Слоновая кость Барберини

редактировать
Слоновая кость Барберини на выставке в Лувре.

Слоновая кость Барберини - это Византийский слоновая кость лист с императорского диптиха, датируемого поздней античностью, сейчас в Лувре в Париже. Он изображает императора торжествующим победителем. Обычно он датируется первой половиной VI века и приписывается императорской мастерской в ​​Константинополе, в то время как император обычно идентифицируется как Юстиниан или, возможно, Анастасий I. или Зенон. Это примечательный исторический документ, поскольку он связан с королевой Брунгильдой Австразийской. На обороте список имен франкских королей, всех родственников Брунгильды, указывающий на важное положение королев в франкских королевских семьях. Брунгильда распорядилась подписать список и поднесла его церкви как изображение по обету.

Хотя это не консульский диптих, он имеет много общего с их декоративными схемами. На главной панели императора сопровождает побежденный варвар в штанах слева, аллегорическая фигура, вероятно, представляющая завоеванную или отвоеванную территорию, держащую ногу в знак благодарности или подчинения, и ангел или победитель. венчание императора традиционной пальмой победы (которая теперь утеряна). Хотя варвара частично скрывает огромное копье императора, оно не пронзает его, и он кажется скорее удивленным и испуганным, чем воинственным. Выше Христос с модной завитой прической в ​​окружении еще двух ангелов в стиле языческих победных фигур; он правит наверху, а император представляет его внизу на земле. На нижней панели варвары с запада (слева, в брюках) и с востока (справа, с бивнями из слоновой кости, тигром и маленьким слоником) приносят дань, в том числе и диких животных. Фигура на левой панели, изображающая солдата, несет статуэтку Победы; его копия справа потеряна.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 Владельцы
  • 3 Иконография
    • 3.1 Центральная панель
    • 3.2 Боковые панели
    • 3.3 Нижняя панель
    • 3.4 Верхняя панель
  • 4 Идентификация император
    • 4.1 Анастасий
    • 4.2 Юстиниан
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Дизайн

Первоначально он состоял из пяти таблички прямоугольной формы, хотя правая была заменена (возможно, в XVI веке) доской с надписью CONSTANT. N. IMP. КОНСТ. Пластины соединены друг с другом с помощью стыков гребень и паз вокруг более крупной центральной пластины. В целом, это единственный такой светский объект, который сохранился в таком хорошем состоянии. Его общая высота составляет 34,2 см (13 дюймов), ширина - 26,8 см (11 дюймов), а центральная панель - 19 см (7 дюймов), ширина - 12,5 см (5 дюймов), глубина - 2,5 см (1 дюйм). Он сделан из слоновой кости, вылеплен и украшен драгоценными камнями (сохранилось 7 жемчужин). В нем нет следов полихромии, вопреки предположениям некоторых историков.

Нельзя с уверенностью сказать, что слоновая кость Барберини принадлежала диптиху, то есть там был второй набор бляшек, образующий второй лист с другим портретом, возможно, императрицы - этот первый лист уже слишком тяжелый, чтобы его можно было удобно использовать в качестве настоящей письменной таблички, и на нем нет никаких следов шарнира, который мог бы указывать на книжный переплет.

Владельцы

обратная сторона предмета плоская и гладкая, без углубления для воска, которое можно было бы найти на консульском диптихе, который использовался бы как письменный стол. Тем не менее, он испещрен линиями, выгравированными позже над более старыми чернильными надписями - он включает список имён (молитвы за умерших), среди которых можно увидеть королей Австралии и другие имена, в основном латинские. Ономастика показывает, что список происходит из Оверни, а не из Прованса, как предполагалось на основании местонахождения объекта в современную эпоху. Надписи также датируются 7 веком (возможно, около 613 года) и показывают, что работа была привезена в Галлию в самом начале ее жизни.

История слоновой кости с того времени до 1625 года неизвестна - в том году она была предложена ведущим антикваром Николя-Клодом Фабри де Пейреском папе легат кардинал Франческо Барберини в Экс-ан-Прованс, став частью коллекции Барберини в Риме. Пейреск особо упоминает об этом в письме своему другу Паламеде де Валлавесу от 29 октября 1625 г.:

... [кардинал] был рад увидеть древний барельеф из слоновой кости, который я обнаружил немного раньше, где изображен император Ираклий верхом на коне, с границами, несущими крест, и его сын Константин, несущий Победу, и множество плененных провинций под его ногами, как в Великом Камайеле из Тиберия. Я отдал его ему, когда он уходил (...) у него было несколько подобных предметов, сделанных таким же образом из слоновой кости, с которыми [мой пример] подошел бы хорошо.

Мы очень вероятно можем найти подтверждение того, что это находится в Барберини в коллекции скульптур, принадлежавших Франческо Барберини в период с 1626 по 1631 год, благодаря упоминанию слоновой кости, изображающей Константина. Она была приобретена Лувром в 1899 году и с тех пор находится в département des objets d искусство (инвентарный номер OA 9063).

Иконография

Произведение сочетает в себе, с одной стороны, классическую тему тотальной власти победившего императора, увенчанного Победой, всеобщее правление которого синонимично миру и процветанию, а с другой. передать тему христианской победы, принесенную покровительством Христа и благословением императора. Он вводит новую космическую иерархию в представление триумфа Римской империи и, таким образом, представляет собой весьма политический труд, предназначенный для имперской пропаганды. Качество изготовления позволяет отнести его к императорской мастерской в ​​Константинополе.

Центральная панель

Триумфальный император на центральной панели

Композиция построена вокруг центральной доски, которая доминирует в ней как по своему мотиву, так и по стилистическому качеству. Скульптурный мотив - торжествующая фигура императора на вздыбленном коне. В правой руке император держит рукоять копья, другой конец которого направлен к земле, а в левой руке он держит поводья своей лошади. Позади копья находится фигура варвара, идентифицируемая как таковая по его волосам, густой бороде и, прежде всего, по его одежде - его изогнутая шапка (похожая на фригийская шапка ), указывающая на восточное происхождение, туника с длинными рукавами и широкие брюки. Символизируя перса или скифа, он может представлять народы, побежденные императором - в знак покорности он касается копья правой рукой и поднимает левую руку - или «аплодировать», возможно, членом вспомогательного отряда. Эрнст Китцингер отметил как «замечательный... количество живой активности, с которой наполнен центральный рельеф», в отличие от статичных фигур в центре большинства диптихов. В его интерпретации «Император в этот момент прибыл на своем скакуне, его мантия все еще развевалась на ветру. Кажется, будто он только что прошел через низкие городские ворота, из-за которых он склонил голову. Он натягивает поводья. и делает быстрый полуворот, вонзая свое копье в землю, чтобы использовать его как опору при спешивании... Во всем римском искусстве нет более энергичного изображения имперского адвентуса. "

В правый нижний угол, под лошадью, женщина лежит на земле. Ее халат соскользнул, обнажив правую грудь, а в левой руке она держит складку халата, содержащую фрукты, символы процветания. Ее правая рука поднята к правой ноге императора в жесте покорности. Она олицетворяет Землю, олицетворяющую вселенское господство императора, а плоды символизируют процветание его правления. Это олицетворение часто представлялось в этой роли на изображениях торжествующего императора или императора в величии, как, например, на missorium ФеодосияТеллусом аналогичным образом представленным в нижней части композиции, под фигурой Феодосия I величественно восседающего на троне) и на рельефе pietas augustorum на арке Галерия (где тетрархов сопровождают серию персонификаций, включая Гайю ). Эти персонификации Теллуса / Гайи обычно узнаваемы по их главному атрибуту рога изобилия - на самом деле этого нет на слоновой кости, но на плодах - заполненная складка женского халата имеет такую ​​же форму и выполняет ту же символическую функцию.

Солид Константина II, отчеканенный в Гераклее между 326 и 330 годами.

Уравновешивает эту первую женскую фигуру в верхнем правом углу центральной панели статуэтка крылатого Победа, стоя над земным шаром с начертанным знаком креста, держа ладонь (символ победы) в левой руке и в правой руке (теперь сломанной), она почти наверняка держала корону, которую нужно было возложить на руку императора. голова. Этот тип персонификации статуэтки также является одной из ссылок на иконографию торжествующего императора, найденную на нескольких монетах (например, реверс солида Константина II, справа), а также в скульптуре (например, сцена жертвоприношения на арке Галерий) и на некоторых консульских диптихах.

Император имеет стрижку «чаша» или архивольт такого типа, где бахрома описывает дугообразный круг вокруг его лица, подобный тому, что носил Константин, и носит корону, усыпанную жемчугом, четыре из которых сохранились. Его черты лица овальные и довольно тяжелые, особенно веки и нос, но придают императорскому портрету жизнерадостный характер. Император носит военную форму верховного главнокомандующего, в той роли, в которой он изображен - под своей кирасой он носит короткую тунику, а поверх кирасы - плащ (paludamentum ). у которого за спиной летит складка и который удерживается на плече круглой малоберцовой костью. Изначально малоберцовая кость была сделана из драгоценного камня, как и кираса. Он носит ботинки на шнуровке (котурни), украшенные львиной головой. Упряжь лошади украшена серией медальонов с инкрустациями, которые теперь потеряны, кроме медальона в центре ее головы.

Рельеф этого центрального мотива был особенно подчеркнут - Победа, копье и, в меньшей степени, головы императора и его коня вылеплены почти по кругу. Тщательность, проявленная при моделировании драпировки и воспроизведении определенных анатомических деталей, таких как мышцы руки императора, может квалифицировать ее как классическую. Эти характеристики, добавленные к непропорциональному размеру фигур, подчеркивают величие императорской личности, напоминая феодосийское искусство.

Боковые панели

Боковые панели имеют менее приподнятый рельеф (максимальная глубина резьбы на центральной панели составляет 28 мм, тогда как на боковых панелях - всего 9 мм), и стилистически немного менее виртуозны, чем центральная панель. Они имеют границы, начертанные упрощенным зигзагообразным узором, оставляя место в рамке вокруг центральной панели для гирлянды из стилизованных листьев с небольшими круглыми отверстиями в середине каждой стороны для четырех уже утраченных инкрустаций.

3/4 вид, подчеркивающий различную глубину рельефа на слоновой кости Барберини.

Левая панель представляет собой вышестоящего офицера, узнаваемого по его военной одежде и снаряжению, сопоставимого с таковыми императора. Бородатый, он носит кирасу и палудамент, прикрепленный к его правому плечу более простой малоберцовой костью, чем та, которую носил император. Мы можем различить ножны его меча, прикрепленные к его поясу, носимые с левой стороны. Он подходит к императору и преподносит ему статуэтку Победы на пьедестале - она ​​держит корону и ладонь, как Победа на центральной панели. У его ног сумка. Мужчина стоит в архитектурной схеме, состоящей из двух колонн, поддерживающих коринфские капители, и мозаичного узора (возможно, opus sectile ), напоминающего комнату в императорском дворце.

Эта фигура иногда интерпретируется как консул, а статуэтка Победы и сумка (интерпретируемые, скорее всего, как содержащие золото) - как атрибуты консульства. Тем не менее, фигура может также представлять sparsio, консульские щедрости, представленные на других диптихах, таких как Диптихи Климента (513 г.) и Юстина (540 г.), с мешком с золотом, более широко символизирующим военные трофеи, доказательством имперского триумфа. Точно так же, там, где Цезарь Галл держит сопоставимую статуэтку победы на своем изображении в Календаре 354, он носит гражданскую, а не военную одежду. Офицер на слоновой кости Барберини, таким образом, с большей вероятностью представляет генерала, который участвовал в победоносной кампании, представленной слоновой костью. Естественно предположить, что на симметричной панели справа (теперь отсутствует) подобным образом изображен другой генерал. Также есть вероятность, что эта фигура представляет франкского короля Хлодвига I, который, возможно, получил диптих в 508 году.

Нижняя панель

Нижняя панель представляет собой своего рода фриз украшен двойным шествием варваров и зверей, сходящихся к центральной фигуре Победы. Она повернута, чтобы взглянуть вверх, на фигуру императора на центральной панели, и держит в правой руке военный трофей, представленный в традиционной форме ветви с прикрепленными к нему военными оружием, доспехами и добычей.. Побежденные варвары несут императору различные дары в качестве дани и отличаются одеждой и сопровождающими их дикими животными. Слева две бородатые фигуры того же типа, что и варвар на центральной панели, в коротких туниках, фригийских шапочках и закрытых сапогах. На одном из них корона, на другом - цилиндрический сосуд с неизвестным содержимым, возможно, золотым, а впереди идет лев. Это могут быть персы или скифы.

Справа двое варваров одеты совсем по-разному - обнаженные до пояса, они носят тканевый головной убор, усиленный перьями, простой кусок ткани, завязанный на талии, и сандалии.. Их сопровождают тигр и маленький слон. У первого на плече слоновий клык, а у второго - дубинка неизвестного назначения. На них изображены индейцы.

северо-западная сторона основания обелиска Феодосия, изображающая варваров, воздающих дань императору.

Этот мотив варваров, воздающих дань уважения императору, распространен в римском и византийские барельефы - здесь aurum coronarium, подношение дани. Они показывают clementia императора и подчеркивают символику имперской победы. Один из двух фрагментов из слоновой кости, приписываемых имперскому диптиху, находящемуся сейчас в Милане, также представляет этот мотив в более ранней работе. Его также можно найти в Константинополе, например, на основании колонны Аркадия (в композиции, сопоставимой с таковой на слоновой кости Барберини) или на обелиске Феодосия в ипподром (показано слева). На обелиске Феодосия десять варваров, снова разделенных на две группы, сходятся к центральной фигуре императора, в этом примере величественно восседающего на троне в императорской ложе в окружении других августов. Слева персы, а справа неопределенные западные варвары, возможно, немцы или готы. Победа отсутствует на этом рельефе, но она хорошо представлена ​​на утраченном основании колонны Аркадия и на утраченном основании, традиционно приписываемом колонне Константина - в обоих случаях Победа находится в центре, как своего рода посредник между побежденными варварами и фигурой императора, расположенной внизу.

Верхняя панель

Верхняя панель из слоновой кости занята двумя ангелами с imago clipeata, большим медальоном с бюстом молодого безбородого Христа, держащего крестообразный скипетр в левой руке и традиционный знак благословения правой (безымянный палец над большим пальцем). Бюст обрамлен символами солнца слева, луны и звезды справа. Пара ангелов, несущих образ Христа, здесь заменяет более раннее изображение двух крылатых Побед, несущих олицетворение Константинополя, которое можно найти на второй панели ранее упомянутого имперского диптиха в Милане - замена далеко не незначительная и подразумевает парадигму сдвиг жизненно важен для датировки и понимания слоновой кости Барберини. Китцингер отмечает, что ангел слева повторяет повернутую голову императора и говорит: «Христос появляется на небе в тот момент, когда император совершает свое триумфальное пришествие на землю. Это графическое изображение гармонии между небесным и земным правлением.. "

Идентификация императора

Вопрос о личности императора, изображенного на центральной панели, является центральной проблемой, занимавшей комментаторов по слоновой кости Барберини - ее первого современного владельца, Пайреска., без колебаний узнал в нем Ираклий и идентифицировал офицера, предлагающего статуэтку Победы, как своего сына Константина III. Более поздние определения центральной фигуры также включали Константин I, Констанций II, Зенон и, прежде всего, Анастасий I или Юстиниан.. Идентификация усложняется тем фактом, что изображенный император не обязательно является правящим императором на дату изготовления слоновой кости. Таким образом, датировка слоновой кости, несомненно, является полезным показателем для идентификации императора, но не является окончательным в этом отношении.

Анастасий

Панно императорского диптиха, изображающее императрицу Ариадну, Барджелло. Семиссис Анастасия I.

С стилистической точки зрения, горельефная скульптура центральной панели сравнима с двумя другими панелями из слоновой кости, датируемыми началом VI века, каждая из которых изображает императрицу - одна находится в Барджелло в Флоренции ( слева), другой в Художественно-историческом музее в Вене. На них изображена императрица Ариадна (? -518), жена императора Зенона (430-491), а затем Анастасия I (491-518). Эта параллель может предполагать отождествление императора на слоновой кости Барберини с Анастасием.

Правление Анастасия ознаменовалось тяжелой войной против сасанидских персов с 502 по 505 год, закончившейся миром в 506 году, который восстановил статус-кво, но который мог быть представлен в Константинополе как триумф после первоначальных неудач римлян. Таким образом, в этом контексте можно представить себе производство слоновой кости Барберини, что делает триумф символом победы над персами.

Хотя эта фигура имеет общие характеристики с некоторыми консулами на диптихах, современными Анастасию I, такими как Анастасий (517 г.) и, прежде всего, Магнус (518 г.), портрет императора на слоновой кости Барберини мало похож на известные портреты Анастасия, такие как медальон на консульском диптихе Анастасия. Фактически, это ближе к известным портретам Константина, что позволило некоторым историкам идентифицировать его с этим императором, включая самого Барберини, как показывает современная запись в каталоге (см. выше). Это толкование также связано с современной надписью на правой заменяющей панели, в которой легко узнать имя императора, или, по крайней мере, до тех пор, пока оно не относится к Константу или Констанцию ​​II..

С другой стороны, стилистические критерии не оставляют сомнений в том, что слоновая кость не ранее конца V века, при этом сходство императорского портрета с портретами Константина объясняется явным желанием комиссара вспомнить образ этого императора. С этой точки зрения, эта ссылка на иконографию Константина больше подходит Юстиниану, чем Анастасию I.

Юстиниан

Стиль нижнего рельефа второстепенных панелей, особенно чисто графический и непластичная рендеринг одежды, более поздняя датировка работы примерно серединой 6 века. Комбинация высококачественных рельефов в этой работе напоминает еще одно известное произведение скульптуры из слоновой кости той эпохи, Трон Максимиана в Равенне, датируемый 545-556 гг., И еще одно произведение вершины. - качественная мастерская, возможно даже такая же, либо в Константинополе, либо в Александрии - это сделало бы торжествующего императора Юстиниана.

Рисунок конной статуи Юстиниана в Августе. Нимфириос.

Благоприятное положение, данное в композиции фигуре Христа, благословляющего императора, также предполагает дату Юстиниана - она ​​сопоставима с консульским диптихом Юстина 540 года, последним известным консульским диптихом до того, как Юстиниан запретил консульство в 541 году. и первым поместил изображения Христа и императорской четы (Юстиниана и Феодора ) в медальоны под портретом консула. До этого христианское присутствие на этих диптихах ограничивалось символом креста, как те, что обрамляли императорские портреты на консульском диптихе Климента в 513 году. Этот крест также мог быть изображен в короне, которую несли два ангела, лучший вариант - известный мотив феодосийской эпохи - помимо слоновой кости, такой как в Мурано, он также фигурирует на барельефах колонны Аркадия и украшении саркофага Саригюзеля. Замена креста в короне бюстом Христа на слоновой кости Барберини знаменует собой еще один шаг в христианизации рельефной формы, которая также относит ее к более позднему времени, чем правление Анастасия, и хорошо соответствует идеологической ориентации, наблюдаемой в начале Правление Юстиниана. Архангел из слоновой кости в Лондоне, из которого сохранилась только одна панель, изображает архангела, держащего скипетр и глобус, увенчанный крестом, и может быть отнесен к одному и тому же идеологическому движению. Он был датирован именно началом правления Юстиниана в 527 году Д.Х. Райтом после того, как сделал новый перевод греческой надписи.

Таким образом, отождествление торжествующего императора с Юстинианом вполне соответствует образам, оставленным после этот император, который также включает в себя конные статуи и статуи Победы (для побед над персами, которые широко провозглашались в пропаганде, но не были особенно реальными). На рисунке Нимфириоса (члена свиты Кириака Анконского ), находящегося сейчас в библиотеке Будапештского университета, изображена статуя, которая возвышалась над колонной, воздвигнутой Юстинианом в 543/54 г. в Августе в Константинополе и подробно описан Прокопием Кесарийским в его «Зданиях» (I, 2, 5). Император, восседающий на коне с одним поднятым копытом, держит в левой руке шар, увенчанный крестом, и правой рукой приветствует зрителя. Его венчает большой головной убор с перьями или тофа. Согласно эпиграмме, которая была ее дарственной надписью, сохраненной в Антологии из Planudes и подтвержденной рассказом Прокопия, статуя была установлена ​​так, чтобы смотреть на восток, в сторону персов, как знак императора, угрожающего им. Связь этой статуи с торжествующим императором на слоновой кости Барберини также оправдана тем, что первая была частью скульптурной группы Августейона, в которую также входили статуи трех варварских королей, предлагающих дань императору, как на нижней панели скульптуры. слоновая кость.

Множественный солид Юстиниана, представляющий потерянную конную статую императора, около 534 года. Демифоллис Юстиниана, изображающий имперский портрет в анфас, 538 год.

Рисунок статуи из Августейона может быть связан с другим конным изображением Юстиниана на одной из его медалей, слева. Речь идет о золотой медали весом 36 солидов (164 г), обнаруженной в 1751 году и теперь утерянной после кражи из Кабинета министров (ныне часть BNF ) в 1831 году, хотя его электротип сохранился. На аверсе нимбат бюст полководца Юстиниана, вооруженного копьем, в кирасе и увенчанного диадемой и туфой. Надпись гласит: Dominus Noster Iustiniianus Perpetuus Augustus (Господь наш Юстиниан, Вечный Август). На реверсе изображен Юстиниан, снова с нимбом, верхом на богато одетой лошади, упряжь которой напоминает упряжь лошади из слоновой кости Барберини. Перед ним Виктория, держащая ладонь и трофей под левой рукой. На поле изображена звезда, надпись exergue дает знак CONOB (указывающий на монетный двор в Константинополе), а легенда гласит: Salus et Gloria Romanorum (Безопасность и слава римлян). Изображение Юстиниана в профиль в три четверти позволяет датировать медаль до 538 года, после чего он систематически изображался только анфас (справа). Особенно пышное празднование триумфа в 534 году, ознаменовавшего завоевание Карфагена у вандалов, могло стать событием, отмеченным чеканкой этой исключительной медали.

Еще одна конная статуя, от которой сохранилась только посвящающая надпись (опять же в Антологии Плануд ), могла быть замечена на ипподроме Константинополя. На этот раз рисунка статуи не сохранилось, но ее расположение на ипподроме (главное место встреч в Константинополе и, следовательно, лучшее место для демонстрации имперских пропагандистских изображений) заставляет нас думать, что это, должно быть, одна из самых известных конных статуй в мире. императора, и, таким образом, вероятно, будет скопирован из слоновой кости и других материалов. Надпись определенно предлагает монументальную композицию, которая не может не вызвать центральный мотив слоновой кости Барберини:

Вот, князь [и] истребитель мидян, подношения, принесенные вам Евстафием, одновременно отцом и сыном Рим, который вы держите: лошадь, стоящая на дыбе над Победой, вторая Победа, которая венчает вас, и вы сами верхом на этой лошади, быстрые, как ветер. Так возросла твоя сила, о Юстиниан - и на земле воины мидийцев и скифов навсегда останутся в цепях.

Бронзовая панель, имитирующая центральную панель из слоновой кости Барберини (Византийская и христианская Музей Афин ).

Существование этих конных статуй Юстиниана в Константинополе предполагает, что центральная тема слоновой кости Барберини воспроизводит утраченный тип, популяризированный этими статуями, а не создание нового типа. По крайней мере, еще один пример этого Сохранился шрифт на бронзовом гири, который сейчас хранится в Византийском и христианском музее в Афинах (справа). На нем есть точная копия центрального мотива слоновой кости Барберини, с меньшим детали и в сильно уменьшенном масштабе. Вместо того, чтобы бронза была непосредственно смоделирована на основе слоновой кости, более вероятно, что они обе произошли от одной модели, возможно, от утерянной конной статуи на ипподроме. Это не вызывает сомнения в бронзе. как диптих, будучи п продукт императорской мастерской и служебный объект. Тем не менее, бронза остается более скромной копией модели, более дешевой и, следовательно, предназначенной для более широкого распространения, чем слоновая кость.

Существование этой уменьшенной копии подтверждает популярность этого типа пропагандистского изображения при правлении Юстиниана, а также говорит о рвении императора создавать и распространять эти изображения на самых разных носителях, начиная с монументальных фигуративных скульптур в полные трехмерные рельефы, бронзовые миниатюры и панно из слоновой кости. В правление Юстиниана было много войн, которые заканчивались победой, или, чаще, войн, которые могли быть представлены пропагандистски как таковые, таким образом оправдывая производство этого типа объектов.

Выдающееся положение варвара, традиционно идентифицируемого как перс, а также параллели этого типа со скульптурной группой Августейона побуждают зрителя задуматься о том, что создание этого типа изображения было вызвано «вечный мир »завершился Сасанидской Персией в 532 году, хотя стилистические критерии предполагают более позднюю дату.

Примечания

Викискладе есть материалы, связанные с диптихом Барберини.

Ссылки

  • (на итальянском языке) Marco Cristini, Eburnei nuntii: i dittici consolari e laiplomazia imperiale del VI secolo, Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, 68, 2019, стр. 489-520.
  • Энтони Катлер, «Barberiniana. Notes on the Making, Content, and Provenance of Louvre OA. 9063», Tesserae: Festschrift für Josef Engemann, Jahrbuch für Antike und Christentum, Ergänzungsband 18, 1993, п. 329-339;
  • (на французском языке) Даниэль Габорит-Шопен, в «Византии», l'art byzantin dans les collections publiques françaises (каталог выставки в Лувре, 3 ноября 1992 г. - 1 февраля 1993 г.), Париж, 1993, номер 20, стр. 63–65;
  • (на французском языке) А. Эрон де Вильфосс, «L'Ivoire de Peiresc», Mémoires de la Société nationale des Antiquaires de France, 75, 1915–1918, стр. 267-295;
  • Китцингер, Эрнст, Византийское искусство в процессе становления: основные направления стилистического развития в искусстве Средиземноморья, III-VII века, 1977, Faber Faber, ISBN 0571111548 (США: Cambridge UP, 1977)
  • (на французском языке) Жан-Пьер Содини, «Создаваемые изображения и пропаганда империальной эпохи IVe au VIe siècle: recherches récentes sur les columns honorifiques et les Reliefs politiques à Byzance », в A. Guillou et J. Durand, Byzance et les images, La Documentation française, Paris, 1994, p. 43-94;
  • (на немецком языке) Ричард Дельбрюк, Die Consulardiptychen und verwandte Denkmäler, Берлин, 1929, номер 48;
  • (на немецком языке) Вольфганг Фриц Волбах, Elfenbeinarbeiten der Spätantike und des Frühen Mittelalters, Mainz, 1952 2, numéro 48, p. 36-37.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-11 11:52:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте