Батское аббатство

редактировать

Церковь в Соединенном Королевстве
Батское аббатство
Абадия-де-Бат, Бат, Инглатерра, 2014-08-12, DD 07.JPG Батское аббатство, вид с юго-запада
Батское аббатство находится в Сомерсете Батское аббатство Батское аббатство
51 ° 22'53 "с.ш., 2 ° 21'31" Вт / 51,3815 ° с.ш., 2,3587 ° Вт / 51,3815; -2,3587 Координаты : 51 ° 22'53 ″ N, 2 ° 21'31 ″ W / 51,3815 ° N, 2,3587 ° W / 51,3815; -2,3587
СтранаСоединенное Королевство
Конфессия Англиканская церковь
Предыдущее вероисповеданиеРимско-католический
Церковное мастерство Низкая церковь
Веб-сайтwww.bathabbey.org
История
Посвящение Святой Петр и Святой Павел
Администрация
Приход Батское аббатство со Св. Джеймсом
епархия Бат и Уэллс
Духовенство
Ректор Ревд Каноник Гай Бриджуотер
Миссионер Канона Ревд Стивен Гирлинг
Помощник (и) священника Ревд Эвелин Ли-Барбер
Викарий Ревд Джейн Митчелл
Министр (и) Ревд Кен Мэдден
Лаити
Органист / Музыкальный директор Хью Уильямс
Глядя на запад от хора,. веерные своды в основном относятся к 19 веку

Батское аббатство - это приходская церковь англиканской церкви и бывший бенедиктинский монастырь в Бат, Сомерсет, Англия. Основанный в 7 веке, он был реорганизован в 10 веке и перестроен в 12 и 16 веках; основные реставрационные работы были выполнены сэром Джорджем Гилбертом Скоттом в 1860-х годах. Это один из крупнейших примеров перпендикулярной готической архитектуры в Западной стране. Средневековая церковь аббатства служила когда-то собором епископа. После долгих споров между церковниками в Бате и Уэллсе резиденция епархии Бата и Уэллса позже была объединена в Уэллсский собор. Сообщество бенедиктинцев было распущено в 1539 году во время роспуска монастырей.

. Церковь крестообразная в плане и может вместить 1200 человек. Активное место поклонения, здесь также проводятся общественные церемонии, концерты и лекции. В подвалах находится музей наследия.

Аббатство является памятником архитектуры категории I , особенно вентиляторным сводом. Он содержит военные памятники местному населению и памятники нескольким выдающимся людям в виде настенных и напольных досок и памятных витражей. В церкви есть два органа и десять колоколов. На западном фасаде находятся скульптуры ангелов, поднимающихся в небо по двум каменным лестницам, представляющие Лестницу Иакова.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Норманнское завоевание до распада
    • 1.3 Реформация и последующий упадок
    • 1.4 Современное Возрождение
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Окна
    • 2.2 Башня
      • 2.2.1 Колокола
    • 2.3 Интерьер
      • 2.3.1 Памятники
      • 2.3.2 Главное Орган
      • 2.3.3 Сплошной орган
  • 3 Хор
  • 4 Музей Хранилища Наследия
  • 5 Погребения
  • 6 См. также
  • 7 Источники
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

История

Ранняя история

В 675 году Осрик, король Хвичче, пожаловал аббатисе Берте 100 шкур возле Бани для основания женского монастыря. Этот религиозный дом стал монастырем под патронажем епископа Вустера. Король Оффа Мерсийский успешно вырвал «самый знаменитый монастырь в Бате» у епископа в 781 году. Уильям Малмсберийский сообщает, что Оффа перестроил монастырскую церковь, которая, возможно, занимала место более раннего языческого храма, до такого уровня, что король Эдвиг был перемещен, чтобы описать его как «чудесно построенный»; об архитектуре этого первого здания на этом участке известно мало. Монашество в Англии к тому времени пришло в упадок, но брат Эадвига Эдгар (который был коронован «королем Англии» в аббатстве в 973 году) начал его возрождение. при вступлении на престол в 959 году. Он призвал монахов принять Правило святого Бенедикта, которое было введено в Бате при аббате Эльфе (Сент-Альфеге ), который также отремонтировал

Норманнское завоевание до распада

На западном фронте ангелы. поднимаются Лестница Иакова

Бат был опустошен в борьбе за власть между сыновьями Вильгельма Великого. Завоеватель после своей смерти в 1087 году. Победитель, Вильгельм II Руф, пожаловал город царскому врачу, Иоанну Турскому, который стал Епископ Уэллса и Аббат Бата. Вскоре после своего освящения Иоанн купил у короля земли Батского аббатства, а также сам город Бат. Неизвестно, заплатил ли Иоанн Руфусу за город или он был подарен королем. Аббатство недавно потеряло своего аббата, Эльфсиге, и, согласно Книге судного дня, оно владело большим имением в городе и его окрестностях; Вероятно, богатство аббатства привлекло Иоанна к захвату монастыря. Приобретя Бат, Джон также приобрел монетный двор, который находился в городе.

В 1090 году он передал резиденцию или управление епископством Батскому аббатству, вероятно, в попытке увеличить доходы своей кафедры. Бат был богатым аббатством, а Уэллс всегда был бедной епархией. Взяв во владение аббатство, Джон увеличил свои епископальные доходы. Уильям Мальмсберийский описывает перемещение епископальной резиденции как мотивированное стремлением к землям аббатства, но это было частью схемы во время перемещения кафедральных соборов из маленьких деревень в более крупные города. Когда Иоанн сместил свой епископский престол, он также принял аббатство Бат в качестве своей кафедры собора, превратив свою епархию в епархию, обслуживаемую монахами, вместо канонов в Уэллсе, которые ранее были служил епархии. Иоанн восстановил монастырскую церковь в Бате, которая была повреждена во время одного из восстаний Роберта де Моубрея. Было дано разрешение переместить см. Сомерсета из Уэллса - сравнительно небольшого поселения - в тогдашний окруженный стеной город Бат.

Когда это произошло в 1090 году, Иоанн стал первым епископом Бата, а собор Святого Петра получил статус собора. Поскольку роли епископа и аббата были объединены, монастырь стал монастырем, которым руководил его настоятель. С повышением статуса аббатства до кафедрального собора возникла необходимость в более крупном и современном здании. Иоанн Турский спланировал грандиозный новый собор, посвященный Святому Петру и Святому Павлу, но только амбулаторный был завершен, когда он умер в декабре 1122 года. Похоронен в соборе. Самым известным ученым-монахом, жившим в аббатстве, был Аделард из Бата ; после различных путешествий он вернулся в монастырь в 1106 году.

Недостроенный собор был разрушен пожаром в 1137 году, но работа продолжалась под руководством Годфри, нового епископа, примерно до 1156 года. ; законченное здание было приблизительно 330 футов (101 м) в длину. Он был посвящен, когда Роберт Батский был епископом. Конкретная дата неизвестна; однако это было между 1148 и 1161 годами.

В 1197 году преемник Реджинальда Фитца Джослина, Саварик ФитцГельдевин, с одобрения Папы Селестины III официально переместил свое место в Гластонберийское аббатство, но монахи там не приняли своего нового епископа Гластонбери, и титул епископа Бата и Гластонбери использовался до тех пор, пока претензии Гластонбери не были оставлены в 1219 году. Преемник Саварика, Джоселин из Уэллса, снова перенес епископское место в Батское аббатство с титулом епископа Бата. После его смерти монахи Бата безуспешно пытались восстановить власть над Уэллсом. В списке было 40 монахов в 1206 году.

Статус объединенного собора был присвоен Папой Иннокентием IV Бату и Уэллсу в 1245 году. Роджер Солсберийский был назначен первым епископом Бата и Уэллса, будучи епископом Бата годом ранее. Позже епископы предпочли Уэллса, каноники которого на протяжении многих лет успешно обращались к различным папам с просьбой вернуть Уэллсу статус собора. Банный собор постепенно пришел в упадок. В 1485 г. в монастыре было 22 монаха. Когда Оливер Кинг, епископ Бата и Уэллса (1495–1503), посетил Бат в 1499 году, он был шокирован, обнаружив эту знаменитую церковь в руинах. Он также описал слабую дисциплину, праздность и группу монахов, «слишком жаждущих поддаться искушениям плоти».

Кингу потребовался год, чтобы подумать, что предпринять, прежде чем написать приору Бата в октябре 1500 г., чтобы объяснить, что большая часть доходов апостола будет направлена ​​на восстановление собора. Есть несколько историй о том, что во время посещения Бата королю приснился сон, в котором он «видел Небесное воинство наверху с ангелами, восходящими и спускающимися по лестнице», которая сейчас изображена на западном фасаде собора. Однако это толкование, впервые появившееся в трудах Джона Харингтона, примерно через 100 лет после того, как оно должно было произойти, подверглось сомнению.

Роберт и Уильям Верту, были назначены королевские каменщики, пообещавшие построить лучший склеп в Англии, пообещав, что «не будет никого более благородного ни в Англии, ни во Франции». Их конструкция включала в себя сохранившиеся норманнские стены и арки, пересекающие их. Они назначили Томаса Линна надзирать за работой на месте, и работы, вероятно, начались следующей весной. Оливер Кинг планировал построить меньшую церковь, занимающую площадь только нормандского нефа. Он не дожил до результата, но восстановление собора было завершено всего за несколько лет до роспуска монастырей в 1539 году.

Реформация и последующий упадок

аббатство в 1875 году

приор Холлоуэй передал монастырь Бат короне в январе 1539 года. Он был продан Хамфри Коллесу из Тонтона. Аббатство было лишено статуса со-собора после Роспуска, когда собор был объединен в Уэллсе. Церковь была очищена от свинца, железа и стекла и оставлена ​​разлагаться. Коллес продал его Мэтью Колтерсту из Замка Уордур в 1543 году. Его сын Эдмунд Колтурст передал остатки здания без крыши корпорации Бат в 1572 году. корпорации не удалось найти частные средства на ее восстановление.

В 1574 году королева Елизавета I способствовала восстановлению церкви, которая стала главной приходской церковью Бата. Она приказала создать национальный фонд для финансирования работ, а в 1583 году постановила, что она должна стать приходской церковью Бата. Джеймс Монтегю, епископ Бата и Уэллса с 1608 по 1616 год, платил 1000 фунтов стерлингов за новую крышу нефа из деревянных реек; Согласно надписи на его могиле, это было вызвано тем, что он укрылся в нефе без крыши во время грозы. Он похоронен в алебастровой гробнице в северном проходе.

Современный ренессанс

Батское аббатство ок. 1900

В течение 1820-х и 1830-х годов здания, включая дома, магазины и таверны, которые находились очень близко или фактически касались стен аббатства, были снесены, а интерьер реконструирован Джорджем Филлипсом Мэннерсом, который был Архитектор Бат-Сити. Маннерс установил контрфорсы с внешней стороны нефа и добавил вершин к башенкам.

Основные реставрационные работы были выполнены сэром Джорджем Гилбертом Скоттом в 1860-х годах на средства ректора Чарльза Кембла. Работа включала установку веерных сводов в нефе, что было не просто причудливым эстетическим дополнением, но завершением первоначального дизайна. Оливер Кинг устроил свод хора по проекту Уильяма и Роберта Верту. В каменной кладке есть подсказки, что Кинг планировал, что свод продолжится в неф, но от этого плана отказались, вероятно, из соображений стоимости. Кроме того, была удалена каменная перегородка между хором и нефом. Работа Скотта была завершена его учеником Томасом Грэмом Джексоном в 1890-х годах, включая работу на западном фронте. Гилберт-Скотт также спроектировал скамьи с мелкой резьбой в нефе, и они являются одними из лучших примеров церковных сидений того периода и были описаны как «один из самых великолепных и обширных люксов викторианской церковной сидения в стране».

Работы, проведенные в 20-м и 21-м веках, включали полную очистку каменной кладки и реконструкцию органа Клайсом Оргельбау из Бонна. Каменная кладка западного фасада подверглась естественной эрозии, поэтому процесс консервации на основе извести проводился в 1990-х годах компанией Nimbus Conservation под руководством профессора Роберта Бейкера, который ранее работал на западном фасаде Уэллсского собора.. Некоторые повреждения скульптур были усугублены использованием портландцемента предыдущими работами, выполненными в викторианскую эпоху. Статуя Святого Филиппа не подлежала ремонту и была удалена и заменена современной статуей Лоуренса Тиндалла.

Архитектура

Батское аббатство, своды

Аббатство построено из камня для ванны, который придает внешнему виду желтый цвет, и не является типичным примером перпендикулярной формы готической архитектуры ; низкие проходы и аркады нефов и очень высокий фонарь представляют собой баланс, противоположный тому, который был обычно в перпендикулярных церквях. Поскольку это здание должно было служить монастырской церковью, оно было построено в форме креста, что стало относительно редкостью в приходских церквях того времени. Внутри есть прекрасные веерные своды, созданные Робертом и Уильямом Верту, которые спроектировали аналогичные своды для часовни Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. В здании 52 окна, которые занимают около 80% площади стен, что придает интерьеру впечатление легкости и отражает различное отношение к церковному служению, проявленное духовенством того времени и духовенства 12 века.

Стены и крыши поддерживаются контрфорсами и увенчаны зубцами, вершинами и проткнутыми парапетами, многие из которые были добавлены Джорджем Маннерсом во время его реставраций 1830-х годов.

Западная дверь 16-го века

неф, который имеет пять отсеков, имеет длину 211 футов (64 м) и 35 футов (11 футов). м) в ширину до колонн и поднимается до 75 футов (23 м), при этом вся церковь имеет длину 225 футов (69 м) и ширину 80 футов (24 м).

Западный фасад, который изначально был Построен в 1520 году, имеет большое арочное окно и детальную резьбу. Над окном вырезаны изображения ангелов, а по бокам - длинные каменные лестницы, по которым поднимаются ангелы. Помимо упомянутой выше истории, связывающей его с Оливером Кингом, епископом Бата и Уэллса (1495–1503), это прямая отсылка к сну пророка Иакова, упомянутому в Библии и обычно называемому Лестница Иакова.

Под окном зубчатый парапет поддерживает статую, а под ним, по обе стороны от двери, находятся статуи Святых Петра и Павла. Реставрационные работы в конце 20-го века включали очистку с помощью периодических водных струй с электронным управлением и припарок с карбонатом аммония. Одна из фигур, потерявшая голову и плечи, была заменена. Скульптуры на западном фасаде были интерпретированы как представляющие «духовное восхождение через добродетель смирения и нисхождение через порок гордыни» и Христа как Человека печали и антихриста. В течение 1990-х годов были проведены серьезные реставрационные и очистные работы на внешней каменной кладке, в результате которой она приобрела желтый цвет, скрытый за многовековой грязью.

Окна

Витражи и алтарь в восточной части нефа

В здании 52 окна, которые занимают около 80% площади стен. В восточной части есть окно в квадратной рамке с семью огнями. Он включает изображение Рождества, сделанное Клейтоном и Беллом в 1872 году и подаренное церкви Батским литературным клубом.

Окно Четырех евангелистов над северо-западной дверью находится памятник Чарльзу Эмпсону, умершему в 1861 году.

В 2010 году в сводах аббатства был обнаружен витраж. Дизайн вокруг окна выполнен Уильямом Берджесом.

Башня

Двухступенчатая центральная башня не квадратная, а продолговатая в плане. Он имеет по два люка с каждой стороны и четыре многоугольных вершины башни. Высота башни составляет 161 фут (49 м), к ней ведет лестница из 212 ступенек.

Вид на башню из римских бань

Колокола

В 1700 году старое кольцо из шести колоколов было заменено новым кольцом восьми. Все, кроме тенора, все еще выживают. В 1770 году были добавлены два более легких колокола, чтобы создать первое из десяти колоколов в епархии. Тенор был изменен в 1870 году. В башне аббатства теперь находится кольцо из десяти колоколов, которые - необычно - свешены так, что порядок колоколов идет от высшего к низшему. против часовой стрелки вокруг камеры звонка. tenor весит 33 центнера (3721 фунт или 1688 кг). Бат - известный центр звонка перемен в Западной Стране.

Интерьер

Внутренний сводчатый потолок с вентилятором, первоначально установленный Робертом и Уильямом Верту, был восстановлен сэром Джорджем Гилбертом Скоттом в период с 1864 по 1874 год. Вентиляционный свод обеспечивает стабильность конструкции за счет распределения веса ребра крыши, передающие усилие на опорные колонны через аркбутан.

Работа Гилберта Скотта в 1870-х годах включала установку больших газовых люстр, сделанных слесарем из Ковентри Фрэнсисом Скидмором. Они были преобразованы в электричество в 1979 году. Другие нововведения включали новую кафедру и сидения. Мраморный алтарь генерала Джорджа Уэйда в святилище был удален и заменен декоративным reredos. Резные скамьи также принадлежат Гилберту Скотту и считаются одними из лучших примеров церковных сидений, спроектированных великим архитектором. Они уникальны для аббатства и были созданы по образцу скамей 16-го века, найденных в других церквях Сомерсета. Аббатство уникально тем, что обладает почти полным набором мебели Гилберта Скотта. Викторианское общество подчеркнуло важность работ Гилберта Скотта здесь, заявив, что «их удаление имело бы« чрезвычайно пагубное влияние на историческое значение этого важного религиозного сооружения ».

В 1920-е годы Томас Грэм Джексон переделал нормандскую часовню в часовню военного мемориала, ныне Гефсиманскую часовню, и добавил монастырь. Новые экраны quire были установлены в 2004 году, отчасти для улучшения акустики, увенчанные 12 резными ангелами, играющими на музыкальных инструментах.

В городе был обнаружен плиточный пол конца 13 - начала 14 веков. Август 2018. Работы по перезахоронению гробов, которые ранее находились под аббатством, и стабилизации пола включали рытье траншеи, в которой были обнаружены плитки.

Памятники

Мемориал сенатору Уильям Бингхэм,. умерший в Бате

Внутри аббатства 617 стен мемориалов и 847 камней на полу. Среди них те, которые посвящены Бо Нэшу, адмиралу Артуру Филиппу (первый губернатор колонии Новый Южный Уэльс, который стал частью Австралии после федерации в 1901 году), Джеймса Монтегю (епископ Бата и Уэллса), леди Уоллер (жена Уильяма Уоллера, круглоголового военачальника Гражданской войны в Англии ), Элизабет Грив (жена Джеймса Грива, врача Елизаветы, императрицы России), сэр Уильям Бейкер, Джон Сибторп, Ричард Хасси Бикертон, Уильям Хоар, Ричард Бикертон и сенатор США Уильям Бингхэм. Многие памятники на кладбище были вырезаны между 1770 и 1860 годами Ривзом из Бата. Военные мемориалы включают памятники, посвященные Первой англо-афганской войне (1841–42), Первой мировой войне (1914–18) и Второй мировой войне (1939–45). Самый последний мемориал был установлен в 1958 году в память о Исааке Питмане, разработчике стенографии Питмана, который умер в 1897 году.

Главный орган

Первое упоминание об органе в аббатстве относится к 1634 году, но об этом инструменте ничего не известно. Первый правильно записанный орган в Батском аббатстве был построен в 1708 году. Он был модифицирован в 1718 и 1739 годах сыном Джордана. Спецификация, записанная в 1800 году, была одной из двадцати остановок, распределенных по трем руководствам. Компасы руководств были расширены, добавлены полторы октавы педалей и инструмент отремонтирован в 1802 году Джоном Холландом; в 1826 году был произведен дальнейший ремонт. Этот инструмент был перенесен сначала в Епископский дворец в Уэллсе в 1836 году, затем в Церковь Святой Марии, Яттон, где он впоследствии был перестроен и значительно модифицирован.

Орган в северном трансепте, перестроенный в 1997 году Клайсом Оргельбау

Следующий орган аббатства был построен в 1836 году Джоном Смитом из Бристоля, чтобы спецификация тридцати остановок по трем руководствам и педалям. Этот инструмент был перестроен в новой галерее на севере Трансепта компанией William Hill Son из Лондона в 1868 году с указанием 40 ступеней, распределенных по четырем инструкциям и педалям, хотя отдел Solo, который принес бы общее количество, превышающее сорок, не было завершено. В основном он был перенесен в Кромер в 1896 году, остальная часть была сохранена для включения в новый орган аббатства.

Новый орган был доставлен аббатству в 1895 году Норманом. и Бирд из Норвич. Он имел 52 упора, распределенных по четырем ручным управлениям и педалям, и стоял разделенный на две стальные балки на северной и южной , пересекая арки, а консоль стояла на полу рядом с северной. запад пирс переправы. Новые корпуса должны были быть предоставлены проектам Бата, но так и не были выполнены. Norman Beard восстановила его в новом корпусе, разработанном сэром Томасом Джексоном в Северном трансепте в 1914 году, с добавлением двух упоров к педали. Они снова перестроили его в 1930 году, а затем Hill, Norman and Beard в 1948 году, в результате чего количество остановок увеличилось до 58. В 1972 году это было увеличено до 65 остановок для выступлений. Одновременно было установлено отделение Positive с отдельным корпусом за консолью. Проблемы, вызванные несогласованностью тональной схемы (трубопровод 1895 года резко контрастирует с трубопроводом 1972 года) и надежностью, вызванной широким разнообразием различных типов клавиш, все из которых труднодоступны, привели к решению восстановить инструмент. опять же.

Орган был полностью реконструирован в 1997 году Клайсом Оргельбау из Бонна, сохранив существующий инструмент, насколько это было возможно, и восстановив его в основном до состояния 1895 года, хотя положительное деление было сохранено. Инструмент в том виде, в котором он сейчас стоит, имеет 63 остановки для разговора по четырем мануалам и педалям и построен в основном на принципе расположения органа Werkprinzip: корпус всего на один отдел глубиной, за исключением частей педали, расположенных сзади, а не по бокам. дела. Изготовлены новые передние трубы из олова на 75%, а корпус укомплектован задней, боковыми стенками и крышей. Проколотые панели, выполненные Дереком Райли из Lyndale Woodcarving в Saxmundham, Suffolk, были предусмотрены для обеспечения выхода звука из нижней части корпуса. Старая консоль была сохранена, но полностью перестроена с использованием современных аксессуаров и новых руководств. Двадцать два из 83 рядов органа содержат трубку от инструмента 1868 года. Четыре яруса полностью состоят из 1868 трубопроводов, а 21 - из 1895 трубопроводов. Только два ряда полностью относятся к 1895 году. Сорок восемь рядов содержат несколько новых трубопроводов, 34 из которых совершенно новые. По возможности использовались старые значения давления ветра. Старые ветровые резервуары также были восстановлены, а не заменены. Инструмент имеет действие кнопки трекера в руководствах с электрически управляемым действием трекера на педали. Остановка полностью электрическая.

Орган Continuo

Батское аббатство и римские бани

Континуальный орган из четырех ступеней был построен для аббатства в 1999 году из Нортгемптона производителем органов. Инструмент, заключенный в футляр из темного дуба, является портативным и может быть настроен на три высоты звука : A = 440 Гц (современная концертная высота), A = 415 Гц и A = 465 Гц. Также возможна настройка на A = 430. Педаль рычага может уменьшить количество остановок до остановки только до 8 футов и, когда она отпущена, возвращает орган в режим регистрации до того, как он был нажат.

Хор

В аббатстве есть секции для мальчики, девочки, мужчины и дети (Создатели мелодий). Помимо пения в аббатстве, они также совершают поездку по соборам Великобритании и Европы. Хор транслировал Choral Evensong на BBC Radio 3 и сделал несколько записей. Он выступал на концерте Три тенора на открытии Thermae Bath Spa. Аббатство также используется в качестве места для посещения хоров, а с момента его основания в 1947 году Хор города Бат Бах.

Хор Батского аббатства пел рождественскую службу 2015 года в прямом эфире BBC One.

Их возглавляют музыкальные директора и им помогают органисты. Нынешний музыкальный директор занял эту должность в 2017 году. Он заменил того, кто занимал промежуточное положение после ухода долгого служителя, который служил с 1986 по 2016 год.

Музей хранилищ наследия

В отреставрированных подвалах 18-го века был расположен музей хранилищ наследия Батского аббатства. В нем были представлены артефакты и экспонаты, рассказывающие об истории аббатства. Экспозиции включали различные здания на этом месте и их использование, влияние аббатства на сообщество, строительство, архитектуру и скульптуры зданий, артефакты и скульптуры, а также роль аббатства в настоящее время. Музей открылся в 1994 году, но сейчас закрыт.

Погребения

См. Также

  • icon Портал христианства

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Bath Аббатство.
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:36:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте