Бакинская инициатива - международная инициатива Европейского Союза. Это политический диалог по сотрудничеству в области энергетики и транспорта между Европейским Союзом, Турцией и бывшими советскими республиками, проводимый в рамках INOGATE энергетическая и транспортная программы ТРАСЕКА
Бакинская инициатива исходит из Европейской политики соседства запущен в 2004 году. 13 ноября 2004 года состоялась Первая министерская конференция по энергетическому сотрудничеству между ЕС и прибрежными государствами Черного моря, Каспийского моря и их соседями. Баку. Выводы этой конференции стали известны как Бакинская инициатива. В то же время была проведена конференция министров транспорта, в результате которой 14 ноября было официально объявлено о поддержке рамок программы ЕС TRACECA. Вторая министерская конференция после Энергетической инициативы была проведена в Астане, Казахстан, 30 ноября 2006 года. Вторая министерская конференция транспорта прошла в Софии, Болгария, 2–3 мая 2006 года.
Инициатива направлена на усиление интеграции энергетических рынков стран-участниц с энергетическим рынком ЕС с целью создания прозрачной энергетики. рынки, способные привлекать инвестиции, а также повышать надежность энергоснабжения. Некоторые авторы описывают эту цель как европейское финансирование и инвестиции в развитие инфраструктуры в обмен на гарантии поставок на европейские рынки.
Целями инициативы является гармонизация правовых и технических стандартов для создания функционирующей интегрированной энергетической системы. рынок в соответствии с европейскими и международными правовыми и нормативными базами; повышение безопасности и надежности энергоснабжения за счет расширения и модернизации существующей инфраструктуры; замена старой и неэффективной инфраструктуры производства электроэнергии экологически чистой инфраструктурой производства электроэнергии; разработка новых инфраструктур и внедрение современной системы мониторинга их работы; улучшение управления спросом и предложением энергии за счет интеграции эффективных и устойчивых энергетических систем; и содействие финансированию коммерчески и экологически жизнеспособных энергетических проектов, представляющих общий интерес. Дорожная карта для достижения этих целей была принята на Министерской конференции в Астане. В дорожной карте перечислены следующие приоритеты:
Эта деятельность финансировалась через Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.
Согласно перед Управлением транспорта ЕС: «Бакинская инициатива направлена на то, чтобы дать импульс трансъевропейскому транспортному сотрудничеству на основе взаимной заинтересованности в постепенной интеграции их соответствующих транспортных сетей и рынков в соответствии с европейскими и международными правовыми и нормативными рамками. Он обеспечивает вспомогательную основу для ТРАСЕКА, чтобы способствовать размышлениям о сотрудничестве между ЕС, прибрежными государствами Черного и Каспийского морей и их соседями, а также для обеспечения согласованности с приоритетами ЕС в контексте его Политики добрососедства.
В соответствии с выводами, сделанными на конференции министров транспорта ЕС-Каспийского региона 14 ноября 2004 г. в Баку, были созданы 4 рабочие группы экспертов (авиация, безопасность на всех видах транспорта, автомобильный и железнодорожный транспорт, транспортная инфраструктура).
После встречи в Софии в 2006 г. была добавлена пятая рабочая группа, занимающаяся морским транспортом.
Страны-партнеры по транспортным и энергетическим аспектам и вопросам Бакинской инициативы перечислены ниже. Помимо Турции, большинство членов - это бывшие республики Советского Союза :
Европейский Союз следит за развитием Бакинской инициативы через Европейскую комиссию (Генеральный директорат по транспорту и энергетике; Генеральный директорат по внешним связям и Бюро по сотрудничеству EuropeAid). Технический секретариат INOGATE (который находится в Киеве, с региональным офисом в Тбилиси, охватывающим Кавказ ) координирует энергетические аспекты от имени Комиссии и Секретариат ТРАСЕКА (который находится в Баку с региональным офисом в Одессе ) выполняет ту же функцию в отношении транспортных аспектов.
Некоторые эксперты, например Франк Умбах из Центра стратегий европейской безопасности раскритиковал Бакинскую инициативу и другую политику в отношении Каспийского региона за слишком большой упор на техническое сотрудничество вместо поиска более стратегического долгосрочного сотрудничества.