Бартоломео Платина

редактировать
Портрет Бартоломео Платина. Гравюра Теодора де Бри из J.J. Буассар, Icones virorum illustrium doctrina eruditione praestantium Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки, фреска Мелоццо да Форли, ок. 1477 (Музеи Ватикана )

Бартоломео Сакки (итальянский: ; 1421-21 сентября 1481), известный как Platina (на итальянском il Platina ) после места его рождения (Piadena ), и обычно упоминается на английском языке как Bartolomeo Платина был итальянским гуманистом эпохи Возрождения писателем и гастрономом.

Платина начинала свою карьеру в качестве солдата, нанятого кондотьерами, прежде чем получить долгосрочное покровительство со стороны Гонзагас, в том числе молодой кардинал Франческо, для которого он написал семейную историю. Он учился у византийского философа-гуманиста Иоанна Аргиропулоса во Флоренции, где он часто бывал товарищи-гуманисты, а также члены правящей семьи Медичи.

Примерно в 1462 году он переехал с Франческо Гонзага в Рим, где он приобрел должность папского писателя под гуманист Пий II (Enea Silvio Piccolomini) и стал членом f платонизм под влиянием Римской академии, основанной Юлием Помпонием Летом. Близкое знакомство с известным шеф-поваром маэстро Мартино в Риме, кажется, послужило источником вдохновения для теоретического трактата по итальянской гастрономии под названием Deestivea voluptate et valetudine ("О благородном удовольствие и здоровье "), который приобрел значительную популярность и считается первой печатной поваренной книгой.

Папская должность Платины была резко сокращена с приходом антигуманистического папы Павла II (Пьетро Барбо), который в наказание за свои протесты заключил мятежную Платину в Кастель-Сант-Анджело зимой 1464-65 гг. В 1468 году он был снова заключен в Кастель Сант-Анджело еще на год, где был допрошен под пытками после обвинений членов Римской академии Помпонио в заговоре с целью убийства папы.

Состояние Платины возродилось с возвращением к власти сильно прогуманистического папы Сикста IV (Франческо делла Ровере), который в 1475 году сделал его библиотекарем Ватикана - назначение, которое было изображено на известной фреске работы Мелоццо да Форли. Он получил этот пост после того, как написал новаторскую и влиятельную историю жизни пап, в которой достаточно места римской истории и темам античности, и в заключение очерняет заклятого врага Платины: Павел II.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Комета Галлея
  • 3 Опубликованные и неопубликованные работы
  • 4 Источники
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Платина родился в Пиадене (Платина на латинском ), недалеко от Кремоны.

. Сначала он поступил на службу рядовым, а затем был назначен наставником для сыновей маркиз Людовико III Гонзага, задание, ранее выполнявшееся Якопо да Сан Кассиано и Огнибене да Лониго. В 1457 г. он отправился во Флоренцию и учился у греческого ученого Аргиропулоса. В 1462 году он отправился в Рим, вероятно, в свите кардинала Франческо Гонзага. После того, как Пий II реорганизовал Коллегию аббревиаторов (1463) и увеличил число до семидесяти, Платина в мае 1464 года была избрана членом.

Честное сладострастие и валетудин.

Вероятно, летом 1465 года Платина сочинила «Честное сладострастие и валетудин» («О благородном удовольствии и здоровье»). Эта первая напечатанная поваренная книга, памятник средневековой кухни в интеллектуальных атрибутах эпохи Возрождения, покинула печать в 1474 году и была выпущена в десятках изданий, распространяя римские представления о изысканной кухне по всей Западной Европе. В демонстрацию гуманистического образования Платина встроила рецепты знаменитого шеф-повара маэстро Мартино де Росси, которого он встретил летом 1463 года в Альбано, где Платина была гостем кардинала Мартино. поваренная книга также содержит самые старые записи об использовании каннабиса в кулинарии.

Когда Павел II отменил таинства Пия, Платина вместе с другими новыми членами был лишен своей должности. Возмущенный этим, он написал брошюру, в которой нагло требовал от папы отзыва его ограничений. Когда его призвали оправдаться, он ответил дерзко и был заключен в тюрьму Кастель Сант-Анджело, освобожден через четыре месяца при условии, что останется в Риме. В феврале 1468 года вместе с примерно двадцатью другими гуманистами он снова был заключен в тюрьму по подозрению в ереси и заговоре против жизни папы. Последнее обвинение было снято за отсутствием доказательств, а по первому они были оправданы. Однако члены Римской академии были признаны виновными в безнравственности.

. После его освобождения 7 июля 1469 года он ожидал, что снова окажется на службе у Павла II, который, однако, отказался его услуги. Платина пригрозил отомстить и выполнил свою угрозу, когда по предложению Сикста IV он написал свой Vitæ Pontificum Platinæ Historici liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX (1479). В нем он изображает своего врага жестоким и заклятым врагом науки. На протяжении веков он влиял на исторические мнения, пока критические исследования не доказали обратное. В других местах партийность очевидна, особенно когда он говорит о состоянии церкви. Тем не менее, его "Жизни пап" - произведение немалого достоинства, поскольку это первый систематический справочник по истории папы. Платина чувствовала потребность в критическом исследовании, но избегала рассмотрения деталей. К концу 1474 или началу 1475 года Платина передала свою рукопись папе Сиксту IV ; он до сих пор хранится в Ватиканской библиотеке. Принятие папы может вызвать удивление, но, вероятно, он не знал о его содержании, за исключением того, что касалось его собственного понтификата до ноября 1474 года. После смерти Джованни Андреа Бусси, епископ из Алерия, Папа назначил Платину библиотекарем с годовой зарплатой в 120 дукатов и официальной резиденцией в Ватикане. Он также поручил ему составить сборник основных привилегий Римской церкви. Эта коллекция, ценность которой признана всеми летописцами, до сих пор хранится в архивах Ватикана. В предисловии Платина не только избегает любого антагонизма по отношению к церкви, но даже с одобрением относится к наказанию еретиков и раскольников со стороны пап, что является лучшим доказательством того, что Сикст IV своими знаками благосклонности имел выиграл Платину в интересах Церкви. Помимо своей основной работы, Платина написал несколько других, менее важных, а именно: Historia inclita urbis Mantuæ et serenissimæ familiæ Gonzagæ. Пинакотека Ватикана содержит знаменитую фреску Мелоццо да Форли, изображающую Сикст IV, назначивший Платину префектом Ватиканской библиотеки.

комета Галлея

как абзац Платины Vitæ Pontificum первым породил легенду об отлучении кометы Галлея папой Калликстом III, мы здесь кратко приводим легенду, вспомнив некоторые исторические факты. После падения Константинополя (1453 г.) Николай V тщетно взывал к христианским князьям крестовый поход. Калликст III (1455–1458) сразу же после его наследования послал легатов в различные суды с той же целью; и, не получив ответа, опубликовал буллу 29 июня 1456 г., предписывая следующее:

  1. все священники должны были произносить во время мессы oratio contra paganos;
  2. ежедневно, между полуднем и вечерней, при звоне колокола каждый должен был произносить три процессии Отцы наши и Радуйся, Мария ;
  3. , которые должны были провести духовенство и верующие в первое воскресенье каждого месяца, а также священники должны были проповедовать о вере, терпении и покаянии; чтобы разоблачить жестокость турок и призвать всех молиться об их избавлении.

В первое воскресенье июля (4 июля) в Риме прошли первые процессии. В тот же день турки начали осаду Белграда. 14 июля христиане получили небольшое преимущество, а двадцать первого и двадцать второго числа турки обратились в бегство.

В том же году появилась комета Галлея. В Италии его впервые увидели в июне. К концу месяца он все еще был виден в течение трех часов после захода солнца, вызывая повсюду большое волнение своим необыкновенным великолепием. Это, естественно, привлекло внимание астрологов, как может быть видно из длинного судебного астрологического письма от Феррары, датированного 17 июня 1467 г.; он был снова обнаружен среди рукописей Паоло Тосканелли, который скопировал его сам. Комету видели до 8 июля. Из всех документов того времени видно, что она исчезла из поля зрения за несколько дней до битвы под Белградом. Эти два одновременных факта - появление быка и появление кометы - были связаны Платиной следующим образом:

Apparente deinde per aliquot dies cometa crinito et rubeo: cum mathematici ingentem pestem: charitatem annonæ: magnam aliquam cladem futuram dicerent: ad avertendam iram Dei Calistus aliquot dierum supplicationes деквит: ut si quid hominibus immineret, totum id в Thurcos christiani nominis hostes converteret. Mandavit præterea ut assiduo rogatu Deus flecteretur in meridie campanis signum dari fidelibus omnibus: ut orationibus eos juvarent: qui contra Thurcos Continuo dimicabant (Гривистая огненная комета, появлявшаяся на несколько дней, пока ученые предсказывали сильную чуму, великое бедствие, Каллист постановил, что умоляющие молитвы должны проводиться в течение нескольких дней, чтобы предотвратить гнев Бога, чтобы, если человечеству угрожает какое-либо бедствие, оно могло быть полностью направлено против турок, врагов христианского имени Он также приказал, чтобы в полдень звонили в колокола, как сигнал всем верующим побуждать Бога усердными прошениями и помогать своими молитвами тем, кто ведет постоянную войну с турками).

Платина, вообще говоря, записала факты правдивы; но ошибается в одном месте, а именно, где он говорит, что предсказания астрологов о великих бедствиях побудили Папу предписывать публичные молитвы. На быке нет ни слова о комете, что подтверждается подлинным подлинным документом.

Тщательное исследование подлинного Регеста Калликста (около ста листов ) в архивах Ватикана показывает, что комета не упоминается ни в одном другом папском документе. Другие авторы того времени не упоминают никаких подобных молитв против кометы, хотя многие говорят как о комете, так и о молитвах против турок. Молчание св. Антонин, архиепископ Флорентийский (1446–1459), имеет особое значение. В своей Chronicorum libri tres он точно перечисляет все молитвы, предписанные Калликстом; он также упоминает комету 1456 года в главе, озаглавленной De cometis, unde causentur et quid important, но никогда не упоминает молитвы и шествия против кометы, хотя все папские указы были посланы ему. Эней Сильвий и св. Иоанн Капистрано, проповедовавший крестовый поход в Венгрию, считал комету скорее благоприятным предзнаменованием в войне против турок.

Отсюда ясно, что Платина ошибочно рассматривала быка как результат страха перед кометами. Историки XVI и XVII веков ограничились цитированием Платины более или менее точно (Кальвизиус 1605, Спондан 1641, 1666). (1726) в своем продолжении Histoire Ecclésiastique Флери дал несколько вольный пересказ. Брюс (1733), отступник (который впоследствии снова вошел в Церковь), копирует Флери-Фабр, добавляя que le Pape profita en habile homme de la sustition et de la crédulité des peuples. Только когда мы подходим к «Exposition du Système du monde» Лапласа, мы находим выражение, что папа приказал изгнать комету и турок (заклинание), что Выражение мы снова находим в стихотворении «Астрономия». Араго (Des Comètes en général и др. Annuaire du Bureau des Longitude 1832, 244) превращает это в отлучение от церкви. Трактат Араго вскоре был переведен на все европейские языки, после чего о появлении кометы (1456 г.) почти не упоминается, но эта историческая ложь должна повторяться в различных формах. Смит (Цикл небесных объектов) говорит об особом протесте и отлучении от церкви, изгоняющем Дьявола, турок и комету. Грант («История физической астрономии») относится к публикации быка, в которой Калликст предал анафеме турок и комету. В Бабине (Revue des deux mondes, 23 ann., Vol. 4, 1853, 831) есть папа-лансер и робкая анатема на комете и на лесах Кретьенте, в то время как в битве за Белград les Frères Mineurs aux premiers звонят, invoquaient l'exorcisme du pape contre la comète. По-разному эту легенду повторяют Чемберс, Фламмарион, Дрейпер, Джамин, Диксон Уайт и другие.

Опубликованные и неопубликованные произведения

  • Divi Ludovici Marchionis Mantuae somnium (ок. 1454-1456), изд. A. Portioli, Mantua 1887
  • Oratio de laudibus illustris ac divi Ludovici Marchionis Mantuae (ок. 1457–1460), в F. Amadei, Cronaca universalale della città di Mantova, ed. Г. Амадей, Э. Марани и Г. Пратико, т. II, Мантуя, 1955, стр. 226–234
  • Вита Нери Каппони (ок. 1457–1460), в Rerum Italicarum scriptores, vol. XX, Milan 1731, cols 478-516
  • Vocabula Bucolicorum, Vocabula Georgicorum (ок. 1460-1461), MS Berlin, Staatsbibliothek, Lat. qu. 488, fols 58r-59v, 59v-65r
  • Commentariolus de vita Victorini Feltrensis (ок. 1462–1465), в Il pensiero pedagogico dello Umanesimo, ed. Э. Гарин, Флоренция, 1958, стр. 668–699
  • Epitome ex primo [-XXXVII] C. Plinii Secundi libro De naturali Historia (ок. 1462-1466), например MS Siena, Biblioteca comunale, L.III.8, fols 73r-357v
  • Oratio de laudibus bonarum artium (ок. 1463-1464), в T. A. Vairani, Cremonensium montuma Romae extantia, vol. I, Rome 1778, pp. 109–118
  • Vita Pii Pontificis Maximi (1464-1465), изд. G.C. Зимоло, в Rerum Italicarum scriptores, 2-я сер., Т. III.3, Bologna 1964, pp. 89–121
  • Dialogus de falso ac vero bono, посвященный Павлу II (1464-1465), например Милан, Biblioteca Trivulziana, Mss., 805
  • Dialogus de flosculis quibusdam linguae Latinae (ок. 1465-1466), изд. PA Filelfo, Milan 1481
  • Dialogus contra amores (de amore) (ок. 1465-1472), в Платине, Hystoria de vitis pontificum, Венеция 1504, fols B8r-C5r (ред. Л. Митаротондо, докторская диссертация, Università di Messina, 2003)
  • De честное сладострастие и валитудин (ок. 1466-1467), изд. E. Carnevale Schianca, Florence 2015
  • Historia urbis Mantuae Gonziacaeque familiae (1466-1469), изд. П. Ламбек (1675), перепечатано в Rerum Italicarum scriptores, XX, Милан 1731, cols 617-862
  • Tractatus de laudibus pacis (1468), в W. Benziger, Zur Theorie von Krieg und Frieden in der italienischen Ренессанс, Франкфурт, AM 1996, часть 2, стр. 1–21
  • Oratio de pace Italiae confirmanda et bello Thurcis indicendo (1468), изд. Benziger, Zur Theorie, часть 2, стр. 95–105
  • Panegyricus in laudem ampissimi patris Bessarionis (1470), в Patrologia Graeca, vol. CLXI, 1866, cols CIII-CXVI
  • De principe (1470), изд. G. Ferraù, Palermo 1979
  • De falso et vero bono, посвященный Сиксту IV (ок. 1471-1472), изд. М. Г. Блазио, Рим, 1999 г.
  • Liber de vita Christi ac omnium pontificum (ок. 1471–1475), впервые опубликовано в Венеции 1479 г.; критическое издание: Г. Гайда, в Rerum Italicarum, scriptores, 2 ser., vol. III.1, Читта ди Кастелло, 1913–1932 годы; Латинский и английский: Жития Пап, т. Я, изд. А. Ф. Д’Элиа, Кембридж (Массачусетс), 2008 г. (другие тома готовятся к печати); Латинское издание Жития Павла II: Бартоломео Платина. Павел II. Латинский язык эпохи Возрождения, изд. Хендриксон и др. Оксфорд (Огайо) 2017
  • De vera nobilitate (ок. 1472–1477), на Платине, Hystoria de vitis pontificum, Venice 1504, fols C5v-D3v
  • De optimo cive (1474), изд. Ф. Батталья, Болонья, 1944
  • Полемический трактат или письмо против Баттисты де Джудичи (1477); утеряно, но частично процитировано в ответе последнего в B. De ’Giudici, Apologia Iudaeorum; Invectiva contra Platinam, изд. D. Quaglioni, Rome 1987, pp. 94–127
  • Плутарх, De ira sedanda, переведено Платиной (ок. 1477 г.), в Vairani, Cremonensium монумент, стр. 119–135
  • Vita ampissimi patris Иоаннис Мелини (ок. 1478 г.), изд. М.Г. Blasio, Roma 2014
  • Liber Privégiorum (ок. 1476-1480), MS Archivio segreto Vaticano, A.A. Рука. I-XVIII, 1288-1290
  • Письма: Platinae custodia detenti epistulae (1468–69), изд. Вайрани, Кремоненсиум памятник, стр. 29–66; критическое издание: Lettere, ed. Д. Веккья, Рим, 2017
  • Книга под редакцией Платины: Иосиф Флавий, Historiarum libri numero VII, Рим, 1475.

Ссылки

Источники

  • Капатти, Альберто; Монтанари, Массимо (2003). Итальянская кухня: история культуры. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50904-6.
  • Платина (2008). Жития Пап: Античность. Отредактировано и переведено Энтони Ф. Д'Элия. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02819-7.
  • Райли, Джиллиан (1996). «Платина, Мартино и их круг». В Уолкере, Харлан (ред.). Повара и другие люди. Оксфордский симпозиум. С. 214–219. ISBN 978-0-907325-72-7.
  • Бауэр, Стефан (2006). Цензура и фортуна Жизни Платины пап в шестнадцатом веке. Brepols. ISBN 978-2-503-51814-5.Содержит подробную биографию и библиографию.
  • Бауэр, Стефан (2017), «Сакки, Бартоломео, детто иль Платина», in Dizionario Biografico degli Italiani, 89 (2017), pp. 472-475

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бартоломео Платина.
Последняя правка сделана 2021-05-11 13:30:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте