Барди | |
---|---|
Регион | Австралия |
Этническая принадлежность | 2000 Барди, Джави |
Носители языка | 4 (2012) |
Языковая семья | Нюльнюлан
|
Диалекты |
|
Язык коды | |
ISO 639-3 | Либо:. bcj . djw – Jawi |
Glottolog | bard1254 |
AIATSIS | K15 |
Bardi (также Баарди, Баард ) - находящийся под угрозой исчезновения язык австралийских аборигенов из семьи Нюльнюлан, понятный друг другу с Джави и возможно другие диалекты. На нем говорят народ барди на оконечности полуострова Дампир и соседних островов (к северу от Брума, в Северо-Западной Австралии ). В 21 веке мало говорящих свободно, но прилагаются усилия по обучению языку и культуре барди хотя бы в одной школе. Он взаимно понятен с диалектом джави.
До европейского заселения в конце 19 века, численность населения оценивается примерно в 1500 человек, причем практически все сообщество говорит на барди. С тех пор численность этнического населения увеличилась (в настоящее время насчитывается около 2000 человек), но сегодня оно по сути одноязычно на английском языке (лишь немногие пожилые люди все еще свободно говорят на барди). По разным оценкам, сколько еще людей свободно владеет барди, но по состоянию на 2012 год многие люди среднего возраста все еще могли понимать этот язык, а некоторые из них могли говорить на нем в ограниченной степени.
Язык и культура являются неизменными. преподается в католической школе Христа-Царя в Джаринджин общине Барди / Джабирром Джабирром человеком Винсентом Маккензи, который вырос на Барди.
Барди является представителем западной ветви языковой семьи нюльнюлан.
Согласно Р. М. В. Диксон (2002), Барди был взаимно понятным со следующими диалектами : Джави, Нюльнюл, Джабирр -Джабирр, Нгумбарл и Ниманбурру. Ethnologue (206) рассматривает все языки, кроме нгумбарла, как отдельные языки, и эту точку зрения поддерживают те лингвисты, которые работали над этими языками, включая Клэр Бауэрн и Уильяма МакГрегора. Это также точка зрения носителей языка Барди.
Существует обширная документация по языку Барди, но большая ее часть не опубликована. Самая ранняя работа над языком, которая сейчас утеряна, относится к 1880-м годам. Самые ранние сохранившиеся записи относятся к началу 20-го века.
Герхардт Лавес провел некоторое время на острове Сандей в конце 1920-х и записал текстовые материалы общим объемом более 1000 страниц, а с конца 1960-х годов ведется постоянный прогресс в документации. В 2012 году Клэр Бауэрн написала обширную справочную грамматику и опубликовала Де Грюйтер Мутон.
Барди содержит 17 фонем в его согласный инвентарь в пяти местах артикуляции и пяти способах артикуляции. Между согласными Барди нет фрикативов или голосовых различий.
Двугубные | Альвеолярные | Ретрофлекс | Ламино-небные | Велар | |
---|---|---|---|---|---|
Стопы | b [p ] | d [t ] | rd [ʈ ] | j [c ] | g [k ] |
Носовые | m | n | rn [ɳ ] | ny [ɲ ] | ng [ŋ ] |
Laterals | l | rl [ɭ ] | ly [ʎ ] | ||
Трели | rr [r ] | ||||
Glides | r [ɻ] | y[j ] | w |
Взрывные слова безмолвны - в начале и в конце, и обычно озвучиваются где-то еще. Интервокально взрывные вещества часто слабо ленируются аппроксимантам. Это отличается от морфо-фонологических процессов, связанных с леницией, которые происходят в морфологической системе, например, в алломорфах местного падежа (-goon ~ -yoon ~ -oon).
Передняя часть | Центральная | Задняя | |
---|---|---|---|
Закрытая | i [i ], ii [iː ] | oo [u ], [uː ] | |
Mid | o [o ] | ||
Откройте | a [a ], a [aː ] |
Барди имеет необычный набор гласных. Это система из семи гласных с длинными и короткими периферийными (/ i /, / a / и / u /) гласными и / o /, которая является краткой. Короткие гласные используются гораздо чаще, чем долгие, за исключением / o /, наименее распространенного качества гласных в Bardi.
Как и ожидалось, для языков с относительно небольшим количеством гласных, аллофонические вариации обширны, хотя долгие гласные имеют более стабильную реализацию. / a /, вероятно, наиболее изменчивый гласный, в диапазоне от [æ] до [ɒ], полностью от переднего до заднего конца. / aː / более последовательно реализуется как [ɑː]. / i /, / u /, / uː / обычно более низкие [ɪ] и [ʊ ~ o (ː)], при этом / iː / ближе к основной гласной. Наконец, / o / чаще всего реализуется как [ɔ].
Хотя во всем остальном он очень похож на языки более известной семьи Пама-Нюнган, орфография Bardi является исключительной тем, что транскрибирует обе гласные с высокой спинкой как 'oo' а не «ты». Это соглашение типично для других языков Кимберли, таких как Gooniyandi и Miriwoong. Хотя можно предположить, что такая орфографическая глубина может привести к трудностям общения, / uː / является наименее распространенной гласной в языке и несет небольшую функциональную нагрузку.
Слоговый шаблон Барди есть (C) V (L) (C).
Барди не допускает кластеров согласных в начале, за исключением заимствованных слов. В коде допускается сочетание двух согласных. Тем не менее, «внутри слоговой коды единственная возможность - это / l /, / ɻ / или / r /, за которыми следует носовой, который является гоморганическим со следующей остановкой».
Стресс в Барди носит демаркационный характер.
Первичное ударение в Барди всегда относится к первому слогу, и все слова Барди получают это ударение. Фактически, первичное ударение приходится даже на начальный слог заимствованных слов, которые сделали ударение где-то еще в языке их происхождения.
Один только стресс никогда не различает минимальные пары в Барди.
Барди очень аффиксальный, содержащий оба словообразовательные и словоизменительные аффиксации.
В Барди есть четыре основных класса слов: именные числа, корни глаголов, предглаголы и частицы. Эти классы определены в соответствии с их способностями сочетаться с другими словами и склоняться. Что касается их позиционирования по этим двум (т. Е. Распределительному и флективному) показателям, «[все] четыре основных класса слов можно выделить по критериям распределения, а три из четырех также можно выделить по критериям флективности».
Существительные могут иметь только один деривационный суффикс, поскольку Барди не допускает множественных дериваций. Немногое из деривационной морфологии Барди продуктивно или связано с изменением класса слов.
Самой распространенной деривационной морфемой в Барди является суффикс -iidi. Эта морфема присоединяется к концу существительного, чтобы обозначить человека, который тесно связан с этой областью или который достиг в ней определенного уровня знаний. Например, joornk означает «скорость», а joornkiidi означает человека, который является экспертом в скорости (т. Е. Сверхбыстрым бегуном). Точно так же jawaliidi, слово Bardi, обозначающее рассказчика, происходит, когда этот суффикс присоединен к существительному jawal, означающему «рассказ». Несмотря на частоту использования, -iidi не является продуктивным и может применяться только к определенным существительным (хотя там не проявляется какой-либо систематичности, определяющей, какие существительные допускают и не допускают его применение).
Помимо -iidi, в Bardi существует около 20 других номинальных деривационных морфем. Некоторые из них представлены в таблице ниже.
Морфема | Пример | |||
---|---|---|---|---|
Суффикс | Функция | Word | Глянец | Перевод |
-al | неопределенное / прилагательное | ool-al | water-INDF | 'водянистый материал, тающий лед' |
-jin | группа множественного числа | nyoongoorl-jin | old person-GROUP | 'old people' |
- (g) arda | частный | iil-arda | dog-PRIV | 'без собак' |
-ngarr (a) | по компасу | ardi-ngarra | north-WARDS | 'севернее' |
Существительные в Барди также часто склоняются к падежу. Обозначение падежа является фразовым, так как оно всегда встречается в начальном элементе именной фразы. Дополнительного способа представления падежа во фразе нет (в этом отношении Барди необычен).
Основные случаи - это те, которые могут вызвать пометку согласия на глаголе; таким образом, маркеры основного случая указывают отношения аргументов в предложении. В Bardi есть три основных падежа: эргативный, абсолютивный и инструментальный.
Существительные в Bardi отмечены эргативным падежом, когда они являются подлежащими переходного глагола.. Эргативные предметы не обязательно должны быть одушевленными или личными; например, гаара, означающая «море», может получить маркер эргативного падежа ним и, таким образом, стать гаараним.
Существительные в Bardi принимают абсолютивный падеж, когда они появляются как подлежащее непереходного глагола или объект (прямой или косвенный) переходного глагола. Существительные, получающие абсолютный падеж, не помечены.
Когда аппликативная конструкция продвигает их к объекту глагола, инструментальные существительные могут получить согласование падежа глагола, таким образом удовлетворяя первичному условию основного падежа. В этих случаях метка инструментального падежа (-nga или -na) означает, что существительное является инструментом или средством, с помощью которого было совершено действие. Инструменты всегда неодушевлены; если они одушевленные, им будет дан эргативный (или комитативный) падеж.
Случай | Форма |
---|---|
Ergative | -nim |
Absolutive | -ø |
Инструментальный | -nga ~ -ng |
Барди также использует локальные маркеры регистра для обозначения пространственных отношений, включающих местоположение, движение и направление. Суффиксы, используемые для обозначения этих локальных случаев, перечислены в таблице ниже.
Случай | Форма |
---|---|
Местный падеж | -goon ~ -oon ~ -on |
Местный аллатив | -goondarr |
Аллатив | -нган |
Аблатив | -go ~ -o |
Латативный | -gony (i) ~ -ony (i) |
Направленный | -madan |
Perlative | -jarr |
Toponym Locative | -i |
Глагольная морфология в Bardi - "квази -агглютинативный », поскольку большая часть морфологии может быть разделена на сегменты. Это также полностью словоизменительный, за исключением единственного аффикса с производными свойствами.
(Preverb) Prefixes-ROOT-Suffixes = Clitics |
Простые глагольные предикаты в Bardi состоят из глагола, склоненного с префиксом, обозначающим число и личность. Суффиксы и клитики необязательны. Сложные глагольные предикаты перед корнем дополнительно содержат не изменяемое преглагол. Приставка, указывающая на человека, встречается во всех склонных глаголах. Помимо этого префикса, склоняющиеся глаголы могут содержать до десяти дополнительных префиксов и суффиксов, которые указывают на «транзитивность, время, аспект, аппликативы и рефлексивное / реципрокное происхождение».
Два примера словоизменения в простых глагольных предикатах можно увидеть ниже.
Пример №1 | Пример №2 |
---|---|
И-нг-гама | И-нг-гама-на |
3-PST-смех | 3-PST-смех-REM.PST |
«он / он засмеялся» | «он / он засмеялся (давным-давно)» |
Хотя Барди является высокоаффиксальным, он также использует другие морфологические процессы, включая редупликацию, инфиксацию и компаундирование.
gard |
enter |
' вводить снова и снова » |
Вербальное дублирование в Bardi в основном используется для итеративных, распределительных или множественных функций. Итеративное дублирование глагола указывает на то, что его действие повторяется (как показано ниже). Повторное дублирование глагола также может указывать на то, что действие является распределительным или выполняется несколько раз несколькими сторонами. Множественность, или несколько сторон, участвующих в одном действии, также указывается посредством словесного дублирования.
Барди использует морфологический процесс компаундирования.
джамоо-гамарда-ним |
матери.отца-матери.матери-ERG |
«бабушка и дедушка» |
Джаму означает «отец матери», а гамарда означает «мать матери». Эти два слова вместе образуют джамугамардааним, что означает «бабушка и дедушка». Этот же процесс наблюдается в большинстве терминов родства Барди.
У Барди свободный порядок слов регулируется информационной структурой..
Рассмотрим предложение «Inanggagaljin baawanim mayi aamba», которое упорядочено VS-DO-IO:
Глагол | Тема | Прямой объект | Косвенный объект |
---|---|---|---|
И-на-нг-га-гал-джин | баава-ним | майи | амба |
3-TR-PST-принеси- REC.PST = 3MIN.IO | child-ERG | tucker | man |
«Ребенок принес tucker (еда) для мужчины.» |
In В дополнение к приведенной выше конструкции возможны и все другие варианты этого предложения:
Хотя у Bardi есть свободный порядок слов, некоторые предпочтения упорядочения все же существуют. Эти предпочтения основаны на принципах «прагматики, обоснования и фокуса».
Часто составляющие располагаются 1) предложением - первоначально или 2) предложением - наконец, в зависимости от их контекстной релевантности.
исправленная и расширенная версия выступления на Четвертом международном семинаре по австралийским языкам в Университете Орхуса, июнь 2002 г.