Бастарны

редактировать
Карта, показывающая Римскую Дакию и окружающие ее народы в 125 г. н.э.

Бастарны (латинские варианты: бастарни или бастерны; древнегреческие : Βαστάρναι или Βαστέρναι) были древним народом, который между 200 г. до н.э. и 300 г. н.э. населял регион между Карпатскими горами и река Днепр, к северу и востоку от древней Дакии. Певчини, описываемый греко-римскими писателями как ветвь бастарн, занимал регион к северу от дельты Дуная.

. Этнолингвистическая принадлежность бастарн, вероятно, кельтской, что подтверждают самые ранние историки. Однако более поздние исторические источники предполагают германское или скифо-сарматское происхождение. Часто они связаны с германцами или народами «между кельтами и германцами». Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что они изначально были кельтским племенем, изначально проживавшим в нижней долине реки Висла. Около 200 г. до н.э. эти племена мигрировали, возможно, в сопровождении некоторых германских элементов, на юго-восток в Северном Причерноморье. Некоторые элементы, по-видимому, в какой-то степени ассимилировались окружающими сарматами к III веку.

Хотя в основном они вели оседлый образ жизни, некоторые элементы, возможно, приняли полукочевой образ жизни. До сих пор ни одно археологическое поселение не было окончательно отнесено к Бастарнам. Археологические горизонты, наиболее часто ассоциируемые учеными с бастарнами, - это зарубинцы и культуры.

Бастарны впервые вступили в конфликт с римлянами в I веке до нашей эры, когда в союзе с даками и сарматами они безуспешно сопротивлялись римской экспансии в Мезию и Паннония. Позже они, кажется, поддерживали дружественные отношения с Римской империей в течение наших двух веков эры. Это изменило c. 180 г., когда бастарны зарегистрированы как участники вторжения на римскую территорию, снова в союзе с сарматскими и дакийскими элементами. В середине III века бастарны входили в состав великой коалиции нижнедунайских племен, смертельной готами,, которая неоднократно вторгалась в балканские провинции Римской империи.

Многие бастарны были переселены в Римскую империю в конце 3 века.

Содержание

  • 1 Древние источники
  • 2 Этимология
  • 3 Территория
  • 4 Этнолингвистическая принадлежность
    • 4.1 Кельтская
    • 4.2 Германская
    • 4.3 Скифо-сарматская
  • 5 Материал культура
  • 6 Отношения с Римом
    • 6.1 Римская республиканская эпоха (до 30 г. до н.э.)
      • 6.1.1 Союзники Филиппа Македонского (179–8 гг. До н.э.)
      • 6.1. 2 Союзники Гетанского верховного царя Буребиста (62 г. до н.э.)
    • 6.2 Римский принцип (30 г. до н.э. - 284 г. н.э.)
      • 6.2.1 Эпоха Августа (30 г. г. до н.э. - 14 г. н.э.)
      • 6.2.2 I и II века
      • 6.2.3 III век
    • 6.3 Более поздняя Римская империя (305 г. г.)
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
    • 10.1 Древние
    • 10.2 Современные

Древние источники

Согласно Полибию (200–118 до н.э.):

«Теперь прибыла миссия дарданцев, рассказывающая о бастарнах, их численности, огромных размеровх и доблести их воинов., а также указав, что Персей и галаты были в союзе с этим коленом. Они сказали, что боялись его гораздо больше, чем бастарнов, и они просили о помощи ».

Согласно Ливию (64 г. до н.э. - 17 г. н.э.):

«Путь в Адриатик и в Италию лежал через Скордиски; Это единственный возможный путь для армии, и Скордиски должны быть предоставлены к Бастарнам без каких-либо затруднений, поскольку ни в речи, ни в привычках они не отличались друг от друга от друга, и надеялись, что они объединены силы с ними, когда увидят что

Согласно Страбону (64 г. до н.э. - 24 г. н.э.):

"Однако они собирались обеспечить грабеж очень богатой нации". это расстояние между точками, которые, если двигаться в продольном направлении на восток, можно расположить вокруг Борисена и к северу от Понта; но что находится за пределами Германии и за пределами Германии, следует ли говорить бастарны, как говорят другие писатели, или другие из них находятся между ними, либо роксоланы, либо другие из повозки -жители - непросто; а также независимо от того, простираются ли они в океане по его длине, или какая-либо часть непригодна для проживания по причине холода или по другой причине, или даже другая раса людей, наследовавшая немцев, находится между морем и восточные немцы. Такое же невежество преобладает и в отношении остальных народов, по порядку на севере; Ведь я не знаю ни бастарнов, ни савроматов, ни одним словом, ни одного из народов, живущих над Понтом, ни далеко они удалены от Атлантического моря, ни граничат ли их страны с ним ».

Согласно Плутарху (46–120 н.э.):

«Он также тайно разбудил галлов, поселившихся вдоль Дуной, которых называют бастернами, воинскими и конными войсками; и он пригласил иллирийцев через их царя Гентиуса принять участие с ним в войне. И преобладали слухи, что варвары были наняты им, чтобы пройти через нижнюю Галлию, вдоль побережья Адриатического моря и вторгнуться в Италию ».

Согласно Тациту (56–120 г. н.э.):

«Что касается племен пецини, венети и фенни, я сомневаюсь, следует ли мне отнести их к германцам или сарматам, хотя на самом деле пецини, которых некоторые бастарно называют немцы по их языку, образу жизни и постоянству их поселений. Все они живут в грязи и лености, и благодаря смешанным бракам вождей они до некоторой степени унижаются до сходства с сарматами ».

Согласно Кассию Диону (155–235) Н.э.):

«В тот же период, когда произошли эти события, Марк Красс был отправлен в Македонию и Грецию и войну с даками и бастарнами. Я уже говорил, кем были первые и почему они стали враждебными;

Согласно Зосизму (490–510 гг. Н. Э.):

«Он также оставил во Фракии бастарнов, скифский народ, который подчинился ему, отдав им землю жить там; на основании чего они соблюдали римские законы и обычаи ".

Этимология

Происхождение племенного названия неясно. Неясно даже, было ли это экзонимом (приписываемое им имя посторонними) или эндонимом (которым называли себя бастарны). Связанный с этим вопрос заключается в том, считали ли группы, обозначенные римлянами как «бастарны», отдельной этнической группой (эндоним), или это был общий экзоним. греко-римлянами для обозначения разрозненной группы племен Карпатского региона, которую нельзя было отнести к дакам или сарматам.

Одно возможное происхождение происходит от протогерманского слова * bastjan (от протоиндоевропейский корень * bʰas-), что означает «связывание» или «связь». В этом случае бастарны могли иметь собственное значение коалиции или группы племен.

Возможно, что римский термин basterna, обозначающий тип фургона или носилок, произошел от имени этого народа (или, если это экзоним, то от него происходит название людей), которые, как и многие многие германские племена, известны, как многие германские племена, путешествующие с телегой для своих семей.

Также предполагалось, что это связано с германским словом ублюдок, означающим незаконнорожденный или дворняга, но Роджер Бэтти считает это происхождение маловероятным. Если имя является эндонимом, то такое происхождение маловероятно, поскольку большинство эндонимов имеют лестные значения (например, «храбрый», «сильный», «благородный»).

Трубачев предлагает производное от древнеперсидского, авестийского лубя- «связанное, связанное; раб »(ср. осетинский bættən« привязать », лыко« связанный ») и иранский * arna-« потомок », приравнивая его к δουλόσποροι« раб Спорой », упомянутому Ноннусом и Космой, где Спорои - это люди, Прокопий регистрируется как предки славян.

Территория

Местоположение Бластарни и Бастарницких Альп к северу от Римской Дакии, как показано на Tabula Peutingeriana

. Первоначальная родина бастарнов остается неопределенной. Бабеш и Щукин приводят доводы в пользу происхождения восточной Померании на Балтийском побережье сегодняшнего северо-запада Польши на основании соответствия в археологическом материале, например малоберцовая кость в померанском стиле, найденная на памятнике Пойенешти в Молдавии, хотя Бэтти доказательства недостаточными. Бабеш отождествляет Сидони, ветвь Бастарн, которая Страбон предоставляется к северу от дельты Дуная с Сидини, расположенной Птолемеем в Померании.

Бэтти утверждает, что греко-римские источники I века Н.э. находят родину бастарнов на северной стороне горного хребта Северных Карпат, охватывая юго-восток Польши и юго-запад Украину (т.е. регион, традиционно известный как Галичина ). Плиний помещает бастарнов между свебами и даками (contermini Dacis). Карта Пойтингера (составленная около 400 г. н.э., но включающая материалы еще с I века) показывает Бастарны (неправильно написанное Бластарни) к северу от Карпатских гор и, кажется, называет Галицкие Карпаты Бастарнские Альпы.

Из Галиции Бастарны распространились на регионы Молдавии и Бессарабии, достигнув дельты Дуная. Страбон упомянутых бастарнов как населяющих территорию «между Истером (Дунай ) и Борисфеном (Днепр )». Он выделяет три подплемена бастарнов: и пецини. Последние получили свое название от Peuce, большого острова в дельте Дуная, который они колонизировали. Географ 2-го века Птолемей утверждает, что Карпиани или Карпи (предположительно оккупировавшие Молдавию) отделили Пецини от других Бастарн «выше Дакии » (т. Е. к. северу от Дакии).

Таким образом, что бастарны были заселены обширной восточной дугой, протянувшейся вокруг северного и склонов Карпат от юго-востока Польши до дельты Дуная. Большая группа населяла северные и восточные склоны Карпат и регион между реками Прут и Днепр (современная Молдова / западная Украина), в то время как отдельная группа (Пецини, Сидони и Атмони) жила в районе дельты Дуная и к северу от него.

Этнолингвистическая принадлежность

Ученые придерживаются различных теорий об этнической принадлежности бастарнов. Согласно одной из точек зрения, следующая за наиболее авторитетной точкой зрения первых ученых, они говорили на кельтском языке. Однако другие считают, что они были скифо-германскими или смешанными германо-сарматскими. Существует теория, что они были протославянскими. Щукин утверждает, что этническая принадлежность бастарнов уникальна, и вместо того, чтобы пытаться навесить на бастанов ярлык кельтов, германцев или сарматов, следует признать «бастерны были бастернами». Бэтти утверждает, что присвоение «этнической принадлежности» бастарнам бессмысленно; Как и в контексте железного века Понтийско-Дунайского региона, с его множеством пересекающихся народов и языков, этническая принадлежность была очень изменчивым понятием: она и действительно менялась быстро и часто в социально-политических превратностей. Это было особенно верно в отношении бастарнов, которые засвидетельствованы на относительно обширной территории.

Кельтские

Основная причина считать бастарнов кельтскими - это регионы, которые, согласно документальным свидетельствам, занимали (северные и восточные склоны Карпат) в степени перекрытия с местонахождением кельтских племен, засвидетельствованных в северных Карпатах. (Современное название этого региона, Галиция, обычно считается имеющим более происхождение, либо на славянском, либо на тюркском языке. Однако некоторые ученые вместо этого предположили, что название Галиция может происходить от его бывшего кельтского населения Тауриски, Оси, Котини и Анартес в Словакии и северной Румынии и в районе дельты Дуная.) Кроме того, археологические культуры, которые связывают с бастарнами (Поенешти-Лукашевка и Зарубинцы), демонстрируют ярко выраженную кельтскую близость. Наконец, прибытие бастарнов в Понтийско-Дунайский регион, согласно двум древним источникам, можно датировать 233–216 гг. До н.э., совпадает с последней фазой перевозок кельтов в этом регионе (400–200 ДО Н.Э).

Самые ранние историки приписывают бастарнам кельтское или галльское происхождение. Римский историк Ливий, писавший ок. 10 год нашей эры свидетельствует о том, что бастарны говорили на кельтском языке. Говоря о бастарнском вторжении на Балканы в 179 г. до н.э. (см. Союзники Филиппа Македонского ниже), он показал их тогда как «они не отличались сильно ни языком, ни манерами» от кельтского племени Скордиски, племя Паннонии. Страбон внешний вид скордисков как кельтов (хотя он крас, что они смешались с иллирийцами и фракийцами). Греческий историк Плутарх сообщает нам, что римский консул Гостилий «тайно взбудоражил галлов, поселившихся вдоль Дуная, которых называют бастернами».

Однако кельтская идентичность бастарнов очевидно является это противоречит Полибию (писавший около 150 г. до н.э.), который был фактическим современником описанных событий, в отличие от Ливия, писавшего около 200 лет спустя. Полибий четко отличает бастарнов от «галатов» (то есть есть кельтов): «Посольство из дарданов прибыло [в римский сенат ], говоря о бастарнах, их огромном количестве, сила и доблесть их воинов, а также сообщение о том, что Персей [царь Македонии] и галаты были в союзе с этим коленом ». Кроме того, надпись AE (1905) 14, описывающая кампанию на Венгерской равнине генерала эпохи Августа Марка Винуция (10 г. до н.э. или 8 г. до н.э.), также, по-видимому, выделяются Бастарны из соседних кельтских племен: «Марк Винуций... Иллирика, первый [римский полководец], перешедший через реку Дунай, победил в битве и разбил армию даков и бастернов и покорил Котини, Оси,.... [отсутствует название племени] и Anartii к власти императора Августа и народа Рима ».

Три имени вождей имеют бастарнов, найденные в древних источниках, кельтское происхождение: Котто, Клондик и Тевтагон.

Расширение германских племен 750 г. до н.э. - 1 г. н.э. (после Атласа пингвинов всемирной истории 1988 г.): Поселения до 750 г. до н.э. Новые поселения к 500 г. до н.э. Новые поселения к 250 г. до н.э. Новые поселения 1-го века н. Э.

германские

греко-римские географы 1-го века нашей единодушны и утверждают, что бас tarnae были германскими по языку и культуре. Греческий географ Страбон (письмо ок. 5–20 эры) говорит, что бастарны «принадлежат к германскому происхождению». Римский географ Плиний Старший (ок. 77 г. н.э.) классифицирует бастарны и пецини как одно из пяти основных подразделений германских народов, остальные подразделения составляют три западногерманские группы, Inguaeones, Istuaeones и Hermiones, и восточногерманские Vandili.

Римский историк Тацит (около 100 г. н.э.), являются бастарнов как германцев с существенным сарматским этим, но переходит к заявлению : «Однако пецини, которые иногда называют бастарнами, похожи на германцев по своему языку, образу жизни и типам жилища».

Скифо-сарматы

Страбон включает роксоланов, обычно считающихся учеными сарматским племенем, в список подгрупп бастарнов. Однако это может быть просто ошибкой из-за непосредственной близости двух народов к северу от дельты Дуная. В III веке греческий историк Дион Кассий утверждает, что «бастарны правильно классифицируются как скифы» и «представители скифской расы». Точно так же историк VI века Зосим, сообщая о событиях около 280 г. н.э., ссылается на «бастарнов, скифский народ». Термин «скифский» использует термин «скифский», не в этническом мире. народа, степные кочевники иранского происхождения, родственные сарматам, вытеснившим засилье скифов в степях в период до нашей эры). Например, Зосим обычно также называет готов, несомненно, говорящих на германском языке, «скифами».

Возможно, что некоторые бастарны были ассимилированы окружающими (и, возможно, доминирующими) сарматами, возможно, переняв их язык (который принадлежал к иранской группе индоевропейских языков) и таможня. Так, комментарий Тацита о том, что «смешанные браки придают [бастарнам] до некоторой степени мерзкий вид сарматов». С другой стороны, Бастарны сохранилиое отдельное название до ок. 300 г. н.э., что, вероятно, подразумевает сохранение их отличительного этнолингвистического наследия до того времени. В целом кажется вероятным, что основная часть населения Бастарн всегда была и остается германцами по языку и культуре.

Материальная культура

Попытка воссоздать бастарнские костюмы в Археологическом музее Кракова. Такая одежда и оружие были обычным явлением у народов, живших на границах Римской империи. Археологические культуры в раннеримский период, ок. 100 г. н.э.

Согласно Малкольму Тодду, традиционная археология не смогла построить типологию материальной культуры Бастарн и, таким образом, отнести определенные археологические памятники к Бастарнам. Осложняющим фактором является то, что регионы, где засвидетельствованы Бастарны, содержали лоскутное одеяло народов и культур (сарматы, скифы, даки, фракийцы, кельты, германцы и другие), некоторые оседлые, некоторые кочевые. В любом случае археологическая теория периода после 1960-х годов поставила под сомнение обоснованность отождествления материальных «культур», как их определяют археологи, с отдельными этническими группами. С этой точки зрения невозможно отнести «культуру» к определенной этнической группе: вполне вероятно, что материальные культуры, выявленные в регионе, принадлежали нескольким, если не всем, группам, населяющим его. Эти культуры, вероятно, представляют собой относительно крупномасштабные социально-экономические взаимодействия между разрозненными сообществами обширного региона, возможно, включая взаимно антагонистические группы.

Неясно даже, были ли бастарны оседлыми, кочевыми или полукочевыми. Заявление Тацита о том, что они были «немцами по образу жизни и типу жилища», подразумевает оседлый образ жизни, но их близкие отношения с сарматами, которые вели кочевой образ жизни, могут указывать на более кочевой образ жизни некоторых бастарнцев, как и их широко подтвержденные свидетельства. географический диапазон. Если бы бастарны были кочевниками, то оседлые «культуры», определенные археологами в их lebensraum, не представляли бы их. Кочевые народы обычно оставляют скудные следы из-за непрочности материалов и фундамента, использованных при строительстве их жилищ.

Ученые определили две тесно связанные оседлые «культуры» в качестве возможных кандидатов для представления бастарнов (среди других народов), поскольку их местонахождение в целом соответствует тому, где древние источники помещали бастернов: зарубинецкая культура лежит в лесостепной зоне на севере Украины и юге Беларуси, а (Lucăşeuca ) в северной Молдавии. Эти культуры характеризовались земледелием, о чем свидетельствуют многочисленные находки серпа. Жилища были наземными или полуподземными, со столбами, поддерживающими стены, очагом посередине и большими коническими ямами, расположенными поблизости. Некоторые участки защищали рвы и берега, сооружения, которые, как считается, были построены для защиты от кочевых племен из степи. Жители практиковали кремацию.Кремированные останки помещали в большие керамические урны ручной работы или помещали в большие яму и окружающие их продукты и украшения, такие как спиральные браслеты и фибулы типа от среднего до позднего Ла Тен (что свидетельствует о продолжающемся сила кельтского влияния в этом) регион).

Основная проблема, связанная с ассоциированием культурных Поенешти-Лукашевка и Зарубинцев с бастарнами, заключается в том, что обе культуры исчезли к началу I века нашей эры, в то время как бастарны по-прежнему засвидетельствованы в этих регионах на всей территории территории Рима Принципат. Другая проблема заключается в том, что культура Поенешти-Лукашевка также была отнесена к костобочам, народу, считающемуся этнически дакийским общепринятыми учеными и населявшим северную Молдавию, согласно Птолемею (около 140 г.). ОБЪЯВЛЕНИЕ). И действительно, два румынских археолога, которые идентифицировали Лукашевку как Бастарника, тем не менее настаивали на большей части населения в сфере Лукашевки (в северной Молдавии) было «гето-дакийцами». Еще одна проблема заключается в том, что ни одна из этих культур не присутствовала в районе дельты Дуная, где большая оценка бастарнов засвидетельствована древними источниками.

Начиная примерно с 200 г. н.э., черняховская культура Утвердился на территории современной Украины и Молдавии, населен бастарнами. Культура характеризуется высокой степенью сложности изготовления металлических и керамических артефактов, а также однородностью на обширной территории. Хотя эта культура традиционно отождествлялась с миграцией готского этноса в регионе с северо-запада, Тодд утверждает, что ее основным скифо-сарматское происхождение. Хотя готы, безусловно, внесли свой вклад в это, вероятно, так же и другие народы региона, такие как даки, протославяне, карпи и, возможно, бастарны.

Отношения с Римом

Римская республиканская эпоха (до 30 г. до н.э.)

Союзники Филиппа Македонского (179–88 гг. До н.э.)

Серебро тетрадрахма Филиппа В. Македонского

Бастарны впервые регистрируются в исторических журналах в 179 г. до н.э., когда они пересекли Дунай большими силами. Они сделали это по приглашению своего давнего союзника, царя Филиппа V Македонского, прямого потомка Антигона, одного из диадохов, генералов. из Александра Великого, который разделил свою империю после его смерти в 323 г. до н.э. Второй македонской войны (200–197 до н.э.), в результате чего он превратился из могущественного эллинистического в статус мелкого клиента-короля с сильно уменьшенной территорией и крошечной армией. После почти 20 лет рабского подчинения диктатам римского сената Филипп был подстегнутыми набегами на дардани, воинственное фрако-иллирийское племя на его северной границе, которое его армия, ограниченная договором, был слишком мал, чтобы эффективно противостоять. Рассчитывая на бастарнов, с его сложившимися отношениями, он разработал стратегию борьбы с дарданами, а затем возвращение своих потерянных территорий в Греции и своей политической независимости. Во-первых, он направит бастарнов против дарданов. После того, как последний был разгромлен, Филипп планировал поселить семью бастарнов в Дардании (южный Косово / Скопье регион), чтобы обеспечить постоянное подчинение этого региона. На втором этапе Филипп намеревался запустить Бастарны во время вторжения в Италию через Адриатическое побережье. Хотя он знал, что Бастарны, скорее всего, будут побеждены, Филипп надеялся, что римляне будут отвлекаться на достаточно долгое время, чтобы ему снова занять свои прежние владения в Греции.

Однако Филипп, которому сейчас 60 лет, умер прежде, чем смогли прибыть бастарны. Бастарнское войско еще находилось в пути через Фракию, где оно было задействовано в боевых действиях с местными жителями, которые не обеспечивают их достаточным количеством еды по доступным ценам, пока они шли. Вероятно, в окрестностях Филиппополя (современный Пловдив, Болгария) бастарны вырвались из своих марширующих колонн и разграбили землю повсюду. Испуганные местные фракийцы со своими семьями и стадами животных укрылись на склонах Монс Донука (гора Мусала ), самой высокой горы во Фракии. Большие силы бастарнов гнались за ними на гору, но были отброшены и рассеяны сильным ливнем. Затем фракийцы устроили им засаду, превратив их высадку в паническое бегство. Вернувшись в свой фургон-форт на равнине, около половины деморализованных бастарнов решили вернуться домой, оставив ок. 30 000 человек, чтобы двинуться в Македонию.

Сын и преемник Филиппа Персей, протестуя против верности Риму, разместил своих бастарнских гостей на зимовье в долине Дардании, предположительно в качестве прелюдии к кампании против дарданов следующим летом. Однако в разгар зимы на их лагерь напали дарданы. Бастарны легко отбили нападавших, преследовали их до своего главного города и осадили их, но они были застигнуты врасплох вторым отрядом Дардани, который украдкой приблизился к их лагерю по горным тропам и начал штурмовать и разграблять.. Потеряв весь свой багаж и припасы, бастарны были вынуждены покинуть Дарданию и вернуться домой. Большинство из них погибли, когда они пересекали замерзший Дунай пешком, только лед отступил. Несмотря на провал бастарнской стратегии Филиппа, подозрения, вызванные этими событиями в римском сенате, который был предупрежден вторжением дарданцами о бастарнов, обеспечили кончину Македонии как независимого государства. Рим объявил войну Персею в 171 г. до н.э., и после того, как македонская армия была разгромлена в битве при Пидне (168 г. до н.э.), Македония была разделена на четыре римских марионеточных кантона (167 г. до н..э.). Двадцать один год спустя они, в свою очередь, были упразднены и присоединены к Римской республике как провинция Македонии (146 г. до н.э.).

Союзники гетана, верховный царь Буребиста (62 г. до н.э.)

Карта Малой Скифии (Добруджа), на которой показаны прибрежные греческие города Хистрия, Томис, Каллатис и Дионисополис (Истрия, Констанца), Мангалия и Балчик) Монета, выпущенная греческим прибрежным городом Хистрия (Сино)

Бастарны впервые вступили в прямой конфликт с Римом в результате экспансии в нижний Дунай проконсулы (правители) Македонии в 75–72 гг. До н. Э. Гай Скрибоний Курион (проконсул 75–73 г. до н.э.) успешно провел кампанию против дарданов и меси, став первым римским полководцем, достиг Душим со своей армией. Его преемник, Марк Лициний Лукулл (браттого Луция Лукулла ), вел кампанию против фракого племени Бесси и меси, опустошив всю Мезия, регион между горным хребтом Гемус (Балканы ) и Дунаем. В 72 г. до н.э. его войска заняли прибрежные греческие города Малой Скифии (современный регион Добруджи, Румыния / Болгария), которые перешли на сторону Рима эллинистической арх- враг, царь Митридат VI из Понта, в Третьей Митридатической войне (73–63 г. до н.э.).

Присутствие римских войск в Дельта Дуная считалась серьезной угрозой для всех соседних задунайских народов: пецини бастарнов, сарматов и, что наиболее важно, Буребиста (правил 82–44 до н.э.), царя гетов. Геты населяли регион, называемый сегодня Валахией, а также Малую Скифию, и были либо дакийцами, либо фракийцами говорящими людьми. Буребиста объединила племена гетов в единое царство, для которого греческие города были жизненно важными торговыми точками. Кроме того, он установил свою гегемонию над соседними сарматскими и бастарнскими племенами. Сообщается, что на пике своего развития королевство гетов могло собрать 200 000 воинов. Буребиста возглавил свою задунайскую коалицию в борьбе с римским вторжением, множеством набегов на римских союзников в Мезии и Фракии, проникая до Македонии и Иллирии.

Главный шанс коалиции появился в 62 г. до н.э., когда греческие города восстали против римского владычества. В 61 г. до н. Э. Печально известный репрессивный и некомпетентный в военном отношении проконсул Македонии Гай Антоний по прозвищу Гибрида («Чудовище»), дядя знаменитого Марка Антония, возглавил армию против греческих городов. Когда его армия подошла к Хистрии, Антоний отделил всю свою конную армию от марширующей колонны и повел ее в длительную экскурсию, оставив свою пехоту без кавалерийского прикрытия - тактика, которую он уже использовал с катастрофическими против дарданов.. Дио намекает, что он сделал это из трусости, чтобы избежать неминуемого столкновения с противником, но более вероятно, что он преследовал большие вражеские кавалерийские силы, вероятно сарматы. Войско бастарнов, перешедшее через Дунай, чтобы помочь хистрийцам, быстро атаковало, окружило и уничтожило римскую пехоту, захватив несколько их вексиллов (военных знамен). Эта битва привела к краху римских позиций на нижнем Дунае. Буребиста присоединил к себе греческие города (55–48 до н.э.). В то же время порабощенные «союзные» племена Мезии и Фракии, очевидно, отказались от своих договоров с Римом, поскольку Август должен был их отвоевать в 29–8 г. до н.э. (см. Ниже).

В 44 г. до н.э. римский диктатор для жизни Юлий Цезарь планировал возглавить крупную кампанию, чтобы раз и навсегда сокрушить Буребисту и его союзников, но он был убит до того, как это могло начаться. Однако кампания была сделана излишней из-за свержения и смерти Буребисты в том же году, после чего его империя гетов разделилась на четыре, а затем и пять независимых мелких королевств. В военном отношении они были намного слабее, поскольку Страбон оценивал их совокупный военный потенциал всего в 40 000 вооруженных людей и часто участвовал в междоусобных войнах. гето-даки снова не становились угрозой римской гегемонии в нижнем течении Дуная до подъема децебала 130 лет спустя (86 г. н.э.).

Римский принципат (30 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

эпоха Августа (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.)

Статуя Августа в римском одеянии Император (верховный военачальник). К концу своего единоличного правления (14 г. н.э.) Август расширил империю до Дуная, который должен был оставаться ее центральной / восточноевропейской границей на протяжении всей ее истории (за исключением оккупации Дакия 105–275).

Как только он утвердился в качестве единоличного правителя Римского государства в 30 г. до н.э., внучатый племянник и приемный сын Цезаря Август начал стратегию продвижения империи на юг. -Восточноевропейская граница до линии Дуная от Альп, Динарских Альп и Македонии. Основная цель заключалась в увеличении стратегической глубины между границей и Италией, а также в обеспечении основного речного маршрута снабжения между римскими армиями в регионе.

На нижнем течении Дуная, которому отдавали приоритет над верхним Дунаем, это потребовало аннексии Мезии. Таким образом, целью римлян были племена, населявшие Мезию, а именно (с запада на восток) Трибалли, Мези и те геты, которые жили к югу от Дуная. Бастарны также были мишенью, потому что они недавно покорили Трибаллы, территория которых лежала на южном берегу Дуная между притоками рек Утус (Вит ) и Киабрус (Цибрица ). с их главным городом в Эскус (Гиген, Болгария). Вдобавок Август хотел отомстить за поражение Гая Антония в Хистрии 32 года назад и вернуть утраченные военные знамена. Они находились в мощной крепости Генукла (Исакча, недалеко от современного Тулчи, Румыния, в районе дельты Дуная), контролируемой Зираксом, местным царем гетанов. Для выполнения задания был выбран Марк Лициний Красс, внук Красса триумвира и опытный полководец в возрасте 33 лет, назначенный проконсулом Македонии. в 29 г. до н. э.

Бастарны обеспечили casus belli, переправившись через Гем и напав на дантелеты, фракийское племя, которое было союзником Рима. Красс двинулся на помощь Дентелета, но войско Бастарнов поспешно отступило через Гемус при его приближении. Красс внимательно следил за ними в Мезию, но они не собирались вступать в бой и отступали за Цибрицу. Красс теперь обратил свое внимание на моэси, свою главную цель. После успешной кампании, которая привела к подчинению значительной части моэсов, Красс снова разыскал бастарнов. Узнав об их местонахождении от присланных к нему посланников мира, он хитростью заманил их в битву у Цибрицы. Спрятав основные силы в лесу, он разместил в качестве приманки небольшой передовой отряд на открытой местности перед лесом. Как и ожидалось, бастарны атаковали авангард только для того, чтобы оказаться втянутыми в полномасштабную генеральную битву с римлянами, которой они пытались избежать. Бастарны пытались отступить в лес, но им мешал обоз, везущий их женщин и детей, поскольку они не могли двигаться сквозь деревья. Попавшие в ловушку сражения за спасение своих семей, бастарны были разбиты. Красс лично убил их царя Дельдо в бою, подвиг, который позволил ему получить высшую военную честь Рима, spolia opima, но Август отказался наградить его по формальным причинам. Тысячи бегущих из Бастарнов погибли, многие задохнулись в близлежащих лесах в результате пожаров, устроенных римлянами, другие утонули, пытаясь переплыть Дунай. Тем не менее значительные силы окопались в мощное городище. Красс осадил форт, но ему пришлось заручиться помощью Роулза, мелкого царя гетанов, чтобы сместить их, за что Рол получил титул socius et amicus populi Romani («союзник и друг римского народа»).).

В следующем году (28 г. до н.э.) Красс двинулся на Генуклу. Зиракс сбежал со своим сокровищем и бежал через Дунай в Скифию в поисках помощи у Бастарнов. Прежде чем он смог привезти подкрепление, Генукла пал в результате суши римлян с реки и реки. Стратегическим результатом походов Красса стала постоянная аннексия Мезии Римом.

Примерно десять лет спустя, в 10 г. до н.э., бастарны снова столкнулись с Римом во время завоевания Августом Паннонии (bellum Pannonicum 14–9 до н.э.). В надписи AE (1905) 14 записана кампания на Венгерской равнине генерала эпохи Августа Марка Винуция :

Марка Винуция... [отчество], консула [в 19 г.] до н.э.].... [различные официальные титулы], губернатор Иллирика, первый [римский полководец], перешедший через реку Дунай, победил в битве и разгромил армию даков и Бастернов и поработил Котини, Оси... [отсутствует название племени] и Анартии к власти императора Августа и народа Рима.

Скорее всего, бастарны в союзе с даками пытались помочь жестким давлением на иллирийские / кельтские племена Паннонии в их сопротивлении Риму.

1-й и 2-й века

Сцена войны Тропея Траяни (ок. 109 г. н.э.): римский легионер сражается с дакийцем воин, в то время как германский воин (бастарны?), У которого есть, ранен на землю.

Похоже, что в последние годы правления Августа бастарны заключили мир с Римом. Res Gestae Divi Augusti («Деяния божественного Августа», 14 г. н.э.), надпись, заказанная Августом для перечисления его достижений, гласит, что он принял посольство от бастарнов с просьбой о заключении договора о дружбе. Похоже, что договор был заключен и, по-предположительно, безопасным, как в устаревших древних источниках было зарегистрировано никаких военных действий с бастарнами до c. 175, примерно через 160 лет после того, как надпись Августа была вырезана. Но сохранившиеся свидетельства истории этого периода настолько незначительны, что нельзя исключить столкновение бастарнов с Римом во время этого периода. Бастарны могли быть вовлечены в дакийские войны из Домициана (86–88) и Траяна (101–102 и 105– 106), поскольку они имели место в нижнем протекании, известно, что обе стороны были поддержаны соседними коренными племенами.

В конце 2-го века Historia Augusta регистрирует это в правлении Марк Аврелий (161–180), союз нижнедунайских племен, включая бастарнов, сарматских роксоланов и костобочей, воспользовался трудностями императора на верхнем Дунае (Маркоманские войны ), чтобы вторгнуться на территорию Рима.

3 век

В конце 2 века основным этническим изменением в северном Причерноморье была иммиграция из долины Вислы на севере, из готов и сопровождающих их германских племен, таких как тайфали и хасдинги, ветвь вандалов людей. Эта миграция была частью серии перемещений населения в европейском варбарикуме (римский термин для обозначения регионов за пределами их империи). Кажется, что готы установили свободную политическую гегемонию над существующими в регионе племенами.

Под руководством готовая серия крупных вторжений в Римскую империю была начата великой коалицией нижнедунайских племен с ок. 238 г. Участие бастарнов в них, вероятно, но в степени не уточнено из-за тенденций Зосима и других летописцев объединить все эти племена под общим термином «скифы», имея в виду всех жителей Скифии, а не конкретных иранских -язычный народ прозвал скифами. Таким образом, в 250–251 годах бастарны, вероятно, были вовлечены в готические и сарматские вторжения, кульминацией стало поражение римлян в битве при Абритте и убийство императора Деция (251). Эта катастрофа начало начала третьего века Римской империи, периода военного и экономического хаоса. В этот критический момент римская армия была парализована вспышкой второй оспы пандемии, чумы Киприана (251–70). Зосим имеет последствия даже хуже, чем предыдущая чума Антонина (166–180), что вероятно, унесла жизни 15-30% жителей империи.

Воспользовавшись римским военным беспорядком., огромное количество варварских народов захватили большую часть империи. Сармато-готский союз нижнего Дуная осуществил крупные вторжения в регион Балкан в 252 г., а также в периоды 253–258 и 260–268 гг. Peucini Bastarnae специально регистрируются во время вторжения 267/268 г., когда коалиция построила флот в устье реки Тирас (Днестр ). Peucini Bastarnae сыграла решающую роль в этом предприятии, как отрицательные животные и дельт, они имели опыт мореплавания, которого не хватало кочевым сарматам и готам. Варвары поплыли вдоль побережья Черного моря к Томису в Нижней Мезии, которую они безуспешно пытались взять штурмом. Затем они напали на столицу провинции Маркианополис (Девня, Болгария), также безуспешно. Продолжая путь через Босфор, экспедиция осадила Фессалоники в Македонии. Отгоняемое римскими войсками, войска коалиции двинулись по суше во Фракию, где, наконец, были разгромлены императором Клавдием II (годы правления 268–270) в Наиссе (269).

Клавдий II был первым из череды военных императоров (так называемые «иллирийские императоры » по своему основному этническому происхождению), которые восстановили порядок в империи в конце III века. Эти императоры следовали политике крупномасштабного переселения в пределах империи побежденных варварских племен, предоставляя им землю в обмен на военную службу, намного более тяжелую, чем обычная квота призыва. С римской точки зрения, эта политика имела тройную выгоду: ослабление враждебного племени, повторное заселение разоренных чумой приграничных провинций (возвращение их заброшенных полей в культуру) и обеспечение резерва первоклассных новобранцев для армии. Он также мог быть популярен среди заключенных-варваров, которые часто были в восторге от перспективы получения земли в пределах империи. В 4 веке такие общины были известны как лаэти.

. Император Проб (годы правления 276–282) зарегистрирован как переселение 100000 бастарнов в Мезию, помимо других народов, включая готов., Гепиды и вандалы. Сообщается, что бастарны выполнили свою присягу на верность императору, в то время как другие переселенцы взбунтовались, в то время как Пробус был отвлечен попытками узурпации и разорил дунайские провинции повсюду. Дальнейшая массовая передача Бастарн была осуществлена ​​императором Диоклетианом (правил 284–305) после того, как он и его коллега Галерий победили коалицию Бастарн и Карпи в 299.

Поздняя Римская империя (305 г.)

Оставшиеся задунайские бастарны исчезают в исторической безвестности в поздней империи. Ни один из основных древних источников этого периода, Аммиан Марцеллин и Зосим, не упоминает бастарнов в своих отчетах о IV веке, что, возможно, подразумевает потерю их отдельной идентичности, предположительно ассимилированной региональные гегемоны, готы. Такая ассимиляция была бы облегчена, если бы, насколько это возможно, бастарны говорили на восточногерманском языке, тесно связанном с готским. Если бастарны оставались идентифицируемой группой, весьма вероятно, что они участвовали в обширной миграции под руководством готиков, вызванной давлением гуннов, которое было допущено в Мезию императором Валентом в 376 г. и, в конце концов, победил и убил Валента в Адрианополе в 378 году. Хотя Аммиан называет мигрантов в совокупности «готами», он заявляет, что, кроме того, в этом участвовали «тайфали и другие племена».

Однако, спустя 150 лет, последнее упоминание о Бастарнах происходит в середине V века. В 451 году вождь гуннов Аттила вторгся в Галлию с большой армией, которая была в конечном итоге разбита в битве при Шалоне коалицией под руководством римлян под командованием генерала Аэция. Согласно Иордану, войско Аттилы включало в себя отряды из «бесчисленных племен, которые были взяты под его власть». По словам галльского дворянина Сидония Аполлинария, сюда входили и бастарны. Однако Е.А. Томпсон утверждает, что упоминание Сидония о Бастарнах в Халоне, вероятно, неверно: его целью было написать панегирик, а не историю, и Сидоний добавил несколько вымышленных имен в список реальных участников (например, бургунды, Sciri и Franks ) для драматического эффекта.

См. Также

    Примечания

    Ссылки

    Библиография

    Древний

    Современный

    На Викискладе есть материалы, связанные с Bastarnae.
    Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Bastarnae.
    Последняя правка сделана 2021-05-12 14:24:37
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте