Василиды

редактировать
Гностическая секта, основанная Василидами во 2 веке

василидийцы или василиды были гностической сектой, основанной Василидом из Александрии в 2 век. Василид утверждал, что его учениям преподал Главкус, ученик св. Петр, хотя другие утверждали, что он был учеником Симона Менандра.

Из обычаев василидийцев мы не знаем ничего, кроме того, что Василид предписывал своим последователям, например Пифагор, молчание пять лет; что годовщину дня крещения Иисуса они отметили как праздник и провели его накануне в чтении; что их хозяин сказал им не стесняться есть вещи, принесенные идолам. Секта была трехуровневой - материальной, интеллектуальной и духовной - и обладала двумя аллегорическими статуями, мужской и женской. Доктрины секты часто были похожи на доктрины офитов, а позже иудейского каббалы.

Василидианство просуществовало до конца 4-го века как Епифаний знал о василидийцах, живущих в дельте Нила. Однако он был почти исключительно ограничен Египтом, хотя, согласно Сульпицию Северу, он, кажется, нашел вход в Испанию через некоего Марка из Мемфиса.. Св. Джером заявляет, что присциллианцы были заражены им.

Содержание

  • 1 Космогония Ипполита
    • 1.1 Сотворение
      • 1.1.1 Первое сыновство
      • 1.1.2 Второе сыновство
      • 1.1.3 Третье сыновство и Великий архонт
    • 1.2 Евангелие
    • 1.3 Христос
  • 2 Этика
  • 3 Космогония Иринея и Епифания
    • 3.1 Сотворение мира
    • 3.2 Христос
    • 3.3 Абрасакс
  • 4 Заветы
    • 4.1 Антиномизм
    • 4.2 Магия
    • 4.3 Мученичество
    • 4.4 Отношение к иудаизму
    • 4.5 Воскресение тела
    • 4.6 Секретность
  • 5 Позднее василидианство
  • 6 История
  • 7 Тексты
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 См. Также

Космогония Ипполита

Описание системы василидов, данное нашими главными информаторами, Ириней (Adversus Haereses ) и Ипполит (Philosophumena ) настолько расходятся, что многим кажутся совершенно непримиримыми. Согласно Ипполиту, Василид, очевидно, был пантеистическим эволюционистом; и согласно Иринею, дуалисту и эманационисту. Такие историки, как Филип Шафф, придерживаются мнения, что «Ириней описал форму василидианства, которая была не исходной, а более поздней порчей системы. С другой стороны, Климент Александрийский, несомненно, и Ипполит в более полном описании своей« Философумены », вероятно, почерпнули свои знания о системе непосредственно из собственной работы Василида, Exegetica, и, следовательно, представляют собой форму доктрины, которой учил сам Василид ».

Фундаментальной темой системы василидий является вопрос о происхождении зла и как его побороть. Космографической чертой, общей для многих форм гностицизма, является идея о том, что Логос Сперматикос рассеян в чувственном космосе, где долг гностиков любыми средствами вспомнить эти разбросанные семенные элементы Логос и верните их на их надлежащие места (ср. Евангелие от Евы ). «Вся их система, - говорит Клемент, - представляет собой смешение Панспермии (Все-семя) с Филокринезом (Различие в натуре) и возвращение вещей, таким образом, сбитых с толку, на свои места».

Сотворение мира

Согласно Ипполиту, Василид утверждал, что начало всего сущего было чистым ничем. Он использует все средства языка, чтобы выразить абсолютное ничтожество. Ничто тогда существующее, «Бог-не-бытие» пожелало создать мир-не-бытие из не-бытийных вещей. Этот мир-небытие был всего лишь «одним семенем, содержащим в себе всю семенную массу мира», так же как горчичное зерно содержит ветви и листья дерева. В этой семенной массе были три части, или сыновства, и были единосущны с не-существующим Богом. Это было источником всех будущих наростов; эти будущие ростки не использовали ранее существовавшую материю, а скорее эти будущие ростки возникли из ничего по голосу небытия Бога.

Первое сыновство

Часть тонкая по содержанию . Первая часть семенной массы прорвалась и вознеслась к небытию Бога.

Второе сыновство

Часть грубого вещества . Вторая часть семенной массы, которая взорвалась, не могла подняться сама по себе, но она приняла на себя как крыло Святого Духа, и каждая из них поддерживала другую с обоюдной выгодой. Но когда он подошел к месту первой части семенной массы и несуществующего Бога, он не смог принять Святого Духа дальше, поскольку он не был единосущным Святым Духом. Там оставался Святой Дух, как небосвод, отделяющий вещи над миром от самого мира внизу.

Третье сыновство и Великий Архонт

Часть, нуждающаяся в очищении . Из третьей части семенной массы вырос Великий Архонт, «глава мира, красота, величие и сила, которые невозможно передать словами». Он тоже поднимался, пока не достиг небесного свода, который, как он полагал, был верхним концом всего. Там он «создал себе и породил из того, что ниже, сына намного лучше и мудрее себя». Затем он стал мудрее и во всех отношениях лучше, чем все другие космические объекты, кроме оставшейся внизу семенной массы. Пораженный красотой сына, он посадил его по правую руку. «Это то, что они называют Огдоадой, где сидит Великий Архонт». Затем все небесное или эфирное творение, вплоть до луны, было создано Великим Архонтом, вдохновленным его более мудрым сыном.

Другой Архонт возник из семенной массы, ниже первого Архонта, но превосходит все остальное, кроме семенной массы; и он также сделал себе сына мудрее себя, и стал творцом и правителем воздушного мира. Этот регион называется Хебдомад. С другой стороны, все эти события произошли по плану небытия Бога.

Евангелие

Василидийцы верили в совершенно иное евангелие, чем православные христиане. Ипполит резюмировал евангелие василидийцев, сказав: «Согласно им, Евангелие - это знание вещей, стоящих над миром, которых не понимал Великий Архонт: тогда ему было показано, что существует Святой Дух и [ три части семенной массы] и Бог, Который является автором всего этого, даже несуществующего, он возрадовался тому, что было сказано ему, и очень обрадовался: это согласно им Евангелие ».

То есть василидийцы верили, что с Адама до Моисей Великий Архонт считал себя одним Богом и не имел ничего выше него. Но считалось, что Великий Архонт просветит, что над ним были существа, поэтому через Святой Дух Евангелие было передано Великому Архонту. Сначала сын Великого Архонта получил Евангелие, а он, в свою очередь, наставил самого Великого Архонта, рядом с которым он сидел. Тогда Великий Архонт узнал, что он не был Богом Вселенной, но имел над собой еще более высоких существ; и признал свой грех в том, что возвеличил себя. От него Евангелие должно было перейти к Архонту Хебдомады. Сын Великого Архонта передал Евангелие сыну Архонта Хебдомада. Сын архонта Хебдомада стал просветленным и провозгласил Евангелие архонту Хебдомада, и он тоже боялся и исповедовал

Крещение Христа Фра Анджелико. Сыновство, или божественное происхождение, является условием того, чтобы быть чадом Божьим.

Оставалось только просвещать мир. Свет сошел от Архонта Хебдомады на Иисуса как при Благовещении, так и при Крещении, так что Он «был просвещен, воспламеняясь в союзе со светом, который сиял на Него». Следовательно, следуя за Иисусом, мир очищается и становится самым тонким, так что он может сам восходить. Когда каждая часть сыновства превысит Лимитарный Дух, «тогда творение обретет милость, ибо до сих пор оно стонет, мучается и ожидает откровения сынов Божьих, чтобы все люди сыновства могли подняться отсюда. ". Когда это сбудется, Бог наведет на весь мир Великое Невежество, дабы все могло нравиться так, как есть, и чтобы ничто не могло желать чего-либо, противоречащего его природе. «И так будет Восстановление, все согласно природе было основано в семени вселенной в начале и будет восстановлено в свое время».

Христос

Что касается Иисуса, то, помимо другого описания Рождества, василидийцы верили в события жизни Иисуса, как они описаны в Евангелиях. Они считали, что распятие было необходимо, потому что через разрушение тела Иисуса мир мог быть восстановлен.

Этика

Согласно Клименту Александрийскому, василидийцы учили, что вера - это естественный дар понимания. даровал душе до ее соединения с телом и которым одни обладали, а другие нет. Этот дар представляет собой скрытую силу, которая проявляет свою энергию только через пришествие Спасителя.

Грех был не результатом злоупотребления свободой воли, а просто результатом врожденного злого принципа. Все страдания - это наказание за грех; даже когда страдает ребенок, это наказание от врожденного злого начала. Таким образом, преследования христиан имели единственной целью наказание за их грехи. Таким образом, греховное исказило всю человеческую природу; в тяжелом положении Василид называл даже Христа грешным человеком, потому что только Бог был праведником. Климент обвиняет Василида в обожествлении Дьявола и считает двумя его догмами догму о дьяволе и догмат переселения душ.

Космогония Иринея и Епифания

Вкратце обрисовывая эту версию василидианства, которая, скорее всего, основана на более поздних или искаженных источниках, наши авторитеты по сути состоят в двух: Ириней и утраченный ранний трактат Ипполита ; у обоих много общего, и оба они переплетаются в сообщении Епифания. Другими реликвиями Ипполитского Компендиума являются отчеты Филастера (32) и приложение к Тертуллиану (4).

Сотворение мира

Во главе этого богословия стоял Нерожденный, Единственный Отец. От Него были рождены или возникли Ns, и от Nûs Logos, от Logos Phronesis, от Phronesis Sophia и Dynamis, от начальств, сил и ангелов Софии и Dynamis. Эта первая группа ангелов сначала создала первое небо, а затем родила вторую группу ангелов, которые создали второе небо, и так далее, пока 365 поколений ангелов не были созданы 365 поколениями ангелов, причем каждым небом, по-видимому, правил Архонт кому было дано имя, и эти имена использовались в магических искусствах. Ангелы самого низкого или видимого неба создали землю и человека. Они были авторами пророчеств; и Закон, в частности, был дан их Архонтом, Богом евреев. Он, будучи более раздражительным и своенравным, чем другие ангелы (ἰταμώτερον καὶ αὐθαδέστερον), в своем стремлении обеспечить империю своему народу, спровоцировал восстание других ангелов и их народов.

Христос

В рассказе Иринея, который противоречит Ипполиту, именно Симон Киренский был распят вместо Иисуса.

Затем Нерожденный и Неизвестный Отец Видя, какие разногласия преобладали среди людей и среди ангелов, и как гибнут евреи, послал Своего Первенца Нэса, который есть Христос, чтобы избавить тех, кто уверовал в Него, от власти творцов мира. «Он, - говорили василидийцы, - наше спасение, даже Тот, Кто пришел и открыл только нам эту истину». Соответственно, он явился на землю и совершил великие дела; но Его появление было только внешним видом, и Он на самом деле не принимал плоть. Симон Киренский был распят; ибо Иисус обменивался с ним формами по пути, а затем, стоя невидимым напротив в облике Симона, издевался над теми, кто совершил этот поступок (это резко противоречит взгляду Ипполита на василидийцев). Но Он Сам вознесся на небеса, пройдя через все силы, пока Он не был восстановлен в присутствии Своего собственного Отца.

Абрасакс

Два наиболее полных рассказа, Иринея и Епифания, добавляют в качестве приложения еще одну особенность предшествующей мифологии; короткое примечание по тому же вопросу, также вставленное в скобках Ипполитом. Высшая сила и источник бытия над всеми начальствами, властями и ангелами (очевидно, это ссылка в ατῶν Епифания: Ириней заменяет «небеса», что в этой связи имеет почти то же самое) - это Абрасакс, греческие буквы имени, сложенные вместе в виде цифр, составляют 365, число небес; откуда, по-видимому, они сказали, что в году 365 дней, а в человеческом теле 365 членов. Эту верховную Силу они называли «Причиной» и «Первым архетипом», в то время как считали последний или самый слабый продукт нынешнего мира работой последнего Архонта. Из этих подробностей очевидно, что Абрасакс был именем первого из 365 Архонтов и, соответственно, стоял ниже Софии, Динамиса и их прародителей; но его позиция прямо не указана, так что у автора приложения к Тертуллиану было какое-то оправдание для того, чтобы спутать его с «Верховным Богом».

Заветы

На этих доктринах, по словам противников василидийцев, были основаны различные заповеди.

Антиномианизм

Когда Филастер (несомненно, после Ипполита) говорит нам в своем первом предложении о Василиде, что «он нарушил законы христианской истины, устроив внешнее шоу и рассуждения. относительно Закона, Пророков и Апостолов, но полагая иначе, «ссылка, вероятно, свидетельствует об антиномианских настроениях среди василидийцев. Василиды считали себя больше не евреями и стали больше, чем христианами. Отказ от мученичества естественно сопровождался неизбирательным использованием вещей, принесенных идолам. Считается, что отсюда принцип безразличия дошел до санкции за распущенную безнравственность.

Магия

Гравировка на камне абразакса.

Среди более поздних последователей Василида магия, заклинания и «все другие любопытные искусства» сыграли свою роль. Имена правителей нескольких небес были переданы как важная тайна, которая была результатом веры в то, что тот, кто знал имена этих правителей, после смерти пройдет через все небеса верховному Богу. В соответствии с этим Христос также, по мнению этих последователей Василида, обладал мистическим именем (Колакау), силой которого он спустился через все небеса на Землю, а затем снова вознесся на Землю. Отец. Таким образом, искупление можно представить как раскрытие мистических имен. Неизвестно, придал ли сам Василид эту магическую тенденцию гностицизму.

Данные взяты из нижнего MSS. Ириней добавил еще одно утверждение, что они использовали «изображения»; и это единственное слово часто цитируется в подтверждение распространенного мнения, что многочисленные древние драгоценные камни, на которых гротескные мифологические комбинации сопровождаются мистическим именем ΑΒΡΑΣΑΞ, имели базилидийское происхождение.

Было показано, что существует мало ощутимых доказательств приписывания каких-либо известных драгоценных камней василидианству или какой-либо другой форме гностицизма, и что, по всей вероятности, василидийцы и языческие резчики драгоценных камней позаимствовали это название у некоторых семитских мифология. Никакие попытки критиков проследить соответствия между мифологическими персонажами и объяснить их предполагаемыми сгущениями или искажениями не достигли даже правдоподобия.

Мученичество

Самым отличительным из них является разочарование в мученичестве, которое было устранено по нескольким причинам. Признание Распятого называлось знаком того, что все еще находится в рабстве у ангелов, сотворивших тело, и осуждалось особенно как суетная честь, оказанная не Христу, Который не пострадал и не был распят, а Симону Киренскому.

Презрение к мученичеству, которое было, пожалуй, самой печально известной чертой василидийцев, нашло бы готовое оправдание в умозрительном парадоксе их господина о мучениках, даже если бы он сам не препятствовал мученичеству.

Отношение к иудаизму

Согласно Ипполиту и Иринею, василидийцы отрицали, что Бог евреев был верховным Богом. Согласно Ипполиту, Бог евреев был Архонтом Хебдомада, который был ниже Великого Архонта, Святого Духа, семенной массы (тройного сыновства) и не-Бога.

Согласно Иринею, василиды верили, что Бог евреев уступает 365 архонтам над ним, а также силам, княжествам, Динамис и София, Фронезис, Логос, Нис и, наконец, Нерожденный Отец.

Воскресение тела

Вряд ли нужно добавлять, что они ожидали воскресения только души, настаивая на естественной тленности тела.

Секретность

Их разочарование в мученической смерти было одним из секретов, которые василидийцы старательно культивировали, естественно следуя за предполагаемым обладанием скрытым знанием. Точно так же и другие их тайны должны были тщательно охраняться и открываться «только одному из 1000 и двум из 10 000».

Пятилетнее молчание, которое Василид наложил на новичков, может легко выродиться в опасное лицемерие тайной секты, в то время как их исключительность подпитывается его доктриной Выборов ; и та же самая доктрина может в дальнейшем получить антиномианское толкование.

Позднее василидианство

Ириней и Епифаний упрекают Василида в безнравственности его системы, а Иероним называет Василида мастером и учителем разврата. Однако вполне вероятно, что Василид лично был свободен от безнравственности и что это обвинение не было верным ни в отношении учителя, ни в отношении некоторых из его последователей. Однако, какой бы несовершенной и искаженной ни была картина, такова, несомненно, была суть вероучения василидийцев спустя полвека после того, как Василид написал. В этом и в других отношениях наши отчеты могут содержать преувеличения; но жалоба Климента на вопиющее вырождение своего времени по сравнению с высокими стандартами, установленными самим Василидом, не вызывает подозрений, и развратный этический кодекс нашел бы легкое оправдание в таких принципах, которые приписываются василидийцам.

Два недопонимания вводят в заблуждение. Абрасакс, вождь или архонт первой группы ангелов, был смешан с «Нерожденным Отцом», а Бог евреев, архонт нижнего неба, был признан единственным архонтом, признанным более поздними василидийцами., хотя Епифаний ясно подразумевает, что каждое из 365 небес имело своего Архонта. Простое имя «Архонт» является общим для большинства форм гностицизма. Похоже, что василидианство единолично присвоило Абрасакс; но Колакау играет роль более чем в одной системе, и функции ангелов повторяются в различных формах гностицизма, особенно в том, что происходит от Сатурнила. Сатурнил также проводит параллель в характере, приписываемом Богу евреев как ангел, и отчасти в причине, назначенной для миссии Спасителя; в то время как Antitactae Климента напоминают о сопротивлении Богу евреев, которое внушали василидийцы.

В Pistis Sophia присутствуют и другие «василидианские» особенности, а именно. множество варварских имен ангелов (с 365 архонтами, стр. 364) и сложные словосочетания небес, а также числовое изображение, взятое из Второзаконие 32:30 (стр. 354). Василидский Симон из Кирены, очевидно, появляется во втором трактате Великого Сифа, где Иисус говорит: «Это был другой, Симон, который нес крест на плече. Это был другой, на которого они возложили корону. шипов... И я смеялся над их невежеством ".

История

Нет никаких свидетельств того, что секта распространялась за пределы Египта ; но там он сохранился надолго. Епифаний (ок. 375 г.) упоминает номы или кантоны прозопита, атрибита, саита и «александриополита» (читай Андрополит), а также саму Александрию, как места, где она все еще процветала в его время и которые соответственно он сделал вывод, что его посетил Василид. Все эти места лежат на западной стороне Дельты, между Мемфисом и морем. Ближе к концу IV века Иероним часто ссылается на Василида в связи с гибридным Присциллианством Испании и мистическими именами, которыми восхищались его приверженцы. Согласно Сульпицию Северу, эта ересь получила распространение «на Востоке и в Египте»; но, добавляет он, нелегко сказать, «каковы были начала, из которых оно выросло» (quibus ibi initiis Coaluerit). Однако он заявляет, что впервые его привез в Испанию Маркус, уроженец Мемфиса. Этот факт объясняет, как имя Василида и некоторые отбросы доктрин или практик его учеников попали в такую ​​далекую страну, как Испания, и в то же время иллюстрирует вероятное гибридное происхождение самого вторичного василидианства.

Тексты

Василидийские работы названы в честь основателя их школы Василида (132–? Гг. Н. Э.). Эти работы в основном известны нам благодаря критике одного из его оппонентов, Иринея в его работе Adversus Haereses. Другие произведения известны благодаря работе Климента Александрийского:

  • Октет Существующих Сущностей (Фрагмент A)
  • Уникальность мира (Фрагмент B)
  • Выборы, естественно, влекут за собой веру и добродетель (фрагмент C)
  • Состояние добродетели (фрагмент D)
  • Избранные превосходят мир (фрагмент E)
  • Реинкарнация (фрагмент F)
  • Человеческие страдания и доброта провидения (Фрагмент G)
  • Прощаемые грехи (Фрагмент H)

Сноски

Ссылки

См. также

Последняя правка сделана 2021-05-12 14:05:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте