Битва при Альвёэне

редактировать

Битва при Альвёэне
Часть Войны канонерок
Битва канонерских лодок у Альвёна, Норвегия.jpg . Битва канонерок возле Альвёна в Норвегии, 11 мая 1808, Неизвестный автор
Дата16 мая 1808
МестоАлвёэн, Дания-Норвегия 60 ° 21′02 ″ с.ш. 05 ° 10′8 ″ E / 60,35056 ° N 5,16889 ° E / 60,35056; 5,16889
РезультатДано-норвежская победа
Воюющие стороны
Дания-Норвегия Великобритания
Командиры и лидеры
Капитан БилькеДжордж Байрон
Сила
4 канонерских лодки. 1 пушечный шалоп1 фрегат
Жертвы и потери
4 убитых2 убитых. 12 раненых
.

Битва при Альвоене была морским сражением Войны канонерок между Данией и Норвегией и Соединенным Королевством Великобритании и Ирландии. Сражение происходило 16 мая 1808 года в Ватлестраумене, за пределами Бергена в Норвегии, между британским фрегатом HMS Tartar и норвежскими войсками, состоящими из четырех канонджоллей и одного канонсьалуппа. (вместе известные как канонерские лодки ).

Королевский флот тогда блокировал побережье Норвегии, что вызвало серьезные трудности, поскольку страна в то время зависела от импорта зерна и других продуктов питания из Дании. Потеряв свой флот в битве при Копенгагене в 1807 году, Дания-Норвегия не могла позволить себе ни времени, ни денег для восстановления своего открытого морского флота, состоящего из корветов, фрегатов и линейных кораблей, и поэтому была вынуждена для строительства малых судов или канонерских лодок для береговой обороны.

Британский фрегат направлялся в гавань Бергена в поисках голландского капера по имени Гелдерланд, который, как известно британцам, искал убежище в гавани во время ремонта. Вечером 15 мая в Крепость Бергенхуса было получено сообщение о том, что британский фрегат был замечен и, вероятно, направлялся в Берген. После того, как 16 мая фрегат был обнаружен в Алвёэн, недалеко от Бергена, пяти кораблям, составлявшим все норвежские морские силы в районе Бергена, было приказано выйти в путь и вступить в бой с противником. Фрегат застыл возле Альвёна в густом тумане. Норвежские суда заняли позицию между Альвёном и фрегатом и открыли огонь. Бой длился около часа, в течение которого британцы потеряли двух человек, в том числе капитана почты Беттесворта, командира фрегата. Потери норвежцев составили четыре человека убитыми и неизвестное количество ранеными.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Контекст
  • 3 Курс
  • 4 Последствия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Предпосылки

После 1807 года, когда весь датско-норвежский флот был захвачен и отплыл в Великобританию после победы Великобритании в Копенгагене, Дания-Норвегия перешла от «вооруженного нейтралитета» к открытая война против Британии. Королевский флот блокировал Скагеррак и курсировал вдоль норвежского побережья, захватывая торговые суда в качестве призов и вступая в бой с прибрежными торговыми конвоями . Норвежское население зависело от импорта зерна из других стран, особенно из Дании, но запасы иссякли, когда вражеские военные корабли захватили торговые суда, перевозившие их. После потери флота в открытом море и блокады норвежского побережья обеим странам пришлось спроектировать и построить систему береговой обороны. Поскольку средств не хватало для постройки еще меньших судов в достаточном количестве, людей призывали давать деньги и ценные вещи для сбора средств на строительство канонерских лодок

Вы все знаете состояние нашей страны. Коварный враг лишил нас нашей защиты, датского флота. Страна подвержена нападениям с моря. Правительство усердно работает над решением, и каждый достойный гражданин и подданный должны работать над достижением общей цели: национальной обороны и независимости нашей страны [Дании-Норвегии] и строительства канонерских лодок, предоставления деревьев из леса, золота., серебро и деньги. Мы не должны сидеть сложа руки, бесчувственные и равнодушные - мы сыновья нашей страны и граждане нашего короля, и мы не должны недостойно носить имя благородных норвежских мужчин, потому что мы не участвовали в борьбе за защиту наших

Другим важным фактором были норвежские каперы, гражданские суда, получившие каперские грамоты от правительства Дании, законно позволяющие им вступать в бой и захватывать вражеские суда вдоль побережья страны и удерживать 99% стоимости этих судов, при условии, что 1% ее тогда был передан правительству. Норвежские каперы действовали до Шотландии, а британские купцы начали требовать большей защиты от Королевского флота. В результате Королевский флот послал еще больше военных кораблей к норвежскому побережью, пытаясь помешать каперам когда-либо выйти в открытое море и любым торговым кораблям - войти в норвежские воды.

Контекст

В мае 1808 года голландский фрегат по имени Гелдерланд вошел в гавань Бергена в поисках укрытия для ремонта. Несколько каперов также присутствовали в гавани. Королевский флот получил разведданные о голландском фрегате и 10 мая послал фрегаты «Тартар», «Адриан» и корвет «Сигнет» из Лейта в Шотландии с приказом перехватить фрегат и сообщить о его перемещениях. 7 мая Гелдерланд покинул Берген; по крайней мере, так местные рыбаки сказали капитану почты Джорджу Эдмунду Байрону Беттесворту, когда Тартар вошел в район Столмен к западу от Бергена 15 мая.

Некоторые источники утверждают, что Тартар был под флагом Голландии, войдя в норвежские воды 15 мая, и поэтому о нем никто не подозревал, поскольку Нидерланды тогда были союзником Дании-Норвегии против Великобритании. Норвежские рыбаки и лоцманы отплыли на небольших лодках, чтобы поприветствовать судно и предложить свою помощь в качестве лоцманов - голландский флаг мог обмануть их, заставив думать, что татарин был возвращением Гелдерланда. Пилоты бросились бы к судну, так как первый из них должен был управлять этим судном, но по прибытии лоцманы и рыбаки были взяты в плен и вынуждены проводить судно через узкие фьорды, ведущие к Бергену. После боя норвежские власти судили их, и в протоколе их допроса рассказывается о том, что произошло дальше:

Обвиняемый и трое ранее упомянутых мужчин, а также Расмус Андерсен Овре Вааге и Йоханнес Йоханнесен Соре Аарланд: всего шесть мужчин, затем вышел на фрегат на маленькой лодке. - Когда они отошли на небольшое расстояние от берега, они увидели пилотов Якоба Якобсена Недре Вааге и Оле Йоханнесена Овре Вааге или Столмеваагена, а также рыбаков Оле Хансена Недре Вааге, Йоханнеса Андерссена Недре Вааге, Ларса Нильсена Овре Вааге и Ларса Олсена также Стольмевогена тяга к фрегату, на который они сели около 10 часов утра в воскресенье, хотя подсудимый и его команда прибыли первыми, хотя другие люди пытались добраться до фрегата первыми; когда они поднялись на борт, обвиняемого провели в каюту одного капитана, который через простого моряка, говорившего по-норвежски, спросил ответчика, может ли он провести судно в Берген, на что ответчик ответил утвердительно! Но он также спросил, откуда корабль, на что переводчик ответил, что корабль пришел из Дувра. Моряк убедил ответчика в том, что судно было французским, и, поскольку ответчик не знает, где находится Дувр, он предположил, что то, что было представлено ему переводчиком, было правдой.

Шеф после этого показал ответчику большой запас золотых денег, лежащий на тарелке, и сказал обвиняемому, что он получит эти деньги от Шефа, если он сможет отвезти фрегат в Берген. -

Подсудимый ответил, что он не будет требовать больше, чем разрешено ему постановлением Короля, и затем спросил осадку корабля, после чего получил ответ. - Затем вождь забрал деньги, и ответчик их не получил.

— Национальный архив в Бергене, копия судебных документов, напечатанных во время бесед с норвежскими лоцманами и рыбаками, проведенных в 1808 и 1809 годах: Sorenskrivaren i Sunnhordland I.A. 46, тингбок 1807-1812, л. 86б-89б. Текст переведен со старого норвежского (датского).

Татарин отплыл в то место, которое сейчас Марштайн-фир (holmen Marsteinen). Южнее, в Сотре, недалеко от Клеппе (Kleppholmen), находилась станция оптического телеграфа, часть телеграфной системы вдоль побережья. Эта станция наблюдала за фрегатом, все еще плавающим под голландским флагом и не считавшимся угрозой, и руководитель станции (несущий сигнальную книжку) и его помощник гребли к фрегату, но оба были взяты в плен, тем самым нарушив сигнальную цепь Бергена. станций и вывода из строя важной части обороны города.

Норвежцы на борту в конечном итоге были признаны пленными и в основном содержались под палубой на Татарии, и только один или два из них оставались на палубе для сопровождения фрегат в Берген. «Татарин» встал на якорь у Бьорёйхамна вечером 15 мая, где его заметили жители Альвёна, и послал четыре легких лодки на разведку дальше в направлении Бергена, выяснить, какие суда стояли в его гавани и (последнее, но не менее важное) «вывести судно» (т.е. соблазнить или отбуксировать судно, чтобы оно вышло из порта и, таким образом, миновало татарское море).

Курс

Тартар (с несколькими ее пушечными ядрами, приземлившимися в воду позади канонерских лодок) и пять канонерских лодок (под датским флагом) у входа в Альвен - это изображение висит в хижинге Альвёна. Рисунок каноншалуппа - хотя канонерские лодки в Альвёэне имели другую конструкцию, характерную для этого района, это дает некоторое представление об их размере и размерах.

Старший лейтенант Я.А.Бьельке, командир флотилии канонерских лодок Бергена, взял свои пять лодок (один канончаллап и четыре канонжоллера поменьше) 16 мая для расследования и противодействия вражескому фрегату, который, как сообщается, лежал в штиле и тумане недалеко от Бьорё (примерно в 13 км к западу и югу от центра Бергена) Напротив (форта) Кварвена находился небольшая лодка под веслами быстро отступала, по которой норвежцы произвели пару выстрелов. Когда они направлялись к Бьёрё, вражеский фрегат попал под паруса и его буксировали. Последовало 57 минут оживленного боя. Одно из буксировщиков пострадало от второго выстрела Бьелке, и наблюдатели на суше сообщили, что видели пять дыр в корпусе. Дыхание южного ветра заставило канонерские лодки отступить, поскольку они продолжали атаковать фрегат, покидающий фьорд Гьельте. Повреждения канонерских лодок в основном были связаны с отстрелом весел.

Последствия

Мемориал в церкви Святого Креста, спроектированный как монолит, окруженный пятью орудийными стволами, увенчанными пушечными ядрами

. По мнению некоторых наблюдателей, HMS Tartar собирался нанести удар, но в этот момент подул благоприятный ветерок, позволив фрегату ускользнуть. Норвежский командующий Биле заявил: «Если бы безветренный ветер не пришел за нами, я почти осмелюсь сказать, что фрегат теперь наш».

Моральный дух норвежцев быстро вырос после предполагаемой победы в разгоне большого британского военного корабля, хотя он и не был захвачен. Деньги на постройку новых канонерских лодок стали доступны по открытой подписке. HMS Tartar был последним крупным военным кораблем, который попытался вторгнуться во внутренние воды Бергена, где большие корабли могли стать целями для высокоманевренных небольших канонерских лодок.

Бой длился всего 57 минут, каждая канонерка стреляла из своего оружия каждые три минуты. Бильке считал это впечатляющим, учитывая, что флотилия тренировалась всего три недели. Денег, собранных от частных лиц, хватило на постройку трех новых небольших канонерских лодок (канонжоллер). Этого было достаточно, чтобы сохранить силы в Бергене и в то же время позволить некоторым судам идти в конвои вдоль побережья для защиты торговли.

Что касается HMS Tartar, корабль отплыл обратно в Англию и там ремонтировали. После этого корабль участвовал в нескольких действиях у норвежского побережья, затем с новым командиром корабля Джозефом Бейкером. «Татарин» сел на мель и затонул в Балтийском море 18 августа 1811 года.

Битва при Альвёне не нанесла ни малейшего ущерба операциям РН на Балтике, но имела большое значение для британских операций на норвежском побережье во время войны 1808-1814 годов, подчеркивая тактическую необходимость избегать действий вблизи берега.

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Фра Кригенс Тид (1807-1814) (из военного времени) под редакцией Н.А. Ларсена, Кристиана (Осло) 1878. (Заголовки титульных листов и глав )
  • МИЛИТЕРТ ТИДССКРИФТ 1967 (редактор: майор К.В. НИЛЬСЕН), издано ДЕН КРИГСВИДЕНСКАБЕЛИГЕ SELSKAB, содержащий JR Hegland: Marineholmens history. En skildring av Sjøforsvaret i Bergens Distrikt 1807-1962. (Forsvarets krigshistoriske avdeling, Осло, 1966) стр. 146 - 148 (на норвежском языке)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 03:03:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте