Барбара фон Крюденер

редактировать
Барбара Юлиана фон Крюденер
Freifrau von Krüdener
KauffmannKruedener.jpg Баронесса фон Крюденер и ее сын Пауль, картина 1786 года Анжелики Кауфман
Герб Крюденер v10 p19.png VietinghoffWappen.jpg
Родился Беате Барбара Джулиан Фрейин фон Вьетингхофф genannt Scheel 22 ноября [ OS 11] 1764 г. Рига, Рижский уезд, Рижская губерния
Умер 25 декабря [ OS 13] 1824 г. Белогорск, Таврическая губерния, Российская империя
Дворянская семья Вьетингоф  [ де ] Крюденер  [ де ] (по браку)
Супруг (а) Барон Буркхард Алексиус Константин фон Крюденер
Проблема 2
Отец Барон Отто Херманн фон Фитингоф, генант Шил
Мать Графиня Анна Ульрика фон Мюнних

Беате Барбара Джулиан Фрайфрау фон Крюденер (урожденная Freiin von Vietinghoff genannt Scheel ; 22 ноября [ OS 11] 1764 - 25 декабря [ OS 13] 1824), часто называемая ее официальным французским именем, мадам де Крюденер, была религиозным мистиком из балтийских немцев, автор и пиетист лютеранская богослов, который оказывал влияние на широкий европейский протестантизм, в том числе швейцарской реформатской церкви и Моравской церкви, и чьи идеи повлияли царя Александра I в России.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Семейное прошлое
    • 1.1 Отец
    • 1.2 Мать
  • 2 Образование
  • 3 Брак
  • 4 Религиозное развитие
  • 5 Связь с царем Александром
  • 6 Оценка характера
  • 7 Работ
  • 8 книг о ней
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки

История семьи

Баронесса фон Крюденер родилась в Риге, губернии Ливония. Ее отец, барон Отто Герман фон Фитингхофф, генанн Шил, воевавший полковником в войнах Екатерины II, был одним из двух советников Ливонии и человеком огромного богатства. Он был человеком рационалистических взглядов и одним из ведущих масонов. Ее мать, графиня Анна Ульрика фон Мюнних, была внучкой Буркхарда Кристофа фон Мюнниха, прославленного русского фельдмаршала и строгого лютеранина.

Барбе-Жюли де Вьетингоф, более известная как мадам фон Крюденер (Mme. De Krüdener) позже, но в детстве, которую называли Юлианой, была одним из пяти детей, рожденных в богатой семье Фитингоф.

Отец

Ее отец, Отто Герман фон Фитингхофф-Шеель, начал накапливать свое состояние с юных лет, так как в молодости он показал себя способным к бизнесу. Обладая высокими амбициями, он вошел в коммерческие предприятия, которые стали очень успешными. Среди его сокровищ были величественные поместья в Коссе (современная Вийтина, Эстония) и Мариенбург, а также его грандиозный особняк в Риге, где родилась Барб-Жюли. Хотя ему никогда не присваивался официальный титул, он пользовался официальным званием тайного советника и сенатора и «с гордостью восклицал:« Я - Фитингоф », и вел себя со всем высокомерием великого дворянина».

Мать

Мать Барбе-Жюли, Анна Ульрика фон Мюнних фон Фитингоф-Шеель, сама родилась в дворянской семье. Ее дед, знаменитый фельдмаршал Буркхард Кристоф фон Мюнних, несмотря на то, что был сослан в течение многих лет в Сибирь, провел множество успешных кампаний против татар и турок. Екатерина II также сделала его одним из своих фаворитов, хотя иногда статус был непостоянным. Мадам де Вьетингоф отразила успех своего деда в собственном доме, будучи матерью пятерых детей (она родила двух сыновей и трех дочерей), она была чрезвычайно самоотверженной, несмотря на смерть в младенчестве ее первого сына и ее старшую дочь с ограниченными физическими возможностями (которая была оба немые и глухие, которых семья в конечном итоге поместила в приют в 1777 году).

Образование

Ее образование, по ее собственным словам, состояло из уроков французского правописания, манеры поведения и шитья. В раннем возрасте Барб-Жюли начала изучать французский и немецкий языки. Первый позволил ей получить доступ к трудам великих философов, таких как Вольтер и энциклопедисты. Это также дало ей доступ к французской культуре, которой ее родители, наряду с другими дворянами, пытались подражать и подражать. Важность французских идеалов и культуры, похоже, заменила необходимость религиозных исследований, и потому, что оба ее родителя были немецкими корнями. Несмотря на приведенную цитату («до сих пор остается неясным, была ли семья Фитингоф православной или лютеранской веры»), семья Фитингофф определенно была лютеранской веры.

Свадьба

Хотя Барб-Жюли «все еще была заросшей, неразвитой, молчаливой девушкой с довольно большим носом и неопределенным цветом лица, [она обладала] широкими обещаниями будущей красоты в ее больших голубых глазах и вьющихся каштановых волосах, а также в ее необычайно хорошем состоянии. фигурные руки и руки ". Ее потенциальная красота в сочетании с тем, что она является наследницей богатства своих родителей, вылилась в натиск предложений руки и сердца. Ее родители договорились, чтобы она вышла замуж за местного барона, несмотря на непрекращающиеся протесты Барб-Джули.

Не видя выхода из своего положения, юная баронесса впервые заговорила с Богом. Она умоляла его спасти ее от этой ужасной ситуации. Он ответил ей случаем кори, сделавшим ее менее привлекательной (по крайней мере, временно), что стало, по крайней мере, частью стимула барона вежливо отклонить предложение руки и сердца. В результате Барб-Жюли начала верить, что у нее лично была божественная связь с Богом.

Однако, когда барон Буркхардт-Алексис-Константин Крюденер, вдовец на шестнадцать лет старше ее, попытался помочь ей, она не испугалась. Он был хорошо образованным (он учился в Лейпцигском университете ) и много путешествовал, и, как и ее отец, был в фаворе с Екатериной II. Однако барон, выдающийся дипломат, был холоден и сдержан, в то время как Барб-Жюли была легкомысленной, любящей удовольствие и обладала ненасытной жаждой внимания и лести; Напряженные отношения из-за несовместимости нравов усугублялись ее безграничной расточительностью, из-за которой молодая баронесса и ее муж постоянно испытывали финансовые затруднения. Сначала все шло хорошо. Это было связано с тем, что, несмотря на то, что у нее был старший муж, к которому она не испытывала никаких страстных чувств, его титул и положение в обществе были такими, что он мог дать ей все, что она могла пожелать. В то же время она наделила его еще более высоким социальным статусом из-за социального положения ее собственной семьи. Однако этот социально выгодный обмен оставлял для баронессы желать лучшего. Несмотря на материальное удовлетворение, она была неудовлетворена романтическими отношениями. Ее «самые ранние печали проистекали из того факта, что в юношеской неопытности, выбирая головой, она в то же время надеялась удовлетворить желания исключительно романтического сердца». Сначала она притворилась бы, что ее муж был кем-то, чем он не был: любовником. Это особенно очевидно в ее описании его в своей книге. «Яркое описание графа в« Валери » представляет барона Крюденера скорее как пылкое воображение его жены, которое любило изображать его, чем таким, каким он был на самом деле. По правде говоря, он не сразу поддался роли героя романа». Эти представления, а также разделение между ее настоящим мужем и ее вымышленным мужем помогли привести к нестабильности в браке и, в конечном итоге, к любовным отношениям, которые у нее были с другими.

31 января 1784 года у них родился сын, названный Павлом в честь великого князя Павла (впоследствии императора), который был крестным отцом. В том же году барон Крюденер стал послом в Венеции, позже (1786) в Мюнхене, где он оставался до перевода в Копенгаген в 1787 году.

В 1787 году рождение дочери (Джульетты) обострило нервные расстройства, от которых баронесса некоторое время страдала, и было решено, что она должна поехать на юг для ее здоровья; соответственно она ушла со своей маленькой дочерью и падчерицей Софи. В 1789 году она была в Париже, когда собирались Генеральные штаты ; год спустя, в Монпелье, она встретила молодого капитана кавалерии Шарля Луи де Фрегевиля, и между ними возникла страстная привязанность. Они вместе вернулись в Копенгаген, где баронесса сказала мужу, что ее сердце больше не может принадлежать ему. Барон был холодно добр; он отказался слышать о разводе и попытался организовать modus vivendi, чему способствовал отъезд де Фредевиля на войну. Все было бесполезно; Юлиана отказался остаться в Копенгагене, и, установив на ней путешествует, посетил Ригу, Санкт - Петербург - где ее отец стал сенатором Берлин - Лейпциг и Швейцария. В 1794 году ее муж стал послом в Мадриде. В 1800 году ее муж стал послом в Берлине, и она присоединилась к нему там. Но суровое придворное общество Пруссии раздражало ее; денежные затруднения продолжались; и, в качестве кульминации, убийство царя Павла, в пользу которого стоял барон Крюденер, сделало положение посла чрезвычайно шатким. Баронесса воспользовалась случаем и отправилась в термы Теплица, откуда написала мужу, что врачи приказали ей перезимовать на юге. Он умер 14 июня 1802 года, так и не увидев ее снова.

Религиозное развитие

К концу наполеоновских войн религиозная мысль созвучна общему разочарованию в идеалах Французской революции и, следовательно, поиску альтернативы. Она оказала влияние на швейцарском Réveil, и некоторое время ее идеи оказали глубокое влияние на Александра I в России. Благодаря контактам с российским императором она и Анри-Луи Эмпайтаз, член Ревейля, частично отвечали за религиозные аспекты Священного союза.

Тем временем баронесса упивалась интеллектуальным обществом Коппе и Парижа. Теперь ей было тридцать шесть; ее очарование угасало, но ее страсть к восхищению сохранилась. Она попробовала эффект танца с шалью, подражая Эмме, леди Гамильтон ; Теперь она искала славы в литературе, а в 1803 году, посоветовавшись с Шатобрианом и другими выдающимися писателями, опубликовала « Валери», сентиментальный роман, героиней которого под тонкой завесой анонимности была она сама. В январе 1804 года она вернулась в Ригу, Ливонию.

В Риге произошло ее обращение. Один ее знакомый джентльмен, собираясь отдать ей честь, упал, умирая, к ее ногам. Шок поразил ее не слишком уравновешенный разум; она искала утешения и нашла его в работе своего сапожника, ревностного ученика Моравских братьев. Несмотря на то, что она «обрела покой», нервное расстройство продолжалось, и врач направил ее в ванны Висбадена.

В Кенигсберге у нее была беседа с королевой Луизой и, что еще более важно, с неким Адамом Мюллером, грубым крестьянином, которому Бог якобы открыл пророческую миссию королю Фридриху Вильгельму III. Хилиазм витал в воздухе. Наполеон, очевидно, был антихристом ; и последние дни должны были закончиться. Под влиянием пиетистского движения широко распространилась вера в королевских дворах, в сельских священниках, в крестьянских романах: человек восстанет с севера от восхода солнца (Ис., Xli, 25); Антихрист будет низвергнут, и Христос придет, чтобы царствовать на земле тысячу лет. Интервью определило направление религиозного развития баронессы.

Последовало короткое посещение моравских жителей в Хернхуте ; затем она отправилась через Дрезден в Карлсруэ, чтобы сесть у ног Генриха Юнг-Штиллинга, имевшего большое влияние при дворе Бадена, Стокгольма и Санкт-Петербурга. Он научил ее хилиастической вере и тайнам сверхъестественного мира. Затем, услышав, что некий пастор в Вогезах, Жан Фредерик Фонтен, пророчествует и творит чудеса, она решила пойти к нему. Соответственно, 5 июня 1801 года она прибыла в протестантский приход Сент-Мари-о-Мин в сопровождении дочери Жюльетты, падчерицы Софи и русского камердинера.

Он оставался в течение двух лет ее штаб-квартирой. Фонтейн, наполовину шарлатан, наполовину обманутый, ввел в свой дом пророчицу по имени Мари Готлибин Куммер, чьи видения, тщательно рассчитанные для ее собственных целей, стали оракулом божественных тайн для баронессы. Под этим влиянием она более твердо, чем когда-либо, верила в приближающееся тысячелетие и в свою миссию провозгласить его. Ее звание, ее безрассудная благотворительность и яркое красноречие произвели большое впечатление на простых деревенских людей; и когда в 1809 году было решено основать колонию избранных, чтобы дождаться пришествия Господа, многие несчастные крестьяне продали или раздали все, что у них было, и последовали за баронессой и Фонтеном в Вюртемберг, где было основано поселение. в Катариненплезире и замке Боннигхейм, только для того, чтобы быть разогнанным (1 мая) недружелюбным правительством.

Далее последовали странствия: в Лихтенталь близ Бадена; Карлсруэ и близкое по духу общество принцесс-пиетистов; в Ригу, где она находилась у смертного одра своей матери (24 января 1811 г.); затем обратно в Карлсруэ. Влияние Фонтен, за которого она была «духовно замужем» (мадам Фонтен довольствовалась ролью Марты в домашнем хозяйстве, пока хватало средств баронессы), теперь ослабло, и она попала под влияние Иоганна Каспара. Вегелин (1766–1833), благочестивый торговец льняной тканью из Страсбурга, который научил ее сладости полного уничтожения воли и мистической смерти. Ее проповедь и неизбирательная благотворительность теперь начали привлекать любопытные толпы издалека; и ее появление повсюду сопровождалось эпидемией видений и пророчеств, кульминацией которой стало появление в 1811 году кометы, верного знака приближающегося конца.

В 1812 году она была в Страсбурге, откуда не раз навещала Дж. Ф. Оберлина, знаменитого пастора Вальдерсбаха в Штайнтале (Бан-де-ла-Рош), и где она прославилась обращением своего хозяина Адриана де Лазе-Марнезия, префект. В 1813 году она была в Женеве, где утвердила веру группы молодых пиетистов, восставших против властей кальвинистской церкви, в частности Анри-Луи Эмпайтаза, впоследствии соратника ее главного евангелизационного триумфа. В сентябре 1814 года она снова была в Вальдбахе, где до нее был Эмпайтаз; и в Страсбурге, где к группе присоединился Франц Карл фон Беркхайм, который впоследствии женился на Джульетте. В конце года она вернулась со своими дочерьми и Эмпейтаз в Баден, что стало роковой миграцией.

Российская императрица Елизавета теперь находилась в Карлсруэ; и она и дамы-пиетисты из ее окружения надеялись, что император Александр сможет найти в руках мадам де Крюденер мир, который не принесла ему беседа с Юнг-Стиллингом. Сама баронесса писала срочные письма Роксандре де Стордза, сестре царя румынского секретаря Александра Стурдза, умоляя ее взять интервью. Казалось, результата нет; но переписка проложила путь к возможности, которую ей предоставил странный шанс реализовать свои амбиции.

Связь с царем Александром

Весной 1815 года баронесса поселилась в Шлюхтерне, анклаве Баден в Вюртемберге, и была занята убеждением крестьян продать все и бежать от грядущего гнева. Неподалеку, в Хайльбронне, 4 июня император Александр основал свою штаб-квартиру. В ту же ночь баронесса искала и добивалась собеседования. Царю, который в одиночестве размышлял над открытой Библией, ее внезапное появление показалось ответом на его молитвы; в течение трех часов пророчица проповедовала свое странное евангелие, в то время как самый могущественный мужчина в Европе сидел, уткнувшись лицом в руки, и рыдал, как ребенок; пока, наконец, он не объявил, что «обрел покой».

По просьбе царя она последовала за ним в Гейдельберг, а затем в Париж, где поселилась в отеле «Моншеню» по соседству с императорской резиденцией в Елисейском дворце. Частные двери соединяли заведения, и каждый вечер император отправлялся на молитвенные собрания, проводимые баронессой и Эмпейтаз. Казалось, что хилиазм нашел выход в высшие советы Европы, а баронесса фон Крюденер превратилась в политическую силу, с которой нужно считаться. Допуска на ее религиозные собрания добивалась толпа людей, прославленных в интеллектуальном и социальном мире; Приехали Шатобриан, Бенджамин Констан, мадам Рекамье, герцогиня Бурбонская и мадам де Дюрас. Более того, слава о чудесном обращении привлекла других членов хиластического братства, в том числе Фонтена, который привел с собой пророчицу Мари Куммер.

В этом религиозном лагере зародилась и быстро достигла своей зрелости идея Священного союза. 26 сентября знаменательное воззвание, которое должно было возвещать об открытии новой эры мира и доброй воли на земле, было подписано государями России, Австрии и Пруссии. Его авторство всегда было предметом споров. Сама мадам де Крюденер утверждала, что она предложила идею, и что Александр представил проект на ее одобрение. Это, наверное, и правильно, хотя потом царь, восстановив душевное равновесие, упрекнул ее за неосмотрительность в разговоре на эту тему. Его глаза действительно начали открываться еще до того, как он покинул Париж, и Мари Куммер была непреднамеренной причиной. В самом первом сеансе пророчица, чьи откровения были восхвалены баронессой в экстравагантных выражениях, имела злое вдохновение объявить в своем трансе императору, что воля Бога состоит в том, чтобы он наделил религиозную колонию, к которой она принадлежала! Александр просто заметил, что раньше он получал слишком много таких откровений, чтобы быть впечатленным. Влияние баронессы было поколеблено, но не уничтожено, и перед отъездом из Парижа Александр дал ей паспорт в Россию. Больше она его не увидит.

Она покинула Париж 22 октября 1815 года, намереваясь отправиться в Петербург через Швейцарию. Однако царь, оскорбленный ее опрометчивостью и понимающий насмешки, которые навлекли на него его отношения с ней, не проявил особого расположения, чтобы торопить ее приезд. Она осталась в Швейцарии, где попала под влияние бессовестного авантюриста по имени Дж. Г. Келлнер. В течение нескольких месяцев Эмпейтаз, честный энтузиаст, изо всех сил пыталась спасти ее из лап этого человека, но тщетно. Келлнер слишком хорошо умел льстить чрезмерному тщеславию баронессы: автором Священного союза мог быть никто иной, как «женщина, облеченная в солнце» из Книги Откровений.

Она бродила с Келлнером от места к месту, провозглашая свою миссию, творив чудеса, убеждая своих новообращенных продать все и следовать за ней. Куда бы она ни пошла, собирались толпы нищих и всевозможных негодяев, которых поддерживали благотворительные организации, растраченные из общего фонда. Она стала помехой для властей и угрозой для мира; Вюртемберг изгнал ее, и этому примеру последовали по очереди все швейцарские кантоны, в которые она вошла. Наконец, в мае 1818 года она отправилась в свое поместье в Коссе, Ливония (ныне Вийтина, Эстония ), в сопровождении Келлнера и остатка избранных.

Император Александр открыл Крым для немецких и швейцарских хилиастов в поисках многообещающей земли, зять баронессы Беркхайм и его жена теперь отправились туда, чтобы помочь основать новые колонии. В ноябре 1820 года баронесса наконец поехала в Петербург, где лежал больной Беркгейм. Она была там, когда пришло известие о вторжении Ипсиланти в Дунайские княжества, которое положило начало греческой войне за независимость. Она сразу же провозгласила божественную миссию царя - взяться за оружие от имени христианского мира. Александр, однако, давно обменял ее влияние на влияние Меттерниха, и он вовсе не хотел быть принужденным даже к священной войне. На предложения баронессы он ответил длинным и вежливым письмом, суть которого состояло в том, что она должна немедленно покинуть Петербург. В 1823 году смерть Келлнера, которого она до последнего считала святым, стала для нее тяжелым ударом. Ее здоровье ухудшалось, но она позволила княжне Голицыной уговорить себя поехать с ней в Крым, где она основала швейцарскую колонию. Здесь, в Карасубазаре, она скончалась 25 декабря 1824 года.

Оценка характера

Шарль Огюстен Сент-Бёв писал о мадам де Крюденер:

Elle avait un необъятный besoin que le monde s'occupât d'elle...; l'amour propre, toujours l'amour propre...

-  Сент-Бёв (1852 г.).

Ей глаза наконец открыла более добрая эпитафия, написанная ее собственными словами, произнесенная после разоблачения бедствий крымских колонистов:

То добро, что я сделал, пребудет; зло, которое я совершил (ибо как часто я не принимал за голос Бога то, что было не более чем результатом моего воображения и моей гордости), милость Бога изгладится.

-  Барбара фон Крюденер.

Кларенс Форд написал в викторианской биографии:

Мадам де Крюденер... сохраняла некое магнетическое притяжение до самых последних лет своей жизни. Вдобавок к этому она обладала исключительной грациозностью осанки и легкостью движений, что вместе с ее светлыми вьющимися волосами, которые падали мягкими локонами вокруг ее лица, придавали ее внешнему виду необычную молодость.

-  Кларенс Форд (1893).

Работает

  • Valérie, ou, Lettres de Gustave de Linar à Ernst de G…, Paris, Henrichs, 1804. имеется в архиве Gallica .
  • Écrits intimes et prophétiques de Madame de Krüdener, Париж, Éditions du Centre national de la recherche scientifique, 1975. Worldcat.
  • Le Camp de Vertus, ou la Grande revue de l'armée russe, Лион, Guyot frères, 1815. Имеется в архиве Gallica.

Книги о ней

  • Мадам де Крюденер и ее сын, 1764-1824 гг. Paris, Plon, 1961. Worldcat].

Примечания

использованная литература

Атрибуция

дальнейшее чтение

  • Empeytaz, HL (1840), Notice sur Alexandre, empereur de Russie (на французском языке) ((2-е изд.), Париж (Много информации о мадам де Крюденер, но окрашено взглядами автора)
  • Эйнар, Жан-Габриэль (1849), Vie de Madame de Krüdener (2 тома) (на французском языке), Париж долгое время в течение 19 века была стандартной жизнью и содержала много материала, но отнюдь не авторитетна.
  • Гервас, Стелла (2008), Réinventer la традиция. Alexandre Stourdza et l'Europe de la Sainte-Alliance (на французском языке), Париж: Чемпион Оноре, ISBN   978-2-7453-1669-1
  • Knapton, EJ (1937), "неопубликованное письмо мадам де Крюденер", Журнал современной истории, 9 (4): 483, DOI : 10,1086 / 243467, S2CID   144342757
  • Мюленбек, Эжен (1909), Étude sur les origines de la Sainte-Alliance (на французском языке), Париж Это было наиболее авторитетное исследование, опубликованное к 1911 г., и оно содержит множество ссылок.
  • Троят, Анри (1982), Александр России: Завоеватель Наполеона, Нью-Йорк: Даттон, ISBN   978-0802139498

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-16 11:14:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте