Христианизация Литвы

редактировать
Фреска в Вильнюсском соборе, относящаяся к христианизации Литвы

Христианизация из Литва (литовский : Lietuvos krikštas) произошло в 1387 году по инициативе короля Польши и великого князя литовского Владислава II Ягелло и его двоюродный брат Витаутас Великий. Это означало официальное принятие христианства Литвой, последней языческой страной в Европе. Это событие положило конец одному из самых жестоких процессов христианизации в европейской истории.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранние контакты с восточным православным христианством
    • 1.2 Крещение Миндаугаса
    • 1.3 Колебания между Востоком и Западом
    • 1.4 Христианизация Йогайлой и Витаутасом
  • 2 Последствия
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История
Ромува святилище в Пруссии

Ранние контакты с восточным православным христианством

литовцы ' контакты с христианской религией предшествовали основанию Литовского княжества в 13 веке. Первое известное упоминание названия Литва (Litua), записанное в Анналах Кведлинбурга в 1009 году, относится к халкидонским миссионерам во главе с Бруно из Кверфурт, который крестил нескольких правителей ятвягов, соседнего балтийского племени. Однако у литовцев были более активные контакты с Киевской Русью и последующими восточнославянскими государствами, которые приняли восточно-православное христианство после христианизации Киева. Русь в 10 веке.

По мере того как литовские князья расширяли свои владения на восток, влияние славянских государств на их культуру возрастало. Их примеру последовали их подчиненные и народ, заимствуя, например, многие восточнославянские версии христианских имен XI - XII веков. Это заимствование становилось все более распространенным среди языческого населения в Аукштайтии, но гораздо меньше в Жемайтии. Влияние православия на языческую литовскую культуру проявляется примерно в одной трети современных литовских фамилий, образованных из крестильных имен старославянских по происхождению. Кроме того, литовские слова, обозначающие «церковь», «крещение» и «пост », классифицируются как «заимствования из русского, а не польского».

Крещение Миндаугаса

Возникновение монашеского государства Ливонского ордена у литовских границ сделало выбор государственной религии весьма актуальным. Первым великим князем Литовским, принявшим западное христианство, был Миндаугас, хотя его племянник и соперник Таутвилас сделал это раньше, в 1250 году. Первые переводы католического молитвы из немецкого были произнесены во время его правления и известны с тех пор.

Булла Папы Иннокентия IV о передаче Литвы под юрисдикцию епископа Рима, Крещение и коронация Миндаугаса

В 1249 году союзник Таутвиласа Даниил Галицкий напал на Наваградак, а в 1250 году другой союзник Таутвиласа, Ливонский орден, организовал крупный набег на Налшию земли и владения Миндаугаса в собственно Литве. Атакованный с юга и севера и столкнувшийся с возможностью беспорядков в других местах, Миндаугас оказался в чрезвычайно трудном положении, но сумел использовать конфликты между Ливонским орденом и архиепископом Риги в своих интересах. В 1250 или 1251 Миндаугас согласился принять крещение и передать контроль над некоторыми землями в западной Литве, за что он должен был получить взамен корону.

Миндаугас и его семья крестились по католическому обряду в 1250 или 1251 году. 17 июля 1251 года Папа Иннокентий IV издал папскую буллу, провозглашая Литву Царство и государство были переданы под юрисдикцию епископа Рима. Миндаугас и его жена Морта были коронованы летом 1253 года, и было создано Литовское королевство, формально христианское государство. Даже став католиком, король Миндаугас не переставал приносить жертвы своим богам. После того, как Миндаугас отказался от христианства и изгнал всех христиан из Литвы в 1261 году, Великое княжество Литовское утратило статус западного христианского государства. Несмотря на крещение правящей семьи, Литва не стала истинно христианским государством, так как не было плодотворных усилий по обращению ее населения; Литовцы и жемайты твердо отстаивали религию своих предков.

Средневековая фреска из церкви Сен-Пьер-ле-Жен в Страсбурге, изображающая 15 Путь европейских народов к христианству. Литва представлена ​​последней фигурой.

Колебания между Востоком и Западом

Преемники Миндаугаса не проявили достаточной заинтересованности в том, чтобы пойти по его стопам. Между латинским и православным вариантами колебались десятилетия. «Для Гедиминаса и Альгирдаса сохранение язычества стало полезным дипломатическим инструментом и оружием... которое позволило им использовать обещания обращения как средство сохранения своей власти и независимости». Великий князь Альгирдас выбрал вариант «динамического баланса». На протяжении своего правления он дразнил Авиньон и Константинополь перспективами обращения; Было предпринято несколько безуспешных попыток вести переговоры о преобразовании Литвы.

Чтобы избежать дальнейших столкновений с Тевтонским орденом, в 1349 году литовский соправитель Кястутис начал переговоры с Папой Климентом VI за обращение, и ему были обещаны королевские короны для себя и его сыновей. Альгирдас охотно оставался в стороне и занимался порядком в русинской части государства. Посредник в переговорах, польский король Казимир III, совершил неожиданное нападение на Волынь и Брест в октябре 1349 года, разрушив план Кястутиса. Во время польско-литовской войны за Волынь король Людовик I Венгерский 15 августа 1351 г. предложил Кястутису мирное соглашение, согласно которому Кястутис обязался принять христианство и предоставить Венгерское королевство с военной помощью в обмен на королевскую корону. Кястутис подтвердил договор, совершив языческий ритуал, чтобы убедить другую сторону. Фактически, Кястутис не собирался соблюдать договор и сбежал по пути в Буду.

. К 14 веку Великое княжество Литовское возникло как преемник Киевская Русь в западной части своих владений. Хотя его владыка был язычником, большинство населения составляли славяне и православные. Чтобы узаконить свое правление в этих областях, литовские члены королевской семьи часто вступали в брак с православной рюриковичей аристократией Восточной Европы. В результате некоторые литовские правители были крещены в восточное православие либо в детстве (Švitrigaila ), либо во взрослом возрасте. Первым был Вайшельга, сын и наследник Миндаугаса, принявший монашеский постриг в православном монастыре в Лаврашеве около Новгородка, а затем основавший там женский монастырь.

Христианизация Ягайлы и Витаутаса

Последняя попытка христианизации Литвы была предпринята Ягайлой. Русская мать Ягайлы убеждала его жениться на Софии, дочери князя Дмитрия Московского, который потребовал, чтобы он сначала обратился в Православие и сделал Литву феодальным владением Великого княжества Московского. Однако этот вариант был нереалистичным и вряд ли остановил крестовые походы Тевтонского ордена против Литвы. Поэтому Ягайла решил принять предложение Польши стать католиком и жениться на королеве Ядвиге Польской. На этих и других условиях 14 августа 1385 г. в замке Крево Ягайла согласился принять христианство, подписав Кревский акт.

. Владислав II Ягелло был надлежащим образом крещен в Вавельский собор в Кракове 15 февраля 1386 г. и стал королем Польши. За царским крещением последовало обращение в веру большинства придворных и рыцарей Ягайлы, а также братьев Ягайлы Каригайла, Вигантас, Швитригайла и двоюродный брат Витаутас. Ягайла послал Доброгоста, епископа Познани, в качестве посла к Папе Урбану VI с ходатайством о возведении епископской кафедры в Вильнюсе и назначении Анджей Ястшембец, чтобы заполнить его.

"Крещение Литвы »Ян Матейко

Ягайла вернулся в Литву в феврале 1387 года. Крещение дворян и их крестьян сначала проводилось в столице Вильнюсе и его окрестностей. Дворянство и некоторые крестьяне Аукштайтии были крещены весной, а затем остальная литовская знать. Приходы были основаны в этнической Литве и был построен новый Вильнюсский собор построенный в 1387 году в месте разрушенного языческого храма. по информации спорного точности предоставленной Длугош, то первая приходской церкви были построены на литовском языческий города Вилкмерге, Майшягала, Лида, Неменчине, Медининкай, Крева, Хайна и Абольцы, принадлежащие к вотчине Ягайлы. 19 апреля 1389 г. папа Урбан VI признал статус Литвы как римско-католического государства.

Жемайтия была последним этническим регионом Литвы. a стать христианизированным в 1413 году после поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве и Торнового мира и его последующего возвращения в литовский контроль. В ноябре 1413 года сам Витовт плавал по реке Неман и Дубисе, достиг окрестностей Бетыгалы, где крестил первые группы жямайтов. В 1416 году было начато строительство восьми первых приходских церквей. Жемайтийская епархия была основана 23 октября 1417 года, и Матиас Тракайский стал первым епископом Жемайтии. Собор был построен в Мединкай около 1464 года.

Последствия

Этнические литовские дворяне были основными обращенными в католицизм, но язычество оставалось сильным среди крестьянство. Языческие обычаи долгое время преобладали среди простого народа Литвы и тайно соблюдались. Не было преследований священников и приверженцев старой веры. Однако к 17 веку, после Контрреформации (1545-1648), римско-католическая вера по существу взяла верх над более ранними языческими верованиями.

Обращение и его политические последствия имели длительные последствия для истории Литвы. Поскольку большинство населения Великого княжества Литовского за пределами собственно Литвы было православным, а элита постепенно переходила в католицизм, религиозная напряженность усиливалась. Некоторые из православных Гедиминидов покинули Литву в Московию, где дали начало таким семьям, как Голицыные и Трубецкие. Православное население современной Украины и восточной Белоруссии часто симпатизировало правителям Московии, которые изображали себя поборниками Православия. Эти чувства способствовали таким неудачам, как битва при Ведроше, которая нанесла вред Великому княжеству и подорвала его положение как доминирующей державы в Восточной Европе.

. С другой стороны, обращение в католицизм способствовал интеграции Литвы в культурную сферу Западной Европы и проложил путь к политическому союзу Литвы и Польши, завершившемуся в 1569 году Люблинской унии.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 14:58:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте