Бальтасар Грасиан

редактировать
Испанский иезуит, прозаик и философ эпохи барокко
Бальтасар Грасиан
Gracián Graus.jpg Бальтасар Грасиан
Родился(1601-01-08) 8 января 1601 г.. Бельмонте де Грасиан, Арагон, Испания
Умер6 декабря 1658 (1658-12-06) (57 лет). Таразона, Арагон, Испания
Эрафилософия 17 века
РегионЗападная философия
Школа Христианская философия
Основные интересыПолитическая философия, моральная философия
Влияния
Влияли

Бальтасар Грасиан-и-Мораль s, S.J. (испанский: ; 8 января 1601 - 6 декабря 1658), более известный как Бальтасар Грасьан, был испанским иезуитом и прозаиком эпохи барокко и философ. Он родился в Бельмонте, недалеко от Калатаюда (Арагона ). Его сочинения хвалили Шопенгауэр и Ницше.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Критикон
  • 3 Искусство мирской мудрости
  • 4 Критический прием
  • 5 Работы
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Сын врача, в детстве Грасиан жил со своим дядей, который был священник. Учился в школе иезуитов в 1621 и 1623 годах и богословии в Сарагосе. Он был рукоположен в 1627 году и принял последний обет в 1635 году.

Он принял обеты иезуитов в 1633 году и посвятил себя преподаванию в различных иезуитских школах. Он провел время в Уэске, где подружился с местным ученым, который помог ему достичь важной вехи в его интеллектуальном воспитании. Он приобрел известность как проповедник, хотя некоторые из его ораторских выступлений, такие как чтение письма, посланного из ада, с кафедры, не одобрялись его начальством. Он был назначен ректором иезуитского колледжа Таррагоны и написал работы, предлагающие модели придворного поведения, такие как El héroe (Герой), El político (Политик) и El Discreto (Сдержанный). Во время испанской войны он был капелланом армии, освободившей Лериду в 1646 году.

В 1651 году он опубликовал первую часть Criticón (Faultfinder) без разрешения своего начальства. которым он неоднократно ослушался. Это вызвало недовольство Общества. Игнорируя выговоры, он опубликовал вторую часть Criticón в 1657 году, в результате чего был наказан и сослан в Граус в начале 1658 года. Вскоре Грациан написал, чтобы подать заявление о членстве в другом религиозном ордене. Его требование не было выполнено, но его санкция была ослаблена: в апреле 1658 года он был отправлен на несколько второстепенных должностей в Коллегию Таразона. Его физический недостаток не позволил ему посещать провинциальную общину Калатаюд, и 6 декабря 1658 года Грациан умер в Тарасоне, недалеко от Сарагосы в Королевстве Арагон.

Грациан - самый представительный писатель испанского барокко литературный стиль, известный как Conceptismo (концептуализм), наиболее важным теоретиком которого он был; его Agudeza y arte de ingenio («Остроумие и искусство изобретательства») - это одновременно поэтика, риторика и антология концептуального стиля.

Арагонская деревня, где он родился, Бельмонте-де-Калатаюд, изменила свое название на Бельмонте-де-Грасиан в его честь.

Criticón

Criticón, первое издание (1651).

Три части Criticón, опубликованные в 1651, 1653 и 1657 годах, снискали себе славу в Европе, особенно в немецкоязычных странах. Это, без сомнения, авторский шедевр и одно из величайших произведений Сигло де Оро. Это длинный аллегорический роман с философским подтекстом. Он напоминает византийский стиль романа в его многочисленных перипетиях и многочисленных приключениях, которым подвергаются персонажи, а также пикареский роман в его сатирическом взгляде на общество, о чем свидетельствует в долгом паломничестве, предпринятом главными героями: Критило, «критическим человеком», олицетворяющим разочарование, и Андренио, «естественным человеком», олицетворяющим невинность и примитивные порывы. Автор постоянно демонстрирует перспективистскую технику, которая разворачивается в соответствии с критериями или точками зрения обоих персонажей, но не во множественном, а в противоположном смысле, как в Мигель де Сервантес. Роман раскрывает философию, пессимизм, с которой отождествлялся один из величайших его читателей и почитателей, немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр.

Ниже приводится краткое изложение Criticón, сведенное почти к эскизу, сложной работы, требующей детального изучения.

Критило, светский человек, терпит кораблекрушение на побережье острова Санта-Елена, где он встречает Андренио, естественного человека, который вырос в полном неведении о цивилизации. Вместе они отправляются в долгое путешествие на Остров Бессмертия, путешествуя по долгому и тернистому пути жизни. В первой части, «En la primavera de la niñez» («Весной детства»), они присоединяются к королевскому двору, где переживают всевозможные разочарования; во второй части «En el otoño de la varonil edad» («Осенью эпохи мужественности») они проходят через Арагон, где они посещают дом Саластано (an анаграмма имени друга Грасиана Ластаноса), и путешествие во Францию, которую автор называет «пустошью Гипокринды», полностью населенной лицемерами и тупицами, завершающееся посещением дома сумасшедших. В третьей части, «En el invierno de la vejez» («Зимой старости»), они прибывают в Рим, где встречаются в академии, где встречаются с самыми изобретательными людьми, и наконец прибывают на Остров Бессмертия.. Он умен и внес большой вклад в мир. Одна из его самых известных фраз - «Уважай себя, если ты хочешь, чтобы другие уважали тебя».

Oráculo manual y arte de prudencia (detalle).jpg

Искусство мирской мудрости

В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Oráculo Manual y Arte de Prudencia

Стиль Грациана, обычно называемый концептуализмом, характеризуется многоточие и концентрация максимума значимости в минимуме формы, подход, называемый по-испански agudeza (остроумие), и который доведен до крайности в Oráculo Manual y Arte de Prudencia (буквально «Учебный оракул и искусство рассудительности», обычно переводимое как «Искусство мирской мудрости»), который почти полностью состоит из трехсот максим с комментариями. Он постоянно играет со словами: каждая фраза становится головоломкой, используя самые разные риторические приемы.

Его привлекательность не изменилась: в 1992 году перевод этой книги Кристофером Маурером оставался 18 недель (2 недели на первом месте) в списке The Washington Post общих бестселлеров документальной литературы. Было продано почти 200 000 копий.

Критический прием

Британская энциклопедия 1911 года писала о Грациане: «Его чрезмерно хвалил Шопенгауэр, чья оценка автора побудила ему переводить руководство Оракуло, и он был чрезмерно обесценен Тикнором и другими. Он острый мыслитель и наблюдатель, введенный в заблуждение своей систематической мизантропией и своими фантастическими литературными теориями ".

Ницше писал об Оракуло: «Европа никогда не создавала ничего более тонкого или сложного в вопросах моральной тонкости», и Шопенгауэр, который перевел ее на немецкий язык, считал книгу «Абсолютно уникальной... книгой, предназначенной для постоянного использования...... спутник жизни "для тех, кто хочет процветать в великом мире". Перевод руководства Oráculo с испанского, сделанный Джозефом Джейкобсом (Лондон: Macmillan and Co., Limited), впервые опубликованный в 1892 году, имел огромный коммерческий успех и был многократно переиздан в течение многих лет (последний раз Шамбала). Перевод Джейкобса якобы был прочитан Уинстоном Черчиллем семь лет спустя на корабле, на котором он отправился на англо-бурские войны.

В Париже в 1924 году переработка и перепечатка перевода на французский язык Авраама-Николя Амелота де ла Уссэ с предисловием Андре Рувейра привлекли там широкую читательскую аудиторию, и Андре Жид восхищался им. Новый перевод Кристофера Маурера (Нью-Йорк: Doubleday) стал национальным бестселлером в США в 1992 году [1], а английское издание, разошедшееся тиражом почти 200 000 экземпляров, было переведено на финский, китайский и японский языки., Португальский и многие другие языки.

Работы

  • El héroe (1637, Герой), критика Макиавелли, рисующий портрет идеального христианского лидера.
  • El político Don Fernando el Católico (1640, Король-политик Фердинанд Католик ) представляет свой идеальный образ политика.
  • Arte de ingenio (1642 г., в редакции Agudeza y arte de ingenio в 1648 г.), эссе по литературе и эстетике.
  • El discto (1646, The Complete Gentleman) описывает качества, которые делают изощренного человека мира.
  • Oráculo Manual y Arte de Prudencia (1647), переводится как Искусство мирской мудрости (Джозеф Джейкобс, 1892), Оракул, Руководство по искусству осмотрительности (автор LB Уолтон), «Практическая мудрость в опасные времена» (в избранных материалах Дж. Леонарда Кея) или «Наука успеха и искусство благоразумия», его самая известная книга, около 300 афоризмов с комментариями.
  • El Criticón (1651 г.) –1657), роман, первая часть переведена как «Критик» Сэр Поль Рико в 1681 году.

Единственная публикация, носящая имя Грациана, - El Comulgatorio (1655); его наиболее важные книги были выпущены под псевдонимом Лоренцо Грасиан (брат писателя) или под анаграммой Грасии де Марлонес. Грасиан был наказан за публикацию без разрешения своего начальника El Criticón (в котором Дефо якобы обнаружил зародыш Робинзона Крузо ), но по существу не было возражений

.>

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Грасиан и совершенство, Монро З. Хафтер (1966)
  • Бальтасар Грасиан, Вирджиния Р. Фостер (1975)
  • Правда Замаскирован Теодором Л. Касье (1976)
  • Роберт Грин и Йост Элфферс «48 законов власти» (1999)
  • БАТЛЛОРИ, Мигель. и Перальта, Чеферино. Baltasar Gracián en su vida y en sus obras, Сарагоса: CSIC, 1969.
  • BLANCO, Mercedes. Les rhétoriques de la pointe. Baltasar Gracián et le conceptisme en Europe, París, Librairie Honoré Champion, 1992.
  • BLECUA, Хосе Мануэль. «Baltasar Gracián, un pensador europeo del siglo XVII». Mundo Hispánico 29 (1976) 14–15.
  • ИДАЛЬГО-СЕРНА, Эмилио. El pensamiento ingenioso en Baltasar Gracián. El «Concepto» y su función lógica, Barcelona, ​​Anthropos 2. 1993.
  • ХИМЕНЕС МОРЕНО, L. «Presencia de Baltasar Gracián en filósofos alemanes: Schopenhauer y Nietzsche». Baltasar Gracián. Selección de estudios, фактическое расследование и документация, Барселона. Дж. Аяла (ред.). 1993 (Антропос 37, 1993). 125–138.
  • МАРАВАЛЬ, Хосе А. «Antropología y política en el pensamiento de Gracián». «Un mito platónico en Gracián». Estudios de Historia del Pensamiento Español. Мадрид: Cultura Hispánica, 1984. 333–373. 375–383.
  • МУРАТТА БУНСЕН, Эдуардо. «Gracián y el Concepto de prudencia». Los Conceptos de Gracián. Себастьян Ноймайстер (ред.). Берлин: Verlag Walter Frey, 2010. 69–98.
  • NEUMEISTER, Себастьян. «Грасиан философо». Estado actual de los estudios sobre el Siglo de Oro. М. Гарсия Мартин (ред.). Salamanca, Universidad de Salamanca, 1993. 735–739.
  • ПАТЕЛЛА, Джузеппе, «Gracián o della perfezione», Roma, Edizioni Studium, 1993.
  • PELEGRN, Benito. Éthique et esthétique du baroque. L'espace jésuitique de Baltasar Gracián, Arles, Actes Sud / Hubert Nyssen, 1985.
  • ROMERA NAVARRO, M. Estudios sobre Gracián, Остин, University of Texas Press, 1950.
  • СОБЕЖАНО, Гонсало. «Грациан и проса идей». Historia y crítica de la literatura española. Франсиско Рико (ред.). Барселона: Crítica, 1983. 904–970.
  • WILMAT, K.D. Философия образования Бальтасара Грациана, (диссертация в Канзасском университете), Лоуренс, 1979, 346.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бальтасаром Грацианом
Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с Бальтасаром Грасианом.
Последняя правка сделана 2021-05-11 08:43:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте