Культура боевого топора

редактировать
Археологическая культура
культура боевого топора
Battle Axe culture.jpg
Географический диапазонЮжный Скандинавский полуостров и юго-запад Финляндия.
ПериодХалколит
Датыок. 2800–2300 гг. До н. Э.
предшествовалакультура шнуровой керамики, культура воронкообразных, культура ямчатой ​​керамики
, за которой следуетскандинавский бронзовый век

культура боевых топоров, также называемая культурой лодочных топоров, это культура энеолита, процветавшая в прибрежных районах юга Скандинавского полуострова и юго-запад Финляндия, примерно с 2800 г. до н.э. по 2300 г. до н.э.

Культура боевого топора была ответвлением культуры шнуровой керамики и заменила культуру воронкообразных в южной Скандинавии, вероятно, в результате процесса массовой миграции и замены населения. Считается, что он был ответственен за распространение индоевропейских языков и других элементов индоевропейской культуры в регионе. Какое-то время она сосуществовала с культурой охотников-собирателей ямочной керамики, которую она в конечном итоге впитала, развившись в нордический бронзовый век. Северный бронзовый век, в свою очередь, считается прародителем германских народов.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Распространение
    • 1.3 Наследники
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Погребения
    • 2.2 Поселения
    • 2.3 Керамика
    • 2.4 Культура
    • 2.5 Экономика
  • 3 Этническая принадлежность
  • 4 Физический тип
  • 5 Генетика
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источников

История

Истоки

Культура боевого топора возникла на юге Скандинавского полуострова около 2800 г. до н.э. Это было ответвление культуры шнуровой керамики, которая сама была в значительной степени ответвлением ямной культуры Причерноморско-Каспийской степи. Современные генетические исследования показывают, что его появление сопровождалось крупномасштабными миграциями и генетическим перемещением. Культура Боевого Топора изначально вобрала в себя сельскохозяйственную культуру Воронкоубийцы.

Распространение

Концентрация культуры Боевого Топора была в Скании. Места культуры боевых топоров были обнаружены в прибрежных районах южной Скандинавии и юго-западной Финляндии. Однако ближайшее побережье было занято культурой костяной керамики. К 2300 году до нашей эры культура боевого топора поглотила культуру ямочной керамики.

За время своего существования культура боевого топора, похоже, распространилась на прибрежную Норвегию, что сопровождалось драматическими культурными изменениями. Эйнар Остмо сообщает о внутренних местах культуры боевого топора. норвежский Полярный круг на Лофотенах и на севере до нынешнего города Тромсё.

Наследники

Культура боевого топора закончилась около 2300 г. ДО Н.Э. В конечном итоге на смену ему пришел скандинавский бронзовый век, который, кажется, представляет собой сплав элементов культуры боевого топора и культуры ямной посуды.

Характеристики

Боевой топор в форме лодки., характерная для скандинавской и прибрежно-германской шнуровой керамики.

захоронения

Культура боевого топора в основном известна своими захоронениями. В Швеции найдено около 250 захоронений Боевого Топора. Они сильно отличаются от найденных в культуре единственной могилы в Дании.

. В культуре боевого топора умерших обычно помещали в одну плоскую могилу без кургана. Могилы обычно были ориентированы с севера на юг, а тело согнуто лицом к востоку. Мужчины размещались по левую сторону, а женщины - по правую сторону. Что касается предметов и размещения, то инвентарь достаточно стандартизирован. Топоры из кремня встречаются как в мужских, так и в женских погребениях. Боевые топоры ставятся самцами близко к голове. Эти боевые топоры, по-видимому, были символами статуса, и именно от них была названа культура. Было найдено около 3000 боевых топоров в местах, разбросанных по всей Скандинавии, но их мало в Норрланде и северной Норвегии. Полированные кремневые топоры культур боевых топоров и ямочной керамики прослеживают общее происхождение от юго-западной Скании и Дании. Керамика из шнуровой керамики также была обычным инвентарем в захоронениях боевого топора. Их обычно помещали возле головы или ног. Другие предметы захоронения включают наконечники стрел, роговое оружие, янтарные бусы, полированные кремневые топоры и долота. Останки фауны из захоронений включают благородных оленей, овец и коз.

Новый аспект культуры боевого топора был придан в 1993 году, когда был раскопан дом смерти в Тюринге, Сёдерманланд. Вдоль когда-то сильно обшитых деревом стен были найдены остатки около двадцати глиняных сосудов, шести рабочих топоров и боевого топора, которые принадлежали последнему периоду существования этой культуры. Также были кремированы останки не менее шести человек. Это самая ранняя находка кремации в Скандинавии, которая свидетельствует о тесных контактах с Центральной Европой.

Поселения

Было обнаружено несколько поселений культуры боевого топора. Большинство из них расположено внутри страны, но некоторые расположены в прибрежных районах. Поселения культуры боевых топоров, однако, не расположены непосредственно на береговой линии, которая была скорее занята культурой костяной керамики. Известно менее 100 поселений, и их остатки незначительны, поскольку они расположены на постоянно используемых сельскохозяйственных угодьях и, следовательно, были распаханы.

Археологические раскопки на юге Швеции демонстрируют тесную пространственную взаимосвязь между домами и могилами, что указывает на то, что фермы занимали центральное место в социальной и экономической деятельности в культуре Battle Axe.

Керамика

Битва Керамика с топорами часто встречается в поселениях ямной керамики. Некоторые поселения даже демонстрируют слияние гончарных стилей культуры боевого топора и культуры ямочной керамики. Отношения между двумя культурами противоречивы и не совсем понятны.

Культура

Социальная система культуры Боевого Топора заметно отличалась от культуры воронкообразных, о чем свидетельствует тот факт, что В культуре воронкообразных были коллективные мегалитические могилы, каждая из которых содержала многочисленные жертвы, в то время как культура Боевого топора имела отдельные могилы, в каждой из которых было по одной жертве. Похоже, что индивидуализм сыграл гораздо более заметную роль в культуре Боевого Топора, чем среди его предшественников.

Экономика

Культура Боевого Топора была основана на тех же методах ведения сельского хозяйства, что и предыдущая культура Воронковолокна. Культура боевого топора, по-видимому, делает упор на выпас скота, что объясняет очевидную мобильную природу этой культуры. Похоже, что они также вели торговлю с населением к северу, обменивая продукты животного происхождения на материальные блага.

Эйнар Остмо подчеркивает, что прибрежные районы Скандинавии Атлантического и Северного морей, а также прибалтийские районы были объединены энергичная морская экономика, допускающая гораздо более широкое географическое распространение и более тесное культурное единство, чем могли бы достичь культуры внутренних континентов. Он указывает на количество широко распространенных наскальных рисунков, относящихся к той эпохе, на которых изображены «тысячи» кораблей. Для таких мореплавателей море - это шоссе, а не разделитель.

Этническая принадлежность

Считается, что культура боевого топора принесла индоевропейские языки и Индоевропейская культура в Южную Скандинавию. Слияние культуры боевого топора с местной земледельческой культурой и культурой охотников-собирателей этого региона породило нордический бронзовый век, который считается исконной цивилизацией германских народов.

Физический тип

Физический тип людей с боевым топором отличался от физического типа предшествующих людей в южной Скандинавии.

Генетика

Генетическое исследование, опубликованное в Nature в июне 2015 г. исследовал останки мужчины с боевым топором, похороненного в Виби, Швеция, ок. 2621–2472 гг. До н. Э. Было обнаружено, что он является носителем отцовской гаплогруппы R1a1a1 и материнской гаплогруппы K1a2a. Было обнаружено, что люди скандинавских культур позднего неолита и бронзового века были очень близкими родственниками культуры шнуровой керамики, культуры колокольчиков и культуры Unetice, все они имели генетическое родство с ямной культурой. Синташтинская культура и андроновская культура Центральной Азии также продемонстрировали тесную генетическую связь с культурой шнуровой керамики.

Генетическое исследование, опубликованное в Nature Communications в январе 2018 г. обследовали мужчину, похороненного в Олсунде на севере Швеции ок. 2570–2140. Хотя он был похоронен без артефактов, он был найден недалеко от археологического памятника, где находились артефакты охотников-собирателей и шнуровой керамики. Он оказался носителем отцовской гаплогруппы R1a1a1b и материнской гаплогруппы U4c2a. Было обнаружено, что он был генетически похож на людей культуры боевых топоров, имея большое количество степных предков. Отцовская гаплогруппа R1a1a1b также оказалась преобладающей линией среди мужчин шнуровой керамики и мужчин бронзового века в восточной части Балтики.

В генетическом исследовании, опубликованном в Proceedings of the Royal Society B, были изучены останки двух человек с боевыми топорами, похороненных в Бергсгравене в центральной Швеции. Самец нес отцовскую гаплогруппу R1a-Z283 и материнскую гаплогруппу U4c1a, в то время как самка несла материнскую гаплогруппу N1a1a1a1. Гаплогруппа R1a является наиболее распространенной отцовской гаплогруппой среди мужчин из других культур горизонта шнуровой керамики и ранее была обнаружена среди восточных охотников-собирателей (EHGs). Интересно, что в ямной культуре доминирует отцовская гаплогруппа R1b. Было обнаружено, что два исследованных человека с боевыми топорами тесно связаны с людьми из других частей горизонта шнуровой керамики. В основном они имели происхождение западных степных пастухов (WSH), хотя с небольшой примесью западных охотников-собирателей (WHG) и ранних европейских фермеров (EEF). Примесь, по-видимому, произошла в результате скрещивания самцов WSH с самками EEF и WHG. Предки людей с боевым топором заметно отличались от предков предыдущих неолитических популяций, что предполагает расслоение между культурными группами. Родословная WSH не была обнаружена среди предыдущих популяций этого района. Результаты дополнительно подтвердили представление о том, что культура боевых топоров возникла в результате миграций с юго-востока Балтики. В ходе исследования также была изучена женщина, похороненная в воронке мегалите в Олльшё, Швеция c. 2860–2500 гг. До н.э., в течение которых этот район был частью культуры боевых топоров. Она несла материнскую гаплогруппу H6a1b3 и была генетически близка к другим людям культуры Боевого Топора. Два человека, похороненные в одном мегалите во время войны, были также тесно связаны с народами культуры шнуровой керамики.

В генетическом исследовании, опубликованном в Американском журнале физической антропологии, было изучено несколько человек с ямочной керамикой. похоронен на Готланде. Некоторые из этих людей были похоронены с артефактами Боевых Топоров в стиле, типичном для культуры Боевых Топоров. Ни у одного из этих людей не было обнаружено каких-либо примесей из культуры боевого топора, что предполагает, что народы двух культур взаимодействовали, не смешиваясь друг с другом. Было обнаружено, что современные северные европейцы имеют близкое генетическое родство с людьми культуры Battle Axe.

См. Также

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с культурой Battle Axe.

Литература

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-12 14:56:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте