Бартоломеус Шпрангер или Бартоломей Шпрангер (21 марта 1546 г. в Антверпене - 1611 г. в Праге ) был фламандским художником. р, рисовальщик, скульптор и дизайнер эстампов. Работая в Праге придворным художником императора Священной Римской империи Рудольфа II, он откликнулся на эстетические предпочтения своего покровителя, разработав вариант крайнего стиля, полный тщеславия, который стал известен как Северный. Маньеризм. Этот стиль подчеркивал чувственность, которая выражалась в плавно смоделированных, удлиненных фигурах, расположенных в элегантных позах, часто включая обнаженную женщину, видимую сзади. Уникальный стиль Шпрангера, сочетающий элементы нидерландской живописи и итальянское влияние, в частности римских маньеристов, оказал большое влияние на других художников в Праге и за ее пределами, поскольку его картины широко распространялись через гравюры.
Бартоломеус Шпрангер родился в Антверпене как третий сын Иоахима Шпрангера и Анны Руландцинн. Его отец был торговцем, который провел время за границей, в том числе длительное время в Риме. Проявляя живой интерес к рисованию, он сначала поступил в ученики у Яна Мандийна, где пробыл 18 месяцев. После смерти Мандейна Спрангер некоторое время учился у Франса Мостарта, который умер всего через несколько недель. В конце концов он учился у Корнелиса ван Далема в течение двух лет, после чего еще два года оставался в мастерской ван Далема. Поскольку его три мастера были в основном известны как художники-пейзажисты. Спрангер также скопировал гравюры Франса Флориса и Пармиджанино. Он отправился в Париж 1 марта 1565 г., где шесть недель проработал в мастерской. Затем он отправился в Италию, где он впервые пробыл восемь месяцев в Милане. Затем он три месяца работал в Парме помощником Бернардино Гатти над росписью купола Санта-Мария-делла-Стекката.
Минерва Победоносная над невежествомРаботал над настенными росписями в разных церквях. В Риме он стал, как Эль Греко, протеже Джулио Кловио. Здесь он также встретил Карела ван Мандера, который позже включил биографию Шпрангера в свой Schilder-boeck, впервые опубликованный в 1604 году и содержащий, среди прочего, биографии выдающихся нидерландских художников. Папа Пий V назначил его придворным художником в 1570 году. Его вызвал в Вену Максимилиан II, император Священной Римской империи, который вскоре умер после его прибытия в 1576 году.
Преемник Максимилиана II Рудольф II еще больше хотел нанять его, и в 1581 году он был назначен придворным художником, а также камердинером, суд переместился в Прага, где он оставался до своей смерти в 1611 году, незадолго до свержения Рудольфа. Шпрангер занимал дом прямо за стенами замка. Художник установил близкие личные отношения с Рудольфом, и они провели много дней вместе, разговаривая. Император регулярно посещал студию Шпрангера. Император подарил Шпрангеру герб сюзерена в 1588 году и даровал ему наследственный титул в 1595 году. Тем временем Шпрангер снабжал императора непрерывным потоком картин с мифологическими сценами с обнаженными фигурами, снятыми с натуры, а также пропагандистскими произведениями. который превозносил достоинства Рудольфа как правителя. Примером работы, сочетающей два элемента эротизма и пропаганды, является Аллегория добродетелей Рудольфа II (Художественно-исторический музей), в которой Беллона (римская богиня войны) изображена сидящей на глобусе в окружении Венеры. Амор, Афина и Баккус и эмблемы, символизирующие Венгрию и хорватскую реку Сава. Пропагандистский посыл заключается в том, что империя в безопасности с Рудольфом у руля. Благодаря покровительству императора Шпрангер стал очень богатым и к моменту своей смерти владел многими имениями.
В 1582 году Шпрангер женился на Кристине Мюллер, дочери богатого ювелира из Праги. Его жена умерла в 1600 году после их смерти. дети умерли. Эта печальная история изображена в Эгидиус Саделере Портрет Варфоломея Шпрангера с аллегорией смерти его жены.
Картины Шпрангера для Рудольфа в основном изображают мифологические обнаженные тела в различных сложных позах, с некоторой связью с эзотерическими философскими идеями Императора позднего Возрождения. Его картины являются наиболее характерными для последней фазы северного маньеризма. Безусловно, лучшая коллекция находится в Вене. Его рисунки полны энергии и выполнены в очень свободной технике.
Шпрангер также работал скульптором. Возможно, он приобрел свои знания в области скульптуры в сотрудничестве с фламандским скульптором Гансом Монтом, который также работал при пражском дворе. После того, как Монт покинул пражский двор, Шпрангер, похоже, периодически работал скульптором для императора, по крайней мере, до тех пор, пока Адриан де Врис не прибыл в Прагу в 1601 году. Терракотовый рельеф с изображением Тела Христа, поддерживаемого скульптором. Ангел '(Галерея Курто ) находится под его рукой. В Музее Уолтерса хранится приписываемая ему бронзовая «Ахелос и Деянира». В коллекции Рудольфа II нет никаких упоминаний о скульптуре Шпрангера.
Эгидиус Саделер, который некоторое время жил в своем доме в Праге, и Хендрик Гольциус гравировали его картины, распространяя Слава Шпрангера по всей Европе.
Большая часть лучших коллекций находится в Художественно-историческом музее в Вене, в основном из Императорской коллекции. В большинстве музейных типографий будут образцы его гравюр. В Художественном музее Блэнтона в Остине, Техас (Святая Екатерина, Святая Урсула, Святая Маргарет) есть 3 картины маслом Шпрангера и одна в Вавельском замковом музее в Кракове, Польша. (Помни о смерти).
СМИ, связанные с Бартоломеусом Спрангером на Wikimedia Commons