Баптисты в Канаде имеют богатое наследие и опыт. Лоялисты Объединенной Империи и недавно прибывшие из Англии и США сформировали ядро и основу баптистской деноминации в Канаде.
Согласно Канадской переписи 2001 года, количество людей в Канаде, считающих себя баптистами, составляет 729 470 человек, что составляет около 2,5% населения, что примерно на 10% больше, чем за 10 лет после переписи 1991 года. (см. Религия в Канаде ).
Растущая практика существующих и новых церквей в Канаде и Соединенных Штатах - это исключение термина «баптист» из названия их церкви. Часто такая практика возникает из-за озабоченности по поводу того, что в церкви воспринимается как негативный стереотип в отношении ярлыка «баптист», но не в отношении церкви или баптистских верований в целом. Этот негативный стереотип часто воспринимался законничеством, связанным со словом «баптист». Церкви, которые вносят это изменение, заинтересованы в привлечении нецерковных людей, у которых могут быть препятствия на пути к присоединению к деноминации или, в частности, к становлению «баптистами». Сохранение отличного названия и простое добавление Общинной церкви в конце - обычное изменение.
Эти церкви считают, что такое название, как «Церковь благодати», с меньшей вероятностью вызывает ненужные негативные стереотипы или оскорбления, сигнализирует и вдохновляет на изменение мышления и видения церкви и соответствует лучше с окружающим сообществом.
В некоторых собраниях это изменение вызывало споры, и некоторые, особенно пожилые, не приняли его с легкостью. Наиболее частыми аргументами в пользу этого типа «ребрендинга» являются: 1) он вводит в заблуждение публику, 2) это отказ от баптистской истории, 3) он может привести церковь к компромиссу и отказу от своих баптистских убеждений, чтобы быть более инклюзивный, и 4) это может затруднить определение количества «баптистских» церквей и тех, кто верит в «отличительные черты баптистов ».
Баптистская миссионерская деятельность началась на Атлантическом побережье в 1760-х годах, но потребовалось около 100 лет, чтобы достичь западного побережья. Первое официальное упоминание о баптистской церкви в Канаде было зарегистрировано в Хортонской баптистской церкви (ныне Вулфвилл) в Вулфвилле, Новая Шотландия, 29 октября 1778 года. Церковь была основана при помощи New Light евангелист Генри Аллин. Многие из последователей Аллина после его смерти обратились и укрепили баптистское присутствие в Атлантическом регионе. Две основные группы баптистов легли в основу морских церквей. Они назывались Обычные баптисты (Кальвинисты в их доктрине) и Баптисты Свободной Воли.
Первые общины, организованные в Центральной Канаде, были в Бимсвилле, Онтарио. еще в 1776 г. и в 1794 г. в поместье Колдуэллов (ныне Сен-Жорж-де-Кларенсвиль, Квебек ). Вскоре после этого церкви были организованы в Халлоуэлле, Онтарио (1795) и в городке Халдиманд (см. Алнвик / Халдиманд ). Это были обычные баптистские общины. Церкви, которые были в согласии, начали объединяться в ассоциации, чтобы работать вместе для достижения общих целей. С тех пор возникло множество ассоциаций и объединений. В конце концов эти ассоциации объединились, чтобы сформировать конвенцию. Центр баптистского влияния и миссионерской работы в Канаде начал прочно обосновываться в Торонто после 1848 года (см. Баптистская церковь на Бонд-стрит ). Многие из первоначальных церквей были основаны конкретными миссионерскими группами из Соединенных Штатов Америки и различными этническими или языковыми группами, такими как Шведские баптистские церкви (Генеральная конференция баптистов Канады ), Северная Америка Баптистская конференция (немецкое происхождение) и Украинская евангелическая баптистская конвенция Канады.
Три значительных сдвига в ассоциациях произошли между 1905 и 1906 годами, в 1927 и в 1953 годах. С 1905 по 1906 год Объединенная баптистская конвенция приморских провинций, сформированная из союза Морской конвенции морских баптистов, свободных баптистов Нью-Брансуика и свободных баптистов Новой Шотландии. Союз постоянных баптистских церквей был образован в 1927 году в Гамильтоне, Онтарио, 77 церквями, которые вышли из Баптистской конвенции Онтарио и Квебека (BCOQ). Этот уход произошел из-за Фундаменталистско-модернистского противоречия, в центре которого был профессор официальной семинарии Конвенции в Университете Макмастера, который придерживался либерально-модернистской позиции в богословии.
В 1944 году BCOQ присоединился к Объединенной морской баптистской конвенции и Союзу баптистов Западной Канады, чтобы сформировать первую национальную канадскую баптистскую ассоциацию - Канадскую баптистскую федерацию. В 1995 году они объединились с Канадскими баптистскими международными министерствами и образовали канадские баптистские министерства. Четыре конвенции все еще существуют в рамках ассоциации, и в 1995 году насчитывалось более 1100 церквей-членов.
К 1953 году некоторые церкви вышли из Союза постоянных баптистских церквей, но остальные присоединились к (основанной в 1933 году) и образовали Содружество евангельских баптистских церквей Канады (FEBC). Содружество постоянных баптистов-миссионеров Альберты присоединилось в 1963 году, а Конвенция постоянных баптистских церквей Британской Колумбии (основанная в 1927 году) также присоединилась в 1965 году. Известное как «Содружество», оно утверждает, что является крупнейшей евангелической группой в Канаде, насчитывающей как минимум 500 церквей-членов в Канаде от побережья до побережья.
Обычная баптистская церковь в Британской Колумбии присоединилась к филиалу Южной баптистской конвенции в 1953 году. Первая ассоциация SBC была образована в 1955 году, и в настоящее время в большинстве провинций и территорий насчитывается 233 церкви с наибольшей концентрацией в западной Канаде..
Ниже приведены основные группы баптистов в Канаде, перечисленные в алфавитном порядке:
Существуют также независимые баптистские церкви, не входящие ни в одну из перечисленных выше групп.
Баптисты в Канаде имеют давние традиции и желание обучать своих членов. С этой целью они построили и управляют рядом высших учебных заведений в Канаде.