Бану Хилал (арабский : بنو هلال или الهلاليين) был конфедерацией племен Аравии из Хиджаз и Неджд регионы Аравийского полуострова, которые эмигрировали в Северную Африку в 11 веке. Хозяева обширных плато Неджд, они пользовались несколько дурной репутацией, возможно, из-за их относительно позднего (для арабских племен) обращения в ислам и рассказов об их кампаниях на приграничных территориях между Ираком и Сирией. Благодаря революционному движению карматов в Бахрейне и Омане они участвовали в разграблении Мекки в 930 году в своей борьбе против Фатимидский халифат. Когда последние стали хозяевами Египта и основали Каир в 969 году, они поспешили удержать непокорных бедуинов на юге, прежде чем отправить их в Центральную Северную Африку. (Ливия, Тунис и Алжир).
Согласно Ибн Халдуну бану хилал сопровождали своих жен и детей, когда они прибыли в Магриб. Они поселились в Тунисе после победы в нескольких битвах с некоторыми берберскими племенами, в конечном итоге продолжая сосуществовать с ними.
Патрилинейная генеалогическая таблицаИбн Халдун описала их генеалогию, которая состояла из двух материнских племен: самих себя и Бану Сулайм. В Аравии они жили на Газване около Таиф, в то время как Бану Сулейм посещали близлежащую Медину, имея общего кузена в ветви Аль-Яс Курайшиты. На момент переселения в Бану Хилал было шесть семей: Атбадж, Рия, Йохем, Адди, Зугба и Рбиа.
С Аравийского полуострова они сначала мигрировали на юг Египта, а затем направились в центральную часть Северной Африки. Абу Зайд аль-Хилали привел от 150 000 до 300 000 арабов в центральную часть Северной Африки, которые ассимилировались и вступили в брак с коренными народами. Фатимиды использовали племя, которое начало свое путешествие в качестве союзников и вассалов, чтобы наказать особенно трудноуправляемых Зиридов после завоевания Египта и основания Каира. По мере того как династия становилась все более независимой и отказывалась от шиитского ислама, они быстро победили Зиридов и глубоко ослабили соседнюю династию Хаммадидов и Зенату. Их приток был основным фактором языковой, культурной арабизации Магриба и распространения кочевничества в районах, где сельское хозяйство имело Ибн Халдун отметил, что земли, разоренные захватчиками Бану Хилал, превратились в полностью засушливую пустыню.
Бану Хилал позже попал под власть различных последующих берберских династий, включая Халифат Альмохадов, династия Хафсидов, династия Зайянидов и династия Маринидов. Считая их продолжающееся присутствие невыносимым, халифат Альмохадов победил Бану Хилал и вынудил многих из них покинуть Тунис и поселиться в Марокко. По прибытии турок бану хилалин восстали против Османской империи вместе с берберами в регионе Арес и к югу от Алжира.
Первоначально бану хилал вела кочевой образ жизни, выращивая крупный рогатый скот и овец. Несмотря на то, что несколько племен жили в засушливых и пустынных районах, они стали экспертами в области сельского хозяйства. Хилалин не придерживаются какой-либо конкретной идеологии и не очень консервативны, хотя большинство населения принимает ислам. Первоначально шииты, после их завоевания суннитами Магрибом большинство населения Бану Хилал перешло в Малики школу суннитского ислама. Другие племена в значительной степени арабизировали берберов в Алжире, где смешанные браки часто происходили на протяжении их общей истории.
Расчеты и записи, которые народный поэт Абдул Рахман аль-Абнуди собрал у бардов Верхнего Египта, достигли высшей точки в Тагрибат Бани Хилал, арабе. эпос, описывающий путешествие племени из Аравии в Магриб. Сказка разделена на три основных цикла. Первые два объединяют разворачивающиеся события в Аравии и других странах востока, а третье, называемое Тагриба (марш на запад), повествует о миграции Бану Хилал в Северную Африку.