войско приняло Святое Причастие перед битвой. Армия была народным восстанием, а не профессиональной силой, но возглавлявшая ее армянская знать и их свита были опытными солдатами, многие из которых были ветеранами войн династии Сасанидов с Римом и кочевниками Средней Азии. Армянам было разрешено содержать ядро своей национальной армии во главе с верховным главнокомандующим (спарапетом), который традиционно принадлежал к дворянской семье Мамиконян. Армянская кавалерия в то время была практически элитной силой, которую высоко ценили как тактический союзник как Персия, так и Византия. В данном конкретном случае как офицеры, так и солдаты были дополнительно мотивированы желанием сохранить свою религию и свой образ жизни. Персидская армия, которая, как говорят, была в три раза больше, включала боевых слонов и знаменитую Саваран, или Новый Бессмертный, конницу. Несколько армянских дворян с более слабыми христианскими симпатиями во главе с Васаком Сиуни перешли на сторону персов перед битвой и сражались на их стороне; В битве Вардан одержал первые успехи, но в конечном итоге был убит вместе с восемью своими высшими офицерами.
После победы Йездигерд заключил в тюрьму нескольких армянских священников и дворян и назначил нового губернатора Армении.
Армянская церковь также не смогла направить делегацию на Халкидонский собор, так как она принимала активное участие в войне. В 6 веке Армянская церковь решила не принимать Халкидонский собор, вместо этого придерживаясь миафизитства.
. Сопротивление армян продолжалось в течение десятилетий после битвы, возглавляемое преемником и племянником Вардана., Ваан Мамиконян. В 484 году Бедрос I подписал Нварсакский договор, который гарантировал религиозную свободу армянам-христианам и предоставил общую амнистию с разрешением на строительство новых церквей. Таким образом, армяне рассматривают Аварайрскую битву как моральную победу; Праздник святого Вардана и его сподвижников считается у армян священным днем и одним из самых важных национальных и религиозных дней в Армении.