Вакх | |
---|---|
Художник | Микеланджело |
Год | 1496–97 |
Тип | Мрамор |
Размеры | 203 см (80 дюймов) |
Местоположение | Национальный музей Барджелло, Флоренция |
Вакх (1496–1497) - мраморная скульптура итальянского Высокого Возрождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело. Статуя несколько больше в натуральную величину и изображает Вакха, римского бога вина, в шаткой позе, наводящей на мысль о пьянстве. По заказу Раффаэле Риарио, высокопоставленного кардинала и коллекционера античной скульптуры, он был отвергнут и вместо этого был куплен Якопо Галли, банкиром Риарио и другом Микеланджело. Вместе с Пьета Вакх - одна из двух сохранившихся скульптур первого периода художника в Риме.
Вакх изображен с закатывающимися глазами, его шатающееся тело почти балансирует на каменистом обнажении, на котором он стоит. Позади него сидит фавн, который ест гроздь винограда, выскользнувшую из левой руки Вакха. С его раздутой грудью и животом фигура Вакха показала Джорджо Вазари «стройность юноши, плотность и округлость женщины», а ее андрогинность часто отмечается (хотя яички тоже опухшие). Вдохновением для работы послужило описание в Плиния Старшего Natural History утраченной бронзовой скульптуры работы Праксителя, с изображением «Вакха, опьянения и сатира ». Ощущение ненадежности, возникающее из-за высокого центра тяжести, можно найти в ряде более поздних работ художника, прежде всего в Давиде и фигурах на потолке Сикстинской капеллы.
Рисунок Вакх в саду скульптур Якопо Галли. Автор Маартен ван Хемскерк, c.1533–1536Микеланджело изображает Вакха через символику с виноградными листьями и чашкой для питья, чтобы выразить его опьянение. Вакх носит венок из листьев плюща, так как это растение было священным для бога. (Это не виноградные листья, как это часто предполагается.) В правой руке он держит кубок с вином, а в левой - шкуру тигра, животного, связанного с Вакхом «из-за его любви к винограду» (согласно Биограф Микеланджело Асканио Кондиви ). Рука, держащая кубок, была отломана, а пенис отколот до того, как Маартен ван Хеемскерк увидел скульптуру в 1530-х годах. Восстановили только кубок, в начале 1550-х годов. Уродство, возможно, было сделано для того, чтобы придать скульптуре иллюзию большей древности, поскольку она изначально была размещена среди античного торса и фрагментов римских рельефов в римском саду Якопо Галли. Однако такая уступка «классическим» чувствам не убедила Перси Биши Шелли в верности произведения «духу и смыслу Вакха». Он писал, что «это выглядит пьяным, жестоким и ограниченным, и в нем есть самое отвратительное выражение распущенности». Историк искусства Иоганнес Вильде резюмировал отзывы о скульптуре так: «Короче... это не образ бога».
Статуя была заказана для сада кардинала Раффаэле Риарио, который намеревался дополнить его коллекцию классических скульптур. Кардинал Риарио отверг его, и к 1506 году он попал в коллекцию Якопо Галли, банкира как кардинала, так и Микеланджело, у которого был похожий сад около Палаццо делла Канчеллерия. Там он впервые появился на рисунке Маартена ван Хеемскерка, ок. 1533–1536. Статуя была куплена для Медичи и перенесена в Флоренцию в 1572 году.