Народ бака (Камерун и Габон)

редактировать
Африканская этническая группа
Народ бака
Танцоры бака июнь 2006.jpg Танцоры бака в Восточной провинции Камеруна
Общая численность населения
от 5000 до 30 000
Регионы со значительной численностью населения
Центральная Африка, Камерун и Габон
Языки
Бака, Ганзи, Гунди (Нгонди), Французский
Религия
Африканская традиционная религия, Христианство
Родственные этнические группы
Ака, Геле, Кола

Люди бака, известные в Конго как Баяка (Бебаяка, Бебаяга, Бибая), являются этническая группа, населяющая юго-восточные тропические леса Камеруна, север Республики Конго, север Габон и юго-запад Центральной Африканская Республика. Иногда их называют подгруппой тва, но эти два народа не имеют близкого родства. Точно так же имя «бака» иногда по ошибке применяется к другим народам этой местности, которых, как и бака и тва, исторически называли пигмеями - термин, который больше не считается уважительным.

Содержание
  • 1 Идентичность
  • 2 Ссылки на «пигмеев» на протяжении всей истории
  • 3 Культура
    • 3.1 Охота и собирательство
    • 3.2 Системы религии и убеждений
  • 4 Традиционная медицина
  • 5 Проблемы
    • 5.1 Отношения
    • 5.2 Отсутствие прав
      • 5.2.1 Права на образование
    • 5.3 Вырубка лесов
      • 5.3.1 Последствия для народа бака
  • 6 Некоммерческие усилия
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Идентификация
Пигмеи (Конго)

Все люди бака - охотники-собиратели, ранее называемые пигмеями, проживающие в Центральноафриканский тропический лес. Имея средний рост 1,52 метра (5 футов) и ведущий полукочевой образ жизни, бака часто подвергаются дискриминации и маргинализации в обществе.

Тропический лес в Габоне, Центральная Африка, где проживает часть бака.

Они проживают на юго-востоке Камеруна, на севере Габона и в северной части Республики Конго. В Конго народ бака иначе известен как баяка. Некоторые бака также встречаются на юго-западе Центральноафриканской Республики. Хотя народ бака проживает в тропических лесах Центральной Африки, в основном они сконцентрированы в Камеруне, поскольку община бака в Камеруне составляет примерно 30 000 человек.

Вождь бака в заповеднике джа

Бака - это полукочевые люди, как и другие охотники-собиратели, такие как багиели и тва. Однако они постепенно становятся более оседлыми людьми из-за интенсивной вырубки тропических лесов Центральной Африки . Давление со стороны их более высоких и доминирующих соседей, банту, также замедлило мобильность народа бака.

Бака успешно сохранили свой язык, также называемый бака. В отличие от языков своих соседей (Кузиме, Бакум и Банганду), которые имеют корни банту, Бака происходит из другой языковой семьи, убангийской.

Ссылки на «пигмеев» на протяжении всей истории

Самая старая ссылка на «Пигмеи» относятся к 2276 г. до н.э., когда фараон Пепи II описал видение «танцующего карлика бога из страны духов» в письме к руководителю экспедиции работорговли. В Илиаде, Гомер описал «пигмеев» как темнокожих мужчин, участвующих в войне с журавлями. Они были ростом с «пигмеи», что означало, что они измеряли длину от локтя до сустава или около полутора футов в длину. Примерно три столетия спустя (500 г. до н.э.) грек Геродот сообщил, что во время путешествия по западноафриканскому побережью исследователь видел «людей-карликов, которые носили одежду, сделанную из пальмы»

.

В 1995 году Джоан Марк написала «Короля мира в стране пигмеев», интерпретирующую биографию Патрика Трейси Лоуэлла Патнэма, антрополога, который 25 лет жил среди бамбути «пигмеи» в Заире. Марк пишет, что Аристотель в 340 г. до н.э. был первым, кто в своей Historia Animalium рассказал о маленьких человечках Гомер, описанных в Илиаде., к тем, кого видели ранее на африканском побережье. Далее он объясняет, что из-за пропасти, существовавшей между Европой и Африкой после распада Римской империи, большинство европейцев, живших в 18 веке считал "пигмеев" мифическими существами.

В 1890 году валлийский журналист Генри Стэнли дал, по словам антрополога Пола Раффаэле, первый современный отчет о существовании «пигмеев». В своей книге «В самой темной Африке» Стэнли описал встречу с парой «пигмеев». Стэнли пишет о них: «В нем было имитируемое достоинство, как у Адама ; в ней женственность миниатюрной Евы ".

. В 1906 году конголезский « пигмей » «Ота Бенга был выставлен среди обезьян в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке. Согласно The New York Times, рост Ота составлял 4 фута и 11 дюймов. Этот эпизод до сих пор вызывает серьезные споры, поскольку статья в The New York Times была написана об Оте более 100 лет спустя. По данным Times, черный священник и суперинтендант приюта для сирот Говарда в Бруклине преподобный Джеймс Х. Гордон счел экспонат расистским и унизительным. «Наша раса, мы Думаю, достаточно подавлен, не показывая одного из нас с обезьянами, - сказал г-н Гордон. - Мы считаем, что достойны того, чтобы считаться людьми с душой.

Культура

Охота и собирательство

Люди бака - главные охотники-собиратели тропических лесов Центрального Запада. Африка. Группы устраивают временные лагеря из хижин, построенных из изогнутых ветвей, покрытых большими листьями (хотя сегодня все больше и больше домов строятся по методам банту ).

Бака охотятся и собирают себе еду. Мужчины охотятся и ловят ловушки в окружающем лесу, используя отравленные стрелы и копья с большим эффектом. Мужчины также приветствуют помощь собак при отправлении на охоту.

Рыбалка очень важна в культуре бака, поскольку мальчиков учат пользоваться удочкой в ​​раннем возрасте. Мужчины ловят рыбу, используя химические вещества, полученные из измельченного растительного сырья. Используя быстро движущуюся речную воду, они рассеивают химическое вещество вниз по течению. Это нетоксичное химическое вещество лишает рыб кислорода, заставляя их всплывать на поверхность и легко улавливаются людьми бака. Другой метод рыбной ловли, которым обычно занимаются только женщины, - это ловля на плотине , при которой вода удаляется с участка с плотиной, а рыба вылавливается с открытого грунта. Дети и девочки-подростки часто сопровождают женщин, когда они ловят рыбу в близлежащих ручьях. Их задача - не только ловить рыбу со взрослыми, но и помогать женщинам, присматривая за младенцами, пока они ловят рыбу. Женщины выращивают такие растения, как бананы, бананы и бананы, и занимаются пчеловодством. Группа остается в одной области, пока не будет выслежена. Затем он покидает лагерь и обосновывается в другой части леса. Группа является коллективной и принимает решения на основе консенсуса.

В засушливый сезон бака обычно перемещается и разбивает лагерь в лесу, чтобы облегчить рыбалку и общий сбор пищи. Бака наиболее активны в эти засушливые сезоны. Мужчины охотятся от рассвета до заката, а женщины собирают два вида фруктов: «мабе» и «пеке», которые используются для получения сока и орехов. Люди бака продолжают следить за деятельностью пчел, чтобы добыть мед или «поки».

Религия и системы верований

Бака поклоняются духу леса называется Jengi (также известный как Djengui или Ejengi). Дух играет роль посредника между высшим существом, Комба, и народом бака. Таким образом, бака сравнивают Дженги с отцом-защитником или опекуном. Они твердо верят и почитают Дженги, поскольку считают, что он - единственный путь к Комбе. Народ бака считает, что Дженги вездесущ в лесу, что позволяет ему наказывать нарушителей в пределах леса. В конечном итоге, бака поклоняются природе, поскольку в ней обитает Комба, а не Дженги.

После успешной охоты бака поклоняются Дженги песнями благодарения и танцами в ритуале, называемом Лума. Эти ритуалы необходимы для того, чтобы Дженги предстал перед бака, поскольку они считают, что он показывает себя только тогда, когда среди жителей деревни царит гармония. Дженги также появляется во время важной церемонии Дженги, где молодой человек превращается из мальчика в мужчину. Во время этих церемоний молодые мужчины бака добровольно получают инициацию от Дженги. После инициации они получают право жить и свободно ходить в священном лесу. Эта секретная церемония была изучена антропологом Мауро Кампаньоли, который утверждает, что смог принять участие. Журналист Пол Раффаэле описывает свой опыт с Дженги:

«Из тени вышли полдюжины мужчин бака, сопровождавших существо, сверху донизу закутанное в полосы красновато-коричневой рафии. Ни черт, ни конечностей, ни лица. «Это Эдженги», - сказал Вассе дрожащим голосом. Сначала я был уверен, что это был пигмей, замаскированный листвой, но пока Эдженги скользил по затемненной поляне, барабаны били все громче и быстрее, и поскольку пение пигмеев становилось все более безумным, я начал сомневаться в своих собственных глазах ».

Смерть считается несчастьем для бака. Они считают смерть одного из них проявлением духовного разлада. Каждое племя, ставшее свидетелем смерти одного из своих, обязано молиться Дженги и танцевать вокруг покрытого обломками трупа всю ночь. Танец, исполняемый во время ритуалов смерти, называется Мбуамбуа. После долгой ночи танцев жители деревни уходят от того места, где они были размещены, оставляя труп, и отправляются в другое место, чтобы избежать проклятия.

Традиционная медицина

Традиционная медицина В медицине бака в основном используются лечебные травы. Различные растения можно варить или измельчать в мякоть для лечения различных заболеваний или бесплодия. Эти средства часто используются для лечения детей, поскольку в районах, где они чаще всего используются, высока детская смертность. Хотя эффективность этих средств не доказана, эта традиционная медицина настолько известна, что даже не-бака ищут своих целителей для лечения.

Многие люди бака болеют лихорадкой Эбола, но ни у одного из них нет. сообщалось, что у них проявлялись какие-либо симптомы.

Проблемы

Отношения

В социально-экономической и политической сферах люди бака не считаются равными жителям деревни банту. Бака полагаются на фермеров в вопросах торговли. Они обменивают часть своих сырьевых товаров (фрукты, дикие орехи, лекарственные растения и т. Д.) На деньги и промышленные товары. Фермеры - единственная связь бака с современной камерунской или габонской бюрократией. Из-за этого бака часто работают у фермеров в качестве наемных слуг. Таким образом, бака выполняют большинство приказов фермеров. Эти несбалансированные отношения часто вызывают напряженность между двумя группами. Это неравенство увековечивается тем фактом, что некоторые жители деревни говорят по-французски (национальный язык Камеруна и Габона), но ни один из них не говорит на языке бака.

Отсутствие прав

Народ бака составляет ацефальное общество, в котором нет политических лидеров или иерархий. Это затрудняет ассимиляцию бака с политическим ландшафтом Габона и Камеруна. По словам антрополога Алека Леонхардта, люди бака лишены своих прав человека. Леонхардт объясняет, что борьба за права бака не входит в политические программы Камеруна и Габона и не входит в «политическую повестку дня» проекта декларации ООН о правах коренных народов, рабочей группы, целью которой является борьба за права коренных народов. права коренных народов.

Право на образование

Будучи охотниками-собирателями, а не фермерами, бака сталкиваются с проблемами, когда дело касается образования. Поскольку бака являются этническим меньшинством как в Камеруне, так и в Габоне, их часто либо исключают из соответствующих школьных систем, либо вынуждают отказаться от своей культуры и ассимилироваться с банту. Формальное школьное образование для молодежи Бака часто может быть затруднено для них, поскольку оно не соответствует их кочевому образу жизни.

По словам антрополога Камеи Набутаки, хотя существуют государственные школы для Все дети бака часто предпочитают не посещать школу, потому что образование, как правило, не является центральной частью культуры бака. Во-вторых, она объясняет, что бака предпочитают не посещать школу из-за их физического расстояния от этих школ, поскольку большинство формальных школ построено за пределами поселений бака. Бака также склонны чувствовать себя некомфортно в этих государственных школах, поскольку их часто презирают соседи банту и высмеивают за их небольшой рост. Кроме того, они не чувствуют себя комфортно, посещая школу, потому что они не понимают языка, поскольку в этих школах принимаются только французский язык и языки банту. Камей также описывает экономические причины, по которым дети бака не ходят в государственные школы. Родители бака часто не могут позволить себе отправлять своих детей в школу, поскольку только небольшая часть общества бака является материальной.

Вырубка лесов

В последние годы вырубка лесов тропический лес сильно увеличился. Например, были начаты некоторые проекты по обезлесению с целью закупки пальмового масла, которое в основном находится в пределах леса. Survival International недавно выступила с инициативой, чтобы помочь людям бака выжить в условиях крайней вырубки лесов в их домах.

Последствия для народа бака

Вырубка лесов влияет на бака, поскольку лес является их домом. Антрополог Шихо Хаттори записал около 100 инструментов, которые бака используют ежедневно для приготовления пищи, охоты и собирательства, ритуалов и т. Д. Из этих 100 предметов, Хаттори сообщает, что 40 (или около 2/5) этих предметов были сделаны «частично или полностью вне дома». природных ресурсов ", найденных в лесу. Эти проекты по вырубке лесов могут быть чрезвычайно пагубными для бака, поскольку они разрушат окружающую среду, от которой они так сильно зависят как для своего существования, так и для экономического положения перед фермерами.

Некоммерческие усилия

Католическая миссионерская группа (FEC) выступила с инициативой облегчить доступ молодежи Бака к формальной системе школьного образования, создав школу Мапала в 1992 году. FEC призвал учителей Бака преподают на французском и на языках бака. Родители также могли заплатить более дешевую 500 FC (или около 1 доллара США) для своих детей, чтобы они научились навыкам, связанным с образом жизни бака во время занятий. Эта инициатива помогла уменьшить культурный разрыв между бака и банту.

В 1998 году был инициирован проект Дженги, природоохранный проект, с целью защиты трех важных лесных районов:, (также Бека) и. Руководители проектов разрабатывают меры для достижения своей цели по сохранению богатства видов и листвы тропического леса. Например, одной из таких мер было усиление правил охоты в лесу. Эти лидеры попытались привлечь бака к участию в проекте, поскольку эти новые правила не только помогут им сохранить их естественную среду обитания, но также повлияют на их образ жизни. Однако заинтересованная группа Бака не очень откликнулась и, похоже, не хотела участвовать в проекте. С другой стороны, фермеры, похоже, были очень заинтересованы в том, чтобы внести свой вклад и поддержать усилия. Антрополог Хиттори подозревает, что бака могли быть безразличны к проекту, поскольку считали, что это был просто еще один способ для фермеров усилить свое господство над ними.

См. Также

Другие группы пигмеев:

Исследователи, изучавшие культуру пигмеев:

Ссылки
Дополнительная литература
  • Fanso, VG (1989) История Камеруна для средних школ и колледжей, Vol. 1: От доисторических времен до девятнадцатого века. Гонконг: Macmillan Education Ltd.
  • Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Баменда: Неба Паблишерс.
  • National Geographic: Бака - Люди леса (1988)
  • Сарно, Луис, (1996) Баяка: необычная музыка пигмеев Бабензеле, Ellipsis Arts
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 07:27:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте