Бартош Папроцкий (также Варфоломей Папроцкий или Варфоломей Папроцкий, польский : Бартломей (Бартош) Папроцкий, Чех : Бартоломей Папрок z Hlahol a Vůle; ок. 1540/43 в Папроцка Воля около Серпца - 27 декабря 1614 года в Львове, Польша, сегодня Украина) был польским и чехом писатель, историограф, переводчик, поэт, геральдист и пионер польской и чешско-чешской генеалогии (часто упоминается как «отец польских и Чешско-чешская генеалогия »). Среди его многочисленных исторических работ - известные публикации «Gniazdo Cnoty, Zkąd Herby Rycerstwa slawnego Krolestwa Polskiego...» (Гнездо добродетелей, откуда герб рыцарей Королевства Польского, Великого княжества Литовского, Малороссии, Пруссия, Мазовия, Жемайтия и другие государства до королевства герцогов и лордов имеют свое происхождение) в 1578 году и «Herby rycerstwa polskiego» (Герб польского рыцарства) в 1584 году. Папроцкий был активен в Польше до начала XIX века. с шестнадцатого по семнадцатый век, когда по политическим причинам он стал эмигрантом (политическим изгнанником ) в Моравии и Богемии. Он также является основателем польской деревни Бартошовины в Свентокшиском воеводстве.
Папроцкий родился в приходе Папроцкая Воля около Серпца, Польша. Он был сыном Енджея Папроцкого и Эльжбеты (Эльжбеты) Ежевской. Родившись в дворянской семье, семья Папроцких была членами польской знати, носивших Ястшембец герб Польши. Папроцкий учился в Ягеллонском университете в Кракове, затем жил у богатых родственников, среди прочих. Он начал писать стихи и вскоре посвятил себя историографии и геральдике. Его работы, посвященные дворянству польской короны «Gniazdo Cnoty» (1578) и «Herby rycerstwa polskiego» (1584), углубили и способствовали закреплению знаний о генеалогии Польши. знатные семьи. В 1584 году Болеслав I Храбрый впервые упоминается в книге Папроцкого.
Папроцкий женился на Ядвиге Коссобудской, его жена была дочерью кастеляна из Серпца и вдовой своего бывшего мужа по имени Вишневски. Жена Папроцкого была богатой женщиной и старше Папроцкого. У них не было детей, и его брак был неудачным; Папроцкий подвергся тирании со стороны своей жены. Несчастный семейный опыт Папроцкого заставил его бежать из дома, где он оставался ярым женоненавистником до самой смерти.
Вызванный в Варшаву, Папроцкий работал при дворе Анджей Тарановский, который был секретарем короля Сигизмунда II Августа и польского посла при дворе султана Селима II в Константинополе (Стамбул ). По возвращении домой Папроцкий узнал о смерти своей жены, которая произошла в 1572 году. По возвращении он также получил звание виночерпия (польский Podczaszy ) Добжиньской земли., поселившись там.
Между 1570-80 гг. Папроцкий присоединился к неудачным политическим усилиям семьи Зборовских, присоединился к Католической партии и поддержал кандидатуру австрийских Габсбургов Максимилиан II, император Священной Римской империи на польский престол (королевские выборы ). Папроцкий поддержал Данцигское восстание, а в 1577 году участвовал в осаде Данцига. После безуспешных усилий Максимилиана III, эрцгерцога Австрии за польскую корону и после победы Сигизмунда III Вазы в 1588 году в битве при Бычине, Папроцкий был вынужден покинуть Польшу и ушел в политическую ссылку в Моравию.
Папроцкий провел 22 года в Моравии и Богемии. Он выучил чешский язык и написал новые стихотворения об истории и гербе Чехии и Моравии. Он также перевел стихи Яна Кохановского. Позже получил чешский индигенат (дворянское гражданство натурализация ). Он был поклонником научных достижений Михала Сендзивоя (Майкл Сендивогюс), которым он посвятил третью часть своей книги «Огруд крилевский...», изданной в 1599 году.
В 1610 году. Конец жизни и разразившиеся религиозные войны в чешских землях Папроцкий вернулся в Польшу. В нищете он жил в монастырях Вонхок и Лад. Папроцкий внезапно скончался 27 декабря 1614 г. в Львове и был похоронен в склепе при францисканском аббатстве во Львове. Папроцкий считается отцом польской и чешско-чешской генеалогии и ценным источником польской, моравской и чешско-чешской геральдики. Он был автором многих исторических произведений, эпизодических стихов, сатир, панегириков и брошюр.