Байтала-деуḷа | |
---|---|
ବଇତାଳ ଦେଉଳ | |
По часовой стрелке сверху слева: вид сбоку на главную дейулу, изображение Ардханаришвары, вид на деула и джагамохана с тремя видимыми башнями и флагами, которые дали ему название tinimundia deula | |
Религия | |
Принадлежность | Индуизм |
Район | Хурда |
Божество | Чамунда или Капалини (Шакти ) |
Местоположение | |
Местоположение | Бхубанешвар |
Штат | Одиша |
Страна | Индия |
Местоположение в Одиша | |
Географические координаты | 20 ° 16'N 85 ° 15'E / 20,267 ° N 85,250 ° E / 20,267; 85,250 Координаты : 20 ° 16'N 85 ° 15'E / 20,267 ° N 85,250 ° E / 20,267; 85,250 |
Архитектура | |
Тип | Архитектура Калинга |
Baitā dea deuḷa или Vaitāḷa deuḷa (Odia : ବଇତାଳ ଦେଉଳ, Devnagari : वैताळ देउळ) 8 век индуистский храм типичного хакарского стиля, посвященный богине Чамунде, расположенный в Бхубанешваре, столице Одиши, Индия. Местные жители также называют его Tini-mundia deula из-за трех шпилей на его вершине, что является очень отличительной и необычной особенностью. Считается, что три шпиля представляют три силы богини Чамунды - Махасарасвати, Махалакшми и Махакали.
Храм Байтата Деуца Поразительной особенностью является форма башни-святилища. Полуцилиндрическая форма его крыши является ведущим примером храмов хахарского ордена, что имеет сходство с дравидийскими гопурамами южноиндийских храмов. Его остроконечные башни с рядом шихар свидетельствуют о явных признаках южного вторжения. План deuḷa продолговатый, а jagamohana представляет собой прямоугольную структуру, но в каждом углу встроена небольшая вспомогательная святыня. Baitala deuḷa может похвастаться некоторыми фигурами, хотя и рельефными, но характеризующимися тонкостью черт и идеальным равновесием.
Внешние стены инкрустированы панелями с изображениями индуистских божеств, в основном Шивы и его консорт Парвати в ее форме Шакти, охотничьи процессии, поимка диких слонов и случайные эротические пары.
На фасаде дэуа над левым уголком джагамоханы преобладают два окна чайтья - нижнее из них имеет красиво вырезанную фигуру Сурьи, бога Солнца, известного своим выражением лица, с Уша (Рассвет) и Пратюша стреляют стрелами по бокам и с Аруной впереди, управляя колесницей из семи лошадей.
В медальоне в верхнем окне Чайтья изображен 10рукий Натараджа или танцующий Шива. Перед Джагамоханой с плоской крышей стоит каменный столб с двумя фигурами, подобными Будде, сидящими в мудре Дхарма-Чакра-Правартана.
Еще одна поразительная особенность - храмовые тантрические ассоциации, отмеченные жуткими резными фигурками в святилище и изображением, закрепленным в центральной нише, восьмирукий Чамунда, местно известный как Капатини, это устрашающая форма богини Дурги. Таким образом, Baitā Dea Deuḷa - это святыня Shakti.
Верховное божество, Чамунда или Чарчика сидит на трупе в окружении шакала и совы и украшено гирляндой из черепа. Она держит змею, лук, щит, меч, трезубец, удар молнии и стрелу и пронзает шею демона. Ниша увенчана окном чайтья, в котором сидят Шива и Парвати.
Чамунда окружена множеством других союзных божеств меньшего размера, вырезанных в нижних частях стен, каждое в нише, отделенной пилястрами. Фигура на восточной стене, справа от двери, представляет собой скелет Бхайравы, образующего копию Чамунды.
Другой, высеченный на северной стене, поднимается из земли, наполнив свою чашу из черепа кровью человека, отрубленная голова которого лежит справа. На пьедестале подношение еще двух голов на подносе, покоящемся на треноге, в окружении шакала, питающегося обезглавленным телом справа, и женщины, держащей голову слева.
Тантрический характер храма также отмечен каменным столбом, к которому были привязаны жертвоприношения, прямо перед джагамоханой. Искусственный свет необходим, чтобы видеть в темноте интерьера, хотя раннее утреннее солнце освещает интерьер.
Аласаканья
Ганеша
Фронтон в одной из сторон храма, изображающий Шиву в сидячем положении
Фронтон на вершине двух колонн и ниши.
Предполагаемый камень, на котором приносились жертвы. Это известно как харикадха или джупастамбха.
Предполагаемый камень, на котором приносились жертвы, крупный план.
Фронтон на одной из сторон храма.
Крупный план центрального фронтона
Деталь рельефа храма Байтала Деула с символом Пурна Калаша в окружении гирлянд.
Двойной фронтон, изображающий танцующего Шиву.
Надпись на внешней правой стене письмом Одиа. Он читается как «ସ୍ରୀକାସୀପ୍ତୀ ସ୍ରଣ» (транслитерация: шри касипти шрана) в древнем Одиа, что означает «Я ищу прибежище у ног Господа Каши [= Шивы]»
Несколько фронтонов на одной стороне храма.
Парвати
Ардханаришвара
Аласаканья
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Вайтал Деула. |