Барон д'Гольбах

редактировать

Поль-Анри Тири, барон д'Гольбах
Поль Генрих Дитрих Барон д'Гольбах Roslin.jpg Портрет Александра Рослина
Родился Пол Генрих Дитрих 8 декабря 1723 г. Эдесхайм возле Ландау, Рейнский Пфальц
Умер 21 января 1789 г. (1789-01-21)(65 лет) Париж, Королевство Франция
Эра Философия 18 века
Область Западная философия
Школа Французский материализм
Основные интересы Атеизм, Детерминизм, Материализм
Влияния
Под влиянием
Знакомство с Людвигштрассе в Эдесхайме ( Рейнланд-Пфальц ). Родина Поля Анри Тири д'Ольбаха находилась в доме № 4. Старая открытка 1940 года. Фрагмент свидетельства о крещении Дом Франца Адама Гольбаха или Адама Франсуа д'Гольбаха в Эдесхайме, Замок Куппервольф Kasteel Heeze te Heeze, с 1733 года принадлежащий Франсуа Адаму д'Ольбаху. В 1735 году были возведены дополнительные постройки. Поль Анри Тири Гольбах унаследовал это поместье в 1750 году. Портрет М меня Шарлотта Сюзанне d'Holbach, его второй жены. Картина маслом от Александра Рослина (1718–1793). Le Château de Grand-Val; вид на парк Церковь Сен-Рош, вид спереди церкви, в которой он и его друг Дени Дидро были похоронены.

Поль-Анри Тири, барон д'Гольбах ( французский:  [dɔlbak] ; 8 декабря 1723 - 21 января 1789), был французско-немецким философом, энциклопедистом, писателем и видным деятелем французского Просвещения. Он родился Пол Генрих Дитрих в Эдесхайме, недалеко от Ландау в Рейнском Пфальце, но жил и работал в основном в Париже, где держал салон. Он был хорошо известен своим атеизмом и своими объемными работами против религии, самым известным из которых является «Система природы» (1770).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 салон Д'Гольбаха
  • 3 сочинения
    • 3.1 Материалы для энциклопедии
    • 3.2 Антирелигиозные работы
    • 3.3 Система природы
    • 3.4 Политика и мораль
    • 3.5 Экономические обзоры
  • 4 Смерть
  • 5 Д'Гольбах и его современники
    • 5.1 Д'Гольбах и Дидро
    • 5.2 Д'Гольбах и Руссо
  • 6 Признательность и влияние
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Примечания
  • 10 Библиография
    • 10.1 Работы
    • 10.2 Дополнительная литература
      • 10.2.1 Английский
      • 10.2.2 Немецкий
      • 10.2.3 Французский
  • 11 Внешние ссылки

биография

Источники расходятся относительно дат рождения и смерти д'Гольбаха. Его точный день рождения неизвестен, хотя записи показывают, что он был крещен 8 декабря 1723 года. Некоторые авторитеты ошибочно называют июнь 1789 года месяцем его смерти.

Мать D'Гольбаха, Екатерина Jacobina ( урожденная Гольбаха; 1684-1743), была дочерью Иоганна Якоба Гольбаха (умер 1723), то князь-епископ «s Мытарь для римско - католической епархии Шпейере. Его отец, Иоганн Якоб Дитрих (с др. Обозначениями: нем. Иоганн Якоб Дирре ; фр.: Жан-Жак Тири ; 1672–1756), был виноделом.

Д'Хольбах ничего не писал о своем детстве, хотя известно, что он был воспитан в Париже своим дядей Францем Адамом Гольбахом (или Адам Франсуа д'Ольбах, или мессир Франсуа-Адам, барон д'Ольбах, сеньор де Хез, Leende et autres Lieux) (ок. 1675–1753), который стал миллионером, спекулируя на парижской фондовой бирже. При его финансовой поддержке д'Гольбах учился в Лейденском университете с 1744 по 1748 год. Здесь он подружился с Джоном Уилксом. Позже он женился на своей троюродной сестре Базиль-Женевьев д'Эн (1728–1754) 11 декабря 1750 года. В 1753 году родился сын Франсуа Николас, который покинул Францию ​​до смерти отца. В 1753 году дядя и отец д'Гольбаха умерли, оставив ему огромное наследство, такое как Замок Хизе, Кастил Хизе те Хизе.

Д'Хольбах останется богатым на протяжении всей своей жизни. В 1754 году его жена умерла от неизвестной болезни. Обезумевший д'Гольбах переехал в провинцию на короткое время со своим другом бароном Гриммом, а в следующем году получил от папы особое разрешение жениться на сестре своей покойной жены Шарлотте-Сюзанне д'Эн (1733–1814). У них был сын Шарль-Мариус (1757–1832 гг.) И две дочери Амели-Сюзанна (13 января 1759 г.) и Луиза-Полина (19 декабря 1759–1830 гг.).

В течение летних месяцев, когда Париж был жаркий и влажный, Гольбах отступили в своем имении в Grandval, Ле Шато - де - Гран-Val ( Sucy-ан-Бри сегодня N ° 27 Рю дю Гранд-Валь на окраине Парижа ( Département Val-de-Marne. ) Там он приглашал друзей остаться на несколько дней или недель, и каждый год он приглашал Дени Дидро.

Д'Хольбах был известен своей щедростью, часто тайно или анонимно оказывая финансовую поддержку своим друзьям, в том числе Дидро. Считается, что добродетельный атеист Вольмар в романе Жан-Жака Руссо « Жюли, или новая Элоиза» основан на Д'Гольбахе.

Гольбах умер в Париже 21 января 1789 года, за несколько месяцев до Французской революции. Авторство его различных антирелигиозных работ не стало широко известным до начала 19 века. По иронии судьбы, он был похоронен в церкви Сен-Рош в Париже. Точное местонахождение могилы неизвестно.

Салон Д'Гольбаха

Дополнительная информация: кружок Д'Гольбаха.

Начиная с с. 1750 до с. В 1790 году барон д'Гольбах использовал свое богатство для содержания одного из самых известных и роскошных парижских салонов, который вскоре стал важным местом встреч авторов Энциклопедии.

Встречи проводились регулярно два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам, в доме д'Гольбаха на улице Рояль. Посетители салона были исключительно мужчинами, и тон обсуждения был интеллектуальным, часто затрагивая темы более обширные, чем в других салонах. Это, наряду с отличной едой, дорогим вином и библиотекой, насчитывающей более 3000 томов, привлекло многих известных посетителей. Среди постоянных посетителей салона - coterie holbachique - были следующие: Дидро, Гримм, Кондильяк, Кондорсе, Д'Аламбер, Мармонтель, Тюрго, Ла Кондамин, Рейналь, Гельветиус, Галиани, Морелле, Найджон и на какое-то время, Жан-Жак Руссо. Салон также посетили известные британские интеллектуалы, среди которых были Адам Смит, Дэвид Хьюм, Джон Уилкс, Гораций Уолпол, Эдвард Гиббон, Дэвид Гаррик, Лоуренс Стерн ; итальянец Чезаре Беккариа ; и американец Бенджамин Франклин.

Морелле, постоянный посетитель салона Д'Хольбаха, описал его как

место, где можно послушать самый свободный, самый оживленный и самый поучительный разговор, который когда-либо был... о философии, религии и правительстве; здесь не было места легким шуткам.

В часто рассказываемой истории о дискуссии, которая происходила в салоне Д'Хольбаха, Дэвид Хьюм сомневался, существуют ли атеисты на самом деле, после чего Д'Хольбах пояснил, что Юм сидел за столом с семнадцатью атеистами.

Сочинения

Вклады в энциклопедию

Основная статья: Энциклопедия

Для Encyclopédie d'Holbach написал и перевел большое количество статей по самым разным темам, от политики и религии до химии и минералогии. Как немец, который стал натурализованным французом, он предпринял перевод многих современных немецких трудов по натурфилософии на французский язык. Между 1751 и 1765 годами Д'Хольбах внес в проект около четырехсот статей, в основном на научные темы, помимо того, что он был редактором нескольких томов по натурфилософии. Д'Хольбах, возможно, также написал несколько уничижительных статей о нехристианских религиях, задуманных как завуалированная критика самого христианства.

Антирелигиозные работы

Несмотря на его обширные вклады в Encyclopédie, Гольба более известны сегодня для своих философских сочинений, все из которых были опубликованы анонимно или под псевдонимами и напечатанные за пределами Франции, как правило, в Амстердаме по Марк-Мишель Рей. Его философия была явно материалистической и атеистической, и сегодня она классифицируется как философское движение, называемое французским материализмом. В 1761 году появилось «Christianisme dévoilé» («Разоблаченное христианство»), в котором он атаковал христианство и религию в целом как препятствие на пути нравственного развития человечества. Деистический Вольтер, отрицая авторство работы выказал свое отвращение к философии d'Гольбаха, написав, что «[работа] полностью против моих принципов. Настоящей книга приводит к атеистической философии, что я терпеть не могу.» Христианство Unveiled последовали другие, в частности Ла Заражение sacrée, Theologie Portative и Essai сюр ле préjugés. В этих начинаниях Д'Хольбаху помогал Жак-Андре Найджон, который позже стал его литературным душеприказчиком.

Система Природы

Основная статья: Система природы

В 1770 году д'Гольбах опубликовал свою самую известную книгу «Система природы» ( Le Système de la nature) под именем Жана-Батиста де Мирабо, секретаря Академии, умершего десятью годами ранее. Отрицая существование божества и отказываясь принять в качестве доказательства все априорные аргументы, д'Гольбах видел во Вселенной не что иное, как движущуюся материю, связанную неумолимыми естественными законами причины и следствия. «Нет, - писал он, - нет необходимости прибегать к сверхъестественным силам для объяснения образования вещей».

«Система природы» - это длинная и обширная работа, представляющая полностью натуралистический взгляд на мир. Некоторые исследователи д'Гольбаха указали, что Дени Дидро был близким другом д'Гольбаха, и что неясно, в какой степени он повлиял на д'Гольбаха. В самом деле, Дидро, возможно, был автором частей Системы Природы. Однако, независимо от степени вклада Дидро в Систему Природы, именно на основе этой работы философия Д'Гольбаха была названа «кульминацией французского материализма и атеизма».

Цели Д'Хольбаха в оспаривании религии были в первую очередь моральными: он рассматривал христианские институты как главное препятствие на пути к улучшению общества. По его мнению, основание нравственности следует искать не в Писании, а в счастье: «Было бы бесполезно и почти несправедливо настаивать на добродетели человека, если он не может быть таким, не будучи несчастным. Пока порок делает его счастливым, он должен любить порок ". Радикализм Д'Хольбаха утверждал, что люди были в основном мотивированы стремлением к просвещенному личному интересу, что он имел в виду под «обществом», а не пустым и эгоистичным удовлетворением чисто индивидуальных потребностей. Глава 15 Части I Системы Природы озаглавлена ​​«Об истинных интересах человека или об идеях, которые он сам себе формирует о счастье. - Человек не может быть счастлив без добродетели».

Для человека вполне естественно, чрезвычайно разумно и абсолютно необходимо желать того, что может способствовать увеличению суммы его счастья. Удовольствие, богатство, власть - это объекты, достойные его амбиций, заслуживающие его самых напряженных усилий, когда он научился ими пользоваться; когда он приобретет способность делать их действительно более приятными для своего существования. Невозможно порицать того, кто их желает, презирать того, кто ими командует, но когда для их получения он прибегает к отвратительным средствам; или когда после того, как он получил их, он использует их во вред себе, причиняет вред другим; пусть он желает власти, пусть стремится к величию, пусть он стремится к репутации, когда он может предъявить им справедливые претензии; когда он может получить их, не совершая покупки за счет собственного покоя или покоя существ, с которыми он живет: пусть он желает богатства, когда он знает, как использовать их, действительно выгодно для себя, действительно полезно для других; но никогда не позволяйте ему использовать те средства, чтобы добыть их, которых он может стыдиться; в чем он может быть вынужден упрекнуть себя; что может навлечь на него ненависть со стороны его соратников; или которые могут сделать его неприятным для осуждения общества: пусть он всегда помнит, что его прочное счастье должно основываться на его собственном уважении - на преимуществах, которые он приносит другим; прежде всего, никогда не позволяйте ему ни на мгновение забыть, что из всех объектов, на которые могут указывать его амбиции, наиболее невыполнимой для существа, живущего в обществе, является попытка сделать себя исключительно счастливым.

Барон д'Гольбах

Явно атеистическая и материалистическая «Система природы» представляла собой ядро ​​радикальных идей, которые вызывали беспокойство у многих современников, как церковников, так и философов, что вызвало бурную реакцию.

Католическая церковь во Франции угрожает корону с выводом финансовой поддержки, если она эффективно подавляла циркуляцию книги. Список людей, пишущих опровержения работы, был длинным. Выдающийся католический богослов Николя-Сильвестр Бержье написал опровержение под названием Examen du matérialisme («Материализм исследован»). Вольтер поспешно схватился за перо, чтобы опровергнуть философию Système в статье «Dieu» в его Dictionnaire Философии, в то время как Фридрих Великий также составил ответ на нее. Его принципы обобщены в более популярной форме в книге Д'Гольбаха « Хороший смысл», или «Естественные идеи, противоположные сверхъестественному».

Политика и мораль

Д'Гольбах - Луи Кармонтель

В своих последних работах внимание Д'Хольбаха в значительной степени сместилось от религиозной метафизики к моральным и политическим вопросам. В « Système social» (1773 г.), « Politique naturelle» (1773–1774) и « Morale universelle» (1776 г.) он попытался описать систему морали взамен христианской, на которую он так яростно напал, но эти более поздние труды были не такими. популярный или влиятельный, как и его ранние работы. Д'Хольбах критически относился к злоупотреблениям властью во Франции и за рубежом. Однако вопреки революционному духу того времени он призывал образованные классы реформировать коррумпированную систему правления и предостерег от революции, демократии и правления толпы.

На его политические и этические взгляды оказал влияние британский материалист Томас Гоббс. Д'Хольбах лично перевел на французский язык произведение Гоббса De Homine («О человеке»).

Экономические взгляды

В его « Système de la nature», трехтомном Système social (1772 г.), двухтомном « Politique naturelle» (1772 г.) и « Ethiocratie» (1776 г.) д'Гольбах изложил свои экономические взгляды. Вслед за Локком д'Гольбах защищал частную собственность и утверждал, что богатство создается за счет труда, и все должны иметь право на продукт своего труда. Он поддержал теорию невмешательства, утверждая:

Правительство не должно делать для купца ничего, кроме как оставить его в покое. Никакие правила не могут направлять его в его предприятии так хорошо, как его собственные интересы. [...] Государство не должно коммерции ничего, кроме защиты. Среди торговых наций те, которые предоставляют своим подданным самую неограниченную свободу, могут быть уверены, что вскоре превзойдут все остальные.

Однако Д'Хольбах также считал, что государство должно предотвратить опасную концентрацию богатства среди нескольких людей. По его мнению, наследственная аристократия должна быть уничтожена на том основании, что она порождает праздность и некомпетентность. Он раскритиковал господствовавшую тогда политику французского правительства, позволяющую частным лицам собирать налоги на том основании, что сборщики налогов часто вымогают вдвое больше денег, которые они должны собирать у граждан. Он также считал, что религиозные группы должны быть добровольными организациями без какой-либо государственной поддержки. Кроме того, Д'Хольбах считается одним из самых яростных критиков роскоши в дебатах 18-го века.

Смерть

Считается, что Д'Хольбах умер незадолго до Французской революции. Он был похоронен 21 января 1789 года в оссуарии под алтарем приходской церкви Сен-Рош в Париже. Этот оссуарий дважды обыскивали: один раз во время Французской революции, а второй раз во время Парижской Коммуны 1871 года.

Д'Хольбах и его современники

Д'Гольбах и Дидро

Неизвестно, когда д'Гольбах и Дидро впервые встретились, но к 1752 году они определенно узнали друг друга. Это был год, когда появился второй том Энциклопедии, содержащий статьи Д'Гольбаха. Эти двое были в существенном согласии по вопросам, связанным с религией и философией. У них также были схожие интересы, такие как кулинария, прогулки по стране, коллекционирование репродукций и красивых картин.

Когда впервые была опубликована радикально атеистическая и материалистическая «Система природы» д'Гольбаха, многие считали, что настоящим автором книги является Дидро. Основываясь на стиле письма, Дюранты полагают, что книга была написана не Дидро, хотя, возможно, он написал витиеватое обращение к природе ближе к концу книги.

Д'Гольбах и Руссо

Среди гостей обедов д'Гольбаха был Жан-Жак Руссо. Руссо перестал посещать салон на некоторое время после инцидента в феврале 1754 года. Дидро договорился, чтобы его знакомый, аббат Пети, прочитал трагедию, сочиненную аббатом у д'Ольбаха. Когда аббат представил свою работу, он перед этим прочитал свой трактат о театральной композиции, который посетители д'Гольбаха сочли настолько абсурдным, что не могли не развлечься. Присутствующие - Дидро, Мармонтель, Гримм, Сен-Ламбер и другие - затем начали щедро хвалить аббата, что сделало его счастливым. Позже Д'Хольбах рассказал, что произошло:

Признаюсь, полусмеясь, полутрезво, я сам тянул за собой бедного кюре. Жан-Жак не сказал ни слова, ни секунды не улыбнулся, не сдвинулся с кресла. Вдруг он вскочил, как сумасшедший, и, бросившись к кюре, взял свою рукопись, бросил ее на пол и крикнул потрясенному автору: «Твоя пьеса ничего не стоит, твоя диссертация - абсурд, все эти господа смеются над тобой. Уходи отсюда и возвращайся выполнять обязанности священника в своей деревне ». Тогда кюре поднялся, не менее разъяренный, извергнув все мыслимые оскорбления в адрес своего слишком искреннего советника, и от оскорблений перешли бы к ударам и трагическому убийству, если бы мы не разлучили их. Руссо ушел в ярости, которую я считал временной, но которая никогда не прекращалась и с тех пор только усилилась.

Позже в 1754 году, когда он узнал, что г-жа д'Ольбах умерла, Руссо написал д'Ольбаху письмо с нежными соболезнованиями, и дружба между двумя мужчинами возродилась. Еще три года Руссо часто бывал в салоне д'Гольбаха.

Позже Д'Хольбах вместе с Гриммом и Дидро договорился о выплате 400 ливров гражданской жене Руссо Терезе Левассер и ее матери, пообещав им не раскрывать это Руссо, опасаясь задеть гордость Руссо. Когда Руссо в конце концов узнал об этом, он был в ярости на своих друзей за то, что они его унизили.

Признательность и влияние

По словам Мармонтеля, д'Гольбах «все прочитал и никогда не забывал ничего интересного». Жан-Жак Руссо заметил, что д'Гольбах мог устоять среди ученых, поскольку он был образованным и знающим. Дидро с энтузиазмом поддержал книгу д'Гольбаха « Система природы».

Философия Д'Хольбаха оказала влияние на Марата, Дантона и Камиллу Десмулен. По словам Фаге : «Д'Гольбах больше, чем Вольтер, больше, чем Дидро, является отцом всей философии и всей антирелигиозной полемики конца восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века».

Во время Французской директории книга д'Гольбаха была распространена среди всех руководителей департаментов в попытке обуздать религиозное возрождение. В Англии взгляды д'Гольбаха повлияли на Пристли, Годвина и Шелли. В Германии взгляды д'Гольбаха повлияли на Иммануила Канта. Он предположил, что взгляды Гольбах повлияли на исторический материализм от Карла Маркса.

Смотрите также

использованная литература

Примечания

Библиография

Работает

Вторичная литература

английский

  • Марк Карран, Атеизм, религия и просвещение в дореволюционной Европе (Королевское историческое общество, 2012).
  • Джонатан Исраэль, Революция разума: радикальное просвещение и интеллектуальные истоки современной демократии (Princeton University Press, 2010).
  • Дэвид Холохан (переводчик), Христианство, разоблаченное бароном д'Гольбахом: противоречие в документах, (Hodgson Press, 2008).
  • Макс Пирсон Кушинг, барон д'Гольбах: исследование радикализма восемнадцатого века во Франции (Нью-Йорк, 1914).
  • Алан Чарльз Корс, Клуб Д'Хольбаха: Просвещение в Париже (Princeton University Press, 1976).
  • Алан Чарльз Корс, «Атеизм Д'Хольбаха и Найджона», Атеизм от Реформации до Просвещения (Оксфорд: Clarendon Press, 1992).
  • Джон Лох, «Гельвеций и д'Гольбах», Modern Language Review, Vol. 33, № 3. (июль 1938 г.).
  • TC Newland, "D'Holbach, Religion, and the 'Encyclopédie", Modern Language Review, Vol. 69, № 3, (июль 1974 г.), стр. 523–533.
  • Вирджил В. Топацио, Моральная философия Д'Хольбаха: ее предпосылки и развитие (Женева: Институт и музей Вольтера, 1956).
  • Эверетт К. Лэдд-младший, «Гельвеций и д'Гольбах», Журнал истории идей (1962) 23 (2): 221–238.
  • Вирджил В. Топацио, «Предполагаемый вклад Дидро в творчество Д'Хольбаха», в публикациях Американской ассоциации современного языка, LXIX, 1, 1954, стр. 173–188.
  • С.Г. Таллентир (псевдоним Эвелин Беатрис Холл), Друзья Вольтера (1907).
  • У.Х. Виквар, барон д'Гольбах: прелюдия к Французской революции (1935)
  • Плеханов Г.В. Очерки истории материализма (пер. 1934).
  • Джон Лох, Очерки энциклопедии Дидро и Д'Аламбера (Лондон: Oxford University Press, 1968)

Немецкий

  • Блом, Филипп (2011). Böse Philosophen: Ein Salon в Париже и das vergessene Erbe der Aufklärung (на немецком языке). Hanser, München. ISBN   978-3-446-23648-6.

французкий язык

  • Рене Юбер, D'Holbach et ses amis (Париж: Андре Дельпёш, 1928).
  • Поль Навиль, Д'Хольбах и научная философия в XVIII веке. Ред. Париж, 1967 г.
  • J. Vercruysse, Bibliographie descriptive des écrits du baron d'Holbach (Париж, 1971).
  • А. Сандриер, «Философский стиль барона д'Ольбаха», Чемпион Оноре (Париж, 2004 г.).

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-27 07:36:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте