Битва при Акабе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арабского восстания на ближневосточном театре <21 год Первой мировой войны | |||||||
. Знаменосец верхом на верблюде, ведущий триумфальный вход в Акабу | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Хиджаз. Британская империя | Османская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ауда ибу Тайи. . Т. Э. Лоуренс | Неизвестно | ||||||
Сила | |||||||
5000 человек. помощь британских военно-морских сил | 300 человек (гарнизон); один пехотный батальон (примерно 450 человек) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитыми,? раненых | 300 убитых после сдачи. 300 пленных |
Битва при Акабе (6 июля 1917 г.) велась за Красное море порт Акаба (теперь в Иордании ) во время арабского восстания в Первой мировой войне. Атакующие силы во главе с Аудой ибу Тайи и под руководством Т. Э. Лоуренс («Лоуренс Аравийский») одержали победу над защитниками Османской империи.
Томас Эдвард Лоуренс - он же Лоуренс АравийскийГилберт Клейтон уже сказал Лоуренсу: «Переезд в Акабу со стороны Фейсала в настоящее время нежелателен...» Это произошло из-за того, что Переписка Мак-Магона и Хусейна была заменена Соглашением Сайкса-Пико. Однако Лоуренс решил пойти своим путем, без приказов. Лоуренс назвал это частным предприятием, лишенным поддержки со стороны Великобритании, поскольку «Фейсал предоставил деньги, верблюдов, магазины и взрывчатку».
600-мильное путешествие по пустыне возглавлял Шериф Насир, а Лоуренса сопровождал Несиб эль. -Бекри и Ауда Абу Тайи, лидер северного Ховейтат племени бедуинов. Общая численность на 9 мая 1917 г., когда они взошли на борт, составляла 45 верблюдов Ховейтат и Агейл.
Акаба была окружена горами на севере и востоке и соединена с внутренними частями Вади-Итмом. Длинное и узкое ущелье могло быть использовано османами для сдерживания любого британского вторжения с моря, хотя это не помешало Королевскому флоту бомбить это место. К 1917 году османский гарнизон вырос до 300 человек - в основном османско-арабских жандармерии - по сравнению со 100 в 1914 году. По словам Нила Фолкнера, «британское высшее командование давно беспокоилось об Акабе». Британцы опасались, что османская Акаба будет угрожать флангу Арчибальда Мюррея, или что османские набеги могут перерасти в Синай, или что она может быть использована в качестве базы для немецких подводных лодок в Красное море.
Согласно TE Лоуренс: «Арабы нуждались в Акабе: во-первых, для расширения своего фронта, что было их тактическим принципом, и, во-вторых, для соединения с британцами». Лоуренс также говорит: «Я работал с Ауда абу Тайи на походе к Ховейтат на их весенних пастбищах в сирийской пустыне. С их помощью мы могли бы поднять подвижный отряд верблюдов и броситься на Акабу с востока без оружия или пулеметов. Восточная сторона была беззащитной, линией наименьшего сопротивления, самой легкой для нас ».
Ньюкомб и Лоуренс умудрились обмануть турецкую армию что их целью было нападение на Дамаск и Алеппо, отвлекая внимание от их настоящей цели - Акабы. В мае экспедиция начала движение в сторону Акабы. Они потеряли троих человек из-за нападений змей в районе Вади-Сирхан, а Нури Шаалану заплатили 6000 фунтов стерлингов золотом за использование Вади-Сирхана в качестве базы. Находясь в Баире, Лоуренс и Ауда решили атаковать железнодорожную линию в районе Дараа, чтобы убедить турок, что основная арабская сила находится в Азраке в Сирхане. Не найдя подходящих целей так далеко на севере, Лоуренс и Заал в конечном итоге атаковали станцию Атви к югу от Аммана, прежде чем вернуться в Баир.
Три Кланы Ховейтат на Нагб-эль-Штар, Дхумания, Дарауша и Дхиабат помогли захватить перевал Аба-эль-Лиссан вдоль дороги Маан - Акаба. Дхумания атаковала блокпост Фувейла на перевале, в то время как арабские силы под командованием Ауды и Лоуренса атаковали гарнизон Гадир-эль-Хадж вдоль железнодорожной линии к югу от Маана, разрушив десять мостов. Однако Дхумания не смогли удержать контроль над перевалом, когда прибыл турецкий батальон помощи под командованием Ниаз-Бея, оккупировавший Аба-эль-Лиссан.
Ауда лично возглавил атаку 50 всадников против турецких войск 2 июля, в то время как 400 верблюдов под командованием Насира и Лоуренса атаковали их фланг. В результате 300 турок погибли и только 160 пленных, а арабы потеряли двоих убитыми. Лоуренс чуть не погиб в бою после того, как случайно выстрелил своему верблюду из пистолета в голову. В Ауду попало шесть пуль, которые разрушили его бинокль, кобуру и ножны; но оставил его невредимым.
Обсуждение условий капитуляции, 5 июляВпереди на пути к Акабе лежали еще три турецких поста: Гувейра, Кетера и Хадра. К тому времени, когда прибыли Ауда и Лоуренс, Гувейра был схвачен шейхом ибн Джадом, и 120 солдат турецкого гарнизона стали пленниками. Кетира была захвачена в ночь на 4 июля, чему способствовало лунное затмение. Хадра в устье Итма и его гарнизон из 300 человек сдались 6-го числа. Через четыре мили Акаба и море теперь были открыты.
Арабские силы разрослись до К концу боя 2000 Howeitat, и они взяли 700 пленных, в том числе 42 офицеров. Ауда установил передовой пост в Гувейре с 600 членами своего клана, который они удерживали в течение следующих полутора месяцев, достаточно времени для консолидации завоеваний Акабы, даже несмотря на то, что османы смогли вернуть себе Абу аль-Лиссан и Фувейлу. Арабские заставы были также созданы в Набатеи, Петре, Делаге и Батре, вдоль высокогорья Маана.
Лоуренс в сопровождении восьми других преодолел 160 миль через Синайский полуостров через Перевал Митла - Суэц, через 49 часов. На станции Исмаилия Лоуренс убедил Берместера и адмирала Вемисса отправить HMIS Дафферин с едой в Акабу, чтобы вернуть пленников на обратном пути. Затем Лоуренс сел на поезд до Каира. В Каире Лоуренс доложил Клейтону, а затем Алленби, у которого Лоуренс запросил оружие, припасы, немедленные 16000 фунтов золотом для оплаты возникших долгов и еще 200000 соверенов для поддержки своего планирует угрожать коммуникациям с Иерусалимом. Алленби пообещал Лоуренсу сделать все, что в его силах, и впоследствии сказал Робертсону : «... даже частичный успех плана капитана Лоуренса серьезно дезорганизует турецкое железнодорожное сообщение к югу от Алеппо, а его полный успех фактически уничтожит его единственная главная артерия связи... "
Акаба превратилась в крупный склад Королевского флота, снабжая и транспортируя силы Фейсала после его прибытия 23 августа, как HMS Euryalus, а затем HMS Хамбер охранял порт. Взлетно-посадочная полоса была построена в Кунтилле; и к 4 августа Королевский летный корпус бомбил Маан, Абу аль-Лиссан и Фувейла, дополняя продолжающиеся атаки Ауды на железную дорогу Хиджаза. По словам Лоуренса, «за следующие четыре месяца наши специалисты из Акабы уничтожили семнадцать локомотивов. Путешествие стало для врага неопределенным ужасом».
Кампания и битва были изображены в фильм Лоуренс Аравийский, хотя и с некоторыми творческими вольностями.
Примечания
Ссылки