Василиск

редактировать

Василиск
Василиск aldrovandi.jpg Ксилография василиска из Улисса Альдрованди, Serpentum, et draconum Historiae libri дуэт, 1640
ПодгруппаМифологические гибриды

В европейских бестиариях и легендах, василиск (или ) - легендарный рептилия, известный как король змей, который может вызвать смерть одним взглядом. Согласно Naturalis Historia из Плиния Старшего, василиск Кирены представляет собой небольшую змею, «имеющую в длину не более двенадцати пальцев», то есть настолько ядовитый, он оставляет за собой широкий след смертоносного яда, и его взгляд также смертоносен. Его слабым местом является запах ласки и слезы феникса, который, по словам Плиния, был брошен в нору василиска, узнаваемый, потому что некоторые из окружающих кустов и травы были были опалены его присутствием. Возможно, что легенда о василиске и его связи с лаской в ​​Европе была вдохновлена ​​рассказами об определенных видах азиатских змей (таких как королевская кобра ) и их естественных хищниках., мангуст.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Источники
  • 3 Происхождение
  • 4 Исторические литературные ссылки
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Этимология
Найдите βασιλίσκος в Wiktionary, бесплатном словаре.

Слово происходит от греческой формы basilískos (греческий : βασιλίσκος; латинское : василиск), что означает «мелкий король », «маленький принц,» «вождь » или «молодой <224».>правитель, "из двух компонентов βᾰσῐλεύς (basileús," король ") и -ῐ́σκος (-ískos, уменьшительное).

Счета
Городская печать Зволле с 1295 года с Архангелом Михаилом, убившим василиска

Василиск называют «королем», потому что он считается иметь на голове митру, или корону гребень. Рассказы о василиске показывают, что он не полностью отличается от василиска. Утверждается, что василиска вылупил петушок из яйца змея или жаба (обратная сторона василиска, который вылупился из петушиного яйца " яйцо », инкубированное змеей или жабой). В Средневековой Европе описание существа начало приобретать черты петушков. Он имеет ядовитый удар и в некоторых версиях мифа обладает способностью выдыхать огонь.

Одно из самых ранних описаний василиска происходит от Плиния Старшего Естественная история, написанного примерно в 79 году нашей эры. Он описывает катоблепаса, чудовищного коровоподобного существа, от которого «все, кто видит его глаза, падают замертво на месте», а затем продолжает:

Та же сила присутствует и в змей назвал василиском. Его производят в провинции Кирена, и его длина не превышает двенадцати пальцев. На голове у него белое пятно, сильно напоминающее диадему. Когда он шипит, все остальные змеи улетают от него; и он не продвигает свое тело, как другие, по последовательности складок, а движется вертикально и прямо на середине. Он уничтожает все кусты не только своим контактом, но даже те, на которые он дышал; он сжигает всю траву и разбивает камни, так ужасно его пагубное влияние. Раньше считалось, что если человек верхом на лошади убьет одно из этих животных копьем, яд разнесет оружие и убьет не только всадника, но и лошадь. Для этого ужасного чудовища испарения ласки смертельны, и эта попытка была успешной, поскольку короли часто желали видеть его тело, когда его убивают; так верно, что она угодила природе, что не должно быть ничего без ее противоядия. Животное бросают в нору василиска, который легко узнать по зараженной почве. Ласка уничтожает василиска своим запахом, но умирает сама в этой борьбе природы против самого себя.

Василиск и ласка, Маркус Гираертс Старший. Василиск (на фото) стал синонимом василиска, когда «василиск» в «De proprietatibus rerum» Варфоломея Англиканского (около 1260 г.) был переведен Джоном Тревизой как «василиск» (1397).

Исидор Севильский назвал василиска королем змей из-за его смертоносного взгляда и ядовитого дыхания. Достопочтенный Беда был первым, кто засвидетельствовал легенду о рождении василиска из яйца старым петушком, а затем другие авторы добавили условие Сириуса восходящего. Александр Неккам (умер в 1217 г.) был первым, кто сказал, что орудие убийства василиска было не в ярком свете, а в «порче воздуха», - теория, разработанная столетием позже Пьетро д'Абано.

Теофил Пресвитер в своей книге Schedula diversarum artium дал длинный рецепт создания василиска для превращения меди в «испанское золото» (De auro hyspanico). Состав был образован путем смешивания порошка крови василиска, порошка человеческой крови, красной меди и особого вида уксуса.

Альберт Магнус в De animalibus писал об убийственном взгляде василиска, но он отрицал другие легенды, такие как петух, высиживающий яйцо. Он привел в качестве источника этих легенд Гермеса Трисмегиста, которого также считают создателем истории о том, что прах василиска смог преобразовать серебро в золото : атрибуция совершенно неверна, но она показывает, как легенды о василиске были связаны с алхимией в 13 веке.

A путто убивает василиска, символизирующего шведских оккупантов и протестантскую ересь, на Мариенсауле, Мюнхен, возведенном в 1638 году.

Джеффри Чосер базиликок (как он его называл; возможно, по отношению к петуху ) в его Кентерберийских рассказах. Согласно некоторым легендам, василисков можно убить, услышав крик петуха или глядя на себя через зеркало. Последний метод убийства зверя описан в легенде о василиске Варшавы, убитом человеком, несущим набор зеркал.

Истории постепенно добавляли смертоносных способностей василиска, например, описывая его как более крупного зверя, способного выдыхать огонь и убивать звуком своего голоса. Некоторые писатели даже утверждали, что он может убивать не только прикосновением, но и прикосновением к чему-то, что касается жертвы, например, мечу в руке. Кроме того, в некоторых историях утверждается, что его дыхание очень токсично и, как правило, немедленно приводит к смерти. Василиск также является существом-хранителем и традиционным символом швейцарского города Базель (лат. : Basilea). Не разрешающие василиски выступают в качестве сторонников в руках города.

Леонардо да Винчи включил василиска в свой Бестиарий, заявив, что это очень жестоко что, когда он не может убить животных своим злобным взглядом, он обращается к травам и растениям и, фиксируя на них взгляд, их иссушает. В своих записных книжках он описывает василиска в отчете, прямо или косвенно зависящем от Плиния:

Он находится в провинции Киренаика и имеет длину не более 12 пальцев. На голове у него белое пятно по образцу диадемы. Пугает всех змей своим свистом. Он похож на змею, но движется не извиваясь, а от центра вперед вправо. Говорят, что один из них, будучи убитым копьем верхом на лошади, и его яд пролился на копье, умер не только человек, но и лошадь. Он портит пшеницу и не только то, к чему она прикасается, но и там, где она дышит, трава сохнет и камни раскалываются.

Затем Леонардо отметил следующее на ласке : «Этот зверь нашел логово василиск убивает его запахом своей мочи, и этот запах действительно часто убивает саму ласку ».

Генрих Корнелиус Агриппа писал, что василиск «всегда и не может не быть мужчиной, как более подходящее вместилище ядовитых и разрушительных качеств».

Согласно традиции Кантабрийская мифология, древний Василиску (как они его называли) исчез на большей части Земли, но все еще живет в Кантабрии, хотя его редко можно увидеть. Это животное родилось из яйца, отложенного старым петухом незадолго до его смерти ясной ночью и полной луной ровно в полночь. Через несколько дней скорлупа яйца, которая не твердая, а довольно мягкая и кожистая, открывается странным существом, которое уже имеет все черты взрослого человека: ноги, клюв, петушиный гребень и тело рептилии. Судя по всему, у этого странного существа в глазах такой сильный проникающий огонь, что любое животное или человек, глядя прямо на него, погибнет. Ласка - единственное животное, которое может столкнуться с ним и даже напасть на него. Его можно убить только кукареканьем петуха, поэтому до недавнего времени путешественники несли петуха, когда заходили в места, где, как говорили, жили василиски.

Василиск, как говорят, терроризировал жители Вильнюса, Литвы во времена правления великого князя Сигизмунда Августа. 17 век Вильнюсский университет историк, профессор Адомас Игнасас Нарамовски (Adam Ignaci Naramowski) в своей книге Facies rerum Sarmaticarum описывает, как ветви rue, растения, которое, как считается, обладает способностью отражать василисков, были опущены в логово существа. Первые две ветви, опущенные в логово, стали белыми, что указывало на то, что существо осталось живым, но третья ветвь сохранила свой характерный зеленый цвет, указывая на то, что василиск был убит. Историк XIX века Теодорас Нарбутас (Теодор Нарбутт ) утверждал, что логово существа находилось на пересечении улиц Бокшто, Субачяус и Бастейос, недалеко от ворот Субачюса. Легенда гласит, что василиск обитает на бастионе городской стены, расположенной там.

Происхождение
Герб, biscione Дома Висконти, во дворце архиепископов на площади Пьяцца Дуомо, Милан. На гербе написаны инициалы IO. [HANNES] из архиепископа Джованни Висконти (1342–1354).

Некоторые предполагают, что описания и описания кобр могли послужить поводом для к легенде о василиске. Кобры могут сохранять вертикальное положение и, как и многие змеи на пересекающихся территориях, часто убиваются мангустами. королевская кобра или гамадриада имеет на голове символ в виде короны. Некоторые виды плюющих кобр могут выводить из строя на расстоянии, выплевывая яд, чаще всего в глаза жертве, и вполне могли быть приняты за гамадриад из-за их сходства. Египетская кобра живет в пустыне и использовалась как символ королевской власти.

Исторические литературные ссылки

Василиск появляется в английской пересмотренной версии Библии в Исайя 14:29 в увещевании пророка к Филистимлянам, читающему: «Не радуйся, Филистия, весь ты, потому что жезл, поразивший тебя, сломался; ибо из корня змея выйдет василиск, и плодом его будет огненный летающий змей ». Версия Библии короля Иакова гласит: «Из корня змея выйдет василис, и плодом его будет огненный летающий змей».

В Псалме 91 : 13: «super asplion | leonem et draconem » в латинском Vulgate, буквально «Ты наступишь на льва и дракона, / на гадюку и на василиска попрешь ногами», что в версии короля Якова переводится как: «Ты должен наступить на льва и гадюку: молодой лев». и дракона ты попрешь ногами ", - василиск появляется в Септуагинте и латинской Вульгате, хотя и не в большинстве английских переводов, что послужило поводом для включения его в тему раннего средневекового искусства <24 из Христос наступает на зверей.

Василиск упоминается в «Надписи на косовской мраморной колонне», стихотворении / эпитафии, написанном Стефаном Лазаревичем, деспотом Сербии, рассказывающий о Косовской битве. В одной части, сербская армия прославляется за убийство «Амурата и его сына, порожденных гадюкой и гадюкой, детенышей льва и василиска.... ''

Василиск появляется в О евреях и eir Lies by теолог Мартин Лютер :

Где бы вы ни видели или слышали учение еврея, не думайте иначе, как то, что вы слышите ядовитого Василиска, который своим лицом отравляет и убивает людей

В Уильяма Шекспира Ричард III недавно овдовевшая Энн Невилл, услышав соблазнительные комплименты в свой адрес от убийцы своего мужа (Ричарда, герцога Глостерского), возражает, что она хотела бы, чтобы они были такими же, как у василиска, чтобы она могла убить его. Во втором акте, сцена 4 шекспировской «Цимбелин» , персонаж говорит о кольце: «Это василиск в моем глазу, Убивает меня, чтобы взломать его».

Точно так же Сэмюэл Ричардсон написал в своем романе Кларисса; или История юной леди : «Если бы мои глаза несли с собой казнь, которую, как говорят, делают глаза василиска, я бы первым делом увидел это существо». Еще одно упоминание о василиске можно найти в «Опере нищего» Джона Гея (Акт II, Воздух XXV):

Человек может сбежать из Веревки и Пистолета;. Нет, у некоторых нет liv'd the Doctor's Pill;. Тот, кто берет женщину, должен быть уничтожен,. Тот василиск обязательно убьет.

Джонатан Свифт упомянул василиска в стихотворении:

Посмотрите, как она поднимает голову,. И закатывает свои ужасные глаза,. Чтобы изгнать всю добродетель, или выглядеть мертвой!. «Это был уверен, что этот василиск послал Темпла оттуда…

Роберт Браунинг включил василиск как фигура в «Светлой женщине».

Видите ли, мой друг трясется и бледнеет;. Он смотрит на меня, как на василиска:. Я превратил его день в ночь,. затмевая его солнечный диск.

Александр Папа писал: «Улыбающийся младенец возьмет в руку / Хохлатого василиска и крапчатого змея» (Мессия, строки 81–82). В главе XVI «Задига» Вольтер упоминает василиска, «животное, которое не потерпит прикосновения к человеку». Перси Биши Шелли в своем « Ода Неаполю "намекает на василиска:

Будь ты, как императорский василиск,. Убей своего врага незаметными ранами!. Взгляни на угнетение, пока на этот ужасный риск,. В ужасе она ушла от диск земли.. Не бойся, но смотри, - свободные люди сильнее растут,. И рабы более слабые, смотрящие на своего врага.

Шелли также упомянул василиска в своем стихотворении «Королева Маб : "

Те пустыни неизмеримого песка,. Чьи накопленные веками рвения почти не допускаются. Где пронзительный щебет любви зеленой ящерицы. Разрывался только на знойной тишине,. Теперь кишит с бесчисленными ручьями и тенистыми лесами,. кукурузными полями, пастбищами и белыми домами;. И там, где видела пораженная пустыня,. дикий завоеватель, запятнанный родственной кровью,. тигрица, насытившаяся мясом ягнят. Унна суровый голод ее беззубых детенышей,. Пока крики и завывания разносились по пустыне, -. Склоняя и гладьте усыпанный ромашками газон,. Поднося сладкие благовония восходу солнца, улыбается. Чтобы увидеть младенца перед дверью матери. делит утреннюю трапезу. с зелено-золотым василиском., который приходит лизать его ноги.

— Часть VIII

17 век Вильнюсский университет историк, профессор Адомас Игнасас Нарамовский (Adam Ignaci Naramowski) писал о василисках, которые якобы жили в Варшаве и Вильнюс в своей книге Facies rerum Sarmaticarum. Историк-романтик Теодорас Нарбутас (Теодор Нарбутт ) описывает местонахождение логова вильнюсского василиска как находившееся рядом с воротами Субачюса.

Брэм Стокер упоминает о существе в главе 4 своего романа 1897 года. Дракула, когда Джонатан Харкер сталкивается с вампиром графом Дракулой, спящим в его склепе, и предпринимает тщетную попытку уничтожить его:

У меня возникло ужасное желание избавить мир от такого монстра. Под рукой не было смертоносного оружия, но я схватил лопату, которой рабочий заполнял ящики, и, высоко подняв ее, ударил острием вниз по злобному лицу. Но когда я это сделал, голова повернулась, и глаза упали на меня, весь их огонь ужаса василиска. Это зрелище, казалось, парализовало меня, и лопата повернулась в моей руке и взглянула от лица, оставив лишь глубокую рану над лбом.

см. Также
Ссылки
  • (на итальянском) Il sacro artefice, Paolo Galloni, Laterza, Бари 1998 (об историческом фоне базилиска в средние века).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:05:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте