Народ бага

редактировать
Бага
F baga de Taigbe.jpg Женщины бага около Камсара (2020)
Общая численность населения
~ 45000 - 80,000
Регионы со значительным количеством населения
Гвинея
Языки
Бага, Сусу
Религия
Преимущественно: Ислам
Родственные этнические группы
Народ ландума, народ налоу, народ темне
вождь бага-коба (1914) Baga People's Community деревня народа бага

бага западноафриканская этническая группа, проживающая в южных болотах Гвинеи Атлантического побережья. Традиционно анимисты в доколониальные времена, они обратились в ислам в колониальную эпоху под влиянием мусульманского господства. Некоторые продолжают практиковать свои традиционные ритуалы.

Типично сельские жители и известные своими успехами в сельском хозяйстве, особенно в выращивании риса, народ бага говорит на языке атлантической ветви нигеро-конголезской семьи..

Они также известны своими историческими анимистическими произведениями искусства. Известные своей красотой и изысканностью, они выставлялись и хранятся во многих крупных музеях мира. После обретения независимости Гвинею в 1958 году захватило тоталитарное марксистское правительство. Его программа «демистификации» продолжалась до 1984 года, разрушая традиционные верования и ритуальные искусства народа бага.

Содержание

  • 1 Этнонимия
  • 2 Демография и языки
  • 3 История
  • 4 Общество и культура
    • 4.1 Вожди Бага
    • 4.2 Нимба Маск
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Этнонимия

В зависимости от источников и контекста мы наблюдаем разные формы: Ага, Баэле, Бага-Бинари, Бага-Кога, Багас, Багга, Баго, Байло, Барка, Болоеш, Калум, Запе Булонес.

Демография. и языки

В состав народа бага входит ряд племен, имеющих общие культурные особенности. Подгруппы включают мандори, ситему, пукур, булунитс, какисса (или собане), коба и калум. Они также тесно связаны с Landuma, Nalu в Гвинея-Бисау и Temne в Сьерра-Леоне., с которым у них есть лингвистическое сходство.

Распространение народа бага в Гвинее (приблизительно).

Имя Бага происходит от словосочетания сусу bae raka, «люди морского побережья».

Они говорят на языках бага. Многие также говорят на языке манде сусу, потому что он был региональным торговым языком. В языке бага много диалектов, и некоторые из них вымерли.

История

По сравнению с другими континентами, Африка характеризуется множеством и разнообразием этнических групп, сложным этническим составом и сильными изменениями в процесс формирования современных этносов. Для африканских культур характерно пересечение некоторых этнических языковых групп, их смешение и взаимодействие между большими и многими малыми этническими группами. (Clarke 2006) Без специализированных этнологических и лингвистических исследований часто бывает трудно провести границу между некоторыми этническими группами и определить, какая из них является национальной, а какая только составной частью. Сегодня, когда говорят о бага, люди всегда имеют в виду тех, кто «занимается выращиванием мангровых зарослей риса и живет на мангровом побережье современной Гвинейской Республики». (Ramon 1999) Согласно устной традиции бага, бага возникли во внутренних высокогорьях Гвинеи и были вытеснены агрессивными соседями на запад, в прибрежные болота. Они считаются «первопроходцами» во многих районах побережья Верхней Гвинеи и вследствие этого приобрели права арендодателя. Здесь они составляли ацефальное общество, состоящее из ряда автономных сообществ.

С XVI века развитие португальских торговых путей, идущих с севера, достигло региона, которые одновременно привлекали торговые пути из внутренних районов. Источником снабжения этих торговцев были люди бага, которые в основном занимались выращиванием риса и ореха кола, а также производством соли. Эта новая экономическая деятельность привлекла в этот район новых поселенцев и привела к преобразованию общества.

Португальские поселенцы, в первую очередь Ланкадос, интегрировались в развивающееся полиэтническое общество, женившись на дочерях вождей бага (как это имело место и в американских колониях). Некоторые из них стали политическими лидерами среди этих народов и основали правящие династии потомков смешанной расы. Например, и получили политическую власть и начало влияния колониальной эпохи.

В восемнадцатом веке народ фула создал исламскую теократию из Фута Джаллон. Они начали набеги рабов на другие народы в рамках джихада, который отрицательно сказался на многих западноафриканских этнических группах, включая народ бага. В частности, согласно Исмаилу Рашиду, фуланистская элита устраивала набеги рабов как часть религиозного джихада в 1720-х годах, что означало, что они могли оправдать порабощение неисламских народов. Это также способствовало обращению в ислам ранее анимистических народов.

Высокий спрос на рабов в качестве рабочей силы для плантаций в Северной и Южной Америке и в Карибских колониях сделал работорговлю экономически прибыльной. Английские и американские торговцы действовали вдоль атлантического побережья Гвинеи и основали порты для работорговли. В этот период народ сусу также мигрировал в области, где жили люди бага. Они установили господство в наземной торговле в сотрудничестве с имаматом Фута Джаллона. Фута разместили сантиги в Баре для сбора налогов и выплаты дани имамам.

В конце 19 века Гвинея была политически захвачена Францией как колония, и это изменение коснулось всех этнических групп в этом районе., включая людей бага.

Когда Гвинея стала независимой в 1958 году, марксистское правительство провело политику «принудительной демистификации», конфисковав и уничтожив все традиционные анимистические религиозные иконы Бага. После свержения прежнего режима в 1984 году новое правительство сделало ислам государственной религией и объявило вне закона немусульманские религиозные обряды. Только после смерти Секу Туре в 1984 году культура бага начала возрождаться как подтверждение племенной идентичности.

Общество и культура

Произведения искусства анимистов народа бага высоко ценятся и хранятся во многих западных музеях. Слева: резное изображение женщины в женевском музее Барбье-Мюллера; Справа: Скульптура Бага в Лувре, Париж.

Люди Бага, особенно женщины, известны своим умением выращивать рис в заболоченных низинах южного побережья Гвинеи. Мужчины обычно рыбаки, которые также выращивают пальмы и колы. Совместная семья основана на родословной. У них традиционно было патрилинейное общество родства, в котором власть принадлежала мужчинам-старейшинам этих родственных групп. Старейшины составляют сельский совет.

Национализация земли и собственности в Гвинее посредством социалистического законодательства после обретения независимости положила конец действующей власти старейшин Бага. Большинство семей живут группами цилиндрических построек из глины. Они покрыты соломенными крышами из рисовой соломы, и эти группы иногда группируются в небольшие деревни.

Люди бага исторически отказывались принимать ислам и сохранили свои анимистические убеждения. Но во время колониального периода работорговли в Западной Африке, под усиленным давлением со стороны налетчиков рабов фулани, почти все люди бага обратились в ислам. Теперь они преимущественно мусульмане и продолжают практиковать анимистические ритуалы. Например, они ритуально обнажают своих мертвых на некоторое время в священной роще, сжигают некоторые вещи и дом мертвого человека перед захоронением в мусульманском стиле.

Народ бага известен своим богатая история искусств, особенно дерева и металла. К ним относятся маска под названием Нимба, символ богини плодородия, и самые большие известные маски, когда-либо созданные в Африке. Они также вырезали символы элеков в качестве символов-хранителей и для кодирования секретной линии их общества Симо. Различные утилитарные искусства включали схожую кодировку духовных тем. Бага традиционно делал другую маску, называемую бансоньи, состоящую из раскрашенного шеста (некоторые были 20 футов в длину), который был красочно украшен, заканчивая ситцевым флагом и треугольной иконой. Бансоньи использовались в церемониях посвящения мужчин. После систематического разрушения в течение 30-летнего периода правления исламско-марксистского правительства создание такого ритуального искусства почти исчезло.

Вождь Бага

В Африке, когда дело касается вождей, это всегда кажется загадочным. Во многих африканских странах на самом деле существует два набора властных институтов: один - это административный орган современных стран, которым управляют президент, губернатор, глава графства, глава поселка и другие официальные лица из центрального правительства. местное самоуправление; другой - традиционная система власти, которая в основном существует в обширных сельских районах территории вождей и реализует систему вождей, которая рассматривается как африканская характеристика. Система вождя сначала произошла от изначальной клановой системы. Когда Африка постепенно перешла от рабовладельческого общества к феодальному, постепенно сформировались вождь государства и система вождей, больших и малых. Во время французского колониального периода Лысый Камара был выбран первым «королем» в колониальном регионе. (Рамон 1999) Но нет никаких доказательств того, почему он был избран. Еще одним очень важным вождем был Катонгоро. В 1909 году Туре построили в Кондейире первую мечеть среди Бага Ситем и начали исламизировать население. Но Катонгоро дал миссионерам землю для распространения христианства. И сам он окончательно христианизировался. (Рамон 1999). Отсюда мы могли видеть, как вождь Баги мог изменить культуру и сделать историю. Система вождей все еще существует в Африке сегодня, но в современном обществе с быстрым экономическим развитием она незаметно развивается в направлении упадка и дезинтеграции, что является сознательным поведением и целью правительства, а также неизбежным результатом социального развития.. Одним словом, с прогрессом и развитием общества вождь и правительство установили новые отношения взаимного сотрудничества, и древняя система вождей претерпевает значительные изменения.

Маска Нимбы

Также известная как Д’Мба, эти маски были собраны международными музеями и коллекционерами произведений искусства. С начала 1980-х годов, когда сменился марксистский режим, некоторые местные общины возрождают создание таких ритуальных предметов.

Первые европейские документы об этих церемониальных образцах относятся к 1886 г.; отмечая, что они были вырезаны и выполнены мужчинами. Два ключевых элемента, которые заинтриговали людей, изучающих нимбу, - это грудь и линейные узоры на лице, голове или волосах.

Нижняя висящая грудь должна представлять женщину в ее зените, которая родила и выкормила здоровых детей, и волосы, которые могли бы напоминать их соседей из их родной земли, до переселения с гор Фута Джаллон. Прическа служит напоминанием бага об их происхождении из Futa Jallon. (Лампа 1996 г.) Часто на каждой щеке, чуть ниже глаз, есть две короткие резные линии - признак этнической принадлежности бага. Иногда добавляют украшения, в том числе расписные деревянные украшения, прикрепленные к уху, или подвески, прикрепленные к носовой перегородке. (Museum of Primitive Art, 1961)

Хотя бага были анимистами до обращения, старейшины говорили, что Д'Мба не представляет определенного духа или богини, скорее, идею. Д'Мба танцуют во время сбора урожая, посадки, детского душа, свадеб и ритуальных церемоний. Это необходимо для обеспечения фертильности и воодушевления женщин бага на то, чтобы иметь силу во время беременности, а также для поощрения мужчин поддерживать своих женщин. Чтобы сажать, чтобы вдохновить общество на продолжение трудных времен, которые могут наступить. Раньше маска танцевалась не реже двух раз в год до наступления сезона дождей.

Маска Нимба вырезана из темного дерева и является самой большой маской, которую, как известно, производили в Западной Африке, которую использовали бага и их соседи налу, которые живут в Гвинее и Гвинее-Бисау.

Его следует носить на плечах танцора-мужчины и закреплять веревкой, привязанной к туловищу. Затем танцора скрывают европейской тканью и маской, называемой рафией, чтобы полностью покрыть танцора. Маска, которую носит маскарад, может быть не менее восьми футов высотой и весить восемьдесят фунтов и более. Чтобы исполнитель мог видеть, резчики стратегически встроили зрительные отверстия в туловище под грудью.

Со сложной скарификацией, напоминающей выращивание сельскохозяйственных культур на западноафриканских полях, голова д'мба напоминает волосы, заплетенные параллельно, характерные для народа фульбе из гор Фута-Джаллон, а не бага. Краски и шумовые украшения добавляются к маске перед церемонией, если таковые имеются.

Маска обладает всеми чертами человеческого лица, включая нос, шею, два глаза, два уха и рот. При виде сбоку маски, предлагающем больше внимания к деталям, нанесенным на резьбу, показывая ее высоту и длину, прямой портретный вид обычно очень тонкий или тонкий, что позволяет лучше увидеть человеческое сходство.

Маска Д'Мба

Маска Нимбы сейчас продается и продается с аукционов по всему миру за тысячи долларов из-за деликатности, необходимой при транспортировке. Они являются частью многочисленных выставок художественных музеев, постоянных коллекций и личных коллекций. В 2019 году Художественный институт Чикаго открыл недавно отремонтированную выставку африканского искусства, на которой представлена ​​маска Д'Мба. Некоторые критики говорят, что после путешествия по Африке художник Пабло Пикассо черпал вдохновение в маске Дамба в некоторых своих скульптурах. Многое нужно было узнать об этом искусстве народа бага в западном мире, и после публикации Фредериком Лэмпсом книги «Искусство народа бага» в 1996 году последовало развитие.

Ссылки

Библиография

  • Mouser, Bruce L. (2002) «Кто и где были Бага?: Европейские представления с 1793 по 1821 год», History in Africa, 29, 337– 364.
  • Коттер, Голландия «Культура, игнорируемая, за исключением ее значков» New York Times, 25 октября 1996 г.
  • Hair EHP, (1997). История бага в ранних письменных источниках. History in Africa, 24, 381–391.
  • Knorr, J., Trajano Filho, W. (Eds.). (2010). Могущественное присутствие прошлого: интеграция и конфликты на побережье Верхней Гвинеи. Лейден, Нидерланды: Brill.
  • Лампа F, (1986). Искусство Баги: предварительное расследование. African Arts, 19 (2), 64-67 + 92.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-11 06:25:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте