Бахай на бато (тагальский, буквально «каменный дом») - это тип здания, возникшего в Филиппинах 'в период испанского колониального периода. Это обновленная версия традиционного бахай кубо. Его дизайн менялся на протяжении веков, но все еще сохраняет архитектурную основу bahay kubo, которая соответствует тропическому климату, сезону штормов и сейсмоопасной среде всего архипелага на Филиппинах. и соединяет его с влиянием испанских колонизаторов и китайских торговцев. Таким образом был создан гибрид австронезийской, испанской и китайской архитектуры с американским влиянием в американскую эпоху, что подтверждает тот факт, что Филиппины являются результатом этих смешение культур. Чаще всего он выглядит как приподнятый, нависающий деревянный верхний этаж хижины нипа (с балюстрадами, вентанильями и раковиной раздвижных окон), который стоит на твердых каменных блоках в испанском стиле. или кирпичи и столбы в качестве фундамента вместо простых деревянных, бамбуковых свай или деревянных столбов. Кровля - это китайская черепичная крыша или соломенная (нипа, саговая пальма, или cogon), многие из которых сегодня заменяются оцинкованная или другая современная кровля. Он соответствовал планам бахай кубо, таким как открытая вентиляция и приподнятые квартиры, используемые в качестве жилых помещений, а первый этаж использовался для складских помещений, подвалов и других деловых целей. Как и bahay kubo, большая часть этого уровня земли была зарезервирована для хранения; в деловых районах часть площадей сдана под магазины. Лошади для экипажей размещались в конюшнях, называемых caballerizas. Бахай на бато имел прямоугольный план, отражавший народные австронезийские традиционные филиппинские дома в сочетании с испанским стилем.
Он был популярен среди элиты или среднего класса и сочетал в себе характеристики хижины нипа. со стилем, культурой и технологиями китайской и испанской архитектуры. XIX век был золотым веком этих домов, когда богатые филиппинцы строили прекрасные дома по всему архипелагу.
Тот же архитектурный стиль использовался в филиппинских монастырях испанской эпохи, монастырях, школах, отелях, фабриках и больницах, а также в некоторых школьных зданиях Габалдона американской эпохи, все с небольшими изменениями. Эта архитектура до сих пор используется во время американской колонизации Филиппин. После Второй мировой войны строительство этих домов пришло в упадок и в конечном итоге прекратилось в пользу послевоенной современной архитектуры.
Сегодня эти дома чаще называют родовыми домами, потому что большинство домов предков на Филиппинах построены в стиле бахай-на-бато.
Пример филиппинской архитектуры bahay na batoХотя филиппинский термин bahay na bato означает «каменный дом», эти дома не полностью построены из камня; в некоторых из них даже больше преобладают деревянные материалы, а в некоторых более современных - бетонные. Это название стало применяться к архитектуре из поколения в поколение, потому что, в отличие от своего предшественника bahay kubo, который полностью сделан из органических материалов, он использует каменные материалы.
Доколониальная филиппинская архитектура основана на традиционных сваях австронезийских народов Юго-Восточной Азии. Первые постройки в первые годы испанской оккупации были из дерева и бамбука, материалов, с которыми доиспанские коренные филиппинцы умело работали с давних времен, известные как бахай кубо (позже названные Американцы как «хижина нипа»). Крыши Бахай кубо были из пальмы нипа или травы когон. В своей основной форме дом состоял из четырех стен, окружавших одну или несколько комнат, при этом вся конструкция была поднята над землей на сваях. Его сходство с кубом получило свое описание на испанском языке - cubo. Группы этих деревянных домов явно были предрасположены к возгоранию.
Затем испанцы быстро представили идею создания более постоянных сообществ с церковью и правительственным центром в качестве координационных центров. К середине 1580-х годов усилиями Доминго Салазара, первого епископа Манилы, и иезуита Антонио Седеньо, здания начали возводиться из камня. Пт. Седеньо построил первое каменное здание, которое было резиденцией епископа Салазара. К 1587 году генерал-губернатор Сантьяго-де-Вера потребовал, чтобы все здания в Маниле были построены из камня. С этой целью китайцев и коренных филиппинцев учили добывать и обрабатывать камень, как готовить и использовать строительный раствор и как формовать кирпичи. Так началось то, что назвали первым золотым веком строительства из камня. Это новое общественное устройство сделало строительство из более тяжелых и долговечных материалов желательным. Некоторые из этих материалов включали кирпич, раствор, плитку и камень. Светящиеся отчеты о высоких дворцах и великолепных особняках достигли полуострова. Однако амбициозные планы испанцев были разбиты в 1645 году, когда в Маниле произошло ужасное землетрясение.
Двойная опасность пожара и землетрясения породила другой тип архитектуры. Обнаружив, что европейские строительные стили непрактичны в местных условиях, испанские и филиппинские строители быстро адаптировали характеристики бахай кубо коренных жителей и применили их к испанской колониальной архитектуре. Этот тип строительства вскоре получил название bahay na bato или, как его называет иезуит Игнасио Альцина, «arquitectura mestiza» или «смешанная архитектура».
Calle Sebastian (ныне улица Идальго; с церковью Сан-Себастьяна на заднем плане), которую когда-то называли как самая красивая улица в Маниле. В начале 1900-х годов Манила была наполнена величественной архитектурой бахай-на-бато на улицахБолее чем за три столетия испанской инициативы здания из дерева, камня и кирпича были построены по всему архипелагу, начиная с Батана острова на севере до Тави-Тави на юге, от Палавана на западе до Самар на востоке.
Во время Второй мировой войны многие из этих домов были разрушены как американскими, так и японскими войсками.
Различные стили зависят от индивидуального внешнего вида каждого дома. Например, у некоторых Bahay na bato нет вентанильев, у некоторых нет окон Capiz, а у некоторых нет и того, и другого. У некоторых есть оцинкованные крыши, у некоторых - черепичные, а у некоторых - крыши нипа или когон. Стены первого уровня могут быть построены из кирпича, сырца или коралловых камней; в более современных конструкциях используется бетон или дерево. Сохраняя базовую форму, бахай на бато XIX века отражала меняющиеся вкусы за счет включения мотивов из преобладающих стилей.
Такие дома, как Дом предков Вега, в которых есть почти полностью деревянные материалы даже до стен первого уровня, все еще считаются Бахай на бато; название Bahay na bato было применено к этой архитектуре из поколения в поколение, так как в большинстве этих домов использовались каменные материалы, в отличие от доколониальной эпохи, когда камни вообще не использовались. Тот же принцип применяется к хижине нипа - не во всех хижинах нипа используются материалы нипа; некоторые используют cogon. Его местное название, bahay kubo, означает «кубический дом», хотя не все имеют кубическую форму.
В этих домах беспрецедентно смешаны и сочетаются архитектурные стили, так что Bahay na bato может иметь неоготику и Неомудехарские (неомавританские) детали в тех же углах, то есть поверх барокко (которое может быть в определенном стиле, например, в венском сецессионистском стиле, сравнительно скромном). Эти причудливые смеси придают Bahay na bato архитектурный стиль, который эволюционировал как с Востока, так и с Запада, и, таким образом, делает его поистине филиппинским, поскольку он соответствует истории Филиппин, где смешались восток и запад. Сохраняя базовую форму, бахай на бато XIX века отражало меняющиеся вкусы за счет включения мотивов из распространенных стилей, таких как викторианский. Неоклассические украшения включали колонны, пилястры, кариатиды, атласы и фризы, взятые из Греческая и римская архитектура. Начало эпохи ар-нуво также оказало большое влияние на смешение стилей и эстетики этих домов. Многие из последних Bahay na bato адаптировали модернистский дизайн, такой как Art Deco в эпоху ар-деко и вскоре послевоенный модернистский дизайн, многие из которых были лишь продуктом слабо отреставрированного Bahay na bato после войны, который в конечном итоге привело к его упадку. Стиль также может отличаться в зависимости от региона. Каждый регион развивал свой собственный стиль строительства, который во многих случаях зависел от доступных материалов. По мере развития строительных технологий, открытия карьеров и строительства печей в различных частях страны начали отдавать предпочтение определенным строительным материалам. В результате Бахай на Бато имеет несколько разновидностей по этническому признаку. Бахай на бато в Себу, например, отличается от Самара.
У иватанов в Батанес, однако, есть совсем другой Бахай на бато, называемый Синадумпаран. Этот дом построен по принципу исконной иватанской архитектуры, адаптированной к испанской колониальной строительной технологии Филиппин. Главный дом Синадумпарана, Ракух, очень похож на традиционный бахай-на-бато на материке. и имеет гибридный вид между традиционным домом иватан и бахай на бато с материка.
Примеры региональных вариантов:
Дома Бахай на БатоМанила, столица Филиппин, имеет один из самых разнообразных стилей Бахай на Бато, начиная с от раннего периода испанской колонизации до американской эры. Многие были уничтожены Второй Мировой войной. Тем не менее, в районе Метро Манила по-прежнему сосредоточено самое большое количество домов Бахай-на-Бато. Большинство зданий в Маниле и Центральном Лусоне были сделаны из самана, вулканического туфа, добытого на холмах, который полностью отличается от материала с таким же названием, найденного в Латинской Америке. (в тех латиноамериканских странах под саманом подразумевают грязь и солому, сформированные в прямоугольные блоки, которые затем сушат на солнце).
Самые большие, самые модные и престижные компании в конечном итоге были основаны на соседней улице, называемой Escolta; ко второй половине 19 века это был важнейший торговый район страны. Открытие Манилы как свободного порта побудило британцев, немцев, французов и других иностранцев к созданию предприятий на Эсколте и прилегающих улицах, а также величественных Были построены здания Бахай-на-Бато.
Внутри старого города-крепости Интрамурос
Casa Manila
Kapitan Moy Родовой дом в Марикине
Эдралин Родовой дом Дом имеет типичную деревянную верхнюю половину и прочная нижняя половина многих Bahay na bato на Филиппинах, за исключением нижней половины, сделана из кирпича, типичного для Илокоса
родового дома Кариньо в Кандоне, Илокос-Сур
В северном регионе есть некоторые из наиболее хорошо сохранившихся бахай-на-бато на всех Филиппинах. Уникальный северный стиль, обычно в регионе Илокос, обычно основан на кирпичных материалах, распространенных в Бахай-на-Бато, церквях и других построенных зданиях, стенах, памятниках и укреплениях
Кирпич был основным строительным материалом в северном Лусоне ; дома и церкви из кирпича также строились в отдельных частях Архипелага, вплоть до Холо, Сулу. Уникальные конструкции севера могут включать фасадные стены второго уровня, состоящие из каменного материала во многих зданиях, а не более распространенный деревянный фасад второго уровня. Тем не менее, он по-прежнему остается верным принципу хижины нипа. Эти недревесные (каменные) фасады стен второго уровня также присутствуют в некоторых из Бахай-на-Бато других регионов, помимо севера, например, в иезуитском доме 1730 года в Себу в Висайях. Деревянный фасад второго уровня Bahay na bato все еще присутствует на севере.
В Вигане, столице Илокос-Сур, многие владельцы домов решили построить оба этажа из кирпича, который был доступен в Большие количества. Благодаря массивным стенам волада исчезла во многих домах, а кухня превратилась в каменное пристройку с отверстиями, пронизывающими стены, чтобы выпускать дым.
Калабарзон - это регион с одними из наиболее хорошо сохранившихся исторических домов. В городах на побережье Лусона, особенно в Батангас, использовались грубо обтесанные блоки из коралла и саманого камня.
Старый дом Таал Батангас
Дом Фелипе Агонсилло
Родовой дом Куэнка
Бахай на бато в Булакане и многие в Центральном Лусоне славятся своей резьбой. Самые известные из них находятся в Малолос, в его историческом центре, где расположены родовые дома. Поскольку саман пригоден для изготовления скульптур, дома в Булакане имели фасады, украшенные резными цветами, листьями и религиозными символами.
Многие постройки на полуострове Бикол использовали богатый вулканический камень.
Джубан Соросогон
Бахай на бато в Себу с его коралловыми камнями, типичными для Висайских островов
Родовой дом Панарес
Родовой дом Яп-Сандиего
Большинство фундаментов бахай на батос в Висайях состоит из кораллового камня, хотя многие из них до сих пор состоят из сырца и кирпича. Себу, Бохол, Негрос и Илоило славятся своими домами Bahay na bato. На всех Висайских островах искусство огранки камня или кораллов было практически возведено в ранг изящного искусства, когда блоки вставлялись друг в друга так точно, что даже лезвие бритвы нельзя было вставить между блоками. Материал был настолько прочным, что его не нужно было защищать слоем палитры. Это искусство было принесено поселенцами Висайя в прибрежные города Минданао.
Иватанцы из Батаны исповедуют совершенно другой стиль Бахай на Бато. Их называют Синадумпаран. Поскольку острова Батанес были присоединены к колониальной нации Филиппины намного позже в результате испанского завоевания, Синадумпаран также был развит намного позже. Сочетание доколониального стиля иватан и колониального филиппинского стиля (Bahay na bato). Дом Sinadumpraran состоит из двух зданий; Один - кухня, а другой - жилое здание под названием Ракух. В здании Ракух очень заметно влияние филиппинского колониального стиля (Bahay na bato).
Многие монастыри, монастыри, школы, больницы, офисы, станции и т. Д. Также адаптировали архитектуру Бахай Кубо к испанскому колониальному стилю. В результате многие из этих зданий также являются Бахай на Бато с очень небольшими различиями, такими как размер и пропорции.
Примеры таких зданий: Университет Санто-Томас (Интрамурос), Колледж Санта-Роса в Маниле, больница Сан-Хуан-де-Диос, вокзал Тутубан, больница AMOSUP, отель де Ориенте в Бинондо, дворец Малаканьяна и многие другие церкви.
Примеры:
Дворец Малакананг (дворец президента Филиппин)
Железнодорожный вокзал Тутубана, 1890-е годы
Старый Сан-Хуан-Де-Летран
Замбоанга Мэрия
Здание Эль-Амансер
Отель Де Ориенте
Museo De Loboc / Convent
Таал, Батангас Монастырь
Дворец султана в Сулу, Исламский Юго-Запад Минданао Филиппины
Как и в любой другой архитектуре, различные особенности Bahay na bato варьируются в зависимости от каждого отдельного здания, что означает, что в некоторых домах не будет некоторые из этих особенностей, чем другие: