Баптисты в Финляндии

редактировать
Финноязычная баптистская церковь в Киссанмаа, Тампере.

Баптисты в Финляндии существуют с середины 19 века. Они являются частью баптистской ветви протестантского христианства и принадлежат к трем различным финским церковным ассоциациям. Шведоговорящие финны сформировали Шведский баптистский союз Финляндии ( шведский язык : Finlands svenska baptistsamfund), в то время как говорящие на финском языке баптисты объединились в Финскую баптистскую церковь ( финский язык : Suomen Baptistikirkko); две финские общины являются частью баптистов седьмого дня. Кроме того, существует несколько независимых баптистских церквей, в том числе баптистская церковь Грейс ( фин. Armon Baptistiseurakunta) в Тампере. Конгрегация ранее называлась Perinteinen Baptistiseurakunta на финском языке и Международная баптистская церковь на английском языке. Международная баптистская церковь Агапе в Педерсёре также входит в число независимых баптистских церквей.

Шведский союз баптистов, Финская баптистская церковь и баптисты седьмого дня считаются первыми свободными церквями в Финляндии. Позже за ними последовали методисты, пятидесятники и другие свободные евангелические церкви. Сегодня эти церкви объединены в Совет свободной церкви.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Начало на Аландских островах
    • 1.2 Рост движения
    • 1.3 Организация
      • 1.3.1 Публикации
  • 2 Богословие, структура, статистика
  • 3 баптиста седьмого дня
  • 4 Дальнейшее чтение
  • 5 Внешние ссылки
  • 6 Ссылки
История
Деревянное здание баптистской церкви в Вааякоски, Ювяскюля

Начало на Аландских островах

Шведские баптистские миссионеры основали первую финскую баптистскую общину в Фёглё, Аландские острова, примерно в 1856 году. После просьбы проповедников возродить веру местной церковной общины проповедник Карл Юстус Матиас Мёллерсвард был послан Евангелическим альянсом в Стокгольм, Швеция, в 1854 году. Мёллерсвард был первым, кто проповедовал баптистские учения в Финляндии и вызвал пробуждение, хотя из-за ожесточенного сопротивления он пробыл здесь недолго.

Однако движение продолжало расти. В 1855 году житель Аландских островов вернулся из Стокгольма с материалами о баптистских верованиях, написанными бывшим лютеранским священником Андерсом Вибергом. Фермер Йохан Эрик Остлинг был вдохновлен поехать в Стокгольм в следующем году и креститься, что сделало его первым финским баптистом.

В следующем году в Фёглё было совершено несколько крещений; они объединились с теми, кто уже крестился в Швеции, чтобы основать первую финскую баптистскую церковь.

В то время Финляндия еще была частью Российской империи. Евангелическо - лютеранская церковь Финляндии доминировала религиозная жизнь и старались всеми средствами препятствовать возникновению и распространению свободных церквей. Закон о монастырях, который запрещал религиозные собрания, кроме собраний государственной церкви, как средство остановки растущего движения пиетистов, был принят в 1726 году. Ряд баптистов предстали перед собором в Турку на слушаниях, чтобы защитить свою веру перед лютеранским духовенством в 1859. Движение неожиданно привлекло внимание лютеранского священника Хенрика Хейкеля, который поговорил с баптистами, чтобы узнать больше об их верованиях. Сам он не обратился, но его интерес состоял в том, чтобы сыграть ключевую роль в распространении церкви.

Рост движения

Хейкель переехал в материковую Финляндию со своей семьей в 1860 году. Педерсёре в Остроботнии должен был стать их домом, поскольку он был поставлен там священником лютеранской церкви. Семья поддерживала контакты с баптистами на Аландских островах; после его смерти в 1867 году его сын Виктор и дочь Анна были крещены баптистами в Стокгольме. После того, как Анна вернулась с литературой и начала проводить собрания, их обращение привело к большему количеству людей. Эту семью посетил баптистский пастор, который десять лет назад присутствовал на слушании у Хейкеля; они вместе проводили собрания, и его проповедь привела к большему обращению в движение.

Движение продолжало расти в последующие годы, и в 1870 году в Якобстаде (фин. Pietarsaari), недалеко от Педерсёре, тринадцатью людьми, включая четырех членов семьи Хейкель, была основана шведскоязычная община. В том же году Закон о конвенциях был отменен и в Финляндии. С тех пор Остроботния остается центром баптистского движения в Финляндии. Сегодня единственные две шведоязычные баптистские церкви за пределами региона расположены в Хельсинки и Карисе.

Баптистское движение быстро охватило и финноязычное население. Некоторые люди, крестившиеся в Остроботнии, были двуязычными и начали проповедовать на финском, основав несколько финноязычных церквей. Хенрик Нарс из Пурмо был одним из таких проповедников. В 1870 году моряк по имени Хенрикссон, говорящий исключительно по-фински, проповедовал евангелизацию в сельской местности Сатакунты на юго-западе Финляндии после обращения в Англию. Конгрегация баптистов Luvia недалеко от Пори (швед. Björneborg) ведет свое происхождение, также датированное 1870 годом, от его работы.

В 1871 году Джон Хаймандер, также говорящий на финском языке, который был священником в лютеранской церкви в течение 40 лет, оставил свой пост в Париккале в Южной Карелии и был крещен баптистами в Стокгольме. Было известно, что у него были дружеские отношения с семьей Хейкель. Некоторые члены семьи Хаймандера вскоре приняли крещение, и в 1872 году в Париккале была основана баптистская церковь.

Вскоре возникло больше финноязычных баптистских церквей в Юрве (1879 г.), Турку (1884 г.), Куопио (1886 г.), Тампере (1890 г.) и Илистаро (1894 г.).

Преподобный Эрик Янссон также был ключевой фигурой в распространении церкви с 1880-х годов. Присоединившись к церкви евангелиста Дуайта Л. Муди в Чикаго, Янссон вернулся в Финляндию, а затем присоединился к баптистской церкви в 1881 году. Он стал пастором баптистской церкви Петалакса, которая иногда насчитывала более 400 членов и крестила 1000 человек.

После того, как шведские баптисты исключительно поддерживают работу по развитию в Финляндии в течение первых нескольких десятилетий Главной Миссии общество в американских баптистских церквах США оказывали финансовый, начиная примерно с 1889 г..

Организация

В 1883 году шведоязычные общины вокруг Якобстада сформировали региональную ассоциацию, Vasa svenska distriktsförening, или Шведскую окружную конференцию Vasa. Также присоединились некоторые общины, говорящие на финском языке. В 1889 году недавно принятый Закон о несогласных разрешил баптистам зарегистрироваться в качестве независимого органа наряду с евангелическо-лютеранской церковью; церкви, говорящие на шведском и на финском языках, были частью ассоциации. Продолжалось сотрудничество между финскими и шведоязычными баптистами; в конце концов, в 1903 году финноязычные баптистские церкви основали отдельную национальную конференцию. Suomen baptistiyhdyskunta, Союз баптистов Финляндии, был зарегистрирован в 1928 году. Шведскоязычные церкви сотрудничают через Finlands svenska baptistmission, Шведскую баптистскую миссию Финляндии. Зарегистрированная религиозная организация, Шведский союз баптистов Финляндии (швед. Finlands svenska baptistsamfund) была основана в 1980 году; не все церкви принадлежат к Союзу, поэтому две организации сосуществуют.

Публикации

В 1892 году был впервые издан шведскоязычный журнал Finska Månadsposten (« Ежемесячная финская почта », ныне известный как Missionsstandaret, «Стандарт миссии»), основанный И.С. Остерманом, а в 1896 году - его аналог на финском языке Totuuden Kaiku (« Миссионерский стандарт »). «Эхо истины», ныне « Кодин Иставя») под редакцией писателя Вейкко Паломаа.

Богословие, структура, статистика

Два баптистских союза друг от друга отличает не только принадлежность к разным языковым группам, но и их соответствующие богословские ориентации. В то время как финский Baptistikirkko придерживается более консервативных евангельских позиций по многим вопросам, шведоязычный Baptistsamfund больше склоняется к либеральным взглядам и практикует рукоположение женщин и открытое причастие. Обучение служителей происходит в разных учреждениях. В то время как говорящие на шведском учатся в экуменической академии Або, говорящие на финском посещают Библейский институт, который работает вместе с другими бесплатными церквями.

В международной миссионерской работе финский Baptistikirkko сотрудничает с датскими, а также шведскими баптистами и поддерживает миссионеров в Африке, Азии и Южной Америке. Он также участвует в различных миссионерских проектах в Эстонии. Шведоязычный Samfund - одна из церквей, спонсирующих Европейскую баптистскую миссию.

Обе ассоциации организованы congregationally на местном уровне и synodally в качестве национальной ассоциации. Они являются членами церквей Европейской баптистской федерации и, следовательно, Всемирного баптистского альянса. Конгрегации баптистов седьмого дня также принадлежат к Всемирному баптистскому альянсу через свою международную организацию.

Шведский баптистский союз Финляндии ( Finlands svenska baptistsamfund) включает 13 общин, насчитывающих около 1000 членов. Финская баптистская церковь ( Suomen Baptistikirkko) состоит из 14 общин, насчитывающих около 1500 членов. Сообщество баптистов седьмого дня включает в себя две общины, состоящие из 35 членов. Состав и количество прихожан независимых баптистских церквей неизвестны.

Баптисты седьмого дня

История финских баптистских церквей седьмого дня начинается в 1980-х годах. Они связаны с Томасом МакЭлвейном, американцем, преподававшим на факультете сравнительного религиоведения и социальной политики Университета Турку. С 1986 по 1990 год он служил добровольным директором Баптистской миссии седьмого дня в Северной Европе. Помимо общины, основанной Макэлвейном в Турку, есть еще одна община в Хельсинки. Обе общины на национальном уровне участвуют в ассоциации Baltic Convention, которую они основали вместе с эстонскими баптистами седьмого дня.

В Тампере среди русских иммигрантов возникла одна из независимых баптистских церквей. Это стало результатом новаторской работы Тома и Линды Рухкала, пары, присланной баптистскими средними миссиями. С 2006 года мероприятия на английском языке предлагаются наряду с услугами на русском и финском языках.

дальнейшее чтение
  • Альберт В. Вардин (Hrsg.): Баптисты во всем мире. Подробный справочник. Broadman amp; Holman Publishers: [город не указан] 1995. ISBN 0-8054-1076-7
  • Эуво Аалтио: История национальных баптистов в Финляндии. Баптистская теологическая семинария: Рюшликон (Швейцария) 1958 г.
  • Дэвид Иден: Свенска баптистерна в истории Финляндии. 1856–1931 гг. AB Frams: Vasa 1931 г.
внешние ссылки
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-04-12 03:28:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте